Образование при Петре I. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в Петр 1 создал школу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

Цифирные (арифметические) школы

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

Архиерейские школы

Учебная литература

Деятели в области образования

Заключение

Введение

Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Он в своих циркулярах требовал, что подданные обучали детей письму и чтению. В этих целях рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. Особые требования предъявлялись к детям дворян, которых обязывали изучать иностранные языки и иные науки. Особый интерес вызывает у современной молодежи знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» родом из петровской эпохи.

Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада. В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и иные школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ.

Выпускники Медицинской, Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной школ получали общее и профессиональное образование, после чего занимали ведущие должности и становились активными проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности.

Сначала студентов было очень мало, по большей части тут учились дети дворян или иностранцев, проживающих в России. Но после введения стипендии и особых мест для студентов, обучающихся за счет государства, появились среди них разночинцы и крестьяне. В гимназии обучались дети мастеровых, крестьян и солдат, но, как правило, они ограничивались лишь младшими классами.

Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17--20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами.

В Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А.А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших».

Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы.

В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию.

Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской науке в высших классах. В школе была принята классно-предметная группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в другую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.

Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр.

Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».

В 1715 г. высшие классы школы были переведены в Петербург, где на их основе образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. Школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе.

Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ -- как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно «молодых шляхтичей», но при Петре I в академии обучались дети и других сословий. Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни.

Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школы был Я. В. Брюс.

Артиллерийско-инженерная школа делилась на нижнюю и верхнюю «школы». В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и счету, в верхней школе -- арифметике, геометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были русские офицеры.

В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100--150 человек. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию. По документам известно, что в ней наряду с другими использовались книги Яна Амоса Коменского. В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа, с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию.

В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская школа. В первой половине XVIII в. положено начало и медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 г. Во главе ее поставлен известный врач - голландец Николай Бидлоо. Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Теоретические занятия сочетались с практической работой, в госпитале. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств.

При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале был свой анатомический театр. Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.

В 1716 г. открылась вторая, Петербургская медицинская школа. Обучение в ней было организовано по образцу московской.

В связи с осуществлением административных реформ была сделана попытка организовать юридическое образование. Создавались особые школы для подготовки канцелярских служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подъячих.

В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой слободы (Москва), в которой учились дети иностранцев, был назначен в Посольский приказ переводчиком латинского, немецкого и шведского языков. Ему вменялось одновременно в обязанность учить тем же языкам «русских всяких чинов людей и детей, кто к тому учению будет ему дан». К Швимеру направили шесть мальчиков. Он учил их иностранным языкам по учебным книгам Я. А. Коменского и применял методы, рекомендованные великим славянским педагогом.

В 1703 г. учеников Швимера передали для продолжения образования новому учителю -- пленному пастору из Лифляндии Э. Глюку, который также обучал по заданию правительства трех русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Глюк считался хорошо образованным человеком, способным учить «многим школьным и математическим и философским наукам на разных языках». Ранее он занимался организацией школ среди местного населения Прибалтики и для русских поселенцев. Глюк здесь начал перевод на русский язык учебных книг Я. А. Коменского.

Петр I ценил знания и опыт Глюка и охотно поддержал его предложение об учреждении в Москве «большой школы». В 1704 г. под школу Э. Глюка был отведен дворец боярина В. Ф. Нарышкина и приглашены иностранные учителя. В царском указе от 25 февраля 1705 г. говорилось, что школа открывается для обучения детей «всякого служилого и купецкого чина людей... которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут».

В штате школы предполагалось иметь пять профессоров и пять учителей. В школе преподавался и французский язык, желающие могли также изучать греческий, древнееврейский, сирийский и халдейский. Кроме иностранных языков предполагалось преподавание арифметики, географии, этики, политики и физики. Однако широкие замыслы организаторов школы не были осуществлены. После смерти Глюка (май 1705 г.) школа стала «разноязычной». В ней учились братья Исаак и Федор Веселовские и некоторые другие видные деятели того времени.

В Петербурге первая «разноязычная немецкая школа» («немецкие школы» -- школы, основанные иностранцами различных национальностей) была открыта в 1704 г. В 1711 г. здесь уже числилось четыре «разноязычные немецкие школы». В одной из них значилось 38 учеников и 9 учителей.

Цифирные (арифметические) школы

В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь. Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет».

Большие трудности возникли с набором учащихся, так как родители отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жестокие дисциплинарные меры также не располагали к ним детей и родителей.

Суровые меры не принесли желаемых результатов. Одно сословие за другим просило царя об освобождении от принудительной повинности учить сыновей в новых школах. В 1716 г. от обязательного обучения в цифирных школах освобождаются дворянские дети. В 1720 г. из разных городов стали поступать челобитные об освобождении детей посадского населения от обязательного обучения в цифирных школах. Петр I удовлетворил просьбу купцов и приказал принимать в учение посадских детей только по желанию их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте Главного магистрата» потребовал не пренебрегать государственными школами, оказывать им всяческое содействие и магистратам всех городов заботиться о содержании малых школ для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для организации учебной работы светских школ других типов -- адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу. Школы для солдатских детей имелись также приартиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам.

Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан в 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведомству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех записных учить русской грамоте и цифири». В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722).

В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Олонецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе -- на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу первых ее учащихся -- 20 подростков из бедных дворянских семей. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам.

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кадров для армии и флота, строительного дела и промышленных предприятий.

Архиерейские школы

Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства. Управление ею поручалось Духовной коллегии. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами.

Еще в 1701 г. по указанию Петра I провел реорганизацию Московской Славяно-греко-латинской академии. Были восстановлены «учения латинские» (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное заведение. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплектования светских школ и для работы в государственных учреждениях.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах).

По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также арифметике и части геометрии..

В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены.

В 1721--1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).

Деятели в области образования

Пр оект организации образования Ф. С. Салтыкова

Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф.С. Салтыков прислал Петру I две записки -- «Пропозиции» и «Изъявления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торговлю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраивать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.

Автор записок настаивал на широком распространении образования и рекомендовал учредить во всех губерниях высшие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предлагалось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танцевать».

Одним из первых в России Ф.С. Салтыков поставил вопрос об организации женского образования, предложив «во всех губерниях учинить женские школы и на то обратить женские монастыри». В школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничиваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обучали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.

Ф.С. Салтыков предлагал также организовать солидные библиотеки в каждой губернии.

Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей России того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетельством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.

Педагогические высказывания Посошкова

И. . Посошков остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жизни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и развития отечественной промышленности, И. . Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сыну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит проект реформ, направленных на превращение России в независимую, сильную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. . Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.

И. . Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и экономист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий.

Особое значение И. . Посошков придавал распространению грамотности среди крестьян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном обучении крестьянских детей.

Автор продумал и последовательность обучения указанным предметам: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству».

И. . Посошков мечтал о том, когда в России будет много хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. . Посошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую программу обучения инженерному, корабельному и морскому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки; арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортификацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чертежей», компас, «течение Солнца» и др.

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения

По поручению Петра I Прокопович написал лучший для того времени букварь «Первое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания» считалась передовой школой того времени. В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях.

В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы -- академии, которая, по замыслу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, открывать воспитанникам дорогу «к разным делам». По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последовательных циклов предметов:

· грамматика «купно» с географией и историей;

· арифметика и геометрия;

· логика или диалектика;

· риторика «купно или раздельно» с поэзией;

· физика вместе с краткой метафизикой;

· политика;

· богословие.

Новым в учебном плане было выделение географии и истории в самостоятельные учебные дисциплины и введение особых циклов математики и физики, изучение политики, сокращение курса богословия с четырех до двух лет. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии -- значит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».

Большое внимание Прокопович уделил подбору учителей и организации обучения. Важно, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. Будучи сторонником строгого порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное, заведение -- семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор. Он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить игры в саду и в помещении; организовать чтение книг -- «историй воинских», повестей «о мужах, во учении просиявших» и многих других.

школа морской навигацкий петр

Заключение

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

Использованная литература

1. Смирнов А.В. Русская школа в первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973. (299 стр)

2. Смирнов А.В. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.

3. Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 (400стр).

4. Егоров С., Вендровскоя Р., Никандров Н. Образование в России: вехи истории; государственная педагогика XVII - середина XIX вв. \ Педагогика народов мира История и современность (автор-составитель Салимова К.И.,Додде Н.) - М.: «Педагогическое общество России», 2001 (255стр).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прогрессивные реформы Петра I в области просвещения. Школа математических и навигацких наук. Морская академия. Школы артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих, по изучению иностранных языков. Цифирные (арифметические) школы. Учебная литература.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2008

    Краткая биография Петра I. Реформы Петра I в образовании. Открытие школы математических и навигацких наук, Морской академии, школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Ранние года, учеба и трудовая деятельность М.В. Ломоносова.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Период становления отечественного математического образования. Идея ценности образования в России. Использование научно-образовательного потенциала Европы. Основание школы математико-навигацких наук. Ее преподавательский состав. Организация обучения.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Становление российского флота со времен строительства Морской академии в Санкт-Петербурге при Петре I. Подготовка специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации и устройства корабля. Развитие военно-морской теории и мореведческих наук.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2010

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Отличительные черты образования при Петре I. Реформа алфавита, упрощение его начертания. Выход первой русской печатной газеты "Ведомости" в 1702 году. Создание школы математических и навигационных наук в Москве. Архитектурные традиции, парковое искусство.

    презентация , добавлен 17.10.2010

    Быт и нравы петровской эпохи. Система образования и ее совершенствование в I четверти XVIII века. Удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах как основная задача образования. Создание школы математических и навигацких наук.

    презентация , добавлен 05.04.2011

    Характеристика реформ Петра Великого в области просвещения, науки, культуры и быта. Издание указа об изменении летоисчисления в России, перенос столицы в Петербург. Повышение грамотности населения, развертывание книгопечатания. Развитие науки и техники.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    История создания Академии наук в Российской Империи как центра развития науки и просвещения. Цели, которые ставил перед ней Петр I. Привлечение талантливой молодежи и видных ученых из различных европейских стран. Формирование русской интеллигенции.

    эссе , добавлен 24.11.2015

    Изучение основных направлений внешней политики России при Петре Первом. Анализ исторических предпосылок его реформ. Создание Великого посольства, его задачи. Северная война - борьба за выход к Балтийскому морю. Прутский и Каспийский (Персидский) походы.

Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только



общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой«Арифметики» Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХУ111 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.

Система образования при Петре I

То, что именно с Петра I обычно начинается отсчет развития науки и образования в нашей стране, конечно, не случайно.

Годы правления первого российского императора – это первые десятилетия XVIII века. А XVIII век, как известно, это эпоха Просвещения – Европа переживает расцвет интереса к научному знанию. В России век Просвещения энергично начинается петровскими реформами. Вряд ли Петр читал Ф. Бэкона, но то, что «знание – сила», он довольно быстро понял сам. Сделав ставку на образование, царь – «и мореплаватель, и плотник» – и сам учился разным наукам и ремеслам, не покладая рук и не стесняясь своего царского сана.

К примеру, узнав от Я.Ф. Долгорукова об удивительных свойствах астролябии, он поручил привезти ее из Франции и с трудом нашел специалиста, который научил его пользоваться этим инструментом. Век Просвещения в России стартовал с создания в Москве, по указу Петра, Школы математических и навигацких наук. Так, вполне прагматично, по-петровски, с инженерно-технического крыла началось выстраивание системы отечественного образования. Отметим, что на первом месте в названии школы – математика.

Школа размещалась в Сухаревой башне, гигантском для тех лет сооружении. Там же была первая в России обсерватория. В этой школе учились дети почти всех знатных фамилий того времени: Волконские, Лопухины, Шаховские, Долгорукие, Хованские, Шереметевы и др. Дисциплина была строгой, учителя – известны своей ученостью. Достаточно сказать, что там преподавал сам Леонтий Филиппович Магницкий, автор «Арифметики» – первого в России учебника по математике, по которому учился и Ломоносов. Главные вехи эпохи Просвещения в России – создание Академии наук (1724 год) и создание Московского университета (1755 год), исторически связанные между собой титанической личностью Ломоносова. Ученый-энциклопедист и просветитель, первый российский академик открыл новую страницу в истории страны – разработал проект первого российского университета, заложившего основы системы высшего образования и науки в нашей стране.

Созданный в середине XVIII века, Московский университет вскоре стал ведущим научно-образовательным центром страны. В нем создавались научные общества: Московское общество испытателей природы, Общество любителей российской словесности, Московское физико-медицинское общество и др.

На их основе складывались крупные научные школы, получившие всемирное признание и во многом обеспечившие авторитет нашей страны на мировой арене. Постепенно складывается российская высшая школа. Вслед за Московским университетом высочайшими указами учреждаются университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Санкт- Петербурге и других городах Российской империи. То, что университеты создавались решением верховной власти, означало, что развитие науки и образования в России стало осознаваться как важнейшая государственная задача. А успешное становление и динамичное развитие университетов показало, как сильна в российском обществе потребность в просвещении, науке и культуре.

Российское образование в XVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость.

В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…» .

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать» .

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти – в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии – среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В XVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография» .

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражом было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.

В конце XVII – начале XVIII века, России пришлось участвовать в многочисленных военных конфликтах и их итоги, показали, отсталость страны, в экономической и военной области.

Возникла острая необходимость в подготовке профессиональных кадров для всех сфер государственной жизни. Петр начал с организации профессиональных школ, где изучались бы военные и технические науки. 10 января 1701 года Петр I издал указ о создании Артиллерийской школы, а 14 января – Школы математических и навигацких наук. Помимо этого были основаны техническое училище, медицинское училище и ряд других учебных заведений профессиональной направленности .

Значение активно проводимых реформ не ограничивалось профессиональным образованием, а их влияние не ограничивалось только Россией. Профессиональные школы или училища, по сути, были предтечей системы высшего образования в России. Например, Школа математических и навигацких наук (в различных документах она именуется также «Навигацкой школой» и реже – «Штюрманской школой») была не просто школой в современном понимании этого слова.

Так, в младших классах здесь преподавались грамматика и арифметика, в средних – геометрия, плоская и сферическая тригонометрия и, наконец, в высших классах – астрономия, математическая география, геодезия, навигация и т.д.

Полный курс обучения – от младших до «верхних классов» – составлял более десяти лет. Уже во время обучения ученики привлекались к практической работе в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии. Наиболее способные выпускники старших курсов направлялись на стажировку за границу, по окончании которой сдавали специальные экзамены и устраивались на государственную службу, Петр I лично экзаменовал выпускников .

Школа математических и навигацких наук подготовила около 1000 специалистов для флота, строителей, инженеров, учителей и специалистов в других областях. По характеру и количеству преподаваемых дисциплин, по строгой организации учебного процесса и по тому значению, которое имели выпускники этой школы для России, а также учитывая личное участие царя в работе школы, можно сказать, что данная школа явилась одним из первых высших учебных заведений России.

После переезда высших классов Школы математических и навигацких наук из Москвы в Петербург в 1715 г. она была переименована в Морскую академию («Академию морской гвардии»). Младшие классы оставались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии .

Очевидно, что профессиональные школы, созданные Петром I, не только подняли на высокий уровень отношение к высшему образованию, но и стояли у истоков системы высшего профессионального образования в России .

Кроме того, петровские реформы имеют и общемировое значение. В передовых европейских странах история создания профессионального образования была несколько короче, чем в России. Хотя Англия одной из первых осуществила промышленную революцию, система профессионального технического образования возникла в ней намного позже середины XVIII века. Во Франции первые профессиональные училища были созданы после буржуазной революции 1794 года. Типичным было Училище естественных и технических наук в Париже, во многом похожее на Школу математических и навигацких наук, государственную, с бесплатным обучением. Здесь также не преподавались богословские дисциплины. Парижское училище появилось почти на век позже московской Школы математических и навигацких наук.

Первой в Западной Европе система профессионального образования появилась в Германии, однако это произошло на 10 лет позже, чем в России . В 170- г. заместитель председателя Харлеского училища в Германии Шимллер пытался открыть профессиональное училище для взрослых, где бы изучались математика, механика и ремёсла. Но этот проект просуществовал недолго: учащихся было всего 10 человек

Первые 20 лет XVIII века в России ознаменовались небывалым развитием наук, что было востребовано общественным и социальным развитием страны на новом этапе ее истории. Большие успехи были достигнуты в естественных и математических науках, географии, земных и астрономических измерениях, черчении, навигации, исследовании недр, биологии и агрономии, механике.

Назрела насущная необходимость в создании научного учреждения, в котором можно было бы объединить разрозненные исследования и создать благоприятные условия для проведения научных работ, – Академии наук.

Еще в 1697 г. на необходимость подобного учреждения указывал немецкий философ Готфрид Лейбниц, с которым Петр лично познакомился в 1711 г. в Торгау. Лейбниц оставил несколько записок о том, «как надо вести науки в России» .

В 1712 г. в своем письме Петру I он отметил как особый знак судьбы то, что наука, развивающаяся во всём мире, «дошла и до скифов» и что «царь является свыше избранным для этого орудием». При этом, на его взгляд, царь Петр находится в таком положении, что может взять лучшее, с одной стороны – из Китая, с другой – из Европы. Науками в России заниматься стали недавно, поэтому вполне возможно избежать сделанных другими ошибок: «известно, что вновь построить здание можно лучше, чем сотни лет чинить и улучшать старое» .

В 1718 г. Петр беседовал со многими российскими и иностранными деятелями о создании в России академии наук. Однако долгое время не могли определить функции будущей академии: будет ли академия научно-исследовательским или образовательным учреждением. Наконец, в 1724 г. Петр принял к решение, что создаваемая академия будет выполнять обе функции – и научно-исследовательскую, и просветительскую . В январе того же года им были подписаны составленный ранее план создания академии и ее устав.

Российская Академия наук значительно отличалась от европейских академий.

Во-первых, она была создана как научно-исследовательское учреждение, но при Академии были организованы также университет (в 1726 г.) и средняя школа, все вместе составляющие единое целое. Такая структура академии не требовала больших финансовых затрат и имела значительные преимущества в сравнении с раздельной организацией трех разных учреждений . План работы академии требовал от ее членов не только быть в курсе последних достижений по своей научной специальности, но и готовить задания для студентов, а также читать лекции в университете при Академии (в 1726 г. занятия вели 17 профессоров, приглашённых из Германии) .

Во-вторых, в университете при Академии было создано 3 отделения (факультета), как и во всех университетах Европы, что подчёркивало строгое соответствие европейским научным и образовательным стандартам.

Историки просвещения полагают, что идея академической свободы и единства исследования и преподавания, выдвинутая и активно проводимая в жизнь Вильгельмом фон Гумбольдтом в основанном при его участии в Берлинском университете, имеет исключительное значение в истории высшего образования. Однако, если внимательно рассмотреть план Петра I о создании Академии наук, то можно обнаружить удивительные совпадения с идеями Гумбольдта, хотя и в несколько ином варианте. Петр указывал на две основные функции академии – исследование и преподавание, т.е. академик должен был совмещать научную работу с преподаванием. Внимание Гумбольдта было сосредоточено на университете, поэтому для него приоритетным было преподавание в университете, которое сочеталось с научными исследованиями.

Некоторые исследователи считают, что три основных правила организации университета: самоуправление, единство обучения с научно-исследовательской работой и система свободного обучения – в определенной мере являются обобщением опыта Гёттингенского университета.

план Петра I по организации и созданию Академии наук и университета при ней был осуществлен раньше создания Гёттингенского университета. Берлинский же университет Фридриха Вильгельма (ныне Университет им. Гумбольдта) был основан уже в начале следующего столетия.

Следовательно, можно определенно утверждать, что царь Петр первым в мире выдвинул идею «сочетания обучения с научным исследованием».

В годы правления Петра I возникла система профессионального образования, а также открылось большое количество школ – цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки, для овладения новыми, ранее не веденными знаниями, молодых дворян отправляют за границу на учебу, а сама учеба – становится одним из видов государственной службы.

Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости», открывается первая библиотека и первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге. Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции

Список литературы

  1. Анисимов, Е.В. Петр I: рождение империи [Текст] / Е.В. Анисимов // Вопросы истории. – 1989. – № 7. – С. 3 - 20.
  2. Змеев, В. Высшая школа России: XVIII век [Текст] / В. Змеев // Высшее образование в России. – 2002. № 3. – С. 134-135.
  3. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов.– М.: «Академия», 2009. С. 187-189.
  4. Якушев, А. Иностранные профессора в университетах России [Текст] / А. Якушев, В. Гавва, Э. Галушанян // Высшее образование в России. – 2004. – №2. – С. 159.
  5. Шнедельбах, Г. Университет Гумбольдта [Текст] / Г. Шнедельбах// Логос. – 2002. – № 4-5. – С. 66-67.

Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.

Школы

Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

Учебники

Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.

Книгопечатание при Петре I

Новый гражданский шрифт

В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.

Первая печатная газета

В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.

Календари

Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .

Кунсткамера

Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.

Географические карты

В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.

Астрономия

Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.

Медицина

Аптекарский огород, заложенный в Москве (а позже и в Петербурге), стал основой будущих ботанических садов и местом разведения лекарственных трав. Материал с сайта

При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.

Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер - на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже - видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы - учили математику, а 3 класс - навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 - уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт - в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример - в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого...

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук - это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра - скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.


Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно . Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.