Русь и европа, жестокость средневековья. Русь в средневековье

От Киевской Руси до Московского царства. - Русское право в средние века.

От Киевской Руси до Московского царства

Русский народ как обособленная этническая общность сформи­ровался в рамках славянства - обширного этноса, обитавшего в центральной, южной и восточной частях Европы, испытавшего влияние миграционных процессов первой половины I тысячелетия, известного как Великое переселение народов. Славянские племена, закрепившиеся на востоке Европы, разместились в северо-западном районе (ильменские славяне, объединенные затем новгородской ве­чевой республикой с приглашенным князем), в Смоленском и По­лоцком крае (кривичи), на западном берегу Днепра (поляне). Боль­шое влияние на процесс формирования древнерусской народности оказали местные (балты, угро-финские племена) либо соседние ав­тохтонные племена и народы, часть которых уже имела свою госу­дарственность или протогосударство (скифы, сарматы, готы в VIII в. до н. э. - IV в. н. э.), и особенно взаимоотношения с государствами хазаров и аваров (IV-VII вв.). Непосредственному образованию древнерусского государства в VIII в. предшествовало сосуществова­ние трех соседствующих государственных объединений - Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании (предположительно Тмутараканское княжество на Таманском полу­острове). Если в этническом плане славяне и русь не тождественны, то исторически допустимо говорить о том, что и варяги (русь), и славяне севера Восточно-Европейской равнины, и угро-финны, жившие с последними чересполосно, оказались в границах единого полиэтнического государства - Киевской Руси.

В VIII-X вв. на территории Дона и Северного Кавказа находи­лось государство Хазарского каганата, которое по своему составу бы­ло тоже полиэтническим и подчинило себе около 25 государств в ка­честве вассальных. В столице государства Итиле было судебное учреждение, в котором семь судей использовали нормы шариата, ви­зантийского законодательства, Торы и обычного права. Для ж

ивших там славяно-русов и других язычников имелся специальный судья, который судил их «по законам разума и сердца» (см.: Цечоев В. К., Власов В. И., Степанов О. В. История отечественного государства и права. М.; Ростов н/Д, 2003. С. 198).

В VIII в. создаются благоприятные предпосылки для объедине­ния восточных славян, проживавших в новгородской и киевской землях. Им помогли в этом приглашенные, по летописному преда­нию, в 862 г. на княжение варяжские вожди, среди которых леген­дарный Рюрик обосновался в Новгороде, а его воеводы Аскольд и Дир в Киеве. Сплочению двух земель способствовал рост к тому вре­мени значения торгового пути от Балтики до Черного моря по рекам и волокам (путь «из варяг в греки»). В этом смысле охранные заботы в обеспечении безопасности вдоль этого торгового пути сходны с за­ботами племени курейшитов о безопасности караванного пути с пряностями через Аравийский полуостров. К этому племени, как из­вестно, принадлежал и род пророка Мухаммеда, создателя государст­ва, протянувшегося поначалу вдоль этого торгового пути. Киевские князья часть своих завоевательных походов посвятили расширению торговой территории и обеспечению наиболее выгодных условий торговли. Например, все войны с Византией заканчивались торговы­ми договоренностями.

Древнерусское государство возникло как своеобразная федерация племен. Поэтому важными задачами новой политической организа­ции, помимо традиционного сбора налогов, охраны порядка, оборо­ны границ, стало налаживание мирных, плодотворных межплемен­ных и межгосударственных отношений.

Основными формами феодального поземельного владения были княжеский домен и вотчина. Земля приобреталась в результате по­жалования, наследования или купли. Киевское княжество оформля­ется как типичная раннефеодальная (сеньориальная) средневековая монархия во главе с великим князем, у которого с другими князьями существуют фиксированные традицией (включая принуждение ору­жием) или договором вассальные отношения. Усиление удельных князей вызвало к жизни появление нового органа власти - княже­ского съезда, на котором решались вопросы войны и мира, раздела земель, вассальных взаимоотношений. Великий князь опирался в своей деятельности на дружину и совет старейшин, в который вхо­дили бояре и «княжьи» мужи. Княжеским дворцовым хозяйством ве­дали тиуны и старосты. В городах имелись княжеские наместники, в сельской местности - волостели. Местное управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десят­скими. Существовала и система кормлений (сборы с местного насе­ления). Крестьянская община (вервь) осуществляла земельные пере­делы, расследование преступлений на своей территории, решала от­дельные налоговые вопросы и споры.

Князь и его дружинники (по возрасту и по социальному положе­нию они делились на «старших» и «младших») составляли слой слу­жилых людей. Другую категорию составляли свободные - купцы, ремесленники и «люди» (крестьяне-общинники). Низший разряд об­разовался из людей зависимых, попавших в кабалу или рабство.

Боевые соратники князя, именуемые боярами, со временем пре­вращаются в земледельцев-вассалов (вотчинников). Они широко ис­пользуют в своих взаимоотношениях с крестьянами-общинниками внеэкономическую (захват, насилие) и экономическую (кабала, долг) эксплуатацию. Подобную же манеру властвования одновре­менно над землей и людьми во все больших масштабах используют и князья. В X в. княгиня Ольга установила пункты («погосты») и сро­ки сбора дани, регламентировала ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром (980-1015) устанавливается десятина - налог в пользу церкви.

Крещение Руси и превращение христианства в государственную религию оказали заметное влияние на правовую и политическую культуру населяющих ее народов. Это содействовало укреплению во­енных, экономических, политических и культурных связей с Визан­тией и другими христианским странами, распространению письмен­ности и грамотности, введению христианских норм морали, более гу­манных, чем языческие. Монотеизм (единобожие) содействовал идейному оправданию и укреплению государственного единства во главе с монархом, но одновременно с этим содействовал появлению режима самодержавия, своеобразного цезарепапизма на русской поч­ве, особенно после упразднения патриаршества в правление Петра I.

В XII-XIII вв. получает распространение система иммунитетов, освободившая боярские вотчины от княжеского управления и суда, причем бояре получили право свободного «отъезда» (менять сюзере­на). Существовали также внутренние и внешние причины, содейство­вавшие феодальной автономии и княжеской удельщине. Последняя была отчасти вызвана неудачной системой наследования княжеского престола по боковой линии - не от отца к сыну, а от брата к брату, как это практиковалось у некоторых тюркских племен, например у пече­негов. Следствием стало усиление политической раздробленности и распад Киевской Руси на конфедерацию феодальных государств. На северо-западе возникли автономные городские вечевые республики - Новгородская (1136-1478) и Псковская (1348-1510). В северо-вос­точной части Руси центром объединения стало Московское княжест­во, выделившееся из Владимиро-Суздальского. В период удельной раздробленности владимирские князья сумели расширить свои земли и создать крупный княжеский домен, в котором служилое дворянство стало главной социальной опорой князя. В первой половине XIII в. русские князья стали данниками Золотой Орды, сохранив свою адми­нистрацию, веру и церковь. Некоторые князья осуществили заимство­вание ордынских приемов налогообложения, организации ямской службы, отдельных видов войска и казенного финансового ведомства.

После распада Золотой Орды на самостоятельные ханства - Си­бирское, Казанское, Крымское и Астраханское - последние поочередно захватываются усилившимся Московским государством, кото­рое преобразовалось из княжества вначале в великорусское царство, а затем и в российскую империю. Важную роль в этом выполняла церковь. Она со временем превратилась в обладательницу значитель­ных земельных владений и материальных ценностей, хотя наряду с этим существовало духовенство, ориентирующееся на духовные цен­ности («нестяжатели»). Идея самодержавного царства нашла после­довательную разработку и поддержку в среде церковных деятелей и просветителей (концепции: «Москва - Третий Рим», «православное царство», «царь - помазанник Божий»).

Присущая самодержавию централизация облегчалась и обуслов­ливалась не только византийским и восточным влиянием, но также тем обстоятельством, что опорой режима, помимо церкви и закрепо­щенного крестьянства, было не аристократическое вотчинное, а слу­жилое поместное дворянство. Города на Руси были в большей степе­ни гарнизонными укреплениями и хранилищами, нежели средото­чием самоуправления, ремесел и торгового общения.

Самодержавная (автократическая, авторитарная) тенденция в развитии русского государства временами наталкивалась на сопро­тивление сословно-представительных учреждений - княжеские съезды, вечевые собрание городов, земские соборы. Особенно влия­тельными оказались Земские соборы X V I - X V I I вв., на одном из ко­торых состоялось избрание на царство первого правителя из дина­стии Романовых, пребывавшей у власти три столетия. Последним словом политико-административной организации в Московском царстве стало введение приказной системы управления. Наряду с Боярской думой возникли приказы (протоминистерства) постоян­ные, подразделявшиеся на региональные (Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский и др.), общегосударственные (посольский, поместный, большая казна и др.) и дворцовые (большого дворца, ка­зенный, конюшенный, сокольничий, царская мастерская, царицына мастерская палата). В разряде временных приказов числились тай­ных дел, счетный, монастырский и др.

Славянский этнос считается молодым. задолго до его появления на планете сформировались, достигли расцвета и погибли множество государств, цивилизаций, культур. К числу древнейших относится родина стическая культура Египта и культура народов майя(4 тыс до н. э), культура острова Крит, и культура доарийской цивилизации в районе реки Инд(3 тыс до н.э).

К числу древнейших государств относится шумерское государство (3 тыс до н.э) Вавилон, Шань Инь, египетское царство(2 тыс до н.э). своеобразными вершинами своеобразия древности принято считать греческую и римскую цивилизацию (1 тыс до н. э- 1 тыс нашей э).

Ученые до сих пор спорят о происхождении славян, обсуждаются самые разные концепции и теории.

I. Миграционные теории- сторонники этих теорий считают, что славяни зародились в эпоху великого переселения народов и в результате сложных миграционных процессов сумели закрепиться на территории реки Дунай(бывшая римская провинция Норик)

II. Автохтонные – т е теории местного происхождения славян, место рождения славянского этноса называют земли к востоку от реки Эльба, западу от реки Днепр, к югу от реки Припять, к северу от реки Россь.

Большинство ученых считают, что переломным рубежом в истории славян стал 6 век наше э. именно в это время начинается славянского массива на 4 категории на славян северных и южных, западных и восточных. Восточные славяне сумели закрепиться в районе реки Днепр и постепенно распространили свое влияние до Балтийского и Черного морей. 7-8 в на э начался процесс формирования основных предпосылок для возникновения государства у восточных славя.

Государство -это система разнообразных институтов призванная обеспечить выживание,существования и развитие сообщества людей проживающих на одной территории.

Причины возникновения государства у восточных славян.

I. резкое обострение социальных противоречий внутри восточнославянских племен. Во многом связанное с началом технической революции(активным использованием железных орудий труда)

II. необходимость обеспечить безопасность той территории, которых восточные славян считали уже своими.(главное угрозу приходят с востока, хазарский каганат),(юг- византийская империя),(запад- Болгарское государство, Венгерское, Польское и др.),(север- Варяги)

III. необходимость обеспечить сосуществование восточных славян с племенами других этнических групп проживавших на территории восточно-европейской равниной.

В истории становления древнерусского государства есть несколько опорных дать

862 - предводитель наемной варяжской дружины Рюрик установил контроль над ситуацией в Новгороде.


882 – Олег объединил под своей властью земли Новгорода и Киева.

911 – один из первых руско-византийский договоров.

988 - крещение Руси Владимир 1

1019-1054 княжение Ярослава Мудрого, расцвет государства.

1097 съезд князей в Любяче(каждый держит отчину свою)

1113-1125 - княжение Владимир Мономах.

Характерные черты древнерусского государства

1)слабый государственный аппарат. Его функции не были четко определены, авторитет у населения был не очень высокий, он был очень не многочисленный. Основу государственного аппарата составляла семья великого князя и его дружина (около 1000 чел) при этом численность общерусского ополчения, которое собиралась для военных походов доходило до 50000 человек.

2) очень сложная социальная структура населения, пестрый этнический состав. К 10 веку общая численность жителей государства составляла примерно 4.5 мил человек,который принадлежали к самым разным этническим группам.

3)христианство как господствующая государственнаярелигия.

4) быстрое появление письменных законов. 11 в русская правда 3 главные редакции это кратка, пространная, сокращенная более ста списков.

5) высокий уровень развития культуры. Культура- это система материальных и духовных ценностей созданных человеком. Большинство достижений древнерусской культуры так или иначе связана с русской православной церковью (десятинная церковь, софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде) литература (слово о законе и благодати, повесть временных лет, новгородские берестяные грамоты, пословицы, лирические песни, былины)

P.S. ученые отмечают очень не высокий уровень жизни большинства жителей древнерусского государства короткая продолжительность жизни, юноша с14 считался абсолютно взрослым, а девочки 12 лет на выданье.

В 17 в профессор галльского университета Фристофор Циллариус предложил разделить мировую историю на античность, средневековье и новое время. Споры о том когда в европейских странах началась эпоха средневековья идут уже много лет и далеки от завершения (395г.- разделение римской империи на западную и восточную. 476- отречения ромула агустула. Идр.)

Сегодня под термином средние века или средневековье понимают особую историческую эпоху в развитие европейских государств. Это эпоха подразумевает ряд сущностных особенностей в жизни этих государств.

А) феодальная система землевладения.(при такой система владельцы земли феодалы или сеньеоры предоставляют своим вассалам земельные владения (феоды) за службу, на этих наделах трудятся крепостные крестьяне, которые выплачивают оброк или отрабатывают барину)

Б) система вассалитета. (это система особых иерархических отношений между феодалами в основе которой лежит принцип личной зависимости.)

В)доминирование церкви в культурной и политической жизни государстве.

Г) идеалы монашества и рыцарства.

Историю русского средневековья большинство ученых начинают с эпохи феодальной раздробленности, о причинах наступления которой есть разные точки зрения, среди главных причин феодальной раздробленности на Руси обычно называют.

I. Развитие системы феодального землевладения. (уже к 10 в эксплуатация зависимых крестьян стала более выгодна Lчем традиционный сбор дани и пошлин)= вотчины становятся массовым явлением. Владельцы вотчин были заинтересованы в том что бы создать сильную местную власть L, способную быстро и эффективно защищать из интерес.(какие итересы)

II. Бурный расцвет городов. в 10 в источники фиксируют 25 крупных русских городов которые превратились в центы политической культурной, экономической жизни, накопив большие богатства города стали вмешиваться во взаимоотношения князей нарушая традиционный порядок передачи власти.

III. Ослабления напора кочевников на востоке, которая совпала с нарастание давление на русские земли с запада.

IV. Кризис системы управления (процесс постоянного расширения территорий древнерусского государства к концу 10 в привел к своему логическому результату великий князь киевский. утратил возможность контролировать ситуацию на всей территории государства) (слабые информационные потоки); слабые транспортные коммуникации;

V. Кризис норм древнеславянской этики (падение нравственности) .

Первая смута началась в 972 г(после смерти великого князя Святослава) Яропол и Владимир.

1016 г -после смерти Владимира, Святополк и Ярослав, Борис, Глеб.

1073г после смерти Ярослава мудрого.

1093 - после смерти Всеволода.

К середине 12 в на территории бывшего древнерусского государства существовало уже 15 самостоятельных княжеств, в 13в около 50. В 14 в 250. Но одновременно с процессами распада в 12-13 вв шли процессы объединения русских земель. Новыми центрами новой русской государственности стали Галицко-волынского княжество, Влаимиро-суздальскоке княжество, новгородская земля.

Последствие феодальной раздробленности.

С одной стороны

1)стремительное развитие ремесла, с\х, торговли, в некоторых землях и княжествах.

2) оформление институтов политической власти на местах (власть стала ближе к народу).

3)расцвет средневековой русской культуры.(Успенский собор в Галиче, Дмитровский собор во Владимире, церковь покрова на Нерли.)

Но с другой стороны.

1)Уничтожение материальных и духовных ценностей в ходе усобиц.

2)гибель людей. Русские убиваю русских.

3) ослабление военного потенциала русских земель.

Монгольское нашествие.

О монгольском этносе учены знаю очень немного известно что он зародился на границе степей и пустынь центральной Азии (Байкал), известно что его становление произошло в 11- 12 вв известно что особую роль в его истории сыграл Чингисхан. Ученые спорят о причинах миграции монголов, которая началась в конце 11 в и носила очень устойчивый характер. Возможно это было связанно с поиском новых пастбищ, возможно монголы искали кротчайшие пути в богатые регионы мира, возможно движение монголов было связанно особенностями их мировоззрения.(последние море).

Первое столкновение монголов и Руси 1 мая 1223 г на р. Калка (Азовское море), несмотря на победу монгольские войска в глубь русских земель не пошли. 1235 на курултае в местечке Каракорум было принято решение о большом походе. Выдвижение войск началось 1237 г. Основные боевые действия начались 1238г. 4 марта 1238 г на реке Сить монголы разгромили войска великого князя Владимирского Юрия. было разорено 14 городов северо-восточной Руси. Но при этом Новгород разорен не был. 1239 г монголы предприняли поход на юго-западную Русь через которую ушли в восточную Европу, в это же время жителям Новгорода пришлось отразить нападение шведов(1240) устье реки Нева и немцев (1242) чудское озеро.

В середине 13 в на огромной территории от Дуная и до Алтая сформировалась государство золотая орда. Русские земли были объявлены часть этого государства. Между золотой ордой и русскими землями сложились очень не однозначные отношения. О характере этих отношений споры продолжаются до сих пор.

I. Соловьев- ордынское иго стало главной причиной замедленного развития Руси, но сути русской государственности не изменило. Аргументы: а) монголы не создали на Руси свое правящей династии. Б) в русских землях не действовали монгольские законы. В) монголы не тронули духовную основу русской государственности православие.

II. Карамзин- ордынское иго изменило суть русской государственности. Аргументы: а) во многих русских городах исчезли вечевые институты власти. Б) принципиально изменился характер взаимоотношений княжеской власти и ее окружения (на смену вассальным отношениям пришли отношения подданичества. в) резкое падение общего уровня культуры, смертная казнь, пытки, резко уменьшается число книг и грамотных людей.

III. Гумилев – ордынского ига не было, а существовал взаимно выгодный компромисс между русскими землями и золотой ордой. суть компромисса – орда получила огромные материальные и людские ресурсы Руси, Русь получила защиту от западных государств, стремившихся распространить свое влияние на территорию Руси. Монголы стимулировали торговлю русских купцов с востока вели в русскую культурную традиции восточную культуру, обновили высшие эшелоны русской знати.(Годуновы, Карамзины, Сабуровы, идр)

На рубеже 13-14 вв начался процес объединения русских земельв рамках единого государства, по сравнению с западной Европой он начался с опозданием, носил форсированный характер и прошел следующие хронологические этапы.

Древнерусское государство — страна на территории Восточной Европы, населённая славянскими племенами. Возникло после объединения двух центров — Новгорода и Киева на землях вдоль пути «из варяг в греки».

862—879 Правление Рюрика в Новгороде. По преданию, начальник варяжского военного отряда Рюрик был призван ильменскими славянами княжить в Новгороде. Основатель династии русских князей Рюриковичей.

879—912 Правление Олега, варяжского князя в Новгороде. В 882 захватил Киев и сделал его столицей своего государства. С этого времени можно говорить об образовании Киевской Руси. В 907 совершил поход в Византию и в знак победы прибил свой щит на воротах Константинополя (Царьграда). В 907 и 911 заключил выгодные договоры с Византией. Подчинил древлян, северян и радимичей.

980—1015 Правление великого князя киевского Владимира I Красное Солнышко. В 988—989 ввёл в качестве государственной религии христианство «по византийскому образцу» (православие). Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси.

1019—1054 Правление великого князя киевского Ярослава Мудрого. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими европейскими странами. При нём составлена «Русская правда» — свод древнерусского права.

1097 Княжеский съезд в Любече. Начало периода раздробленности Киевской Руси.

1113—1125 Правление великого князя киевского Владимира II (Всеволодовича) Мономаха. Призван киевскими боярами во время народного восстания. Боролся против феодальных междоусобий. Разработал устав, ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

1120—1157 Правление князя суздальского и великого князя киевского Юрия (Владимировича) Долгорукого. Перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова Великого в Суздаль. С 1130-х боролся за Киев, в 1155 вторично завладел этим городом. При нём впервые в летописи была упомянута Москва (1147).

1157—1174 Правление князя владимиро-суздальского Андрея (Юрьевича) Боголюбского. Сделал столицей город Владимир на Клязьме. В 1169 захватил Киев. Убит боярами в своей резиденции, селе Боголюбове.

1216, 21—22 апреля Липицкая битва (на реке Липица, у Юрьева Польского) между владимиро-суздальской армией Ярослава и Юрия Всеволодовичей и новгородско-смоленско-ростовским войском Мстислава Удалого, Константина Всеволодовича и др. Окончилась поражением Ярослава и Юрия, привела к усилению роли Новгорода.

1223, 31 мая Битва между русско-половецким войском и монголами на реке Калка. Отсутствие единства между русскими князьями и бегство половцев привели к их поражению.

1236—1263 Правление новгородского князя Александра (Ярославича) Невского. С 1252 — великий князь владимирский. Победами над шведами (Невская битва 15 июля 1240) и рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище на Чудском озере (5 апреля 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.

1237—1241 Два опустошительных похода монголо-татар во главе с ханом Батыем на Русь. Героическая оборона Рязани, Владимира, Киева и других городов подорвала боевую мощь войск Батыя.

1243—1480 Монголо-татарское иго (господство Золотой Орды) на Руси. Ярлык на великое княжение в этот период князья получали из рук золотоордынского хана.

Московское государство

1325—1340 Правление московского князя Ивана I (Данииловича) Калиты, с 1328 — великого князя владимирского. Добился у Золотой Орды права сбора дани на Руси. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы; при нём резиденция митрополита была перенесена из Владимира в Москву.

1359—1389 Правление великого князя московского и владимирского (с 1362) Дмитрия (Ивановича) Донского. Возглавил борьбу русского народа против монголо-татар; под его руководством была одержана первая победа русских войск над Золотой Ордой в битве на реке Вожа (1378). 8 сентября 1380 в битве русских войск с ордынцами под командованием Мамая он проявил незаурядный воинский талант. Эта победа за которую князь был прозван Донским, стала началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. В княжение Дмитрия Донского Москва укрепила своё руководящее положе ние в русских землях. Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Орды.

1462—1505 Правление великого князя московского Ивана III (Васильевича) Великого. Сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось создание государственного аппарата. Присоединил к Москве Ярославль (1463), Пермь (1472), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку. В 1500—1503 отвоевал у Литвы города Северской земли (бывшее Черниговское княжество). При нём было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на реке Угре, левом притоке Оки, 1480), составлен Судебник (1497), развернулось большое строительство в Москве. Произошло оформление титула — великий князь «всея Руси». 1584—1598 Женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, что позволило считать русское государство преемником Византии («Третий Рим»).

1505—1533 Правление великого князя «всея Руси» Василия III (Ивановича). Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521).

1533—1584Правление великого князя «всея Руси» Ивана IV (Васильевича) Грозного, с 1547 — первого русского царя. С конца 1540-х правил вместе с Избранной радой (неофициальным правительством). При нём начался созыв Земских соборов, составлен новый Судебник (1550), сложилась приказная система централизованного управления. Проведены реформы управления и суда. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1565 введена опричнина. Установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, которая завершилась невыгодным для России миром. В 1581 началось присоединение Сибири. Внутренняя политика сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилилось закрепощение крестьян.

1572, 26 июля —3 августа Молодинская битва. Русская армия разгромила татаро-турецкие войска крымского хана Девлет-Гирея у села Молоди, в 60 км к югу от Москвы.

1584—1598 Правление царя Фёдора Ивановича, последнего русского правителя из династии Рюриковичей. Неспособный к государственной деятельности, он предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. В 1589 было учреждено патриаршество, первым патриархом Московским «всея Руси» стал Иов (до 1605).

1598—1605 Правление царя Бориса Годунова. Выдвинулся во время опричнины; брат Ксении Годуновой, жены царя Фёдора Ивановича, и фактический правитель при нём. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; продолжал закрепощение крестьян.

1605—1613 «Смутное время». Кризис государственной власти, народные восстания, польская и шведская интервенции, правление самозванца Лжедмитрия I (Григория Отрепьева?) 1605—1606 и царя Василия IV (Ивановича) Шуйского 1606—1610, разорение страны.

1609—1618 Польская интервенция в России. Осада Смоленска с сентября 1609, поход на Москву и захват её (1610). В том же году русское правительство «Семибоярщина» провозгласило царём польского королевича Владислава. Освобождение Москвы в октябре 1612. Вторым ополчением под руководством посадского из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

1610—1617 Шведская интервенция в России с целью захвата Пскова, Новгорода, северо-западных и северных русских областей. Шведы не добились своих основных целей. Завершилась интервенция Столбовским миром (февраль 1617).

1613—1645 Правление царя Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых. Избран Земским собором. Предоставил управление страной отцу патриарху Филарету (до 1633), а затем боярам. Безуспешная война с Польшей за возврат Смоленской и Северской земель (1632—1634).

1645—1676 Правление царя Алексея Михайловича. Усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649), возвращены Смоленская и Северская земли. Подавлена крестьянская война 1670—1671 под руководством Степана Разина.

1654 Церковные реформы патриарха Никона. Начало раскола в русской православной церкви.

1654, 8 января На Переяславской раде гетман Богдан Хмельницкий провозгласил воссоединение Левобережной Украины с Россией.

1676—1681 Война России с Турцией и Крымским ханством. Закончилась Бахчисарайским мирным договором 1681, по которому Турция признала Левобережную Украину частью Российского государства.

1682—1696 Совместное правление малолетних царей Петра I и Ивана V Алексеевичей. Регентство царевны Софьи (до 1689).

В эпоху Средневековья началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем все прежние цивилизации, что обусловливалось рядом исторических факторов (наследием римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империй Карла Великого и Оттона I, объединивших многие племена и страны, воздействием христианства как единой для всех религии, ролью корпоративности, пронизывающей все сферы общественного устройства).

В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир и убежденность в том, что он может быть познан с помощью разума, желание преобразовывать мир в интересах человека.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития западноевропейского общества в средние века?

2. Какие этапы можно выделить в развитии Западной Европы в период Средневековья? Назовите страны-лидеры каждого этапа.

3. В чем суть идеи Запада? Когда она оформляется?

4. Когда начинает формироваться этническая, экономическая, политическая, религиозная, культурная общность Западной Европы?

5. В чем было основано единство западноевропейского общества в период Средневековья?

6. Когда началась революция в естествознании? Каковы были ее причины и последствия? Как меняется организация западноевропейской науки в позднее Средневековье?

Глава 6 Русь в эпоху Средневековья

Киевская Русь

Становление цивилизации в Русских землях

Формирование и возвышение Московского государства

6.1. Киевская Русь (IX – ХП вв.)

Образование древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран

восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация

– Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.

Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси, повидимому, оказался один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В «Повести временных лет» начало формирования Киевской Руси он представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен «рос», или «рус». Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (? - 879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья – в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династииРюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь)Олег (? - 912), прозванныйВещим. После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей вКиеве, по определению князя – «матерью городов русских».

Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (? - 945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. КнягиняОльга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сынСвятослав (942-972) государственную деятельность совместил со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем же всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (960-1015), прозванный народом«Красное Солнышко», соорудивший для укрепления границ государства от набегов многочисленных кочевников ряд пограничных крепостей.

Норманская теория. Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученыхисториков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными

в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами – от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою – и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является «аргумент» норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древне-шведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор» (верная дружина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – страна несметных богатств.

Общественный строй. Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же

время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались ифеодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием(вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовалитысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.

Хозяйственная жизнь. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер.

Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальнаявотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей попрежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служитьполюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятияподданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в«Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине,

организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служилагривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытесненарублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства дополняла и жизнь духовная.

Христианизация Руси. С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским княземВладимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси – Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия – Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И

А вы как, привыкли считать предков садистами?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных…Верите? Тогда Вы достойный кандидат в зону доллара и евро. Там тоже верят. Хотят верить.

В самом слове "Среденвековье" лежит представление о том, что раньше было хорошо, потом сделалось очень плохо, а в конце опять становится лучше и лучше. Так и было. После падения Западной Римской империи с VI по XII-XIII века шла беспощадная война всех против всех. Запустела земля, урожайность упала с 10-15 центнеров с гектара до 3-5 центнеров, леса даже в Италии наступали на поля и сады. Население Италии сократилось в 4-5 раз, Южной Франции - в 3-4 раза, Северной Франции - раза в 2.

Хозяйство опять стало натуральным. А в Италии стали выращивать хлеб, где он растет хуже, чем на севере. Привезти товар стало невозможным, приходилось все выращивать на месте.

Вечная война требовала воинов, а не ученых. Упал уровень общей культуры, грамотности, образованности.

После этих страшных времен даже феодальная иерархия и жестокая власть феодалов казалась спасением от анархии и общего безумия. К XI-XII векам Европа начала превращаться в тот конгломерат народов и стран, который мы видим и сегодня.

На Руси не было ничего подобного!

История Руси протекала не на старых землях бывшей Римской империи. На Руси были разные группы зависимых людей, и ученые всё спорят, какие именно повинности несли, в каких отношениях к хозяину находились закупы, смерды, рядовичи, холопы, рабичичи, обельные холопы. Но в любом случае, даже «обельные холопы», то есть полные холопы, не были рабами.

Мало того что мы не знали рабства и его последствий для экономики, общественных отношений и психологии. Не было и страшного периода падения культуры, войны всех против всех, развала и упадка. Периода, в самом названии которого - оправдание крови и жестокости. (Было много другого, но раб и крепостной вещи разные. Равно как и войны с поляками, шведами, турками и татарами не сравнить с Европой тех веков. Даже орды Батыя - М1).

Термин как оправдание

Средневековье… столь страшное определение относится ко всей европейской эпохе, тем самым обезличивая и снимая ответственность за жестокость и кровавость с конкретных европейских правителей того времени.

Иоанн (Джон) Безземельный

Действительно, чего вы хотите от безвременья, эпохи упадка и распада? Виновен не Карл Великий, приказавший зарезать в Венсеннском лесу 4,5 тысяч пленных саксов? Или Джон Безземельный, пытавший банкиров, вымогая у них денег? Или французские феодалы виновны ли в том, что замордовали собственных крестьян до потери инстинкта самосохранения и вынудили подняться на страшную Жакерию XII-XIV веков? И не крестьяне виновны ли в том, что разрывали они на части детей и сжигали живьем всякого рыцаря и всякого горожанина, попавшегося на их пути? Тут личная ответственность как бы стирается, потому что «эпоха была такая». Это не мы! Это Средневековье!

Сначала в понятие Средние, или Темные века входило время с VI по XI века. Потом верхняя планка плавно двинулась вверх… Средневековьем стали официально считать сначала время до XIII века… до XIV… до XV… А в сознании обывателей, далеких от исторической науки, даже XVI век, Реформация, как бы относятся к Средневековью.

И тогда все события этого времени тоже обезличиваются, стираются. Вроде никто уже не виноват в конкретных и ярких событиях! Ведь государственный деятель и военачальник выступают не сами по себе, а как «жители Средневековья». Время было такое! Они ни при чем!

Существуют огромные по значимости события, даже целые периоды истории, о которых все знают, но практически не задумываются о том, что же за ними реально стояло. Скажем, война гвельфов и гибеллинов в Италии - война сторонников светской власти Папы и сторонников Германского императора.

Папы объявляли себя наследниками апостола Петра, имеющими право на светскую власть в Италии. Германские императоры «Священной Римской империи германской нации» называли себя наследниками римских императоров.

Гвельфы и гибеллины резали друг друга три столетия. О чудовищной жестокости этой войны почти не помнят. Какие эльфы? Какие феи? Какие гоблины? - спросит любой студент. А если что-то и было неприглядное, то что тут можно поделать?

Средневековье!
Инквизиция?
Жгут «ведьм»?
Бароны грабят на больших дорогах?
Любой вооруженный режет кого попало?
Крестовые походы?
Так ведь Средние века… Средневековье…

В сознании просвещенного человека возникают характеристики многих негативных явлений, но не имена личностей, персонально ответственных за злодеяния, например, инквизиции или междоусобной войны.

Идеология самооправдания

В Средневековье политическая идеология существовала в религиозно-этической форме и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения, она же и оправдала кровавые события того времени.

Фома Аквинский - философ XIII века

Фома Аквинский - философ XIII века, один из основных фигур всей средневековой философии и науки. Его книга «Сумма теологии» почитается до сих пор в католических странах. Фома обосновывает и оправдывает европейскую жестокость. Он полагает, что во избежание смуты надо подчиняться предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении. Не исключено также, что произвольные действия правителя - зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление - грех.
Именно у Фомы Аквинского спорные и жестокие события обретают форму «здравого» смысла: «Если так происходит, то, значит, так надо!»

Ничего подобного нет на Руси. У нас те же века - с VII по XIII - это не «средние века» упадка и катастрофы. Это не «час быка», а утро. Россия в период европейского «темного средневековья» в целом переживает культурный рост и обретение прочной государственности. Моральной основой Российского государства становятся христианские ценности. Россия, конечно, как любое государство, переживала свои периоды смут и бунтов. Но эти события практически всегда имеют ярлык персонификации.

Мироощущение россиян окрашено в гораздо более радужные тона. И напрочь отсутствует мотив самооправдания, списывания грубости и жестокости на эпоху.
Современный европеец легко повторяет за Фомой Аквинским: «А иначе было бы еще хуже!» И всё в порядке. Ни малейшего чувства неловкости за жестокость и грубость предков.

Но тот же самый современный европеец убежден: русское Средневековье и вообще вся русская история как раз на редкость кровавые и злые! Как иллюстрация, например, - книга Джеймса Хэйли Биллингтона с чудесным названием: «Икона и топор». Это исследование написано одним из ведущих мировых специалистов по русской культуре, выпускником Принстонского университета, доктором в Принстоне и Оксфорде. Биллингтон хорошо знает русский язык, прошел стажировку в МГУ, читал лекции в Ленинградском университете.

Он уже был широко известен и уважаем в академических кругах к 1966 году, когда книга «The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture» сделала его знаменитым. Книга сделала его непререкаемым авторитетом, экспертом буквально по всем сторонам русской общественной мысли, культуры и истории.
С 1987 года Биллингтон стал директором Библиотеки Конгресса США. По значимости это пост в Америке такой же почетный, как должность сенатора. Но сенаторов все время избирают и переизбирают, а Биллингтон остается на посту.

Несомненно, эта книга написана не врагом нашей страны. В ней чувствуется искренняя любовь и уважение к русскому народу и его истории. Тем удивительнее: автор всерьез считает, что в истории Руси естественным образом соединяются периоды поклонения и свержения авторитетов. Потому она такая и кровавая, страшная и жестокая, русская история: поставим мы на пьедестал кого-то, а потом свергаем и истребляем вчерашнего кумира со всеми чадами и домочадцами. А Европа?! Ну, в Европе, конечно же, ничего подобного не было!..
На примере книги Биллингтона хорошо видно, как уже современный Запад, как правило, оправдывая свою кровавость и жестокость, с удивительным упорством поддерживает миф о кровавости и жестокости русского народа.

Стереотип «русской кровавости»

О, эта страшная и кровавая история огромной, загадочной и мрачной страны… Мы и сами почти поверили страшным сказкам о Руси IX-XV веков.Спросите у любого мало-мальски сведущего европейца, да и россиянина, какие ассоциации вызывают у него слова «Русское Средневековье», - и получите в ответ полный джентльменский набор: плаха, залитая кровью, дыба в пыточном застенке, вороны над Лобным местом, опричники, похожие на персонажей современных «ужастиков» и тому подобные прелести. Было все это в нашей истории? Разумеется, было, чего уж тут отрицать…

Допрос.Дыба в немецком застенке

Вопрос - в каких количествах…

Нас так затюкали рассказами о нашей жестокости, что даже экскурсоводы на Красной площади рассказывают: мол, Лобное место служило для пыток и казней. А выражение «орать во всю Ивановскую» восходит к крику публично пытаемых и запарываемых кнутом.А это неправда.

Лобное место нужно было для возглашения указов Государей. До перестройки Красной площади в XVI веке указы Великого князя возглашались на Ивановской площади в Кремле. Выходил дьяк в малиновом кафтане, синих штанах, светло-коричневых сапогах, оранжевой шапке, с чернильницей и тубусом с гусиными перьями на боку, в окладистой бороде… и кричал, «орал во всю Ивановскую» указ Государя и Великого князя…

А вы так привыкли считать предков садистами, что поверили?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных… Такие вот сказочки.

Лобное место и виселица

А как обстояло дело с кровушкой и пыточной аппаратурой в просвещенных Европах? Неужели как-то иначе? Действительно, иначе, но не так, как думается среднему европейцу и отечественному интеллигенту, а пострашнее, чем у нас.
На площадях ВСЕХ европейских городов непременно красовалась виселица. И не всегда пустовала.

Пытки были совершенно обычным, нормальным способом вести следствие не только в мрачном Средневековье, но и в Ренессансных XV-XVI веках. Пыточные инструменты заказывали самым обычным ремесленникам, и они выполняли свою полезную работу, продавая членам муниципалитета готовые изделия.

Бытовые нравы… По законам практически всех стран Европы жена и дети рассматривались как СОБСТВЕННОСТЬ главы семьи. Не случайно же в английском языке само слово womаn (женщина) есть прямое производное от mаn (мужчина). А слово mаn означает одновременно и «мужчина», и «человек». А обращение к замужней женщине на английском и сейчас означает некую принадлежность мужу. Вовсе не «миссис такая-то», как переводим мы, согласно нормам русского языка. А «миссис такого-то».

Избиения жен и детей были совершенно обычным делом. В XVI-XVII веках священники стали подымать свой голос против бытовой жестокости, но их мало слушали.

Казнь Пугачёва. «Прости, народ православный»

Драки, поножовщина были такими обыденными явлениями, что это отразилось в обычаях. Взять хотя бы описанную Марк Твеном «чашу любви». Пили из нее по очереди двое. Оба держали чашу за рукояти, один из них снимал салфетку, а другой - крышку. Зачем такие сложности? А затем, что «в старые времена, когда нравы были суровы и грубы, мудрая предосторожность требовала, чтобы у обоих участников пира, пьющих из чаши любви, были заняты обе руки. Иначе могло случиться, что в то время, пока он изъясняется другому в чувствах любви и преданности, тот пырнет его ножом».

Казнь Пугачева. Гравюра. Фрагмент. XVII в.

Народ безмолвствовал

У феодального сословия нравы пытались ввести в какие-то рамки… Но и эти рамки таковы, что отдают какой-то прямо космической жутью. Многие ли поклонники сказок про короля Артура и благородного Ланселота знают, что во время рыцарского турнира победитель имел право убить (!) побежденного? Даже того, кто признал свое поражение и сдался? Даже истекающего кровью, лежащего без сознания раненого?

Акт убийства так и назывался - «удар милосердия». Было даже оружие, специально предназначенное для того, чтобы добить беспомощного человека. Оно называется стилет. Стилет - это длинный трехгранный или многогранный стержень на рукояти. У него нет лезвия, он не годится как замена кинжала, даже как ножа. Стилетом можно только заколоть.

В Европе считалось «правильным» и «благородным» вогнать раненому стилет или между пластинами панциря на груди, в сердце, или в глазницу, чтобы пробив глаз, стилет проходил бы прямо в мозг. На фоне этого бытового, повседневного зверства уже не удивляют ни Крестовые походы, ни инквизиция, ни обыденная жестокость войн. (Здесь я, Mikle1, не могу не вмешаться в монолог автора,. Потому что он, зная историю, бесконечно далек от полевой хирургии и военного дела. Холодное оружие средних веков наносит ужасающе грязные и обширные раны. Выжить при отсутствии антибиотиков и практически гарантированном заражении, народ ведь не мылся и одежды не менял в Европах - гарантированная мучительная смерть. Тем более, что на поле боя бегали мародеры, а не спасатели с санитарами).

И костры с еретиками, и методы обращения язычников в христианство - все считалось целесообразным и правильным. Кстати, насчет язычников и еретиков - в России обращение с теми и другими было не в пример мягче, чем в Европе, по крайней мере, народу сожгли гораздо меньше (хотя, в отличие от Европы, дров было поболее - энергетическая сверхдержава как-никак).

Россия, в отличие от Европы, практически не знала религиозных войн. По сравнению с тем, что творилось в Германии, Нидерландах, Франции в XVI-XVII столетиях, все раздоры между никонианцами и староверами, а также гонения на стригольников, нестяжателей и прочих сектантов представляются просто какими-то «разборками» малышей в песочнице.

В 1618-1648 годах католики и протестанты резали друг друга совершенно в чудовищных количествах даже по меркам 1-й и 2-й мировых масштабных войн. В Германии за время Тридцатилетней войны было уничтожено около сорока (!) процентов населения, дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях (христианской!) Германии было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

В России не было ничего подобного, и слава Богу!

И специального оружия, чтобы добивать поверженного противника, тоже не было.
И виселица не была непременным «украшением» средневекового русского города.
Но вот что интересно! Ни один русский ученый не написал пока книги «Мадонна и виселица», за что бы его сделали директором Российской государственной библиотеки и членом Академии наук.

А Биллингтон подобную книгу написал и главой Библиотеки Конгресса США стал.

В. Р. Мединский


Источник публикации