Образ Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» Гоголя. Образ Сечи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем , описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием . Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

Слайд 2

Образ Запорожской Сечи предваряют образы степи и дороги. Что лежит в основе этого смыслового единства? Каков образный ряд, связанный с описанием степи?

Слайд 3

Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.

Слайд 4

Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? - Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.

Слайд 5

Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.

Слайд 6

– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? “Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.

Слайд 7

Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? “Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов” – Как вы понимаете слово “брызнули”? - Какие же это были цвета?

Слайд 8

– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные

Слайд 9

– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. (звукопись) -Найдите в тексте примеры звукописи. “Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?

Слайд 10

Слайд 11

Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. - Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.

Посмотреть все слайды

Все события повести проходят на фоне Запорожской Сечи. Это место, где развилось и сформировалось казачество. Образ Запорожский Сечи в повести «Тарас Бульба» - не просто территория, это один из главных персонажей, раскрывающий всю суть сюжета повести.

Царство свободы

  • гнездо;
  • наука;
  • вольница;
  • гордость.

Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь - место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.

Законы и структура Сечи

Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Необыкновенное создание имело строгую структуру. Сечь, как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.

Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:

  • воровство каралось поркой у столба.
  • не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
  • смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
  • Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.

Школа жизни

В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.

Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.

Какие еще профессии обязательны в Запорожье:

  • судостроители;
  • рудокопы;
  • торговцы.

Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.

У современного читателя Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.

Образ Запорожской Сечи - видео




Каков образный ряд, связанный с описанием дороги? Дорога – пространство. Но движение происходит не только в пространстве, но и в душе героев: «Прощайте и детство, и игра, и все, и все!» Дорога – духовное развитие, переход от одного этапа жизни к другому. Образ Сечи связан с мотивом воли и жизни в ее развитии.


Что такое пейзаж? ? Зачитайте описание пейзажа в тексте повести. На что обращает внимание автор при описании степи? - Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.


К-К-К-Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст. -К-К-К-Как строит автор описание степи? Картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.


– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? Отношение автора к степи. – Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: Черт возьми, степи, как вы хороши!. Ведь можно было сказать проще: Как хороши вы, степи!. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой. – С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха. Неизмеримые волны диких растений;поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха.


Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. (цветопись). – Каков же основной фон степной поверхности? Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов – Как вы понимаете слово брызнули? - Какие же это были цвета?


– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого зелено-золотого океана и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? Благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь. – Как вы думаете, какие это образы? Зрительные


– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? – Какие это будут образы? Слуховые А АА Автор с помощью слова создает теперь уже звуки. (звукопись) - Найдите в тексте примеры звукописи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере. – Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы. – При помощи каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?




Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? Степь – это символ родины и свободы. Картина степи не только создает определенное настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь. - Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.

Вот откуда разливается воля

и казачество на всю Украину!

Н. Гоголь. Тарас Бульба

Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнета-ли крестьян, преследовали все национальное, пытались на-садить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жиз-ни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольно-сти, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запо-рожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами развора-чивается яркий и живой образ «колыбели» вольного каза-чества. Много страниц в повести посвящено описанию За-порожской Сечи и борьбе запорожских казаков против за-хватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «...все, что могло спасаться, спасалось. Все подыма-лось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под име-нем запорожского войска...»

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как во-площение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прослав-ляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и креп-кие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».

Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь цари-ли строгие (и даже жестокие порой), но справедливые за-коны. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чув-ство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смерто-убийство. Материал с сайта

В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куре-ней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком» за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топли-во. Из казаков «никто ничем не заводился и не держал у себя», даже личные деньги отдавались «под сохран» курен-ному атаману.

Во главе казацкого войска стоял выборный старши-на — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любо-вью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кратко о запорожской сечи
  • образ запорожской сечи в повести тарас бульба
  • запорожские казаки и мандельштам
  • законы жизни запорожской сечи
  • что из себя представляла запорожская сечь?