План-конспект урока на тему "Стилистические функции устаревших форм слова" (10 класс). Толстой Алексей Николаевич

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

    Подберите синонимы устаревшей лексике: в ещий, уста, чертог, рать, блюсти, вящий, ложе, бдение, долу, ладья.

2. Из любого толкового словаря русского языка выпишите 5 историзмов и 5 архаизмов.

3. Найдите в тексте архаизмы и определите, с какой целью использует их автор. Замените, где это возможно, устаревшие слова.

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью;

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нем
Во славе безмятежной

Утешилась – а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор

И называть великим патриархом.

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

    Подберите современные слова, в которых находят отражение данные корни: шелом (шлем), сеть (гость), коварь (кузнец), вей (ветер), перст (палец), вага (вес).

    Распределите слова в 2 столбика.

Архаизмы

Историзмы

Вотчина, купец, бричка, перст, око, армяк, десница, карета, рамена, ланиты.

    Какова роль архаизмов в следующем тексте?

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос до пупа – вертеть и дергать ногами.

А.Н. Толстой «Петр Первый»

Практическое занятие № 5

Многозначные слова и омонимы

    Дайте определение многозначных слов. Какие типы значений существуют?

    Что такое омонимы? Назовите типы омонимов и охарактеризуйте их.

    Как разграничить многозначные слова и омонимы?

ЛИТЕРАТУРА:

    Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С.266-268

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 23-31.

    Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С.77-80.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.

1. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых , как зима (П.). 2. К зиме поезжайте в Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь… (Гонч.). 3. Молодой князь… был вял, и ум его дремал еще беспробудно (Герц.). 4. Самолюбие в нем было огромное, и характер он имел железный (Т.). 5. Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.).

    Назовите типы омонимов, встречающихся в тексте.

    Выпишите из толкового словаря русского языка 5 многозначных слов, указав при этом все их значения.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Объясните переносное значение выделенных слов, укажите их стилистическую функцию.

1. Есть дни: ни злоба, ни любовь, ни жажда дел, ни к истине стремленье, ничто мне не волнует кровь: и сердце спит , и ум в оцепененье (Плещ.). 2. Антонида Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа (М. –С.). 3. Загорелые, суровые, мужественные лица; грубые густые волосы; угловатые , неотесанные движения и речь, скроенная нескладно, случайно, зато сильно и убедительно (Фурм.). 4. Аночка кончила школу в то время, когда еще не умерли все гимназические обычаи (Фед.). 5. У него были светло-русые волосы и худое, с глубокими продольными бороздами , лицо пожилого русского мастерового (Фад.). 6. Чубатый поднял на Григория ледяные глаза (Шол.).

2. С помощью каких типов омонимов создается рифма?

Вдали показалась какая-то аллея.

Что это за аллея? – полюбопытствовал Алексей Максимович.

Липовая-с, - откликнулись желтые краги.

Я не сдержался… нечаянно скаламбурил.

А больше у вас ничего липового нет?

Г.Е. Рыклин

Практическое занятие № 6

Стилистическая оценка заимствованных слов

    Какие группы иноязычных слов вам известны? Дайте определение каждой.

    Каковы функции иноязычных слов в текстах?

    О чем нужно помнить при использовании заимствованных слов?

ЛИТЕРАТУРА:

    Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С. 259-261.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С.73-81.

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С. 91-94.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите значение следующих иностранных слов. Составьте предложения с 5 из них.

Специфический, экстраординарный, конвенция, индифферентно, баланс, симулировать, игнорировать, экстраверт, секьюрити, компетентный, сингл, анонс, коллега, кортеж, эскалация, лимитировать, экипировка, эфемерный, фамильярный, филигранный.

2. Замените выделенные слова близкими по значению .

    Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки или баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов . 4. Одна из особенностей нерыночной экономики – дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию . 6. Юбиляру подарили модный кейс . 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса . 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл) . 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити .

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно синонимические замены.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 5. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 6. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 7. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. 8. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

2. Проверьте, знаете ли вы значения слов. Выберите из предложенных вариантов правильный.

премьера

новая версия

реставрированный фил фильм

роспись на теле

пантомима

изображение

Перфоманс

вокальный номер

авангардистская
акция

Триллер - - про произведение

захватывающее

отталкивающее

значительное

Саундтрек

музыкального про произведения

фонограмма

главная
музыкальная
тема

сценарий

постановка

экранизация

телесериал

продолжение
фильма

главный герой

аранжировка

старая запись

подражательство

оригинальность

изысканность

Практическое занятие № 1

Стилистическая окраска слов

1. Какие стили существуют в русском языке?

2. Назовите формальные показатели лексики, входящей в тот или иной стиль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С.18-21, 26-75.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 45-52.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: Практические занятия. Минск, 1999.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте два письма официально-делового и разговорного стиля на тему: «Приглашение на выставку …».

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Определите стиль текста. Укажите, по каким признакам Вы это определили.

Солнце для человека – и источник тяжких испытаний, и бесценный дар. На широте Ашхабада на каждый квадратный метр земли в сутки приходится 7-8 тыс. ккал солнечного тепла или втрое больше, чем на широте Москвы. Такого количества тепла достаточно, чтобы испарить трехметровый слой воды, вызвать смертельные ожоги на коже человека, солнечный удар – перегрев всего организма.

Но без солнечного тепла невозможна жизнь. Жгучее солнце в Средней Азии может быть и благом: здесь очень короткий солнечный сезон. Солнце позволяет высушить виноград, абрикосы, персики, дыни, получить сухой изюм, урюк и курагу, сушеную дыню. Но это все пассивные способы пользования солнечным теплом. Наука работает, и небезуспешно, над использованием солнечных лучей для тепловых электростанций.

Солнце – центр. тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектр. Класса G2; масса М о = 2 . 10 30 кг, радиус R о = 696 т. км 3 , ср. плотн. 1,41-10 3 кг/м 3 , светимость L о = 3,83 . 10 23 кВт, эффективная тем-ра поверхности (фотосферы) 5770 о К.

Период вращения (синодич.) изменяется от 27 сут. на экваторе до 32 сут. у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2 . Хим. Состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90%, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центр. области С., где темп-ра превышает 10 млн. о К… Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R о – конвекцией.



Паустовский назвал ее самой русской рекой. Тихо, неторопливо собирает Ока воду серединной России и несет Волге. В большинстве мест река эта служит границей леса и степи. По одну сторону – жаркое хлебное поле, по другую – грибные чащи, луга, мещерские топи и мшары. По этой линии Русь столетиями держала оборону против воинственных степняков и хоронилась от них в лесах. На этой серебряной нитке нанизаны бусины древних селений, среди которых выделяются ныне Калуга, Кашира, Таруса, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. В каждом названии – середина времени.

2. Выбрать из синонимического ряда слова, соответствующие следующим стилям:

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

Практическое занятие № 2

Канцеляризмы и речевые штампы

1. Дайте определение клише.

2. Что такое штамп?

3. Канцеляризм, его особенности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 97-100.

5. Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.

6. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М., 1999.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Сопоставьте предложения из переводных произведений (слева) и варианты их правки (справа). Объясните, чем вызвана необходимость внесения исправлений.

И теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли Теперь уже не оставалось сомнений (стало ясно), что пришли они как враги.
Мысль… произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление. Мысль… слишком меня ошеломила.
Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям. Поистине счастлив поэт, когда чувствует, что нужен людям.
Он находился в состоянии полного упадка сил. Он совсем ослабел (обессилел, лишился сил, силы оставили его).
Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений. Тут есть о чем задуматься.
Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная. Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.

2. Из газетных публикаций выпишите 5 предложений со штампами.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Как вы оцениваете в беседе, устном выступлении следующие обороты речи?

1. Мы имеем хороший спортивный зал. 2. Ребенок имеет все условия для нормального развития. 3. Добро пожаловать! 4. Милости просим! 5. Желаю вам успехов! 6. Оказать помощь. 7. Доводим до вашего сведения. 8. Осуществить заботу о ком-либо. 9. На данном этапе. 10. Остановиться на вопросе о дисциплине. 11. На сегодняшний день. 12. Порядка пятидесяти тысяч рублей.

2. Укажите, когда уместно использование данных ниже конструкций (употребите их в соответствующих контекстах). Приведите синонимичные им конструкции и определите сферу их употребления.

Относительно выполнения плана, по окончании вуза, по причине болезни, вследствие похолодания, в связи с командировкой, в целях усиления борьбы, по линии участия в соревнованиях, в части спортивных состязаний, в отношении поэзии, ввиду недовыполнения плана, имеют место недостатки, предложения по вопросам улучшения бытовых условий, совершить побег из лагеря, атмосферные осадки.

3. Найдите в тексте официально-делового стиля клишированные обороты:

Распоряжение № 14

Для улучшения информационной и организационно-распорядительной деятельности:

1. Руководителям структурных подразделений назначить ответственных за делопроизводство и представить данные о них в отдел ДОУ.

2. Срок исполнения – 29.03.99 г.

Ректор В.Д. Батухтин

Декану факультета лингвистики

РАСПОРЯЖЕНИЕ № 14

от 16.05.2000 г.

В целях ликвидации расхождения данных УМУ и ПЭО о количестве студентов, обучающихся на договорной основе, представлять в планово-экономический отдел копию ежемесячного отчета о движении контингента студентов, начиная с отчета за май 2000 года.

Первый проректор А.Ю. Шатин

О Б Ъ Я В Л Е Н И Е

ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ ПЛАТНЫХ ГРУПП

Администрация сообщает, что изменились платёжные реквизиты университета по оплате за обучение. Просьба сообщить Заказчикам (плательщикам) НЕ перечислять средства на р/c УПФ ЧелГУ 609711 в фил. «Центральный» АКБ «Синтез».

Платежи осуществлять по реквизитам:

Получатель: Челябинский госуниверситет

Р/c 141801 в ГРКЦ ЦБ РФ

г. Челябинск, МФО 278003

25.04.95 Администрация

Практическое занятие № 3

Речевые ошибки в тексте

1. Плеоназмы и способы их устранения в тексте.

2. Тавтология и средства борьбы с ней.

3. Употребление слов в несвойственном им значении.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 5 изд.- М: Флинта. Наука, 2000.

3. Пертякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Наука, 1998.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

5. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1977.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Спишите предложения. Там, где это необходимо, отредактируйте предложения и укажите вид речевой ошибки.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. В мае месяце состоится торжественное открытие нового спортивного комплекса в нашем городе. 3. Пресса высоко позитивно оценивает результаты состоявшихся выше переговоров. 4. И было у царя три единственные дочери. 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 6. Князья в «Слове о полку Игореве» не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

2. Выберите из данных в скобках необходимые словосочетания и вставьте в данные ниже предложения.

1. При поступлении на работу Вам необходимо представить заполненную анкету и …(свою автобиографию; автобиографию; подробную автобиографию). 2. В вечернем … прозвучало сенсационное заявление об открытии лекарства против СПИДа (информационном сообщении, утреннем совещании, выпуске новостей). 3. Но в своем выступлении председатель призвал всех…(к взаимному сотрудничеству, к тесному миропониманию, к уборке территории, к взаимопониманию). 4. Высокого незнакомого мужчину представили как…(коллегу по профессии, опытного профессионала, победителя спартакиады, специалиста по ловле змей).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоправданной тавтологии. Исправьте, где это необходимо, предложения.

1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес – это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы – это описательные выражения, словосочетания и предложения, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического института проходят педагогическую практику в лучших школах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Отметьте случаи неуместного повторения слов, исправьте предложения там, где это необходимо.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. 3. В прошлом народа находили истоки величия русского народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. 4. «Учись учиться» - лозунг наших студентов.

3. Найдите плеоназмы в предложениях. Прочитайте исправленный вариант.

1. Успехам в работе способствовало успешное освоение новых технологий. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 4. Как только прочитаете книгу, возвратите ее назад в библиотеку. 5. В прошлом году эта группа закончила университет и получила высшее образование. 6. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 7. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов.

Практическое занятие № 4

Устаревшая лексика

ВОПРОСЫ:

1. Что такое пассивный словарный запас?

2. Какие группы устаревших слов вы знаете? Назовите их и поясните разницу между ними.

3. Какова стилистическая роль историзмов и архаизмов в тексте?

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.

2. Фомина Л.Н. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М., 1987. С. 87-89.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Подберите синонимы устаревшей лексике: в ещий, уста, чертог, рать, блюсти, вящий, ложе, бдение, долу, ладья.

2. Из любого толкового словаря русского языка выпишите 5 историзмов и 5 архаизмов.

3. Найдите в тексте архаизмы и определите, с какой целью использует их автор. Замените, где это возможно, устаревшие слова.

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью;

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нем

Во славе безмятежной

Утешилась – а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор

И называть великим патриархом.

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Подберите современные слова, в которых находят отражение данные корни: шелом (шлем), сеть (гость), коварь (кузнец), вей (ветер), перст (палец), вага (вес).

2. Распределите слова в 2 столбика.

Архаизмы Историзмы

Вотчина, купец, бричка, перст, око, армяк, десница, карета, рамена, ланиты.

3. Какова роль архаизмов в следующем тексте?

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос до пупа – вертеть и дергать ногами.

А.Н. Толстой «Петр Первый»

Практическое занятие № 5

Многозначные слова и омонимы

1. Дайте определение многозначных слов. Какие типы значений существуют?

2. Что такое омонимы? Назовите типы омонимов и охарактеризуйте их.

3. Как разграничить многозначные слова и омонимы?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С.266-268

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 23-31.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С.77-80.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.

1. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых , как зима (П.). 2. К зиме поезжайте в Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь… (Гонч.). 3. Молодой князь… был вял, и ум его дремал еще беспробудно (Герц.). 4. Самолюбие в нем было огромное, и характер он имел железный (Т.). 5. Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.).

2. Назовите типы омонимов, встречающихся в тексте.

3. Выпишите из толкового словаря русского языка 5 многозначных слов, указав при этом все их значения.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Объясните переносное значение выделенных слов, укажите их стилистическую функцию.

1. Есть дни: ни злоба, ни любовь, ни жажда дел, ни к истине стремленье, ничто мне не волнует кровь: и сердце спит , и ум в оцепененье (Плещ.). 2. Антонида Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа (М. –С.). 3. Загорелые, суровые, мужественные лица; грубые густые волосы; угловатые , неотесанные движения и речь, скроенная нескладно, случайно, зато сильно и убедительно (Фурм.). 4. Аночка кончила школу в то время, когда еще не умерли все гимназические обычаи (Фед.). 5. У него были светло-русые волосы и худое, с глубокими продольными бороздами , лицо пожилого русского мастерового (Фад.). 6. Чубатый поднял на Григория ледяные глаза (Шол.).

2. С помощью каких типов омонимов создается рифма?

Вдали показалась какая-то аллея.

Что это за аллея? – полюбопытствовал Алексей Максимович.

Липовая-с, - откликнулись желтые краги.

Я не сдержался… нечаянно скаламбурил.

А больше у вас ничего липового нет?

Г.Е. Рыклин

Практическое занятие № 6

1

Скучно стало в Москве. В обеденную пору — в июльский зной — одни бездомные собаки бродили по кривым улицам, опустив хвосты, принюхивая всякую дрянь, которую люди выбрасывали за ненадобностью за ворота. Не было прежней толкотни и крика на площадях, когда у иного почтенного человека полы оторвут, зазывая к палаткам, или вывернут карманы, раньше чем он что-нибудь купит на таком вертячем месте. Бывало, еще до зари ото всех слобод, — арбатских, сухаревских и замоскворецких, — везли полные телеги красного, скобяного и кожевенного товара, — горшки, чашки, плошки, кренделя, решета с ягодой и всякие овощи, несли шесты с лаптями, лотки с пирогами, торопясь, становили телеги и палатки на площадях. Опустели стрелецкие слободы, дворы на них позападали, поросли глухой крапивой. Много народу работало теперь на новозаведенных мануфактурах вместе с колодниками и кабальными. Полотно и сукно оттуда шло прямо в Преображенский приказ. Во всех московских кузницах ковали шпаги, копья, стремена и шпоры. Конопляной веревочки нельзя было купить в Москве, — вся конопля взята в казну. И колокольного звона прежнего уже не было — от светла до светла, — во многих церквах большие колокола сняты и отвезены на Литейный двор, перелиты в пушки. Пономарь от Старого Пимена, когда пропахшие табачищем драгуны сволокли у него с колокольни великий колокол, напился пьян и хотел повеситься на перекладине, а потом, лежа связанный на сундуке, в исступлении ума закричал, что славна была Москва малиновым звоном, а теперь на Москве станет то́мно. Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы, в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто — не давали проходу ни конному, ни пешему, — хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе — тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы — учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, — рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос — до пупа — вертеть и дергать ногами. Не весело, то̀мно думается боярину у окошечка... «Все равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без математики, и жили, славу богу, пятьсот лет без математики — лучше нынешнего; от этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разорения, сколько ни таскай по Москве в золоченых телегах богопротивных Нептунов и Венерок во имя преславной виктории на Неве... Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку... О-хо-хо!» Боярин тянулся толстым пальцем к тарелке с малиной, — осы, проклятые, облепили всю тарелку и подоконник! Лениво перебирая четки из маслиновых косточек — с Афона, — боярин глядел на двор. Запустение! Который год за царскими затеями да забавами и подумать некогда о своем-та... Клети покривились, на погребах дерновые крыши просели, повсюду бурьян безобразный... «И куры, гляди-ко, какие-то голенастые, и утка мелкая нынче, горбатые поросята идут гуськом за свиньей — грязные да тощие. О-хо-хо!..» Умом боярин понимал, что надо бы крикнуть скотницу и птичницу да тут же их под окошком и похлестать лозой, вздев юбки. В такой зной кричать да сердиться — себе дороже. Боярин перевел глаза повыше — за тын, за липы, покрытые бело-желтым цветом и гудящими пчелами. Не так далеко виднелась обветшавшая кремлевская стена, на которой между зубцами росли кусты. И смех, и грех, — доцарствовался, Петр Алексеевич! Крепостной ров от самых Троицких ворот, где лежали кучи мусора, заболотился совсем, курица перейдет, и вонища же от него!.. И речка Неглинная обмелела, с правой стороны по ней — Лоскутный базар, где прямо с рук торгуют всяким краденым, а по левому берегу под стеной сидят с удочками мальчишки в запачканных рубашках, и никто их оттуда не гонит... В рядах на Красной площади купцы запирают лавки, собрались итти обедать, все равно торговлишка тихая, вешают на дверях пудовые замки. И пономарь прикрыл двери, затряс козлиной бородой на нищих, тоже пошел потихоньку домой — хлебать квас с луком, с вяленой рыбой, потом — посапывать носом в холодок под бузину. И нищие, убогие, всякие уроды сползли с паперти, побрели под полуденным зноем — кто куда... В самом деле, пора бы собирать обедать, а то истома совсем одолела, такая скучища. Боярин всмотрелся, вытянул шею и губы, даже приподнялся с табурета и прикрыл ладонью сверху глаза свои, — по кирпичному мосту, что перекинут от Троицких ворот через Неглинную на Лоскутный базар, ехала, отсвечивая солнцем, стеклянная карета четверней — цугом серых коней, с малиновым гайдуком на выносной. Это царевна Наталья, любимая сестра царя Петра, с таким же беспокойным нравом, как у брата, вышла в поход. Куда же она поехала-то, батюшки? Боярин, сердито отмахиваясь платком от ос, высунулся в окошечко. — Гришутка, — закричал он небольшому пареньку в длинной холщевой рубашке с красными подмышками, мочившему босые ноги в луже около колодца, — беги что есть духу, вот я тебя!.. Увидишь на Тверской золотую карету — беги за ней, не отставая, вернешься — скажешь, куда она поехала...

Тема. Стилистические функции устаревших форм слова

Цель урока:

Раскрыть причины активных процессов, происходивших в лекси­ке, морфологии, орфоэпии, закрепить навыки лексического анализа;

Создать условия для формирования умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии;

- формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    Актуализация опорных знаний

I . Слово учителя. (Учащиеся делают необходимые записи.)

Слова, как люди, рождаются, живут, старятся, уходят на покой, и не выходят из активного употребления и даже «умирают»...

Сегодня, например, при измерении длины никто не пользуется словами «аршин», «сажень». А ведь наши прабабушки моги сказать: «Купила три аршина сукна» или «До города шесть верст». Действительно, изменились времена, и только на страницах художественных произведениях, пословицах и поговорках можно встретить эти слова.

(серьезные изменения в русском языке произошли и на фонетическом уровне, их в лингвистике называют фонетическими архаизмами.

Поставьте ударения в словах:

просвещённый, раскалённый, призрак, эпиграф, обрёк Устаревшие нормы: просвещённый [э], раскалённый [э], призрак, эпиграф, обрёк [э]

Подобные изменения произошли и в звучании некоторых слов, Например, неполногласными сочетаниями звуков.

Сравните: злато - золото, брег - берег, град - город, вран - во­рон, младой - молодой, страна - сторона и др. К ним относят­ся встречающиеся в произведениях писателей и поэтов XIX века слова клоб - клуб (совр.), нумер - номер (совр.), опора штора (сов.), гошпиталь - госпиталь (совр.) и другие.

Таким образом, фонетические архаизмы многие писатели и поэт использовали как средство стилизации.

Такие изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других уровнях языка. Так, в произведениях художественных произведениях встречаются слова с устаревшими суффиксами, приставками! музеум - (совр. музей), возблагодарить - (совр. поблагодарить), ры­барь - (совр. рыбак). Такие архаизмы называются словообразовательными.

Чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не меньше в какой-то своей части, а полностью как лексическая единица

Определите значение слов: око - глаз, уста - губы, ланиты - щеки, десница - правая рука, шуйца - левая рука, одесную Ш справа, ошуюю - слева.

Из этих примеров видно, что устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни еще встречаются в речи, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые уже вовсе не употребляются.

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи Происходят изменения в общественных явлениях, в системе взаимо­отношений людей в обществе, так исчезают и многие понятия которые обозначались этими словами. Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами.

Теперь мы не кланяемся волостным старшинам и приказчиками Эти слова мы можем встретить в исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего на рода. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описание прошлого, черты исторической достоверности.

2. Работа над отрывком из романа А. Н. Толстого «Петр Первыми (Текст для анализа записывается по диктовку).

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайк» метали деньгу или просто - не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на] войну, боярские сыновья и зятья в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы - учиться навигации! математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за] отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос - до пупа - веря теть и дергать ногами.

Вопросы для анализа

Объясните пунктуацию в первом предложении.

Внимательно прочитайте отрывок из текста. Все ли слова, встречающиеся в тексте, вам понятны?

Зубоскалить - насмехаться над кем-нибудь, а также вообще смеяться, шутить.

Свайка: 1) старая русская игра, в которой большой гвоздь бро­сают так, чтобы попасть его острым концом в середину кольца, лежащего на земле; 2) гвоздь для этой игры.

Недоросль: 1) в России XVII века молодой дворянин, не дос­тигший совершеннолетия и не поступивший на государст­венную службу; 2) (перен.) глуповатый юноша - недоучка.

Холоп: 1) в Древней Руси человек, находящийся в зависимо­сти, крепостной крестьянин, слуга; 2) (перен.) человек, гото­вый на все из раболепия, подхалимства.

Фортификация: 1) военно-инженерная наука об укреплении ме­стности для ведения боя; 2) военно-инженерные сооружения.

Выпишите историзмы. Определим их роль в тексте. (Боярский двор, дворовые холопы, широкий двор, боярские сыновья, учиться навигации, фортификации, боярин, царь, унтер-офицеры, недоросли.)

Найдите в тексте устаревшие слова. (Свайка, метали деньгу.)

- Для чего А. Толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы? (Воссоздается эпоха Петра Первого, дается воз­можность нарисовать картину прошлого.)

III . Самостоятельная работа учащихся

Тексты записаны на доске.

1) Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад;

Летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

(А. С. Пушкин «Воспоминания о Царском Селе»)

- Найдите в тексте архаизмы, определите их вид. (Фонетические архаизмы: и стар и млад, иноплеменных, дерзновенных, мщеньем.) Какие еще архаизмы в этом отрывке вы встретили? (Словооб­разовательные.)

С какой целью поэт использовал архаизмы? (Старинные вари­анты в этом отрыве тексту придают возвышенное звучание.)

2) В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана. И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал

(А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»)

- Выделите в этом отрывке историзмы и архаизмы, укажите рая личные их типы. (Историзмы: гридница, князь. ФонетическЛ архаизм: меньшую, словообразовательный архаизм: тяжкиЩ семантический архаизм: мед [э].)

Какую функцию выполняют в этом отрывке архаизмы и иста ризмы? (Эти слова создают колорит древности при изображт нии старины, воссоздают картину жизни эпохи Киевской Русил

Как вы думаете, есть случаи возвращения в современный язы! устаревших слов и историзмов? (Так, слова солдат, офицет прапорщик, министр, советник в современном языке получит новую жизнь, так как в первые годы революции они стали apt хаизмами, но потом вновь обрели новое значение, также воц рожденными являются и такие слова: государственная дум> лицей, гимназия, биржа труда и другие.)

Домашнее задание

1. Подготовьте связный рассказ об архаизмах и историзмах.