История. Императрицы России

Луиза-Мария-Августа Баденская, Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская, Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская - все эти имена кажутся далёкими для обычного русского уха. А между тем это - имена российских императриц, избранниц государей Российской империи. Такое обилие иностранных жён даже привело к тому, что к концу XIX века в руководителях нашей страны совсем не осталось русской крови. Например, у последнего императора Николая II её было меньше одного процента - вероятно, 1/256.

Дипломатия превыше всего

Самое расхожее мнение на этот счёт заключается в том, что брак в имперские времена был одним из самых действенных дипломатических инструментов. Что, в принципе, понятно - не будет же одна страна нападать на другую, если в них председательствуют его родственники. К тому же, помимо условной защиты, династический брак помогал находить новых союзников. Так что неудивительно, что буквально за несколько столетий вся Европа была оплетена родственными связями. Но и переоценивать дипломатическое значение династических браков всё же не стоит. Ведь это не помешало, например, Британии, монаршая семья которой успела породниться с российской десятки раз - да так, что кузены Николай II и Георг V были похожи как две капли, - стать главным геополитическим оппонентом Российской империи.

По букве закона

Причина, по которой российские императоры всегда, а точнее практически всегда выбирали себе в жёны иностранных принцесс, на самом деле весьма прозаична. Она предопределялась той системой передачи власти, которая сложилась в Российской империи на рубеже XVII-XVIII веков. В 1797 году Павел I принимает акт о престолонаследии. Этот документ был призван положить конец чехарде дворцовых переворотов, которые последовали после смерти не оставившего после себя наследника и слаженного механизма передачи власти императора Петра I. Павловский акт вводил «наследование по закону» и преимущество потомков мужского пола, а также запрещал императорам неравные и близкородственные браки. Наиболее действенным этот пункт стал в 1820 году, когда император Александр I дополнил документ нормой, согласно которой рождённые в морганатическом браке дети лишались права на престол. Из-за этого, чтобы продолжить свой род и при этом подготовить полноценного наследника, государь должен был искать себе равную пару за границей. Других вариантов у него просто не было, поскольку император в России был не только высшим лицом, но и сохранял за собой «божественный след» - считался избранником Божьим. А следовательно, внутри страны равных ему по статусу быть не могло. Благо, запрет на морганатические браки - не выдумка российских императоров, а общеевропейская практика того времени. Поэтому проблем с предложением у руководителей России не возникало. Следовало лишь выбрать более выгодную партию - уже с политической точки зрения.

Без любви никуда

Впрочем, дела государственные, даже при таком строгом запрете, не всегда брали верх над чувствами. Так, спустя 60 лет после внесения поправок в акт о престолонаследии Александром I его племянник Александр II сыграет свадьбу с княгиней Екатериной Михайловной Долгоруковой. Правда, это будет уже вторая жена императора. От первой - Максимилианы Вильгельмины Марии Гессенской - у него родился сын-наследник Александр III. Дети же от второго брака - князья Юрьевские - никогда не претендовали на престол.

Гессен в России и Россия в Гессене
Почти 400 лет назад, в далеком 1613 году, совсем юным мальчиком на российский престол взошел Михаил Романов. Его роду было суждено в течение трех столетий править огромной империей, простиравшейся от Балтийского до Охотского морей. Немало требовалось приложить сил, чтобы государство процветало, а его подданные были довольны.
Во многом это зависело и от того, на ком женат был правитель - как утверждает старая пословица, «муж - голова, жена - шея, куда хочет, туда и вертит»…
Поначалу Романовы женились на русских боярынях: молодому роду следовало укреплять свое положение внутри страны, заручаясь поддержкой старинных знатных родов.

Правда, порой семьи царских невест готовы были передраться из-за власти, совершенно не думая при этом о будущем России. Изменил ситуацию Петр I: при нем самые завзятые скептики перестали сомневаться в способности Романовых быть истинными правителями, которым уже не нужно доказывать легитимность нахождения на российском престоле. Пора было прорубать окно в Европу и налаживать международные связи. В 1721 году был введен закон, разрешающий смешанные браки православных и верующих других христианских конфессий, и вскоре были сыграны первые подобные свадьбы - как среди простого люда, так и знатных особ.

Удобные браки
Царевич Алексей Петрович одним из первых в династии Романовых женился на немецкой принцессе. В царской фамилии проторили дорожку в этом деле дети Петра- царевич Алексей, женившийся на принцессе Брауншвейгской, и Анна, ставшая герцогиней Гольштейн-Готторпской.

Эти браки были очень удобны для Романовых: и престиж России обеспечен, и международное сотрудничество - не только политическое, но и экономическое и культурное, и супруги не так стремятся завоевать политическое влияние в стране. Действительно, заметного следа эти иностранцы в истории империи не оставили. Главный итог их пребывания в роли российских супругов - создание совершенно новой традиции.
Постепенно свадьбы между представителями русской царской фамилии и отпрысками немецких правителей стали обычным делом. Почему же, в основном, именно немцы? Не последнюю роль в этом играла и их религиозная принадлежность: лютеранство предоставляло гораздо больше свобод своим верующим, нежели католицизм.

Так, оно дозволяло переходить в православие, что являлось непременным условием при вступлении в брак с представителями рода Романовых. Католики же не одобряли подобных отступлений от веры. Кроме того, немецкие принцессы достаточно быстро приспосабливались к российским условиям, старательно изучая русский язык, культуру и обычаи: Екатерину Великую считали чуть ли не больше русской, чем всех настоящих русских. С какими только немецкими домами не роднились Романовы!
Они привозили себе невест и из Бадена, и из Вюртемберга, и из Пруссии. Чаще же всего российские правители искали суженую среди представительниц Гессенского дома, который стал настоящей «кузницей» первых леди Российской империи.


Невеста русского царевича
Первой принцессой из Гессена, посетившей Россию в качестве невесты русского царевича, стала Вильгельмина - будущая Наталья Алексеевна, жена Павла I. Совсем юная девушка приехала в страну в 1775 году с двумя своими сестрами и сразу всем понравилась: окружающие отмечали ее обаяние и умение держать себя в обществе. Павел полюбил девушку и выбрал в супруги из сестер Гессенских именно ее.

К сожалению, Вильгельмина, так толком и не успев приспособиться к новой для себя среде, умерла при родах в 20-летнем возрасте, прожив в стране всего три года. Может, великих дел для своей новой родины Наталья Алексеевна и не совершила, но зато установила связь между Гессеном и Россией, проторив дорожку для других представительниц своего дома.


Русская императрица из Дармштадта
Внучатая племянница Натальи Алексеевны, Максимилиана, в 1840 году тоже поедет в Россию, чтобы в будущем стать императрицей Марией Александровной. Александр II, ее супруг, увидев ее в Дармштадте, сразу понял, что эта девушка сможет стать настоящей его сподвижницей и помощницей.

Ходили слухи, что Максимилиана, хоть и была официально признана гессенским великим герцогом, Людвигом II, на самом деле дочь фаворита ее матери, барона де Граней. Но даже тайна происхождения немецкой принцессы не смутила Александра. В России Максимилиана, превратившись в Марию Александровну, довольно быстро выучила русский язык и стала тщательно постигать основы православия.

Народ полюбил свою правительницу за ее величественную скромность: она успевала делать много добрых дел, не кичась при этом благородством своей натуры.
Императрица Мария стала покровительницей организации Красного Креста, а во время русско-турецкой войны 1877-78 годов лично ездила открывать военные госпитали. Интересовали ее и вопросы женского образования: однажды ее супруг-реформатор получил от жены проект создания женских гимназий и женских епархиальных училищ.
Мария Александровна поддерживала и русскую культуру: по ее инициативе был построен знаменитый Мариинский театр в Петербурге, она же содержала профессиональную балетную школу - будущую Академию имени Агриппины Вагановой. Подобные дела не могли остаться незамеченными, и о любви к императрице говорят названия сибирского городка Мариинска, чувашского Мариинского Посада и города Мариехамн Аландских островов, принадлежавших когда-то России.


Елизавета Федоровна Романова

В конце века в Россию приехала третья по счету представительница Гессена - Елизавета, или как ее ласково называли дома, Элла. Ей предстояло стать супругой Сергея Александровича Романова, сына Марии Александровны и Александра II.

Элла серьезно отнеслась к своему замужеству: хотя она и не была женой прямого наследника престола, принцесса решила принять православие и стала Елизаветой Федоровной. Именно на свадьбе Елизаветы и Сергея Александровича впервые встретились будущий Николай II и Алике, сестра Елизаветы, впоследствии Александра Федоровна, последняя принцесса Гессен-Дармштадтская в истории дома Романовых.
Но вернемся к старшей сестре последней русской императрицы. Как же она проводила свои дни на новой родине? Элла с детства занималась благотворительностью вместе со своей матерью, Алисой Гессенской-старшей. Не оставила она этого занятия и в России: на ее средства была построена больница в Ильинском, поместье Сергея Александровича, там же проводились благотворительные ярмарки для крестьян.
После назначения Сергея Александровича на пост московского генерал-губернатора его супруга организовала Елисаветинское благотворительное общество, которое брало на попечительство детей из бедных семей. Постепенно общество стало действовать не только в самой Москве, но и по всей Московской губернии.
Дамский комитет Красного Креста, его Московское управление, Особый комитет помощи воинам во время русско-японской войны - трудно перечислить полный список благотворительных организаций, с которыми работала Елизавета Федоровна. Она всегда была на передовых фронтах благотворительности, сама заготавливала посылки и медикаменты для военных, шила им одежду.
А в 1909 году, через четыре года после смерти своего супруга от руки террориста, продав свои драгоценности и купив на эти деньги дом, Елизавета Федоровна основывает Марфо-Мариинскую обитель милосердия - приближенную к монастырю по своему уставу организацию сестер милосердия. В Марфо-Мариинской обители Елизавета открыла бесплатные столовую, больницу, приют. Там предоставлялась не только помощь седой, одеждой и медикаментами, но и духовная помощь страждущим.
Княгиня организовывала просветительские лекции и духовные чтения. В обители также проводились заседания Географического и Палестинского общества, председателем которого она стала после смерти супруга. В рамках своей благотворительной деятельности Елизавета Федоровна не боялась посещать самые криминальные районы Москвы, чтобы помочь малолетним детям, и никому из самых отпетых преступников не приходило в голову помешать великой княгине.
Наравне со своими сестрами из обители Елизавета ухаживала за больными и умирающими. Но все добрые дела не спасли княгиню от трагического конца. После прихода к власти большевиков Елизавета осталась в стране и была арестована. Вместе с другими членами семьи Романовых она погибла в шахте под Алапаевском, что на Урале. Даже будучи сёрьезно раненой, Елизавета пыталась помочь родным - она перевязывала им раны подручными средствами. Названная в честь святой Елизаветы Тюрингской, славившейся своими благими делами, Элла в 1992 году сама была причислена к лику православных святых.


Александра Федоровна - Алиса Гессенская
Елизавета Федоровна была отличным образцом для подражания для своей младшей сестры. Любимая внучка королевы Виктории, Алиса Гессенская после смерти матери росла в Британии и до поры до времени даже не думала о далекой северной России.

Приехав на свадьбу к сестре, Алиса с первой встречи покорила сердце цесаревича Николая. Хотя родители будущего императора от невесты были не в восторге, помолка все же состоялась. Николай и Алиса, ставшая в православии Александрой, были настолько упоены друг другом, что для совершения брачного обряда не стали ждать окончания траура по скончавшемуся Александру III, а поженились 14 ноября 1894 года, - в день рождения императрицы Марии Федоровны, когда позволялось некоторое отступление от траура.
Вскоре после свадьбы Александра Федоровна приступила к исполнению своих императорских обязанностей. В частности, императрица приняла шефство над российскими полками - лейб-гвардии Уланским Имени Ее Величества, 5-м гусарским Александрийским, 21-ым Восточно-Сибирским стрелковыми Крымским конным. В будущем императрице придется очень часто взаимодействовать с военными - на ее долю выпало две тяжелых для России войны - русско-японская и Первая мировая.
Опыт общения с полковыми служивыми пригодился бывшей принцессе Гессенской: она знала, как может помочь военным. Так, в 1904 году по предложению Александры Федоровны члены дома Романовых выделили средства для оснащения восьми военно-санитарных поездов. Когда подросли старшие дочери императрицы, Ольга и Татьяна, к делам милосердия, по семейной традиции правителей Гессена, были привлечены и они.

Молодость их пришлась на время Первой мировой войны, и вместе с матерью девочки стали ухаживать за больными и ранеными, поступившими с фронтов: Ольга, Татьяна и Александра Федоровна прошли обучение сестринскому делу, а затем ассистировали при операциях уже в качестве дипломированных хирургических сестер в Царскосельском лазарете.
При этом раненым казалось, что перевязки, сделанные руками Романовых, держались гораздо лучше. Кроме непосредственной работы в операционной, Александра Федоровна посещала и другие госпитали, находившиеся под ее покровительством. Не забывала императрица и про нужды далекого фронта. Как и в прошлую войну, она помогала снаряжать поезда - военно-санитарные и подвижные поезда-склады под флагом Красного Креста.
В это же время императрица Александра заботилась о тех, кто уже отдал свой долг родине: она поддерживала Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией и Дом призрения для увечных воинов. Кроме того, в ее ведении находились Императорское женское патриотическое общество, Александрийский приют для женщин, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, приют для детей с отклонениями в развитии и множество организаций для помощи бедным.
Несомненно, чтобы следить за подобным количеством благотворительных дел в такое трудное время, нужна большая духовная выдержка и умение сострадать. Эти качества императрица почерпнула в православии.
Александра Федоровна глубоко прониклась духом новой религии и активно интересовалась ее традициями, непосредственно принимая участия в православных мероприятиях. Например, императрица почитала святого Серафима Саровского и в 1903 году участвовала в торжествах прославления и открытия его мощей в Саровской пустыни.
Александра Федоровна считала, что православие должно быть с ней всегда: в Дармштадте для супружеской четы Романовых была построена православная церковь Марии Магдалины. Как и ее старшая сестра, точно так же преданная православию, Александра Федоровна стала святой великомученицей: как она сама говорила в заключении, «я предпочитаю умереть в России, чем быть спасенной немцами». Так что причисление к лику святых - своеобразное воздание должного последней гессенской принцессе в России, которая, как и ее предшественницы, смогла полюбить свою новую родину и отдать ей частицу себя, сотворив для страны множество добрых дел.

Ирина Хольм-Мартынюк

Призрачное счастье Елизаветы Алексеевны, жены Александра I В 11 лет она покорила Гете, позже – Карамзина и Пушкина. Невидимыми нитями роднило Елизавету Алексеевну с Екатериной II безмерное восхищение и преданность России. О бабушке Александра I, Великой Императрице, знают все. А вот роль баденской принцессы в истории страны осталась почти незамеченной, и интересует она разве что узкий...

Феерическая и трагическая судьба Марии Федоровны, жены Александра III Каждый из 80 лет и 11 месяцев ее земного пути был насыщен до предела разными жизненными коллизиями. Но до конца своей жизни Мария Федоровна оставалась русской Матушкой Императрицей! Мария Федоровна жена Александра III. Испытания судьбы Открытый характер, деликатность и нежность Минни или Дагмар, как называли в семье...

Анна Ярославна: судьба с крутыми поворотами 10 веков назад жила дочь великого Ярослава Мудрого. Потому, естественно, так и скудны сведения о ней. Но образ королевы настолько притягателен, что многие мастера слова обращались к нему. Книги украинских писателей (П. Загребельного и И. Кочерги), и, например, бестселлер француженки Р. Дефорж посвящены ей. Анна Ярославна была удивительно красива. ...

Публикации раздела Музеи

Портреты русских цариц и царевен

П ервые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова .

Царская невеста

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея . В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев - супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты , демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье - будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Из царицы - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря . В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I - женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой - вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина - и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так - по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде - в образе богини Венеры.

ЕКАТЕРИНА I . 1684-1727г. Первая Императрица Российской империи. Марта Скавронская из семьи ливонского крестьянина. При крещении в православие была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой. С 1721г. императрица, вторая супруга императора Петра I, с 1725г.- как правящая государыня. Родила двух дочерей Елизавету и Анну, сына Петра, умершего во младенчестве.


АННА ИОАННОВНА, 1693-1740г. Вторая императрица Российской империи с 1730 года.. Вторая дочь царя Ивана Y, брата и соправителя Петра I, вдова Герцога Курляндского. Во время её правления власть в стране принадлежала канцлеру Остерману и её фавориту Эрнсту Бирону. Престол завещала своему племяннику Ивану Антоновичу,внуку своей сесты Екатерины. Портрет кисти Луи Каравакка

Анна Леопольдовна,1718-1746г. Регентша-правительница при малолетнем сыне Иване YI (1740-1764г.) Анна Леопольдовна -дочь умершей Екатерины Ивановны, старшей дочери царя Ивана Y, которую выдали, в своё время, замуж за Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского. В ночь на 25 ноября 1741г. была свергнута,в результате дворцового переворота и с сыном заточёна в Шлиссельбургскую крепость, где и умерла. Портрет кисти Луи Каравакка.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. 1709-1761г. Третья императрица Российской империи, царствовала с 1742 по 1761г. Пришла к власти в результате дворцового переворота, подняв Гвардейскую роту и Преображенский полк призывом " Ребята, вы знаете, чья я дочь!! Послужите мне, как служили моему отцу, императору Петру!" Была умной, доброй но легкомысленной и своенравной, настоящей русской барыней. Отменила смертную казнь.Состояла в церковном, но тайном браке с Разумовским Алексеем Григорьевичем. Вызвала из Гольштейна племяника Карла Петра Ульриха, внука Петра 1,сына Анны Петровны, сестры Елизаветы. Портрет кисти Георга Гроота.

Вигилиус Эриксэн. Портрет Императрицы Елизаветв Петровны
Императрица объявила племянника наследником престола, крестила, сделав Великим князем Петром Фёдоровичем, заставив изучать русский язык и православный катехизис. К сожалению, великий князь был абсолютным неучем и всех поражал своим невежеством. Елизавета Петровна женила его на принцессе Софии Фредерике Ангельт-Цербтской, которая приняла православие и получила имя - Екатерина Алексеевна.

Великие князь Пётр Федорович и княгиня Екатерина Алексеевна. Художник Георг Гроот.

ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ, 1729-1796г. Четвёртая императрица Российской империи, супруга Петра Ш, пришла к власти в результате военного переворота, свергнув своего супруга, который вскорости был убит. В июле 1762г. в Казанском соборе была провозглашена самодержавной императрицей. Период её правления считался золотым, продолжила начинания Петра Великого, Россия получила выход к Черному морю и приумножила земли империи. Родила сына, будущего императора Павла. При ней в России расцвел фаворитизм, была любвеобильной, число официальных фаворитов достигло 23. Портрет кисти И.П.Аргунова.
Портрет Императрицы Екатерины II. Художник Ф.С.Рокотов,1763г.


Мария Фёдоровна, 1759-1828г. Пятая императрица, супруга императора Российской империи Павла 1, коронована в 1797г., до замужества--принцесса Доротея Вюртембергская.Родила 10 детей, двое из которых, Александр 1 и Николай 1, были императорами России. Художник Виже Лебрен.

Императрица Мария Федоровна,с 1801г. вдовствующая императрица, мать Императора Александра 1 .
Художник А.Рослин

Елизавета Алексеевна, 1779-1825г. Шестая императрица, супруга императора Александра 1, до замужества принцесса Луиза Мария Августа Баденская, вступила в брак с наследником престола в 14 лет, Александру было 16 лет. Имела двух дочерей, умерших во младенчестве. Семейная жизнь у венценосной семьи не сложилась, Александр завел любовницу--Марию Нарышкину, императрица считалась "соломенной вдовой", известно о её двух романах с Адамом Чарторийским и Алексеем Охотниковым.

После загадочной смерти Александра 1, скоропостижно умерла в Белево, сопровождая гроб мужа. Но её отожествляют с затворницей Верой Молчальницей умершей в 1861г.в Новгородском монастыре. Есть мнение, что Александр 1 не умер, а принял схиму - старец Федор Кузьмич и умер в 1863г. в Томске. Портрет императрицы кисти Жан Лорана Монье, 1807г.

Александра Федоровна,1798-1860г. Седьмая императрица, супруга императора Николая 1, короновалась вместе с супругом в 1825г., царствовала до 1855г.далее-вдовствующая императрица. До замужества, принцесса Шарлотта Прусская, дочь Фридриха Вильгельма Ш. Хрупкое, безответственное и изящное создание. Николай 1 питал к ней страстное и деспотическое обожание. Она сразу пришлась ко двору,

Император Александр 1 любил с ней открывать балы, она любила танцы до упаду Юный Пушкин пленился ею и она платила ему большой привязанностью. "Гений чистой красоты"- В.А.Жуковский сказал о ней, а А.С. Пушкин повторил эту фразу в другом контексте.Одна из красивых и знатных женщин первой половины 19 века,была натурой творческой, писала портреты, стихи, имела много поклонников, шифровала их имена под название цветов, собрав таким образом целый гербарий. Каждый её переезд или отъезд на отдых равнялся по затратам для России неурожаю, разливу рек... Родила 9 детей, её сын--Император Александр II. 1) Портрет В красном платье, автор Кристина Робертсон. 2) Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник Карл Рейхель

Художник Ф.Винтерхальтер
Мария Александровна,1824-1880г.Восьмая императрица, супруга императора Александра II, царствовала с 1855 по 1880г. Путешествуя по Европе в 1838г. наследник престола влюбился в 14 летнюю Марию Гессенскую и женился на ней в 1841г.,хотя и знал о тайне её происхождения. Принцесса была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской и её камергера барона де Гранси, но Мария была признана "отцом"--Великим герцогом Людвигом II Гессенским и вписана в династический список. Это была душа чрезвычайно искренняя, глубоко религиозная и посвятила свою жизнь благотворительности, заботилась о женском образовании, открыла женские гимназии. Приняла участие в судьбе педагога Ушинского При дворе её недолюбливали из-за строгости. Родила 8 детей, её сын-будущий император Александр Ш. Болела туберкулёзом и умерла в 1880г. В конце жизни страдала из-за шалостей мужа, который завел себе вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой. Е.Долгорукая вместе с детьми от Александра П жила в том же Зимнем дворце.

Мария Александровна, императрица. Художник Кристина Робертсон, 1850г.
В честь императрицы были названы: Мариинский театр в Петербурге и Мариинский дворец в г. Киеве


Художник В.Маковский
Мария Федоровна, 1848-1928г. Девятая императрица, супруга императора Александра III, годы царствованания 1883-1894г. после смерти мужа в 1894г.--вдовствующая императрица. Дочь датского короля Христиана 9,была невестой цесаревича Николая Александровича, после его смерти в 1865г. вышла замуж за его брата-Александра, родила ему шестерых детей. Была приветлива и жизнерадостна, брак был удачный, в течении всей совместной жизни супруги сохранили искренние привязанности.Была против брака своего сына Николая с принцессой Гессенской. В новой невестке ей не нравилось ВСЁ, включая и мебель, которую та выбрала для Зимнего дворца. Мария Фёдоровна видела, как сильно влияние невестки на слабовольного Николая и как разрушительно это действует на власть.

Художник К. Маковский
С 1915 года Мария Фёдоровна переезжает в Киев, её резиденция -- царский Мариинский дворец. Об отречении своего сына от престола узнала в Киеве, уезжает в Крым, оттуда в 1919 году была вывезена в Великобританию на английсвом военном судне. Затем переехала в Данию, где жила до самой смерти в 1928г. До конца жизни не хотела верить в смерь своих сыновей, внуков и тех близких, которые погибли от рук красного террора. 26 сентября 2006г. прах Марии Фёдоровны был перевезен в Россию и с почестями захоронен в усыпальнице русских царей.
"Это всё божья милость, что будущее сокрыто от нас и мы не знаем заранее об ужасных испытаниях и несчастьях, которые уготованы нам судьбой"--записала она в своём дневнике.

Художник И.Т.Галкин
Александра Фёдоровна, 1872-1918г. Десятая императрица, супруга последнего императора Российской империи Николая II, годы царствования 1894-1917г. Дочь великого герцога Гессенского Людовика 4 и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. Познакомились и заинтересовались друг другом на свадьбе её сестры с великим князем Сергеем Александровичем. Родители наследника были против брака, но потом уступили. Бракосочетание состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра Ш, медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочная драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя. Председатель Совета Министров Российской ймперии, граф ВиттеС.Ю. писал" женился на хорошенькой женщине, на женщине не совсем нормальной, забравшей его в руки, что было не трудно при его безволии....императрица своим поведением усугубила недостатки Ники и её ненормальности начали отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга". Николай II отрёкся от престола в 1917г., В ночь на 17 июля 1818г. царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.


В 1981г. Все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом. В Августе 2000г.--Русской Православной церковью. Останки семьи последнего русского царя захоронены в родовой усыпальнице царей, в Санкт- Петербурге.