Поэт страны гор (о Расуле Гамзатове).

Кукушкина Ксения 9 А класс

Расул Гамзатов — удивительный поэт. Знакомство сеготворчеством было для меня настоящим открытием. Все, к чему обращается поэт, наполнено необыкновенной любовью -любовью к миру, к людям, к своей стране.

Творчество Расул Гамзатов разнообразно. Он пишет о Дагестане, о войне, о матерях, о любви. Но основная темаего творчества – это тема родины. Поэт до самозабвения любил свою страну и хотел, чтобы весь мир узнал о Дагестане, познакомился с обычаями егонарода, обогатился восточной культурой.

Когда читаешь стихи РасулаГамзатова, то перед тобой предстают дружелюбные, добрые, порядочные люди, берегущие вековые традиции, любящие свою страну.
Особое место в творчестве Расула Гамзатова занимает тема любви к матери. И это не случайно: для каждого слово « мама «— самое близкое и родное. Расул Гамзатов считал, что любовь к миру начинается с песен матери. И за свой талант был благодарен той, которая его взрастила. В одном из стихотворений автор писал:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Я читала это стихотворение на одном дыхании, эти строки захватывают душу. Автор очень трепетно относится к своейматери, и это чувство не может оставить читателей равнодушными.

Среди многихстихотворений Расула Гамзатовамне особенно понравилось «Покуда вертится земля». Стихотворение проникнуто жизнерадостным настроением. Лирический герой стихотворения — человек, переживший многое, но не потерявший любовь к жизни. Гамзатов хочет сказать нам о том, что жизнь наполняется «каплями каждого дня», что нужно проживать каждый день до конца, не пропуская ни одного мгновения. Природа в стихотворении становится для героя не только источником вдохновения, но и средством постижения мира. Основная мысль стихотворения - воодушевляющая жизнь природы. И эта мысль жизни звучит оптимистично. Стихотворение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, понять, что счастье во многом зависит от самого человека, от его умения воспринимать мир и радоваться каждому дню.

Творчество Расула Гамзатова произвело на меня сильное впечатление. Я рада, что познакомилась с ним и думаю, что душа каждого человека, который читал его стихи, наполняется живительной силой. Я открыла для себя необыкновенный мир тонкого поэта, философа, мудрого человека.

Министерство образования и науки РД

Научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова

«Поэзия и проза Расула Гамзатова как философия жизни».

Доклад на тему:

«Мне ль тебе, Дагестан

мой былинный, не молиться...»

(образ Родины в творчестве Расула Гамзатова).

Выполнил:

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Гимназия№1

им. С.М.Омарова» г. Махачкалы

Гаджиева А.М.

Махачкала2013

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться...» (образ Родины в творчестве Расула Гамзатова)

Художников всех поколений неослабно волновала и волнует тема родины и народа. Поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев:

Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду.

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты.

Объясняя замысел многих своих произведений, созданных за рубежом или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет:

«Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».

Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя».

Великий поэт рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

У Расула Гамзатова, на первый взгляд, понятие родины кажется несколько ограниченным, суженным любовью только к родному аулу, к его “семидесяти теплым,очагам”. В этом смысле записи, сделанные в Бельгии на встрече поэтов мира, настораживающие.

Гамзатову пришлось не по душе выступление поэта, провозгласившего: “Я-дождь, который поливает землю, не задумываясь о своей национальности, я - дерево, которое одинаково цветёт во всех уголках земного шара’". Все аплодировали ему, но Гамзатов не смог разделить восторг присутствующих, ибо он, сознавая свою причастность к радостям и горестям людей всей земли, все же думает первым долгом о родных горах. Любовь к большому берет начало с любви к малому, близкому.

Куда бы судьба не забрасывала Гамзатова, он чувствовал себя представителем своего народа, специальным корреспондентом Дагестана. Кремль, с которого начинается земля, и родной аул - “два крыла птицы, две струны моего пандура”,- признается автор. Еще в поэтической книге “Высокие звезды” Гамзатов страстно утверждал мысль о том, “что на пиру и в дни Страды во всем единокровна - судьба аула и страны”.

С чем сравнить ему, Расулу Гамзатову - поэту наших дней, родной Дагестан? Какой образ отыскать, чтобы выразить свои мысли о его сегодняшней судьбе? И такой образ найден: современный Дагестан это “маленькое окно, открытое на великий океан мира”. “Чувство родины я нахожу во всех явлениях мира и во всех уголках его”,- пишет Гамзатов.

В этом смысле тема его творчества- весь мир.

Авторская мысль разворачивается медленно, подобно неторопливо переливающей свои воды с отрога на отрог реке. Ручейками, вливающимися в ее русло, являются разделы книги «Мой Дагестан»: “Вместо предисловия. О предисловиях вообще”,;“0 форме этой книги. Как ее писать”, “Язык”, “Тема”, “Жанр”, “Стиль”, “Здание этой книги”, “Сюжет”, “Талант”, “Работа” и т. д. Эти несколько литературоведческого характера главы органически входят в общую ткань повествования.

«Мой Дагестан» напоен атмосферой высокой заботы о дальнейшем развитии национальных культур, размышлениями о ее исторических судьбах в век нарастающей цивилизации. В этой сфере среди проблем, волнующих Расула Гамзатова, видимо, самое главное все же - проблема национальных языков. Это и естественно, ибо родные языки и в прошлом были в загоне, да и теперь нет- нет, но раздаются голоса упрощенцев; толкующих процесс сближения национальных культур, как тенденцию к ассимиляции малых языков.

Этим и объясняется особая озабоченность Расула Гамзатова и его волнение: Трагедийные нотки звучат в рассказе о судьбе художника-дагестанца, искавшего свое счастье в Италии, во Франции. Он оттолкнулся от родины, принял чужую культур, чужой язык , но не нашел счастья вдали от гор, не расцвело его творчество. Написал, правда, художник одну по-настоящему волнующую картину, и называлась она “Тоска по родине”.

Беседовал Расул Гамзатов земляком аварцем через переводчика. Узнавшая о том, что сын забыл родной язык, горянка-мать художника “закрывает лицо черной фатой, как закрывают его, когда услышат, что сын умер”. После долгого молчания мать сурово произносит: “Ты ошибся, Расул. Мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому e го научила я, аварская мать”.

С детства учили Расула Гамзатова любить, уважать родной язык, как главное богатство и достоинство горца. “Я верю тем геологам,- пишет Гамзатов,- которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота”.

Это его программное утверждение - нет малых народов, нет и малых языков.

Мой Дагестан" явился произведением крупного значения не только в судьбах дагестанской литературы. Это новаторский вклад в мировую литературу.

Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов подметил новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека- строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».

В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества, идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего, будущего глазами современного художника, современности художественного языка, изобразительно-выразительных средств. По определению В.В.Гринина и А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый современный герой, новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно как и творческие находки воплощении замысла».

Относительно российской многонациональной литературы термины и понятия, современность и новаторство воспринимаются как синонимы, так как лучшие художники - наши современники являются подлинными новаторами в области художественного творчества. К плеяде таких мастеров искусства мы относим Гамзатова, с творчеством которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим проблемам». Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений Р.Гамзатова «Иной чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма советских людей. Да, его предки - поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев: Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду.

Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок, республика строящая в большой семье народов советской страны счастливую жизнь - предмет особой любви и восхищении. Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание своей причастности в великой созидательной деятельности советских народов значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей нашей многоликой планеты.» Буквально с каждым новым сборником поэт все сильнее и сильнее тянется к проблемам вечным и не приходящим: проблеме добра, справедливости, человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества...».

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя». Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли.

Эти мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале. «Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества». Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия. В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людям планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково важные и близкие для его родного народа, родной страны. Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие. Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во- первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии. Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития художественных форм. В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными или формообразующими признаками, компонентами. В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм. Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан множеством путей связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об Африке или Японии. Понятно, он - поэт «общий» применяя определение С.Стальского, т. советский. Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого поэта... насыщена духом эпохи... ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим...». Личное (свое) и общее (общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться между собой.

Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не подтверждает этого? Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат замыслам поэта. У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность? Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной дагестанской традицией. В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор. Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».

Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса.

С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной практике».

В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие, восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами. Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет творческую историю этих произведений. «Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И «заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное воплощение в этом коротком жанре». Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого жанра. «Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и выражение.

«Восьмистишие» и «надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами очищенным от всего косного или лишнего». В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым. Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому. В результате такого движения происходило обновление жанров:

Напишите на своем кинжале

Имена детей, чтоб каждый раз

Вспыльчивые люди вспоминали

То, что забывается подчас.

На ружейном вырежьте прикладе

Лица матерей, чтобы каждый раз

С осужденьем иль мольбой во взгляде

Матери смотрели бы на вас.

Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты. Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана. Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями, профессиональным уровнем и подготовкой. Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания. Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет.

Твои глаза.

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,

Когда они светлы, как летний день

Когда они темны, как ночи тень

Когда они, как горные озера,

Из под бровей глядят прозрачным взором

Я видел их когда им что-то снится

Когда их прячут длинные ресницы,

Смягчающимися видел их, бывало,

Печальными глядящими устало...

Склонившимися над моей строкой...

Они забрали ясность и покой

Моих невозмутимых раньше глаз, -

А я чудак, пою их сотый раз.

Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету.

На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие признанные мастера художественного слова.

Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных.

Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути.

Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле. Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье, которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще, представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии. В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского. «Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики. Она стала явлением мировой поэзии. Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое.

Хоть дом мой в стороне

Но все же сделай крюк

И загляни ко мне,

Мой незнакомый, друг.

Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства, слитые воедино, переливаются, словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью.

Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».

Буду я ночью осеннею длинной

Молча хранит твой покой

Кленом, склоненным над спящей долиной,

Тихой скалой над рекой.

Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию.

Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений, тревог, боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».

гамзатов художественный творчество поэт

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черкесова Патимат Сайпилавовна. Философская и любовная лирика Расула Гамзатова: Особенности мировосприятия лирического героя: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02.- Махачкала, 2006.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1142

Введение

ГЛАВА I Национальный образ и лирический герой Ра Сула Гамза Това

1.1. Исторические и культурные предпосылки формирования особенностей национального мировоззрения, их влияние на творчество Р.Гамзатова 18

1.2. Значение народной философии Дагестана в формировании характера лирического героя Р.Гамзатова 31

ГЛАВА 2. Концепция личности в поэзии расула гамза това: нравственные ценности и поиск смысла жизни

2.1. Нравственно- этические ориентиры лирического героя 40

2.2. Проблема смысла жизни в"философской лирике Р.Гамзатова 56

ГЛАВА 3. Философия любви Расула Гамзатова .

3.1. Любовь к женщине в системе эстетических принципов Р.Гамзатова 84

3.2. Материнство и детство 117

Заключение 148

Список использованной литературы 159

Список иллюстративного материала 173

Введение к работе

Творчество Расула Гамзатова - целый этап в развитии дагестанской литературы, уникальное явление соединения полноты поэтического восприятия мира и этнокультурных особенностей Дагестана. Его поэзия несет на себе отпечаток целостного взгляда на национальную действительность как неотъемлемую органическую часть всего человечества, глубину самопознания и, как следствие, приобщения к общечеловеческим ценностям и возвышения над узконациональными рамками. Исследованию творчества Гамзатова посвящены труды В. Огнева, В. Дементьева, Л. Антопольского, К. Султанова, К. Абукова, С. Хайбуллаева, Каз. Султанова и др., имеющие большое значение для дагестанского литературоведения. Зарубежные издания поэта и литературно - критическое освещение восприятия и значения дагестанской литературы за рубежом стали предметом исследования монографии З.Г. Казбековой «Дагестан в европейской литературе». Поэзии Расула Гамзатова и ее особенностям посвящены диссертации С.А. Аллахвердовой, СМ. Мухтарова, 3. А. Агаевой, С. Удина, М. Азизова и др., множество научных статей, докладов, сборников, материалов. Межнациональную направленность его творчества исследуют работы СМ. Мухтарова, Г.М. Расулова, Р. Юсуфова и др. Исследователи творчества Расула Гамзатова единодушны в признании лирической природы его поэтического мировосприятия. Он является признанным мастером лирической формы, новаторски разнообразившим и обогатившим аварскую и дагестанскую литературу введением новых для нее жанров (сонетов, эпиграмм, автографов и т. д.) В отмеченном исследовательском контексте весьма актуальной представляется тема настоящей диссертации, поскольку лирический герой Расула Гамзатова, до сих пор не становившийся объектом специального изучения, имеет систему собственных ценностных координат,

основанных на унаследованных от предыдущих поколений убеждениях и
нормах, нашедших выражение в философской и любовной лирике Гамзатова.
Лирическая поэзия - прежде всего отражение личности автора в
произведении, склонность к раздумчивому углубленному осмыслению
внутреннего мира человеческой души, чувств любви, радости и т.д.
Л.Гинзбург пишет: «Лирическая поэзия - далеко не всегда прямой разговор
поэта о самом себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения,
отношение лирического субъекта к вещам, оценка» (53,8). Лирика Расула
Гамзатова отражает вопросы и проблемы своего времени с позиции
определенных социально - философских концепций. Прежде чем начать
разговор о философской поэзии Расула Гамзатова, попытаемся определить
суть и основные признаки самого жанра. Как известно, в иерархии жанров
каждый имеет свою задачу, заключающуюся в изображении явлений
окружающей действительности своими особыми средствами.
Взаимодействие и взаимопроникновение жанров обуславливается такими
факторами, как единство темы, особый тип поэтики, национальное
своеобразие и т.д. Философская лирика не имеет единого общепринятого
определения, однако существуют интересные наблюдения над природой
жанра. А. Михайлов считает: «В лирико-философских медитациях образная
мысль, по- видимому, более масштабна, она не связана рамками этического
сюжета или эмоциональным порывом интимного лирического

высказывания... В сфере ее внимания, по - видимому, должны бы быть важнейшие новые и вечные, но по- новому увиденные проблемы жизни, осмысленные масштабно, с достаточной глубиной, с определенной заданностью читателя к самостоятельным размышлениям» (103,252). В «Краткой Литературной Энциклопедии» философская поэзия связывается с античной дидактической поэзией. Обычно термин употребляется применительно к произведению с наличием раздумья, размышления, но таким образом в область философской лирики можно отнести любые

стихотворения, в которых содержится намек на размышление. Исследователь философской поэзии начала 20 го века Р.Спивак писала, что к этому жанру не следует относить «...любое произведение поэта, чье мировосприятие содержит философскую систему взглядов на мир и человека. Художественное воплощение философской тенденции осмысления действительности не идентично концептуальности мировосприятия художника, а составляет лишь один из элементов ее проявления» (цит. по 122,6). Однако существование в поэтическом творчестве подобной философской системы является необходимым условием для самого бытия философской поэзии, которая проявляет себя в самых различных формах. А.И. Павловский видит особенность философской поэзии в том, что «подлинное поэтическое произведение философского склада, чтобы стать художественным произведением и не перейти в трактат, должно заключить и развивать в себе не просто мысль, но мысль- образ, мысль- чувство, мысль-практику, мысль- картину, а значит порождать в душе читателя по возможности широкую цепь эмоционально - смысловых ощущений, не сводящихся к однозначному выводу, что обычно присуще публицистике» (122,8).

Таким образом, речь идет о поэзии, характеризующейся не просто размышлением и наличием определенной цепи умозаключений, а глубиной осмысления наиболее животрепещущих извечных и новейших проблем человечества. В центре философской лирики стоят раздумья о сложных вопросах бытия, познания мира, накопления нравственного опыта. К творческому процессу привлекаются и различные морально-этические категории, размышления о природе человека, исследование его внутреннего мира. Философская мысль поэта может идти по пути прямого называния проблемы и высказывания по ней, а может строиться как сложное многоступенчатое раскрытие действительности с помощью системы эмоционально - ассоциативных рядов, синтезируя предшествующий

художественный опыт с новыми поэтическими открытиями. Наиболее часто объектами философской лирики становятся идеи служения высоким идеалам, большой и малой родине, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть, время и так далее. Ключевые слова - образы, характерные для данного жанра - человек, мир, вселенная, истина и т.п.- определяют тематический стержень философской поэзии. В ней слово может восприниматься и в прямом, и в переносном значении. Философско-поэтический мир может отражаться в буднях дня, абстрактном осмыслении основ бытия, образных рассуждениях на вечные темы, способах решения морально - этических задач. Особенностью философской поэзии нового склада стало ощущение и переживание исторического времени, вне которого настоящая поэтическая мысль не может жить. Сегодняшняя философская лирика пытается уловить и выразить как художественное открытие проблемы и тревоги современности.

О философской лирике Расула Гамзатова впервые заговорил Л. Антопольский. До него о способности философского обобщения, ставшей развиваться и набирать силу, упоминали В. Огнев («Расул Гамзатов»), К. Чуковский (сборник «Слово о Расуле Гамзатове»), В. Гальцев (сборник «Расул Гамзатов- поэт и гражданин») и многие другие. Л. Антопольский пишет: «Творчество большого поэта создает некое магнитное поле. Оно едино. Но есть в нем зоны особенно высокого напряжения. Они возникают в этом целом. Но они-то как раз и придают ему особую, только ему присущую силу. Без них не было бы поэзии поэта. Такой зоной в стихах Расула Гамзатова является философская лирика - если можно ее вычленить, -лирика, обращающая мысль человека к первому детскому вопросу, лирика, погружающаяся до тех глубин, которые только могут быть доступны чувствующему и мыслящему существу»(28,139). «Детским вопросом» критик называет мысль о тщетности жизни перед лицом смерти: зачем эта суета сует, если неизбежно в конце концов все истлеет, превратится в прах?

Монография Л.Антопольского содержит множество интересных наблюдений и мнений, касающихся многих важных особенностей творчества Р.Гамзатова. Степень изученности. Одними из наиболее значительных публикаций, имеющих отношение к нашей теме, являются труды К.И. Абукова «Творчество Расула Гамзатова в контексте нравственных исканий 20 столетия» и «Расул Гамзатов: особенности философской лирики. Национальные и общечеловеческие нравственно- этические ценности», изданные в 1993 и 2003 годах соответственно. На основе большого фактического материала автор данных работ определяет и анализирует индивидуальные поэтические представления о времени, рассматриваемом в историческом и индивидуально- личностном плане, быстротечности жизни и неизбежности смерти. Он выявляет такие особенности философской лирики Гамзатова, как соотношение прошлого и будущего, размышления о человеческом лице нашего века, поиске причин и следствий дисгармонии человека с действительностью и самим собой. Критик исследует «малые жанры», философские миниатюры Расула Гамзатова, обращаясь к истории классической поэзии Индии, Китая, Кореи, Японии, Ирана и т, д. Он выделяет всемирность поэтического мышления художника, его философию всеединства и родства людей и их неразрывной связи, тревогу поэта за судьбу человечества, горечь и усталость от веками повторяющихся страшных и жестоких событий. Особенно подчеркивается преобладание в лирике Расула Гамзатова общечеловеческих мотивов. «Идея восхождения к Высшему смыслу - родству людей, народов, стран - и облагораживает лирику аварского поэта»- пишет он (7,108). О поиске Расулом Гамзатовым путей национального и личностного человеческого самосознания говорит Султанов К.К. в книге «Координаты самоопределения (к вопросу о ценностных ориентациях Расула Гамзатова)». К любовной лирике поэта обращались К.К. Султанов, Ч.С. Юсупова и др. в своих размышлениях о

художежественно-эстетической и идейной эволюции дагестанской и аварской литературы.

Расул Гамзатов в своем творчестве отстаивает идею непреходящих, незыблемых, вечных ценностей, выработанных человечеством в процессе своего нравственного развития. Но эти идеи он воссоздает через вещное, материальное - событие, случай, историю. Это особенно заметно проявляется в «Моем Дагестане», о котором по сегодняшний день не существует единого мнения относительно жанровой принадлежности и структурного содержания, но бесспорно, что в книге сосредоточен художественно - философский мир Расула Гамзатова, его поэтическое кредо, позиция гражданина и патриота, система близких нравственных народных ценностей. Р. Ф Юсуфов называет произведение лирическим дневником: «Это исследование поэтом внутренних пространств своего духовного мира, стремление обозначить культурно - географические и духовные страницы своей личности, аналитико -конкретизирующее исследование той самой тайны субъективности лирического пафоса, о которой так много говорили теоретики романтизма» (195,166). А. Алиханова придерживается точки зрения Н. Банк, которая называет книгу «Мой Дагестан» автодокументальной прозой, определяя ее как тип дневниковой книги о жизни писателя. Эта мысль развивается в статье Алихановой «Категория времени и пространства как элемент жанровой структуры книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», посвященной особенностям пространственно-временной конструкции произведения.

Исследователи творчества Расула Гамзатова едины в утверждении его поэзии как выросшей из национальных истоков, национального фольклора и литературы и приобретшей в дальнейшем индивидуальные, переросшие национальный барьер приметы. Мировоззрение поэта формировалось в самобытной дагестанской среде, отличающейся приверженностью к образу мышления своих отцов и предков. Ценностные

ориентации поэта направлены на сохранение и укрепление лучших достижений человеческого разума и нравственности, унаследованных от предыдущих поколений. Это наследие уникально и истинно благодаря своей естественности и проверенности временем. Но личность поэта является в первую очередь индивидуальностью, возникшей на общественно-психологической подпочве своего народа, и духовное богатство нации Гамзатов осмысливает как основной начальный этап движения к жизненно необходимому национальному самопознанию и самоутверждению, как обязательное условие расширения кругозора и освоения культурных ценностей уже всего человечества. Поэтому проблемы, темы и идеи его поэзии нельзя рассматривать в отрыве не только от Дагестана, но и сегодняшнего мирового дня.

Героя философской и любовной лирики Р. Гамзатова отличает неординарное специфическое мышление. Понятие «лирический герой» обычно подразумевает наличие в лирическом произведении субъекта, воспринимающего мир через призму собственного настроения и переживания, а отраженные явления и события носят отпечаток авторского переживания. Автор и лирический герой далеко не всегда являются одним и тем же, но чем больше биографического, личностного начала в произведении, тем они ближе и тождественнее друг другу. Специфика лирики в том, что, как пишет Л. Гинзбург «человек присутствует в ней... не только как объект изображения, но и как субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действительного ее элемента» (53,7). Черты лирического героя Р. Гамзатова обнаруживаются и в раннем, и в зрелом периоде творчества поэта и носят характер реального облика, близкого к личности самого автора. Его индивидуальные черты выражаются в складе философского мировосприятия, обобщающего и синтезирующего явления бытия, в мыслях о жизни и смерти, истории и судьбе своего народа, собственном предназначении. Но в творчестве Расула

Гамзатова не передается с зеркальной точностью личное, индивидуально-психологическое содержание внутреннего мира поэта: его биографические реалии лишь просвечивают через художественный контекст произведений.

В отличие от поэзии, в прозе Р.Гамзатова облику лирического героя присуща большая определенность и выразительность психологических характеристик. Лирическая природа поэтического дарования Гамзатова настолько явно и ярко выражена, что, в сущности, характер лирического героя отражает внутренние убеждения и ценности поэта без значительных изменений, что дает основание в дальнейшем употреблять термин «лирический герой» как синоним личности поэта, кроме тех случаев, когда их разделение будет особо оговорено. Национальная горская традиция явилась основой для формирования ценностных координат поэта и, следовательно, его лирического героя. И хотя в поздней лирике Гамзатова герой утрачивает многие грани национального образа и становится менее узнаваемым, его внутренняя психологическая организация в своей нравственной основе остается неизменной. Для лирического героя стала характерна устремленность в сферу всеобщих глобальных проблем, раздумья о судьбах человечества и нравственных уроках истории. Но по своей сути он остался тем же совестливым и романтическим дагестанским горцем, представление о котором Гамзатов упорно проводил в течение всей творческой жизни. Такой идеализированный человек был постоянной духовной величиной его произведений. Подобный максимализм в требовательности к нравственно- моральному состоянию человека вытекал, во - первых, из самой специфики самобытной дагестанской культуры и образа жизни и мышления, во - вторых, во имя цели: «чтобы не был малым человек, принадлежащий к малому народу».

Таким образом, диссертация посвящена изучению особенностей философского мировосприятия Гамзатова с точки зрения его национальной идейной и духовной обусловленности, глубокой связи с издавна

сложившейся системой взглядов народного мирознания, его негласных законов и правил. Для более полного раскрытия темы анализу подвергается любовная лирика поэта, в которой выражен мир его сокровенных чувств и мыслей.

Объект исследования - философская и любовная лирика Расула Гамзатова. Выбор объекта обусловлен тем, что, во-первых, философские воззрения поэта до сих пор анализировались в свете их национальных и интернациональных особенностей, но попытки выявить внутренние, почти подсознательные связи мировосприятия Р.Гамзатова с нравственной и этической мыслью народов еще не делалось. Опубликованы работы, в которых рассматриваются некоторые специфические стороны преемственности связей творчества Гамзатова и фольклора (С. Хайбуллаев «В русле устно - поэтических традиций», Ч. Юсупова «Принципы освоения фольклорных сюжетов в творчестве Р. Гамзатова», «Эпические традиции в поэме Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре», М. Зульфукарова «Проблема народного гуманизма в творчестве Р. Гамзатова», 3.3. Гаджиева «О природе лирического эпоса» и др.). Во - вторых, философия любви поэта дает возможность широко и отчетливо обозначить его мировоззренческие взгляды.

Предмет исследования - специфические особенности мировоззрения героя лирики Гамзатова, отношение поэта к таким нравственно-философским вопросам, как система моральных ценностей, с которой неразрывно связано отношение к женщине. Вне поля зрения остались такие составляющие элементы философии любви, как чувство к родине, природе и некоторые другие стороны нравственной проблематики, могущие стать объектами отдельного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в осмыслении особенностей мировосприятия лирического героя философской и любовной лирики Расула Гамзатова. В центре внимания оказывается прежде всего

национальное своеобразие характера героя, отражающего систему нравственно-философских концепций самого поэта.

Поставленная цель определила следующие задачи:

Общая характеристика нравственного и духовного опыта народного мировоззрения, отраженного в устном творчестве, выявление преемственной связи художественно - философского осмысления бытия в произведениях Расула Гамзатова и системой фольклорного миропонимания;

Анализ особенностей подхода поэта к накопленному житейскому опыту народов Дагестана, соотношения моральных качеств народного идеала и лирического героя;

Исследование любовной лирики поэта с целью изучения отношения и поведения героя в области сокровенных интимных чувств, система координат таких этически и эстетически ценных свойств внутреннего мира человека, как отношение к любимой женщине, материнству и детству, преданность родине, верность в дружбе и др.

Стремление обозначить сферу человеческих пороков, вызывающих неприятие лирического героя, процесс поиска смысла жизни человека, признаки национального и общечеловеческого в подходе к вопросу смысла жизни индивидуальной личности и социума.

Определение системы координат таких этически и эстетически ценных свойств внутреннего мира человека, как отношение к любимой женщине, материнству, детству, преданность родине, верность в дружбе и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философская лирика Расула Гамзатова, осмысливающая и обобщающая отношение поэта к наиболее вечным и трудным проблемам человеческого бытия, смотрит на них глазами лирического героя, ставшего практически двойником поэта, личность которого сформировалась под непосредственным влиянием народной системы миропонимания в Дагестане.

    Народный идеал человека и лирический герой философской лирики поэта близки нравственной сущностью характеров, приоритетом общественного блага, неприятием бездуховности и внутренней бессодержательности личности, самокритичностью, единой направленностью на высокую гражданственность, трезвым прагматизмом во взгляде на реальные земные трудности жизни, возвышенно - романтическим отношением к любимой женщине.

    Вместе с тем характер лирического героя, меняясь в соответствии с переосмыслением и изменением мировоззренческих понятий Расула Гамзатова, приобретает иные субъективные качества, не присущие народному видению. Возрастает интеллектуальный анализ поступков и устремлений, индивидуальные и национальные особенности становятся единым целым и обуславливают реакцию на понижение духовного уровня жизни. Поэт все больше тяготеет к философскому обобщению действительности, но и исходной, и конечной точкой поиска смысла жизни, причин человеческих пороков, связей прошлого, настоящего и будущего остаются моральные ценности народов Дагестана. Лирический герой погружается в атмосферу быта и нравов народа, видя в них единственные устойчивые опорные ценности.

    Ценность человеческой жизни становится ведущей в системе ценностных координат героя, и в этом его отличие от народного образа, которому присущи бескомпромиссность и порой неоправданная жестокость. Важной особенностью стало еще более укрепившееся единство национального и общечеловеческого.

    Любовная лирика поэта дает возможность анализировать его воззрения на этическую сторону области интимных взаимоотношений для того, чтобы шире представить нравственно - гуманистическую направленность героя. Любовь к женщине становится способом достижения внутренней гармонии, слиянием душ, источником всего сущего, приобретает

    возвышенный философский смысл. Одновременно любовь становится толчком для поисков новой высшей цели, способной противостоять быстротечности жизни. В одном ряду с ней автор рассматривает тему материнства и детства в поэзии Расула Гамзатова, полагая, что отношение лирического героя к различным аспектам проблемы отцов и детей поможет четче обозначить его направленность на расширение границ мировосприятия.

    6. Герою поэзии Расула Гамзатова стали присущи моральная расколотость и раздвоенность, вызванные глобальными сдвигами в школе национальных и общепринятых ценностей, преобладание чувства внутренней грусти и глубокой тревоги. С усилением философских, обобщающих явления действительности тенденций лирики меняется и герой. Теперь он из жизнерадостного, энергичного, категоричного в своих суждениях и оценках горца становится более вдумчивым, пытливым, сомневающимся и рефлексирующим. Внутренний взгляд поэта обращен в большой мир, сотрясаемый катаклизмами. Поиск причин и следствий происходящего, проверка и пересмотр прежних убеждений в свое время вызвали в дагестанской литературе идейно- художественную эволюцию и направили внимание Гамзатова на внутренний мир человека, духовно-нравственное состояние которого определили социально - политические, экологические и культурные события. Это повлияло на идейное содержание, тематику и образность творчества Гамзатова. Все больше проявляются черты биографических реалий в творчестве поэта. Эмоционально - субъективные переживания приобретают оттенок подавленности, сменяющейся надеждой на человеческий разум и вечное обновление жизни. Творческой реакцией на глобальные изменения в общественной жизни стали ранее не характерные для поэта темы и мотивы творчества: прощание с аулом как прежним образом жизни, обращение к религии и религиозному экстремизму.

    Научная новизна данного диссертационного сочинения состоит в попытке комплексного рассмотрения нравственных приоритетов и проблем

    героя, его философской направленности на осмысление и истолкование таких вопросов, как добро и зло, жизнь и смерть, пороки и добродетели. Рассматривается национальная определенность образа, уровень исторического самосознания фольклорного героя и его влияние на формирование образа человека в лирике Расула Гамзатова. Новым является и осмысление философии любви поэта как способа познания бытия и своего места в нем, процесса поиска смысложизненной основы в национальном и интернациональном контексте. Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата темы, поскольку вне рамок работы остались категории времени, памяти, покаяния и др., могущие стать объектом отдельного исследования.

    Методы исследования. Содержание и направление диссертационного исследования определили выбор методов и приемов работы. В качестве основных используются такие методы, как аналитический (анализ произведений в единстве формы и содержания) и сопоставительный. Такие параметры, как выборка материала, сопоставление с аналогичным содержанием, классификация и описание содержания поэтических произведений, стали основными приемами исследования.

    Материалом исследования послужила философская и любовная лирика Расула Гамзатова, народный фольклор Дагестана, в частности аварская лирика, к работе привлечена поэзия таких мастеров художественного слова, как Али - Гаджи из Инхо, Абубекир Аймакинский, Махмуд из Кахаб - Росо. Анализу подвергаются как оригиналы, так и переводы художественных текстов, поскольку, во-первых, исследователь изучает не текстологические, а идейно-художественные особенности поэзии Гамзатова, а во-вторых, в подавляющем большинстве переводы полноценно и точно передают авторскую мысль.

    Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды русских и дагестанских литературоведов и критиков, работы

    А. И. Павловского, Н. Н. Палеевой, Л. Гинзбурга, А. Михайлова, Р. Спивак и др. Среди использованных материалов важное значение имеют работы Л. Б. Антопольского, К. И. Абукова, С. Хайбуллаева, И. С. Юсуповой, К. Султанова, К.К. Султанова, 3. Гаджиевой, Г. Мусахановой и др.

    Теоретическая значимость состоит в попытке исследования малоизученных аспектов философской лирики Расула Гамзатова, более углубленном анализе особенностей преемственной связи миропонимания поэта с системой нравственных народных ценностей, переходе от описательного пути исследования творчества к проблемному.

    Практическая ценность работы определяется возможностью использовать ее результаты в процессе преподавания ряда научных дисциплин в высших учебных заведениях: «Современная дагестанская литература», «Аварская литература» и др.; в подготовке спецкурсов и спецсеминаров для студентов и слушателей курсов института повышения квалификации педагогических кадров, при написании дипломных и курсовых работ, а также при занятиях студентов в различных проблемных кружках в ходе их научно- исследовательской работы.

    Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованной литературы и иллюстративного материала.

    Апробация материалов исследования проходила на заседаниях кафедры литературы Дагестанского Государственного Педагогического Университета, на ежегодных (2000 - 2003) научных конференциях ДГПУ и на семинарах аспирантов.

    Основные положения работы изложены в четырех публикациях: 1. Творчество Расула Гамзатова в литературно- критическом освещении.

    // Сборник « Актуальные вопросы языка и литературы». Вып. 7.-

    Махачкала: ДГПУ, 2000.- С. 182-186

    1. Смысл жизни в философской лирике Расула Гамзатова. // Сборник «Актуальные вопросы языка и литературы». Вып. П.- Махачкала: ДГПУ, 2003. - С.З- 6.

      Образ женщины в лирике Расула Гамзатова. // Сборник « Актуальные вопросы языка и литературы». Вып. 12. - Махачкала: ДГПУ, 2003.-С.60 -63

      Религиозные мотивы в лирике Р. Гамзатова. // Сборник « Актуальные вопросы языка и литературы». Вып. 14.- Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 73-77.

    Исторические и культурные предпосылки формирования особенностей национального мировоззрения, их влияние на творчество Р.Гамзатова

    Своеобразие и самобытность поэтического стиля Расула Гамзатова сформировались во многом благодаря неповторимому национальному духу. Обычаи, традиции и культура Дагестана стали важным фактором становления его мировоззрения и оказали огромное влияние на его творчество. Этот факт неоднократно отмечался исследователями его поэзии В. Огневым, Л. Антопольским, С.Хайбуллаевым, К.Султановым, К. Абуковым и др.

    Одной из задач данной главы является попытка краткой характеристики основных морально-этических качеств дагестанца, рассуждения о которых встречаются в произведениях устного народного творчества. На основе фольклорного материала и произведении/Гамзатова мы попытаемся вы-явить глубинную, подсознательную связь ценностных ориентации поэта с народным миропониманием, системой моральных, нравственных и этических норм народов Дагестана.

    Необходимо сразу оговорить, что фольклор отнюдь не является главным фактором формирования мировоззрения поэта. Как считает С. Хайбул-лаев, поэзия Гамзатова выросла «непосредственно не из фольклора, как это было у аварских поэтов раннего периода, а из национальных литературных традиций предшествующих эпох, которые в свою очередь формировались на фольклорной эстетике» (171,4). Другие важные факторы становления поэтического дара Гамзатова - советы и наставления Гамзата Цадасы, увлечение классикой русской и мировой литературы, активное участие в литературной и общественной жизни страны и уникальная способность к лирико-философскому осмыслению бытия.

    Р. Гамзатов неоднократно подчеркивал, что у него две основные темы: любовь к Дагестану и любовь к женщине. То, что принято называть мировосприятием, мировоззрением и т.д., основано у Гамзатова прежде всего на любви к Дагестану, которому Казбек Султанов дал определение «характерного и яркого образца природной и духовной неповторимости национального микрокосма» (148,94). Осознание связи с истоками, чувство неразделимости со своим народом у Гамзатова органически вытекает в вывод о необходимости самопознания как средства познания мира, сближения части и целого. Национальная действительность становится неотъемлемой частью человечества. В одной из последних статей Р.Гамзатов писал: «Поэт истинный может быть только национальным. Его творчество должно быть пронизано корнями родного края» (45,4). Национальное и интернациональное в его творчестве -солидарность человечества, культур и народов. Для того, чтобы малое не растворилось в большом, необходимо осознание себя, своего места в мире, преданность своей культуре без пренебрежения к инонациональной. К. И. Абуков видит своеобразие философской лирики Гамзатова не в национальной автономности, а во всемирности мышления, то есть в масштабах личности самого поэта.

    Как писала У. Б. Далгат, фольклорное наследие прошлого - это охранитель устоев народной жизни, кодекс его моральных, эстетических, философских норм (62,7). Р.Гамзатов обогатил дагестанскую литературу использованием и творческой переработкой жанров фольклора, до него не востребованных литературой. Его новаторство в этой области исследовано в трудах С. Хайбуллаева «Жанровая система фольклора и поэзия Расула Гамзатова», «В русле устно-поэтических традиций», Ч.С.Юсуповой «Принципы освоения фольклорных сюжетов в творчестве Р.Гамзатова», Г.Г. Гамзатова «Взаимодействие фольклора и литературы: проблемы и суждения», 3.3. Гаджиевой «Аварская элегическая лирика» и др.

    В фольклоре отражается единая эстетическая система народа, его культурно-историческое развитие и художественное мышление. Нравствен -20-ные ценности и идеалы человечества, в сущности, одинаковы и выражены в основных заповедях почти всех мировых религий: не укради, не убей, не лги и т.д. Тем не менее культура каждого народа имеет присущие только ей специфические особенности, накладывающие отпечаток на представителя этой культуры. В этом отношении многонациональный Дагестан действительно уникален. Р.Гамзатов является представителем аварского народа, имеющего богатое фольклорное наследие и сформированные поэтические традиции. Фольклорные произведения разных народов очень часто схожи по сюжету, так как происходит непрерывный взаимообмен между близкими культурами. Этот взаимообмен обуславливает сходство обычаев, морально-эстетических норм и ценностей. Поэтому будет правомерно обращение в дальнейшем к фольклору и литературе не только аварцев, но и других дагестанских национальностей. Но перед этим представляется необходимым вкратце ознакомиться с историко-культурной эволюцией народного мышления.

    Фольклорное сознание являлось одной из форм отражения действительности. Это отражение происходило на уровне сознания, но в целом не поднялось до уровня идеологии и носило характер обыденного (3,234). На фольклорную, философскую и общественно-политическую литературу большое влияние оказывала религия. До утверждения ислама в Дагестане существовали признаки язычества: вера в духов, шайтанов, демонические существа. Ислам заставил переосмыслить суеверные представления и сюжеты языческого характера и трансформировал их в духе единобожия. В процессе изменения общественно-экономической жизни менялось мировоззрение народа, которое обуславливалось потребностью осмысления явлений природы. Зависимость от природы порождала анимистические представления: почитание животных, скал, гор, деревьев. Отголоски этих представлений сегодня встречаются и в фольклоре, и в художественной литературе. В частности, оживление и наделение сверхъестественной силой объектов окруС жающей природы как художественный прием использует и Гамзатов, обра-1 щаясь к морю, горам, огню и т.д.

    Значение народной философии Дагестана в формировании характера лирического героя Р.Гамзатова

    Народы Дагестана осмысливали явления бытия сообразно своим назревшим этическим и эстетическим запросам, что, однако, не значит, что фольклор - «философский камень» народного духовного потенциала. Такие субъективные стороны нравственности, как моральная ориентация, знания, мотивы воспитывались и развивались обычаями, адатами, наставлениями. Интерес Гамзатова к философским жанрам фольклора вызван в первую очередь тем, что существующая острота социальных конфликтов и противоречий требует мышления широкими философскими категориями, делает необходимым соотносить и сравнивать прошлое и настоящее для прогнозирования будущего. Творчески используя и перерабатывая фольклорные произведения и содержащиеся в них зачатки философского мировоззрения, поэт добивается эффекта близости и понятности своих мыслей широкой массе читателей. На основе народной философии, во многом сформировавшей и его мировоззрение, Гамзатов в свою очередь создает сплав народного практицизма и собственного лирофилософского мировосприятия.

    В традиционном фольклоре Дагестана были хорошо развиты дидактические жанры. По поводу их классификации мнения разделяются, но наиболее распространено жанровое деление К.С.Давлетова. Он относит к философским жанрам притчи, пословицы, поговорки и анекдоты. Однако эта классификация была бы неполной без семейно-бытовых сказок, басен, песен-раздумий, философско-назидательных песен. Все эти виды объединяются единой идейной направленностью на сложные проблемы бытия, накопление нравственного опыта, морально-этические нормы. Фольклор тяготеет не к абстрактным размышлениям о бытии, а к философскому осмыслению будней, показывая общее через частное, возводя единичное явление до общечеловеческого. Иносказательно высказывая какую-либо сентенцию, дидактические произведения направляют мысль слушателя в область серьезных личностных и общечеловеческих проблем.

    Чаще всего философская лирика устного народного творчества и устной литературы, представленной Али-Гаджи из Инхо, Эльдарилавом, Чанка и др., разрабатывала мотив разлада мечты с реальностью. Эта тема поднималась в песнях-раздумьях, четверостишиях, любовной лирике и т.д. Гамзатов подхватил и дополнил народную традицию, привнеся в нее новые мотивы, иные способы постановки и решения нравственной проблемы. Корней Чуковский отмечал: «Но песнями не исчерпывается творчество дагестанского барда. Есть у него и другие стихи - философские. Это тоже народный жанр: во всяком, особенно восточном, фольклоре бытует несметное количество стихов-афоризмов, стихов-изречений, воплощающих в себе народную мудрость» (цит. по 138,72). Ценность идеалов, выражаемых в фольклорном наследии, состоит в их вечности и непреходящести, и поэт ставит перед собой задачу наиболее глубоко и емко высветить их незыблемость и гуманность.

    Книга «Мой Дагестан»- яркий пример творческого использования философских жанров фольклора. Она изобилует пословицами, поговорками, анекдотами, притчами и т.д. Один из наиболее излюбленных жанров Гамзатова - притча, с помощью которой повседневные и обязательные нормы народной жизни обретают в его творчестве звучание устремленности в будущее. Он часто обращается к притче, когда хочет избежать прямого морализирования. Дагестанская притча охватывает область морально-этических проблем человеческого общества, нравственности, семейно-бытовых отношений, конфликта между старым и новым. В притче отражаются первые попытки философского осмысления жизни и смерти. Исследователь дагестанского фольклора М.Р. Халидова приводит в качестве примера аварскую притчу «Спор мертвых и живых», в которой уже имеются элементы реалистического отношения к явлениям природы. В этом споре побеждают мертвые: «Мы от вас забираем многих, вы же от нас никого» (157,328). Несомненно, народная философия даже на поздних стадиях развития не была способна к объяснению материальных и социальных категорий в научно-материалистическом духе, но ее представления о материальности мира все больше углублялись и нашли свое выражение в пословицах и поговорках.

    Пословицы и поговорки, как известно, представляют собой устойчивые словосочетания, заключающие в себе мысль, обобщение, суждение о каком-либо явлении, будь то повседневная будничная жизнь или сфера этики и морали: «Бегство лечит от страха, работа - от бедности», «Пепел не вспыхнет, прошлое не вернется» и т.п. Пословицы и поговорки создавались на основе практического опыта. Материалистические представления о сущности мира опровергались фаталистическими. Так, пословица «Мир не нами начался, не нами закончится» противоречит другой «Умрет не тот, кто болен, а тот кому суждено умереть». Эти жанры отражали народное понимание объективной реальности мира беспрерывного движения, развития и изменения. («Мир всегда в одном состоянии не остается», «Что прошло, того не догонишь»), процессов вечного обновления и отмирания материи («Если один умрет, то один и воскреснет», «На все живое есть смерть», «В стоячем болоте и вода гниет»), наблюдения перехода количественного в качественное («Капля за каплей - озеро образуется, поток за потоком - река образуется»), о единстве противоположностей, причинности и следственности («Где подъем, там и спуск», «Впереди хорошего - плохое, впереди плохого - хорошее», «В небесах тучи - на земле дождь или ненастье»), суждение о времени как независимом объективном явлении («Если время не следует за тобой, ты следуй за временем»), форме и содержании, внешнем и внутреннем («От того, что блестит, что попало золотом не бывает», «Кто не испытывал хорошее, тот не поймет, что такое хорошее») (115, 33-35).

    Нравственно- этические ориентиры лирического героя

    В русской литературе традиции философской литературы зарождаются в эпоху Державина, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова и продолжаются в современной поэзии. Историю дагестанских философских литературных произведений можно рассматривать в свете двух направлений, на которые в 19-20 вв. разделилось общественно -философское сознание: религиозно - идеалистическое и прогрессивно-рационалистическое. Как отмечает Г.Г. Гамзатов, сторонники религиозно-идеалистического направления истолковывали природу и общество в теологическом духе, то есть с точки зрения божественного предопределения и презрения к земной жизни. Признаком прогрессивно-рационалистического течения стала тенденция повышения интереса к реальной действительности, высвобождение творческой мысли из тесных религиозных рамок. Представители этого течения (Мухаммед-Мусалав Кудутлинский, Дамадан Мегебский и др.) свою творческую мысль направили на создание идеала образованного человека, культу разума как источника жизни, повороту от «обожествления» человека к «очеловечению» бога. Человек выдвинулся на первый план, стал более открыто выражать свои чувства, что стало главным событием в общественной мысли Дагестана 19 в. Внутренний мир человека, его переживания, точка зрения оказались в центре внимания целой плеяды выдающихся поэтов, ученых и рационалистически настроенных представителей дагестанской интеллигенции. Дагестанская концепция гуманизма в своей основе содержала не вообще человеколюбие, а «культ автономной личности» (50,86). Это выдвижение человека на центральное место сохранилось и продолжается в творчестве прогрессивных художников слова. Нравственные и этические проблемы, свойства и природа человеческой натуры стали истолковываться с более мирской точки зрения, потеснив «абстрактный, внеличный образ средневекового сына божьего в литературе» (там же, 85). Русская литература поднимала наиболее существенные вопросы и проблемы человеческого бытия; от Достоевского до Солженицына продолжается поиск выходов из тяжелейшего нравственного кризиса личности. Многообразие художественных задач, решаемых русской литературой, в состав которой входит и многонациональная дагестанская, дало повод Расулу Гамзатову заметить, что по сравнению с ней европейская литература подняла лишь один важный вопрос - быть или не быть?

    Творчество Гамзатова 40-х годов характеризуется активностью лирического героя, который предстает как деятельный энергичный человек, его мировосприятие раскрывается через отношение к родной земле, природе. Поэтическая мысль Гамзатова на первое место в системе нравственно-эстетических принципов своего творчества всегда ставила традиционно-народное мироощущение, стремившееся слиться с общечеловеческим. В его стихах явственно ощутима достоверность и конкретность реальной эпохи, жизни, связь со злобой дняі/Гамзатов не стремился к созерцанию какой-либо одной стороны жизни и ее философскому анализу, он раздвигал границы своего мировосприятия, сохраняя в его основе народную сердцевину. Лирика поэта, в том числе и философская, свидетельствует о расширении горизонтов художественного видения и все более пристальном внимании к концепции человека и мира. Если говорить об осознании человека как высшей ценности в творчестве Расула Гамзатова, то можно сказать, что тема отдельной личности и тема народной истории в нем неразрывно связаны, что, однако, не означает, что человеческая индивидуальность отодвигается лирикой поэта на второй план. Как известно, человека издавна занимали проблемы собственного бытия, которые на сегодняшний день отчетливо обнаружили свою глубоко философскую природу. Сталкиваясь с противоречиями действительности, личность стремится осмыслить свое место в мире, собственное жизненное назначение, найти принципы и критерии, которые помогли бы ему занять верную позицию в конкретных ситуациях. Она ищет точку опоры вне себя и в самой себе, размышляет о смысле жизни, добре и зле, бессмертии и смерти, о природе и сущности идеалов. Поскольку условия жизни постоянно изменяются, то проблемы человека являются одновременно вечными и вечно новыми. Иные исторические условия формируют иные подходы к решению этих проблем.

    В раннем творчестве Гамзатова присутствовало безапелляционное и категоричное неприятие того, что не совпадало с его понятием идеала человека. Период зрелого и позднего творчества характеризуется появлением тенденции к лирико- философскому осмыслению бытия и, как следствие, более широкому и умудренному житейским опытом взгляду на достоинства и недостатки человеческой природы. Поэт осознает, что в сущности человек глубоко одинок, и на первом месте в душе человека стоят собственные проблемы, переживания, размышления. Внутренний мир лирического героя раскрывается через субъективную сторону нравственности, его моральная позиция выявляется в конкретной ситуации, единстве нравственного сознания и практики. В произведениях, героем или героинями которых становятся реальные или вымышленные персонажи (Цадаса, Махмуд, Шамиль, Хаджи-Мурад, Асият и т. д.), личность находит наиболее эффективное выражение своей моральной позиции в поведении в условиях какой-либо нравственной дилеммы.

    Любовь к женщине в системе эстетических принципов Р.Гамзатова

    В творчестве Расула Гамзатова тема любви занимает одно из важнейших мест и по числу произведений, посвященных ей, и по глубине лирического размышления и переживания. Она близка широкой массе читателей своей искренностью, возвышенностью и просветлённостью. В любовной лирике Гамзатова присутствует убеждённость в том, что только в любви и через любовь человек может назваться человеком, ибо любовь, во-первых, способ понять другого человека во всей его сущности, во-вторых, средство социализации человека, вовлечения его в систему связей на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более возвышенным идеалам. Предметом любви может выступать и человек, и другие имеющие особую жизненную значимость объекты (166,6). Входя в жизнь человека, любовь меняет весь строй её ценностей, бросает отсвет на все нюансы его миропонимания, может изменить и запутать индивидуальные психологические представления о добре и зле, счастье и горе. Любовь формирует моральный облик человека. Как писал Лев Толстой, то, что человек не любит, означает, что в нем есть нечто, мешающее любить (166,101). В.Д. Губин выделяет и анализирует две стороны любви: любовь как условие самотворчества, возможность реализации полноты жизни, и любовь как условие творческого открытия мира (там же,231).

    Любовная лирика Гамзатова рассматривается нами как одна из особенностей его мировоззрения, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, общий теоретический материал позволяет сделать вывод об огромной роли философского осмысления любви в процессе формирования человеческого и поэтического мировоззрения; во-вторых, любовь имеет самые многообразные виды и формы, которые могут выражать различные отношения к социальному бытию. Это, например, любовь к родине, любовь родительская и сыновняя, страсть к определенному человеку и т. д. Все эти проявления любви объединяют чувства, являющиеся одним из важнейших составляющих человеческой жизни.

    Среди имеющихся исследований творчества Расула Гамзатова и, в частности, его любовной лирики наибольший интерес вызывает книга Л. Антопольского «У очага поэзии». Он считает, что любовь для лирического героя Гамзатова - неутомимое состояние души, основа мировосприятия, приравниваемая к бытию, а не череда удач и неудач (28,130). Ему принадлежит следующее наблюдение: «Лирика его - в лучших образцах,- не разъединяется на «пытливый разум» и «пассивное чувство». Духовная действительность его поэзии - целое. Опытное, чувственное и «сверхрациональное» начала всегда вместе в его стихах. Иррациональное живёт в них какой-то тихой жизнью и не становится предметом специальной аналитической обработки» (28, 131).

    Если обратиться к любовной фольклорной лирике народов Дагестана, то можно выделить в качестве её наиболее характерных особенностей следующие. Любовная лирика часто воспринималась как гражданская и была одной из форм протеста против действительности, зачастую угнетающей и подавляющей проявление человеческих чувств, считающихся греховными. Запретная любовь юноши и девушки становилась в любовной лирике формой утверждения свободной личности. Ярким образцом всесильного чувства, способного в корне преобразовать реальную действительность, является аварская народная песня «Мать и дочь». Основной поэтический прием строится в ней на основе контраста льда и цветов, белого снега и весенних цветов, которые символически выражают противопоставляемые явления начала и заката жизни, молодости и старости. Одни и те же явления бытия воспринимаются матерью и дочерью совершенно по-разному, реальность в их сознании преломляется через жизненный опыт и эмоциональное состояние.

    В целом же и фольклору, и поэзии прошлого были присущи трагические нотки, вызванные социальным неравенством влюбленных или неразделенным чувством и изменой. Наиболее известным и талантливым представителем в области любовной дагестанской лирики является, безусловно, Махмуд из Кахаб-росо, художественные принципы которого оказали огромное влияние на творчество Гамзатова. В результате идейно-художественной эволюции дагестанской литературы происходит изменение концепции любви. Трагические нотки постепенно если не утрачиваются совсем, то приобретают более приподнятую, оптимистическую тональность. Конфликт между старым и новым переходит в иной контекст и решается в духе утверждения социального самосознания. В качестве примера можно назвать произведения Ф.Алиевой, А.Аджиева, М.Гаирбековой и др. Природа любви такова, что все многообразие ее проявлений каждый воспринимает как нечто присущее в первую очередь ему.

    Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. "Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена", "если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки", "от кривой палки прямой тени не бывает". Гамзатов убежден, что нельзя "засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь". Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь - это счастье:

    Нет, не люблю стихов я о любви,
    Когда о ней кричат, как о несчастье!
    Нет, не люблю я песен о любви,
    Когда, как о беде, поют о страсти!

    Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:

    Чтобы люди с улыбкой встречались,
    А прощались грустны и тихи,
    Чтобы дети без боли рождались,
    Чтобы с болью рождались стихи.

    Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме "Горянка", рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:

    Вот так и сидеть им в ауле
    При людях и наедине,
    Осману, как мужу, на стуле,
    Супе на полу, как жене.

    Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в "Стихах о Гамзате Цадаса", поэме "Брат". На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - "заставить" каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:


    Вокруг цветам цвести и птицам петь,
    Омоют грозы твой могильный камень.
    Я здесь, отец мой!
    Я учусь смотреть
    На жизнь твоими ясными глазами.

    Не оставил Гамзатов без внимания и "процесс мельчания человеческих душ". Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее "многие из них орлами стали, а иные превратились в змей". Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:

    О ты, моя комедия, что плачешь?
    Смеешься что, трагедия моя?

    Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:

    Пью чашу жизни я, того не зная,
    Что, может быть, отравлена она

    Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:

    Часы идут, и тикают, и бьют
    Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
    Или пришлось вести им счет минут,
    Бессмысленно растраченных тобою?!

    Само тиканье часов - образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник - время:

    Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
    Свободных дней у нас в запасе нет
    Летит скакун! Схвати его за гриву,
    Вскочи ему, упрямцу, на хребет.

    Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:

    И я сквозь утреннюю дымку
    Мог разглядеть в туманной мгле,
    Как смех и плачь сидят в обнимку
    На темной и крутой скале.

    Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение "Цадинское кладбище". Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
    Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.