Растительный донные отложения блистающий решу егэ. Капканы егэ и гиа

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.

«Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями ».

«Формально дистопия ставит диагноз будущему, но ставит его из настоящего и, по существу, настоящему ».

«Как форма социальной фантазии утопия опирается в основном не на научные и теоретические методы познания действительности, а на воображение. С этим связан целый ряд особенностей утопии, в том числе таких, как намеренный отрыв от реальности, стремление реконструировать действительность по принципу «все должно быть наоборот», свободный переход от реального к идеальному. В утопии всегда присутствует гиперболизация духовного начала, в ней особое место уделяется науке, искусству, воспитанию, законодательству и другим факторам культуры. С появлением научного коммунизма познавательное и критическое значение классической позитивной утопии начинает постепенно падать.

Большее значение приобретает функция критического отношения к обществу, прежде всего к буржуазному, которую берет на себя так называемая негативная утопия, новый тип литературной утопии, сформировавшийся во второй половине XIX века. Негативная утопия, или антиутопия, резко отличается от утопии классической, позитивной. Традиционные классические утопии означали образное представление об идеальном, желаемом будущем. В сатирической утопии, негативной утопии, романе-предупреждении описывается уже не идеальное будущее, а, скорее, будущее нежелаемое. Образ будущего пародируется, критикуется. Это не значит, конечно, что с появлением негативных утопий исчезает или девальвируется сама утопическая мысль, как полагает, например, английский историк Чэд Уолш. <…>

На самом деле негативная утопия не «устраняет» утопическую мысль, а лишь трансформирует ее. Она, на наш взгляд, наследует от классической утопии способность к прогностике и социальному критицизму. Конечно, антиутопии - противоречивое и неоднородное явление, в котором встречаются как консервативные, так и прогрессивные черты. Но в лучших произведениях этого типа возникла новая идейная и эстетическая функция - предупреждать о нежелаемых последствиях развития буржуазного общества и его институтов ».

Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:


Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода - воды - вод;
  • уходить - уходит - ход;
  • чародей - чары;
  • символический - символ;
  • леса - лес;
  • лиса - лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) р..скошный, прис..гать, гр..за

2) покл...ниться, з..ря, р..стовщик

3) арб..траж, спец...алист, л..гушка

4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть

5) с..реневый, вл..жение, р..сти

Формулировка задания прошлого года:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дел..гат

м..ридиан

сер..ал

р..гламент

подж..гать

Правильный ответ: поджигать.

Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании.

Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил:

Правописание корней с проверяемой безударной гласной;

Правописание корней с чередующейся гласной;

Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что нужно знать для правильного выполнения задания:

1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;

2. правописание корней с чередующейся гласной;

3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна только путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

у имён существительных изменить число: весна - весны, паруса - парус;

у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос;

у глаголов:

изменить число: (я) брожу - (мы) бродим;

изменить время: показал - покажет;

изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (старый житель) - он сторожил склад (сторож);

умалять значение (делать малым) - умолять о пощаде (он молит о пощаде);

прославлять героя (слава) - благословить на подвиг (сказать благое слово);

раздражать поведением (кто-то дразнит) - задрожать от холода (дрожь);

покарать врага (кара) - покорить природу (покорный) - укорять за лень (укор);

разредить морковь (редкий) - разрядить ружье (разряд);

посветить свечой (свет) - посвятить стихотворение (святость);

пристежной воротник (пристёгивать) - пристяжная лошадь (стягивать);

флаг развевается (веять) -ребенок развивается (развитие);

навевать печаль (навеять) - навивать локоны (навить);

утешать ласково (утешить) - утихать постепенно (утихнуть);

примерять пальто (примерка) - примирить врагов (мир);

скрепя сердце (скрепка) - скрипеть стулом (скрип);

увидать издали (увидит) - увядать без влаги (увянуть).

Примечание:

Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова - глагола противоположного вида

(неправильно: опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать;

правильно: опоздать - поздно, раскроить - кройка).

2.Чередующиеся гласные в корне слова

3.Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.