Развлекательная деятельность как средство социокультурной анимации. Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Консультирование как один из методов социальной работы с молодежью. Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми. Социальные учреждения по делам молодежи. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Формы социальной работы с безработной молодежью. Социальные гарантии, пособие по безработице, социальное страхование. Консультирование, профориентация как методы социальной работы. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и виды анимации. Формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности. Подготовка специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Теоретические основы изучения молодежи. Статус и структура молодежных общественных организаций. Анализ путей совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации "Т.Е.М.А." в рамках социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А.Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):

Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

6. Образовательные технологии

Социально-культурная анимация сегодня - это одна из актуальнейших педагогическая система, субъектом которой являются аниматоры и личности, привлечённые для участия в этом процессе. Грамотная организация досугового времени населения формирует здоровый морально-психологический климат в обществе, повышает культурный уровень, физическую и нравственную рекреацию (восстановление сил человека). Особого внимания в анимационной деятельности требует работа с детьми. Правильно выстроенная анимационная программа - это рычаг управления формированием личности ребёнка.

Основными средствами в работе аниматора с детьми являются: живое слово (methodos «метод» имеет греческое происхождение, в переводе означает «способ познания») ; радио; телевидение; печать; литература; искусство; спорт; наглядные художественные и технические средства. Эти средства не выступают отдельно друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны между собой. Их сочетание обусловлено выбором формы взаимодействия, тематической направленностью мероприятия: конференция, выставка, круглый стол, конкурс, дискотека и прочее.

Анимация же неразрывно связанна с социальным воспитанием ребёнка. Взаимосвязь этих двух форм призвана выполнять ряд общих функций:

Приспособления и включения, целью которых является обеспечение социализации личности, её подготовки к многообразным изменениям индустриального общества в экономическом и культурном плане;

Рекреационная, связанная с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;

Воспитательная;

Культурная, где педагогическая анимация предстаёт как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией;

Критическая, выступающая катализатором в поиске новых отношений между индивидами и группами, наиболее качественного образа жизни

В работе с детьми самым распространённым, ведущим средством быстрого вовлечения в процесс является игра или, как принято сегодня называть игротерапия. Это уникальное, универсальное и простейшее развлекательное средство обладает большим творческим потенциалом направленным на эффективную реализацию анимационной деятельности.

Игровые программы состоят из конкурсов, основанных на методе соревнования:

Художественно публицистические (основной метод иллюстрация);

Фольклорные и зрелищно-театрализованные;

Танцевально-развлекательные;

Спортивные (в основе лежит метод физической релаксации и рекреации).

Анимационный потенциал игры:

Снятие напряжения от пребывания человека в реальной жизни, получение нового позитивного жизненного настроя;

Сплочение коллектива (игровой контакт людей между собой настолько высок, что игровые содружества могут сохраняться и после окончания игры);

Нейтрализация недостатков действительности (противопоставление жесткому миру реальности -мира гармонии и радости);

Подчинение правилам игры (понятие о чести, благородстве, достоинстве, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива);

Физическое совершенствование тела (обучение и применение различных двигательных навыков и действий);

Развитие интеллектуальных способностей (выстраивание логической цепочки действий в процессе игры требующих психологической и умственной активизации);

Возможность проявления своих творческих способностей, их совершенствование в процессе игрового действия;

Игра - это мощное средство самовоспитания и самоусовершенствования, коррекции эмоционального состояния. При правильном включении игры в развлекательную программу она способна значительно изменить настроение людей в лучшую сторону, эмоционально обогатить и преобразить личность.

На ровне с игрой в анимационной деятельности имеет широкое применение конкурс (от латинского «столкновение, встреча»). Конкурс и игра похожи в своей основе. По сути это и есть игровая деятельность, но предполагающая выбор победителя по средствам соревнования, через систему судейства и оценок. Основной задачей конкурса является выявление лидера, развитие способностей и интересов его участников. Конкурсная программа - это эмоционально насыщенная и вместе с тем активная форма досуга. Это комплексная деятельность в которой присутствуют признаки познавательной, преобразовательной, соревновательной, художественной, ценностно-ориентированной и игровой деятельности.

Зачастую в анимационной деятельности гармонично сочетаются конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные программы.

Ярким зрелищным характером обладает еще один вид культурной анимации деятельности - театрализация.

Театрализованные программы - это идейно-художественная концепция, авторский замысел, мировоззренческая позиция, сюжет и его событийная основа. Это достаточно сложный творческий метод, имеющий ёмкое социально-психологическое обоснование наиболее близко стоящий к искусству. Зрелищно-визуальными компонентами театрализации выступают: сценография, костюмы участников представления, музыкальная составляющая, статодинамические эффекты, а так же зрительская аудитория, которая своим эмоциональным откликом создаёт атмосферу театрализованного действия. «Двойственность театрализации, синтезирующей реальную в художественную деятельность связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими необыденного осмысления того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему».

Насыщенным информационным содержанием посвященным общественным и политическим событиям, праздникам выступают художественно-публицистические анимационные программы основным организующим методом которых является иллюстрация. Создание единого, монолитного художественно-публицистического произведения происходит путем соединения публицистических выступлений, документальных материалов, церемоний с поэтическими произведениями, песнями, музыкой, с фрагментами из спектаклей и кинофильмов. Особое внимание здесь уделяется конкретному содержанию художественно-публицистической программы. Их подготовка требует повышенного внимания к моделированию содержательно-текстовой части программы.

Наиболее распространенным видом в анимационной деятельности являются танцевально-развлекательные программы (танцетерапия). Их технологическая основа базируется на методе ритмического движения тела. Анимационные свойства танцевально-развлекательных программ изначально заложены в самой природе танца и содержат расслабляющей, релаксационной, основанной на динамичном движении характер. Танец способствует сближению собственных реакций, вызывает множество эмоциональных переживаний таких, как радость, смех, удовольствие, чаще всего возникающих между двумя и более танцорами. Танцевально-развлекательные анимационные программы имеют перспективно-коммуникативный характер, поэтому такие программы сегодня приобрели, большую популярность и интенсивно реализуются в развлекательных учреждениях.

Особо важно, что бы работа к какому бы виду социально-культурной деятельности она не относилась - велась на высоком качественном уровне, направленном на приобщение человека к высоким культурным ценностям, повышающем его социальную активность, реализацию творческого потенциала.

Анимация, как фактор социальной активности человека состоит из множества форм и методов применение которых требует профессиональных подготовленных специалистов в данном направлении общественной деятельности. В арсенале социокультурных работников должны быть разнообразные средства и способы воздействия на человека призванные удовлетворять социально-культурные интересы и потребности граждан в сфере досуга несмотря на различие в возрасте, социальном статусе, состоянии здоровья, в духовных предпочтениях…

Как правило работа ведётся по следующим направлениям:

Выявление социокультурных интересов;

Объединение и координация деятельности внешкольных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени;

Возрождение культурных традиций;

Организация различных форм семейного досуга (совместного времяпрепровождения детей и их родителей, друзей, ровесников).

Взаимодействие с детьми в досуговой сфере дифференцированно, вариативно и индивидуализировано. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности принимают участие, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом с кем общаются.

Основными задачами досугового взаимодействия являются:

Формирование у детей и подростков мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых свободных форм творческого времяпрепровождения;

Формирование и организация первичных групп по интересам;

Привлечение интереса детей и подростков по средствам творческого общения;

Организация общих праздников и событий;

Основными широко используемыми приёмами в организации культурно-досуговой анимации для детей и подростков школьного возраста являются:

Викторины, олимпиады;

Выставки поделок, достижений;

Театрализованные представления;

Концертные программы;

Бал-карнавал, массовые гуляния, парады, маскарады;

Мистерии, театрализованные постановки пьесс;

Спортивные праздники с конкурсно-соревновательными элементами;

Церемонии награждения за достижения с элементами театрализации и

концертными номерами;

Дискотеки, танцевальные программы с играми и прочее;

Мультимедийные анимационные проекты;

Последний пункт требует отдельного внимания в виду его новизны и актуальности. Стремительное развитие информационных интерактивных технологий неизменно отражается на образовательном процессе. Сегодня современные образовательные учреждения имеют компьютерные классы, классы с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Использование таких вспомогательных средств значительно повышает качество обучения, улучшает методику преподавания. Это мощный инструмент визуального мышления, который делает учебный процесс более эффективным и привлекательным, способствует развитию научно-исследовательских навыков у детей, обеспечивает повышенный уровень мотивации и творческой активности на занятиях. Мультимедиа проекторы, позволяют проводить уроки с использованием мультимедиа лекций, электронных учебников, иллюстрационных презентаций с использованием фото и видео материалов, выполнять виртуальные мини-исследования и многое другое.

Одним из основных достоинств использования мультимедийной анимации в работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. Проведение занятий с применением анимированных рисунков, особенно с младшеклассниками, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона и как следствие более продуктивному усвоению изучаемого материала.

Использование подобной анимации возможно на занятиях любых учебных дисциплин, а так же при ведении классных часов, общих и родительских собраний и прочих мероприятий задействованных в образовательном процессе.

Главное, чтобы анимационная программа, какого бы вида она ни была, давала чувство эмоционального комфорта для всех её участников - ощущение исполнения желания, достижения цели, чувства радости, прилива жизненных сил и психологического подъёма.

В качестве вспомогательного звена в культурно-эстетическом воспитании детей выступают досуговые учреждения такие, как театры, музеи, кинотеатры, средства массовой информации, творческие союзы, технические и спортивные общества, добровольные организации. Поэтому закрепить положительный результат от проделанной работы желательно посещением выставок, галерей, театров, а так же религиозно-культурных и исторических учреждений. Такие посещения должны иметь ознакомительный, добровольный характер, оставляя возможность каждому индивиду для формирования своей точки зрения, мировоззренческой позиции на предоставленную информацию.

Важно понимать, что любая организуемая деятельность не является самоцелью - это только лишь средство для создания среды, в которой каждый может успешно развиваться. Для детей это особенно важно, ведь грамотно организованная социальная среда оказывает колоссальное влияние на повышение общего уровня культуры личности, пробуждает веру в свои силы и возможности, устанавливает новый качественный стиль межличностных общений.

Московский городской педагогический университет


Ключевые слова

Socio-cultural animation, rehabilitation, self-realization, disability, Социально-культурная анимация, реабилитация, самореализация, инвалидность

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами анимации, основная задача которой - удовлетворение потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности. Сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы и актуализация ее творческих потребностей.

Текст научной статьи

Сегодня включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь становится первоочередной задачей государства. Благодаря продуманной политике правительства Российской Федерации люди с ограничениями здоровья получают новые возможности для самореализации и интеграции в обществе. Социальная политика нашей страны ставит задачу оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья на первый план, равно как и создание инвалидам возможности для реализации гражданских, экономических, политических и иных прав. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сформировал новый взгляд на решение проблем инвалидности, где основной упор был сделан на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Государственная политика в отношении инвалидов заключается не только в медицинской помощи, но и обеспечении равных прав и свобод наравне с другими гражданами нашей страны . Согласно данному Федеральному закону, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . На достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального здоровья направлена реабилитация, процесс, обеспечивающий возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости . По мнению Н. Платоновой, реабилитация - это комплекс медицинских, профессиональных, педагогических, социальных, юридических мероприятий, главной целью которых является эффективное и как можно раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности; формирование в них позитивного отношения к жизни, учебе, семье . Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество . Исходя из вышесказанного, мы считаем, что инвалидная среда - это особое, специфическое социокультурное пространство, где личность самореализуется и самоактуализируется. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности при работе с инвалидами в данном ракурсе - социально-культурная анимация. Социокультурная анимация в современном российском обществе представлена в основном как деятельность по развлечению детей и взрослых, в то время как ее подлинное значение выходит за пределы этой роли и включает еще ряд важнейших характеристик. Главная роль социально-культурной анимации - установить органическую связь между человеком, обществом и государством и сделать их факторами развития друг друга . Роберт Лабури, директор Национального института Народного воспитания (INEP) говорит о дуализме феномена анимации и выделяет следующие методы: приспособление, социальную терапию и освобождение через принятие участия в деятельности. По Р. Лабури, анимация - это особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанных на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, реабилитационных, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения . Социально-культурная анимация в современном российском обществе - направление относительно молодое. На сегодняшний день анимация становится эффективным видом работы с населением, основная цель которой реализация досуговых, реабилитационных, психотерапевтических, развлекательных и профилактических программы. Развиваясь, социокультурная анимация является приоритетным направлением, что обусловлено широким потенциалом и полифункциональностью анимационной деятельности . Анимация удовлетворяет потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности, в общении и творчестве, культуре и саморазвитии, направлена на формирование здоровой многогранной личности. Анимационные программы должны помочь человеку оптимизировать функциональное состояние, зарядить его положительными эмоциями и подарить возможность позитивно воспринимать окружающую реальность. Технологии социально-культурной анимации успешно реализуются в рамках реабилитационных программ для инвалидов. В качестве примера обратимся к опыту детского центра речевого общения «Варрель», работающего с проблемными детьми (заболевания органов слуха и речи). Основная концепция центра - развитие общения через активное включение детей в социально-культурную деятельность. В центре считают, что научиться вести себя в обществе, правильно двигаться и разговаривать, общаться друг с другом можно только создавая что-то своими руками, т.е. вся работа строится на деятельностном подходе. Различные кружки, среди которых лепка, живопись, хореография, выжигание и другие, функционируют на базе центра. Педагоги активно выдвигают ребят на районные и городские фестивали и конкурсы. Площадки для выступлений самые разные - это и стадионы, детские центры и клубы, дворцы творчества. В центре используют оригинальную методику реабилитации, это его ноу-хау. В отличие от большинства специальных учреждений в «Варрели» используют игровые, занимательные, деятельностные формы. Дети (в зависимости от своих наклонностей и способностей) занимаются в кружках, для страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата специально созданы кабинеты и залы двигательной реабилитации и лечебной хореографии (в сочетании с живой музыкой, так как при нарушении слухового восприятия центр музыкального восприятия не страдает). И все это под наблюдением сурдологов, логопедов, психологов, неврологов и других специалистов. Но главное в работе центра - это общение детей, речевой и ролевой тренинг. Ребенок должен находиться в речевой среде, и вместе с ним занимаются родители. Участвуя в различных ярмарках, наряду с абсолютно здоровыми детьми, воспитанники забывают о своих недостатках, преодолевают их, вплоть до того, что даже зрители не могут догадаться, что перед ними танцуют и поют дети, еще недавно считавшиеся неспособными нормально общаться и двигаться . Еще один интересный подход к решению данной проблемы представлен в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Иркутска. Центром накоплен огромный опыт проведения различных мероприятий творческой, развлекательной, просветительской направленности. Одним из обязательных условий реабилитации центр считает участие детей в социокультурных мероприятиях: детских фестивалях, конкурсах, турнирах, посещении музеев, театров, библиотек. Всё это способствует развитию творческого потенциала и интересов детей, раскрепощению и проявлению своего собственного «Я». Одно из наиболее значимых средств реабилитации - реабилитация детей в Зоогалерее, где специально создан живой уголок, через этот, своего рода, «контактный зоопарк» дети приобщаются к труду и получают новые знания, учатся ухаживать за животными и растениями, заводят любимцев. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, бережному отношению к природе, развитию эстетического чувства. Педагоги центра отмечают, что наличие такого живого уголка в реабилитационном центре не просто приносит радость, но и гармонизирует чувства и эмоции детей . Состояние здоровья и особенности восприятия мира людьми с ограниченными возможностями ставят перед сотрудниками социально-культурных учреждений множество задач. Особенно, если речь идет о слепых. Слепой почти полностью лишается возможности знакомства с экспозицией музея. Для данной категории посетителей сотрудники музеев оформляют экспозиции, которые можно и нужно изучать на ощупь. Ряд музеев практикуют проведение специальных выставок, демонстрирующих общественности творческие способности инвалидов. Лидером в данной области музейной работы заслуженно считается Государственный музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского. Проходят выставки художников-инвалидов и в Государственном Дарвиновском музее, который называют по праву "анималистической третьяковкой" за обширную коллекцию подлинных произведений искусства, посвященных эволюции животного и растительного мира на Земле... По мнению специалистов Дарвиновского музея, возможны два варианта таких экспонатов: 1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.; 2) открыто стоящие экспонаты, которые можно «смотреть» на ощупь только посетителям с ослабленным зрением. «Хорошо, если в музее осуществимы оба варианта, это расширяет круг доступных для слепых экспонатов. Сотрудники ряда московских музеев уже прилагают усилия, чтобы «открыть» основную экспозицию незрячим посетителям (Московский государственный музей «Дом Бурганова», Музей истории городского освещения «Огни Москвы», Мемориальный музей космонавтики и др.)». В Дарвиновском музее такие экспонаты представлены в виде «мягких этикеток» - кусочков шерсти разных животных, жесткой шкуры медведя или мягкого подшерстка зайца. Такие экспонаты нравятся всем посетителям, как взрослым, так и самым маленьким посетителям музея, и не только незрячим . Вопросом создания специализированного музея для слепых уже не раз задавались специалисты-реабилитологи. Так, например, в Итальянском городе Болонья создан «Тактильный музей». Начиная с 1999г. Музей знакомит слепых с искусством. Картины известных художников переносят на рельефные копии, которые посетители музея могут трогать и, таким образом, «видеть» картину. Современные технологии позволяют развивать данную идею и создавать уже не маленькие музеи с небольшой экспозицией, а целую сеть трогательных музеев. При помощи 3D-печати и краудфандинга студенты из Ростова-на-Дону создают тактильные экспонаты для инвалидов по зрению, позволяя им «увидеть» на ощупь людей и объекты окружающего мира. В Ростовской специальной библиотеке для слепых уже запущены экспозиции «Известные личности», «Биология» и «Животные». Из специального пластика и 3D-принтера авторы проекта могут создать любой предмет, который после можно изучить на ощупь. Проекту всего несколько лет, это 3 музея по 20 экспонатов и на данный момент планируется открытия таких тактильных музеев по всей России. Также авторы разработали аудиогид и сделали сайт с 3D-моделями, чтобы каждый желающий мог повторить проект и создать собственную экспозицию . С каждым годом растет число фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Такого рода фестивали, праздники, концерты - еще один отличный способ поучаствовать в интересных мастер-классах, узнать о современных достижениях науки, пообщаться с людьми. Одно из таких мероприятий - ежегодный городской праздник-фестиваль «Расправь крылья!» для семей с детьми-инвалидами в Москве. Благотворительный фестиваль в 2015 году был приурочен к празднованию Дня семьи и проводился в парке «Останкино». В программе фестиваля были сладкая ярмарка, выездной планетарий, семейные эстафеты и конкурсы, кинотеатр с просмотром детских мультфильмов, концерт с выступлением звезд эстрады, мастер-классы и, конечно же, подарки. Данный фестиваль посетили около 3000 человек . Современные технологии социально-культурной анимации позволяют решать разнообразные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья: предупреждать и корректировать нарушения развития личности ребенка, даря возможность самоидентификации и самореализации через вовлечение их в разнообразные творческие, образовательные и иные виды социокультурной деятельности. Социально-культурная среда дает возможность ребенку раскрыться, проявить себя, получить новые яркие эмоции, заняться интересным делом, найти новых друзей, получить новые знания. Занимаясь в различных кружках, секциях, посещая музей или библиотеку, дети-инвалиды получают возможность живого общения, обретают поддержку, уверенность в своих возможностях и умение порадоваться успехам других. Организация содержательного досуга способствует не только раскрытию творческого потенциала инвалидов, но и восстановлению утраченных способностей к деятельности, реабилитации. Таким образом, сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы, актуализация ее творческих потребностей, реализовать которые без заинтересованности индивида почти невозможно. Анимационная деятельность является эффективным средством реабилитации инвалидов, способствуя их интеграции в социально-культурную среду.

  1. Понятие «анимация» и «социально-культурная анимация»
  2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

ВТуристском терминологическом словареИ.В. Зорина и В.А. Квартальнова Анимация – это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени.

Анимационная деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

1) Анимация – художественная деятельность по созданию мультфильмов;

2) Анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

‑ целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

‑ стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

‑ создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

Как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

Как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

Как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация – это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

Общественные группы или индивиды общества;

Различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

Социальное поведение людей.

Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель ‑ повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности :

Анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

Анимационные программы во время экскурсий;

Спортивно-оздоровительные анимационные программы;

Анимационные программы во время туристских походов;

Культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

Музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

Анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

Туристская и гостиничная анимация.

2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

Функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

Функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

Функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

Функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

Функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

Функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

Функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом [Курило Л.В., с.67].

Среди основных принципов , на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи :

Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры.

Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Типология направлений социокультурной анимации

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Типология анимационных занятий

Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

Увеличения производительности труда;

Снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.


Лекция: «Рекреативно-анимационные программы: Сущность и типология»

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; З) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считает наиболее продуктивным отдыхом сон). Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.

С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и в учебных заведений. Здесь мы будем говорить о рекреационной, туристской и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия.

Рисунок 1 – Типология анимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская анимация –это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты –целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуальных туристов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т.д.

Третий тип. Гостиничная анимация –комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Этот вид анимации преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества и предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. В маркетинговой стратегии гостиницы такая анимация используется как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации как элементы анимационных программ.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т.д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении –удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание –удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение –удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение –удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация –удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация –удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Поэтому мы вправе называть их рекреативно-анимационными программами. Рекреативно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация – это своеобразная услуга по организации и проведению досуговых программ, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых в социально-культурные учереждения.

Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации.

На протяжении всей истории существования человечества прослеживаются связи развлечений и досуговой деятельности, от самых древних времен до наших дней, но предпосылками возникновения рекреативно-анимационных программ в их современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации, в соответствии с рисунком 2.

Реалии повседневной жизни (повседневности) Последствия повседневности Реакция людей на повседневность как источник рождения туристского спроса на анимационные услуги
Индустриализация Урбанизация Повсеместное техническое окружение Экологическое загрязнение Монотонность труда Увеличение жизненных нагрузок Физическая и психическая утомляемость Нехватка времени и сил на творчество и любимое дело Повышенная плотность населения Разрыв с природой Усталость от городской суеты Множественность случайных связей Желание: – уехать из города на природу; – разнообразить впечатления, прикоснуться к духовным ценностям; – познать и увидеть новых людей; – двигаться и развиваться; – общения, соревнования и т.д.

Рис. 2. Предпосылки возникновения анимации

«Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби). Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные прогулки, экскурсионно-развлекательные программы, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению его потребностей в отдыхе и, соответственно, к изменению содержания досуга.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (рекреативно-анимационных программ), которые бы отвлекали человека от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни».

Итак, рекреативно-анимационные программы – это комплексные досуговые программы, которые дают возможность отдохнуть от повседневных жизненных проблем, проводят эмоциональную разрядку, нейтрализуют негативные стороны повседневной жизни, посредством использования различных видов анимации.


Рекреационная анимация
Досуговая анимация (с местными жителями) Туристская анимация
Познавательная анимация Ценностно-ориентированная анимация Практически-преобразующая анимация Творческая анимация

Рис. 3. Типология досуговой анимации

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций досуговой анимации реализуется в зависимости от реального состояния конкретного социально-культурного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. Структура государственного устройства определяет ценностноориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Досуговая анимация является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Поскольку досуговая анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Из трех главных рекреационных функций досуговая анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздорови-тельную и познавательную. «В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации:

1. Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.

2. Компенсационную , освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни.

3. Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность.

4. Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни.

5. Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.

6. Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.

7. Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование.

9. Гедонистическую (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Такое разнообразие функций анимационного сервиса обусловило и многообразие видов досуговой анимации, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий» .

Социальные функции досуговой анимации таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, досуговая анимация влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой анимации следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист социально-культурного учреждения – «это высокопрофессиональный организатор досуга». Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Умение стимулировать, направлять деятельность людей, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.

Практическая деятельность социально-культурного учреждения строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого, можно назвать функции, направления и средства. Осуществляя эти функции, социально-культурное учреждение выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных досуговых анимационных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубоким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, социально-культурное учреждение, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности социально-культурного учреждения наиболее многопланова и содержательно насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только социально-культурного учреждения, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной анимационной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, но также весьма важны. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узловых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Целостную систему досуговой анимации следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система досуговой анимации включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть социально-культурных учреждений разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Самым эффективным институтом в досуговой анимации является социально-культурное учреждение клубного типа. В учреждениях культуры клубного типа досуговая анимация становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в досуговой анимации личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.