Основные модели университетской географии в странах мира.

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами


Ключевые слова

наука, география, комплексность, природная среда, географическая оболочка, физическая география, экономическая география, глобальные проблемы, терминология, объект, предмет, преподавание географии, Science, geography, complex able, natural environment, geographical shell, physical geography, economical geography, global problems, terminology, object, subject, teaching of geography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются проблемы изучения географии, ее истоки, глобальные географические проблемы, вопросы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознании.

Текст научной статьи

Современная география является сложными комплексом различных наук и направлений, где пересекаются знания и представления об окружающей нас природной среде, географии населения, географии отраслей экономики и сельского хозяйства, география использования природных ресурсов. Изучение этих разнообразных вопросов и проблем в контексте одной науки очень трудная и почти невыполнимая задача. Проблемы географии рационального использования ресурсов природной среды, не всегда соответствуют географии отраслей экономики, проблемы географии населения не всегда соответствует географии размещения населенных пунктов и рациональному использованию природными ресурсами различных территорий. Это особо касается экологически проблемных территорий, которых на Земном шаре становится все больше. Глобальные проблемы человечества и их география не всегда соответствуют природным и экономическим законом современности. Всё это в совокупности показывает сложность и разнообразие проблем изучения современной географии. География как наука сформировалась очень давно (III век до н.э) и её развитие носит определенный характер. В различные эпохи исторического развития человечества география проявлялась по тем или иным направлениям. Если в эпоху рабовладения география была в основном наукой познавательной и страноведческой, то в эпоху феодализма и в дальнейшим, в капитализме география превратилась в науку изучающую экономические и сырьевые возможности различных регионов и стран земного шара. Конец XIX и XX век стало для географической науки эпохой расцвета глобальной географии. Достижения современной науки дали возможность проверки достоверности множества географических фактов. Авиация, в конце XX века, космонавтика, дали возможности проверки и подтверждения картографических материалов, познании далее невиданных глубин океана, центральных экваториальных лесов, тропических пустынь и высокогорных территорий. Вместе с тем появилась угроза изменение глобальных географических процессов и явлений, связанных с техногенным воздействием человека на географическую среду. Конец XX века и начало XXI характеризуются с глобальным потеплением географической оболочки и связанную с ней таянием полярных ледников, нарушением атмосферной циркуляции и другими геоэкологическими проблемами. Лесные пожары, наводнение, повышение максимальных температур, техногенные движение поверхности и многое другое стало повседневным в жизни общества и природы. В этой связи изучение географических особенностей геосферы, её отдельных частей является важной задачей современной географии. Современная география во многих странах превратилась в прикладную науку, которая даёт общее представление о географической оболочке в целом, природных и экологических особенностях различных регионов мира. Вместе с тем частные географические науки, такие как, география населения, транспорта, сельского хозяйства, ресурсная география, геоморфология, лимнология, океанография, климатология и т.д., как бы отмежевались от географии и стали самостоятельными научными дисциплинами. Стало не очень понятным в географии объект и предмет изучения. В сфере с этим настало время четкого определения места «материнской» географии в самой сложной системе географических наук. Некоторые научные направления географии, например, такие как геоморфология, почти отделились от географии. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно разделить географию по принципу её надобности, т.е. для общего понятийного знания нужна общая география, а для различных отраслей нужна частная или прикладная география. При таком походе к географии можно к каждой ее части применить тот или иной подход, те или иные закономерности. К примеру, для общей географии относятся такие закономерности как целостность, ритмичность, зональность, а к отдельным отраслям её нужны уже другие закономерности и понятия. Общая география должна изучаться в средней школе, возможно в лицеях и колледжах педагогического направления. Частная или прикладная география, отвечая требованиям и законам той или иной экономики и общества, должна изучаться в профильных высших учебных заведениях и колледжах. Конечно, такой подход имеет свои недостатки и пробелы, но таким образом к географии появится другой интерес и другое понимание её в обществе и сознании людей. В странах бывшего постсоветского пространства география изучается почти одинаково, с уклоном географии России. Возможно, это правильно, с точки зрения общих географических понятий, ценностей, развития географических школ. Вместе с тем сегодня появляется новое поколение в обществе, которое рассматривает каждую науку через призму своих потребностей и знаний. Здесь целесообразен иной подход с учетом национальных и региональных особенностей. Например, страны Закавказья, для географии Узбекистана или Туркменистана, должны называться странами Закаспия, или Ближний Восток (Израиль, Иордания и т.д.) Ближний Запад. Конечно, мы не предлагаем такую трактовку, но как то нужно найти такие названия, которые бы не затрагивая национальные особенности тех или иных сторон, четко давали географическую характеристику. Например, для стран Закавказья - Страны горного Кавказа, для стран Ближнего Востока, можно предложить страны Западной Азии и т.д. В некоторых современных географических изданиях и учебных пособиях иногда появляются такие формулировки и данные, которые не соответствуют географическим понятиям и действительности. Поэтому пришло время к сотрудничеству в области географической терминологии и картографии. При этом конечно возникнут некоторые трудности с геополитической трактовкой, с историческими названиями, но вместе с тем это будет географически точной и применимой формулировкой. Все вышесказанное является лишь предложением авторов статьи и не является установкой для всех, кто занимается проблемами изучения и преподавания географии. В тех странах, где география имеет большое прикладное значение, в образовании это представлено рядом физико-и экономико-географических предметов. В странах, где к географии относятся лишь как к обшедисциплинарному предмету, география находится в системе общих дисциплин, и отношение к нашей науке невысокое. Для усиления роли географии в системе образования и науки необходимы реальные шаги в переосмыслении роли и места географии в общественном сознании и жизни людей.

Есть рецензия .
В данной статье дано краткое описание современного озера Балхаш. Обобщены и проанализированные материалы исследований по Балхаш-Алакольской впадине и озера Балхаш. Приведено описание происхождения и последовательность формирования Балхаш-Алакольской впадины, времени и особенностей образования озера Балхаш, а также озер Сасыколь и Алаколь, вызванных глобальными климатическими и тектоническими процессами. Описывается влияние глобальных климатических катаклизмов на сток рек в озеро Балхаш, приведших к образованию крупных дельт, которые разделили его на два самостоятельных водоема. Описывается процесс окончательного формирования озера Балхаш.

2. Нигматзянов Рафик Сопбухович. ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕРВОПРИЧИНА ГРАНИЦ В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ Есть рецензия .
На основании совокупности хронологических связей импульсов глобальных кратковременных процессов, совпадений масштабов их проявлений, существования закономерной периодичности в формировании границ эпох фанерозоя и наличия объединяющего комплекса причинно-следственных связей граничных процессов доказывается внешняя галактическая первопричина формирования масштабных геохронологических рубежей, в том числе массовых вымираний. Обосновываются гипотезы ударных происхождений глубоководных котловин и плюмов, подтверждаются предположения о нестационарной природе Спиральных Рукавов и ускорении вращения ядра Млечного пути. Опубликовано в журнале "Отечественная геология" 2015, №3. с.70-83.

3. Третьяков Василий Матвеевич. Изменения климата и планетарные катастрофы в истории человечества. Спираль Альрукабы. Есть рецензия . Статья опубликована в №45 (май) 2017
Статья объясняет причины «глобальных» изменений климата как результат перемещений земной поверхности относительно сетки географических координат из-за наличия у нашей планеты двух дополнительных осей собственного вращения, следствием чего являются периодически повторяющиеся планетарные катастрофы, во время которых наша планета становится подобием переворачивающегося сферического волчка. В развитие темы предпринимается попытка подтвердить правильность предположения о существовании на Земле древнейшей высокоразвитой человеческой цивилизации и объяснить причину её исчезновения через тысячелетия после этой катастрофы.

4. Зиянгирова Альбина Анфисовна. ГОРОДСКИЕ ПРОЦЕССЫ: УРБАНИЗАЦИЯ И СУБУРБАНИЗАЦИЯ Статья опубликована в №35 (июль) 2016
Соавторы: Мальганова Ирина Григорьевна, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и картографии отделения развития территорий института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета
Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для использования обществом, то есть обеспечить им лучшие условия для выполнения важных и других разнообразных работ. Чем сложнее сложен город, тем больше усложняется знание о нем. Главными процессами в городах, на данный момент времени, является урбанизация во всех его формах и проявлениях.

5. Рузметов Дилшод Рузимбаевич. Общие черты социально-экономического развития Узбекистана годы независимости
В данной статье речь идет об общих чертах социально-экономического развития Республики Узбекистан, то есть влияние социально-экономических преобразований на естественное и социальное развитие населения и их периодические аспекты.

6. Плеханова Ирина Андреевна. Подземное питания рек в бассейне реки Меша Есть рецензия .
Соавторы: Шарифуллин Амир Нуруллаевич, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и картографии отделения развития территорий института управления, экономики и финансов Казанского Федерального Университета
В данной статье рассматриваются вопросы происхождения подземных вод, особенности подземного питания, дается краткая физико-географическая характеристика района исследования, описываются существующие методы изучения подземного питания малых рек, а также приводятся результаты изучения подземного питания в бассейне реки Меша.

7. Тубилова Рамиля Фанисовна. Современное состояние озер Спасского муниципального района Республики Татарстан
Соавторы: Шарифуллин Амир Нуруллаевич, доцент, кандидат наук, кафедра географии и картографии, Казанского (Приволжского) Федерального Университета
Научная статья посвящена проблеме деградации озер Спасского муниципального района Республики Татарстан. В качестве примера были выбраны три водоема: озера Чистое, Атаманское и Безымянное. Цель работы – выявление причин обмеления озер и разработка перечня мероприятий по восстановлению гидрологического режима и экологической реабилитации рассматриваемых водоемов.

8. Ивлева Екатерина Игоревна. Российско-мексиканские отношения: настоящее и перспективы развития Есть рецензия .
Соавторы: Стародубцева Елена Борисовна, доктор экономических наук, профессор, ФГБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ
В данной статье рассмотрены российско-мексиканские отношения через призму торгового, инвестиционного, культурного сотрудничества. Проанализированы данные внешнеторгового оборота позволили сделать о наращивании экономического сотрудничества. В условиях санкций роль Мексики, как торгового партнера, увеличивается. Выявлена и обоснована необходимость совместного приложения сил для увеличения сближения между странами. На основе проведенного исследования автором предлагается научно-техническое и энергетическое сотрудничество.

9. Бадмаев Алдар Геннадьевич. Картографирование типов использования земель в центральной части Улан-Удэ Есть рецензия .
Впервые поставлена задача определить структуру использования земель Улан-Удэ, выделить основные виды землепользования, их площадь и нанести на карту. В качестве исследуемой территории взята историческая центральная часть Улан-Удэ и территория в пределах «улан-удэнского автомобильного кольца».

10. ПРОХОРОВ ВИТАЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ. ИНДЕКС МАУНТФОРДА В ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ОЗЕР КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА ПО СОСТОЯНИЮ БЕНТОСА Есть рецензия . Статья опубликована в №21 (май) 2015
Соавторы: [email protected]
На основании изучения бентоса озер Кольского полуострова с помощью индекса Маунтфорда выявлены специфические факторы воздействия на донную фауну, что определяет характерную видоспецифичную для каждого озера бентофауну со своей трофической структурой.

11. Зарубин Олег Александрович. Территориальная туристско-рекреационная система города Саранска: проблемы выделения и эколого-ландшафтного планирования Есть рецензия . Статья опубликована в №13 (сентябрь) 2014
Соавторы: Халиуллиина Мария Александровна, студент, 5 курс, кафедра международного и регионального туризма, географический факультет МГУ им. Н. П. Огарёва; Научный консультант: Тарасова Оксана Юрьевна, кандидат с/х наук, доцент кафедры экологии и природопользования, географический факультет МГУ им. Н. П. Огарёва
Статья посвящена проблеме развития территориальной туристско-рекреационной системы города Саранска. Проведена оценка территории города по важнейшим факторам развития рекреации и туризма. Разработаны рекомендации по размещению и планированию зон первого порядка территориальной туристско-рекреационной системы. Предложен проект эколого-ландшафтного обустройства зоны второго порядка территориальной туристско-рекреационной системы.

12. Абрамова Татьяна Сергеевна. Характеристика рекреационных ресурсов Самарской области Есть рецензия .
Соавторы: к.б.н. доцент Фирулина И.И.
В данной статье рассмотрены характерные особенности Самарской области как туристической зоны России. Внимание уделено природным ресурсам региона, а так же культурному и историческому наследию. В статье показано, насколько Самарская область может быть привлекательна с точки зрения туризма,благодаря рассмотренным характеристикам. Так же статья несёт ознакомительный характер, знакомя читателей с наиболее интересными зонами отдыха и туризма региона.

В работе обобщен и систематизирован материал по появлению и развитию техногенеза в России и за рубежом. Приводится понятие техногенеза и его роль в современной биосфере, а также влияние техногенеза на загрязнение компонентов природы и самочувствие и здоровье населения России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 504.054

ГЕОЭКОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

¹ Карлович И.А. Владимирский государственный университет,

e-mail: [email protected]

² Маркин Б.А. Владимирский государственный университет,

e-mail: [email protected]

В работе обобщен и систематизирован материал по появлению и развитию техногенеза в России и за рубежом. Приводится понятие техногенеза и его роль в современной биосфере, а также влияние техногенеза на загрязнение компонентов природы и самочувствие и здоровье населения России.

GEOECOLOGY AND QUALITY OF LIVING IN RUSSIA

¹ Karlovic I.A. Vladimir State University

² Markin B.A. Vladimir State University

In this paper, generalized and systematized data on the emergence and development technogenesis in Russia and abroad. We present the concept of technogenic and its role in the modern biosphere, as well as the influence of technogenic pollution of natural components and well-being and health of the Russian population.

Различные аспекты уровня и качества жизни населения исследовались отечественными и зарубежными учеными. Обобщая теорию и практику данного вопроса, исследователи выделяют ряд нерешенных проблем, а именно: разграничение понятий «уровень» и «качество» жизни населения; построение обобщающего критерия оценки уровня и качества жизни населения; выбора системы и отдельных количественных показателей оценки уровня жизни населения; разработка оценки качества жизни населения и др.

Для России вопросы повышения качества жизни населения особенно актуальны. В силу огромного разнообразия природных и социальных факторов, взаимодействующих на обширной территории, районы существенно различаются по своим возможностям обеспечения достойных условий проживания населения. В связи с этим возникает настоятельная необходимость выявления ведущих факторов, влияющих на территориальную дифференциацию качества жизни населения, и основных направлений социальной поддержки государства.

Человек, в отличии от других представителей животного мира, возможности влияния которых на параметры окружающей среды резко ограничены, в современный исторический период способен достаточно быстро изменять окружающую среду в масштабах, которые можно сравнивать с масштабами геологических явлений. В общем, значение самого появления человека для истории земного шара можно сравнить с наиболее мощными катаклизмами. За время развития цивилизации человек неоднократно вызывал нарушение биологического равновесия, поэтому свою историю нам следует рассматривать как сплошную борьбу с окружающей средой, как непрерывный процесс неосознанного разрушения природы. По мнению выдающегося специалиста в этой области французского зоолога Жана Дорста, биологическое равновесие между человеком и природой было создано достаточно быстро, возможно с тех пор когда охотник стал скотником, и безусловно – с того времени, когда он превратился в земледельца. Некоторые районы мира, которые издавна были населены людьми и стали колыбелью древней культуры, пришли в упадок задолго до возникновения «современной цивилизации». Чтобы понять каких масштабов может достичь влияние на равновесие в природе даже самых примитивных человеческих обществ, достаточно вспомнить практику поджигания леса для облегчения охоты на животных, к которой прибегали некоторые африканские племена и индейцы. Это привело к ускорению процессов эрозии почв и изменения ландшафтов, а на Североамериканском континенте - к расширению зоны прерий. Кстати, говоря о африканских племенах и индейцев, следует иметь в виду обстоятельство то, что африканец и индеец брали ровно столько леса, чтобы прокормиться и устроить свое жилье, т.е. о жили в полном согласии с природой. Другое дело американец, вооруженный техникой рубит лес и продает его в другие государства. Он, американец, наносит ущерб лесу в 1000 раз больший, чем африканец и индеец, вооруженные обычными топорами.

Известно, что около пяти тысячи лет назад, во время появления первых городских поселений, было начато формирование техносферы - сферы, которая содержит искусственные технические сооружения на Земле. На тот момент это были только элементы техносферы. Современная техносфера объемом свыше 220 Гт появилась в эпоху промышленной революции.

Техносфера сформировалась в составе биосферы и, в результате, на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах: Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому, сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы оказались подвержены сильному техносферному давлению со стороны сопредельных территорий. Например, Южную Сибирь загрязняют обильные кислотные дожди, источником которых являются промышленные предприятия, индустриально развитого Центрального и Северного Китая. Со стороны Китая приносят ветры, дующие в направлении Сибири.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой - были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная человеком техносфера не оправдала во многом надежды людей, поскольку ежегодный прирост стал приближаться к объему ежегодного продуцирования органики биосферой.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает. Близко к техногенному загрязнению территории относятся техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными считаются аварии на радиационно опасных объектах, в частности на АЭС и атомных подводных лодках.

Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее свойства. Известно, что окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.

Техносфера возникла в процессе нескольких тысячелетий развития техногенеза. К ней в равной мере относятся и первый костер, зажженный человеком, и Чернобыль, дротик первобытного охотника и баллистические ракеты. Техногенез выступает как материальное слагаемое истории человечества. С экологической точки зрения это последний по времени этап эволюции, обусловленный деятельностью человека и вносящий в природу Земли вещества, силы и процессы, которые, в конечном счете, изменяют и нарушают равновесное функционирование биосферы.

Техногенез как локальное явление, переходящий в региональное, в настоящее время охватывает всю планету и усиливает миграцию многочисленных химических элементов. Следовательно, проблемы освоения планеты, энергетических и сырьевых ресурсов, качества продуктов питания и среды обитания организмов – в целом факторы, определяющие его развитие. Интенсивная хозяйственная деятельность общества, урбанизация образа жизни людей, истощение традиционных легкодоступных энергетических и сырьевых ресурсов, постоянное нарастание демографической «нагрузки» на природу, обусловили состояние и приближение экологического кризиса.

В результате антропогенной деятельности общества формируются потоки техногенных веществ. Мы уже упоминали, что корни техногенеза возникли в глубокой древности, когда человек от собирательства ягод, плодов деревьев, камней для изготовления топоров, перешел к активному землепользованию и построек жилищ из камня, глины и дерева. Первичное земледелие к настоящему времени преобразовалось в мощный антропогенный фактор. Еще один источник техногенеза – горная и металлургическая промышленность. Их вклад в техногенез связан не только с миграцией тяжелых металлов и ряда редких элементов, но и с изменением облика ландшафтов. Существенный техногенный вклад принадлежит современной энергетики. Это атомная энергетика, добыча нефти, газа и угля, сжигание огромных масс горючих ископаемых. Отсюда, облик нашей планеты в современных условиях быстро меняется, например, в результате военных действий, формирования и функционирования городских мегаполисов.

Вместо заключения: на заре своего существования человечество уже несло в себе деструктивное начало, а также механизмы самоуничтожения, которые получили ряд драматических черт на последующих этапах исторического развития. Отсюда, проблемы охраны природы и рационального использования ее ресурсов, сохранение самочувствия и здоровья населения России, и в целом, современного общества, заключается в защите биосферы от пагубного развития техносферы.

Литература

  1. Геоэкологические проблемы урбанизированных территорий: Сб.ст. Рос.ун-т дружбы народов, экол фак физики Земли им.Д.Ю.Шмидта РАН,Ин-т структур.-динам. исслед., ин-т / под ред. А.А.Рассказов.- М.: ИФЗ РАН, 2008.- 94с.
  2. Государственный доклад «Состояния окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» Министерства природных ресурсов РФ, Москва, 2013. 500 с.
  3. Карлович И.А. Основы техногенеза: Кн.2. Факторы загрязнения окружающей среды. – Владимир: ВГГУ, 2003. 540 с.
  4. Карлович И.А. Геоэкология. М.: Академический проект. 2013. 510 с.
  5. Техногенез и биогеохимическая эволюция таксонов биосферы. Труды биогеохимической лаборатории. Том 24. – М.: Наука, 2003

Повышение качества знаний через развитие мотивации к учению.

МОУ Дмитровская общеобразовательная школа № 2

город Дмитров Московской области

Свищёва Наталья Анатольевна, учитель географии.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

Для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс-предмет - урок, требуется переосмыслить как соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Ведь учебный успех каждого ученика это не только увеличение объёма усвоенной учебной информации, но и постоянное увеличение возможностей каждого ученика. Первостепенная задача деятельности: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Для этого необходимо накопить различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности учеников.

Именно сейчас важен творческий подход к организации учебной деятельности. Ребёнок должен быть готов к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.

Как же добиться того, чтобы наши дети, наши дорогие дети хотели учиться, стремились к знаниям, накапливали знания?

Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности.

Однако не секрет, что ученики будут прилагать усилия, если им будет интересно. Наша главная задача преодолеть однотипность уроков, повысить интерес учащихся к знаниям, привить им стремление заглянуть за пределы учебника, вместе с учениками готовить нестандартные уроки, сплотившись в союз « Учитель-ученик» Нестандартные уроки помогают активизировать учебный процесс, развивать творчество учеников.

Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. «Помните! – говорит Дейл Карнеги, - других способов нет. Конечно, можно под угрозой поставить двойку, заставить ребёнка воспринимать учебные знания, но это ненадолго, очень скоро двойки перестанут воздействовать. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха.

Проводя нетрадиционные уроки, которые очень разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников и для учителя, заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока много: это уроки путешествия, деловые и ролевые игры, лекции и семинарские занятия, уроки экономических и экологических просчетов и уроки диалоги, уроки конференции и уроки диспуты, уроки – исследования и географических открытий, уроки экспедиции, уроки соревнования и др.

Нетрадиционный урок, это не просто новая методика преподавания, это целая философия, принципиально отличающаяся от философии традиционного урока. Отдельные её элементы напоминают нам знакомые и отработанные методы преподавания, поисковой исследовательской работы. Но конечный результат отвечает реальным требованиям современности: желание продолжить поиск, освоить новые высоты Знания, творить вместе с одноклассниками и самому. К этому нужно добавить ещё один немаловажный результат - психологическое состояние обучающихся, состояние радости, комфорта, уверенности, прочности добытых знаний. Нетрадиционный урок-это всегда движение вперёд. Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. Поэтому, любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Трудно учащимся запомнить достаточно большое количество названий, только единицы быстро ориентируются по карте. Поэтому, при изучении номенклатуры карты, я провожу уроки – чемпионаты.

На таком уроке несколько этапов:

I этап – индивидуальная работа. Нанесение на карту и разгадывание или составление кроссвордов. В 7 классе в теме Географическое положение материка предлагаю после работы с контурной картой составить кроссворд. II этап – работа в парах. Самый любимый вид работы. Дети загадывают друг другу названия на географической карте.

III этап - «Ручеёк». Один ученик выходит к доске, остальные, пользуясь картой, задают вопросы (очень быстро).

IV этап – путешествие по параллели и меридиану, или вдоль береговой линии. Целью перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования

Уроки – конференции предполагают собрание в одной аудитории людей, работающих над решением какой – либо теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог.

Так очень интересно проходит пресс – конференция в 11 классе «Государства Северной Америки». Целью этой конференции я ставлю активизацию познавательной деятельности учащихся, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы. Пресс-конференция начинается с того, что класс делится на две группы – корреспондентов различных газет и журналов и представителей каждого государства. Творческим группам заранее даю задание:

1.Нарисовать герб, флаг, страны

2.Составить краткую характеристику страны.

3.Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифровые данные, рассказ очевидцев, анализ статей из периодики)

4. Подготовить рассказ о культуре страны: образовании, музыке, традициях обычаях, играх, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории.

После вступительного слова учителя идет представление стран. Пресс – конференции позволяют всех учащихся включить в процесс, стать активным участником, не бояться высказать своё мнение.

Географ несет ответственность за формирование правильного отношения к нашей планете, как к общему дому, за воспитание чувства патриотизма, любви к Малой Родине, за воспитание чувства рачительного хозяина, сознание личной ответственности за настоящее и будущее страны, пробуждение эстетических чувств.

В процессе обучения географии давно применяю технологию опорных схем, логических связей. Еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Очень эффективна работа на уроках географии в виде исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.

Хотя исследование является самой главной частью работы, но необходим и последний, заключительный его этап-описание результатов. И очень важно чтобы ученики выступили со своими докладами перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правила, юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, оно должно быть короче, содержать все существенное, сто есть в статье, быть понятным слушателям. Умение выступать перед аудиторией, пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. И, конечно же, обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику.

Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения курса географии. С большим желанием школьники записывают под диктовку географический диктант с использованием топографических знаков.

Одним из условий повышения мотивационной деятельности на уроке географии является отказ от стереотипного подхода к контролю знаний, когда контролер - только учитель. Теперь я часто привлекаю «экспертов», подготовленных учеников. Наличие «экспертов» позволяет экономить время на уроке, разнообразить организационные формы. В связи с этим усиливается роль итогово - тематического контроля: ученика контролирует не только учитель, но и ученик, свои товарищи. Это дает возможность более объективно и полно оценить знания ученика, чем текущая проверка.

Особое внимание уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний.

Проблемное изучение материала на уроках географии

В педагогике проблемный характер обучения определяется как подход, «возбуждающий у учащегося противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала». В классификации методов обучения он выделяется как «активизирующий познавательную деятельность учащегося и формирующий у него познавательный интерес. Целью проблемного обучения является развитие у учащихся критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственных личностных решений. Первый вид постановки проблемной ситуации, когда педагог ставит проблему или проблемы, и сам их ре­шает, излагая лекционный материал. Например: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах, составьте теорию движения литосферных плит».

При такой форме проведения занятия учащиеся внеш­не пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Они видят, что западный контур острова Мадагаскар повторяет восточный берег Африки, но им сложно выдвинуть теорию, что остров когда –то был частью материка. Этот подход применяется чаще, чем другие, где затруднена обратная связь.

Значительное место уделяется работе над экологическим воспитанием, знакомству с природой и географией и историей родного края

Ну, и, конечно-же комфорт в школе способствует также адекватному поведению ребенка, его успешной учебе, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе и в классе, на уроке.

Расположенный на Восточно-Европейской равнине Нижний Новгород является административным центром Приволжского ФО. По территории города протекают, а затем сливаются Волга и Ока, оказывающие ощутимое влияние на погодные условия данной местности. Наблюдение за климатом в этом регионе ведется с 1834 года, со времени открытия первой метеостанции.

География Судана: рельеф, климат, население, растительный и животный мир

Государство Судан находится на северо-востоке Африки. Была самой большой до 9 июля 2011 года по территории страной на континенте (а после отделения Южного Судана является третьей по площади страной континента после Алжира и Демократической республики Конго). Площадь - 1,886,068 км2. Протяженность береговой линии - 853 км. (Красное море). Протяженность границ с: Египетом - 1273 км, Эритреей - 605 км, Эфиопией - 723 км, Южным Суданом - 1937 км, Центральноафриканской Республикой - 483 км, Чадом - 1360 км, Ливией - 383 км.

География Центрально-африканской республики

Страна расположена в самом центре африканского континента, в бассейне реки Конго, и не имеет выходов к океану. Большая часть страны - плоскогорье Азанде (преобладающая высота до 600-900 м.), покрытое влажными тропическими лесами. На севере ЦАР граничит с Чадом, на востоке - с Суданом, на юге - с Демократической Республикой Конго и Республикой Конго, на западе - с Камеруном. Общая площадь страны 623 тыс. кв. км. Большая часть страны - плоскогорье Азанде, преобладающая высота до 600-900 м. Высшая точка - г. Нгая. Климат субэкваториальный. Среднемесячные температуры от 21 до 31 °С. Осадков от 1000 до 1600 мм в год. Главные реки - Убанги, Санга (судоходны).

География Филиппин: природа, климат, ресурсы, население

Государство Филиппины занимает одноименный архипелаг в Тихом океане, являющийся частью Малайского архипелага. Филиппинский архипелаг состоит из более чем 7107 островов, однако только 2000 из них являются обитаемыми. Самые крупные из них: Лусон, Минданао, Самар, Панай, Палаван, Негрос, Миндоро, Лейте. Острова Лусон и Минданао составляют 66 % территории страны. Протяженность архипелага с севера на юг составляет около 2000 км, с запада на восток - 900 км.

География Словении: рельеф, климат, население, растительный и животный мир

Словения расположена на границе Центральной и Южной Европы, на северо-западной оконечности Балканского полуострова. Имеет преимущественно горный рельеф, известный карстовыми явлениями. Большей частью расположена в зоне умеренного континентального климата. Протяжённость границ составляет 1 086 км. На западе Словения граничит с Италией (199 км), на севере - с Австрией (330 км), на северо-востоке - с Венгрией (102 км), с востока и юга - с Хорватией (455 или 670 км). Словения имеет выход к Триестскому заливу Адриатического моря и занимает часть полуострова Истрия, где стоит основной порт страны, город Копер. Длина побережья составляет 46,6 км, территориальные воды - 12 морских миль.

География Камеруна: рельеф, климат, население, полезные ископаемые

Государство Камерун находится в Западной Африке. Омывается на западе водами Атлантического Океана (Гвинейский залив). Протяженность береговой линии - около 402 км. Территория страны лежит севернее экватора. Крайняя южная точка удалена от него менее чем на 200 км. Площадь: общая - 475.440 км2. Самая высокая точка страны - гора Фако (фр. Fako) - 4040 м. Граничит на северо-западе с Нигерией, (протяжённость границы 1690 км), на севере и северо-востоке - с Чадом, (протяжённость границы 1094 км), на востоке - с Центральноафриканской Республикой, (протяжённость границы 797 км), на юге - с Габоном, (протяжённость границы 298 км), Конго (протяжённость границы 523 км), и Экваториальной Гвинеей (протяжённость границы 189 км).

География Намибии: рельеф, климат, водные ресурсы, флора и фауна

Республика Намибия (англ. Republic of Namibia; до 1968 - Юго-Западная Африка) - государство в Южной Африке. На севере граничит с Анголой и Замбией, на востоке - с Ботсваной, на юго-востоке и юге - с ЮАР. С запада омывается водами Атлантического океана. Площадь - 824,3 тыс. км2. Население - 2,1 млн чел. (оценка 2009). Столица - город Виндхук. Управление страной осуществляет президент, избираемый на 5 лет, и двухпалатный парламент. Основную часть Намибии составляют возвышенности, занимающие центр страны. Там находится высочайшая точка (гора Кёнигштайн (Брандберг), 2 606 м).

География Македонии: природа, климат, население

Республика Македония расположена на Балканском полуострове на юго-востоке Европы. Координаты: 41-50 сев.шир., 22-00 вост.долг. Географическая область Македония поделена сейчас между тремя странами - её южная часть, почти половина всей территории, Эгейская Македония, входит в состав Греции; восточные земли - Пиринская Македония - принадлежат Болгарии, а Республика Македония раскинулась на севере и западе, в долине реки Вардар. Республика Македония занимает порядка 35,8 % площади исторической Македонии (52.4 % находится на территории современной Греции).