Какие реки символизируют ростральные колонны. другая - указывала путь в Большую Неву

Ростральные колонны Петербурга уже давно являются не только символом города на Неве, но и символом побед и славных традиций российского флота. Впервые памятники такого вида появились еще в Древнем Риме, римляне гордились своими победами на море и старались увековечить их в виде монументов. Свое название эти памятники получили от ростров, то есть украшений, которыми покрывались бушприты кораблей. Именно они в обязательном порядке участвовали в общей композиции памятника.

Монументы морской доблести в городе на Неве

Ростральные колонны как элемент украшения присутствуют не только в Северной столице, но и в других крупных портовых городах. Однако именно в Санкт-Петербурге они достигли высшего архитектурного уровня. Связано это с тем, что именно этот город создавался Петром Первым как морская столица России, поэтому все в нем должно было формировать соответствующую атмосферу, наполненную внешнем величием и победным духом.

Внешние характеристики творения Ж. де Томона

Ростральные колонны появились в Петербурге в начале XIX века благодаря усилиям знаменитого архитектора Ж. де Томона.

Что интересно, первоначально они рассматривались не столько как украшения, сколько с вполне утилитарных позиций: достаточно продолжительное время эти монументы использовались в качестве действующих маяков. Все колонны имели высоту 32 метра и были украшены восемью рострами и несколькими якорями. Правда, стоит отметить, что и якоря, и ростры носят декоративный характер.

Современное состояние и функциональная нагрузка

И сегодня ростральные колонны СПб освещаются время от времени яркими факелами.

Делается это в дни крупных праздников - Дня города, Дня Победы, в день последнего звонка, когда на Неве устраивается яркое шоу под названием «Алые паруса». Только теперь вместо дерева или угля в них используется природный газ, который был проведен уже в годы советской власти.

Основные характеристики монументов

Ростральные колонны отличаются продуманностью и четким следованием определенному сюжету. Так их подножия отданы во власть четырех монументальных скульптур - двух мужских и двух женских.
По задумке автора они должны символизировать четыре могучих реки - Волгу, Неву, Волхов и Днепр. Сами эти скульптуры были сделаны по заказу де Томона известными европейскими мастерами - голландцем Камберленом и французом Тибо. Из-за сложностей монтажа пришлось отказаться от первоначального плана отлить их в бронзе, поэтому скульптуры были сделаны из так называемого пудостского камня. Этот материал достаточно легко обрабатывать, но и противостоять влажному воздуху Балтийского побережья он долгое время не способен. Именно поэтому данные монументы приходится регулярно обновлять: последняя крупная реставрация была произведена в 1996 году.

Один из символов Северной столицы

Ростральные колонны сегодня воспринимаются как непременный атрибут стрелки Васильевского острова. Без них уже сложно представить себе внешний облик исторического центра города.

Многочисленные турфирмы и экскурсионные маршруты привозят сотни туристов каждый день к одной из самых популярных достопримечательностей города - на Васильевский остров, Стрелку которого с Ростральными колоннами и зданием Биржи мы видим на тысячах открыток. Независимо от дня недели, в любое время дня, здесь можно встретить молодоженов, которые отмечают начало новой жизни в центре любимого города.

Историческая справка

С момента основания города важную часть в его жизни играл Васильевский остров. Стрелка (так называется его восточная оконечность) изначально по проекту архитекторов должна была быть застроена домами. Однако план был изменен, так как Петр Великий решил сделать из этого участка один из центров деловой и культурной жизни города. По его велению архитектор спроектировал новый ансамбль, в который были включены здания Кунсткамеры, Биржи, Ростральные колонны.

По задумке Петра Первого город начался с застройки который должен был стать центром торговли. Но так как у него было достаточно мелко, площадка основных действий была перенесена на Васильевский остров. Стрелка играла большую роль не только в торговых делах, но и в дальнейшем развитии города. Сюда были перенесены здание Биржи, таможня, склады, здесь был возведен Гостиный двор.

Биржа

Здание Биржи красуется во главе всего Именно оно является одной из визитных карточек, по которым во всем мире известен Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова - одна из самых важных и красивых достопримечательностей города. Здесь приятно находиться в любое время года, отсюда открывается прекрасный вид на Петропавловскую крепость, и дельту Невы.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Биржи, - классицизм. Архитектором был Ж. Ф. Тома де Томон. Пространство перед зданием было разбито на две площади - Коллежскую и Биржевую. После строительства здания Биржи по замыслу архитекторов пространство перед ней было увеличено на 100 метров. Таким образом, был создан контраст между архитектурными составляющими и оборудовано пространство для подхода судов. К воде ведут пологие спуски, украшенные гранитными шарами.

Ростральные колонны

Еще один символ отличает Васильевский остров. Стрелка украшена двумя которые были возведены в качестве маяков для кораблей. На их свет они ориентировались при заходе в порт. Высота колонн составляет 32 метра. Они являлись символами величия морской силы державы. Украшениями их служат носовые части кораблей, а фигуры, которые расположены у подножия, символизируют великие реки - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В настоящее время один из самых интересных объектов для посещения в городе - это Васильевский остров. Стрелка его предлагает для посещения такие интересные музеи, как Зоологический, Почвоведения, Литературный, Кунсткамеру и Центральный военно-морской. Увидеть их экспонаты, а также насладиться великолепным видом приглашает Стрелка Васильевского острова. Адрес этих музеев известен многим, поэтому не забудьте их посетить.

Ростральная колонна - это отдельно стоящая колонна, которая украшена носами кораблей (или рострами), либо их скульптурными изображениями. Обычай использовать ростры кораблей врагов, как элементы парадных сооружений была известна еще со времен Древнего Рима. Вновь она возродилась в эпоху главенствования стиля ампир. Самыми известными в России являются расположенные на стрелке Васильевского острова Петербурга ростральные колонны.

В 30-е гг. 18 века. Петербургский порт перенесли в восточную часть Васильевского острова. Потом там появилась Биржевая площадь. Ее ансамбль, оформляющий стрелку Васильевского острова, приобрел свой нынешний вид лишь в начале 19 в. По проекту Тома де Томона здесь было построено здание Биржи в 1804-1810 гг., которая была торжественно открыта в 1816 г. По проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона в ансамбль Стрелки Васильевского острова также вошли две ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций этих колонн.

Колонны появились здесь в 1810 г. Поскольку во всем внешнем виде городского порта должна была присутствовать тема морских побед России, то любые сооружения возводились подобно античным постройкам. Так, здание Биржи напоминает античный храм, а ростральные колонны воссоздают формы триумфальных сооружений античности.

Одна из колонн выполняла роль маяка для судов Малой Невы, а другая колонна указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885г., их зажигали в туман и ночью.

Ростральные колонны имеют высоту 32м и выполнены из пудожского камня. Внутри каждой колонны расположена винтовая лестница. На верхней площадке каждой из них установлен металлический треножник-жаровня, который предназначен для зажигания сигнальных огней. Сначала на жаровнях жгли конопляное масло, но брызги раскаленного масла падали вниз и попадали на головы проходящих людей. В 1896г. на маяках были установлены электрические лампы, но этот способ через некоторое время отвергли в связи с большими расходами на электричество. В 50-е гг. ХХ в. на ростральных колоннах были установлены мощные горелки и подведен газ к жаровням. В 1957г., когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий в городе на Неве.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. Самая крупная пара ростр расположена внизу колонны. Она укреплена таким образом, что одна носовая часть корабля обращается к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. У подножия каждой из колонн расположены скульптурные изображения аллегорических фигур, символизирующих четыре главные реки России: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Изначально скульптуры были изготовлены из белой жести, а во время реставрационных работ в 1946-1947гг. их вычеканили из листовой меди.

Аллегорические статуи изготовлены по моделям, выполненным французскими скульпторами И. Камберленом и Ж. Тибо, с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Тома де Томон первоначально предполагал, что статуи, изображающие реки будут отлиты из чугуна, но потом от этой идеи пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки создавались при участии знаменитого каменотеса Суханова С.К., который был выходцем из бедных вологодских крестьян со знаменитыми петербургскими архитекторами, но потом умер в безвестности.

Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству контролировались Советом Академии художеств, возглавляемым Захаровым А.Д. Обсуждению подвергалось все – от художественного значения колонн до их практического назначения.

Ростральные колонны, имеющие выразительный силуэт, пропорции, цвет и монументальный объем, отчетливо видны издалека на фоне неба и являются своеобразным символом города на Неве.

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.
Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами. Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.


Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.
Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны — «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.