Правило ча ща с буквой а. Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Диктанты с сочетаниями ЖИ, ШИ

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Диктанты с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

    актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

    развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

    воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование : карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), проектор.

Ход урока

I .Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

II .Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Жж Шш Чч Щщ

Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч"] и [щ"] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие. )

Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу ).

III .Актуализация опорных знаний учащихся

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Загадка № 6:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

IV . Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

V .Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Физкультминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

2. Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

3. Составление деформированного предложения:

в, щука, жила, озере

Какое предложение получилось?

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у

4. Игра "Фотограф"

Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:

чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.

Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

5. Физкультминутка для глаз.

VI .Закрепление и осмысление изученного материала

1.Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

В ч...ще ж…вут стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

VII .Подведение итогов урока

1.Игра "Подскажи словечко"

Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Конспект урока по русскому языку

по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)

Панасенко Надежда Михайловна, учитель начальных классов 1 квал. категории

Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме

актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;

развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц.

Сценарий урока

Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Вижу: класс мой - хоть куда!

Мы начнём урок русского языка.

б) Гимнастика для пальцев. Упражнение на внимание.

в) Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

Подготовка к обобщающей деятельности:

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёб бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Носит обувь из резины,

А зовут её : (машина)

Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

машинное (масло)

машинист

машинистка

машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"

Загадка № 6:

Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

б) Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

в) Физминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу

Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

Обобщение силами учащихся

а) Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

б) Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

в) Игра "Фотогрф"

Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.

Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

г) Физминутка: упражнение для глаз, упражнение для внимания.

д) Музыкальная пауза:

Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)

"Два весёлых гуся" (жили)

"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)

"Крейсер Аврора" (притихший)

"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)

"Шире круг" (шире)

"Добрый жук" (жил)

"Катюша" (груши)

"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)

Проверка.

Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.

Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.

В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

Подведение итогов урока

Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Инструктаж о домашнем задании: Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2008г. - 160 с.: илл. стр. 108 упр. 180.

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Дополнительные задания:

Заучивание стихов:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины камыши.

Запомни слоги жи и ши

Ты с буквой и всегда пиши.

Ча и ща, ча и ща -

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча -

С буквой а и ща и ча.

Я грамотно писать хочу

Слова на чу и шу учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун

Чумазый, чучело, чурбан,

Чдесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу -

Я с у пишу и чу, и щу.

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

Знаем твердо: жи и ши

Пишем только с буквой и.

Чудо, щука, ухвачу.

И кричу, лечу, хочу,

Сочетания чу-щу

Пишем только с буквой у.

Чаща, чайка, каланча,

Роща, чаща, и свеча

Точно знаем: ча и ща

Пишем только с буквой а.

Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Где чк – чн напишем

Мягкий знак уже не пишем.

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование:

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а)р,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.)
б)е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.)
в)д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

(<Рисунок 3>)

5. Физминутка.

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. (В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?

(<Рисунок 4>)

Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)

Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А .)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.

Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

Дидактическая цель : систематизация и обобщение знаний по теме « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

  • продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу
  • продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу среди других слов.
  • Развивающие: развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора учащихся

    Воспитательные: воспитывать интерес к процессу обучения

    Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья учащихся.

    Ход урока

    Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. Мотивация обучения

    У. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и пригласим их

    Упражнение: «Добрый хозяин»

    Дом с трубой, с высокой крышей,

    Человек из дома вышел

    Он ворота открывает,

    Всех нас в гости приглашает.

    Ворота открыты всегда для друзей,

    Мы рады вам, гости! Входите скорей!

    У. На доске, ребята, знакомые вам буквы.

    Посмотрите на данные буквы, скажите, какое слово «спряталось» в этих буквах, и как вы его нашли

    — Что такое орфограмма?

    — Зачем нужно знать орфограммы?

    — Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.

    1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

    У. Назовите оставшиеся согласные буквы в данной строчке. Какую общую характеристику имеют эти буквы?

    Д. Эти буквы обозначают согласные непарные по твёрдости/ мягкости звуки.

    У. С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?

    Д. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу являются орфограммами

    У. Используя ответ на последний вопрос и запись на доске, сформулируйте тему урока.

    Д. Тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    У. Поставьте цели урока, используя запись на доске

  1. повторить правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем цепочку из букв, обозначающих согласные звуки непарные по твёрдости/мягкости. Определите закономерность написания данного буквосочетания

Д. Данные буквосочетания щшчж будем писать в обратном алфавитном порядке

У. Запишите данное буквосочетание столько раз, сколько орфограмм по теме урока встретилось в предложении : Пушистая белочка живёт в лесу.

У. Запишите данное предложение с комментированием изученных орфограмм.

Проверка: на доске ученик писал.

У. Выделите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Работа с текстом. Расширение кругозора детей.

У.Животный мир очень интересен.Ещё об одном удивительном животном мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах.

Бизоны похожи на зубров. Эти животные живут небольшими стадами.

Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши, стены своих жилищ.

У. Какой это текст: художественный или научно-познавательный? Что интересного узнали?

У. На сколько частей можно разделить этот текст?

Д. Этот текст можно разделить на две части

У. О чём говорится в первой части? Во второй части?

Спишите первую часть. Выделите орфограмму по теме урока.

Проверка: в каких словах выделили орфограммы? У кого также, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по голове.

3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (упражнение – повороты)

У. У нас в классе тоже прошёл снегопад, снегопад слов..

— На счет: 1,2,3, поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.

(в углах класса развешаны предметные картинки, которые ученики должны увидеть при повороте и запомнить

У. Что изображено на картинках? Что объединяет эти слова?

Запишите слова по памяти, выделите орфограмму.

Проверка в парах.

У. Какие словарные слова повторили? Поработаем со словом

4. Работа по учебнику. Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

У. Откройте учебник на стр.16 прочитайте задание к упр. 26

(работа выполняется по частям)

1 группа: спишите, вставляя пропущенные буквосочетания

2 группа- дополнительно на карточке–

Рассмотри дополнительную запись. Сформулируй задание. Выполни его.

Подчеркни слова, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Физкультминутка со сменой позы

У. У вас на партах карточки со словами по теме урока. Их нужно распределить на группы в зависимости от орфограммы.

Подходим к переносной доске, читаем слово, называем орфограмму: часть, чудовищный, щадить, щурёнок, щуплый, саранча, свеча, встреча, чудак, гуща, жимолость, жидкий, ширина, шиповник, жилет, шинель

(уточнение значений слов: щадить- давать пощаду; щуплый – слабосильный, худой, невзрачный; саранча – насекомое; жимолость – кустарник, шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком)

У. Сегодня на уроке мы называли и писали много слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Какие слова вы запомнили?

Проводится игра в круге (использование интерактивных способов обучения). Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием по теме урока. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по русскому языку (1 класс) на тему:
Проверочные задания по теме «Ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Это задания на проверку правил написания сочетаний «ча-ща,чу-щу,жи-ши»

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Маш _на, задач_ , ч__гун, ш_ шки, еж_ к, овч _ рка, перч_ тки, снеж_ нка, уж_ н, щ_ ка, верш_ на, чиж_ к, ч_ совщик, ч_до.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кип пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

3. Напишите ниже по шесть слов с сочетаниями.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. Ребята услышали шум маш_ н. Они пошли на шум и вышли из ч_щи на дорогу.

3. Напиши по шесть слов с сочетаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане урока предусмотрены следующие задания: соревнования по рядам на умение вставить в слова пропущенные буквы, восстановление деформированного текста, выборочный диктант, словарная работа. На.

Сценарий урока по теме «Слова с сочетаниями жи-ши » (закрепление).

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу используется как для самостоятельной работы на уроке, так и для проверки знаний.

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном.

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.

Задания по русскому языку на тему жи-ши, ча-ща.

Урок разработан по программе «Школа России». Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему:
Карточки -жи-ши-, -ча-ща, чу-щу

Карточки по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» для 1 класса

Предварительный просмотр:

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

Продиктуйте слова своему товарищу.

Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись.

Ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч… .

Измените слова по образцу: получить – получаю, получу. Выделите орфограммы.

Сообщить, простить, кончить.

Уровень 1

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная.

Карточка № 6

Измените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра, Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч…н, печ…лься.

Карточка № 7

Луна освещяла лисную чящю. В трове трищяли кузнечики.

Б) Запишите текст.

Карточка № 8

А) Исправьте ошибки.

Для зельоного барщя нужен щявел. В чяще щибечют птицы.

Придумайте и запишите три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

А) Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.

Б) Напишите рассказ по таким вопросам.

Кого подарил внуку дедушка?

Что делал мальчик с зайчатами?

Что он сделал с ними весной?

Карточка по русскому языку жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией.

Дидактический материал по теме: «Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ» (карточки для самостоятельной работы).

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

— Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.

— Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

— В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

— Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

— Какое правило здесь использовалось?

— Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

— Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу — щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

— Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

— Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

— Давайте проверим, что вы нашли.

— Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из — за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

— Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.

3. Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы - м_______, змея ш______, кузнечики –тр______, дятлы - с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

У меня получилось…

— Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым — если все получилось, но возникли трудности.

Просмотр содержимого документа
«УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

студентка 3 «А» группы

Методист : ____________ Виноградова К.Я.

Руководитель :_______________ Потапова И.Г.

Тип урока: закрепление

Тема : упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах

Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания

Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;

Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.

Планируемый результат : закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.

КУМО : презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)

kopilkaurokov.ru

радиосхемы, теория, телевидение, светодиоды, медтехника, быттехника, измерители, справочник, технологии, мобильники, компьютеры, акб

Тема урока Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу (2-й класс)

Тема урока «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» (2-й класс)

  • Дёмина Татьяна Петровна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа

    Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.

  • Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
  • Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.
  • Тип урока: закрепление.

    Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.

    1. Организационный момент.

    Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):

    Громко прозвенел звонок
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем
    Ни минутки не теряем.

    2. Сообщение темы урока, целеполагание.

    Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.

    А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?

    У.: Повторим правописание гласных после шипящих.

    3. Минутка чистописания.

    Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж .

    А сейчас вниманье всем
    В тетради много перемен
    Число запишем, а потом
    К работе в классе перейдем.
    Чч Шш Щщ Жж
    У них усы не для красы
    Покажут время мне … (чАсы)

    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука.
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь … (тишИна).

    Хвостиком виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (щУка)

    Добродушен, деловит,
    Весь иголками покрыт.
    Слышишь топот шустрых ножек?
    Это наш приятель … (ежИк).

    Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).

    Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)

    Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

  • Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).
  • Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?

    Сравните слова на доске и в тетради.

  • Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.
  • У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)

    (Роща, свеча, дача, часы.)

    Что общего у этих слов? (2 слога.)

    Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)

  • А за окном – станция Зарядкино.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.

  • Подъезжаем к станции Чудная.
  • Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)

    Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)

    Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)

  • А за окном станция “Лужайкино”.
  • Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.

  • А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
  • Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.
  • Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.

    В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.

    Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.

    И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.

    (Фронтальная проверка, ответы на доске.)

    Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)

    Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?

    5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.

    Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.

    Совет на память сохранив,
    Запомни навсегда:
    ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
    ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
    ЧА–ЩА пишите с буквой А!

    (Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)

    Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь

    6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.