Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника Мануйлов Юрий Степанович. Эстетическая развивающая среда

Татьяна Улюмжаева
Художественно-эстетическая среда

Для организации как совместной так и самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на их разностороннее развитие в соответствии с новыми требованиями, я организовала в своей группе среду , которая способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Наши дети активны и очень подвижны, поэтому я постаралась создать условия для обеспечения разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, художественной , продуктивной, коммуникативной, творческой, музыкально – театрализованной и т. д.).

Воспитанники нашей группы охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (трудовые поручения, изготовление театральных атрибутов, уход за цветами) и в тоже время активно стремятся к познаниям.

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Детский сад –это милые, добрые умные, веселые, шумные. замечательные дети. Все, что мы делаем в нашем детском саду- мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Организации центров активности основывалась на принципах развития и интеграции.

1. Принцип дистанции. Общение взрослого с ребёнком "глаза в глаза".

2. Принцип активности. Участие детей в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

4. Гибкое зонирование, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая среда нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Я обогатила среду в своей группе такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .

Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду , учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН.

Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей :

Физическое направление представлено образовательными областями : "Физическая культура" (центр физического развития) ; "Здоровье" (центр сохранения здоровья) ; "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность

Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями : "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы ", которые включают в себя центры : "Юный строитель", "Учимся конструировать", "Лаборатория Знайки", "Дом для книжек".

Социально-личностное направление включает области "Социализация" и "Труд" (Игровой центр, центр труда)

- Художественно -эстетическое направление развития детей реализуется через интеграцию образовательных областей : "Музыка", "Художественное творчество ".

Образовательная область "Музыка" включает театрализованный центр и центр музыки.

Театрализованный центр - важный объект предметно-развивающей среды , поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Наряду с уголком "Играем в театр", "Наряжайка", мы оборудовали уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров : настольный, театр на фланелеграфе, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом расположен яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. Здесь расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей нами учтены интересы мальчиков и девочек, подобраны различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых) .

Театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, она дает положительные результаты воздействия на личность ребёнка, что было неоднократно отмечено родителями группы.

Детям необходимо предоставить возможность, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели мы разнообразили музыкальный центр в группе.

Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В уголке находится небольшая полка для хранения музыкальных пособий, - стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр.

В центре находится магнитофон с записями классической, народной, современной музыки : звуки леса, моря, различные сказки.

Образовательная область "Художественное творчество " представлена центром «Волшебная кисточка» . Для активизации интереса к деятельности материалы располагаются на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Расположение и систематизация (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Для развития художественно -эстетического восприятия Центр изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец) . В Центре имеются детские книги. Используем иллюстрации соответствующие возрастным возможностям детей. В Центре находятся книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски) .

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности. Поэтому в группе оборудованы места для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия) .

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно -творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, рассматривая репродукции картин.

Одной из основных задач педагогов является привитие детям уважения к книге, развитие умения общаться с ней, любви к художественному слову , одним словом всего того, что составляет основу воспитания будущего «талантливого читателя» . Волшебный мир книги. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

«Мир Книги» в нашей группе располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему захочется это сделать.

Детский сад – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе я уделяю предметно-развивающей среде , особенно ее развивающему характеру. Обогатила ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .

Перед современной школой остро стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.

Это включает в себя не только степень обученности ученика, фиксируемой в различных формах контроля, но и степень достигнутой социальной развитости, готовности творчески реализовываться, личностной причастности к происходящему в стране.

Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой образовательной и культурной среды, которая могла бы способствовать решению этой задачи.

Среда обитания человека во все культурно-исторические эпохи была призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. В этом отношении среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом.

Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося.

Следовательно, школа нуждается в разработке современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое и целенаправленно использовать их формирующие личность возможности.

Развитие личности вообще, как и эстетическое развитие в частности, не может считаться целостным без включения в него субъекта этого развития. С философской точки зрения, быть субъектом эстетического развития - значит быть им не в качестве части культуры, а в качестве участника созидательной работы в искусстве, обязывающей личность саморазвиваться и развивать мир вокруг себя.

Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

Традиционно, эстетический компонент, с целью повышения качества образования, используется непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Однако существует возможность целенаправленной эстетизации пространства школы, оказывающего формирующее влияние на личность учащихся.

В контексте задач эстетического воспитания, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования того характерного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, воспитанности и образованности. Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, определяет возможности перехода на каждую следующую ступень развития. Разумеется, данный процесс обусловлен как индивидуальными особенностями детей, так и системой воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического развития - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Учитывая это, необходимо продумать реализовать имеющиеся возможности эстетизации учебно-воспитательного пространства школы средствами дизайна, один из видов которого представляет дизайн школьного интерьера. Школьный интерьер как элемент материальной и духовной культуры общества является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, инженерной психологии, архитектуры, дизайна, физиологии, изобразительного искусства.

Современные исследования определяют интерьер пространства школы и, в частности, класса как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.

Вместе с тем, значение воздействия интерьера в обучении педагогическим дисциплинам не получило глубокого теоретического и практического развития. Нередко предметно-бытовая обстановка помещения школы ограничивается решением утилитарной, технической задачи без попытки создать полноценную, эстетически организованную и облагороженную среду для занятий. Однако, в настоящее время образованность человека без понимания проектно-художественных, материально-пространственных и предметно-средовых характеристик и ценностей уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному заведению любого типа и профиля необходимо грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь организовать предметную среду, как основу эффективной работы учащихся.

Преимуществом эстетически организованного учебно-воспитательного пространства является его способность повышать мотивацию учителя к педагогической деятельности и мотивацию ребенка к обучению, развивать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, увеличивать коммуникативные навыки.

В современной педагогической литературе чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7) образовательная среда не есть нечто однозначное и заранее заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить. В процессе их совместной деятельности начинают выстраиваться определённые связи и отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц образовательной (школьной) среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров, лёгкость трансформации конструкций внутришкольного дизайна, возможность и диапазон перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер - внутреннее пространство здания или любого помещения, которое имеет функционально эстетичную организацию. Школьный интерьер выступает как средство для осуществления учебно-воспитательной деятельности, и как объект, носитель определенных эстетических свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы сильное воздействие на состояние человека, особенно на его зрение, оказывает видимая среда, её насыщенность зрительными элементами. Всю видимую среду условно можно поделить на две части - естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная визуальная среда всё больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает в состоянии беспричинного раздражения. Кроме того, негативному воздействию подвергаются механизмы зрения детей, находящиеся в стадии формирования и развития. Следовательно, необходимо осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния визуальной среды является создание комфортной визуальной среды, для которой характерно разнообразие элементов в окружающем пространстве - кривые линии различной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно отнести природу - лес, горы, море, облака. Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего пристально не разглядывая. Продолжительный взгляд на зелень листвы способствует отдыху уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ практически полностью отсутствует декор не как "архитектурное излишество", а как функциональный элемент. Возможности формирования комфортной визуальной среды могут и должны быть использованы при моделировании эстетически грамотного учебно-воспитательного пространства школы как средства формирования зрительного восприятия, известного как доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды школы, ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объемно-пространственную структуру - город, здание, интерьер - можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать ее образ, особую среду как интегрированную ценность, ее психологическое состояние, родственное познавательной и творческой активности ребенка. Именно поэтому средства формирования среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых - единственное основание и неформальный ход в "оживлении" или изменении качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития эстетики, создаёт новые методические возможности целенаправленной эстетической организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное пространство школы не только улучшает самочувствие детей - повышается качество обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит недооценивать негативное влияние однообразно оформленных интерьеров.

Основное требование, которое нужно учесть при организации интерьера, это - помнить о назначении каждого школьного помещения. Особое внимание следует уделять цветовому решению помещений. Главная установка должна делаться на жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета того или иного элемента помещения напрямую зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной среды важно учитывать требования функциональной целесообразности, назначение помещений - будут ли здесь проводиться спортивные состязания, театральные представления, предназначено ли оно для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету школьной мебели. Окрашенная поверхность должна отражать 25-30% падающего на мебель света - это позволяет повысить степень освещенности помещений, что имеет большое значение для здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети ежедневно проходят обучение, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. В оформлении других помещений школы так же необходимо использовать возможности фитодизайна. Они позволяют подчеркнуть стиль интерьера, помогая акцентировать внимание на том или ином предмете декора.

Организация учебно-воспитательного пространства школы в большой степени зависит от соответствия эстетических характеристик типу и профилю образовательного учреждения, так как только в этом случае оно может оказывать формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн создаёт пространство исходя из целей и задач определённого образовательного учреждения, а дидактика позволяет целенаправленно использовать формирующие возможности, которые это пространство предоставляет. Таким образом, эстетически формирующая среда имеет множество моделей, использование различных вариантов которых позволяет добиться максимального результата в оказании формирующего влияния на развитие личности учащегося данного учебного учреждения.

В настоящее время в России создаётся много профильных и альтернативных общеобразовательных учебных учреждений, различных по приоритетным направлениям, которые способствуют более полному раскрытию внутренних индивидуальных резервов каждого ребёнка. Различные учебные заведения имеют характерные особенности и отличия, касающиеся учебных планов, внеучебных программ, формируемого типа личности.

Основой современного образования является принцип вариативности, не только признающий объективное существование разных типов обучения и учебных заведений, но и саму возможность управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики существуют различные вариативные системы образования. В полной средней школе взят курс на профильное обучение (4), которое рассматривается в качестве средства индивидуализации образовательного процесса, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. По своей сути профильные общеобразовательные предметы представляют собой повышенный уровень подготовки, так как формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что существует необходимость создания такого типа учебных учреждений, эстетизация учебно-воспитательного пространства которых полностью соответствовала бы их типу и профилю, отражалась в учебных планах, обеспечивала целостность воздействия на интеллект и эмоции ребёнка, а формирующие возможности пространства полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и эстетики навстречу друг другу привело к пониманию мира образования как целенаправленно создаваемой действительности, создающей методологическую основу для проектного осуществления принципа вариативности. А с возникновением дизайна принципиально изменились возможности эстетики, превратив её из привлекаемого дополнительного средства в содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой в учебное и внеучебное время.

Дизайнер создаёт проект предметно-пространственной среды в соответствии с потребностями, обусловленными культурой общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя отдельные предметы и предметную среду, оказывает влияние на человека. Отсюда следует, что дизайнер, изначально являясь педагогом, должен осознавать свою ответственность перед обществом как педагог, а профессиональный педагог в современных условиях призван подходить к осуществляемой деятельности с позиции дизайнера, стремясь всемерно использовать формирующие личность возможности, предоставляемые окружающей действительностью, осуществляя поиск путей повышения качества учебно-воспитательного процесса, преодоления таких негативных явлений как переутомление, потеря интереса к обучению.

Учитель должен не только понимать значение эстетизации школьной среды, работать над её организацией, основанной на знании основных принципов дизайна, а не интуитивном украшении помещений, но и вовлекать учеников в эту деятельность. В процессе совместной деятельности необходимо научиться формировать эстетический образ школьного интерьера через художественную выразительность и гармонизацию внутреннего пространства с одновременным обеспечением комфортности помещений.

Объединение эстетики и педагогики, создание на основе дизайна, формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры: Моделирование и проектирование. - К.: Строитель, 1990. -141с.
  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: изд-во Моск. унт-та, 1973. - 246 с.
  3. Воронин Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.; "5 за знания", 2006. С. 158-171.
  4. Закон Российской Федерации "Об образовании" - М., 2004.
  5. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993, №1.
  6. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. - М.: изд-во МГОУ, 2002.
  7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения. - М., 1996.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое "поле" ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие.

По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

Следует отметить, что Е.А. Флерина уже в одной из первых своих работ "Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях" излагает концептуальные положения о создании оптимальной среды для развития личности дошкольника. Разрабатывая содержание развивающей среды, Е.А. Флерина определяет ее структурные компоненты: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игрушки, изобразительные материалы и т.д. Она также подчеркивает большую роль среды вне дошкольного образовательного заведения для художественного развития ребенка, которая обеспечивает ему полноценное восприятие материального мира.

Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с материальным ее оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и "текущей жизни", также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка.

Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, "исследовательской" работе, к коллективному творчеству . Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: "Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума". В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия. Как замечает Э.Н. Гусинский, "…значимые соприкосновения с миром культуры и создают уникальную фигуру первоначального образования, как в его конкретном содержании, так и в направлениях и возможностях его последующего развития". Социокультурная среда одновременно развивает культуру и человеческую личность, где механизмом развития сущностных сил человека выступает материально-предметная форма культуры .

По мнению А.Н. Леонтьева, среда – это, прежде всего, то, что создано человеком. "Это – человеческое творчество, это культура". Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие, придавали среде особое значение как фактору, влияющему на личность. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значимость среды, пропитанной народными традициями и культурой. А.И. Герцен подмечал двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие – личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать .

По мнению Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. Все то, что касается термина "социокультурная среда", по мнению Р.М. Чумичевой, то это среда, которая представлена взаимопроникновением произведений "взрослого" искусства и предметов, вещей, образов, знаков, символов, элементов как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические, и социальные отношения, помогающие ребенку осуществлять раскодирование различных видов искусств, языка искусств и знаков – средств общения, конструируемых и изменяемых самостоятельно ребенком или в сотворчестве со взрослыми или сверстниками. Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка. Примером этому может служить "перетекание" мини-сред: изобразительной в музыкально-литературную, интеллектуально-познавательной в эколого-культурную и т.д.

Главное – гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.

Художественно-эстетическая среда дошкольного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку:чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Структурная модель художественно-эстетической среды может быть представлена двумя частями, а именно "художественной частью" и "эстетической частью".

"Художественная часть" среды формируется наполнением ее произведениями искусства, изобразительными материалами и оборудованием для занятий художественной практикой. "Эстетическая часть" среды обеспечивается позицией педагога, его профессионализмом и эстетической культурой, пониманием красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умением создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности.

Роль педагога в организации и использовании художественно-эстетической среды дошкольного образовательного учреждения как условия развития изобразительного творчества детей дошкольников

Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать "творческой ареной", на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В дошкольном учебном заведении можно создать "галерею искусств", "мастерскую народных ремесел", "музей", "уголки красоты", "райские уголки", "кукольный дом" и т.д. .

Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта), разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т.п.). Р.М. Чумичева утверждает, что эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность .

В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

Дошкольные учебные заведения в обязательном порядке должны иметь хотя бы одно изобразительное произведение в подлиннике, могли хотя бы раз услышать музыканта-профессионала и чтеца-профессионала. Если эти встречи станут регулярными, дошкольное учебное заведение будет открыто в большой социум, ребенок начнет быстро отличать подлинные ценности.

Безусловно, диалог культур немыслим без участия в этом процессе музеев, в частности краеведения или изобразительных искусств. Музейно-педагогическая программа работы с детьми дошкольного возраста дополняет и обогащает процесс вхождения их в художественную культуру, позволяя глубже познать смысл бытия, расширяя границы художественной картины мира.

Эстетизация образовательной среды классического университета

Карловас Елена Адасовна,

старший преподаватель кафедры украинского языка и литературы Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина.

Становление глобального информационного пространства, смена форм социальной коммуникации, смещение морально-этических ориентиров актуализируют необходимость обоснования новой парадигмы воспитания как процесса формирования человека. Еще Кант И. говорил, что «в воспитании сокрыта великая тайна совершенствования человеческой природы, … благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и… ей можно придать такую форму, которая отвечала б идеалу человечности» .

Деятельность высшего учебного заведения, в частности классического университета, как социального организма в современных условиях трансформировалась, приоритетными стали процессы самоорганизации и стихийной адаптации к сложившимся обстоятельствам. Эксперты считают, что если в 1980-х годах соотношение между воспитанием и обучением было на уровне 30–40% к 60–70%, то в нынешних условиях эти пропорции стали соответственно – 10 к 90% . По мнению философа Ильина И.А., образование без воспитания является опасным, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, заносчивых и надменных, пустословов и бессовестных карьеристов; оно вооружает против духовной силы, развивая в человеке «волка» .

Задачей высшей школы «является подготовка таких специалистов, которые б своими действиями, оценками, собственным миропониманием принимали участие в культурной жизни общества, а также жизни духовной как особенной сфере» . Переход от понимания человека как homo habilis (человек умелый) к пониманию его как homo pictor (человек-художник, творящий образы) весьма актуален для педагогической науки . Нам близки позиции Сухомлинского В.А., который считал, что «гармонически развитая личность предполагает единство разума и эмоций, чем больше в жизни человека занимает интеллект, тем важнее для его всестороннего развития высокая культура чувств. Эмоциональное бескультурье образованного человека такое же большое зло, как и интеллектуальное невежество» .

Сфера образования, как считает Шатунова Т.М., представляет собой «умное место» современной истории, в котором весьма напряженно взаимодействуют два параллельных, но противоположно направленных движения: эстетизация как процесс «товаризации», коммодификации и студента и преподавателя и эстетизация как процесс формирования человеческих метафизических характеристик его участников» .

Образование в современном мире многолико, и одним из них является возможность вхождения человека в мир культуры, культурная социализация личности. «А культура, – утверждает Шатунова Т.М., – сколь бы противоречивой не была, все равно всегда замешена на эстетике. В силу этого сфера и процесс образования всегда предполагают некоторое присутствие эстетического начала: бескорыстное наслаждение от соприкосновения с открытием истины, наличие совершенных, отточенных форм преподавания, граничащих с искусством, встреча с красотой разумной мысли» . Также существуют механизмы «практической эстетики» – это оформление зданий, аудиторий и других помещений учебного заведения, внешний вид преподавателей и студентов, нормы этикета, включающие эстетический аспект.

Проблема эстетизации образовательной среды, которая рассматривается как деятельностная основа и устойчивая совокупность культурных ценностей, сегодня является актуальной. Она, с одной стороны, вбирает в себя предметную сферу, определенным образом организованные предметные результаты художественно-творческой деятельности, а с другой – формы отношений людей с реалиями культуры, эстетического окружения.

Понятие «среда» было введено в философию и социологию французским философом, родоначальником культурно-исторического направления Тэном И. С философско-педагогической точки зрения к проблеме воспитательного значения «сложившейся среды» первыми попытались подойти представители русской литературно-философской школы второй половины ХІХ – начала ХХ века – Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Розанов В.В., Толстой Л.Н. Педагоги-антропологи второй половины ХІХ века, такие, как Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д., обращали особое внимание на роль среды в процессе обучения и воспитания. В своих взглядах они исходили из антропологического подхода, который предполагал соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека.

Становление системного подхода в педагогике значительно расширило проблематику среды, углубило представления о её воспитательных возможностях, позволило ввести категорию «взаимодействие». В 80-е годы ХХ столетия было введено понятие «средовой подход», которое определялось как совокупность принципов и способов использования воспитательных возможностей среды в личностном развитии человека. Обоснование средового похода в воспитании и достижения смежных наук – синергетики и акмеологии – нашли отражение в исследованиях Куракина А.Т., Мануйлова Ю.С., Новиковой Н.Л., Степанова Е.Н. и др..

В конце ХХ столетия интерес к средовому подходу в изучении образования усилился. Понятие «образовательная среда» многими учеными (Гавриловец К.В., Кожевникова Л.Г., Сапрыкин В.А.,Цырлина Т.В.) рассматривается как потенциал учебного заведения, как «уклад жизни, стиль или лицо» образовательного учреждения с присущими ему ценностями и традициями.

Культурологический аспект изучения проблемы наибольшее отражение получил в научных трудах Арнольдова А.И., Бахтина М.М., Бондаревской Е.В., Когана Л.Н., Лихачёва Д.С. и др. Культура и образование тесно взаимосвязаны между собой. Интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование», по мнению Бондаревской Е.В., позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры» .

Концепция культурно-образовательной среды свое дальнейшее развитие получила в трудах Мещеряковой Л.И., Стояновской И.Б., Пряхина Д.А., Шабалиной Т.А. Они определяют культурно-образовательную среду как сложное, интегрированное понятие, способствующее изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; как показатель уникальности (особенности) территории, инструмент изучения образовательных тенденций, способов описания особенностей педагогической практики, присущих той или иной конкретной территории и зависящих от специфики местных условий соединения «культуры» и «образования» .

Понятие «эстетическая среда» вошло в сферу исследований разных наук достаточно давно. Различные её аспекты освещены в научных трудах философов (Каган М.С., Киященко Н.И., Новикова Л.И.), социологов (Лармин Ю.В., Суна У.Ф.), психологов (Петренко В.Ф., Хейдметс М., Нийт Т.), теоретиков архитектуры и дизайна (Аронов В.Р., Глазычев В.Г., Иконников А.В., Шепета Л.К.), социальных экологов (Ахиезер А.С., Михайлов Д.Р., Лепик Ю.А.).

В практике работы Шацкого С.Т., Макаренко А.С., Сороки-Рошинского В.Н., Ривеса С.М., а позднее Сухомлинского В.А., Конниковой Т.Е., Брюховецкого Ф.Ф. вопросам эстетической организации быта детей и художественному оформлению их предметной среды уделялось достаточно много внимания.

Понятие «эстетическая среда» включено в систему эстетического воспитания школьников благодаря научным изысканиям теоретиков и практиков эстетического воспитания (Бакушинский А.В., Буров А.И., Верб М.А., Лихачев Б.Т., Неменский Б.М., Печко Л.П., Скатерщиков В.К., Эренгрос Б.А., Юсов Б.П., Шаров Ю.В.). Но как специальный объект педагогического исследования эстетическая среда школы была рассмотрена Кавалеровой Н.А. в её диссертации, посвященной эстетическому воспитанию в сельской школе. Рассматривая эстетическую среду школы как феномен педагогической действительности, ученая вычленила социальный и предметно-практический её компоненты . Предметно-практический компонент эстетической среды изучался как относительно самостоятельный феномен и в других педагогических исследованиях, которые освещали проблемы строительства школьных зданий, благоустройства окружающей школу среды, озеленения и оформления школьных помещений (Астрова Т.Е., Изюмский Ю.В., Преображенский С.Ю., Степанов В.И., Тасалова Л.Н., Урсу А.П., Филенков Ю.П.). Автономов П.П. в своей диссертации ввел понятие «предметно-эстетическая среда школы», определив её как предметное окружение в помещениях школы и вокруг неё, организованное в гармонический ансамбль, созданный с учетом учебно-воспитательных требований и законов эстетики. Автор на примере форм наглядной агитации показал, что предметно-эстетическая среда школы обладает значительным воспитательным потенциалом, который, к сожалению, часто остается нереализованным, а значит и влияние среды на учащихся оказывается незначительным . К таким выводам приходит и Барышникова Л.П. в своем научном исследовании .

Предметно-эстетическая среда как производная понятия «эстетическая среда» в своей структуре содержит материальные и эстетические элементы, сынтегрированные в единое целое таким образом, что образующие её предметы одновременно становятся носителями эстетического и функционального назначения. Для материальных объектов характерна способность быть в отношении к чему-либо как целостность, иметь относительно жесткие пространственные границы и обладать физическими свойствами. Духовная сторона предметно-эстетической среды не имеет физической параметризации. Она является продуктом оценочной деятельности субъекта (Столович Л.Н., Ванслов В.В., Каган М.С.), хотя и находится в зависимости от характеристик самого субъекта.

Общепризнанным является и положение о том, что влияние предметной среды и её компонентов в значительной степени опосредуется её эстетическими свойствами, которые рассматривают как важные составляющие, определяющие культурную ценность такой среды.

Предметно-эстетическая среда любого субъекта одновременно образует часть социального пространства, а составляющие её объекты могут рассматриваться как элементы и носители определенной общественной культуры. Такие элементы оцениваются с разных позиций: эстетико-гносеологических, этических, эстетико-утилитарно-прагматических, эстетических, – и рассматриваются аксиологически как ценность. Теория ценности раскрывает предметно-эстетическую среду как ценностное образование. По мнению Столовича Л.Н., объективным критерием ценности является отношение объекта к закономерностям развития общества, обуславливающим его поступательное движение, расширение свободы человека. Таким образом, объективно ценным признается все то, что общественно ценно и способствует совершенствованию общественного организма, а значит и отдельной личности .

Учебная и внеучебная деятельность студентов классического университета пронизана элементами эстетически организованной среды, которая создает атмосферу высокого эстетического и этического поведения преподавателей и обучаемых, осуществляет эстетизацию их деятельности в учебно-воспитательном процессе. Эстетическая среда обучения и воспитания, эстетическая организация рабочего места преподавателя, его эстетическая внешность и этика в общении со студентами комплексно формируют культуру человека, его духовный мир и представления о красоте.

Эстетическая среда в теории эстетического воспитания нередко рассматривается как стихийный элемент воспитательного процесса. Хотя эстетическая среда (и это является её основной функцией) способствует возникновению у личности потребности в эстетическом развитии. Возможности, условия, способы эстетической деятельности, эстетические отношения, которые развивает человек, по мнению Якушевой С.Д., являются параметрами этой среды, которые складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Среда представляет собой динамическую структуру, в которой человек, проходя «образовательный цикл», развивается и формируется как личность .

Объединение педагогического и эстетического потенциала среды классического университета является важным условием воспитания будущих специалистов.

Эстетические возможности содержания учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и студенческой деятельности, а также эстетические возможности педагога рассматриваются нами как средства формирования эстетической среды классического университета.

Эстетическое присуще всем видам человеческой деятельности, поэтому его потенциал наличествует в каждой учебной дисциплине, преподаваемой в классическом университете. Преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области литературы, музыки, живописи, архитектуры и т.п. Например, изучая основы права, педагог обращает внимание на красоту закона, на эстетику истины и справедливости; информационные технологии – на информацию как феномен культуры, красоту структуры, эстетику перспективного знания (программирование). Содержание занятий перестает быть отвлеченным, скучным, обращенным к утомительной процедуре запоминания, поскольку эстетические чувства преподавателя и студента отзываются на возникшую связь между предметом изучения и личностью. В учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоциональные процессы, настроения, стрессы способны оказать регулирующее и активизирующее действие как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления, интересы, потребности, мотивы.

Переживание фиксирует личную заинтересованность человека в самом процессе поиска истины, который становится приятным, радостным, раскрывая студенту его собственную интеллектуальную силу и проницательность. Вместе с тем у него пробуждается и развивается эстетическое отношение к сфере бытия. Поэтому одной из задач преподавателя классического университета является обеспечение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию. Эмоциональное возбуждение активизирует внимание, процессы запоминание и осмысления, делая их более интенсивными, а значит, повышает эффективность достигаемых целей.

Таким образом, эстетизация образовательной среды классического университета осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, к которым мы относим духовную и материальную реальность, различные предметы и явления, способные вызывать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Литература

1. Автономов П.П. Роль предметно-эстетической среды в системе коммунистического воспитания учащихся (на примере комплексной организации форм наглядной агитации): Дис. к.пед.н. – К.,1979. –С.79.

2. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды: Дис. к.пед..н. – М., 1982. – 185 с.

3. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1994. – 152 с.

4. Ильин И.А. Собрание починений: В 10 т. – Т.1. – М., 1998. – С. 309.

5. Кавалерова Н.А. Эстетическое воспитание учащихся в условиях сельской школы: Дис. к.пед.н. – К., 1974.

6. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С.448.

7. Мертенс Е.С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине ХІХ – начале ХХ века: Автореф.дис. к. пед.н. – Смоленск, 2006. – С.5–7.

8. Молодёжь: будущее России. – М., 1995. – С.107.

9. Стерхова Н.С. Сущность, структура и особенности эстетического воспитания студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С.93.

10. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. – М., 1972. – С.72–73.

11. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1997. – С.148–170.

12. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. – 1996. – № 4. – С. 10.

13. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического: Дис. д-ра филос.н. – Казань, 2008. – С. 297 –307.

14. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: Дис.к.пед.н. – Оренбург, 2003. – С.117.

Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и архитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета. Существуют никем не отмененный нормативный документ, определяющий санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательной среды. Наконец Ростовская область может гордиться тем, что областной институт усовершенствования учителей первым (и пока единственным) в России выпустил в свет еще в 1990 г. методические рекомендации для директоров школ «Школьный интерьер». Доказано, что:

Использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать на учащихся тонизирующий эффект;

Характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывают серьезное влияние на интеллектуальную работоспособность учащихся, на концентрацию внимания;

Среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты);

Успех обучения во многом зависит от наличия «поля зрительного интереса» в интерьере учебного кабинета.

Известно, что любая среда, в том числе и образовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бумажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на серые бетонные ступени лестниц, напоминающих о казематах?..

Процесс образования предъявляет особые требования к архитектурной организации пространства. Ведущим началом здесь является функциональная организация учебного процесса и ее выражение в объемном решении.

Психолого-педагогические возможности архитектуры чаще всего не принимаются во внимание, хотя они более значительны, чем кажется на первый взгляд. Двухлетние исследования в двух различных подземных школах США показали, что те же преподаватели с теми же учебниками и программами в традиционных школах (с естественным освещением) добивались худших результатов по усвоению материала, особенно по естественным дисциплинам, требующим большой абстракции. Строящиеся в США в целях защиты учащихся от стихийных бедствий подземные школы подтвердили, что замкнутое окружение способствует лучшему усвоению учебного материала: успеваемость учащихся в младших классах повышается на 34%, в старших - на 9%, а 58% детей заявили, что яркая окраска интерьеров школы побуждает их лучше относиться к занятиям.

Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории, лекционные залы, мастерские, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций.

Учебные помещения должны отвечать комплексу требований - педагогическим, гигиеническим, психологическим, эстетическим, функциональным. Архитектурное решение этой группы помещений должно обеспечивать пространственную организацию различных форм и методов обучения - коллективных, групповых, индивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого учебного помещения должен иметь свое «лицо» и отвечать требованиям эргономики (световой и цветовой климат, естественная освещенность, ориентация по частям света, температурный режим, условия естественной или принудительной вентиляции).

Существует понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета улучшают умственную деятельность; желтый цвет, более чем синий, способствует концентрации внимания.

Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывают значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространства учебных помещений и рекреаций. Так, освещение в пределах яркостных контрастов с отсутствием слепи-мости, цветовое решение с учетом оптимального различения объекта внимания и плоскостного фона (тетрадь-стол, доска-стена), создание условий для сосредоточенности, концентрации внимания (создание цветом «поля зрительного интереса») способствует меньшей утомляемости школьников.

Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы:

Создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске);

Изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.

Уже отмечалось, что среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, которая вызвала утомление. Противопоставление может быть достигнуто по форме и величине пространств, по цвету и характеру освещения, фактуре и текстуре поверхностей стен, и др.

Цветовой климат всего помещения имеет огромное значение для самочувствия школьника. Особенно возросла роль цвета в интерьере в связи со стремлением компенсировать однообразие и упрощенность форм типовых образцов пространства, мебели и оборудования, обусловленных современной технологией индустриальных методов строительства. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность человека. По официальным данным, потери рабочего времени, связанные с неблагоприятным цветовым климатом, достигают 10-20%. Отсюда - важность цветовых характеристик.

Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что на лестничных клетках.

Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует умственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней человека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чистом виде оранжевый цвет может использоваться в местах краткосрочного пребывания детей - на лестничной клетке, в рекреации, в столовой, в буфете. Дети младшего школьного возраста любят его, поэтому если оранжевый цвет используется в классной комнате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастельным).

Зеленый и голубой цвета - любимы старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижает кровяное давление.

Фиолетовый цвет - аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.

Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.

Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.

Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся, и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера.

Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. В помещениях, ориентированных на север, стены следует окрашивать в «теплые» тона (желтый, бежевый, канареечный, салатовый). Они успешно компенсируют недостаток света. Наоборот, в светлых, солнечных комнатах, обращенных окнами на юг, можно применить насыщенные цвета - светло-голубой, светло-зеленый, компенсирующие избыток света, утомительного для глаз.

Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям - накоплению статического электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно раздражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприятию информации.

Эстетично оформленная образовательная среда создает позитивный психологический настрой (установку) поведения человека, предрасполагая его к действиям соответственно функциям социального процесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлений вандализма.