Как проводить интересные уроки. Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

Многие дети жалуются своим родителям, что на уроках математики им невероятно скучно. Они не понимают, зачем учить стопки формул и как они могут пригодиться в реальной жизни. Именно поэтому мы подготовили 8 способов, которые помогут разнообразить урок математики и заинтересовать ученика.

1. Наполните урок смыслом

Большая часть уроков математики в школе страдает от следующих моментов:

  1. Порой сами учителя не могут объяснить, зачем преподают ученикам отдельные темы. Таким учителям сложно увидеть связь математики с другими предметами школьной программы.
  2. В результате, ученики также не понимают, зачем они изучают эти темы. Распространенный вопрос, который они себе задают: «Зачем я должен это учить?», имеет смысл. Есть ли у вас хороший ответ на него, вместо привычного «Это будет на экзамене» или того хуже — «Потому что тебе это нужно»?

Несколько возможных вариантов исправить это:

  • Покажите ученику практическую значимость математики, объясните, как он сможет решать реальные жизненные задачи, используя знания, полученные на ваших уроках.
  • Ознакомьтесь с учебной программой по другим школьным предметам. После этого вы сможете использовать на уроках примеры, понятные и интересные вашим ученикам.

2. Начните с конкретных примеров — оставьте абстрактные понятия на потом

Современная математика выглядит как наука, изучающая абстрактные понятия. Практические пути решения реальных проблем, которые решались великими математиками прошлого, сегодня подаются в виде алгебраических формул, аксиом и теорем. Ученики не всегда понимают, какое отношение все, что написано в их учебниках, может пригодиться им в жизни. Помогите им понять это.

Вместо того, чтобы начать каждую тему с формулы, начните с конкретных примеров проблем, которые первоначально были решены с помощью этой формулы. Помогите ученикам увидеть, как теоретическая математика может решать такие проблемы, показывая им сначала ход мышления, а потом решение.

3. Начните с интересной, реальной проблемы (желательно локальной)

Большинство уроков математики начинаются так: «Вот новая формула для сегодняшнего урока, вот как вы должны вставить значения, вот правильный ответ».

Проблема в том, что в таком подходе нет даже попытки мотивировать ученика.

Будет здорово, если вы подстегнете интерес учеников. Используйте презентации, обучающие видео и другие вспомогательные средства. Ищите в интернете интересную информацию и используйте ее на уроках.

Вот, например, проблема: 10 самых опасных для жизни городов России (норма загрязнения воздуха в городах превышена от 11 раз до 34 раза).

(фото взято из flickr.com)

Что можно сделать на уроке : определить основные причины загрязнения воздуха, вместе решить, что нужно делать, чтобы снизить уровень загрязнения. С помощью несложных вычислений, ученики смогут рассчитать, в каких условиях можно снизить уровень загрязнения.

Или можно предложить следующую тему: В Китае построили самый большой в мире телескоп .


(фото взято из topblognews.ru)

Что можно сделать на уроке: найти площадь 500 метрового телескопа, обсудить, как строительство телескопа повлияло на окружающую среду, и решить, какую площадь вырубили для строительства телескопа.

4. Креативность и контроль над ситуацией

Мы считаем, что математика — чрезвычайно интересная наука, для освоения которой нужен живой и открытый ум. Не стоит сводить работу на уроке к заучиванию формул и монотонному решению однотипных заданий по готовому алгоритму.

Мы все креативны и любим быть такими, но в большинстве школ креативность не поощряют (посмотрите отличное видео от TED Talks, Кена Робинсона: Как школы подавляют творчество (есть русские субтитры)).

Есть множество способов поощрить креативность учеников на уроках математики. Используйте новые технологии, чтобы описать математические концепции: подготовьте к занятию анимации, диаграммы или интересную инфографику. Создайте что-то самостоятельно или скачайте в интернете.

Давайте ученикам индивидуальные задания, которые задействуют креативное мышление и помогают ощутить уверенность в своих силах.

5. Задавайте больше интересных вопросов

Прочитайте условие. Какой ответ будет верным?

Лодка с большим количеством гальки плывет по озеру. Гальку выбрасывают во впадину в озере. В это время уровень воды в озере (по отношению к берегу):

а) поднимется,

б) опустится

в) останется прежним.

Для многих учеников математические вопросы чаще всего ассоциируются с задачами в учебнике. Задача для них выглядит как длинное предложение: «Вот проблема на словах. Возьмите цифры, подставьте их в формулу, сделайте расчет и переходите к следующей задаче».

Интересное условие задачи обязательно зацепит внимание учеников, в отличие от задания по типу: «Есть вот такие числа, найдите одно или несколько неизвестных». Пример выше вызовет больше эмоций, чем обычный вопрос из книги.

Вот еще один пример:

Представьте, что вы прыгаете с парашютом. Как будет выглядеть график вашей скорости в зависимости от времени, с момента прыжка из самолета до достижения конечной скорости?

а) Вогнутым вниз на увеличение

б) Вогнутым вниз на уменьшение

в) Прямой линией с наклоном в плюс

г) Растущим и выгнутым вверх

Когда ученики привыкнут решать подобные задачи, они сами начнут придумывать интересные примеры из жизни, связанные с расчетом по уже изученным формулам.

6. Дайте ученикам составить собственные вопросы

Ученики понимают намного больше, когда им нужно придумать собственные вопросы. Самый простой способ — попросить учеников написать вопросы для проверочной работы по теме.

Можно разделить класс на 2-4 группы. Каждая группа должна составить блок вопросов для контрольной работы. На уроке ребята обмениваются комплектами заданий и решают их.

Если кто-то из составляющих допустил ошибку или подготовил задание, которое невозможно решить, можно на уроке разобрать, почему так получилось: в чем ошибся составляющий, что его могло запутать.

7. Журнал

Предложите ученикам вести математический журнал, подобно тому, как великие ученые документировали ход своей работы над решением какой-либо проблемы.

Вы должны знать, что рефлексия — это ключевой элемент эффективного обучения.

Математический журнал поможет вам и вашим ученикам проследить, как они воспринимают учебный материал, с каким трудностями сталкиваются и что помогает им достичь успеха.

Как вести математический журнал:

  1. Запись заносится в журнал после решения каждой задачи.
  2. Все мысли должны записываться в отдельной тетради.
  3. В математическом журнале нужно детально описывать все сложности и достижения.
  4. Время на запись в журнал не должно превышать 5-7 минут.
  5. Математический журнал можно вести как с маленькими детьми, так и со взрослыми. Младшие школьники могут рисовать в журнале математическую проблему.
  6. Математический журнал нужно вести не ежедневно, а по мере продвижения в решении отдельных математических проблем или при переходе к изучению новой темы.
  7. Будьте терпимы. Ведение журнала забирает много времени, но это хорошее подспорье для развития математического мышления.

8. Проекты

Самый эффективный способ взаимодействия с учениками — это дать им возможность сделать что-то самостоятельно. Помогите ученикам увидеть математику вокруг себя: в вещах, которые их окружают, в природных явлениях и процессах.

Вы можете использовать современные средства обучения, которые помогут вам показать школьникам разного возраста, насколько интересной бывает математика.


(фото взято из technabob.com)

Вот лишь несколько идей:

  • Конструируйте Lego-роботов
  • Создавайте наглядные представления на сайте GeoGebra
  • Создайте динамическую презентацию в Prezi

Если вы знаете, чем можно дополнить наш список советов, поделитесь своими идеями в комментариях. Мы уверены, что тысячи учителей будут благодарны вам за это.

Как провести интересный урок? Каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки. - Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало. - Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно. - Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы. - Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала). - Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории. - Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме). - Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать. - Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу. - Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока. - Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними! - Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке. - Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка. Читать полностью.

Сейчас многие задают вопросы о ценностях, на которые необходимо ориентироваться в воспитании, обучении. На взгляд, при определении главных ценностей следует, прежде всего, руководствоваться простой идеей. Школа должна учить человека жить в мире с собой, с природой, которая нас окружает, и с другими людьми. Это сама по себе трудная задача, к решению которой многие идут всю жизнь, и не всегда приходят к нужному решению. Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.

… «Поистине хороший метод воспитания должен исходить из вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы, - писал И.Г. Песталоцци.- Придерживаясь этой нити, ребёнок в состоянии будет самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков… Самое существенное в методе состоит в том, что он пробуждает в ребёнке сокровеннейшие задатки, какие только имеются. И повсюду, где он это осуществляет, в каком бы положении ни находились внешне эти разбуженные в ребёнке силы, метод предоставляет им свободу действий, побуждение и стимул к максимально возможному в данном положении развитию»…

В настоящее время многие учителя пытаются обогатить учебное содержание, методы и формы организации школьного преподавания. Для оживления интереса к обучению предлагается проведение разнообразных конкурсов, турниров, занимательных часов, утренников, игр-путешествий, оформление стендов, альбомов, коллекций.

Но нигде не обходится без того, чтобы учитель не вошёл в класс и не начал урок. Ю. Б. Зотов в книге «Организация современного урока» пишет, что если обучение строится на базе объективных закономерностей, то организация этого процесса деятельности учителя и учеников на уроке и вне его может быть соответствующим образом упорядочена. Отсюда следует, что любой учитель, изучив основы «технологии» обучения, может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективность урока. Урок длится 40 минут или 2100 секунд, на каждой из которых может рождаться знание или скука, захватывающая сердца ребят мысль или опасное и разъедающее безделье. Ценность и значение этих секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяет учитель.

Поэтому, прежде всего, надо формировать у себя и учащихся «культ урока», который не приемлет выяснения разного рода бытовых отношений, «чтения морали», разговоры, далёкие от темы занятий.

Урок - путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должна присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово и обращение на равных друг к другу (в системе взрослый-взрослый).

Вот некоторые приёмы, безусловно, их гораздо больше, которые можно предложить для того, чтобы урок сделать более интересным и информативным как для учителя, так и для обучающихся.

Первый приём, в котором выявляется то, что учащиеся уже знают о том, что собираются изучать, а затем овладеют новыми понятиями с помощью учителя.

… Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того, чем наделил ты их,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков.

Придя в класс, учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать). Разумеется, те, кто ещё подготовлен слабо, напишет очень незначительное число слов. Но и будет знать об этом. Учитель также получает информацию, каким кругом понятий владеют учащиеся. Далее идёт работа с учебным материалом, рассказ учителя. За несколько минут до конца урока целесообразно этот приём повторить. Количество слов, записанное на обратной стороне листа, может сильно измениться в сторону увеличения. А если этот приём использовать время от времени, то можно как в краткой пятиминутной контрольной работе видеть особенности усвоения учебной программы.

Выявление того, что дети уже знают, создаёт условие для наилучшего запоминания нового материала, повышенного интереса к нему. Когда ребёнок сосредотачивается на своих знаниях и предпринимает попытку даже беспорядочно, для себя, его воспроизвести, он отвлекается от многих других вопросов, которые его интересуют, и сосредотачивает внимание не предложенной теме.

Второй приём, в котором выявляются образные представления учащихся о том, что им предстоит изучать, и в процессе овладения знаниями осуществляется коррекция образных представлений.

«Чёрный - песок - вода - это вереница высказы -

ваний,… которые мог бы сделать шимпанзе, ука -

зывая на пляж на Гавайских островах. Но было

бы нелепо объяснять шимпанзе различие между

предложениями: «Песок рядом с водой чёрный»

и «Нагревание создаёт на асфальте иллюзию

К. Прибам

Учитель много рассказывает на уроках, однако далеко не все дети могут образно представить себе то, о чём идёт речь. Чтобы этого избежать, помимо словесного воспроизведения учащимся можно предложить выполнить рисунки, но не срисовывать с книги, в которых отразятся образные представления того, что предстоит изучать. То, что рисунки могут быть несовершенны, не имеет в данном случае никакого значения. Важно, что это задание даёт толчок образным представлениям, фантазии, воображению, а, следовательно, позволяет сосредоточиться на изучаемом понятии.

Рисунки, выполненные в учебных целях, можно использовать в качестве учебного пособия, наклеив их в альбом, сделав к ним соответствующий комментарий.

Учителя и родители должны знать об особенностях развития детей, как образного, так и вербального. «Хорошая воспитательная практика, - пишет Р.Хасти (США), - заставляет приспосабливать методы обучения к природным данным и уровню развития ребёнка».

Ребёнок часто не может выразить свою мысль словами и вследствие этого утрачивает веру в себя. Поскольку большинство предметов школьного цикла мысленно-речевые, искусство, особенно изобразительное, играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка.

Использование рисунка на уроке как «полноправного партнёра» слову является целесообразным и позволяет развивать у учащихся, не обладающих развитым образным воображением, а также учитывать способности и индивидуальные особенности детей с художественной одарённостью.

Таким образом, рисунок позволит детям раскрепоститься, раскрыть свои возможности, компенсировать отставание в словесно-логической основе.

Цвет - удивительное явление. Он обращает на себя внимание и не оставляет равнодушным с раннего детства. Одни цвета нам нравятся, другие нет. По выбору цвета можно определить и наши желания, и состояние нашего организма, и источники стресса, которые нас беспокоят.

Это свойство цвета можно использовать на уроках, например, для выяснения эмоционального отношения учеников к литературному персонажу, для анализа характера литературного героя. А можно выявить самочувствие школьника и помочь ему справиться с этим. Можно выяснить и общую атмосферу в классе, используя цветные карандаши или фломастеры.

Использование цвета позволит учителю на многое, что нас окружает, взглянуть иначе, и, прежде всего, на себя, на своё эмоциональное состояние.

Интерпретация проводится по цветовым карточкам М. Люшера.

Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)

Цель: выявить эмоциональное отношение школьников к учителю, одноклассникам и т.д.

Эмоциональный профиль класса.

Цель: выявить эмоциональное состояние детского коллектива.

Третий приём, в котором занимательность задачи повышает интерес и внимание учащихся, разнообразит занятия, создавая творческую атмосферу на уроках

«Чтобы ученику было понятно и занимательно

то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не

говорите ученику о том, чего он не может знать

и понять, и не говорите о том, что он знает

не хуже, и иногда лучше учителя»

Л. Толстой

« Общее образование даёт всей жизни человека

известный колорит, известный смысл и извест-

ное направление; оно проникает собой весь

склад ума и глубоко видоизменяет собою

весь его характер и образ мыслей».

Д. Писарев

Уроки, отличающиеся элементами занимательности, привлекают внимание учащихся, возбуждая их творческий потенциал. Это различные математические задания в стихотворной форме; задачи, которые придумывают сами дети; логические цепочки; анаграммы; ребусы. Занимательность задачи прежде всего связана с культурой учителя и его творческими способностями. Известно, что базовой основой для многих видов творчества является метафора. В гуманитарных предметах метафоре, как важному элементу творчества, ещё не уделяется должного внимания.

Метафора, где бы она не встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. И действительно, владение метафорой, умение любоваться точной, меткой и выразительной речью обогащает учителя и учеников. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.

Использовать метафору, находить её можно научиться от «другого», особенно, если этот другой поэзия. А если и нельзя научиться, то можно хотя бы полюбоваться блеском придуманной метафоры:

Наивная луна, кружок из белой жести

Над башней замка стынет.

Деревья в парке свили тени вместе -

Сейчас печаль нахлынет…

С. Чёрный.

Четвёртый приём, ролевые игры, в которых наиболее полно можно увидеть владение наниями, умение их использовать и преподнести другим, раскрыть свои возможности в интеллектуальном общении

«Игра - одна из самых острых форм человеческих взаимоотношений». . . .

На уроках, возможно, приобщать детей к культурной игре, ведь именно она так необходима! В игре реально овладение многими, необходимыми для жизни навыками, культурным использованием знаний, этикой поведения при интеллектуальном общении, искусством спора.

В игре, когда участники игры принимают на себя различные социальные роли, проигрывая затем их, дети приобщаются к жизни взрослых людей, осваивают «игры, в которые играют взрослые люди». Игра является своего рода активным тренировочным занятием, в котором оживляются самые различные механизмы, необходимые для усвоения знаний: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий и т. д.

На начальных стадиях усвоения игровых методов учитель должен принимать активное участие, но в дальнейшем ему целесообразно стать сторонним наблюдателем, который в конце игры, сделает своё резюме.

В процессе игры учителю важно наблюдать, какую жизненную позицию занимает школьник в процессе общения. Разыгрывая различные роли, учащиеся повышают свои адаптивные способности, которые так необходимы в различных жизненных ситуациях, усваивают культурные образцы поведения.

В зависимости от этапов усвоения знаний выстраивается программа игр. Какие-то игры проводятся в начале изучения темы, но большинство игр успешно проводятся как итог усвоения знаний. Игра - праздник, к нему долго готовятся: изучают материал, готовят выступления, делают сувениры для победителей.

В использовании психологических приёмов на уроках - особый выигрыш. Это повышение уровня психического развития детей. Можно много трудиться, рассказывать и показывать и спрашивать, спрашивать, спрашивать… Но если мы не видим самого главного - есть ли за нашими усилиями развитие, мы можем не достигнуть успеха.

Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Известные американские педагоги и тренеры Гордо Драйден и Джаннет Вос в своей книге "Революция в обучении" пишут о том, что существующую модель обучения необходимо заменить на индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Она должна базироваться на принципах: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия - научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы. Джаннет Вос пишет: "Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще одно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение".

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: - в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать "Четыре времени года" Вивальди, "Музыка на воде" Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

Удивляй. Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если:?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

Например.

- "Что было бы, если бы в 1920 г победили "белые", а не красные?".

- "Что было бы, если бы Россия не вступила в "Антанту" и не воевала бы в Первую Мировую войну?" и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

"Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты повторяли византийские образцы. Но единственным непохожим элементом храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси - форму "луковицы". Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов?"

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример. Рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Универсальный подход - написать фантастический рассказ ("Один день из жизни феодала", "Один день из жизни средневекового рыцаря" и т.д.), эссе, стихи, используя знания из предмета.

Кроссворды.

Можно предложить такие работы:

  1. Разгадать кроссворд.
  2. Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме "Годы застоя" (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

(Своего отца).

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями .)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, "скромно" ответил: "Мне будет достаточно:" Чего?

("Азии", по другой версии - "надежды". Многие его друзья отказались от подарков, вдохновленные его ответом и желая походить на полководца).

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Шевелева Е. Г.,

Учитель математики

Как провести качественный урок.

  1. Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца .
  1. Учитель должен уверенно (профессионально) владеть учебным материалом:
  1. свободно пользоваться понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагать учебный материал;
  2. материал излагать интересно, увлекательно;
  3. не уходить от ответов на сложные вопросы, стимулировать задание их.
  1. Учитель должен демонстрировать правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
  1. Не допустимо на уроке учителю перебивать ученика, проявлять неприятие, раздражения, гнева, навязывать свою точку зрения.
  1. Устанавливать и использовать связи с другими предметами.
  1. Уместно использовать социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).
  1. Использовать раздаточный материал: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
  1. Использовать динамические дидактические материалы: аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.
  1. При подаче домашнего задания можно использовать задание трех уровней образования:
  1. государственного стандарта (минимальный уровень);
  2. школьного;
  3. индивидуального компонента.
  1. Поощрять (репликами или отметками):
  1. если учащиеся используют факты из других областей знаний;
  2. добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо.
  1. Предлагать задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  1. Обращать внимание на качество речи обучаемых. Следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.
  1. Заканчивать урок необходимо вовремя. После звонка большинство учащихся плохо воспринимают информацию учителя.

План урока

План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.

Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:

  1. Цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать.
  1. Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул и т. п.
  1. Вопросы для опроса – это, в сущности, опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на память. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты.
  1. Задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры).
  1. Задание на дом с указанием, сколько времени нужно, чтобы их выполнить.

План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.

В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.

Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.

Примерная последовательность действий:

  1. Базовый лист. Готовится «Базовый лист контроля». В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
  2. Реквизит. Планируется реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.д.
  3. Участие учеников. Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?
  4. Организация повторения ранее изученных тем. На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
  5. Контроль. На каких уроках и в какой форме организовать контроль?

Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.

Пример таблицы «Конструктора урока»:

Основные функциональные блоки

Разделы урока

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Обсуждение выполнения д/з

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Доклад

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку

Пресс-конференция

УМШ

Деловая игра «НИЛ»

Тренировочная контрольная работа

Г. Повторение

Своя опора

Свободная опора

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д/з

Д. Контроль

Опрос по цепочке

«Светофор»

Тихий опрос

Программируемый опрос

Фактологический диктант

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсроченная догадка

Роль «психолог»

Роль «подводящий итог»

Обсуждаем д/з

Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».

Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.

Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.

Контролю подвергается каждая учебная единица.

При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.

На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.

Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.

Можно привести несколько примеров карт.

Пример 1

Технологическая карта № n Класс

По теме: (тема раздела)

Номер урока по теме

  1. Тема урока

Цели урока

Вид учебных занятий

Актуализация темы

Изучение нового материала

Закрепление и применение знаний

Контроль учителя

Домашнее задание

Пример 2.

  1. Примерная форма технологической карты

(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)

Номер урока в курсе

Номер урока в теме

Тема урока

Что должен знать учащийся

Что должен уметь учащихся (специальные умения)

Закрепление и развитие общих учебных умений

Виды учебных занятий

Демонстрации

Контроль учителя

Контроль администрации

Пример 3.

Номер урока

Тема урока

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащихся

Вид учебных занятий

Актуализация темы урока

Под руководством учителя

Самостоятельно

Изучение нового материала

Под руководством учителя

Самостоятельно

Закрепление и применение

Под руководством учителя

Самостоятельно

Контроль знаний, умений

Обобщение и систематизация

Оборудование

Домашнее задание

Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.

Подводя итог можно выделить следующее:

  1. Технологическая карта позволяет планировать учебный процесс в системе.
  2. Позволяет создавать структуру урока общую, а приложения могут учитывать особенности каждого класса, и даже каждого ученика в отдельности.
  3. Технологическая карта – это мобильное поурочное и тематическое планирование.
  4. В форме технологической карты можно оформить «Тематическое поурочное планирование»

Группы целей урока.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.

Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.

При подготовке урока необходимо определить цели урока:

  1. предметные цели ставятся к конкретному уроку,
  2. цели, ориентированные на развитие личности ребёнка ставятся к целой теме или разделу.

Предметные цели могут начинаться с:

  1. Создать условия для …
  2. Обеспечить условия для …
  3. Помочь в усвоении (закреплении) …
  4. Содействовать в усвоении ….

Цели, ориентированные на развитие

Личности ребенка:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
  2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);
  4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  1. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  2. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  2. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  3. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  2. Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться;
  2. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  1. Создать условия для развития у школьников умения «приостановить» свою деятельность;
  2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  3. Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия;
  4. Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Учебное занятие и его связь

С другими формами обучения

Предметная цель учебного занятия

Тип учебного занятия

Другие формы

  1. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…
  2. Организовать деятельность учащихся по…
  3. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание…

Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

  1. классический урок;
  2. лекция;
  3. семинар;
  4. игровые формы;
  5. дидактическая сказка;
  6. и тд.

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений…

Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности.

Семинар;

  1. лабораторная работа;
  2. исследовательская лаборатория;
  3. педагогическая мастерская;
  4. «умники и умницы»;
  5. «Счастливый случай»;
  6. консультация

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме…

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

  1. практикум;
  2. семинар;
  3. урок - исследования «Эврика»;
  4. лабиринт действий;
  5. игра – путешествие.

Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме…

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

  1. лекция;
  2. семинар;
  3. конференция;
  4. дискуссия.

Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся

Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

  1. зачет;
  2. экзамен;
  3. смотр знаний;
  4. телепередача.

Памятка поддержания дисциплины на уроке

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  1. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  1. Увлекайте учеников интересным содержание материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушать рабочий порядок.
  1. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  1. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем ему следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  1. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  1. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  1. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  1. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  1. Обходитесь без помощи других. Помните : налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  1. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
  1. Помните слова Н.А . Добролюбова :

«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Примерная схема самоанализа урока

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как «работает» на последующие уроки? Каков тип урока?
  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  1. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп учащихся?
  1. Рационально ли было распределено время на всех этапах урока для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между этапами урока.
  1. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное на уроке?
  1. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно!).
  1. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового ма териала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
  1. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, и какими методами осуществлялся?
  1. Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения?
  1. За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  1. За счет чего поддерживалась на уроке хорошая психо логическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с группой учащихся, классом? Как учитель ведет себя в критических ситуациях? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  1. Как и за счет чего обеспечивалась на уроке (и в домашней работе) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
  1. Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? Какие?
  1. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему?

Показатели оценки качества и эффективности учебных

Занятий

(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)

№ п/п

Блок

Показатели

Оценка в баллах (max 4)

Личные

Качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция
  1. Уровень педагогического и методического мастерства
  1. Культура речи, ее образность и эмоциональность
  1. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися
  1. Внешний вид, мимика, жесты

Особенности учебной деятельности учащихся

  1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность
  1. Уровень развития общеучебных умений и навыков
  1. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе учебного занятия
  1. Проявление дисциплинированности, организованности в данном учебном предмете во время занятия
  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала
  1. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
  1. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации
  1. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения

Эффективность преподавания

  1. Рациональность использования времени занятия оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии
  1. Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО
  1. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы
  1. Характер обратной связи с учащимися
  1. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
  1. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
  1. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели учебного занятия
  1. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
  1. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)
  1. Воспитательный эффект занятия
  1. Воздействие занятия на развитие учащихся
  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. (по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)

Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:

  1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
  2. Правильность постановки цели урока
  3. Организация урока:
  1. Тип урока;
  2. Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
  3. Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
  4. Подготовленность класса к уроку;
  5. Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
  1. Содержание урока:
  1. Научность материала;
  2. Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
  3. Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
  4. Раскрытие практической значимости изучаемого материала;
  5. Межпредметные связи;
  6. Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
  1. Методика проведения урока :
  1. Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
  2. Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
  3. Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
  4. Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
  5. Система оценки знаний;
  1. Общение на уроке : тон, стиль отношений, манера общаться с классом и отдельными детьми.
  2. Работа и поведение учащихся на уроке:
  1. Активность класса и отдельных учащихся;
  2. Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
  3. Отношение к учителю;
  4. Дисциплинированность, организованность
  5. Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основная учебная цель урока :

Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;

Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;

Достижение на уроке предметной цели;

Достижение на уроке развивающей цели.

  1. Методическая логика урока

Структура урока, ее обоснованность;

Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;

Целесообразность и характер проверки домашнего задания;

Характер представления нового материала учителем;

Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;

Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;

Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;

Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;

Результативность урока.

  1. Использование различных средств обучения :

Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);

Адекватность используемых средств основной цели урока;

Эффективность использования средств в данном классе;

Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.

  1. Использование различных методических приемов :

Адекватность данного приема цели и задачам урока;

Обоснованность использования данного приема;

Эффективность использования данных приемов.

  1. Использование различных организационных форм обучения :

Индивидуальная,

Групповая,

Парная,

Фронтальная,

Дифференцированные формы работы

Предупреждение неуспеваемости

1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:

  1. установить связи нового материала с ранее изученным;
  2. научить выполнять самостоятельные работы по образцу;
  3. оказывать своевременную помощь ученикам.

2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.

Приёмы организации учебной деятельности учащихся

1. Методы работы с учебником математики.

Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.

Чтению учебников математике надо специально обучать.

  1. Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
  2. Чтение других текстов после их объяснения учителем.
  3. Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
  4. Чтение вслух учебников учителем с выделением главного и существенного.
  5. Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
  6. Чтение пункта учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.

2. Общий прием работы с учебником.

1. Найти задание по оглавлению.

2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:

  1. О чём пойдет речь?
  2. Что мне предстоит узнать?
  3. Что я уже знаю об этом.

4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:

  1. О чем здесь говориться?
  2. Что мне уже известно об этом?
  3. С чем это нужно не перепутать?
  4. Что из этого должно получиться?
  5. Для чего это делается?
  6. К чему это можно применить?
  7. Когда и как применять?

И ответить на них.

6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8. Изучить определения понятий.

9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).

10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.

14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).

15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16. Придумать и задать себе такие вопросы.

17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

3. Общая организация домашней работы.

1. Осознать цели домашней работы и их важность.

2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).

3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

5. Выполнить письменные задания.

4. Что надо знать о теории.

  1. Основные положения теории.
  2. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
  3. Математический аппарат теории (основное уравнение).
  4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
  5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.

5. Алгоритм решения задачи.

1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.

2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.

3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.

4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.

5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.

6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)

6. Как решить задачу по геометрии.

  1. Прочитай внимательно условие задачи.
  2. Читая условие второй раз, установи зависимость между числовыми данными.
  3. Сделай чертёж соответственно числовым данным задачи.
  4. Запиши справа от чертежа условие задачи.
  5. Если надо, выполни дополнительные построения.
  6. Подумай, что надо для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  7. Пользуясь условием задачи, чертежом и ранее изученным материалом, найди необходимые элементы.
  8. Затем определи искомые элементы.
  9. Когда у тебя есть общий план решения задачи, запиши его.
  10. Каждое действие сопровождай краткими объяснениями.
  11. Промежуточных наименований не пиши.
  12. Посмотри, удовлетворяет ли найденное решение условию задачи.
  13. запиши ответ задачи.
  14. Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
  15. Решай геометрические задачи с главного вопроса.

7.Как доказать теорему.

Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.

Для этого:

  1. Необходимо прежде всего знать, в чём состоит условие и в чём заключение теоремы.
  2. Приступая к доказательству, выделите все пункты условия и заключения теоремы и в рассуждениях используйте условии теоремы полностью.
  3. Каждый термин замените его определением.
  4. Преобразуйте условие и заключение теоремы так, чтобы её легче было доказать.
  5. Пользуйтесь аналогиями с доказательствами известных теорем.
  6. Найдите другие методы доказательства.

контрольных работ

  1. Контрольные работы проводятся с целью выявления уровней сформированности системы качеств знаний учащихся.
  2. Темы контрольных работ определяются в соответствии с ведущими идеями учебного предмета, курса.
  3. После выбора темы необходимо определить основные понятия, факты, законы, составляющие суть той или иной теории, качества усвоения которых должны быть проверены.
  4. При отборе содержания контрольной работы следует учитывать, что для получения объективной информации о конечном результате необходимо проверять знания на завершающем этапе их усвоения.
  5. При составлении заданий следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и прикреплять предыдущее.
  6. Обязательна следующая последовательность заданий:
  1. Задание на воспроизведение определения понятия или формулировки правила, закона, теоремы с требованием указания всех величин, входящих в определение, закон и т.д.;
  2. Задание, требующее от учащихся применения знаний по образцу на основе первого задания (задания на решение задач по воспроизведенной в первом задании формуле, закону и т.д.);
  3. Задание конструктивного характера, при выполнении которого учащемуся приходиться использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если они даны в явном виде. Приступая к выполнению такого задания, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки познавательного объекта, т.е. увидеть в измененной ситуации образец;
  4. Задание творческого характера, при выполнении которого учащемуся необходимо найти выход из нестандартной ситуации.

Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут

Список литературы:

  1. «Предупреждение и преодоление недисциплинированности как причины отставания школьников в учении», г. Ростов-на-Дону, 1972
  1. «Организация работы с молодыми специалистами» (Методические рекомендации), сост. Белова В.А., Банина К.С., Москва, 1984
  1. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990
  1. Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  1. Журнал «Завуч» № 3 - 2004
  1. Севрук А.И., Юнина Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004
  1. М.Л. Портнов. «Уроки начинающего учителя», М.: Просвещение, 1993
  1. «Инициатива, творчество, поиск» - Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002
  1. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
  1. Завельский Ю.В. Как анализировать свой собственный урок, / журнал № 4 – 2000, стр. 92-93
  1. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю), / журнал № 4 – 2000, стр. 94-97
  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002
  1. Т.И. Шамова, В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, Н.А.Рогачева

«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994

  1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн.для учителя/ О.Б.Епишева. – М.: Просвещение, 2003 (Библиотека учителя)
  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя/ С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2002 – (Библиотека учителя)