Разбор по составу глаголов на тся. Запись разбора глагола в тетради будет такой

  • Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;
  • Способствовать повышению речевой культуры;
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи;
  • Способствовать сплочению классного коллектива и осознанию совместной деятельности;
  • Предупреждение утомляемости детей.

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий.

1.Организационный

1.Организация деятельности учащихся.

Игровой диалог(учитель-ученики)

Кто умеет учиться?-мы умеем учиться!

Кто умеет трудиться?-мы умеем трудиться!

Кто умеет слушать?-мы умеем слушать!

Кто умеет отвечать-мы умеем отвечать!

Грамотно и внятно?-Грамотно и внятно!

Чтоб было всем понятно?-Чтоб было всем понятно!

Чтение эпиграфа: (слайд 2)

«Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

2.Словарный диктант.

Прокомментируйте пожалуйста правописание словарных слов.(запись на доске)

С т..лица, ..бед,с ..лют,т ер..аса,а л..ея,в ..рона,н..род,Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради)

3.Постановка учебной задачи.

Сложите первые буквы 6 словарных слов и вы узнаете что мы будем исследовать на уроке?

4.Актуализация опорных знаний.

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?
  2. Какая часть самая главная?
  3. Что такое корень слова?
  4. Что такое окончание?
  5. В каждом ли слове есть окончание?
  6. Что такое основа слова?
  7. Что такое приставка?
  8. Что такое суффикс?

В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

В русском языке очень много слов,но вот слова какой части речи мы будем изучать вы попытайтесь определить из интервью журналиста журнала «Мурзилка» и этой загадочной части речи.

ИНТЕРВЬЮ

Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. (Н.Зиганшина)

(Запись в исследовательском листе)

Что такое глагол?

4.Повторение.

Выборочное письмо глаголов.(слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Определите форму глагола.

5.Объяснение нового материала.

(исследование состава глаголов)

Создание проблемной ситуации

Наблюдение за составом глаголов и словообразовательная работа.

Поставьте глагол УЧИ в начальную форму и разберите его по составу. (слайд)

(работа в парах)

Возьмите на партах лото и образуйте новые глаголы от глагола учить. Прочтите эти слова.

Какая часть слова помогла образовать новые глаголы?

А участвовал ли в образовании этих словах суффикс?

А для чего нужны суффиксы? В этих глаголах он выполнил своё назначение?

Проблемная ситуация: Тогда скажите нужно ли его включать в основу в этих глаголах?

А для чего они нужны в глаголах?

Давайте возьмём и сравним глаголы учить,учил,учит. Это разные глаголы или один и тот же глагол в разных формах??? (запись глаголов в тетрадь)

Так на что указывают суффиксы -ть-, -л- у глаголов и нужно ли их включать в основу,если они не выполняют словообразовательную работу?

Попытайтесь сделать вывод сами. Какие суффиксы не входят в основу глагола и на что они указывают?

(Обычно суффиксы образуют новые слова,но суффиксы -ть-,-л- не входят в основу глагола.

5.Закрепление(составление алгоритма)

Ребята,давайте сверим достоверность своего вывода с выводом в учебнике. Откройте учебник «Русский язык» и прочтём правило,которое нам дают авторы учебника.

Так для чего нам нужно при разборе слов по составу сначала определять часть речи?

Давайте составим алгоритм разбора глагола.

1.Что нужно сначала определить форму глагола или искать окончание?

2. Что потом выделить?

Приставку (Запишем в исследовательском листе алгоритм разбора глагола по составу) (слайд) *

4.Словообразовательная работа и разбор слов по составу.

А сейчас применим новые знания и сначала образуем новые глаголы и разберём их по составу. (Слайд)*

Работа по вариантам.

1вариант образуйте глаголы в неопределённой форме.

2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени. Разберите получившиеся слова по составу.

Самопроверка со слайда проверь себя(Слайд)*

5.Физминутка

Слайд. Физминутка для глаз.

Упражнение в комментировании и разборе слов по составу.

Ребята,спишите правильно текст и найдите глагол соответствующий данной схеме.(приставка+корень+суффикс+окончание)

Вот уж сне… последний в поле тает.

Тёплый пар во…ходит от з…мли,

И кувшинчик синий ра…цв…тает

И з…вут друг друга журавли.

А.Толстой

Упражнение в соотнесении глаголов со схемой

Игра «Найди словечко» схема(приставка+корень+суффикс+окончание)

Подметает, играет,вылетают, посадят, понесёт, приносили,

помогаешь.

Придумай слово сам к данной схеме

Доп.материал.

Работа с обратным словарём

Выполни упражнение №56 с.63.

Найди и запиши глаголы к схеме:корень+суффикс+окончание.

Рефлексия.

Итог урока

Какую часть речи исследовали на уроке?

Что нового узнали об основе глагола?

Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу?

Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали

На уроке не зевали!

Кто доволен своей работой, поапплодируйте себе. А на исследовательском листе на ступенях знаний прикрепите смайлик на той ступени знаний на которой вы хотели бы находиться.(1ступень:мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень:мне всё было понятно,я доволен своей работой 3ступень я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.)

Домашнее задание

В учебнике учить правило на с.62 и выполнить упражнение №57 на с.64.

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

Тема: «Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом»

Цель урока:

1. Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи через учебный диалог.

2. Развитие умений «вычитывать» учащимися информацию из источников, представленных в разных формах (схем, текст), соотносить её, обнаруживать несоответствие между компонентами.

3. Развитие умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

4. Воспитание способности преодолевать возникающие трудности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

«Языковая разминка»

1.Работа с осложнённым текстом

· Текст дан учащимся на карточках с пропусками орфограмм и знаков препинания.

Мы люб_м в_сенние д_ньки. П_года ст_ит прекрас_ная. Весело с_неет неб_. Мя_кий в_т_рок гон_т т_ропит облака. Ты смотр__ в небо вид___ как л_тят с д_лёкого юга жур_вли леб_ди гуси. У них по_явятся пт_нцы. Уже отта_л мур _вейник под стар_ с_сной. Вот по пашн_ ход_т усталый после дальн_ д_роги грач_. Скор_ взойдёт рож_.

Объяснить орфограмму, вставить нужную букву. Расставить знаки препинания.

1). Лексическая работа.

Что прочитали? Докажите, что это текст.

Какие весенние признаки описаны?

Дайте заглавие.

2). Орфографическая работа.

· на доске: любим, по пашне, весенние (деньки)

Почему данные слова я объединила в одну группу? (безударная позиция гласного звука в окончании слов)

Могу ли я сказать, что это одна и та же орфограмма?

Научите способу проверки данных орфограмм?

(учащиеся называют способ действия проверки)

Догадайтесь, буква, которая не обозначает звука, но показывает на письме мягкость согласного звука, является… (буква Ь)

Найдите в тексте слова, в которых эта буква выполняет эту роль. (деньки, дальней)

Но есть ещё слова с Ь знаком. Назовите и прокомментируйте правописание Ь в данных словах.

(смотришь – 2л, ед.ч.; рожь – сущ. ж.р.)

В каком ещё случае мы пишем Ь знак на конце слова у глаголов?

(в неопред.ф. в корне ЧЬ)

Есть ли ещё орфограммы относительно глагола связанная с Ь знаком?

(Возвратная форма, -тся, ться)

3). Пунктуация.

Ребята, как мы называем науку о языке? (Лингвистика)

Какие разделы мы уже затронули?

(Орфография, пунктуация)

Составьте схемы 1, 4. 5 предложения. Устно, дайте характеристику предложениям. (1- простое, 4 – простое с однородными сказуемыми, сложное, состоит из 2 – х частей: первое с однородными сказуемыми, второе – с однородными подлежащими)

4). Расскажите, что вы знаете о словообразовании.

Выполните разбор по составу: с далёкого (юга), муравейник, прекрасная (погода).

3.Постановка учебной задачи.

· Индивидуальная работа.

Разобрать слова по составу: синеет, появятся, оттаял.

Сверьте свои работы в парах.

У кого совпали разборы?

У кого не совпали?

Мы только повторили алгоритм разбора слов по составу. Почему у вас возникло затруднение?

(нет способа действия разбора по составу глагола)

4.Формулирование темы и цели урока.

Тема: «Разбор глагола по составу»

Цель: познакомиться с алгоритмом разбора.

5. «Открытие» нового знания.

Какие знания нам нужны сегодня?

(Порядок разбора слов по составу, особенности глагола).

Что причислим к особенностям глагола?

(суффикс пр.вр –л-; неопред.ф. –ть, -ти, -чь, возвр.ф. -тся, -ться).

Так вот, ребята, у глагола необычен и разбор по составу.

Попробуйте предположить, что вызовет особую трудность.

(составление алгоритма)

1).Знакомство с алгоритмом.

· Работа по учебнику. «Русский язык», Бунеев, с.111.

Прочитайте памятку.

Составьте модель, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.(не входят: пр.вр –л; неопр ф –ти; -ть. Входят глагольные а, о, и, е, у, вовр ф. ся)

2).Прочитайте порядок разбора глагола.

Запишем ключевые слова каждого этапа разбора:

1.Форма.

2.Окончание и суффикс не в основе слова

3.Основа

4.Корень

5.приставка, суффикс

Так ли вы действовали?

Вернёмся к данным глаголам и разберём их, используя алгоритм.

6.Первичное закрепление.

· Фронтальная работа на печатной основе.

· Разобрать глагола с комментированием.

Выбежать, разделил, догадываться, задрожать, выгоняешь, заморозит, салютовать, посинела, стукнул, лепетать, загустеет, толкать, веселиться.

7.Самостоятельная работа.

1в – надвигались, оглядываем, роняет.

2в- оглянуться, смотрим, зеленеет.

· Самопроверка (на доске)

· Самооценка «линеечка»

Проговариваем ошибки, причины ошибок, определяем задачи для их устранения.

8.Итог работы.

Чем разбор глагола отличается от разбора имени существительного?

Кому было трудно?

Где испытывали затруднения?

Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков?

Оценивание рабы учащихся на уроке. Выставление отметок.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.

Задачи:

  • Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
  • Развитие умения выполнять разные виды разборов.
  • Воспитывать внимательное отношение к языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.

Ход урока

1. Организационный момент (2, 3 слайды)

Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.

Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)

2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)

На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)

Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).

Проверим.

3. Чистописание (7 слайд)

Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)

Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.

Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат) . Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.

Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть, -ти) , как определить глагол прошедшего времени (-л- ).

Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.

Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов

(-а-, -о-, -е-, -у-, -и-, -ся, -сь)

Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.

4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)

Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)

Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)

Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов ) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)

(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)

5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)

(9, 10 слайд)

– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.

– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)

Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)

6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)

1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).

2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)

7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)

Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)

Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.

(В заключение открывается последний слайд)

Спасибо за хорошую работу.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

  1. Во-первых, необходимо определить форму глагола .

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.

  • (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

  1. Затем необходимо выделить части слова , которые не входят в основу .

У глаголов такими морфемами являются:

  • Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

  • Суффикс глаголов прошедшего времени -л , так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

  • Личные окончания глаголов . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

  • -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

  1. Далее выделяем основу слова .

Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

  1. Следующий пункт разбора - определение корня слова .

Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .

Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

- вер . Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

  1. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§2. Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .

Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .

Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс - .

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .

Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .

  1. Найдем корень слова.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§3. Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

  1. Определяем форму глагола .
  2. Выделяем морфемы , которые не входят в основу слова : личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.
  3. Выделяем основу слова .
  4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова .
  5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
  6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu

  • Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;
  • Способствовать повышению речевой культуры;
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи;
  • Способствовать сплочению классного коллектива и осознанию совместной деятельности;
  • Предупреждение утомляемости детей.

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий.

1.Организационный

1.Организация деятельности учащихся.

Игровой диалог(учитель-ученики)

Кто умеет учиться?-мы умеем учиться!

Кто умеет трудиться?-мы умеем трудиться!

Кто умеет слушать?-мы умеем слушать!

Кто умеет отвечать-мы умеем отвечать!

Грамотно и внятно?-Грамотно и внятно!

Чтоб было всем понятно?-Чтоб было всем понятно!

Чтение эпиграфа: (слайд 2)

«Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

2.Словарный диктант.

Прокомментируйте пожалуйста правописание словарных слов.(запись на доске)

С т..лица, ..бед,с ..лют,т ер..аса,а л..ея,в ..рона,н..род,Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради)

3.Постановка учебной задачи.

Сложите первые буквы 6 словарных слов и вы узнаете что мы будем исследовать на уроке?

4.Актуализация опорных знаний.

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?
  2. Какая часть самая главная?
  3. Что такое корень слова?
  4. Что такое окончание?
  5. В каждом ли слове есть окончание?
  6. Что такое основа слова?
  7. Что такое приставка?
  8. Что такое суффикс?

В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

В русском языке очень много слов,но вот слова какой части речи мы будем изучать вы попытайтесь определить из интервью журналиста журнала «Мурзилка» и этой загадочной части речи.

ИНТЕРВЬЮ

Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. (Н.Зиганшина)

(Запись в исследовательском листе)

Что такое глагол?

4.Повторение.

Выборочное письмо глаголов.(слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Определите форму глагола.

5.Объяснение нового материала.

(исследование состава глаголов)

Создание проблемной ситуации

Наблюдение за составом глаголов и словообразовательная работа.

Поставьте глагол УЧИ в начальную форму и разберите его по составу. (слайд)

(работа в парах)

Возьмите на партах лото и образуйте новые глаголы от глагола учить. Прочтите эти слова.

Какая часть слова помогла образовать новые глаголы?

А участвовал ли в образовании этих словах суффикс?

А для чего нужны суффиксы? В этих глаголах он выполнил своё назначение?

Проблемная ситуация: Тогда скажите нужно ли его включать в основу в этих глаголах?

А для чего они нужны в глаголах?

Давайте возьмём и сравним глаголы учить,учил,учит. Это разные глаголы или один и тот же глагол в разных формах??? (запись глаголов в тетрадь)

Так на что указывают суффиксы -ть-, -л- у глаголов и нужно ли их включать в основу,если они не выполняют словообразовательную работу?

Попытайтесь сделать вывод сами. Какие суффиксы не входят в основу глагола и на что они указывают?

(Обычно суффиксы образуют новые слова,но суффиксы -ть-,-л- не входят в основу глагола.

5.Закрепление(составление алгоритма)

Ребята,давайте сверим достоверность своего вывода с выводом в учебнике. Откройте учебник «Русский язык» и прочтём правило,которое нам дают авторы учебника.

Так для чего нам нужно при разборе слов по составу сначала определять часть речи?

Давайте составим алгоритм разбора глагола.

1.Что нужно сначала определить форму глагола или искать окончание?

2. Что потом выделить?

Приставку (Запишем в исследовательском листе алгоритм разбора глагола по составу) (слайд) *

4.Словообразовательная работа и разбор слов по составу.

А сейчас применим новые знания и сначала образуем новые глаголы и разберём их по составу. (Слайд)*

Работа по вариантам.

1вариант образуйте глаголы в неопределённой форме.

2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени. Разберите получившиеся слова по составу.

Самопроверка со слайда проверь себя(Слайд)*

5.Физминутка

Слайд. Физминутка для глаз.

Упражнение в комментировании и разборе слов по составу.

Ребята,спишите правильно текст и найдите глагол соответствующий данной схеме.(приставка+корень+суффикс+окончание)

Вот уж сне… последний в поле тает.

Тёплый пар во…ходит от з…мли,

И кувшинчик синий ра…цв…тает

И з…вут друг друга журавли.

А.Толстой

Упражнение в соотнесении глаголов со схемой

Игра «Найди словечко» схема(приставка+корень+суффикс+окончание)

Подметает, играет,вылетают, посадят, понесёт, приносили,

помогаешь.

Придумай слово сам к данной схеме

Доп.материал.

Работа с обратным словарём

Выполни упражнение №56 с.63.

Найди и запиши глаголы к схеме:корень+суффикс+окончание.

Рефлексия.

Итог урока

Какую часть речи исследовали на уроке?

Что нового узнали об основе глагола?

Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу?

Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали

На уроке не зевали!

Кто доволен своей работой, поапплодируйте себе. А на исследовательском листе на ступенях знаний прикрепите смайлик на той ступени знаний на которой вы хотели бы находиться.(1ступень:мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень:мне всё было понятно,я доволен своей работой 3ступень я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.)

Домашнее задание

В учебнике учить правило на с.62 и выполнить упражнение №57 на с.64.