Программа ктд в начальной школе. «Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология»

Коллективное творческое дело

Задачи:

1. дать представление об особенностях КТД;

2. развивать умение работать в подгруппах, проводить рефлексию и обобщать полученные знания;

3. воспитывать желание использовать различные виды КТД в практической деятельности.

План:

1. Понятие КТД.

2. Этапы подготовки и проведения КТД.

3. Планирование КТД.

4. Виды КТД.

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Этапы КТД

2. Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД. 1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы "совета дела", определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:

" Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры); " Торжественное начало, "зачин" (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);

" Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);

" Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.

6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Планирование КТД

3. Планирование КТД

Участники, зрители, жюри 1. Кто?

Определение актуальности, необходимости 2. Почему?

Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 3. Когда?

Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 4. Где?

Определение целей и задач 5. Зачем?

План мероприятия, его краткое описание 6. Что?

Подробное описание мероприятия 7. Как?

4.Виды КТД

Общественно - политические КТД.

Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. КТД политического толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.

Трудовые КТД.

Лето - благодатная пора, когда можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.

Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач.

Познавательные КТД.

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Спортивные КТД.

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере, оздоровление. Она должна быть ежедневной и разнообразной. Художественные КТД. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. КТД с целенаправленным нравственным содержанием.

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. КТД в работе с активом.

Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги.

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Коллективное творческое дело (КТД)»

Из опыта работы классного руководителя

Коллективное творческое дело


План работы

Коллективное творческое дело

Структура КТД

Виды КТД.

Механизм анализа КТД


Коллективное творческое дело

Воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:

  • Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
  • Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
  • Творческого подхода

Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.


Структура КТД

  • Коллективное целеполагание
  • Коллективное планирование
  • Коллективная подготовка
  • Проведение дела
  • Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
  • коррекция

Сравнительная таблица: « КТД классическое и КТД личностно-ориентированное»

ЭТАП

КТД по модели

Иванова И.П.

Коллективное целеполагание

КТД личностно-ориентированное

Реализация общественно-значимых задач

при выборе дела

Коллективное планирование

Дело как реализация задач личностного развития

Коллективная подготовка

Коллективное проведение дела

Акцент на

Акцент на групповой работе

Только командное участие

Акцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективный анализ по итогам

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, оценка своего потенциала



Механизм разработки коллективного творческого дела

  • Определение цели. Мобилизация ресурсов.
  • Представление советом основной идеи дела. Коллективное обсуждение.
  • Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.
  • Контроль за выполнением плана(руководитель совета дела).
  • Проведение дела.
  • Анализ КТД(сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Внесение изменений в чередующиеся творческие задания. Планирование нового КТД.

Метод «Мозгового штурма »(«мозговой атаки», коллективной генерации идей)

  • метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.

Разработан А. Осборном в 1953 г.

Правила проведения :

  • Существует запрет на критику идей;
  • Идеи оцениваются после штурма,
  • В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
  • Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
  • Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников

КТД спортивные

  • Шахматный турнир
  • Турнир по теннису
  • Комическая эстафета
  • Турнир Дедов Морозов
  • День защиты детей

КТД познавательные

  • Школьные олимпиады
  • Городские олимпиады
  • КВН по предметам
  • Математическая игра
  • Конкурс знатоков русского языка
  • Классные часы
  • Устный журнал
  • Викторины «Достопримечательности города»

Формы КТД. КТД общественные

Разведка интересных дел (часы планирования).

«Расскажи мне о…» (часы анализа и самоанализа)

Конкурс проектов «Школа будущего»

Мисс школы, мистер школы

Посвящение в первоклассники, пятиклассники

Пресс-конференция «Расскажи нам об армии» (с участием воинов)

Конкурс военной песни

Устный журнал «Песни Победы»

Акция «С днем рождения, любимый город»

Классный час «Что знаем мы о Конституции?» «Символы России»


КТД эстетически- развлекательные

  • Представление «Давайте познакомимся»
  • Дни именинников
  • Новогодний КВН
  • «Загадочный» новогодний сюрприз для учеников школы
  • «Есть такая профессия – Родину защищать»(литературно-музыкальная композиция
  • ЧВС «Рыцарь класса»
  • Школьный фольклорный праздник
  • День музыки в школе
  • Акция «Весенний сюрприз»
  • Акция «Мендарин»

Механизм анализа КТД (акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности)

Примерные вопросы анализа:

  • Что хорошего удалось?
  • Как это меня лично продвинуло?
  • Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
  • Что мне следует изменить?
  • Пожелания всем.
  • Что делать дальше?

Последовательность:

  • Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
  • Затем – участники группы.
  • Завершают анализ педагоги.

Основные условия воспитательной результативности КТД

  • Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.
  • Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.
  • Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.

КТД для среднего возраста

11) Картины - это застывшие мгновения. Попробуйте оживить их и показать дальнейшее развитие событий: - "Бурлаки на Волге" - "Иван Грозный убивает своего сына" - "Опять двойка" 16) Изобразить памятник, который называется: - "В споре рождается истина" - "Любви все возрасты покорны"
12) Представьте, как в музее рекордов Гинесса выглядели бы стенды рекордов: - неслыханной щедрости - невероятной жадности - чрезвычайной скромности 17) Поставить сказку "Три медведя" в жанре: - комедии - оперы - балета - фильма ужасов
13) Представьте, что открылся новый специализированный магазин. Придумать хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы продаваться там и объясните, почему. Магазин называется: - "Все для прогульщиков" - "Все для нерях" 18) Инсценировать ситуацию: - "Вор в чужой квартире" - "Композитор сочиняет музыку" - "Хирург в операционной"
14) Прорекламировать новые виды продукции: - пуговицы трехдырочные - молния с дистанционным управлением - шнурки быстрорастворимые 19) Представьте себя дрессировщиком и "укротите": - дикие портфели - свирепые ботинки
15) Поставить спектакль "Курочка Ряба" так, чтобы действие происходило в: - первобытном обществе - в эпоху рабовладения - в далеком будущем 20) Вспомнить, как ведут себя на сцене известные артисты и сделать на них дружеский шарж.

КТД для старшего возраста

21) Сделать научный рассказ на тему: - "Гусь свинье не товарищ" - "В тихом омуте черти водятся" - "Сила есть - ума не надо" 26) Придумать новый оригинальный способ: - предотвращения замерзания носа в зимнее время - предотвращения непроизвольного чихания - открывания банки консервов
22) Вам не раз приходилось видеть, как берут интервью. Разыграйте ситуацию, когда берут интервью у: - известного гадателя на кофейной гуще - лидера движения постоянного неприсоединения 27) У медиков и психологов есть такое понятие - экспресс-диагностика. Это максимально быстрый метод определения отклонений в организме. Попробуйте разработать, а лучше и применить на практике, метод диагностики для определения: - уровня речевого бескультурья - процент моральной устойчивости - коэффициэнт ответственности за порученное дело
23) Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес: - старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах - Карлсону - за проживание без прописки - Лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание детей в валютные махинации 28) Составьте инструкцию (то есть подробное описание) на тему: - как вымыть слона - как приручить таракана - как правильно поймать в комнате муху
24) Составить текст объявления (в лаконичном стиле): - о сдаче в аренду собачьей конуры - о потере морального облика - об обмене ревматизма на радикулит 29) Придумать пазвание для новой спортивной игры, где одновременно использовались бы ядро, клюшка, мотоцикл - шайба, ракетка, акваланг - теннисный мяч, лыжи, шест для прыжков в высоту
25) Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп 30) Придумайте новый творческий конкурс

Все, что Вы видете - это лишь каркас заданий. Больше придумавайте сами и фантазируйте.

ПАЛИТРА
(По материалам педотряда "Радуга" г. Самара)

Коллективнотворческое дело, направленное на выявление творческих способностей детей, сплочение коллектива через совместную деятельность.
ТИП: Комплексная игра.
ФОРМА: Состязание.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Команды состязаются в эрудиции, ловкости, остроумии, выполняя задания, оценку которых дает жюри, выбирая при этом только одну команду-победительницу. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность всем детям показать свои знания, умения, навыки, сплачивают коллектив детей и взрослых.
ОСНОВНАЯ ИГРОВАЯ ЗАДАЧА: Так как это дело проводилось в нашем центре в организационный период смены, то перед ним стояло несколько специфических задач: формирование микро-групп, выделение лидеров, знакомство ребят с традициями и легендами нашего центра.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: Особо хочется отметить, что в формирование микрогрупп принимали активное участие педагоги-организаторы, которые работали с ними на протяжении всей смены. До начала коллективно-творческого дела необходимо провести социометрию, что позволит Вам выявить лидеров.
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА:
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: Несколько микрогрупп.
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: На первом этапе набор в будущие микрогруппы проводят педагоги-организаторы, они выбирают себе в помощники двух детей (по одному мальчику и девочке) из числа зрителей. В число этих детей входят лидеры, выявленные по социометрии. Эта группа и получает первое задание. После его выполнения и оценки членами жюри, каждая группа выбирает из зрителей еще двух ребят. Так происходит до того момента, пока все зрители не разойдутся по рабочим группам. Важно отметить, что такой набор групп дает возможность педагогу-организатору не только формировать свою группу вместе с ее будущим лидером, но и проявить свои творческие способности, участвуя на равных в подготовке и выполнении заданий, полученных группой.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
КРАСНЫЙ: Проводится для команд из 3 человек. Красный цвет - это первый из семи цветов радуги. Основная цель этого конкурса - обратить внимание ребят на само слово РАДУГА и на цвет футболки педагога-организатора. Каждый конкурс открывает та команда, у которой цвет футболки педагога соответствует цвету конкурса. Итак, этот конкурс начинают красные.
ЗАДАНИЕ: Сочинить четверостишие, в котором отразить цвет, закрепленный за данной командой. Например: команде, у педагога которой красная футболка - сочинить стихотворение со словами КРАСНЫЙ или его производными.
ОРАНЖЕВЫЙ: Проводится для 5 человек. Начиная с команды ОРАНЖЕВЫХ, все группы по очереди называют плоды (Ягоды, овощи, фрукты) оранжевого цвета. Замешкавшаяся команда выбывает из конкурса. Группа, назвавшая последний плод оранжевого цвета.
ЖЕЛТЫЙ: проводится для команд из 7 человек. Желтый цвет - цвет Солнца. Поэтому и задание этого конкурса вязано непосредственно с ним: сочинить легенду о солнечном зайчике. Либо перед началом конкурса, либо по его окончанию можно подарить ребятам песню "Солнечные зайчики" (см. приложение).
ЗЕЛЕНЫЙ: Проводится для команд из 9 человек. Каждой группе необходимо сочинить сказку, в которой все действующие лица зеленого цвета. Например: Царевна-Лягушка, Змей Горыныч, Крокодил Гена и др.
ГОЛУБОЙ: Проводится для команд из 11 человек. Этот конкурс можно назвать "У голубого экрана". Всем командам показывается лист ватмана, на котором произвольным образом написаны известные телепередачи. Например: Программа "Утро", Кинопанорама, "Любовь с первого взгляда", "Поле чудес", "Лотто Миллион", "Программа А", Музобоз, КВН, L-клуб и др. Задача играющих в том, чтобы посмотрев на этот лист 20 секунд, написать на своем листочке все запомнившиеся им телепередачи.
СИНИЙ: Поводится для команд из 13 человек. Основная задача играющих - сделать рекламу известным предметам, цвет которых поменялся на синий. Например: Автомат Калашникова, противогаз, Телогрейка, кирзовые сапоги, огнетушитель, валенки, бронетранспортер и другие.
ФИОЛЕТОВЫЙ: Последний конкурс. Проводится для команд из 15 человек. Этот цвет последний из семи цветов радуги. Чтобы ещё раз обратить внимание на слово РАДУГА и сработать на сплочение коллектива, следует пояснить играющим, что все вновь образованные группы, несмотря на разные цвета (Красный, Оранжевый, Желтый, Зелёный, Голубой, Синий и Фиолетовый) образуют единое целое - центр "Радуга".
ЗАДАНИЕ: Сочинить кричалку со словом РАДУГА и, конечно, прокричать её всей командой. Например: "Раз дуга и два дуга - победила РАДУГА", "ЧТО Москва, что Кострома, лучше РАДУГИ нема!". Лучшие кричалки можно использовать в общелагерных делах, спортивных соревнованиях и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ:
Большое количество участников в каждой группе и большое количество групп (6-7) определяется спецификой нашего центра, в котором 90 ребят. Это правило можно изменять в удобных для Вас пределах. Например, если Вы проводите "Палитру" на отряд из 30 человек, то в каждом конкурсе лидер группы выбирает себе только одного помощника. К финалу конкурсной программы у Вас будут сформированы рабочие группы по 7 человек в каждой. Правда, в этом случае не набирается 7 разноцветных групп. Каждый раз надо решать индивидуально, что Вам в данный момент важнее: чтобы число групп совпадало с числом цветов в спектре или чтобы в каждой группе было около семи человек. И последнее, если у Вас нет возможности найти для каждой группы педагога-организатора, чтобы не потерялась идея многоцветности групп. Оденьте детей-лидеров в футболки цветов радуги.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТНЫМ МОРЯМ
Колективно-творческое дело, направленное на выявление лидеров, творческих способностей участников и формирование коллектива.
ТИП: Комплексная игра.
ФОРМА: Состязание.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: команды состязаются в творчестве, остроумии и эрудиции, выполняя задания, получаемые от ведущего. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность каждому ребенку показать свои творческие и организаторские способности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: выявление деловых и эмоциональных лидеров микрогрупп, творческих способностей детей, а также на сплочение коллектива через совместную деятельность группы.
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА: Старшие подростки и старшеклассники.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: Несколько микрогрупп.
СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ:
Одним из важных моментов любого коллективно-творческого дела является разбивка детей на микрогруппы, которые и выполняют полученные от ведущего задания. Можно сказать, что если "театр начинается с вешалки", то любое КТД начинается прежде всего с разбивки. Для неё Вам понадобятся несколько парусников разных цветов (по числу микро-групп), каждый из которых необходимо разрезать на столько частей, сколько будет ребят в этой микрогруппе. Причём, не забывайте и о том, что число ребят в командах должно быть равным по количественному составу. В дальнейшем эти разрезанные парусники будут использоваться при оценке выступления команд.
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА:
Перед началом конкурса ещё раз обратите внимание ребят на карту с изображением цветных морей и напомните командам, что победительницей станет та группа, которая первой соберёт свой парусник на одном из этих морей. Желательно, чтобы кораблик и море, на котором его собирают были разных цветов. Не забудьте перед началом каждого конкурса сказать командам сколько частей своего корабля будут перекладывать на цветное море команды, отличившиеся при выполнении задания. Например, в первом конкурсе победила команда, у которой красный парусник. Это означает, что она перекладывает на одно из цветных морей несколько частей своего корабля.

Итак, ПЕРВОЕ конкурсное задание:
Для того, чтобы отправиться в плавание по цветным морям, каждой команде необходим свой корабль. Из тех кусочков цветной бумаги, которые Вы использовали на разбивку, команды должны выложить свой кораблик. Победителем считается та команда, которая сделает это раньше других.
Важно отметить тот факт, что парусники, которые Вы нарезали для разбивки, должны отличаться друг от друга только по цвету, но ни в коем случае не по размеру или форме. В противном случае задания у команд могут получиться неравноценными, и это вызовет лишние споры.

ВТОРОЕ конкурсное задание:
Каждой команде раздаётся комплект карточек с набором следующих букв: Е, К, К, С, Б, О, З, Ы, Р, А. Выполнение задания напоминает заполнение кроссворда. Ведущий даёт определения слов (по одному), которые можно выложить из этого набора букв. Команда, которая первой поднимет над головой заданное слово, перекладывает одну из частей своего корабля на карту цветных морей.

Например:

ТРЕТЬЕ конкурсное задание:
Каждой команде дается несколько перевертышей (Конкурс "С точностью до наоборот" из телепередачи "Великолепная семерка") известных выражений из лексикона моряков. Перевёртыш образуется при замене каждого слова на противоположное по смыслу.

Например:
"Учиться, учиться, учиться",- Владимир Ленин можно заменить на: "Мракобесие, мракобесие, мракобесие",- Лев Троцкий. Или: "Без женщин жить нельзя на свете, нет…" На: "С мужчиной умереть можно в темноте, да…"

Задания на конкурс:

ЧЕТВЁРТОЕ конкурсное задание:
Сочинить рассказ на морскую тему, в котором все слова, кроме предлогов и союзов, будут начинаться только на одну букву алфавита. Можно разрешить использовать в рассказе прилагательное, обозначающее цвет моря, где команда собирает свой парусник.
Например: Команда, строящая свой корабль в СИНЕМ море, может сочинить такой рассказ (буква К):
Синий Королевский Корабль "Корона" Курсировал от Корсики до Кипра с Коровами на Корме и Королевским Колдуном в Каюте. Корабельный Кок Каналья, синий от Качки, Кипятил в Кастрюле картофель с Крабами Креветками и Кальмарами для Королевской Кухни. И так далее…
Команда, использовавшая наибольшее количество разрешенных слов, и становится победительницей этого конкурса.

КТД "ПОСЕЛЕНЦЫ"
Цель:
- работа по МКГР (микрогруппы)
Основная идея: все люди нужны, но каждому лучше найти работу, соответствующую его характеру.
Задания: после кораблекрушения Вы оказались на острове, где Вам предстоит прожить довольно долгое время. Ваша задача - придумать, а потом изобразить, кто чем будет заниматься на острове: как будут решаться споры и конфликты, кто будет управлять и т.д.
После показа сценок группам задаются вопросы типа:
-"А если кто-то захочет жить один, а ружье только одно", и т.п.

КТД "СКАЗКА"

Постановка маленьких сказок в различных жанрах:
1) Детектив "Колобок"
2) Мелодрама "Волк и семеро козлят"
3) Рок-опера "Буратино"

КТД "ЗАКОНЫ"

Поставить сценки, показывающие законы отряда. Возможно придумывание к ним не просто ситуаций, а легенд и т.д. В конце возможно обсуждение...

КТД "ПАРОДИЯ НА ВЕДУЩИХ"

Придумать и показать пародию на ведущих. Делается в середине или конце программы. Помогает группе сбросить возникшее напряжение, а ведущим -- посмотреть на себя со стороны.

КТД "ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ СЦЕНОК И РАЗБОР ИХ"

Группе дается задание поставить сценки по тем проблемам, которые они видят (в отряде или вне его). А затем проводится обсуждение возможных решений.

«Памятник пословице»

Задание: Создайте памятник, который называется так:

· «В споре рождается истина».

· «Глаза боятся - руки делают».

· "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

· «Любви все возрасты покорны!»

«Письма с флота»

Задание: Написать домой (друзьям, родителям и т.д.) письмо с флота, используя следующие слова:

· бак, переборки, аврал, бушприт, ют;

· фал, кок, бизань, клотик, гальюн, ведьма;

· леер, камбуз, чумичка, фальшборт, караси;

· шпигат, вотервейс, рея, отдать швартовые, лечь в дрейф;

Примечание:

Шпигат - отверстие в палубе судна для удаления воды за борт;
Вотервейс - канавка для слива воды на палубе;
Лечь в дрейф - остановиться;
Отдать швартовые - подготовиться к швартовке около причала;
Рея - поперечная балка на мачте;
Бушприт - приспособление для прикрепления косых парусов в носовой части судна;
Бак - корабельная носовая надстройка;
Переборки - стены судна;
Аврал - команда на судне, выполняемая всем или почти всем личным составом, вызываемая специальным сигналом и командой « все наверх»;
Ют - кормовая надстройка судна;
Чумичка - поварёшка;
Леер - ограждение вдоль бортов, вокруг люков и т.д., а также трос для постановки некоторых парусов;
Фальшборт - продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы;
Камбуз - столовая;
Караси - носки;
Фал - трос для подъёма парусов;
Бизань - кормовая мачта;
Кок - повар;
Гальюн - туалет;
Клотик - самая верхняя часть судна, представляет собой деревянную или металлическую деталь закругленной формы;
Ведьма - тряпка.

«Музей вредных привычек»

Задание: Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.

· Зал ссор между мальчиками и девочками.

· Зал хамства.

· Зал грязнуль.

· Зал плакс.

«Памятник литературному герою»

Задание: Создать памятник литературному герою и произнести речь в честь его открытия.

· Памятник первому представителю Красного Креста (Айболиту);

· Памятник первому организатору спортивных соревнований с нечистой силой (Балде);

· Памятник первому собирателю утиль - сырья (Плюшкину);

· Памятник первому активисту ОСВОДа (деду Мазаю).

Задание: Вы устраиваетесь на работу. Принять Вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции:

· швабры,

· противогазы,

· трёхлитровые банки,

· зубочистки.

«Академия весёлых наук»

Задание: Вы - студенты различных институтов. Вам необходимо составить доклад.

· Тема доклада: «Сила есть - ума не надо» (институт физической культуры).

· Тема доклада: «Если долго мучиться, что-нибудь получится» (педагогический институт).

· Тема доклада: «Семь раз отмерь - один отрежь» (медицинский институт).

· Тема доклада: «Гусь свинье не товарищ» (институт сельского хозяйства).

«Гороскоп»

Задание: Составить гороскоп для следующих сказочных героев:

· Карлсона,

· Красной Шапочки,

· Баба - Яги,

· Крокодила Гены,

· Дюймовочки,

· Мальвины,

· Чебурашки,

· Буратино.

« Репка»

Задание: Инсценировать сказку « Репка» при этом используя следующую терминологию:

· юридическую,

· политическую,

· спортивную,

· педагогическую,

· медицинскую.

«Ехали мы, ехали»

Задание: Вы едите в « Океан». Необходимо нарисовать плакат, и написать письмо домой на тему.

· «Мы едем, едем, едем…»

· «Как родная меня мать провожала!»

· Океанские грёзы.

· «Голубой вагон бежит, качается…»

· Здравствуйте, это мы!

«Придумай, расскажи»

Задание: Инсценировать разговор героев:

· 100 долларов и одной копейки,

· золотой серьги и дырявого носка,

· ржавого гвоздя и каблука,

· грязной тарелки и туалетного мыла,

· старой газеты и рубанка.

«Новый календарь»

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев - это всего-навсего порядковые числительные. Так, « сентябрь», обозначает « седьмой», а «декабрь» - «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!

Задание: Придумать новое, красивое название для месяцев:

· январь,

· сентябрь,

· ноябрь,

· апрель.

«Волшебная закладка»

Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:

· перо Жар-птицы,

· волшебная палочка,

· аленький цветочек,

· волшебная стрела,

· золотой ключик.

«Утренняя зарядка»

Задание: Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:

· морская зарядка,

· пожарницкая зарядка,

· кухонная зарядка,

· строительная зарядка,

· космическая зарядка.

«Животные с планеты Бам-с»

На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты, или попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи.

Задание: Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:

· ханурик однорогий,

· сюсипусик гребешковый,

· манмарончик клыкастый,

· лямурик длиннохвостый,

· каробясик игольчатый.

«Цветочный ковёр»

Задание: Составить композицию из цветов, растений.

· «Вечерняя заря в пучине догорала».

· «Мороз и солнце: день чудесный!»

· «Роняет лес багряный свой убор».

· «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя».

· «На море синее вечерний пал туман».

«Мужественные коллекционеры»

Задание: Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

· Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление.

· Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка.

· Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире.

· Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому.

· Собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

«Правила поведения»

Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

· в собачей конуре;

· на летающей тарелке;

· на мачте Останкинской телебашни;

· на айсберге;

· в берлоге медведя.

«Новый Архимед»

Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они - наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого…

Задание: Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

· Как определить возраст кошки?

· Как измерить вес облака?

· Как определить количество мяса в котлете?

· Как измерить температуру тела таракана?

· Как определить численность муравьёв в муравейнике?

«Картина из отпечатков пальцев»

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

· «Моя семья»;

· «Моя квартира»;

· «Мой автомобиль»;

· «Моя дача»;

· «Мои любимые домашние животные»;

«Современная былина»

Задание: Сочините эпическое произведение о современных героях. Названия даны следующие:

· «О том, как Стивен Сигал (шеф - повар Кейси Рай бок) освободил от врагов крейсер » Миссури";

· «О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена»;

· «О том, как Чак Норрис (Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе»;

· «О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду громителей - террористов»;

· «О том, как Жан - Клод Ван Дамм (Кикбоксёр) отомстил за своего брата».

«Озвученная картина»

Задание: Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

· «Запорожцы» И. Е. Репина;

· «Охотники на привале» В. Г. Перова;

· «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева;

· «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;

· «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона.

«Новые специальности в ВУЗах»

Задание: Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет.

· факультет ореходробительного оборудования;

· барханостроительный факультет;

· факультет дегустации кисломолочной продукции;

· паутинопрядильный факультет;

· факультет бамбукообработки.

«Танцующие пальцы»

Задание: Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:

· польку,

· чарльстон,

«Цвет»

Задание: Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:

· жёлтый,

· красный,

· зелёный,

· чёрный.

*** - Нельзя указывать на заданный цвет в одежде или в окружающей обстановке. Показывать нужно через ассоциативные образы.

Космический парад

Задание: подготовить и показать элементы строевой подготовки жителей других планет. Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый микроколлектив представляет планету. Ребята придумывают ей название, как будут звать жителей этой планеты, делают элементы костюмов- для жителей каждой планеты. А теперь главное – предстоит придумать движение в строю, характерные для инопланетян: придумать команды, которые отдает командир, придумать песню. Когда это все придумано, можно начинать космический парад. Все делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического Совета. Командующий делегации сдает рапорт Верховному главнокомандующему. Затем делегации маршируют по-планетному с песней перед трибуны. Можно вручить некоторым планетам награды за значительный вклад в развитие строевого искусства.

Аукцион талантов

На аукционах обычно продают полезные и ценные вещи. Приобрести эту вещь сможет тот, кто предложит за нее большую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и деньги необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз, или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих. Расплачиваться за право получить приз придется своими талантами. Ребята могут петь, читать стихи, танцевать и даже стоять на голове. Причем «платить» можно индивидуально, а можно «вскладчину», т.е. объединившись в группы.

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими и старшими.
Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненноважных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни.
Виды КТД:
Общественно-политические;
Трудовые;
Познавательные;
Художественно-эстетические;
Организаторские;
Спортивно-оздоровительные;
Структура КТД
1 стадия – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов.
2 стадия – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).
3 стадия – коллективная подготовка КТД.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? Что не получилось? Почему? Как сделать, чтобы было лучше?)
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД (реализация выводов и предложений при проведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД)
Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:
1.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.
2.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.
3.Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.

Технология КТД.
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем педагогическим работникам. Обычно этот феномен – коллективное творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям. Да, на практике сплошь и рядом эта направленность КТД исчезает и заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики.
Результат
Что является надежным результатом осуществления коллективных творческих дел независимо от их ориентации?
Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Структура
Технология «классического» КТД многократно описана. Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть структурной схемой КТД.
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) включает шесть этапов:
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
проведение дела;
коллективный анализ;
решение о последствии.
В реальной педагогической практике первое «совместное решение» встречается редко. Дело чаще задаётся извне (поручение классу, отряду) либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап – «решение о последствии» явно не обязателен и потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о не продолжении идей дела.
Итак, минимальная технология КТД – это описание цепочки, коллективное планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ. Её суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации соревновательность школьников, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события.
Известная схема структуры КТД такова:
Реше-
ние о Совет Коллек-
прове- дела тивный
дении анализ
дела

ТехнологичностЬ КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах, уже названных в шоу-технологии: соревновательности, двуплановости игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы и прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»).
Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Необходимо выделить два типа КТД, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как «наша», общая.
В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел?
В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива.
В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею.
В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

Сентябрь. Итак, мой 1-й класс… Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс. Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет. Следовательно, моя первейшая цель - сдружить их, а для этого - объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчонок.

Приходят вожатые-пятиклассницы. Вместе рассказываем, кто такие октябрята, что значит звездочка, почему на ней изображен Ленин. Потом вожатые учили с ребятишками правила октябрят.

Весь этот период (до приема в октябрята) я присматривалась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содружестве-звездочке.

Мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из своей жизни. Хотелось рассмотреть каждого, понять. Сентябрь порадовал хорошей погодой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обращала внимание детей на всё: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец наступил долгожданный день - 4 ноября: мои малыши станут октябрятами. Прием в октябрята происходил в зале школы. В зале около стен ряды пионеров - все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раздаются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны - не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырехугольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжественный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и вручают подарок - книгу.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом - «Мы веселые ребята» и т. д. В конце праздника - игры и танцы, пение любимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

Мое предложение - каждой звездочке придумать название и выбрать командира.

Все активно (по звездочкам) предлагают и обсуждают названия. Саша Д. сидит и усмехается. Саша - очень трудный мальчик. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я поймала его влюбленный взгляд, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор я часто поручаю ему включить в розетку штепсель (нужно забираться на стол), держать и подавать молоток и гвозди, повесить картину… Все это он делает с большим удовольствием. Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своей звездочки и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Наконец 1-я звездочка объявляет свое название - «Спутник»; затем 2-я - «Космонавты». Минуя 3-ю звездочку, обращаюсь к 5-й, в которой Саша Д.: «И у вас, ребята, должно быть тоже красивое название? Какое же?»

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожиданно Саша сказал: «Давайте назовем «Солнышки». Я обрадовано похвалила: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: 3-я - «Орлята», 4-я - «Звезда», 6-я - «Флажки».

Выбрали командиров звездочек, вместе думаем, какой сделать значок для командира.

«Орлята». На рукав - красный флажок.

«Солнышки». На рукаве рисунки - орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки». На рукав - звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложениями, но сами ничего не предлагают. Принимаем предложение «орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве - красный флажок.

Обсуждаем, как провести праздник прощания с Букварем. Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам. Делим так: 1-й и 2-й звездочкам - коллективную декламацию, 3-й и 4-й - сказку «Буква я», 5-й - сценку «Азбука», 6-й - стихи. Песни исполнять будем вместе. Кроме того, 1-я звездочка ищет загадки о книге; 2-я - выбирает для чтения книжки-малышки; 3-я - подходящие для праздника стихи из Букваря; 4-я - оформляет класс; 5-я и 6-я - готовят красочные приглашения родителям на праздник.

Решаем, что гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке - «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается 1-я звездочка. Обсуждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. Каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки нарядные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. - Букварь. Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя,- чувствую, что это просто от избытка направленного на него внимания. Мама Саши ласково улыбается.

После праздника остаются несколько детей. Игорь Александрович учит их фотографировать. Витя Г., красный от смущения, фотографирует меня с девочками. Потом читаем книжки - подарки от шефов. Все уходят домой, зажав книжки под мышкой.

12 декабря. Совет командиров объявляет конкурс звездочек на лучшее предложение о ритуале смены командиров.

1. Обсуждение праздника прощания с Букварем. Мнения звездочек:

Хорошо, весело.

Саша невыразительно рассказывал…

Витя не пришел, подвел ребят…

Маме понравилось…

Хорошие книжки подарили.

Я обобщаю:

Главное, все вместе поработали, и теперь радостно от того, что все получилось.

2. Предложения о смене командиров:

«Спутник». Звездочка стоит «смирно», командиру - шаг вперед, ему - флажок.

«Космонавты». Старый командир передает флажок новому.

«Орлята». Вожатая вручает флажок новому командиру.

«Звезда». Весь класс «смирно». Командиры выходят вперед, им вручают звездочки и флажки.

«Солнышки» и «Флажки». Играют марш. Командиры подходят к вожатой, которая вручает флажки.

Общий вывод-решение: после отчетов старых командиров звездочки совещаются и выбирают новых. Затем - парад командиров. Звездочки выстраиваются. Командиры выходят вперед к вожатой.

Вожатая: Звездочки, равняйсь, смирно! Приколоть флажки новым командирам!

Вожатые звездочек прикалывают новым командирам флажки. Под аплодисменты каждый командир возвращается к своей звездочке.

3. Распределение традиционных дел между звездочками:

«Спутник» - санитары;

«Космонавты» - библиотекари;

«Орлята» выпускают устный журнал или газету со своим названием («журналисты»);

«Звезда»- дежурные, помощники учителя («хозяева класса»);

«Солнышки» обеспечивают порядок на перемене, организуют игры («игровики»);

«Флажки» - дают концерт («артисты»).

Предложение: каждая звездочка готовит номер для концерта. Перспектива: подготовка к Новому году.

15 декабря. Сбор совета командиров: как провести игру-состязание, посвященную культуре поведения.

18 декабря. Сбор-игра: культурные навыки и привычки. Сценка «В магазине» придумана звездочкой «Спутник», звездочкой «Космонавты» - сценка «В автобусе». Игра-состязание «Волшебное слово». Победители игры - «Флажки», «Орлята».

1. Отчеты командиров. Выборы новых командиров. Обсуждение дел, выполненных в прошлом полугодии.

2. Коллективное планирование на следующую, третью четверть.

Предложения звездочек:

«Орлята». Вечер сказок и загадок, игры на горке.

«Спутник». Катанье на лыжах, поход на лыжах в лес.

«Космонавты». Чтение сказок и книг, концерты к Дню Советской Армии, сюрприз мамам.

«Флажки». Сделать игрушки из природного материала и подарить малышам из детского сада.

«Звезда». Игры на горке; помочь пионерам собрать бумагу.

«Солнышки». Игры на улице; поход на лыжах.

После обсуждения предложений выбираем такие дела:

1) сбор-путешествие в мир животных и птиц;

2) игры на улице - веселая зимняя спартакиада.

3) ПСМ - праздничный сюрприз мамам;

4) участие в пионерской операции «Бумага».

Создаем советы дел (по желанию, от каждой звездочки по представителю), которые будут организовывать задуманные дела.

3. Чередование традиционных дел. Обсуждение всем классом работы звездочек. Лучшей признана звездочка «Солнышки» - «хозяева класса». Санитары работают плохо, поэтому многие ребята «ходят в чернилах».

4. Концерт - от каждой звездочки по номеру. Очень понравились частушки, исполненные Деевой и Голанд.

5. Задание: обдумать, как будем проводить сбор-путешествие.

21 января. Сбор совета дела с вожатыми. Выслушиваем предложения звездочек: придумать сказки о животных; нарисовать разных зверей, птиц; читать книги о животных; рассказывать так, как будто ты участник событий; показывать рисунки и рассказывать, кто нарисован, где живет, чем кормится; посмотреть фильмы о животных.

Вожатые предлагают читать книги о животных на сборах звездочек. Решили, что каждая звездочка выберет несколько животных или птиц и расскажет, где они живут, чем питаются, как выглядят, нарисует их и покажет картинки ребятам. Можно придумать свою сказку или стихотворение о животных. Каждая звездочка задаст по 2 вопроса всему классу (можно загадки).

29 января. Сбор-путешествие в мир животных и птиц. На сборе интересно выступали «Орлята» и «Солнышки». Они сочинили сказки, рассказы, о животных, придумали вопросы, загадки.

30 января. Общий сбор-«огонек» - обсуждение сбора-путешествия. Все ребятишки признали, что мало готовились. Критиковали себя, своих командиров.

Сбор прошел не совсем удачно, но на ошибках учатся…

Х. Севостьянов Милютинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Россошанская основная общеобразовательная школа.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Россошанской ООШ

Ордынский А. Н.

Приказ от 30.08.2017 № ___89___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «КТД»

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 7 класс

Количество часов: 33

Учитель: Медведева Ирина Александровна

Программа разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.;

    Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644);

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189 (в редакции от 25.12.2013);

    Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, входит в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, размещена на официальном сайте http:edu.crowdexpert.ru/results-noo).

Программа «Коллективное творческое дело» представляет вариант программы внеурочной деятельности для 7 класса. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 13-14 летних детей. Прослеживается связь содержания программы с такими учебными предметами как: история, литература, обществознание, музыка, изобразительное искусство, а так же с воспитательными планами школы и класса. Межпредметные связи обеспечивают согласование содержания данной программы с конкретными предметными областями. Программа рассчитана на 1 год.

Программа «Коллективное творческое дело» построена на принципе взаимосвязи семьи, истории малой родины с историей страны. Создание программы явилось результатом осознания важности и приоритетности знаний о культуре своего народа, своей страны в воспитании личности ребенка.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых исследований и т.д. Также на данных занятиях осуществляется подготовка к общешкольным мероприятиям согласно плану работы школы на текущий учебный год.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.В среднем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей.Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Один из основателей системно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьев определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и педагогами дополнительного образования, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Таким образом, в основе программы лежит реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают организации, осуществляющие дополнительное образование (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Посещая занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал, раскрывают и развивают организаторские и творческие способности, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.

Цели и задачи

Программа «Коллективное творческое дело» призвана выполнить следующие цели:

Формировать гуманистическую направленность личности, активную гражданскую позицию;

    способствовать социальной и психологической адаптации подростков в коллективе;

    содействовать повышению значимости каждого подростка в обществе, как человека способного реализовать свои функции.

Задачи:

    создание условий для самоопределения и самореализации;

    формирование личности, ориентированной на культурные ценности;

    актуализация проблемы построения отношений между подростками;

    формирование у подростков позитивных установок во взаимоотношениях со сверстниками;

    оказание психологической помощи подросткам в разрешении конфликтных ситуаций;

    воспитание качеств, присущих:

    гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

    работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

    семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

Личностные и метапредметные результаты.

    патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

    честь;

    достоинство;

    свобода (личная и национальная);

    доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

    семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

    дружба;

    здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

    труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    традиционные российские религии . Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

    искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

    Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);

    Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений обучающихся к своему краю, истории страны и культуре, людям, природе);

    Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: опыта исследовательской деятельности, опыта организации совместной деятельности с другими детьми).

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

метапредметные

личностные

Осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов России; -освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;

Использование различных средств общения,

демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

Освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге; -освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;

Освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.

Становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии; -проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;

Развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека; -осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле; -развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с

учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

Проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию; -осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения родного края для личностного становления;

Развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.

Коллективное творческое дело (по Иванову И.П.)- воспитательное средство, способ организации яркой, наполненный трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших. Современное образование с личностно-ориентированным подходом делает определение КТД расширенным и более углубленным, видоизменяет эту форму деятельности детей и взрослых, не теряя главных достоинств, становится новой ступенью в развитии воспитательного процесса в целом.

Предлагаемые КТД направлены на развитие познавательной активности, самостоятельности, положительного отношения к познанию, добыванию знаний. Широкое использование различных форм познавательной и воспитательной деятельности, как показывают исследования, существенно повышает интерес к отдельным предметам со стороны детей, а особенно детей «группы риска».

Основные принципы работы:

    Личностно-ориентированный подход;

    Гуманистический подход;

    Системный подход;

    Позитивный подход.

Суть личностно-ориентированного подхода : каждый человек обладает личностным потенциалом. Каждой личности присущи чувство собственной ценности и достоинства, способность направлять собственную жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, самореализации, личностного роста.

    суть гуманистического подхода : каждый человек рассматривается как ценность общества.

    смысл принципа системности : проявляется в свете идеи о взаимной детерминированности личности и

межличностных отношений в коллективе, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности каждого члена коллектива, с другой стороны, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящий цикл.

    позитивный подход : каждый человек располагает рядом способностей, которые образуют потенциал, присущий каждому индивиду вне зависимости от его физического и психологического здоровья, социального положения.

Формы реализации программы

    Рассказы педагога и детей.

    Беседы, дискуссии.

    Встречи с интересными людьми.

    Экскурсии.  Конкурсы, викторины.

    Круглые столы.

    Конференции.

  • Праздничные мероприятия.

    Классные часы, часы общения.

    Соревнования.

    Поисковые исследования.

Место проведения занятий:

    • детская и школьная библиотеки;

      родной город, район, край.

    • наблюдения, записи и фотографирование;

      беседы, обсуждения;

      интервью;

      метод коллекционирования (сбор газетных статей);

      методы анкетирования и опроса.

Форма подведения итогов работы.

    • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;

      фотовыставки;

      устные журналы, беседы;

      выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;

      проектная и исследовательская деятельность учащихся;

      участие в играх и мероприятиях школы, города, района; презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

      анкетирование родителей и учащихся.

КТД по «ПДД»

«УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ»

Выпуск листовок-обращений по ПДД перед весенними каникулами

КТД по профилактике терроризма, суицидального поведения, экстремизма и воспитанию толерантности

«Молодежь за культуру мира, против терроризма», «Наша сила в единстве»

«Что такое экстремизм»

КТД по профилактике наркомании и негативных зависимостей

Публикации в школьной газете «КЛАССные известия» по ЗОЖ

Конкурс газет и плакатов «Вредным привычкам- НЕТ!»

Праздник «Наше здоровье в наших руках»

«Герои российского спорта»

«Вредная пятерка и полезная десятка»

КТД по охране здоровья, культуре общения, профориентации

«Русские самородки»

«Что такое деловой успех»

КТД по охране природы и окружающей среды

«На пороге экологической катастрофы»

«Вода - чудесный дар природы»

КТД по подготовке к праздникам

Праздничный концерт ко Дню учителя «Ваш день, Учителя! …» (Дню Учителя посвящается)

Конкурсно-игровая программа «Осенний листопад»

Игра-виктоорина «День народного единства»

«Новогодний калейдоскоп»

Новогоднее представление «Новогодние чудеса»

Фольклорный праздник «Широкая масленица»

«Мы – друзья природы»

Конкурс-поздравление «Гардамарины, вперед!»

Митингу, посвященному годовщине Великой Победы

Тематическое планирование

Формы проведения

Виды деятельности учащихся

«Об этом забывать нельзя» (к годовщине трагических событий в Беслане)

Проблемно-ценностное общение

«Мы дети твои Россия или что такое толерантность»

Проблемно-ценностное общение

«Молодежь за культуру мира, против терроризма»

Диспут (результаты 2 уровня)

Проблемно-ценностное общение

Подготовка к Дню учителя

КТД (результаты 2 уровня)

Творческая деятельность

«Правила дорожного движения в дни осенних каникул»

Творческая деятельность

«День народного единства»

Игра-викторина (результаты 1 уровня)

Игровая деятельность

текущий год)

«Герои российского спорта»

Сообщения о

спортсменах(результаты 2 уровня)

Экскурсия в сельскую библиотеку:

Подготовка к конкурсно-игровой программе «Осенний листопад»

КТД (результаты 2 уровня)

Творческая деятельность

«Культура взаимоотношений юношей и девушек»

Круглый стол (результаты 2 уровня)

Проблемно-ценностное общение

Подготовка материала к публикации в школьной газете «КЛАССные известия» по ЗОЖ

Мини-проект « Современный человек» (результаты 2 уровня)

Проектная деятельность

Подготовка к «Новогоднему празднику.

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

« Что такое экстремизм»

Беседа-диалог (результаты 1 уровня)

Фотовыставка (результаты 3 уровня)

Познавательная деятельность.

«Русские самородки»

Виртуальное путешествие

(результаты 1 уровня)

Познавательная деятельность

Подготовка к классному часу «Вредная пятерка и полезная десятка»

КТД (результаты 2 уровня)

Исследовательская деятельность.

Работа над проектом

«Никогда не поздно поумнеть!»

Дискуссия (результаты 2 уровня)

Проблемно-ценностное общение

Подготовка к конкурсу

«Гардемарины, вперед!»

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

Конкурс-поздравление «Красавицы девицы – умницы и мастерицы»

Мероприятие для учащихся 7 класса (результаты 3 уровня)

Досугово- развлекательная деятельность

Листовки-обращения по ПДД перед весенними каникулами

Выпуск листовок (результаты 2 уровня)

Работа над проектом

Подготовка к празднику «Мы – друзья природы»

КТД (результаты 3 уровня)

Проектная деятельность

«Вредным привычкам нет»

Выпуск плаката (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

«Вода - чудесный дар природы»

Конференция (результаты 2 уровня)

Проектная деятельность

Репетиция концерта ко Дню Великой Победы.

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

Подготовка к классному часу «Что такое деловой успех»

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

Подготовка к классному часу

«Вот какие Мы!»

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

Рефлексия «Репка» или какие качества я в себе вырастил»

КТД (результаты 3 уровня)

Творческая деятельность

КТД – это еще и игра. Игры помогают разобраться в том, что ребенок умеет, что нет, что получается хорошо, что не очень.

Процессом игры управляет педагог-ведущий, еще желательно привлечь наблюдателя, которому отводится важная роль. Наблюдателями могут быть: психолог, социальный педагог, преподаватели, которые не вызывают у детей негативной реакции. Они должны следить за обязательным соблюдением правил всеми участниками творческого процесса. Каждая игра сопровождается музыкальным оформлением, музыка помогает участникам эмоционально настроиться на творческий процесс и получает заряд бодрости. По окончании игры обязательно должны быть меры поощрения (призы, грамоты, медали, открытки)

Предполагаемые результаты:

    Развитие коммуникативных способностей детей.

    Повышение уровня психологического благополучия в среде детей.

    Развитие системного подхода к укреплению взаимоотношений среди детей.

Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

    Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

    • общие сведения;

      способности;

      темперамент;

      тип личности в общении;

      самооценка;

      успешность в деятельности;

      уровень воспитанности.

    Изучение межличностных отношений:

    • социометрия;

      социально-психологический климат в классе;

      общие сведения;

      способности;

      темперамент;

      тип личности в общении;

      самооценка;

      успешность в деятельности;

    Интеграция учебной и внеучебной деятельности:

    • Анкета «Что вам интересно?»;

      Анкета «Интересы и досуг»;

      Анкета «Познавательные потребности подростка»;

      Методика Д.В.Григорьевой «Личностный рост».

    Сформированность нравственного потенциала:

    • Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

      Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».