Курсовая работа: Изучение готовности ребенка к школьному обучению. Методы и способы изучения готовности ребенка к школе Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста

Ирина Кукушкина
Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка : меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Ребенок должен быть готов к серьезным переменам в своей жизни, готов к обучению в школе . А быть готовым к школе – это не только уметь писать, читать и считать. Только этого не достаточно для успешного обучения ребенка. У него должны быть сформированы все компоненты так называемой «» .

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность , как известно, понятие многокомпонентное, которое состоит из нескольких составляющих.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу , получать знания, т. е. на языке психологии , - мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника : он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, учителем, выполнять его требования, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым и выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Деятельность педагога-психолога детского сада обязательно предусматривает работу по исследованию психологической готовности детей к школе . Это диагностическая работа, позволяющая выявить уровень сформированности у детей основных компонентов психологической готовности . Для себя я определила такие компоненты, как мотивационная, интеллектуальная готовность , уровень тревожности как показатель эмоционального состояния, а также наличие у детей конкретных знаний , умений и навыков, обеспечивающих успешное вхождение в учебную деятельность.

Для изучения данных компонентов я пользуюсь следующими методиками :

1. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет . Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан

2. Адаптированный вариант методики Д . Векслера (оценка интеллектуального развития детей 5-7 лет )

3. Экспресс-диагностика готовности к школе Е . К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова.

4. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

А теперь коротко о том, какие показатели оцениваются с помощью данных методик .

Диагностика мотивации учения у детей 5-7 лет .

Как известно, учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой мотивов, которые в дошкольном возрасте приобретают относительную устойчивость. Так учебно-познавательные мотивы проявляются в интересе к новым знаниям, желании научиться чему-то новому. Внешне-позиционные мотивы относятся к внешней атрибутике школьной жизни , позиции школьника . Оценочные мотивы заключаются в желании детей получать высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. В структуре мотивов есть место и игровым (дошкольным ) мотивам. Они продолжают играть важную роль, но уже не должны занимать ведущего места в мотивационной структуре дошкольников .

Диагностика мотивации учения с детьми 6-7 лет проводится дважды в течение учебного года – в январе (перед подготовительными занятиями в школе и началом занятий по адаптации к школе ) и в мае. Данный вид обследования позволяет увидеть соотношение школьных и дошкольных мотивов у каждого ребенка, а также уровень сформированности каждого вида мотивов.

Практика показывает, что процент сформированности учебных мотивов к концу учебного года увеличивается, а игровые стабильно утрачиваются. На положительную динамику влияют многие факторы. Это, конечно, и подготовительные занятия в школе , и специальная работа, которую ведут воспитатели и родители, и занятия по формированию психологической готовности к школе , которые веду я. Все это в общем дает положительный результат. Хотя нужно отметить, что есть отдельные дети, которые в конце учебного года делают сознательный выбор в пользу игровых мотивов, тогда как в результатах первой диагностики у них преобладали школьные мотивы . То есть, некоторые дети, погрузившись в школьную атмосферу , понимают, что в детском саду им лучше. И это при том, что многие из них отличаются высоким уровнем интеллектуального развития. Это связано с тем, что у них не оправдались ожидания, связанные со школой . Возможно, им показалось там все слишком легко, или, наоборот, они оценили ту степень ответственности, которая ложится на них. Поэтому отмечается такой сознательный уход в детство. К счастью, таких детей не много , Конечно, не смотря на высокий интеллектуальный уровень, мы не можем говорить о полной готовности такого ребенка к школе , т. к. подсознательно он не хочет примерять на себя новую социальную роль с ее нормами и правилами. Это опять к тому, что готовность к школе – это не только умение читать, писать и считать.

Тревожность – как свойство личности ребенка не способствует успешному обучению в школе . Проблема школьной тревожности существует, и уже среди дошкольников можно выделить детей , которые, вероятнее всего, столкнутся с данной проблемой. Это дети, у которых стабильно высокий уровень тревожности (пока еще ситуативной) . Начиная с 5-летнего возраста диагностика тревожности проводится с детьми регулярно, в подготовительной к школе группе – дважды .

По результатам диагностики в конце учебного года индекс тревожности детей 6-7 лет обычно несколько увеличивается по сравнению с аналогичным при обследовании в начале учебного года, хотя и остается в пределах среднего уровня. Увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности, большинство из которых мальчики. Увеличение показателя уровня тревожности можно объяснить повышенным вниманием к детям как к будущим первоклассникам как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей. В жизни детей появилась школа с ее правилами . Детям предъявляются повышенные требования, появляются определенные ограничения, которые, безусловно, влияют на состояние детей . Также дети эмоционально переживают предстоящий выпуск из детского сада и все события, связанные с этим. Отсюда и повышение ситуативной тревожности. В целях профилактики тревожности у детей родителям и воспитателям групп даются рекомендации, в свои занятия я также включаю игры и упражнения, способствующие повышению уверенности и самооценки детей .

Интеллектуальная готовность к школе

Изучая интеллектуальное развитие ребенка, определяется уровень развития его психических процессов : памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, а также уровень сформированности у ребенка определенных знаний, умений, навыков, необходимых для школьного обучения (владение арифметическими операциями, умение читать, работать по инструкции и др.).

Методика Векслера позволяет определить не только общий уровень интеллектуального развития, но и уровень его составляющих – вербального и невербального интеллекта, а также увидеть саму структуру интеллекта каждого ребенка, выявить его сильные и слабые стороны. Обобщив данные, вычисляется общий интеллектуальный показатель по группе детей , отдельно по группе мальчиков и девочек и в целом по детскому саду.

Ну и завершающим аккордом в этом мониторинге является экспресс-диагностика готовности к школе , которая проводится в мае. Данная методика компактна , очень удобна в использовании и, главное, (конечно, с учетом других результатов обследований) позволяет практически точно ответить на вопрос, готов ли ребенок к обучению в школе . Здесь уже помимо всего прочего выявляются такие умения ребенка, как умение ориентироваться на листе, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, составлять слова из заданных букв, читать, определяется развитие произвольности.

Обобщив данные мониторинга, делается окончательный вывод по каждому ребенку – готов к обучению в школе , готов к обучению в школе «условно» или не готов . Дети, готовые к школе «условно» - это дети, у которых многие навыки и умения лежат в зоне ближайшего развития. То есть, с небольшой помощью они способны справляться с заданиями.

Использование результатов диагностики

1. Предоставляются родителям (на индивидуальных консультациях, в обобщенном виде - воспитателям подготовительных групп и администрации детского сада;

2. Используются в аналитической работе (оценка уровня развития, степень готовности к школе каждого ребенка , группы детей , выявление сильных и слабых сторон, повторяющихся проблем; сравнение данных с результатами выпускников других лет; оценка деятельности воспитателя (в некоторой степени) ; определение направлений работы на новый учебный год).

В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственного образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.

Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционная работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации.

Таким образом, проблема готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.

Готовность детей к школьному обучению – проблема, исследованием которой занимаются многие учёные разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Анна Анастази, Алоис Йирасек, и отечественные психологи, например, Лидия Ильинична Божович, Лев Семёнович Выготский, Ирина Юрьевна Кулагина.

Проблему готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению изучают многие зарубежные и отечественные психологи.

Анна Анастази в своих работах рассматривает готовность к школе как приобретение необходимых умений и навыков, знаний, мотиваций и других черт поведения, благодаря которым ученик может извлечь максимальную пользу из обучения в школе .

Ян Йирасек в своих исследованиях выделяет три составляющие части готовности к школе: интеллектуальную готовность (включающая в себя дифференцированное восприятие, направленную концентрацию внимания, аналитическое мышление и др.), эмоциональную готовность (достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации) и социальную готовность (потребность ребёнка общаться с другими детьми, умение подчиняться правилам детских групп) .

Лидия Ильинична Божович под готовностью к школе понимает «не только соответствующий уровень развития познавательной деятельности дошкольника, но и уровень развития его мотивационной сферы и тем самым его отношения к действительности».

Лев Семёнович Выготский стал одним из первых советских психологов, выдвинувших идею о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению зависит не от количественного запаса представлений ребёнка дошкольного возраста об окружающем мире, а от степени развития мыслительных процессов. С точки зрения Л.С. Выготского, ребёнка, достигнувшего определённого уровня развития умственных процессов, можно назвать готовым к школьному обучению. Этот уровень складывается из умений ребёнка выделять главное и значимое в явлениях окружающего мира, находить при сравнении сходства и различия явлений действительности; в умении анализировать действительность, строить логические рассуждения, приводящие к верным выводам о предметах и явлениях окружающего мира. Не менее важным критерием готовности к школьному обучению выступает умение ребёнка следить за ходом рассуждений учителя и улавливать причинно-следственные связи, объясняемые учителем .

Таким образом, по мнению Л. С. Выготского, «быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира».

По мнению Ирины Юрьевны Кулагиной, «психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности» . Кулагина И.Ю., как и многие другие психологи, выделяет в структуре психологической готовности к школьному обучению три составляющие: личностную (мотивационную), интеллектуальную готовность к школьному обучению и готовность сферы произвольности. Под личностной готовностью к школьному обучению Кулагина И.Ю. понимает развитие познавательной потребности детей дошкольного возраста и формирование произвольности действий, умение следовать заданным правилам и нормам. Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает в себя развитие мыслительных процессов. Под развитием мыслительных процессов понимается умение анализировать, обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их по заданному признаку, находить сходства и отличия, выявлять причины тех или иных явлений и делать выводы на основе причинно-следственных связей. Помимо развития мыслительных процессов интеллектуальная готовность включает в себя развитие памяти, воображения, речи ребёнка дошкольного возраста. Кулагина И.Ю. отмечает, что психологическая готовность к школе является целостным образованием, и недостаточное развитие одного компонента влечёт за собой проблемы формирования психологической готовности к школьному обучению в целом .

Леонид Абрамович Венгер определяет готовность к школе как совокупность личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, включающую в себя мотивацию или личностную готовность, волевую и интеллектуальную готовность .

Нина Иосифовна Гуткина понимает психологическую готовность к школе как готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования в форме учебной деятельности, и представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности. Это не сумма изолированных качеств и свойств, а их целостное единство .

Согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике, психологическая готовность к школе - это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Эти качества можно разделить на составляющие:

1) мотивационная готовность - положительный отношение к школе и желание учиться;

2) умственная или познавательная готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

4) коммуникативная готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю .

Отечественные и зарубежные психологи разделяют психологическую готовность к школьному обучению на несколько составляющих частей. В работе основой является классификация Ирины Юрьевны Кулагиной, разделившей психологическую готовность к обучению в школе на три аспекта: мотивационную сферу, сферу произвольности и интеллектуальную сферу.

Мотивационная или личностная готовность предполагает отношение к учёбе как к общественно значимому делу и желание активно участвовать в этом деле.

Условие формирование мотивационной готовности к школьному обучению – это, прежде всего, желание детей дошкольного возраста поступить в школу. Поначалу это желание может быть внешним: стремление получить яркий рюкзак, красивые канцтовары, потребность в новых эмоциях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. Постепенно детей дошкольного возраста начинают привлекать не внешние атрибуты школьной жизни, а внутренние потребности, в первую очередь, желание получить новые знания. Большую роль в формировании стремления к школьной жизни играет отношение взрослых к учебной деятельности как к намного более значимой и полезной деятельности, чем игра .

Ещё одно условие формирование мотивационной стороны психологической готовности к школьному обучению является желание детей дошкольного возраста стремление получить новую социальную роль, роль ученика. Дети дошкольного возраста стремятся подняться на новую ступень развития, вырасти в глазах более младших детей и сравняться в социальном положении со школьниками .

Следующее условие формирования личностной стороны психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это познавательная потребность, которую в полной мере невозможно удовлетворить дома или в детском саду .

Если у детей дошкольного возраста есть личностная мотивация к школьному обучению, то это облегчит развитие сферы произвольности. Дети дошкольного возраста с развитой учебной мотивацией стремятся выполнять правила школы, прислушиваться к требованиям учителя, стараются контролировать своё поведение в школе. Таким образом, первое условие формирования сферы произвольности психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это наличие учебной мотивации .

К концу дошкольного возраста дети могут осознавать цель своих действий, намечать примерный план действий, прикладывать усилия к выполнению действий по достижению цели, преодолевать препятствия на пути к цели. Необходимость преодоления трудностей и подчинения своих действий поставленной цели способствует развитию произвольности психических процессов. Дети дошкольного возраста начинают сознательно контролировать своё поведение, внутренние и внешние действия. Итак, второе условие формирования и развития сферы произвольности психологической готовности к школьному обучению – развитие умения планировать свою деятельность и управлять своим поведением .

Сфера произвольности у детей дошкольного возраста формируется при непосредственной помощи взрослого. Родители, воспитатели формируют у детей понятия «надо», «можно», «нельзя». Осознание этих понятий и подчинение правилам – это третье условие формирования сферы произвольности. На основе этих правил у детей дошкольного возраста формируются такие важные черты характера, как ответственность и дисциплинированность .

Ещё одно условие формирование сферы произвольности у детей дошкольного возраста – правильная организация взрослым деятельности детей с учётом трудности выполняемых детьми заданий и времени, отводимом на их выполнение .

Интеллектуальная готовность к школьному обучению – третий, не менее важный компонент психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Интеллектуальную готовность детей связана с развитием процессов мышления, а именно с умениями детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, классифицировать их, выявлять причинно-следственные связи между явлениями, делать выводы. Кроме того, интеллектуальная готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению определяется повышенным уровнем развития психических процессов: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное логическое запоминание, зачатки словесно-логического мышления .

Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это систематические занятия со взрослым. Без помощи взрослого ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Взрослый помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания .

Помимо выдачи готовых знаний об окружающем мире взрослые должны создавать для детей проблемные ситуации, задавать вопросы, побуждающие мыслительную деятельность детей. Развитие взрослыми познавательных потребностей ребёнка и создание условий для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста – второе условие формирования интеллектуальной сферы готовности к школьному обучению.

Третье условие формирование интеллектуальной сферы – ориентированность взрослых на зону ближайшего развития детей. Выполнение этого условия обеспечивает развитие психики и интеллекта ребёнка.

Результаты проведенного нами теоретического исследования позволяют сделать следующие выводы.

Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных.

Наиболее полно, на наш взгляд, определила психологическую готовность к школьному обучению Ирина Юрьевна Кулагина. В её работах психологическая готовность к школьному обучению значится как сложное образование, которое предполагает развитие следующих сфер личности: интеллектуальной, мотивационной и сферы произвольности.

Дети интенсивно развиваются в период дошкольного детства, как физиологически, так и психологически. Можно выделить следующие возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школе:

а) особенности развития внимания (растёт концентрация, объём внимания, повышается степень устойчивости; ещё слабо развито распределение внимания; внимание носит непроизвольный характер);

б) особенности развития памяти (происходит увеличение объёма запоминания словесной информации, развитие произвольности памяти);

в) особенности развития мышления (начинает развиваться словесно-логическое мышление при условии систематического обучения);

г) особенности развития речи (речь усложняется, в речи детей дошкольного возраста чаще появляются сложные предложения, обобщённые понятия).

Психологическая готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста не возникает спонтанно, а формируется при выполнении ряда условий.

Условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению:

1) стремление детей дошкольного возраста поступить в школу;

2) желание детей дошкольного возраста стремление получить новую социальную роль ученика;

3) познавательная потребность, которую в полной мере невозможно удовлетворить дома или в детском саду.

Условия формирования готовности сферы произвольности к школьному обучению:

1) наличие учебной мотивации;

2) развитие умения планировать свою деятельность и управлять своим поведением;

3) осознание понятий «надо», «можно», «нельзя» и подчинение правилам;

4) правильная организация взрослым деятельности детей с учётом трудности выполняемых детьми заданий и времени, отводимом на их выполнение.

Условия формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению:

1) систематические занятия со взрослым;

2) развитие взрослыми познавательных потребностей ребёнка и создание условий для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста;

3) ориентированность взрослых на зону ближайшего развития детей.

Сделанные нами выводы послужили основанием для практического исследования по теме работы.

Ирина Юрьевна Кулагина, как и многие другие психологи, выделяет в структуре психологической готовности к школьному обучению три составляющие: личностную (мотивационную), интеллектуальную готовность к школьному обучению и готовность сферы произвольности.

Для успешной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению необходимо обследовать у детей дошкольного возраста все три сферы психологической готовности к школьному обучению.

Методика 1. Методика «Мотивационные предпочтения» выбрана для исследования мотивационной сферы готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Её автор – Дмитрий Вячеславович Солдатов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, дефектологии и специальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета. Методика предназначения для выявления соподчинения мотивов учебной, трудовой и игровой деятельности. Детям предлагается рассмотреть 9 картинок, на которых мальчик и девочка выполняют различные действия. На трёх картинках эти действия относятся к игре, на трёх – к учению, на трёх – к труду. На первом этапе исследования детям предлагается выбрать 3 картинки с наиболее привлекательными видами деятельности и отложить их в сторону. На втором этапе детям нужно выбрать несколько картинок с нежелательными действиями (количество картинок для выбора не ограничивается, дети могут отнести к нежелательным действиям и все оставшиеся картинки). Если после второго этапа исследования остаются картинки, то наступает третий этап. На нём дети должны разделить оставшиеся картинки на более и менее привлекательные.

Методика «Мотивационные предпочтения» позволяет выявить наличие у ребёнка доминирующего мотива – игрового, трудового или учебного.

Выбор детьми карточек с изображением действий учебной деятельности оценивается в два балла за каждую выбранную карточку. Выбор карточек с изображением действий трудовой деятельности оценивается в один балл за каждую выбранную карточку. Выбор карточек с изображением действий игровой деятельности оценивается в ноль баллов. После завершения обследования баллы суммируются и образуют итоговый балл.

Методика 2. Для исследования интеллектуальной сферы готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению выбрана методика Александра Николаевича Бернштейна «Установление последовательности событий». Исследование предназначено для индивидуальной работы с детьми. Детям предлагается рассмотреть 6 сюжетных картинок, связанных по смыслу, но перепутанных между собой по последовательности событий. Детям необходимо уловить сюжет, выложить картинки правильно и составить по ним рассказ.

Если дети самостоятельно установили верную последовательность картинок, составили логически верный рассказ, то диагностируется высокий уровень развития интеллектуальной сферы готовности к школьному обучению.

Если дети самостоятельно установили верную последовательность картинок, но не смогли без помощи взрослого составить логически верный рассказ, то диагностируется средний уровень развития интеллектуальной сферы готовности к школьному обучению.

Если дети не смогли составить верную последовательность событий, отказались от составления рассказа или не смогли составить рассказ даже с помощью взрослого, или пытались описать происходящее отдельно на каждой картинке без связи с остальными картинками, то диагностируется низкий уровень развития интеллектуальной сферы готовности к школьному обучению.

Методика 3. Для исследования сферы произвольности готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению выбрана методика Нины Иосифовны Гуткиной «Домик». Детям предлагается срисовать домик, составленный из геометрических фигур и элементов прописных букв. По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать следующее: а) какой рукой ребёнок рисует; б) как ребёнок работает с образцом;в) быстро или медленно рисует; г) часто ли отвлекается во время работы; д) что высказывает и какие задаёт вопросы; е) сверяет ли после завершения работы свой рисунок с образцом.

Обработка результатов исследования проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки: 1) отсутствие какой-либо части рисунка (4 балла); 2) увеличение деталей рисунка вдвое и более (3 балла за каждую увеличенную деталь); 3) неверно изображенная часть рисунка (3 балла); 4) неверное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл); 5) отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий (1 балл); 6) разрывы линий (1 балл за каждый разрыв); 7) залезание линий друг на друга (1 балл за каждое залезание).

Интерпретация результатов: 0 баллов – хорошо развита сфера произвольности; 1-4 балла - среднее развитие сферы произвольности; больше 4 баллов - слабое развитие сферы произвольности.

Диагностическая программа исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика диагностического инструментария

Название методики

Цель методики

Критерии оценки

1. «Мотивационные предпочтения» Д.В. Солдатов Изучение мотивационной сферы готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению Соподчинение мотивов учебной, трудовой и игровой деятельности
2. «Установление последовательности событий» А.Н. Бернштейн Изучение интеллектуальной сферы готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению Развитие интеллекта: умение понять сюжет, выложить картинки правильно и составить по ним рассказ
3. «Домик» Н.И. Гуткина Изучение сферы произвольности готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению Уровень развития произвольного внимания

Итак, в условиях, когда растут требования к детям, поступающим в первый класс школы. У детей к концу дошкольного возраста уже должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. 398 с.
  2. Бузарова Е.А. , Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 С.327-338.
  3. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2 С.187-188.
  4. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. №8-4.
  5. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. 420 с.
  6. Параничева Т. М., Тюрина Е. В. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет // Новые исследования. 2012. №1 (30) С.135-144.
  7. Паутова В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. 2015. №10 С.96-100.
  8. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5 С.65-68.
  9. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2014. №3 С.185-188.
  10. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1 С.28-30.
  11. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. № 1 С.146-150.
  12. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3 С.524.
  13. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №9 (64) С.58-61.
  14. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  15. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2014. №1 С.46-55.
  16. Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера и психокультурной дистанции русского и мордовского этносов (на примере молодежи Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 8. С. 150-153.
  17. Алямкина Е.А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза // Психолог. 2015. № 2. С. 31-46.
  18. Алямкина Е.А., Шогенов А.А. Анализ черт национального характера (на примере этносов Мордовии) // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 118-121.
  19. Новикова В.Н., Флеров О.В. О психологии межкультурной коммуникации // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 364-369.
  20. Пологих Е.С., Флеров О.В. Сравнительный анализ взглядов на язык и речь в лингвистике и психологии // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 375-380.
  21. Рыбакова Н.А. Личность современного педагога в развивающемся обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12(63). С. 32-36.
  22. Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современная педагогика. 2016. № 12(49). С. 98-102.
  23. Флеров О.В. Зарождение межкультурной коммуникации как научного знания. В сборнике: наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 423-429.
  24. Флеров О.В. Межкультурная коммуникация как научное знание: истоки исследований и основные теории XX века // Философия и культура. 2016. № 8. C. 1168-1176.
  25. Флеров О.В. Мировоззренческая и гносеологическая стороны межкультурной коммуникации в XXI веке // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С. 136-142.
  26. Флеров О.В. Специфика иноязычного знания и её влияние на имидж лингвистического образования в современной России. // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. C. 425-435.
  27. Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.
Количество просмотров публикации: Please wait

Разделы: Общепедагогические технологии

Тема исследования готовности детей к обучению в школе опирается на труды Л.С. Выгодского, Л.И. Боженко, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые этот вопрос возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (до этого постановления обучение начиналось с 8 лет). Именно с этого времени не угасает вопрос к определению готовности ребенка к обучению. Новый всплеск интереса к этому вопросу возник в 1983 году, когда приняли решение об обучении детей уже с 6 лет. Перед обществом встал новый вопрос – о зрелости ребенка и сформированности у него предпосылок учебной деятельности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в психическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире и сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Так же важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, произвольность познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления; навыки речевого общения, развитая мелкая моторики руки и зрительно-двигательная координация.

Объект исследования: готовность детей к школе.

Предмет исследования: исследование готовности детей к школьному обучению.

Цель данного исследования: определение психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи данного исследования:

  • определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению.
  • рассмотреть основные компоненты готовности детей к школьному обучению;
  • рассмотреть, как проводится исследование готовности детей к школьному обучению.

Младший школьный возраст

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу.

Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие.

Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.

Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

Проблема готовности к обучению становится особенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоздалое начало школьной жизни также опасно потерей интереса к учебе.

Психологическую готовность к обучению разделяют на общую и специфическую.

Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные заведения, организуя обучение детей до зачисления в школу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей на¬столько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования – «Как будто в детском саду!».

Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки. К этому его подталкивает социальное окружение

Готовность к обучению включает как физиологические компоненты – школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми физиологическими системами.

Исследование психологической готовности детей к школьному обучению

В этом плане более полезными при диагностике могут оказаться психологические методики. В рамках психологического подхода к диагностике школьной зрелости отчетливо выделяется два основных направления:
– первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости (тест Керна-Йирасека, тест Витцлака и др.).
– второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка.

Диагностический комплекс:

1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.

Ориентация в окружающей среде, запас знаний.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследовании. В некоторых случаях можно использовать специальные методики, направленные на оценку этих компонентов школьной зрелости.

2. Оценка социального компонента школьной зрелости

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общите¬лен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, например методика «Изучение социальных эмоций» и др. (см. Приложение Б).

3. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости

По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций, заинтересован кость ребенка в выполнении задания и т.п. Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированности волевых качеств и привычек.

Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения анализируются показатели ребенка по всем проведенным методикам. Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка.

Заключение

В данной работе была попытка ознакомится с основными психологическими методами определения уровня школьной зрелости, правилами составления психолого-педагогической характеристики ребенка, а также особенностями организации обследования ребенка перед поступлением в школу.

Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божовнч, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.

В заключение, еще раз выделим основные моменты:

1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.

3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.

И так, в ходе исследования по теме данной работы узнали, что такое психологическая готовность к школе, рассмотрели отличные друг от друга подходы к этой проблеме; изучили методики психологической диагностики готовности детей к школьному обучению .

Так же узнали, что существует большое разнообразие диагностических программ определения психологической готовности к школе.

В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе

1.1 Понятие готовности ребёнка к школе

1.2 Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению

1.3 Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе

Глава 2. Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе

2.1 Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению

2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Исследования подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Выделяют три основных подхода к проблеме готовности ребёнка к школе.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу занимались А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и другие.

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых повысились требования к детям поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности. В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема: «Изучение личностной и мотивационной готовности ребёнка к школе».

Цель исследования: выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических условий готовности ребёнка к школе.

Объект исследования: готовность ребёнка к школе.

Гипотеза исследования: эффективность системы работы по изучению готовности ребёнка к школе повысится при соблюдении следующих условий:

а) При правильной организации специальных мероприятий (занятий, тестов, целенаправленных игр и т.д.) для выявления индивидуальных особенностей ребёнка на момент проведения исследования и школьной дезадаптации.

б) При применении психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Предмет исследования: изучение личностной и мотивационной готовности ребенка к школе.

Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

    Рассмотреть сущность понятия «готовность к школьному обучению», выявить её критерии.

    Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

Методологическая основа исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, социологов, философов, такие так Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Д.Б. Ельконина и другие.

Методы исследования:

    Теоретические

    изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов.

    Эмпирические

    тестирование, беседа, диагностический (констатирующий), анализ работы учащихся (документация)

Психокоррекционная работа с учащимися.

Теоретическая значимость исследование состоит в том, что в нём:

    представлено понятие «личностно-мотивационная и интеллектуальная готовность ребёнка к школе».

    определена взаимосвязь психических качеств и свойств, определяющих готовность ребёнка к школе.

    выявлены факторы социального и мотивационного характера, своеобразные сочетания, которых определяют значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей.

Практическая значимость выражается в создании условий способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному обучению.

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит ___страниц машинописного текста, из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник), ____ приложений.

Глава I . Обобщённо-теоретический анализ изучаемой проблемы готовности ребёнка к школе

1.1 Понятие готовности ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой семьёй. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он является официальным носителем общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения к ребёнку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения детей в классе тоже отличаются от тех, которые складываются в игре.

Главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учёбе. Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становится единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если раньше начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной деятельности детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям надо следить за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений. Ученик должен ответственно относиться к учёбе, осознавать её общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учёбы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий познавательный кругозор. Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учится. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важной стороной психологической готовности к школе является достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу ещё не достигает полного развития: ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и тому подобное. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастает постепенно, по мере того, как в самом процессе учения происходит её совершенствование.

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщённых знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления – наиболее важное приобретение, которое поможет ребёнку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок ознакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий – дело будущего.