Разбор глагола как часть речи 4. Постоянные признаки глагола

Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа.

Сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.

При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида. А ведь нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).

Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.

С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.

С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.

Напомним непостоянные признаки глагола:

1. Он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы).

2. Имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении).

3. Имеет формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы).

4. Имеет формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят).

5. Имеет формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте).

6. В предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.

Запомните:

1. У безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков.

2. Все возвратные глаголы являются непереходными.

3. Лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл).

4. Выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят).

5. Иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).

3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).

Давайте перечитаем начало седьмой главы «В гостях у Беорна» из романа-сказки Джона Р.Р. Толкина и выполним морфологический разбор некоторых глаголов.

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца. Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины. А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

На сей раз хоббиту позволили вскарабкаться орлу на спину и примоститься между крыльями. В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился . Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор. Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

Не щиплись , - сказал орёл. - Ты же не кролик, хотя похож на него. Не бойся. Нет ничего приятнее прохладного утра и лёгкого ветерка. Что может быть лучше полёта?

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм, напоминавший обломок горы, будто бы сюда его забросил во время игры какой-то великан. Орлы быстро опустились на скалу и оставили там путников.

Прощайте! Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда! - Так обычно прощаются орлы.

Образцы разборов

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.

1. (Лучи) разбудили

2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома.

1. Посмотреть - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - посмотреть
П.п.
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение, исключение.
Н.п.

3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины.

1. Не было - глагол, так как обозначает состояние предмета.

2. Н. ф. быть
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- не переходный,
- невозвратный,
- I спряжение,
- употреблён в безличном значении.
Непостоянные (Н.п.):
имеет форму
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

1. Отправляться - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - отправляться
П.п.
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.

3. Синтаксическая роль: составное глагольное сказуемое.

В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .

1. (Бильбо) зажмурился - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. зажмуриться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор.

1. (Солнце) освещало - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. освещать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

1. (Утро) выдалось - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выдаться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: составное именное сказуемое.

Не щиплись , - сказал орёл.

1. Не щиплись - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. щипаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм...

1. (Река) пересекала - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. пересечь
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ж. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда!

1. (Пусть) сопутствует - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сопутствовать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

1. (Вы) не вернётесь - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вернуться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 2 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Так обычно прощаются орлы.

1. (Орлы) прощаются - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. прощаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Тренировка

Произведите морфологический разбор глаголов из следующих предложений:

пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

Арина Петровна встает с своего места и высматривает 3

сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

Выходишь 3

возьмём 3 . (В. Козлов.)

смущают 3 . (В. Песков.)

Вылезай 3

Листья побежали 3

САМОПРОВЕРКА

По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

1. (Он) пел 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. петь
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)

1. (Арина Петровна) высматривает 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. высматривать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

1. (Звёзды) сияли 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сиять
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)

1. (Ты) выходишь 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выходить
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3 . (В. Козлов.)

1. (Мы) возьмём 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. взять
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- будущего времени,
- 1 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Размеры жертвы крокодила мало смущают 3 . (В. Песков.)

1. (Размеры) смущают 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. смущать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?

1. Вылезай 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вылезать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.

1. (Листья) побежали 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. побежать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Литература

1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1978.

2. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1, 4, 6.

3. Литневская Е.И. Поступающим в МГУ им. М.В. Ломоносова. Морфологический разбор на вступительных экзаменах / Русская словесность. - 1995. - № 4.

В русском языке выделяют несколько вариантов разбора слов, Так, лексический разбор заключается в выяснении смыслового значения слова и всего, что с этим связано. Имеется еще и морфологический разбор. В этом случае, слово разбирается как часть речи. Устанавливаются его структурные признаки. Например, подлежит выяснению родовая принадлежность, числовая форма, отнесения к той или иной части речи и так далее.

Разобрать слово «держа»

При разборе слов принято двигаться от общего к частному. То есть, в первую очередь выделяются наиболее значимые признаки данного слова. Как правило, это неизменные признаки, которые остаются такими же при изменении формы слова. Затем, определяются переходные признаки. Они меняются при изменении формы слова. В качестве примера можно разобрать слово «держал»:

  • в первую очередь, необходимо определить принадлежность к той или иной части речи. Указанное слово отвечает на вопрос «что делал?». Следовательно, данное слово является глаголом. Ведь оно обозначает действие, выраженное в фиксации какого-либо предмета;
  • следует определить родовую принадлежность слова. Слово «держал» соотносится с местоимением «он». Это говорит о том, что указанное слово употреблено в мужском роде. Например, словосочетание «он держал» также прямо указывает на родовую принадлежность разбираемого слова;
  • Помимо перечисленных признаков надо установить число, в котором употреблено слово. Оно стоит в единственном числе. ведь множественная форма данного слова будет представлена словом «держали». То есть, будет идти о действиях двух и более людей.

Таким образом, данное слово является глаголом. Оно употреблено в единственном числе и мужском роде. Но представленные признаки могут быть дополнены и другими. Так, слово «держали» употреблено в изъявительном наклонении и прошедшем времени. Но последние два признака могут меняться.

Происхождение данного слова

Слово «держали» является исконно русским. Оно не относится к числу заимствованных слов. Его первоначальной формой является слово «держать». Более того, существительное «держак» образовано именно от этого глагола.

В процессе решения каких-либо лингвистических задач у нас может возникнуть потребность выполнить разбор глагола как части речи. Подобный анализ, ещё называемый морфологическим разбором, обычно осуществляется по шаблонному плану из нескольких пунктов, реализуя которые мы можем составить довольно полную характеристику разбираемого глагола. В этом материале я расскажу об определении глагола как части речи, и какова последовательность действий при реализации указанной задачи.

Разбор глагола как части речи изучается ещё в школе, на уроках русского языка. Где учащиеся могут составить понимание о структуре предложения, разборе слова по составу и других формах и его структурных элементов.

При этом интересующий нас разбор речевого глагола обычно производится в соответствии со следующим планом:

  1. Определяем, к какой части речи относится разбираемое нами слово (то есть что оно обозначает, на какой вопрос отвечает). В нашем случае это глагол ;
  2. Определяем начальную (неопределённую) форму нашего глагола . Глаголы в начальной форме обычно отвечают на вопрос «что делать?», «что сделать?». К примеру, начальная форма глагола «играют» будет «играть»;
  3. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – вид (завершённый или незавершённый, в зависимости от завершённости или незавершённости действия). Возвратность (в зависимости от использования суффиксов —сь и —ся ), переходность (если глагол выражает действие, переходящее на предмет, то он переходный, иначе — непереходный), а также спряжение глагола.

Для определения спряжения глагола смотрим на его окончание (в некоторых случаях – на суффикс глагола в неопределённой форме), а затем соотносим с указанной таблицей.


4. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – его время, лицо, и число.

При этом для глаголов в прошедшем времени мы перечисляем лишь род и число.

Для глаголов в настоящем и будущем времени мы перечисляем лишь лицо и число .

  • Время делится на прошлое, настоящее, и будущее;
  • Лица – на 1-2-3 (чтобы узнать какого лица наш глагол, необходимо согласовать глагол с местоимением первого, второго, или третьего лица);
  • Род бывает мужской, женский, и средний (а также общий, споры о наличии которого ещё ведутся);
  • Число – единственное и множественное.

5. Определяем синтаксическую роль глагола в предложении. В нашем случае глагол обычно выступает в роли сказуемого (подчёркивается снизу двумя горизонтальными линиями).

Примеры разбора глагола как части предложения

Давайте рассмотрим несколько примеров морфологического разбора глаголов в ряде предложений:

Пример №1

Выполним разбор в соответствии с перечисленными выше пунктами плана:

  1. Поскольку нас в предложении интересует глагол, то им является слово «уходим »
  2. Начальная форма нашего глагола – уходить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончания «-ите», «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Поскольку глагол имеет настоящее время (действие происходит в данный момент – мы уходим), мы перечисляем лишь его лицо и число. Данный глагол имеет 1 лицо (мы), и множественное число (мы уходим):
  5. Наш глагол имеет синтаксическую форму сказуемого и при письменном разборе предложения будет подчёркнут двумя горизонтальными линиями.

Пример №2

На небе ярко светит солнце.

Выполняем наш разбор по стандартному плану, описанному выше:


Заключение

Для выполнения синтаксического разбора глагола в предложении необходимо руководствоваться стандартным планом такого разбора, приведённом нами выше. Обратите внимание, что при таком разборе для глаголов прошедшего времени мы указываем лишь их род и число, а для глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число. В остальном же подобный разбор не несёт каких-либо экстремальных сложностей, и может быть выполнен за довольно короткое время.

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Глагола. Пример для ребят впервые покажет преподаватель, а позднее они сами будут с легкостью его выполнять. Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, какими особенностями обладает глагол, признаки, которые он имеет, его роль в различного вида предложениях.

С чего начать?

Для того чтобы правильно проанализировать глагол, нужно знать его отличие от других частей речи. Он придает речи динамичность, заставляет ее «двигаться», создавая различные образы. Без него нам пришлось бы совсем тяжело. Попробуйте рассказать о событиях одного дня без использования глаголов. Трудно? Несомненно. Ведь именно глагол придает экспрессивность и движение нашему рассказу. Конечно, можно попробовать обойтись только именами существительными, но кроме наименования событий, прошедших за день, мы ничего не сможем сказать.

Когда вы возьметесь за морфологический разбор которого мы напишем позднее, сперва научитесь определять его начальную форму. Иначе ее называют инфинитивом. Например, выясним, какая она у глагола "сбегают". Для этого задаем вопрос к данной форме - что делают? Теперь можем легко определить инфинитив, спросив "что делать?" Сбегать. Это и есть его начальная форма. Таким образом, делаем вывод, что инфинитив определяется по следующим вопросам: "что делать?" или "что сделать?".

Спряжение

Продолжим выяснять, как делать морфологический разбор глагола. Для этого вспомним, что у каждой части речи есть свои особенные признаки. Те, что не меняются никогда, называют постоянными. К ним можно отнести спряжение (1 и 2), вид (совершенный и несовершенный), а также переходность. Остановимся на них подробнее.

Спряжение, которое является изменением глаголов по числу (единственное или множественное) и лицу (их три), определяется несложно. (глагола в данном случае) предполагает умение отличать первое спряжение от второго.

Обычно начинают с объяснения о втором спряжении. Отметим, что чаще всего его определяют по неопределенной форме. Правило гласит, что глаголы второго спряжения оканчиваются на «ить». Здесь, разумеется, не обошлось без исключений: этот список составляет одиннадцать слов. К первому же относят все остальные: на «еть», «оть», «ать» и другие. Но только не на «ить».Всего два исключения в этой группе: брить и стелить.

В ударных формах смотрят на личные окончания. Если это 1 спр., то -ет (-ешь, -ете и т. д.) в ед.числе, -ут(ют) во множественном. Во втором иначе: в ед.числе будет -ит, а во множественном -ат(ят).

Переходность

Следующий постоянный признак подскажет, как делать морфологический разбор глагола дальше. Бывают глаголы как переходные, так и нет. Не всегда просто определить, к какому из них отнести слово. Здесь правило следующее: смотрим на словосочетание. Если глагол употреблен без предлога, да еще и с именем существительным, которое будет в винительном падеже, то он и есть переходный.

Примеры: переходить дорогу, гладить брюки. И в том, и в другом примере нет предлога и сущ. стоят в Вин. падеже. Не стоит путать с примером "положить в руку". Здесь предлог указывает на отсутствие переходности.

Стоит помнить о словах с суффиксом «ся» (так называемые возвратные глаголы). Они никогда не бывают переходными.

Вид

Это следующий признак, который не меняется у глаголов. Их тоже два.

Несовершенный вид отличается как по смыслу, так и грамматически. Он определяется вопросом «что делать?». Такие глаголы характеризуются незаконченностью действия. Например, бежать, ходить, клеить - все они обозначают процесс. Неизвестно, будет ли он окончен, так как пока еще продолжается.

К совершенному виду, исходя из определения, относятся глаголы, обозначающие законченный процесс. ДОбежать, Сходить, ПРИклеить - благодаря приставкам эти слова теперь имеют завершенное действие.

Зная эти особенности, мы выяснили, как сделать морфологический разбор глагола по его постоянным признакам. Теперь перейдем к другим.

Наклонение как непостоянный признак

Глагол - особенная группа в русском языке. Он имеет множество признаков как постоянных, так и тех, которые могут изменяться. Морфологический разбор которого приведем чуть позже, пополнится еще одной отличительной особенностью. Помимо числа (единственного и множественного), лица (1, 2 и 3) и времени он имеет наклонение.

  • Изъявительное.

Самая распространенная и многочисленная группа. К нему относят слова, не отличающиеся никакими особыми чертами. Может употребляться во всех временах и числах: летят, приедут, находили.

  • Повелительное.

Когда мы кого-то просим о чем-либо, то зачастую используем глаголы этого наклонения: приходи, нарисуй, скажи. То есть мы повелеваем, что в прямом смысле означает приказ. Если мы обращаемся к группе людей или к старшему по возрасту, то просить будем вежливо, обращаясь на Вы: сделайте, подумайте, просыпайтесь. Таким образом мы просто добавляем суффикс множественного числа «те».

  • Условное.

Его легко отличить от других благодаря неразлучной с ним частице «бы»: промолчали бы, напечатал бы, учился бы. Это наклонение требует какого-либо условия, потому так и называется.

План

Зная обо всех особенностях, мы можем составить для себя образец морфологического разбора глагола.

1. Неопределенная (ее еще называют начальной) форма.

2. Постоянные признаки (те, которые не меняются ни при каких условиях):

  • спряжение (по окончанию или инфинитиву);
  • переходность.

3. Непостоянные признаки (могут изменить слово):

  • наклонение (у изъявительного определим время, остальные его не имеют);
  • число;
  • род (определяем его только в прошедшем времени);
  • лицо.

4. глагола в данном предложении.

По этому плану можно смело сделать морфологический разбор глагола. Пример: Петя спешил на уроки.

1) Нач. форма: спешить.

2) 1 спр, несов. вид, непереходный.

3) Изъявительное накл., единственное.число, мужской род, третье лицо.

4) В предложении выполняет роль главного члена, сказуемого.