Как в день победы 4 научиться играть.

Гайд для новичков Hearts of Iron 4: советы по игре. Как возвысить своё государство и защитить его? Как вести боевые действия? Как копить очки?

Одним из самых популярных жанров у любителей тактики сегодня являются глобальные пошаговые стратегии. Пошаговыми их называют потому, что в игре вы как за настольной игрой делаете ход, после чего ждете ответной реакции ваших соперников и снова проводите какие-либо действия, а глобальная из-за того, что действие игры происходит на карте мира, то есть, из-за масштабности происходящего. Игра Hearts of Iron 4 является эталоном глобальных пошаговых стратегий.

Геймерам предстоит сыграть за любую страну, которая существовала в мировой истории в 1933 или 1939 году (в игре 2 кампании и каждая начинается с определенной даты). В отличие от многих подобных проектов, перед игроком не ставится конкретной и определенной задачи. Есть возможность играть за государства лидеры, которые принимали активное участие в этом временном отрезке истории (СССР, США, Германия), но вы также можете возглавить любую другую страну, например, Бельгию или Уругвай.

По возможности вам нужно защитить свое государство и возвысить его могущество через завоевательную политику. Основной упор в игре сделан именно на войну и боевые действия, так что просто оставаться в стороне и до последнего момента отсиживаться не получится, да и не интересно это от слова совсем. В игре есть множество требующих внимания деталей: окно технологий, специальные умения (национальные фокусы), строительство фабрик и заводов, набор войск и распределение, создание армий, планирование плана наступления, линии фронта и так далее. Всех особенностей просто не перечислить. Также в игре немаловажную функцию выполняет политический режим и дипломатия. Накопив достаточно очков, к примеру, можно устроить государственный переворот в другой стране и напасть на нее во время гражданской войны.

Hearts of Iron 4 в первую очередь стратегия и рассчитана на то, что вы внимательно будете планировать каждый шаг и ничего не упустите, как если бы вы управляли настоящим государством. Чтобы вы быстрее освоились, предлагаем вам ознакомиться с полезными для новичков советами.

Начало игры в Hearts of Iron 4

Ниже представлены десять основных моментов, на которые должен обратить внимание каждый начинающий лидер:

  1. Управлять можно не только мышкой. Знание комбинаций горячих клавиш позволит получать доступ к разным меню, проводить исследования, строить и т.д. гораздо быстрее, чем если бы вы все перечисленное проделывали грызуном. Стоит заучить хотя бы несколько часто встречающихся.
  2. Режим активной паузы – один из самых сильных ваших союзников. Некоторые решения просто нельзя совершать поспешно, поэтому просто остановите игру “Пробелом”.
  3. Каждая нация обладает своими уникальными модификаторами, способными как добавить ей преимуществ, так и создать сложности. Получив представление о них на старте, можно изначально продумать эффективную стратегию развития.
  4. Промышленность в глобальном плане очень важна. Построенные в большом количестве заводы влияют не только на возможность увеличения армии и появление в ней новых боевых единиц, но и на развитие в целом.
  5. Мировую напряженность нужно контролировать. Лишь на определенном уровне можно будет прибегнуть к использованию определенных политических веток.
  6. Выбор национальных фокусов рекомендуется осуществлять не просто на основе “понравилось умение или не понравилось”, а в рамках собственного плана по развитию государства. Не стоит забывать, что некоторые фокусы друг с другом просто несовместимы (на это указывает красный восклицательный знак между ними).
  7. Не пренебрегайте шпионажем. Благодаря дополнительной информации, которую ваши шпионы соберут в стане врага (или даже некоторых союзников), можно будет предсказать опасную ситуацию и своевременно к ней подготовиться.
  8. Сверяйтесь с доступными политическими опциями и уже установленными их модификаторами.
  9. Дипломатии не всегда достаточно. Иногда мирным путем заставить соседей соблюдать свои интересы попросту невозможно – на случай стычки у вас всегда должна быть высокотехнологичная армия, которую можно получить только после проведения соответствующих разработок.
  10. Исследование новых технологий не должно прекращаться. В идеале, стоит запустить сразу несколько программ.

Дипломатия в игре Hearts of Iron 4

Ведение дипломатических переговоров позволяет обзавестись новыми союзниками, наладить выгодное торговое и военное сотрудничество, защититься от возможной агрессии со стороны соседей.

  • В самом начале следует ознакомиться со всем списком политических опций и их модификаторов. Так вы предварительно сможете сделать вывод о том, на что способна выбранная вами фракция и в какую сторону ее лучше развивать.
  • Постройка “Национального центра” абсолютно бесплатна, но занимает некоторое время. Очень важно дождаться постройки и как можно раньше выбрать национальную направленность. В противном случае, вы можете отстать в развитии.
  • Не желая в будущем менять курс идеологии, стоит позаботиться о выборе политик, положительно сказывающихся на скорости проведения исследований.
  • Создание фракции требует дипломатической работы с потенциальными союзниками. Вашей целью должно стать скорейшее улучшение взаимоотношений с ними.
  • Изменение идеологии страны часто является следствием выбора определенных политик. Выбирайте их с умом.

Развитие экономики имеет колоссальное значение для тех, кто желает доминировать на карте мира. Отсталость вашей фракции сделает ее уязвимой, что в конечном итоге закончится поражением.

  • Для эффективного массового производства вооружения потребуется развитая промышленная инфраструктура. Отстраивая в большом количестве заводы, вы тем самым значительно поможете развитию инфраструктуры и наполните рынок товарами.
  • Многие новички в начале игры ориентируют все предприятия на торговлю, что приводит к серьезному застою в экономическом секторе, а также негативно скажется на скорости постройки новых сооружений. Если хотите, можете произвести мгновенную отмену – освободившаяся фабрика сразу будет переориентирована.
  • Меняя политические опции, игрок влияет на сроки построения сильной экономики. Он может как затянуть их, так и серьезно ускорить прогресс. Обязательно ознакомьтесь со всеми возможными вариантами и их условиями.
  • Торговля между враждующими странами не ведется, поэтому лучше сразу определиться – выгоднее будет вести военные действия против другой фракции или же наладить с ней прочные торговые отношения.
  • Предприятия военного сектора должны быть нагружены 24/7. Регулярно проверяйте их и занимайтесь распределением зданий, основываясь на логистическом оборудовании. Любой военный завод на 50% дешевле гражданского и экономические законы добавляют ему бонусов.
  • Играя за коммунистов или фашистов, вы можете получить неплохое преимущество перед другими фракциями, форсировав переход экономики из мирного состояния в военное русло. Для этого придется скопить 150 очков политической власти.

Проведение исследований в Hearts of Iron 4

Исследования позволяют фракции стать более продвинутой в технологическом плане, поэтому нужно грамотно подойти к организации этого процесса.

  • В начале каждой игровой партии лучше всего проводить исследования, которые смогут ускорить дальнейшие разработки. Да, в начале особых плюсов заметно не будет, но в перспективе это позволит вам превзойти в развитии большинство конкурентов.
  • От выбора модели армии, который ждет игрока на начальных этапах, влияет на дальнейшее развитие ее военного потенциала. Хвататься за все подряд не рационально – лучше выбрать конкретную доктрину и вести по ней научно-исследовательскую работу, разблокировав разнообразные боевые единицы с высокой эффективностью.
  • Некоторые страны ограничены по времени проведения научных исследований в некоторых областях. Лучшим выходом будет игнорировать эти области, сосредоточившись на развитии других, более перспективных.
  • Исследовательских слотов ограниченное количество – нужно грамотно подойти к их распределению, выделяя по одному на промышленность и технологии, разблокировку новых боевых единиц и вооружения для них, а остальное направить на военные доктрины. Их следует подбирать с учетом недостатков и преимуществ вашей фракции. К примеру, странам со слабой промышленностью, но высокой численностью населения подойдет доктрина “массированный штурм”.
  • Исследования шифрования и дешифрования очень важны, особенно для тех фракций, которые ведут активную войну на суше (пехота награждается весомыми бонусами).
  • Если вам удалось обзавестись 50% бонусом к скорости исследований, его уместнее всего будет потратить на изучение технологий, способных произвести революцию в текущем временном периоде – к примеру, на самолетостроение, продвинутые танки или суда.

Менеджмент армии

Если дипломатия не помогла, единственным вариантом решения территориальных проблем станет силовой метод. И это подводит руководителя к необходимости правильно рекрутировать и распределять войска, комплектовать их вооружением и пр. Грамотная стратегия часто позволяет одержать верх над более сильным оппонентом.

  • Успешное ведение боевых действий во многом зависит от разнообразия юнитов на поле боя. Будет очень сложно добиться успеха с одной лишь пехотой или танками. В игре существует множество эффективных комбинаций, которые задействуют инженеров, артиллерию, воздушную поддержку и пр. И каждая из них способна принести пользу в той или иной ситуации, или же привести вас к поражению.
  • Не имеет смысла создавать шаблоны дивизий, не получив после научных исследований доступ к более эффективным боевым единицам (хотя бы, двум-четырем). С ними правильно формировать колонки батальонов станет гораздо проще.
  • Подготавливаясь к военным действиям, игрок должен следить за находящимися в его распоряжении ресурсами. Недостаточное их количество в процессе сражения может выйти боком. Получить доступ к дополнительным ресурсам в экстренном порядке легко – достаточно переквалифицировать гражданские предприятия в милитаризованные.
  • Нехватка живой силы в процессе ведения войны отнюдь не редкость. Если численность солдат начинает сокращаться, нужно вести гражданский набор в более широком диапазоне, чтобы иметь возможность полностью укомплектовывать дивизии. При малом запасе рекрутов помогает построение полевого госпиталя (меньшие потери бойцов).
  • Эффективность функционирующих в рамках организованной армии юнитов на полях сражений во много раз выше, чем разрозненных формирований. Хорошую базовую пехотную дивизию можно сформировать из семи пехотных батальонов и двух артиллерийских. В определенных ситуациях пехоту эффективно заменяют десантники или горняки.
  • Помимо сухопутных сражений, существуют также и морские. Основой вашего флота лучше всего сделать эсминцы, так как они считаются наиболее универсальными судами, эффективными против подводных лодок и крупных кораблей. Идеальное соотношение судов во флоте – три малых корабля на один большой.

Заключение

Выше представлены лишь базовые советы, которые помогут новичкам освоиться в Hearts of Iron 4 на более-менее приемлемом уровне. Механика игры столь труднодоступна, что даже встроенное обучение не помогает пролить свет на все нюансы дипломатии, исследований и военных действий. Придется потратить немало времени на изучение руководств и мануалов на сторонних ресурсах, чтобы наконец-то привести свою фракцию к успеху на высоком уровне сложности. И это многочисленных поклонников качественных глобальных стратегий только привлекает.

Лучше всего обучаться с таким же новичком, играя в совместном режиме. Онлайн в игре двухлетней давности все еще стабильно высок и составляет свыше десяти (а иногда даже до семнадцати) тысяч человек. Среди них найти себе начинающего напарника будет не сложно.

Hearts of Iron 4 - это глобальная стратегия от шведской студии Paradox Interactive. Совокупность многогранных идей и решений превратили эту игру в лучший продукт своего жанра и тематики на сегодняшний день.

Одна проблема - впервые познакомившись со стратегиями компании, вы, скорее всего, запутаетесь. Так как Hearts of Iron 4 не исключение, мы создали специальный обучающий гайд, благодаря которому вы сможете разобраться со всеми непонятными для вас игровыми аспектами.

Если часть советов вам покажется знакома и в игре вы не новичок, не закрывайте статью сразу. Быть может, вы все-таки найдете для себя полезную информацию.

Н ациональные фокусы

Древо фокусов - это эдакие идеи из Europa Universalis 4, утверждающие путь развития вашей страны на будущее. Разница только в том, что в Hearts of Iron 4 фокусов гораздо больше, плюс ко всему они абсолютно не линейны - что качать, выбирать исключительно вам.

На данный момент уникальные национальные фокусы доступны лишь семи Великим державам и одной обычной стране: СССР, США, Великобритания, Франция, Япония, Третий Рейх, Италия и Польша.

У других же стран имеются лишь нейтральные идеи, представляющие собой средний вектор развития и не выделяющиеся никакими историческими событиями.

В конечном счете, каждая страна (как было и в уже упомянутой Europa) получит собственное древо фокусов в виде DLC. Польша же в этом списке - как раз такой случай.

Что вообще представляет собой национальный фокус? К примеру, у нейтральных стран это обычное улучшение инфраструктуры, установка новых заводов, модернизация армии и уклон в политике (к коммунизму, фашизму или демократии). Никаких исторически достоверных описаний у этих решений нет - просто нейтральные сведения.

А вот у стран с уникальными фокусами все выглядит совершенно иначе. Так, в древе СССР вы будете проводить так называемую «Чистку», имевшую место происходить как раз в 30-х годах. Без неё в государстве рано или поздно произойдет революция.

Во время войны с Рейхом никто не запретит вам перенести промышленность за Урал, выбрав соответствующий перк, благодаря чему в ваших сибирских и уральских провинциях появятся новые военные заводы.

Третий Рейх, развивая политику, может провести ремилитаризацию рейнской области, аншлюс, затем потребовать Судеты у Чехословакии, а после собрать Первый венский арбитраж. И это только самая малая часть из того, что можно изучить в немецком древе фокусов.

В целом национальные фокусы создают для стран приемлемые условия развития, какие были у них в период с 1936 по 1948 гг. Благодаря собственным идеям Рейх превратиться в машину для убийств за каких-то четыре года, и тогда лишь грамотно построенный Союз сможет остановить его.

Подсказки по фокусам

- Для изучения перка в древе фокусов в 9 из 10 случаев понадобится 70 дней («Большая чистка» у СССР занимает около двухсот). Не забывайте об этом факте, так как перед грядущей войной важен каждый день.

- Первым делом изучайте ветки на промышленность. До войны пока ещё остается какое-то время, так что фабрики и военные заводы - это самое главное. Однако если вы хотите изменить идеологию своей страны, то имеет смысл открыть сначала три перка в ветке политики (только в нейтральном древе фокусов).

- Фабрики - ваше все в Hearts of Iron IV. Если вы уверены в том, когда начнется полномасштабная война, строите их вплоть до последнего года перед стартом боевых действий. Последние 365 дней - вполне большое время на возведение уже военных заводов. К тому же именно количество фабрик регулируют скорость строительства любого сооружения в вашей стране.

- Пара зеленых стрелок и красный восклицательный знак между ними - это предупреждение. Такой значок всегда стоит рядом с разветвлением древа фокусов, а именно с взаимоисключающими перками. Обнаружив такой знак, вы сможете взять только один из перков.

- В фокусах изучаются дополнительные ячейки исследования. Базово их у стран от 2 до 4, но любая может прокачать дополнительные ячейки вплоть до 5. Единственная страна, имеющая 6 ячеек - США.

Подсказки по фокусам

Ветки исследований уже не настолько гибки, как национальные фокусы. Сам раздел исследований делится на 11 подразделов, где первые 5 - сухопутная сфера, 2 - морская, 2 - воздушная, и 2 - промышленная.

Опять же, исследования Великих держав немного рознятся с нейтральными. Уникальности здесь меньше, да и представлена она только в различии военных моделей (танков, самолетов, оружия и кораблей). Исследования в промышленности же у всех одинаковы.

Первый подраздел в сухопутной сфере - «Пехота». В ней вы сможете изучить три (иногда четыре, если считать оружие Первой мировой) вида пехотного снаряжения, спецназ (ВДВ, Горнострелковые войска и Морпехоту), транспорт, приборы ночного видения и так далее. Каждый из перков влияет на разные характеристики вашей пехоты, так что их обязательно нужно изучать.

Второй - «Батальоны обеспечения». Здесь вы сможете исследовать новые роты для шаблонов дивизий. Присутствуют: Саперная рота, Разведрота, Военная полиция, Ремонтная рота, Полевой госпиталь, Рота обеспечения и Рота связи. Также обязательны к изучению, так как каждый из батальонов увеличивает боеспособность вашей дивизии.

Третий - «Бронетехника». Подраздел представлен только танками. У нейтральных стран это набор безымянных танков. У Великих держав - от КВ и Т-34, до Pz.Kpfw.III и «Тигра».

Четвертый - «Артиллерия». Включает в себя зенитную, противотанковую и ракетную артиллерии.

Пятый - «Сухопутная доктрина». Подразделяется на «Маневренную войну», «Превосходство огневой мощи», «Крупномасштабное планирование» и «Массированный штурм».

Как ясно из названий, каждая из доктрин ориентирована на тот или иной тип боевых действий. Хотите воевать по тактике «Блицкриг» и закатать противников под танками и моторизированной пехотой, либо просто завалить врага трупами? Каждый отыщет, где развернуться.

Далее идет флот. Первый подраздел - «ВМФ». Здесь вы увидите все виды кораблей, которые можно изучить, а затем и построить. Есть эсминцы, крейсеры, линейные крейсеры, линкоры и сверхтяжелые линкоры, авианосцы и подводные лодки.

Создание флота - кропотливая и дорогостоящая задача. На постройку одного линкора у вас может уйти год, когда игровой период равен всего лишь 12. Конечно, какая-нибудь Великобритания может задействовать сразу несколько линеек постройки линкоров, ежегодно спуская на воду более пяти штук.

Второй - «Морская доктрина». Делится на три ветки: «Флот в наличии», «Перехват торговых конвоев» и «Удар по базам». Первая доктрина ориентирована на все виды кораблей, по чуть-чуть улучшая каждый из них.

Вторая - на подводные лодки и эффективное уничтожение конвоев». Последняя - на авианосцы и морские бомбардировщики (авиация), атакующие только морские базы противника.

Две следующие - это «Авиация» и «Воздушная доктрина». В первой вы можете изучать новые модели авиации, снова подразделяющиеся на несколько видов. Есть штурмовая авиация, занимающаяся поддержкой войск с воздуха. Истребители же пытаются завоевать превосходство в воздухе, закрыв противнику воздушное снабжение.

Морские бомбардировщики атакуют флот и морские базы. Тяжелые истребители летают гораздо дальше простых, помогая бомбардировщикам. Тактические бомбардировщики летают на небольшие дистанции и разрушают инфраструктуру врага. Стратегические занимаются тем же, но способны летать на большие расстояния.

«Воздушные доктрины» - это «Стратегическое разрушение», «Боевая поддержка с воздуха» и «Операционная надежность».

Наконец, разделы промышленности, разделяющиеся на «Машиностроение» и «Промышленность». В первой вы можете изучать шифрование и дешифрование, электронные приборы, ракетные двигатели и атомную энергетику.

В последней - строительство.

Подсказки по исследованиям

- У исследований есть временные ограничения. К примеру, танк, который в истории появился в 1941, вы сможете изучить без штрафов только в том же году. Начав изучение в 38 или 39, будьте готовы наткнуться на жесткий дебаф (понадобится не 175 дней, а все 600).

- Внимательно изучите все ветки исследований и придумайте стратегию. Благодаря уникальным перкам в национальных фокусах, которые уменьшают время исследования в том или ином разделе, вы можете сэкономить месяцы на исследованиях. Так, фокус Рейха «Инновации в армии» уменьшит изучение одного перка в доктрине на 50%!

- В самом начале изучайте промышленность. Скорость строительства, эффективность производства - все это позволит вам быстрее разместить как можно больше фабрик.

- Не забывайте брать шифрование и дешифрование. Если противник изучил шифрование хотя бы первого уровня, а вы не прокачали дешифровку вообще, то будьте готовы столкнуться с неудобствами. Во-первых, его армия получит небольшое преимущество в разведке и передаче данных. Во-вторых, вы не сможете видеть точное количество дивизий врага - число будет помечено знаком вопроса.

- Доктрины дают огромные бонусы, так что не забывайте про них. Имейте в виду, что выбрать можно только одну из них.

- «Превосходство огневой мощи» подойдет странам с огромным промышленным потенциалом. Она связана с моторизированными и танковыми войсками.

- «Массированный штурм» должны выбирать те страны, чей людской запас огромен - Индия, СССР, Китай и другие.

- Доктрины «Планирования» и «Маневренной войны» дают бонусы к организации и штурму. Последняя, конечно же, подойдет Германии.

- В самом низу подраздела «ВМФ» есть ветка «Транспорт». Она регулирует скорость и успешность морских вторжений.

- Изучая новый транспорт, обратите внимание на красную ракету, что в верхнем правом углу окошка с машиной. Это моторизированная реактивная артиллерия (Катюша, к примеру).

И сследования в HoI 4

Нажав на флаг вашей страны в левом верхнем углу, вы откроете раздел «Политики». Здесь расположен портрет вашего лидера, выбор национального фокуса, национальных дух, показывающий все включенные модификаторы, идеология и отношение населения к ней, а также три подраздела с советниками и эдиктами: «Правительство и законы», «Исследования и производство», а также «Военное руководство».

В первом подразделе вы можете регулировать количество призывников от «Обезоруженной нации» до «Всех под ружье». Рано или поздно при активных боевых действиях ваша живая сила начнет истощаться. Для этого придется вводить новые эдикты призыва, которые стоят 150, 300, 450 и 600 очков политической власти .

Политическая власть - второе значение вверху экрана. Базово вы имеете две единицы. Одна всегда уходит на изучение национального фокуса. Оставшееся очко можно тратить на поддержку правительств в других странах, подготовку переворотов и так далее. Адольф Гитлер дает Третьему Рейху ещё одно очко сверху.

Там же вам позволено определять торговую политику страны, введя полностью открытую экономику, либо закрыв все внешние рынки. А также выбирать советников (максимум 3). Те могут поддержать влияние вашей партии, увеличить прирост отношений с другими странами, повысить эффективность войск и так далее.

В «Исследование и производство» за 150 политических очков можно ускорить исследование танков, флота, авиации и промышленности, а ещё увеличить боеспособность первых трех.

Наконец, в «Военном руководстве» выбираются командующие. Кто-то из них повышает опыт ваших войск, другие дают определенные бонусы.

Подсказки по политике

- Коммунистам и фашистам можно в любое время выбрать «Военную экономику». Благодаря ей строительство заводов и военных фабрик ускорится в разы.

- Если вы хотите сместить правящую партию, превратив СССР в Российскую Федерацию, а США в Коммунистические Штаты Америки, то просто выберите соответствующего политического советника в подразделе «Правительство и законы».

- «Всеобщая мобилизация» в экономике доступна только во время войны. Она забирает 3% призывного населения, что очень много.

- Если у вас есть лишняя политическая власть, потратьте её на улучшение отношений или перевороты. Идеологически дружелюбное государство на границе никогда не провредит.

- В «Военном руководстве», а именно в «Высшем военном командовании» есть советник, увеличивающий прирост опыта армии. Это очень полезная штука на первых порах, так как без войны опыт можно получать лишь тренируя бойцов.

Подсказки по исследованиям

Раздел «Торговля» показывает запас имеющихся в вашей стране ресурсов, количество экспорта и импорта того или иного компонента, непосредственно все шесть ресурсов (нефть, алюминий, резина, вольфрам, сталь и хром), а также список государств, с которыми можно торговать.

Валюты в игре в привычном понимании нет, но не паникуйте. В Hearts of Iron 4 предусмотрена весьма интересная система обмена - обмен ресурсов на фабрику.

То есть, за покупку какого-то количества ресурсов у другой страны вы будете отдавать ей собственные фабрики. К примеру, всего у вас есть 50 фабрик. От экономической политики зависит то, какое количество фабрик будет уходить на торговлю.

То бишь, при ограниченном экспорте вам будет доступна лишь половина фабрик, оставшаяся же часть уйдёт на потребительские товары и начнет простаивать, пока вы не начнете закупать у кого-нибудь ресурсы.

Регулировать продажу ресурсов нельзя - все происходит автоматически. Если у вас есть излишки нефти, то какая-то часть сама будет уходить на экспорт. Вам же профит - бесплатные фабрики страны-закупщика.

Но если вы самодостаточная страна и вам не требуется импорт, а также если вы не хотите никому ничего продавать, то имеет смысл ввести «Закрытую экономику».

Подсказки по торговле

- Движение ресурсов полностью зависит от торговых законов. Регулировать количество экспорта вы можете только через них.

- 8 единиц любого ресурса ровняется одной гражданской фабрике.

- Чтобы не тратить заводы на покупку ресурсов, просто обнулите уже имеющуюся торговлю. Снова заключите соглашение с той же страной, но значение закупки выкрутите на 0.

- Очевидно, что враги не будут с вами торговать. Играя за Германию на первых порах, имейте в виду, что закупать резину у Великобритании и Нидерландов вы сможете только до начала войны. Далее придется искать иные пути.

- «Синтетическое топливо» в разделе исследований «Промышленность» позволяет изучать «Нефтеперерабатывающие заводы». Каждая такая постройка будет давать вам 5 единиц нефти и 2 резины.


Нашли ошибку?

Сообщите нам, выделив фрагмент мышкой и нажав CTRL+ENTER. СПАСИБО!

В этом гайде для Hearts of Iron IV вы узнаете различные советы для новичков относительно каждой игровой механики.

Помните, что для каждого сценария имеются национальные фокусы, которые всегда одинаковы для каждой страны. Если начать свою кампанию в 1939 году, у вас будет больше времени, чтобы подготовить страну к войне. В случае сценария в 1939 году, ни один национальный фокус не будет завершен до начала кампании.

Начало игры

1. При выборе нации следует обратить внимание на модификаторы, которые влияют на игровой процесс каждой конкретной нации, и использовать их/бороться с ними соответствующим образом.

2. Изучите сочетания клавиш. Правильное управление временем является наиболее важным аспектом игры, если вы не хотите все время полагаться на активную паузу.

3. Помните, что клавиша Пробел - это самый большой ваш союзник. Используйте активную паузу всякий раз, когда сталкиваетесь с важным решением.

4. Укрепляйте промышленный аспект вашей нации. Больше заводов даст намного больше возможностей, чем просто несколько дополнительных юнитов.

5. Изучайте шпионаж. Дополнительная информация, которую вы сможете собрать о ваших союзниках и врагах, может оказать существенное влияние на ваши будущие решения и поможет вам решать опасные ситуации.

6. Проверьте все политические опции (и их модификаторы), которые уже установлены.

7. Выберите национальный фокус в соответствии с тем, как вы хотите развивать свою страну, а также на основе ваших текущих потребностей.

8. Контролируйте уровень мировой напряженности. Только после достижения определенного уровня станут доступны его определенные политические варианты.

9. Постоянно разрабатывайте новые юниты, которые будут более технически продвинутыми как с точки зрения исследований, так и во время развертывания на поле боя.

10. Все время продолжайте исследовать новые технологии. Вы можете запустить несколько проектов одновременно.

Дипломатия

1. Национальный центр ничего не будет вам стоить, но вам нужно время, чтобы его создать. Не забывайте отслеживать его состояние, чтобы предотвратить ситуацию, в которой вы потратили даже один день без выбранной национальной направленности.

2. При условии, что вы не хотите менять идеологию страны, вы должны выбрать такие политики, которые будут уменьшать время исследований.

3. Проверьте все имеющиеся политические опции и их модификаторы, чтобы у вас было полное представление о возможностях вашей нации.

4. Вы можете выбрать политики таким образом, что это приведет к изменению идеологии страны.

5. Если у вас есть возможность создать фракцию, вы должны найти союзников и улучшить свои отношения с ними как можно быстрее.

Экономика

1. Перед тем, как начать массовое производство оружия, вам необходимо развить промышленную инфраструктуру. Больше заводов позволит ускорить процесс производства товаров народного потребления и строительство других элементов инфраструктуры.

2. В начале игры не отдавайте все заводы торговле. Это парализует экономику вашей страны и значительно замедлит процесс строительства новых зданий.

3. Убедитесь, что военные заводы работают все время, и распределите здания в соответствии с оборудованием, которое вам потребуется для логистики.

4. Изменение политических опций может существенно повлиять на время, необходимое для развития сильной экономики. Проверьте все возможные варианты и их условия.

5. Делайте торговый фокус на локацию вашего потенциального партнера. Если вы используете конвои для транспортировки товаров, которые можно приобрести в пределах континента, игра будет препятствовать вам в создании военно-морского флота в конце игры.

Исследования

1. Ваши первые исследовательские проекты должны касаться сокращения времени исследований, необходимого для завершения проекта.

2. В начале игры вы должны выбрать модель вашей армии: как именно вы хотите развиваться и какой будет главная сила вашей страны. Если начать научно-исследовательские проекты, касающиеся конкретных доктрин, вы должны сосредоточиться на их развитии, чтобы получить доступ к разным юнитам из этой отрасли.

3. Во время исследований, разберитесь с вопросом, которые касается графика. В противном случае вы можете заблокировать исследовательский слот в течение нескольких лет, не получая от него ничего существенного.

4. Лучше всего выделять исследовательские слоты таким образом, чтобы каждый из них имел значительную роль. Один из слотов должен быть сосредоточен на изучении вещей, связанных с промышленностью/технологиями, еще один - на открытии новых юнитов и оружия, а остальные на военных доктринах. После начала войны исследовательские слоты может изменить.

5. В некоторых странах, например, во Франции, могут быть ограничения, наложенные на время, необходимое для выполнения определенных научно-исследовательских проектов. В этом случае вы должны выбрать для своей страны другую стратегию и игнорировать эти проекты.

Армия

1. Для того, чтобы добиться успеха поле боя, у вас должны быть все типы оборудования. Не стоит делать упор только на бронированные батальоны или пехотные подразделения.

2. Воздержитесь от создания шаблонов дивизий, пока не закончите научно-исследовательские проекты, которые позволяют добавить в шаблон по крайней мере 2-4 новых юнита.

3. Помните, что юниты, функционирующие в организованной армии, являются гораздо более эффективными в бою.

4. Убедитесь, что во время подготовки к войне у вас достаточно ресурсов во время подготовки. Помните, что вы можете превратить гражданские заводы в военные.

5. Расширяйте диапазон гражданского набора, когда ваши солдаты начинают умирать на передовой. Если вы не настроите его в соответствии с текущими потребностями, это может привести к ситуации, в которой вам не будет хватать солдат, чтобы создать дивизию.

«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек)...

Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.

Недоступная война

Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.

Все министерские кресла и внутреннюю политику уместили на одной страничке. К счастью, эту недостачу блестяще компенсировали национальными фокусами.

Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V ). Почему? Потому что Hearts of Iron - или «День Победы» в нашей локализации - призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или - свят-свят! - Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.

Но Paradox не умеют делать просто.

В основном потому, что война в HoI - это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.

А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.

Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой.

В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения - привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.

Польша уже сдалась

Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную - это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.

Линии, стрелочки, пунктир - все как в учебнике истории. Знаете, как долго мы об этом мечтали?

Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?

Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.

Число китайских дивизий пугает, но стоит присмотреться и выяснить, сколько в каждой из них полков... Сунь-цзы вертелся бы в гробу.

План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку - успех все равно будет на вашей стороне.

Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.

Куем победу

Перед отправкой на фронт дивизии придется обучить, и эту процедуру перекроили как могли. Заводы разделились на мирные и военные. Притом одни разрешено конвертировать в другие - так промышленная логика возобладала над простотой. Но и военные заводы, увы, не штампуют войска, как раньше: они выпускают оружие и технику, а те, в свою очередь, идут на вооружение дивизий.

Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, - никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.

А дивизии придется еще и проектировать - приписать немного мотострелков к пехоте или ремонтную роту к танковой дивизии. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи: грамотная комплектация дивизии повысит ее пригодность на поле. А чтобы игрок не ринулся со старта расфасовывать все по-своему, на каждую приписку новой части тратится боевой опыт - абстрактные очки военного ремесла, добываемые в бою. Сухопутный боевой опыт тратится на конструирование дивизий, воздушный и морской - на улучшение параметров самолетов и кораблей. Невероятно занимательное дело, но вкупе с остальными оно еще сильнее вас загружает, а ближе к середине-концу партии еще и теряет актуальность, ибо опыта море, а тратить некуда.

Жаль, что старую кнопочку подгонки темпов индустрии под ее нужды сюда не прикрутили - было бы стократ удобнее, чем дергаться каждые пару минут.

К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.

Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать - быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, - тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками - если опустить детали - действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.

Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они - к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла... если, конечно, не запасется терпением и вниманием.

Армии сами меняют линию фронта в зависимости от продвижения или отступления.

Керенского - в генсеки

История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?

В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV ? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса - это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике - будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» - великим нациям.

Четыре года промывки мозгов - и после выборов в США разгорается гражданская война против Свободной Американской империи. Конфедераты 2.0.

Другие державы не обязаны плясать под вашу дудку. Выполнив фокус «Альянс с СССР», будьте готовы к тому, что Сталин через неделю разорвет ваш союз.

Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей - как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.

А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.

ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности - это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.