Методика начального обучения русскому языку. Львов М.Р
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979.
МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Предмет и задачи методики преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет в начальных классах
Принципы обучения родному языку
Этапы исследования!
Методики русского языка
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте
Звуковой строй русского языка и его графика
СОПОСТАВИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ)
ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ
Общие черты метода
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Работа над звуками
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Задачи обучения письму
Характеристика современных шрифтов-прописей.
Организационные и гигиенические условия обучения письму.
Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.
Элементы орфографии в период обучения грамоте
Развитие речи учащихся на уроках письма.
УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Требования к урокам чтения и письма.
Типы уроков чтения и письма.
Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.
Особенности уроков в малокомплектной школе.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы
Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования
ИСХОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Процесс работы над художественным произведением в начальных классах
Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного синтеза)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИДЕЕЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Методика чтения сказок
Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
Методика чтения басен
Методика чтения стихотворений
МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ, ГРАММАТИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ОРФОГРАФИИ
Из истории методики изучения грамматики в начальных классах
Роль изучения родного языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения
Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон
Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку
Методика изучения основ фонетики и графики
Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
Мягкие и твердые согласные.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
Слог. Ударные и безударные слоги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
Процесс работы над усвоением понятий.
Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
Грамматические и словообразовательные упражнения
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Методика изучения частей речи
Система изучения имен существительных в начальных классах
Ознакомление с числом имен существительных.
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Изучение рода и числа имен прилагательных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Последовательность изучения глагола.
Последовательность изучения материала в III классе.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Работа над правописанием предлогов
Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Работа над предложением
Ознакомление младших школьников с пунктуацией.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Урок русского языка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Задачи и пути развития речи младших школьников
Требования к речи учащихся.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ
Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы
Многозначность слова и омонимы.
Фразеология
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Выборочный пересказ
Пути повышения самостоятельности и творческой активности
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Виды устных сочинений
Роль сочинений в воспитании школьников
Тема сочинения и ее раскрытие
Составление плана
Подготовка к сочинению
Анализ сочинений учащихся.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Типы ошибок
Исправление и предупреждение ошибок.
В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии, развитие речи учащихся.
При изложении каждого раздела кратко и доступно раскрываются особенности обучения русскому языку, сосредоточивается особое внимание на наиболее трудных проблемах.
МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Предмет и задачи методики преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.
Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки - речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. Так, в наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков и т. д.
Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в школе - начальной и средней, в техникумах (например, в педагогических училищах), в вузах. Задачи обучения родному языку на всех этих ступенях обучения, конечно, не могут совпадать. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо от ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их и т. д.
Но каждая ступень имеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области родного языка в основном на развитие речи детей.
Методика начального обучения - русскому языку, которая нас интересует в первую очередь, имеет свои, специфические особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой-то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название - «методика начального обучения». Назовем основные разделы методики:
«Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.
«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.
«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков - когда нет еще достаточной грамматической основы.
«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения - анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.
Методика русского языка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы десятков, сотен миллионов людей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за сочинение.
Русский язык как учебный предмет в начальных классах
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.
Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения в СССР и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой марксистско-ленинской науки, языком высокогуманной культуры и искусства.
Одна из важнейших задач методики русского языка - определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.
Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания,- чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения,; развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических,; орфоэпических умений и навыков учащихся.
а) в развитии устной и письменной речи учащихся - в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;
б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;
в) в изучении литературной нормы - орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;
г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;
д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.
Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете «русский язык». Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по этому предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.
Современная программа состоит из вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание» и списками произведений для заучивания наизусть. В программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам.
Особенности программных требований по каждому из разделов подробнее разъяснены в соответствующих разделах данного учебного пособия.
Методологической основой методики обучения русскому языку является марксистско-ленинская теория познания (гносеология).
Практическая цель методики - обеспечить для всех школьников наиболее полное, всестороннее овладение богатствами языка. При этом нельзя забывать, во-первых, что язык - важнейшее средство общения между людьми (коммуникации). Без языка невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, и задача школы - сделать его (язык) наиболее совершенным, тонким орудием общения. Во-вторых, язык есть средство рационального, логического познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждениях и умозаключениях. Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: «в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем»1. Овладевая языком, развивая свою речь, школьник тем самым развивает свои мыслительные способности.
Русские психологи и педагоги... играет психологическая наука . Современные... процессе преподавания предмета Марийский язык нив... задач и целей урока. Диафильм может стать как ... , И.Н.Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе...
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 8
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА...................... 8
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ - ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ...............................................10
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.............13
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ..........................................16
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.......................20
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ............................................................28
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..............................................................................28
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………......28
Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................29
Учебно-методический комплект по обучению грамоте......................................................................30
Методы обучения грамоте, их классификация.............................................32
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…..................33
История методов обучения грамоте............................................................................33
Буквослагательный метод..................................................................................34
Переход к звуковым методам.............................................................................37
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ....................................................40
Выбор методики........................................................................................................................40
Добукварный период.................................................................................................................40
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………......................................41
Работа со слогом, слогоделение..............................................................44
Знакомство с ударением.......................................................................46.
Изучение звуков......................................................................................................46
Знакомство с буквами........................................................................................49
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................50
Механизм чтения, его составляющие......................................................................50
Чтение слогов в букварных «столбиках» ..........................................................................53
Чтение и разбор букварных текстов......................................................................................54
Обучение письму......................................................................................................................56
Уроки обучения грамоте..........................................................................................................59
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................62
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.............................................................62
Зарождение метода объяснительного чтения........................................................................62
К. Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения...................................63
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению..........................................................66
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.......................67
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ........................68
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона..............................................................71
Метод литературно-художественного чтения......................................................................73
Метод творческого чтения.......................................................................................................74
Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в. ..................................................................76
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ...........80
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников................80
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………................................................................................................................81
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя............................................86
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников............................................................87
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.................................................. 93
Качества навыка чтения............................................................................... 93
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..................................... 94
Работа над правильностью и беглостью чтения......................................................... 95
Работа над сознательностью чтения...................................................................................100
Работа над выразительностью чтения...............................................................................106
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................110
Литературоведческие основы анализа художественного произведения..............110
Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................................................... 111
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... 114
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....................................................................................... 115
Первичное восприятие текста................................................................. 115
Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................... 116
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза................................................................................................... 118
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.......................... 119
Несколько слов о школьном театре............................................................... 122
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ... 123
О родах литературных произведений..................................................................... 123
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах..................... 123
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................ 128
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах............... 130
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ...................................................................... 133
О воспитательной роли книги..................................................................................................... 133
Истоки современной системы работы с детской книгой................................................ 134
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.................................................................................................................................... 136
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой..................................................... 137
Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................. 138
Основной этап обучения работе с детской книгой................................................................... 139
Типология уроков внеклассного чтения...................................................................................... 140
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.............................. 143
Требования к урокам чтения........................................................................................................ 143
Задачи современного урока чтения............................................................................................ 144
Типология уроков чтения……………………………………............................................................ 144
Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................ 146
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,
ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ -
МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ..................................................................................... 151
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ..... 151
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» ..........................................................................153
Пути реализации воспитательной функции языка........................................... 154
Формирование языковых понятий................................................................. 155
Изучение закономерностей и структуры языка....................................................................... 158
Углубленное изучение русского языка................................................................................... 159
Развивающая роль теории языка.......................................................................................... 160
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ................................................. 160
Языковой анализ как метод...........................................................161
Метод конструирования.............................................................................................................. 162
Сравнительно-исторический метод........................................................................................... 163
Наглядные методы....................................................................................................... 164
Метод рассказа учителя................................................................................................ 165
Эвристические, или поисковые, методы................................................................................. 165
Игра как метод......................................................................................................... 167
Коммуникативные методы.......................................................................................................... 168
Программированное обучение и компьютер...............................................................................168
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ................................ 169
Роль учебника, его функции..................................................................................... 169
Требования к текстам в учебнике.................................................................................... 170
Типы учебников и пособий......................................................................................... 171
Виды работы учащихся по учебнику................................................................................ 173
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... 174
Понимание функций произносительных единиц речи.......................................................... 174
Умения учащихся................................................................................................ 175
Процесс обучения. Методы, приемы...................................................................................... 176
Трудности фонетики и графики........................................................................................ 177
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................... 177
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................. 179
Обобщения. Обратная связь.................................................................................... 181
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ................................................................. 182
Морфология. Части речи.............................................................................................. 182
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение...................................... 183
Тема «Род имен существительных».............................................................. 184
Тема «Число имен существительных»............................................................................. 185
Тема «Склонение имен существительных»............................................................... 186
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ............................................................................. 190
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................. 190
Тема «Род имен прилагательных» ................................................................................ 191
Тема «Число именприлагательных» ................................................................................ 192
Темя «Склонение имен прилагательных» ......................................................................... 193
Словообразование имен существительных и прилагательных............................................ 196
Глава 9. ГЛАГОЛ.............................................................................................................. 197
Лексическое и грамматическое значение глаголов.................................................................. 197
Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................. 199
Тема «Настоящее время глагола» .............................................................................. 199
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................ 202
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................... 203
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................... 205
Словообразование глаголов........................................................................ 207
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ............................................................ 208
Знакомство с местоимением...................................................................................................... 208
Знакомство с именами числительными...................................................................210
Знакомство с наречиями.................................................................................................. 211
Служебные части речи. Союзы. Предлоги......................................................... 211
Глава 11. СИНТАКСИС........................................................................... 212
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.......................................... 212
Предложения, их виды................................................................................................................. 213
Члены предложения. Словосочетания..................................................................... 216
Однородные члены предложения.......................................................................................... 217
Сложные предложения................................................................................................................. 218
Прямая и косвенная речь...................................................................... 219
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... 223
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
(XIX-XX вв.)............................................................................................................ 223
Грамматические основыобучения правописанию.................................................................. 223
Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................... 224
Антиграмматическое направление................................................................................. 226
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ........ 227
Общее понятие................................................................................................................... 227
Алфавит...................................................................................................... 228
Графика................................................................................................................. 228
Орфография.................................................................................................... 229
Пунктуация................................................................................... 230
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................... 230
Фонематический принцип................................................................................ 232
Традиционный принцип орфографии............................................................................... 233
Принцип дифференциации значений................................................................................ 234
Принцип фонетический.................................................................................... 234
Принципы пунктуации.................................................................................................................. 235
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... 236
Орфограмма.............................................................................................. 236
Орфографическая зоркость...................................................................... 237
Правила правописания.................................................................................... 238
Мотивация орфографической работы............................................................ 240
Ступени формирования умений по орфографии...................................................................... 241
Речевой слух......................................................................................................... 243
Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................... 243
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ......................................... 244
Выбор методов...................................................................................................... 244
Языковой анализ и синтез............................................................ 245
Запоминание........................................................................................... 246
Решение грамматико-орфографических задач................................................................. 247
Алгоритмы........................................................................................................................ 249
Ступени сжатия алгоритма................................................................................ 250
Виды упражнений в правописании.................................................................................. 251
Имитативные упражнения (виды списывания)............................................................... 252
Виды диктантов................................................................................................................. 253
Грамматико-орфографическое комментирование............................................................. 254
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании............................ 255
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ..................................................... 256
Классификация ошибок................................................................................................. 256
Диагностика и прогнозирование ошибок............................................................... 257
Исправление и предупреждение ошибок......................................................................... 258
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)................................ 260
Общие требования к уроку............................................................................................... 260
Типология уроков русского языка.............................................................................. 261
Структурные компоненты уроков русского языка..................................................................... 263
Планирование уроков и подготовка к ним..................................................... 265
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ............................. 269
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX-XX вв....... 269
К. Д. Ушинский......................................................................... 269
Основные направления в методике развития речи........................................................... 270
Тенденции 60-х годов XX в. ....................................................................... 272
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. 273
Речь и ее виды...................................................................................... 273
Речь имышление..................................................................................................... 274
Высказывание.............................................................................................................. 275
Типы речи (текста).............................................................................. 277
Теории строения текста.......................................................................................... 278
Факторы речевого развития человека.............................................................................. 280
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА................................................... 281
Критерии культуры речи.................................................................................... 281
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ..................................................... 283
Имитативные методы....................................................................................................... 283
Коммуникативные методы...................................................................................................... 284
Метод конструировании.................................................................................... 286
Риторика в начальных классах....................................................................................... 288
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...................................... 290
Уровень произносительный.................................................................................................... 290
Направления работы на произносительном уровне................................................................ 292
Уровень лексический (словарная работа) ............................................................................... 295
Грамматический уровень работы но развитию речи............................................................. 297
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ................................................. 300
Виды школьных текстовых упражнений..................................................................................... 300
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................. 302
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды............................................................... 304
Методика изложений отдельных видов.......................................................... 305
Творческие пересказы и изложения........................................................................ 307
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... 309
Сочинение как самовыражение личности................................................................ 309
Подготовительные ступени к сочинению................................................................ 310
Исполнение, реализация подготовленного............................................................................... 313
Анализ детских сочинений....................................... 315
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.......................................................... 317
Сочинения-миниатюры................................................................................................................. 317
Описание картины............................................................................................................. 318
Сочинения на литературные темы..................................................................................... 319
Сочинение сказок........................................................................................... 321
Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................. 322
Литературное творчество школьников..................................................................................... 323
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......... 327
Типы и причины речевых ошибок.................................................................. 327
Характеристика лексических ошибок............................................................ 329
Морфологические ошибки.............................................................................. 330
Синтаксические ошибки........................................................................... 331
Логические и композиционные ошибки................................................................................. 332
Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................... 333
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ... 335
Типология организационных форм развития речи............................... 335
Язык, речь, ее развитие, языковая личность........................................................... 336
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... 341
Задачи и формы внеурочной работы............................................................... 341
Языковые игры................................................................................................................. 342
Кружок русского языка..................................................................................................... 344
Ребенок дома....................................................................................... 344
Виды внеклассных занятий................................................................................................. 345
В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии, развитие речи учащихся.
При изложении каждого раздела кратко и доступно раскрываются особенности обучения русскому языку, сосредоточивается особое внимание на наиболее трудных проблемах.
МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Предмет и задачи методики преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.
В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).
В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.
Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».
Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.
Книги (9)
Методика обучения русскому языку в начальных классах
В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.
Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.
Методика преподавания русского языка в начальных классах
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Методика развития речи младших школьников
Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.
Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).
Основы теории речи
В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.
Правописание в начальных классах
Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.
Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.
В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.
Риторика. Культура речи
В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.
Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.
Словарик синонимов и антонимов
По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.
Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».
Словарь-справочник по методике русского языка
Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.
В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.
Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979. МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА
Предмет и задачи методики преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет в начальных классах
Принципы обучения родному языку
Этапы исследования!
Методики русского языка
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте
Звуковой строй русского языка и его графика
СОПОСТАВИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ)
ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ
Общие черты метода
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Работа над звуками
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Задачи обучения письму
Характеристика современных шрифтов-прописей.
Организационные и гигиенические условия обучения письму.
Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.
Элементы орфографии в период обучения грамоте
Развитие речи учащихся на уроках письма.
Требования к урокам чтения и письма.
Типы уроков чтения и письма.
Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.
Особенности уроков в малокомплектной школе.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы
Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования
ИСХОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Процесс работы над художественным произведением в начальных классах
Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного синтеза)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИДЕЕЙ
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Методика чтения сказок
Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
Методика чтения басен
МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ, ГРАММАТИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ОРФОГРАФИИ
Из истории методики изучения грамматики в начальных классах
Роль изучения родного языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения
Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон
Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку
Методика изучения основ фонетики и графики
Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
Мягкие и твердые согласные.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
Слог. Ударные и безударные слоги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
Процесс работы над усвоением понятий.
Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
Грамматические и словообразовательные упражнения
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система изучения имен существительных в начальных классах
Ознакомление с числом имен существительных.
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Изучение рода и числа имен прилагательных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Последовательность изучения глагола.
Последовательность изучения материала в III классе.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Работа над правописанием предлогов
Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью
Работа над предложением
Ознакомление младших школьников с пунктуацией.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Урок русского языка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Задачи и пути развития речи младших школьников
Требования к речи учащихся.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ
Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы
Многозначность слова и омонимы.
Фразеология
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Выборочный пересказ
Пути повышения самостоятельности и творческой активности
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Виды устных сочинений
Роль сочинений в воспитании школьников
Тема сочинения и ее раскрытие
Составление плана
Подготовка к сочинению
Анализ сочинений учащихся.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Типы ошибок
Исправление и предупреждение ошибок.
В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии , развитие речи учащихся.