История - легендарный ресторан яръ. Черный яр

Посудомойщик

Алексей Судаков родился в Ярославской губернии, в большой крестьянской семье. Многие их односельчане везли детей в Москву и отдавали их на работу кожевникам или кузнецам, но нередко и в трактиры. Делалось это не из эгоизма и жестокости родителей, а ради спасения детей от голодной смерти в деревне, частенько страдавшей от неурожаев. Работая в ресторане, уж точно с голоду не помрёшь.

Чтобы прокормить семью, отец поехал с Алексеем в Москву на «биржу» ‒ так тогда называлось место, где владельцы московских харчевен выбирали себе среди выходцев из окрестных деревень половых (слуга в трактире), официантов для рестораций и приказчиков.

Ярославские крестьяне или, как их называли, «водохлёбы» (под этим подразумевалось, что они пьют только «огненную воду»), трудились в лучших трактирах города («Прага», «Славянский базар» и т. д.). Для них эта работа была возможностью выбиться в люди, стать солидным человеком.

Обязанности официанта тех лет не особенно отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола

Веселый неунывающий мальчишка приглянулся управляющему чайной и он забрал его к себе посудомойщиком, а отца Алексея ‒ приказчиком. И вот в девять лет у будущего миллионера началась взрослая жизнь. Жизнь работников общепита и сейчас несладкая: за едой надо постоянно следить, каждому надо угодить, успокоить напившихся хамов - иными словами, даже присесть не получится.
Во времена, когда не было ни водопровода, ни вывоза мусора, ни средств дезинфекции, работа на кухне была сущим кошмаром. В такой атмосфере наш герой и делал свои первые шаги к успеху, вычищая тарелки онемевшими пальцами в холодной воде. Разумеется, неграмотных деревенских ребят обучали всем блюдам, которые подавались, причем если сейчас все это учат по распечаткам, то тогда запоминали на слух.

Повар лично брался обучать гарсона всем премудростям готовки, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Самым трудным для любого было выучить состав соусов, коих было величайшее множество, и какое блюдо с каким соусом подают. Допускали же работать с клиентами, только если юный работник «все соуса знает».

Выучив меню, его пустили в зал прислуживать посетителям. В таком амплуа юный Судаков трудился где-то года четыре. По большому счету, обязанности официанта тех лет не особо отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола.

Алексей был очень смышленым и бойким, прилежно выполнял все поручения, поэтому уже в 17 лет ему удалось стать, выражаясь современным языком, менеджером ресторана. Он мог носить «лопаточник для марок» (бумажник, где держали кассовые чеки и деньги за еду) и шелковый пояс, за который этот самый «лопаточник» затыкался. Его чайная стала приносить хороший доход, и в 22 года деловитый ярославец стал директором заведения.

Ресторатор

Как только юноша скопил внушительную сумму, то сразу купил ресторан на Рождественском бульваре, ставший популярным по всей Москве. Потом еще один, но мечтою дельца был шикарный и красивый ресторан «Яръ» (по имени французского повара Ярда, а не от оврага), что находится теперь возле метро «Динамо», на Ленинградке.

Это место отличалось от других злачных, так как там подавали не только хлеб, но и зрелища: играл оркестр Степана Рябова, пели хоры и вообще здесь бывал весь высший свет: богач Морозов, писатели Чехов и Куприн, оперная звезда Шаляпин, знаменитый «неверящий» режиссер Станиславский, «наше всё» Пушкин.

Владеть таким местом значило не только разбогатеть, но и стать известным среди элиты. На свой страх и риск, взяв кругленькую сумму в долг, Судаков в 1896 году покупает «Яръ» у промотавшегося хозяина Аксенова. Но наш герой знал, что делал, и благодаря смекалке быстро заработал деньги. Говоря современным языком, он выступил промоутером… ипподрома. Дело в том, что скачки проходили совсем неподалеку от его кафешантана. Договорившись со скаковым обществом, он распространял бесплатные билеты на это мероприятие среди гостей, сладкоголосые цыганки давали их своим поклонникам.

«Купцу, ему ведь как, - говаривал ресторатор, знавший купцов не понаслышке - если бесплатно, то и уголькам в аду будет рад». Днем публика ходила смотреть на своих любимых лошадей, болела за них, а потом, утомленная переживаниями и, желая отпраздновать победу или залить горе, шла поужинать в соседний «Яръ». Отбоя от клиентов теперь не было.

На доходы от своей простой и гениальной идеи Судаков решил сделать в своем заведении капитальный ремонт. Идеей его было превратить старинную деревянную постройку в дворец стиля модерн. В 1910 году архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными светильниками по фасаду. В перестроенный «Яръ» потянулись толпы, там бывали даже члены императорской фамилии и всесильный Григорий Распутин. Особенно бомонд полюбил летний сад, где можно было посидеть в тени и побеседовать о судьбах России.

В том же году Алексей Акимович, имевший стотысячные капиталы, покупает петербургский кабак «Медведь», бывший, по сути, копией его московского детища. И без того шикарное место ресторатор делает настоящим «Эрмитажем», только в нем можно было не только любоваться искусством, но и закусить.

Как бы то ни было, ресторан «Яръ» пережил потрясения, и стал в 1952 году частью гостиницы «Совесткая». Заведению вернули прежние интерьеры и имя; в нем, как и в старые добрые времена, играет цыганская песня и приходят известные люди: от Чубайса до Шварценеггера. Полюбоваться роскошным убранством и посидеть за любимым столиком Пушкина может каждый из нас.

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов населения, в основном евреев, и советских пленников, проводимых немецкими войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по информации из разных источников, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

Бабий Яр находится в северно-западной части Киева, между кварталами Лукьяновка и Сырец.

  • Впервые упоминается под нынешним названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (укр. «баба»), располагавшегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV-XVIII веках также попадались названия «Шалэна Баба» и «Бісова Баба».
  • В 1869 году неподалеку от Бабьего Яра основали Сырецкий военный лагерь. В 1895 на территории лагеря была заложена Дивизионная церковь, разрушенная после революции. На месте этой церкви позднее находился вход в Сырецкий концентрационный лагерь.
  • В 1870 году территория на юге Бабьего Яра была использована под строительство Лукьяновского кладбища, которое закрыли в 1962 году. В настоящее время территория кладбища является заповедной зоной
  • В 1891-1894 годах рядом с Бабьим Яром было основано Новое еврейское кладбище. Его закрыли в 1937 году и окончательно уничтожили во время Второй мировой войны. Сохранился лишь маленький фрагмент кладбища, оставшиеся захоронения были позже перенесены на Берковецкое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом


24 сентября на Крещатике НКВД подорвало два дома, где устроились представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары устраивались и в следующие дни, было разрушено около 940 крупных зданий. Нацисты расценили это как повод для ликвидации еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу - расстрел. По городу было расклеено более 2 тысяч объявлений. Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Были собраны также и представители некоторых других нацменьшинств

В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик. Выстрелы специально заглушались музыкой и шумом самолёта, кружившего над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землёй.


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей.За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеляпри участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием Петра Захвалынского (сам Захвалынский никакого отношения к этим расстрелам не имел, так как прибыл в Киев только в октябре 1941 г.; в 1943 г. его убили немцы) расстреляли в этом овраге 33 771 человек - практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941-1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которым немцы приказали сжигать тела в 1943 году, утверждали о 70-120 тысячах.


Кроме того, на месте военного лагеря частей РККА был открыт Сырецкий концлагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики, военнопленные и другие. 18 февраля 1943 в нём были расстреляны трое игроков футбольной команды «Динамо» - участников « »: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

Всего в Сырецком концлагере погибло не менее 25 000 человек. Отступая из Киева и стараясь скрыть следы своих злодеяний, нацисты в августе - сентябре 1943 успели частично уничтожить лагерь, вырыли и сожгли на открытых «печах» множество трупов, кости перемалывались на специально привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по всему Бабьему Яру. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств. После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)


Энергетика у этого места была ужасной, постоянно происходили происшествия. В 1950 городские власти приняли решение залить Бабий Яр жидкими отходами близлежащих кирпичных заводов. Овраг перекрыли земляным валом, чтоб не допустить затопления жилых районов. Особенности вала и пропускная способность дренажа не соответствовали даже минимальным нормам безопасности. Утром в понедельник 13 марта 1961, из-за сильного таяния снега, вал не устоял под напором воды, и в результате селевой поток высотой до 14 метров хлынул на Куренёвку. Жижей залило площадь более 30 гектар, уничтожено более 30 зданий, разрушено трамвайное депо им. Красина.
Памятник жертвам Куренёвской трагедии , открытый в марте 2006 года


Информация о катастрофе подвергалась жесткой цензуре, её масштабы сильно преуменьшались. Многие жертвы были специально похоронены на разных кладбищах в Киеве с указанием других дат и причин смерти, а часть тел так и не нашли под огромной толщей пульпы. Согласно официальному сообщению комиссии по расследованию причин трагедии, авария погубила 145 человек. А вот современные исследователи Куренёвской катастрофы утверждают, что на самом деле количество жертв составило около 1,5 тысяч человек. Этот эпизод в истории Бабьего Яра называют Куренёвской трагедией.


Побывавший на месте трагедии Евгений Евтушенко написал своё знаменитое стихотворение «Бабий яр», ставшее основой 13-й симфонии Шостаковича. Лишьв 60-е годы в советской прессе опубликовали первые упоминания о массовых расстрелах в Бабьем Яре. В 1966 году в журнале «Юность» напечатали сокращенную версию документального романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но выпуск романа отдельным изданием так и не состоялся. После побега Кузнецова за границу экземпляры журнала с главами романа были изъяты из всех библиотек. Полностью роман вышел в России уже после развала Союза

###Страница 2

После катастрофы работы по заполнению яра продолжались и дальше. Вместо земляной дамбы была возведена бетонная, проложена новая дренажная система и приняты более жесткие меры безопасности. Часть пульпы, выплеснувшейся на Куренёвку транспортировалась самосвалами назад для засыпки яра. Позже через заполненные отроги яра была проложена дорога с Сырца на Куренёвку (часть нынешней улицы Елены Телиги) и устроен парк

В 1965 объявили закрытый конкурс на лучший памятник жертвам Бабьего Яра. Представленные проекты не понравились властям, и конкурс закрыли, а в октябре 1966 в сквере в южной части оврага был установлен гранитный обелиск, где только 10 лет спустя все-таки поставили памятник. Открытие памятника встретили жесткой критикой за пределами СССР, потому что о евреях не было сказано ни слова

В начале 1970-х годов на месте Нового еврейского кладбища были построены корпуса телецентра


24 марта 2001 здание старого кинотеатра им. Юрия Гагарина, находившегося на месте Дивизионной церкви, было передано Украинской Православной Церкви с целью создания Сырецкого мемориала (в него вошли собор Пресвятой Богородицы, музей, памятник и кинолекторий)

Помимо памятников, упомянутых выше, в Бабьем Яре также находятся:

Менора - памятник казненным евреям в виде меноры. Установлен 29 сентября 1991, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена Дорога скорби.


Памятник расстрелянным детям. Открыт 30 сентября 2001 напротив выхода из станции метро «Дорогожичи»


Крест в память расстрелянных православных священников. Установлен в 2000 на месте, где 6 ноября 1941 были расстреляны архимандрит Александр и протоиерей Павел, призывавшие население к борьбе с фашистами

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.

И еще ряд памятников:

  • Стелла в память остарбайтеров, установлена в 2005.
  • Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 душевнобольным.
  • Крест в память немецких военнопленных.
  • Памятник работы неизвестного автора, представляющий собой три креста, сваренных из железных труб, с надписью на одном из них «И на этом месте убивали людей в 1941 Господи упокой их души».

Долгое время ведётся дискуссия о создании памятника расстрелянным здесь цыганам

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.

О возникновении слободы Капустин Яр в материалах областного архива содержатся следующие сведения

Версии возникновения

Из Одесской области переселились в заволжские степи два брата, помещики Зубовы. Они поселились на расстоянии 50 верст друг от друга. Помещики избрали лучшие для животноводства, земледелия и охоты земли. Эти семьи жили здесь и после отмены крепостного права до самой революции. Помещик Зубов, боясь восстания крестьян, попросил царское правительство прислать кордон казаков. Прибывшие казаки расположились около центральной усадьбы помещика на крутом яру реки Ахтуба. Для связи казаки назначили одного из ссыльных старшин по фамилии Капустин. Атаман казаков приказал ссыльным селиться около них на крутом яру. Поселение назвали Капустин Яр.

Есть еще одна версия основания слободы. Слобода Капустин Яр, Царевского уезда, Капустиноярской волости, находится при реке Подстепной, основана в 1805 году. Название получила от фамилии крестьянина Капустина, первого поселенца этой слободы, бывшего рыбопромышленника, заведение которого было под яром.

Третья версия относится ко временам Степана Разина, гулявшего по Волге со своей вольницей. Поднимаясь вверх по реке, он оставлял на ее берегах сторожевые посты для наблюдения и контроля за перевозкой товаров на торговых судах из Руси на Кавказ, в Среднюю Ахтубу и в Турцию. Для одного сторожевого поста был выбран крутой берег – яр. А старшим на посту был казак по прозвищу Капустин.

Основным занятием населения были сельское хозяйство и возка соли. Когда казаки уехали, поселенцы стали искать себе лучшее место для проживания. Такое место они нашли у речки Подстепка недалеко от Ахтубы. Первыми переехали сюда ссыльные Богучаровского уезда Воронежской губернии, за ними – корочане с Украины. Они основали центр на Камышиной горе, построили церковь в честь Святой Троицы и школу. Дальше на восток селились «москали» из Московской губернии, еще дальше – крепостные из Шацкого уезда. Общины не смешивались, жили обособленно. Только к началу XX века население смешалось.

Земли вокруг было много, но ее обработка требовала немало труда. Сеяли, в основном, рожь, пшеницу, просо, горчицу, лен, коноплю. Много урожая съедали суслики, хомяки, зайцы. Нередко хлеба не хватало, приходилось ездить за ним в Николаевку. Культура была на низком уровне, больниц и врачей не было. Лечили знахари, воспитание шло в основном через церкви. В церковноприходской школе сначала учились одни мальчики, позднее стали учить девочек.

Капустин Яр располагался в очень удобном для торговли месте. В разлив воды Волги подходили к пристани Капустина Яра, сюда могли приставать в течение месяца торговые суда. С другой стороны, с востока в слободу привозили товары кочевые народы. Уже в середине XIX века в центре села возникли купеческие кирпичные и деревянные дома. Они были двухэтажными, на первом этаже обычно располагался магазин. Крупных купцов в Капустином Яре было около Купеческие дома

Местные фамилии

В первую десятку именитых торговцев входили Шишкин, Орловы, Рыжков, Линев, Ткачевы, Заглядкин, Попов и другие. Купцы не только торговали, но и имели в степи хозяйства с хорошим подножным кормом. Они покупали у крестьян слабый скот, гнали на откорм, а затем отправляли в город, получая большие барыши

Официальные источники свидетельствуют, что уже в первой половине XIX века Карустин Яр представлял собой поселение на 1834 двора с населением в 13 300 человек. В нем действовали: 3 церкви, 4 училища, 20 лавок, 1 аптека, 5 питейных заведений, 2 рыбных ватаги, 1 паровой маслобойный завод, 3 ярмарочных площади, 120 ветряных мельниц и крупорушек.

В XIX веке в селе стали развиваться ремесла. Появились плотники, печники, кровельщики, кузнецы, сапожники, портные. Население из года в год увеличивалось.

В начале XX века

На рубеже веков население составляло около 22 000 тысяч человек, имелись церкви, магазины, трактиры, существовали 2 легальные политические партии – эсеры и монархисты.

Проведение столыпинской аграрной реформы вызвало жаркие споры среди крестьян. Эсеры организовали общество хлеборобов на паях, пай определили в 25 рублей . Покупали сельскохозяйственные машины и продавали с наценкой. Организации большевиков до революции не было, только революционно настроенные одиночки.

После Октябрьской революции

Весть о свержении царя быстро распространилась по селу. Несмотря на холодный день, на площади собралось много народа. Митинг открыл эсер Л.С.Ткачев. На митинге был избран Совет депутатов, который поддержал Временное правительство. Председателем совета был избран Ткачев, членами совета – Иванов, Голиков, Назаров, Рогожин и другие.

Новая власть

После Октябрьской революции в Царевский уезд был послан представитель большевиков, уроженец Капустина яра Куличенко Ф.И. Он сумел подобрать актив (Т.Я.Волков, Ф.П.Тихоненко, Д.А.Котов и другие). В январе 1918 года в слободе была установлена Советская власть. Был избран Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем стал Ф.И. Куличенко, секретарем – Т.Я.Волков. Была налажена охрана села, красногвардейский и партизанский отряды несли службу в течение 4 лет. Партийная ячейка насчитывала около 50 человек

Началась гражданская война. В районе бесчинствовали многочисленные банды. Красногвардейский отряд из Капустина Яра принимал участие в уничтожении банды в районе Житкура. В июле 1919 года Капустин Яр захватили белые. Начались расправы над активистами. Борьба с белыми была ожесточенной. В августе 1919 года на подступах к Капустину Яру развернулись ожесточенные бои. В сентябре наш район был очищен от белых.

Местные фамилии

До 1920 года в селе не было комсомольской ячейки. Инициаторами ее создания стали Г.Борисов, И.Каменев, А.Рыжков, братья Бабенко и другие. Секретарем был избран Г.Борисов

Началось восстановление разрушенного войной хозяйства. Коллективизация сопровождалась раскулачиванием. К 1930 году было раскулачено около 120 дворов. К началу 1932 года в Капустином Яре коллективизация в основном закончилась. Было создано 7 колхозов.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны в селе прошла мобилизация. Всего за годы войны на фронт ушли свыше 5000 капустиноярцев, из которых погиб каждый второй.

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Первые трудности – уборка хорошего урожая 1941 года. Затем – строительство железной дороги Владимировка – Паромная. Насыпь от Солянки до Колобовки делали вручную. Начали 20 сентября, а 20 ноября в Капустин Яр из Ахтубы прибыл первый «Поклонный крест» на братской могиле воинов Советской Армии Сталинградского и Донского фронтов умерших от ран в армейских госпиталях в поселке Капустин Яр поезд.

Вклад в Великую Победу

С началом войны в село стали прибывать эвакуированные из Западной Украины и Белоруссии (около 5000 человек). Их размещали по домам. В период Сталинградской битвы в Капустин Яр был передислоцирован ряд госпиталей: №№ 4944, 3220, 3245, 3247, 3945, 3937, 4318 и госпиталь для легко раненых №2634. Их разместили в селе и по хуторам

На берегу Ахтубы, возле понтонного моста находился перевалочный госпиталь. Здесь оказывали первую помощь легко раненым и отправляли их дальше в Житкур. Выделялась всего одна повозка с возчиком, все на ней не помещались, и приходилось бойцам идти до Житкура пешком.

Дальнейшая история села Капустин Яр неразрывно связана с полигоном « «.


Москва славится не только интересными местами, где можно погулять и полюбоваться роскошными видами. Она славится и своими роскошными ресторанами, многие из которых имеют собственную историю, изысканный интерьер, и изысканное меню. Один из таких ресторанов – «Яръ». Посетить ресторан «Яръ» и другие рестораны Москвы со скидкой можно воспользовавшись предложениями на сайте Купоника - www.kuponika.ru.

Немного истории ресторана «Яръ»

До начала 19 века ресторанов в Российской империи, в принципе не было. Существовали таверны, которые имели достаточно скромное меню, и не менее скромный интерьер. Уже ближе к началу 20 века стали появляться рестораны, которые отличались классами. История ресторана «Яръ» началась с 1826 года, а спустя несколько лет в 1895 году, когда он стал собственностью крестьянина из Ярославля Алексей Судакова, достиг своей славы.

Позже в 1910 году на месте деревянного здания появился роскошный дворец, украшенный колоннами. В таком виде «Ярь» сохранился и сегодня. Этот ресторан считался одним из элитных, и пользовался огромной популярностью у купцов и аристократов. Его постоянным клиентом был знаменитый меценат Савва Морозов.

Имелся в ресторане и императорский зал, правда Николай Второй здесь не бывал, но его очень любило окружение императора. Кстати, для тех, кто любил кутить, существовало отдельное меню. Так за 100 рублей можно было испачкать официанта горчицей, или разбить дорогое зеркало.


В императорской ложе иногда бывал Распутин, здесь часто кутили Шаляпин, Чехов, писатель Куприн, поэты Серебрянного века. Развлекал гостей ресторана цыганский хор. Гости отдыхали в роскошных залах, могли снимать кабинеты, которые располагались на балконах. По тем временам это был один из лучших ресторанов своего времени.

Меню заведения считалось изысканным, а порции солидными. В ресторане работали повара из Франции, и считались лучшими поварами Москвы и Европы. О ресторане слагали песни, и побывать здесь считалось престижно.

Уже в конце 20 века, а именно в 1998 году было принято восстановить ресторан, и сегодня он продолжает радовать гостей своими уникальными интерьерами. На стенах и на потолке заведения можно увидеть старинные фрески, которые датируются еще 19 веком, здесь работает старинная люстра, сделанная еще в 1912 году. Во внутреннем дворике ресторана есть роскошный фонтан.

Примерная стоимость меню

Это один из старейших ресторанов Москвы. Здесь можно насладиться роскошью интерьера, а также вкусно поужинать, выбрав блюда из меню. Кстати, ресторан придерживается своих традиций и кормит гостей традиционными русскими блюдами, которые готовят по старинным рецептам. Здесь подадут стерлядь в шампанском, котлеты из щуки, нежнейшую свинину, и даже конфеты по собственному рецепту.

Нужно отметить, что «Ярь» не относится к заведениям эконом-класса, и скромная рыбка обойдется в 2300 рублей. Зато все эти расходы компенсируются изысканным интерьером. Здесь очень уютно и можно насладиться роскошью. Несмотря на то, что ценник здесь весьма дорогой, посетителей в ресторане много. Принято отмечать свадьбы и важные мероприятия именно в «Яре».


Как добраться

Для того чтобы отведать изысканные блюда и попасть в ресторан «Яръ», нужно доехать до станции метро «Динамо». Оттуда можно прогуляться пешком по Ленинградскому проспекту. Ресторан находится недалеко от еще одной станции метро «Белорусская». Чтобы добраться от этой станции, следует сесть на троллейбус с номером 12 или 1.

Можно попасть в заведение из центра, для этого необходимо пройти пешком от Садового кольца и свернуть на Первую Тверскую-Ямскую, а оттуда пройти по Ленинградскому проспекту. Здесь есть еще несколько интересных достопримечательностей, и по дороге в ресторан можно рассмотреть их.