Михаил ярославич. Князь Михаил Тверской: краткая биография, история и памятники

В Твери нет святого, более почитаемого, чем благоверный князь Михаил Ярославич. Ему жители Твери вверили свой город как небесному покровителю и заступнику. Реликвии, связанные с ним, хранятся во многих тверских храмах. Есть частица его мощей и в Свято-Троицкой церкви. Это великий .

Житие благоверного князя Михаила Тверского создавалось в первой четверти XIV века, вскоре после его смерти в Орде. Составителем выступил, по-видимому, игумен Отроча монастыря Александр, духовник князя, сопровождавший его в поездке в Орду. Житие сохранилось в двенадцати редакциях, причем те из них, что «обрабатывались» в Москве, довольно сильно отличаются от тверских редакций. Это и не удивительно, ибо отношения князя Михаила с Москвой складывались далеко не лучшим образом. Теперь уже трудно (и вряд ли стоит) искать виноватых в том раздоре, который царил в XIV столетии между Москвой и Тверью и который не без умысла еще более распаляли ордынцы.

Представим одну из самых интересных фигур в русском пантеоне святых князей - благоверный князь Михаил Ярославич Тверской

Ранние годы Михаила Ярославича

Князь Михаил родился в 1272 году. Отца своего, князя Ярослава Ярославича, он никогда не видал: тот умер во время поездки в Орду еще до рождения младшего сына. Воспитывала Михаила мать, святая княгиня Ксения, — согласно тексту Жития, «в страхе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости». Может представиться странным, что именно мать учила Михаила «книжной премудрости», но исследователям удалось установить, что княгиня была исключительно образованной для своего времени женщиной и даже собирала библиотеку.

На тверском княжении Михаил сменил своего старшего брата — от первого брака отца — Святослава. Первые годы его правления были сравнительно спокойны — разве что в 1286 году ему пришлось выступить против литовцев, вторгшихся в тверские пределы. В 1294 году князь успешно исполнил функцию посредника-примирителя в междоусобии своих «кузенов» — сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея, — что характеризует его как человека, не склонного к сварам. В том же году он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне, (которую вскоре после смерти стали почитать как ).

Раздор между Михаилом Ярославичем и московским князем Юрием Даниловичем

В 1304 году великий князь Андрей Александрович, которого Михаил десять лет назад мирил с братом, умер. И Михаил стал по праву старшинства наследником владимирского великокняжеского престола. Возвел на него Михаила Ярославича митрополит Максим Киевский, а в 1305 году был получен и соответствующий ярлык из Орды. То есть поначалу никаких препятствий не представлялось.

Но вскоре выяснилось, что московский князь Юрий Данилович не хочет подчиниться Михаилу, а, напротив, сам ищет великого княжения. Так начался раздор, продлившийся долгие годы и стоивший жизни многим русским людям. Увы, святитель Максим, бывший твердым сторонником законного преемства великокняжеской власти, в 1305 году скончался, а примирителя из князей, каким выступил когда-то в подобной ситуации сам Михаил Ярославич, не сыскалось.

Одно из первых поражений князя Михаила Ярославича Тверского в его борьбе с Москвой лежало в плоскости церковной и было как раз напрямую связано со смертью митрополита Максима. Требовался новый митрополит, и Михаил приложил все усилия к тому, чтобы им стал «его» человек — игумен Отроча монастыря Геронтий. Но Патриарх Константинопольский Афанасий посвятил в митрополиты свт. Петра, тем самым разрушив планы Михаила Ярославина.

Святитель Петр явился во Владимир, и князь, не сумев сдержать досады, встретил его холодно. Вскоре епископ Тверской Андрей написал Патриарху донос на Петра, обвинив его в симонии. Неизвестно, составил ли он эту кляузу по собственной инициативе или по сговору с Михаилом, однако дело разъяснилось, тверского епископа уличили в клевете, а свт. Петра оправдали совершенно. Но Михаил Ярославич Тверской так и не смог примириться с ним, чем навредил только себе: митрополит Петр отбыл из Владимира в Москву, где его с распростертыми объятиями встретил Юрий Данилович.

Раздоры Михаила Ярославича с Ордой

Своего апогея противостояние Михаила Ярославича и Юрия Даниловича достигло в 1317 году, когда в битве при селе Бортеневе тверичи наголову разбили войско Юрия. К тому времени московский князь, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, раздобыл ярлык на великое княжение и чувствовал себя вполне неуязвимым. Однако ж татарские отряды, посланные Узбеком на помощь своему новоявленному родственнику, не помогли ему. Более того, Михаил Ярославин захватил в плен в том числе и татарского военачальника Кавдыгая, а также жену Юрия Кончаку (в крещении — Агафью). Кавдыгая он вскоре отпустил, а вот Кончака невольно стала виновницей его дальнейших бедствий, неожиданно умерев в Твери.

Юрий извлек из смерти жены максимум пользы для себя. Он оклеветал князя Михаила перед шурином, обвинив его — конечно же! — в отравлении Кончаки. Нетрудно представить себе гнев хана. Угрожая разорением вотчины Михаила Ярославича Тверского, он потребовал его к ответу. И князь собрался ехать в Орду, хотя тверичи выражали готовность постоять за него. Но, как говорится в Житии, Михаил Ярославич твердо решился «положить душу свою за други своя».

«Если я где уклонюсь, — говорил он, — то народ отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души».

Поездка Михаила Ярославича Тверского в Орду и мучительная смерть его

Как и следовало ожидать, в Орде князя приговорили к смерти, «яко неключим есть нам, не последует нравом нашим». Казни предшествовали недели и месяцы мучений: на шею и руки Михаила Ярославича надели колодки, его поносили, издевались над ним в его унижении. Но князь, полностью положившись на волю Божию, обрел неиссякаемый источник мужества и смирения. Согласно Житию, в заточении он почти не спал, постоянно читая псалмы. К счастью, его не лишили возможности исповедоваться и причащаться Святых Таин — с князем находился его духовник игумен Александр (тот самый, составитель Жития).

Не раз Михаилу предлагали бежать, но он отвергал эти предложения как недолжные и готовился встретить смерть.

«И принял, — пишет игумен Александр, — венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал».

Венец поистине мученический. Прежде чем умертвить князя ударом ножа, убийцы, среди которых были люди Юрия Даниловича и не забывшего своего поражения Кавдыгая, долго били его и топтали. Было это в 1318 году.

Прославление князя Михаила Тверского

Обнаженное тело князя сначала бросили на поругание, но затем все же прикрыли одеждой и приставили к нему двоих стражников для охраны от диких зверей, рыскавших по степи. Ночью охранников отчего-то объял страх, и они убежали, но тем не менее звери не тронули тела. Напротив, люди видели, как «два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце». Наутро между людьми (в том числе и между иноверцами) прошла молва: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». В связи с этим приспешники Юрия Даниловича сочли за лучшее как можно скорее отвезти останки св. Михаила в Москву и похоронить там в церкви Спаса на Бору.

Тверичи узнали о судьбе, постигшей князя, лишь в 1319 году и сразу же принялись хлопотать, чтобы мощи его (а тело его, тело мученика, уже воспринималось ими как мощи) перенесли в Тверь. Юрий Данилович внял их просьбе, и 6 сентября 1320 года Михаила Ярославича Тверского погребли в построенном им .

Местное почитание его как святого сложилось сразу же после этого события, а для общерусского почитания князя прославили в 1549 году, когда вражда Москвы и Твери сделалась достоянием давней и в силу давности уже «необидной» истории.

Михаил Ярославич Тверской заслуженная .

Возвышение Твери

Город Тверь впервые упоминается в летописи в 1209 г., однако нет сомнения, что он существовал гораздо ранее. Такой пункт, как впадение реки Тверцы в Волгу, лежавший на водном пути из Новгорода в Низовые земли, не мог оставаться без судовой пристани. Ввиду пограничного новгородского пригорода Торжка, лежащего на Тверце, прежним суздальским князьям необходимо было укрепить ее устье со своей стороны. Первым удельным князем тверским был отец князя Михаила Ярославича, Ярослав Ярославич, один из младших братьев Александра Невского . Он был преемником Невского на великом княжении Владимирском и жил большею частью не во Владимире, а в наследственной Твери. Он старался воспользоваться достоинством великого князя для увеличения своего удела на счет своих соседей новгородцев, и, кажется, не без успеха. Ярослав оставил преемникам довольно сильное и округленное княжество. Оно не было велико по объему, но заключало значительные торговые верхневолжские города: Ржев (спорный со cмолянами), Зубцов, Старица; кроме приволжских, замечательны еще Тверские города: Кашин, Микулин, Холм.

Борьба Твери с Москвой в княжение Михаила Ярославича

После непродолжительного княжения старшего Ярославова сына Святослава, тверским князем стал младший его сын Михаил, деятельный, предприимчивый князь. При жизни Андрея Городецкого, Михаил действовал против его самовластия в союзе с другим двоюродным братом Даниилом Московским . Но смерть Андрея повлекла коренную перемену в отношениях Твери и Москвы.

Михаил Ярославич тверской и преемник умершего Даниила, Юрий Московский , отправились в Орду хлопотать о ярлыке на великое княжение Владимирское – каждый для себя. На первый раз верх остался за Михаилом Тверским. Пока два соперника тягались в Орде, их бояре открыли на Руси междоусобие. Тверская рать двинулась на недавно перешедший к Москве Переяславль-Залесский , но сидевший там брат Юрия Даниловича, Иван (Калита) разбил её наголову.

Вскоре умерли два сына-наследника Андрея Городецкого, князья суздальско-нижегородские Михаил и Василий. Пользуясь малолетством сыновей Василия, Александра и Константина, Михаил Ярославич тверской задумал захватить Нижний Новгород, и отправил к нему войско со своим сыном Дмитрием (1311?). Часть суздальско-нижегородских бояр уже отъехала в Тверь. Но тверичи встретили препятствие со стороны духовной власти. Митрополит Петр наложил церковный запрет на их поход. Не решаясь открыто нарушить его, Дмитрий Михайлович, уже дошедший с войском до Владимира, вернулся обратно в Тверь.

Митрополит Пётр. Икона XV века

В самом начале спора Москвы и Твери за великое княжение бывший тогда митрополитом Максим стоял на стороне тверичей и уговаривал Юрия не искать ярлыка. Однако преемник Максима, митрополит Пётр , стал энергично поддерживать Москву. Князь Михаил Ярославич и часть северорусского духовенства противились возведению на митрополичью кафедру уроженца Южной Руси, волынянина Петра. Михаил Ярославич выставлял в митрополиты собственных кандидатов: вначале игумена Геронтия, а потом – тверского епископа Андрея (сына полоцко-литовского князя Герденя). На Петра был сделан донос константинопольскому патриарху, но созванный по этому делу церковный собор в Переяславле-Залесском (1310 или 1311) признал его клеветой. Недоброжелательство тверичей подтолкнуло оставшегося на кафедре Петра к сближению с князьями московскими.

В Золотой Орде с 1313 года воцарился знаменитый хан Узбек. Он оставил великое княжение за Михаилом Ярославичем и подтвердил все льготы русского православного духовенства. Борьба Москвы и Твери, тем временем, всё обострялась. И до этого времени все великие князья Владимирские стремились подчинить себе Новгород. Михаил Тверской тоже посадил в Новгороде своих наместников, но там вскоре поднялось движение против их вымогательств. Князь Михаил Ярославич в ответ захватил новгородский пригород Торжок и прекратил к Новгороду подвоз. Новгородцы сперва смирились, но потом снова восстали, вступив в союз против Твери с Юрием Даниловичем московским. Юрий изгнал тверских наместников и сел на новгородском столе. Но когда он вскоре отправился в Орду, Князь Михаил Ярославич разбил новгородцев под Торжком, захватил в плен брата Юрия, Афанасия, многих новгородских бояр, взял с Новгорода 5000 серебряных гривен окупа и снова посадил в нем собственных наместников (1315).

Однако уже в следующем году их опять изгнали. Михаил Ярославич с сильною ратью пошел к Новгороду, но на помощь к тому пришли псковичи, корела, ижора и вожане пришли к ним на помощь. Михаилу пришлось отступить. На обратном пути его рать заблудилась в лесах и болотах. Много тверских воинов погибло, а остальные едва добрались до дому.

Битва при Бортеневе (1318)

Юрий Данилович пробыл в Орде почти два года, сумел войти в милость к хану Узбеку и женился на его сестре Кончаке, которая приняла крещение и православное имя Агафии. Узбек отнял великокняжеский ярлык у Михаила Александровича тверского и передал его Москве, за которую ратовал в Орде и послы новгородские. Вернувшись на Русь, Юрий двинулся в тверские владения с большим войском. Его сопровождали татарские послы со своим отрядом. Главным из этих послов был Кавгадый. Михаил тверской уже отказался от великого княжения, но не хотел уступать Новгорода. Взяв благословение у епископа, князь Михаил Ярославич встретил Юрия у села Бортеневе, в 40 верстах от Твери (1318). В упорной битве тверичи разбили москвичей и татар наголову. Кавгадый и жена Юрия, татарка Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу, который так храбро сражался в битве у Бортенева, что его доспех был весь иссечен.

Мученическая смерть Михаила Ярославича Тверского в Орде

Не желая резко ссориться с ханом, Михаил тверской вскоре отпустил Кавгадыя с богатыми дарами, однако тот затаил жажду мести. Вскоре был заключён договор о том, что князья московский и тверской отдадут свой спор на решение Узбека. К большому несчастью для Михаила Ярославича ханская сестра Кончака умерла в Твери. Прошёл слух, что её там отравили. Юрий поехал в Орду вместе с Кавгадыем, который стал вооружать Узбека против Михаила, взводил на него клеветы, обвинял в утайке дани. Поняв, что его дело плохо, Михаил некоторое время медлил с приездом в Орду, и враги стали обвинять его ещё и в непокорстве хану.

В августе 1318 Михаил Ярославич всё же выехал из Твери к татарам. Во Владимире он встретил ханского посла Ахмыла, который сказал ему: «зовет тебя царь, поезжай скорее; если не поспеешь через месяц, то уже назначена рать на тебя и на твои города». Бояре стали советовать князю, чтобы он обождал, пока минет ханский гнев, и послал бы вместо себя одного из сыновей. Но Михаил Ярославич отверг этот совет, чтобы не навлечь татарского разорения на свою землю. Он написал грамоту, по которой разделил свои волости между детьми и поехал в Орду, сопровождаемый своим духовным отцом, игуменом Александром, двумя священниками и дьяконом.

6 сентября князь достиг Орды, которая тогда кочевала около устьев Дона. Он роздал подарки хану и вельможам, и сначала оставался в покое. Но Кавгадый, пользовавшийся милостью Узбека, не переставал действовать, и, спустя полтора месяца, хан велел разобрать дело Михаила Тверского с Юрием Московским. Михаилу Ярославичу были объявлены грамоты суздальских князей, возводивших на него обвинение: «многие дани брал в городах наших, а царю их не отдавал». Князь отрицал обвинение. Через неделю Михаила Ярославича привели опять на суд, уже связанным. К первому обвинению прибавили еще два: «бился против царского посла и уморил супругу великого князя Юрия». Князь Михаил говорил, что посла встретил во брани, а потом с честью отпустил его; клялся, что неповинен в смерти Агафьи. Но судьи не слушали его оправданий. Узбек вынес ему смертный приговор, но медлил его исполнением. К Михаилу Ярославичу приставили стражу. На шею ему надели деревянную колодку, так что он не мог лечь и проводил бессонные ночи, читая псалтырь. Так как руки князя были связаны, то отрок сидел перед ним и перевертывал листы рукописи. Орда двинулась к Кавказским горам. Однажды Кавгадый велел вывести связанного Михаила Ярославича на торг и разными способами наругался над ним в присутствии многочисленной разноплеменной толпы. Слуги предлагали князю спасти себя бегством; говорили ему, что уже готовы проводники. Но Михаил Ярославич отверг это предложение, чтобы не подвергнуть гибели своего сына и других тверичей, пребывавших в Орде. Он мог также опасаться, что раздраженный хан лишит весь его род наследственной тверской волости.

Михаил Ярославич тверской перед ханом Узбеком в Орде

Прошло около четырех недель со времени приговора. Орда перешла уже Терек и расположилась близ Дербента. 22 ноября 1318 года, в среду, Михаил Ярославич велел своим священникам отпеть заутреню и часы, а потом причастился, вероятно, извещенный своими доброхотами, что в этот день должна совершиться его казнь. Он подозвал к себе сына Константина и передал ему свои последние распоряжения, а затем снова стал облегчать свою скорбь молитвами.

Тут в его шатер вбежал отрок и объявил:

«Княже! Идут уже от Орды Кавгадый и князь Юрий Данилович со множеством народа прямо к твоей веже».

«Ведаю на что идут, на убиение мое», – сказал Михаил Ярославич, и отослал сына Константина к главной ханше.

Кавгадый и Юрий отрядили к князю Михаилу толпу убийц. Эти последние, в числе которых были и русские, ворвались в его вежу. Михаила Ярославича сначала схватили за деревянную колодку, надетую на шею, и так сильно ударили об стену шатра, что она проломилась. Потом его принялись бить нещадно пятами. Наконец, какой-то изверг, по имени Романец, вырезал Михаилу Ярославичу ножом сердце. Тело князя Михаила положили на телегу и повезли на Русь, в сопровождении бояр и слуг Юрия. В Маджарах, большом торговом город на берегах реки Кумы, бывшие там русские гости, хотели нести останки Михаила Ярославича в церковь. Но жестокосердые московские бояре не допустили до этого, а поставили тело в хлеве. Затем останки тверского князя доставили в Москву и здесь схоронили.

На следующее лето Юрий Данилович воротился на Русь, ведя с собою из Орды пленниками сына Михаила Ярославича, Константина, его бояр и слуг. Супруга Михаила Анна и его сын и преемник Дмитрий отправили посольство просить великого князя, чтобы он отпустил тело Михаила в Тверь, и едва умолили его. Тверские бояре привезли из Москвы останки своего князя и погребли их в Тверском Спасском соборе. Подобно своему соименнику Михаилу Черниговскому , также замученному в Орде, Михаил Ярославич Тверской причислен к лику святых.

При написании статьи использована книга Д. И. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 2. Собиратели Руси»

Михаил Ярославич Святой
Годы жизни: 1271 – 1318
Годы правления: 1305-1317

Государственный и военный деятель, Святой великий князь тверской (с 1285 года), в 1305-1317 годах великий князь владимирский.
Первый «Великий князь всея Руси».

Младший сын великого князя владимирского от второй супруги его Ксении. Внук . Племянник .

Родился в 1271 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за 6 недель до рождения сына, возвращаясь из Орды (по некоторым источникам – был отравлен). Михаил воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном.

Князь тверской Михаил Ярославич

Впервые упоминается в летописях, как Тверской князь, в возрасте четырнадцати лет в 1285 году при закладке 1-го на Руси после нашествия войск Орды каменного храма Спасо-Преображенского собора в Твери.

В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновилось летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, поставлена цель представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего стал сборник “Мерило Праведное”, который рассматривал вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти.

Михаил Ярославич первый утвердил независимость Тверского княжения.

После смерти сыновей Невского, будучи его племянником, он должен был получить княжение по праву старшинства. Но окончательное решение в этом вопросе принимала Орда. В это время о своих притязаниях на престол заявил Московский . Но ярлык на Великий престол получил князь Михаил Ярославич Тверской. Это событие стало причиной борьбы 2-х все более усиливающихся княжеств – Тверского и Московского – за великое княжение.

Михаил хотел силой подчинить себе Юрия Даниловича Московского. В 1305 и 1308 гг. он совершил походы на Москву. Кровопролитные сражения не решали проблему. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь властолюбием Георгия(Юрия), непримиримостью и его родственными отношениями с татарами.

Князья совершили попытку разрешения спорного вопроса с с помощью Орды. В 1313 г. татары помогли Ярославичу вернуть город Новгород, горожане которого в его отсутствие пригласили княжить Юрия Даниловича.

В 1317 г. объединенное русское войско во главе с князем Московским и татарское войско под предводительством хана Кавгадыя подошли к Твери. Бой под Тверью была проигран Юрием Московским. В плен к Тверскому Михаилу Ярославичу попали сам Кавгадый и Кончака, которая была женой Юрия Даниловича. но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака, приходившаяся сестрой хану Узбеку, скоропостижно умерла, и Юрий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Ярославича перед ханом Узбеком. Ими был распущен слух о том, что Кончаку отравили.

Юрий Данилович поехал в Орду с жалобой на Великого князя. Он был вызван в Орду.

На берегу реки Нерли попрощался с матерью и исповедался в грехах своему духовнику, а сам направился в Орду, идя на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает свою душу за близких и за весь русский народ.

Убийство в орде князя Михаила Ярославича

В начале хан принял его в орде доброжелательно, но через некоторое время приказал судить, предъявив обвинение на основании свидетельств клеветников об отравлении Кончака и утаивании части дани, собранной для хана. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, оковали цепями, на шею наложили тяжелую колодку.

Он с удивительной твердостью и великим терпением переносил причиняемые унижения и муку. Видя приближение неминуемой гибели, проводил ночи в молитвах и чтении псалмов. Княжеский Отрок держал книгу перед ним и переворачивал листы, потому что руки были связаны.

Верные слуги предлагали тайно бежать, но он в ответ говорил им: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»

Перед самым приходом убийц он раскрыл наугад Псалтирь и прочел: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Слова оказались пророческими. Когда закрыл книгу, к нему вошел один из отроков и сообщил, что Юрий, Кавгадый и ревущая толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей из окружения Ярославича, а он стоял один и молился. Злодеи повалили его на землю, мучили и били.

Вот как описывает тот ужасный день 22 ноября 1318 года летописец: «Наконец, после двадцати-шести-дневного томления за рекой Тереком, по ту сторону гор, 22 ноября, в среду, Кавгадый и Юрий Данилович с людьми своими подъехал к веже (кибитке), где находился несчастный Михаил; в кибитку вошли убийцы, повалили князя на землю, и один русский, по имени Романец, вонзил нож в сердце страдальца. Когда Юрий и Кавгадый вошли в кибитку и увидели обнаженное тело Михаила, Кавгадый с суровым видом сказал Юрию: «Ведь он тебе старейшим братом был, словно отец; для чего же тело его лежит брошенное и голое!». После этого Юрий велел прикрыть труп Михаила епанчою.

По словам летописца ясно, что хан колебался привести приговор суда в исполнение, но Юрий Московский настаивал и яро добивался смерти Тверского правителя. Этому событию посвящен выдающийся памятник древней тверской литературы «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».

Толпа разграбила его имущество. Юрий послал тело великого князя в Маджары. Там многие люди хотели внести тело в церковь, но бояре не разрешили этого, поставив его в хлеву, а позже избегали останавливаться у церквей.

Святой Михаил Ярославич

Супруга тверского правителя, Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского, слезно умолила Юрия разрешить перевезти останки в Тверь. Горожане Твери встретили гроб их любимого правителя на берегу реки Волги. После снятия крышки с гроба, народ с несказанной радостью увидел, что мощи целы и не повреждены дальней дорогой. Погребение состоялось 6 сентября 1320 года в Спасо-Преображенском соборе. А обретены святые мощи благоверного князя Михаила Ярославича нетленными в 1655 году.

Летописец называл его таким же отечестволюбцем, каким был святой Димитрий Солунский. Кроме государственных достоинств, Ярославич отличался и семейственными, он был воспитан в правилах благочестия своей добродетельной матерью Ксенией, которая закончила свои дни монахиней.

При нем в Твери сооружен каменный Спасский собор, в подклете которого он был погребен; в 1317 году расширен и заново укреплен Кремль Тверской.

В браке с Анной Кашинской были дети: Феодора, Дмитрий Михайлович Тверской, Александр Михайлович Тверской, Василий Михайлович Кашинский, Константин Михайлович Кашинский. После смерти Ярославича великим князем тверским стал его старший сын Дмитрий Михайлович.

Русская православная церковь канонизировала князя Михаила Ярославича, причислив его к лику Святых в 1549 году на втором Московском Соборе.

Духовник Тверского правителя, настоятель Тверского монастыря, свидетель казни в Орде, отец Александр оставил жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является памятником истории и литературы. А на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде князь Тверской изображен рядом с Александром Невским.

В 1996 г. впервые в истории в Твери состоялась международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской - личность, эпоха, наследие”. Администрация Тверской области учредила “Крест Михаила Тверского”, как высшую региональную награду.

В октябре 2002 г. в Твери на острове Памяти сооружена церковь в честь и память святого великого князя Тверского и Владимирского (1271-1318гг.). Она освящена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. Храм (впервые за 100 последних лет) появился по инициативе Главы города А.П. Белоусова (1947-2003) и с помощью частных пожертвований людей. Храмовые постройки выполнены во владимиро-суздальском стиле и сам храм является очень красивым дополнением к архитектурным памяткам многовековой Твери.

Ценой своей жизни он избавил родную землю от татарского нашествия

Жители русских городов помнят своих великих земляков, гордятся ими. Особо чтут память героев, защищавших родной край. Для старинной Твери таким героем, несомненно, является князь-мученик Михаил Ярославич.

Достойный славы

День рождения Михаила Ярославича не мог не запомниться его близким и народу: на свет он появился в 1272 году, на сороковой день смерти отца, тверского князя Ярослава Ярославича, младшего брата Александра Невского. Воспитывать сына пришлось матери, овдовевшей княгине Ксении, которая была дочерью одного из новгородских бояр. Тверичам, правда, больше нравится легенда о том, что Ксения была дочерью пономаря Афанасия из села Едимоново, то есть их землячкой из простого рода, полюбившаяся великому князю Ярославу за красоту и ум. Что-что, а ума княгиня была действительно изрядного. Она обучала сына "святым книгам и всякой премудрости", при ней Тверь украсилась Спасо-Преображенским собором – первым после нашествия монгольских завоевателей каменным храмом Северо-Восточной Руси. Воинской науке учили юного князя умудренные жизнью тверские воеводы, участники многих сражений и походов.

Михаил Ярославич оказался талантливым учеником. Будучи совсем юным, сумел в 1293 году отбиться от войска ордынского царевича Тудана (Дюдени), приведенного на Русь городецким князем Андреем Александровичем. Тогда-то и хлынули в спокойную Тверь беглецы из разоренных татарами мест. Княжество быстро наполнилось народом. По всей тверской земле стали расти новые города и села, налаживаться ремесленное производство. При Михаиле Ярославиче расцвела торговля, развитию которой способствовало наличие важнейших торговых путей: первый шел вниз по Волге в Орду; второй – вверх по Волге и далее волоками в Новгород, в Прибалтику; третий – на запад в Литву и центральную Европу. В Тверь стали стекаться немалые деньги, позволившие Михаилу Ярославичу претендовать на Великое княжение владимирское.

Соперничество

Одновременно в борьбу за великокняжеский ярлык помимо тверского князя вступила расположенная по соседству Москва. Однако богатая Тверь поначалу легко одолела своего конкурента. Когда в 1304 году умер великий князь Андрей Александрович Городецкий, к хану просить ярлык поехали два князя – Михаил Ярославич Тверской и Юрий Московский. Исход этого соперничества оказался вполне предсказуем: в соревновательности даров, розданных хану и знатным татарам, легко победил тверской князь. Он и получил ярлык. Однако московский князь продолжал соперничать с Михаилом Ярославичем.

Переломным в судьбе тверского государя стал 1317 год. В том году Юрий Данилович Московский, женившийся на ханской сестре Кончаке (в крещении Агафье), получил ярлык на Великое княжение владимирское и с татарским отрядом мурзы Кавгадыя вернулся на Русь. Произошло это в конце лета.

Гнев переполнил сердце тверского князя, долго и упорно собиравшего вокруг своего княжества русские земли. Съехавшиеся к нему на совет суздальские князья предлагали с оружием в руках выступить против внезапно возвеличенной Москвы. Но, рассудив более трезво, Михаил Ярославич смирился с решением хана и, встретив Кавгадыя и московского князя у Костромы, отказался от своих прав на владимирский великокняжеский стол. Но при этом довольно грозно предостерег Юрия Московского от намерения вторгнуться в его земли.

Однако именно это и должно было неминуемо случиться, так как закрепить за собой великое княжение Юрий мог только при условии разорения богатого соперника и принуждения Твери заключить с Москвой мирный договор, выгодный для московского княжества. Обе стороны стали готовиться к неминуемой схватке.

Схватка

Союзниками Юрия в войне против Твери выступили и суздальские князья, прежде убеждавшие Михаила Ярославича в своей поддержке, и новгородцы. Но с новгородским войском еще нужно было соединиться. Поэтому с самого начала кампании обе рати – московско-суздальская и новгородская – действовали разрозненно, медленно продвигаясь навстречу друг другу. Битвы они не искали, занимаясь разорением тверской округи. Для погромных рейдов высылались отдельные отряды, что не могло не ослабить главное войско. Этим и воспользоваться Михаил Ярославич. Но атаковал он поначалу не московскую рать, а ее главного союзника. Внезапным ударом тверичи разбили новгородское войско, преследовали его до Торжка и заключили с новгородцами мир. Однако на тверской земле оставался гораздо более опасный противник – объединенное московско-суздальское войско, усиленное татарским отрядом. Вернувшись в Тверь, Михаил Ярославич собрал свои лучшие полки и двинул их навстречу пришельцам. Произошло это в конце декабря 1317 года.

К тому времени Юрий и Кавгадый, разорив тверские земли на правобережье Волги, решили переправиться на левый берег. Трудности это не представляло и, перейдя замерзшую Волгу в районе Старицы, они стали лагерем у села Бортенево. Там московские и татарские полки были атакованы тверичами. И в жестокой сече, закончившейся уже в темноте, потерпели полное поражение. С небольшим отрядом из боя удалось вырваться лишь самому Юрию, лесными дорогами ушедшему в Новгород. В плен попали его жена Агафья, брат Борис Данилович Нижегородский и многие суздальские князья.

Этой большой победе своих земляков посвящено большое художественное полотно самобытного тверского художника Николая Белова "Бортеневская битва", ставшее в свое время сенсацией в мире русского искусства. Художник изобразил самое начало сражения – атаку тверичей и уже обратившихся в бегство москвичей. Это позволило ему отказаться от изображения убитых единоплеменников. В картине доминирует радость триумфа Твери. Триумфа тем более значимого, что на стороне проигравших битву москвичей бились и татары. Однако в этом проявлении победа не стала полноценной, - союзник Юрия Даниловича, мурза Кавгадый, поняв уже в самом начале сражения, что оно проиграно, приказал своим воинам свернуть знамена и начал переговоры с Михаилом Ярославичем. Он отправился в Тверь, где попытался заверить победителя, что Юрий Московский начал поход без ханского повеления. Одарив татар, тверской князь отпустил их восвояси.

Последний путь

Трудно сказать, как повернулось бы это дело дальше. Но на беду Михаила Ярославича в Твери умерла пленная московская княгиня Агафья. В ярости Юрий Данилович собственноручно убил сообщившего ему об этом тверского посла и немедленно отправился в Орду. Там он обвинил Михаила Ярославича в сопротивлении воле хана Узбека и отравлении ханской сестры. Эти обвинения поддержал и ненавидевший тверского князя после Бортеневской битвы мурза Кавгадый. Нет сомнения, что Михаил Ярославич знал о собиравшихся над его головой тучах и также собрался ехать в Орду, чтобы оправдаться. Прежде себя тверской князь отправил с дарами хану своего 12-летнего сына Константина.

И близкие, и бояре в один голос умоляли Михаила Ярославича не ехать на верную смерть. Но прибывший из Орды ханский посол Ахмыл предупредил князя, что если тот в течение месяца не приедет к хану, на Тверь будут направлены карательные отряды.

После долгих раздумий Михаил Ярославич дал ответ тверичам: "Царь не требует кого-либо иного, но моей головы хочет; если уклонюсь, то отчизна моя в полону будет и множество будет убито, а после того придется когда-либо умирать, то лучше ныне мне положить свою душу за многие души".

В августе 1318 года князь Михаил двинулся в свой по-настоящему последний путь. Он успел уложиться в отведенный ему месячный срок и тем остановил готовившееся опустошительное нашествие.

Полтора месяца тверской князь жил в Орде, кочевавшей тогда в устье Дона, спокойно. Затем хан Узбек приказал своим князьям и мурзам начать над ним суд. Как и следовало ожидать, главными обвинителями выступили Юрий Московский и Кавгадый. Михаил Ярославич был признан виновным, как сказали бы сейчас, по всем пунктам обвинения и приговорен к смертной казни. Почти месяц тверского князя истязали и держали закованным в деревянной колодке. Наконец, было получено согласие хана на его казнь. Люди Юрия Московского и Кавгадыя ворвались в шатер, где находился Михаил Ярославич. Его долго били, после чего один из убийц ножом вырезал сердце тверского князя.

Тело убитого врага Юрий Данилович увез с собой в Москву и, в обмен на выгодный мир с тверичами, передал Александру, одному из сыновей Михаила Ярославича. 6 сентября 1319 года останки князя-мученика были привезены в Тверь и погребены в построенном его матерью Спасо-Преображенском соборе.

Нравственный подвиг тверского князя сделал его одним из самых почитаемых русских святых. Почитание Михаила Ярославича как святого в Твери началось практически с того момента, когда на родину были возвращены его останки. А в 1549 году Михаил Ярославич Тверской был официально канонизирован и причислен к лику святых.

Специально для Столетия

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.