Как рубцов относился к природе. Я люблю, когда шумят березы

Николай Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией - непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это - закономерность.
Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не “литературными фактами”, но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, - а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе - и потому были свободными от какой-либо литературщины.
Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость, преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин - в свое. То, что ощутил другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства - индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов - выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно - Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль “храни” перерастает здесь рамки личного и даже - отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше - ко всему живому на земле.
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами - она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова - не “тихая”, не камерная, не подходит она под определение “деревенской” поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
Мы рассмотрели вопрос, как тема Родины была отражена в поэзии Рубцова. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт.

Николай Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией - непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это - закономерность.
Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не “литературными фактами”, но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, - а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе - и потому были свободными от какой-либо литературщины.
Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость, преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин - в свое. То, что ощутил другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства - индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов - выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно - Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль “храни” перерастает здесь рамки личного и даже - отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше - ко всему живому на земле.
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами - она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова - не “тихая”, не камерная, не подходит она под определение “деревенской” поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
Мы рассмотрели вопрос, как тема Родины была отражена в поэзии Рубцова. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Н.М. Рубцов(1936-1971)родился в посёлке Емецк архангельской области. Рано лишился родителей. Учился в лесотехническом и горном техникумах. Писать стихи начал с шести лет. Во время учёбы в техникумах, работы на заводах, службы на Северном флоте писал стихи отражавшие его жизненные впечатления. В 1958-1961 начинает печататься в коллективных сборниках и альманахах «На страже Родины любимой», «Полярное сияние», «Первая плавка». В 1962 году поступает в Литературный институт. Стихотворения молодого Р привлекали задором, шутливой интонацией («Я весь в мазуте, весь в тавоте, зато работаю в тралфлоте»). В них отразились перипетии любовного чувства(«Не пришла»), романтика моря («в океане», «Шторм»). Его стихи выделялись из массового увлечения стихами, эстрадного поэтического «бума», возникшего в условиях хрущёвской «оттепели». В период отрочества и юности он проходит эволюцию от первых опытов к зрелым и самобытным произведениям 60-х годов. В. Оботуров: «От деревенского детства Николай Рубцов ушёл к широким океанским просторам, в тесноту городов с простотой их быта, чтобы снова вернуться к русской деревне и оттуда увидеть, с учётом всего своего опыта, весь мир и человека в нём».

В 1962 году в предисловии к сборнику «Волны и скалы» Р так определял стороны содержания и самого характера своего творчества «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни с смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений ». Именно таким в то время в его стихах предстаёт образ Родины. Ощущение высоты и простора, исторических деталей пронизывает «Видения на холме» (1962). Чувство любви к родине у поэта целостно и уходит вглубь веков.

Основные темы и мотивы лирики Р – это Родина, её природа и история, судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. В своих стихах он раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния. В 60-е года обострился интерес к истории России. Поэт пишет о красоте деревенской жизни. в стихах обрисовываются персонажи, например, «добрый Филя», «Хозяйка».

В стихах Р образ главного героя складывается во взаимодействии с другими персонажами. Драматизм, трагедийность мироощущения героя, обусловленный событиями народной судьбы(война).

Природа для Р – живая, одухотворённая. Р – мастер, одухотворения, олицетворения природных сил. Это отображается в элегическом характере поэзии. Трагедийный характер элегической лирики. Помимо элегий, есть песни («Зимняя песня» , «Прощальная песня»), произведения балладного, одического и философско-медитативного характера.

Для поэзии Р характерно взаимодействие романтического и реалистического начал, символики быта. Его стиль – живая, движущаяся система.

Герой лирической баллады-элегии «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» - романтическая фигура.

Полное представление об эстетических и поэтических принципах Р в конце 60-х годов даёт стихотворение «Ферапонтово» . Возвышенная земная красота и диво подлинного искусства возникают в процессе контакта природы с человеческой душой и мечтой.

В зрелый период творчества предпочитал использовать слова только духовного содержания, считал первейшими свойствами истинной поэзии лиризм, естественность, звучность. Это определяет своеобразие его стиля, эволюцию его реализма в сторону естественности, простоты, эмоциональной глубины слова, тягу к стилевому синтезу и гармонии. Всепроникающая стихия музыки определяет мотивы света и ветра. Поэтическая символика играет особую, иногда заглавную роль. Ключевой символ – «Звезда полей», давшая название стихотворению, а затем и книге. Символика питает и другие стихотворения: «В горнице», «Утро», «Тихая моя родина». Звезда, цветы, лес, ива, лодка – во всём этом поэт видит и раскрывает особую глубину в привычном русском пейзаже, в котором отложились приметы духовной, исторической жизни народа. Картины природы в стихах Р представляют соответствие душевному состоянию героя («Ночь на родине»). Вечный драматизм, трагедийность и гармония вселенной отражаются во внутреннем мире. Особая роль принадлежит эпитету, передающему чувства, переживания, настроения.

Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»

« Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

Внутрь» (Уильям Блейк)

Проект - долгосрочный

Цели проекта:

1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому

2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)

3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов (развивающая)

4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст

5) Расширить культурный кругозор ребёнка (развивающая)

6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

В течение определённого времени класс работал над проектом

Диагностические цели:

1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?

Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.

2) Какие понятия ученики освоят на уроках?

Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов

3) Чему научатся, какие умения будут осваивать,на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

Отбирать нужный материал по заданной теме;

Передавать в выразительном чтении чувства автора;

Совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)

Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)

Творческое задание:

  1. Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.
  2. Стать актёрами-чтецами
  3. Изучить биографию поэта
  4. Стать художниками-иллюстраторами
  5. Составить киносценарий
  6. Оформить папку по творчеству Н.Рубцова
  7. Компьютерная презентация (если возможно)

Группы:

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

Презентация проекта

Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации

1-я часть презентации

  1. Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В горнице»
  1. Фрагменты биографии

Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. мать была с детьми. которых было шестеро – 3 девочки и 3 мальчика: Надежда (1922 г.), Галина (1928 г.), Алик (1932 г.), Николай (1936 г.), Борис(1939 г.), Надежда (1941 г.). Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. в 1942 году уходит на фронт отец. через месяц умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. диагноз –хроническая болезнь сердца.(сохранились мемуарные записи: с. 351. «Золотой ключик»

…Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом маменьки

Аленький свой цветок

На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.

Колю забирает к себе соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом Тотемского района. (позднее в стихах он скажет так:

Мать умерла

Отец ушёл на фронт…)

Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной.Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. в 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.

Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы: «Детство», « Видение на холме» и др.

В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы.Уехал в Никольское. Там много работал. создал за одно лето около 50-и стихотворений.

Всю короткую жизнь он прожил так, !как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.

Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах)

Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла. Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»

Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.

Чтение стихотворения «Берёзы»

Чтение стихотворения « Ласточка»

В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы».Но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы».Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. Ему исполнилось 35 лет.

Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».

В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»

Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова

  1. «Журавли»
  2. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»
  3. «Старая дорога»
  4. «Над вечным покоем»»в минуты музыки»
  5. «Доволен я буквально всем»

2-я часть презентации

  1. Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений. Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.

Я лучше помню

Ивы над рекой

И запоздалый

В поле огонёк

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень

Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов

В обыденном гробу

Когда ж почую близость похорон,

приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины

И как антитеза у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»

мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.

Вот-вот подует зимним, снежным.

Всё умирает…Лишь один

Пылает пламенем мятежным –

Наследник розы – георгин!

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.

2 Анализ стихотворения Н.Рубцова «Журавли»

Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии 20-го века размером – пятистопным анапестом. Он придаёт стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Ритм стиха у Рубцова всегда приглушён. размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся.как вода. меж редко поставленных слов, графически пятистопный анапест рубцовского стихотворения воплощён в длинных строках стихов, раскинувшихся от правого края страницы и невольно ассоциируется у читателя с широким размахом журавлиных крыльев.

Для Рубцова. почти не пользовавшегося словарями, передающими яркие цвета. кажется почти невероятным употребление в первом же стихе «Журавлей! эпитета «огнеликий», да ещё и в соседстве с глаголом «красоваться».

Рубцов вообще с особой любовью и болью писал о птицах: ласточка ли это, рыдающая над выпавшим из гнезда птенцом. Да и лирический герой Рубцова в разные моменты своей непростой судьбы сравнивает себя с птицами: «И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме // На звуки гармошки, на пение и смех на лужайке…,// 2боюсь я как вольная сильная птица.// Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!», «Словно ворона весёлая, // Сяду опять на забор!»Сам Рубцов – жестами. ОБЛИКОМ. поведением – напоминал птицу: «а жил он действительно как птица. Засыпал там, где заставала ночь...лёгок был на подъём и неутомим в бесконечных перелётах с места на место.И питался как птица. Бывало, тюкнет зёрнышко- другое – и в сторону. И бе рёт в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхания при пении…»У Рубцова журавли наделены дивной способностью: «до конца выражать своими « неземными звуками» и полётом то, что выразить невозможно. – душу человека: « всё, что есть в душе до конца выражает рыданье» И высокий полёт этих гордых прославленных птиц». Эпитеты «высокий» и «гордый» в последнем стихе, словно взятом из гимна журавлям, делают поэзию Рубцова необычной. У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени, не только притягивают к себе, но и связывают душу русского человека и душу русской природы.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей - .

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавле…

Рубцов всей своей поэтической душой ласкал русскую землю. Такого восторженного взгляда на русскую природу после Есенина русская природа не чувствовала на себе.

Рубцовские журавли соединяют историю и современность на просторах единого пространства, имя которому Русь:» Широко на Руси предназначенный час увяданья // Возвращают они, как сказания древних страниц».

Рубцов любил называть страну, в которой жил, словом «Русь». При чтении «Журавлей» кажется, что они не созданы волей поэтического воображения, не записаны рукой автора, а действительно «поэт только извлёк их из жизни родного слова», где они всегда, хотя и тайно, существовали.

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками переработали массу вариантов – от творчества А. Пушкина до произведений современных писателей – и решили остановиться на том, что было интересно всем. Необходимо было учесть и специфику класса – это ребята живые, активные, многие из них уже не раз выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно был использовать.

Предложенная мною «кандидатура» заинтересовала ребят. Песни на стихи Н. Рубцова многие из детей уже слышали. А некоторые строки даже могли напеть.

Вместе с учащимися мы наметили план будущей работы. Мы решили не ограничиться напечатанным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую литературную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой мы будем работать.

Каждый из участников получил своё задание – исследовать одну из сфер жизни и творчества Н.Рубцова. Были определены следующие направления.

  1. Фрагменты биографии.
  1. Литературное творчество Н.Рубцова.
  1. Песни на стихи Николая Рубцова.
  1. Образы растений в поэзии Н.Рубцова
  1. Литературоведческий анализ стихотворений Н.Рубцова

Некоторые результаты месячной работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Николай Рубцов».В неё были включены материалы, которые собрали ребята6 фотографии, записи стихов и песен. Было запланировано также живое исполнение произведений Н.Рубцова самими учащимися.для того, чтобы кмпозиция была органичной. некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Рубцова мало стихов как таковых – большинство из них положены на музыку.

Работа над проектом ещё пока не закончена. В перспективе мы собираемся продолжить изучение творчества Николая Рубцова в 11-ом классе. Мы рассмотрим такую тему «Жизнь человеческой души в стихах Николая Рубцова».

Этапы работы над проектом:

Информационный: определение целей и задач проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, определение общего направления работы, углубление знаний о принципах и приёмах анализа литературного произведения.

Плановый : определение конкретной цели проекта, его задач, структуры, формы4 обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

Поисковый : сбор и анализ информации, работа с источниками.


Поэтические стихотворения Н. Рубцова привлекают внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей. Для Н. М. Рубцова природа стала своеобразным источником вдохновения. Сам поэт писал о себе: « Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны, тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»

Интересные суждения о поэзии Н. Рубцова высказал поэт Ст. Куняев: Рубцов, пишет он, - «подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть...»

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

(«На родину!»)

Н. Рубцов, как и С. Есенин, ощущает, что в мире «господствует гармония, которую следует проявить». Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии. Картины природы были для С. Есенина и Н. Рубцова теми «дрожжами», на которых «всходила» их поэзия.

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

(С.Есенин)

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы...

(Н.Рубцов)

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

Как и у С. Есенина, в его поэтическом мире нет злобы и раздражительности. «Заботливое» творчество Н. Рубцова, пишет В. Сорокин, напоминает «северную церковь с положенными ей сёлами и городами».

В поэтическом творчестве Н. Рубцова есенинская традиция проявилась и в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Хотя пейзаж как таковой почти отсутствует в стихах Н. Рубцова. В отличие от поэтического мира С. Есенина, природа редко выступает у него именно как объект изображения. Его стихи воплощают то философское единство человека и природы, когда «природа даёт самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

(«Берёзы»)

Белая, берёза

Под моим окном

Принакрылась, снегом

Точно серебром.

(«Берёза»)

С пейзажной лирикой также связаны философские и патриотические мотивы. Пейзаж у поэтов носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь, как в стихотворении Рубцова «Меня звала моя природа»:

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Но если в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина «чужая юность, брызжущая новью на поляны и луга» пугает, то Н. Рубцов, одной стороны, испытывает гордость за результаты человеческого труда, с другой стороны, призывает сохранять первозданную красоту природы.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

(«Прекрасно пробуждение земли!»)

В стихотворении « Звезда полей» поэт размышляет о роли дома, родного края в жизни человека. « Звезда полей» - художественный образ, символ маленькой родины, идейный смысл стихотворения. В этом стихотворении прослеживается есенинская поэтическая традиция: та же любовь к среднерусской природе. Город отодвигается на второй план, а природа в своей естественной красоте воплощает необходимую душе гармонию:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Много общего у Н. Рубцова с новокрестьянскими поэтами, основная идея которых - утверждение национальной самобытности народа. С. Есенин и Н. Клюев воспринимают природу как источник духовных человеческих сил, соединяют языческое и христианское начало. Именно от них (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Рубцова. Можно сказать, что «черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации…».

Многие критики указывают на прямую связь творчества Рубцова с поэзией Есенина. В основном эта связь в гораздо большей степени присуща ранним, даже юношеским стихам Николая Рубцова. Какое-то время поэзия Есенина была для Рубцова своего рода синонимом поэзии вообще; Есенин как бы открыл ему самый мир поэтического творчества. И, конечно, эта изначальная связь в той или иной мере чувствуется и в позднейших стихах поэта. Также в стихотворениях Н. Рубцова прослеживается связь и с такими русскими поэтами, как Тютчев, Фет, Блок, Лермонтов, Некрасов. Между прочим, сам поэт решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Естественно, Н. Рубцов хорошо относился к поэзии Есенина, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить его стихотворение «Сергей Есенин»:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была... Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга. Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы («Подорожники», «Давай, земля, немножко отдохнем», «Осенние этюды»).

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

Чаще всего это плач: детский плач («В дороге», «Осенние этюды»), рыдание ласточки («Ласточки»), медведя («Медведь»), журавлей («Журавли»), пурги («На кладбище»), ветра («Ветер всхлипывал словно дитя»), плач лирического героя («В лесу»), его врагов («На чужой гулянке»). Значение плача раскрывают строки из стихотворения «В гостях»:

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Детский плач и погребальный сливаются у поэта в единый вселенский плач, который переходит в пение, напоминающее церковный хор. Только он слышит «печальные звуки, которых не слышит никто».

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

В своём творчестве поэт широко использовал материал из разговорной лексики, что помогало ему передавать народную стихию, создавать народные образы. Благодаря этому изображённые герои будто оживают, становятся близкими и понятными. Для создания характеров, непринуждённой обстановки Н. Рубцов широко использует диалоги, многие из которых насыщены живым, народным юмором («На автотрассе»). В стихотворении «Русский огонёк» диалог занимает центральное место. Поэт описывает разговор путника с хозяйкой избы, простой русской женщиной, которая тревожится за судьбу родной земли.

К Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»). Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» .

В целом же творчество С. Есенина и Н. Рубцова является выражением «особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом».

Эмоционально и точно определяет духовное родство поэтов В.Сорокин: «Он явился вовремя, без опозданий. Явился, услышав: России нужен врачующий есенинский голос, голос иного поколения, иного прозрения. Но Рубцов, как Есенин, неотторжим сутью своей от природы России, от её нрава и песни». С этих позиций вернее всего открывается и традиция - сближение Н. М. Рубцова с поэтами ХIХ века.

Таким образом, поэзия Н Рубцова вбирает в себя лучшие традиции русской поэзии.