Сермяжная правда жизни. Сермяжная правда

В данной статье мы рассмотрим происхождение и значение фразеологизма «сермяжная правда». Это выражение наверняка не всем понятно. Для того чтобы разобраться, что же всё-таки обозначает данное словосочетание, нужно сначала понять, что значит слово «сермяга». Разобравшись с определением данного понятия, вы сразу поймете, какой смысл содержит в себе наш фразеологизм.

Что такое сермяга

Сермяга - это шерстяное грубое сукно, не подвергавшееся окраске. Из данного материала крестьяне шили себе верхнюю одежду. простой крой - в ней не было никакого эстетического вида. Одежда из такого материала имела неказистый вид.

Впрочем, как и весь быт бедных крестьян, который был максимально прост и невзрачен. Обычно словом «сермяжный» обозначают всё бедное, скудное и нищее.

Психологическая окраска данного слова, как правило, негативная и пренебрежительная. Точно так же характеризуется человек, которого называют «сермяжным». В сочетании с таким эпитетом, это значит, что человек не образован, без воображения, неотёсан, груб, не тактичен и «рубит правду матку», не задумываясь о том, что может кого-то задеть или обидеть.

Если брать слово «сермяжность» в обобщенном понимании, то под ним подразумевается упрощенность во всех сферах, без украшений и проявления фантазии.

Правда

Что означает «сермяжная правда»? Значение фразеологизма мы рассмотрим чуть позже. Для начала определимся с тем, какой вообще бывает правда. Безусловно, правда - всего одна. Однако её можно преподнести различными словами, окрашивая своими субъективными эмоциями и тем самым придавая ей определенный вид, в зависимости от того, в позитивном или негативном свете мы хотим выставить те или иные события.

Если правда горькая - мы пытаемся как-то уменьшить её разрушающие последствия, преподнося негативные события в смягчающей форме, не договаривая некоторые вещи, выискивая какие-то положительные стороны и выдвигая их на первый план, может быть, даже несколько преувеличивая их влияние. Однако правду также можно сказать грубо, ничем её не приукрашивая. или плохо, сложно ответить. Наверное, нужно смотреть в каждом конкретном случае и судить об этом в зависимости от ситуации.

Сермяжная правда. Значение выражения

Что такое правда - знают все. Что же такое сермяжная правда? Это грубая, простая и неприкрашенная истина. Как одежда из сермяги не отличалась изысканностью и замысловатостью, так и сермяжная правда не имеет никаких излишеств.

В 1931 году вышел роман «Золотой теленок». В этом романе впервые была употреблено выражение «сермяжная правда». В целом данная идиома встречается в романе пять раз, три из которых - с эпитетом «великая». Когда в романе впервые употребляется данное выражение, Остап Бендер совершенно правильно понимает его смысл и даже дополняет его синонимическим рядом.

В те времена было очень распространено словосочетание «сермяжная Русь». Возможно, наш фразеологизм был создан под его влиянием. Слово «сермяжный» очень четко характеризовало грубый, мужицкий и незамысловатый характер народа на Руси и той правды, которая существовала в те времена.

Подобное выражение в английском языке

Не только в русском языке встречается фразеологизм «сермяжная правда». Это же выражение, вернее идиома, имеющая похожий смысл, существует и в английском языке. Она звучит так - homespun truth. В дословном переводе прилагательное homespun обозначает «простой, домотканый», т. е. практически то же самое, что и «сермяжный».

Однако в английскую трактовку данного понятия вкладывался несколько иной смысл. Если в русском языке выражение имело несколько ироничную форму, то в английском варианте оно имеет исключительно положительную характеристику. В английском источнике, где была впервые зафиксирована данная идиома, автор осуждал расплывчатость и уклончивость языка политиков. В ответ им он противопоставлял честность и прямоту.

Заключение

Сермяжная правда - это фразеологизм, который может иметь неоднозначное толкование. Кто-то, употребляя его, хочет подчеркнуть то, что правда, которую он произносит или слышит от кого-то, - истинная, неуклончивая и прямая. А можно трактовать это выражение по-другому. «Сермяжная правда» - фразеологизм, который был употреблен в романе «Золотой телёнок» и имел ироничное значение. Сермяжность, в том понятии, в котором оно использовалось на Руси, - это отнюдь не радостное определение царившей в те времена нищеты, бедности, упадка и скудности.

Тяжелый быт простых русских крестьян, мужицкое мировоззрение, лишенное возвышенности и поэтических душевных устремлений - всё это окрашивает «сермяжность» в унылые и негативные тона. Сермяжная правда на Руси - это, скорее, горькая и неприятная правда жизни народа, который был лишен практически всех радостей жизни и должен был тяжело работать, чтобы хоть как-то обеспечивать свое нищенское существование.

Означающее простую и неприукрашенную, но глубокую истину. В русском языке это словосочетание существует по крайней мере с XIX века , хотя и приписывается Илье Ильфу и Евгению Петрову (роман «Золотой телёнок»), в английском - встречается в анонимной балладе «The Juste Millieu», впервые опубликованной в 30-х годах XIX века.

В русском языке

В дальнейшем выражение «сермяжная правда» звучит в романе пять раз, в том числе трижды - с эпитетом «великая».

В английском языке

Русскому выражению «сермяжная правда» соответствует английское «homespun truth», в котором прилагательное homespun означает «домотканый, грубый, простой» , в переносном значении - «нехитрый, неприкрашенный, немудрящий, по-деревенски грубоватый» . Впервые это выражение зафиксировано в анонимной балладе «The Juste Milieu» (с фр.  -  «золотая середина; нечто среднее, неопределённое»), опубликованной в виде листовки в 30-х годах XIX века, автор которой осуждает уклончивость и обтекаемость языка политиков и противопоставляет ему homespun truth - бесхитростность и прямоту :

Русско-английское соответствие

Английский эпитет homespun сочетается не только с существительным truth, но и с другими, в частности - values, virtues, humour. В отличие от русского выражения «сермяжная правда», имеющего ироническую коннотацию, «homespun truth» чаще несёт в себе положительную оценку

С. РЕДИЧЕВ (г. Долгопрудный Московской области)

Публикуемые ниже воспоминания написаны майором в отставке Сергеем Тихоновичем Редичевым, чье детство и отрочество пришлись на тридцатые - сороковые годы. Постоянные читатели журнала, возможно, заметили его первую публикацию - "Истории с лаптями. Из воспоминаний старого плетухана" в № 6 "Науки и жизни" за этот год, где очень точно передан жизненный уклад крестьянской семьи, рассказывается о тяготах и лишениях, которые пришлось испытать людям, пережившим войну. "Сермяжная правда" - тоже зарисовки с натуры. Автор повествует о том, что знает, видел, пережил, что впитал в себя, будучи любознательным, во все вникающим мальчишкой. Мы надеемся, что этот небольшой очерк об эпохе, для кого близкой, а для кого и далекой, будет интересен людям любого возраста.

Принадлежности для прядения: донце с балабашкой и вставленным в нее гребнем, гребенка и щетка для расчесывания и разглаживания кудели, два веретена. Лавка застелена посконным пестрядевым холстом. Из коллекции автора.

Домотканые льняные рушники с вышивкой и кружевами.

Такие половики и сегодня часто встречаются в крестьянских домах. Нитями утка служит разрезанная на ленты старая одежда. Основа - из посконных нитей. На фото показаны также ткацкие челноки.

Девушки за простейшим ткацким станком.

Тридцатые годы были в нашем селе Кермись, что на Рязанщине, очень сложными и разными. На них пришлось мое детство. Каким оно оказалось трудным и недетским, современному молодому человеку просто не понять. С малолетства - труд, недоедание, кое-какая одежонка и обувка, сделанная в домашнем хозяйстве собственными руками.

До тридцатых годов, до сплошной коллективизации, крестьяне имели много земли, и если отец с матерью трудолюбивые, то такая семья жила более или менее благополучно. На полях вокруг села, где отводили загоны земли для каждого двора, сеяли рожь, просо, гречиху, овес, лен, а "под собой", то есть под своим двором, в огороде сажали картофель, свеклу, капусту, лук, морковь - все, чем можно было кормиться. Особое место предназначалось коноплянику - небольшому участку хорошо удобренной земли, на котором сеяли коноплю* (здесь и далее см. "Словарик к статье" на стр. 136). Это растение имело исключительно большое значение в жизни крестьянской семьи.

Мужские, пыльниковые, стебли конопли - это посконь, бессемянка, а женские, с семенем, - непосредственно конопля (конопи, моченец, пенька). Как только запылит над конопляником, пора дергать посконь. Это значит, что женские стебли опылились и теперь посконь необходимо убрать, связать в снопы*. Когда снопы подсыхали, их расстилали на солнечной полянке, предварительно обив с корневищ землю. Высохшую посконь убирали под навес, затем мяли мялками*, выбивая кострику*, и расчесывали гребенками, щетками. В результате получалось волокно, которое пряли на самопряхе*, а из полученных ниток на стане* ткали посконное полотно. Его отбеливали в щелоке* и расстилали на лужайке под солнцем. Чтобы добиться лучшей белизны, процедуру повторяли не один раз. Полотно предназначалось для мужских штанов и рубах, используемых в качестве рабочей одежды, а иногда и для нижнего белья. Рубахи и портки* шили теми же посконными нитками, из которых ткали полотно. Предварительно их сучили*.

Если посконь выдергивали и сушили летом, то коноплю (пеньку) - по мере созревания семян, осенью. Просушивали коноплю на козлах прямо на коноплянике. После просушивания обмолачивали и получали конопляное семя, из него на маслобойке били конопляное масло. Часть семян оставляли для будущих посевов. Конопляное (постное) масло готовилось к постам, которые в крестьянских семьях строго соблюдались.

Чтобы получить волокно конопли, ее замачивали в мочилах - небольших прудах, выкопанных рядом с ручьем, или же в самом ручье, в затоне*. По окончании вымачивания моченец сушили и складывали, а поздней осенью, при первых морозах, мяли мялками, трепали о мялку, выколачивая кострику, затем расчесывали деревянными гребнями и связывали в кудели*. Из этого волокна также пряли пряжу, вили веревки разного назначения - от обор* для лаптей до вожжей* и тяжей* для упряжи.

Полотно, сотканное из моченца, шло на изготовление мешков, торпищей*.

В результате расчесывания поскони и конопли остаются очесы*, или вычески, которые также идут в дело. Из них делали грубое волокно - паклю* и пряли грубую пряжу на ватолы*, половики и рядна*. А еще ими конопатили* стены; паклю клали под венцы* и углы сруба, утепляя избу.

Кострика тоже шла в дело. Вокруг избы, по высоте до второго венца, делали обгородку на расстоянии примерно тридцати сантиметров от стены и засыпали ее кострикой, таким образом утепляя избу и подпол. Устройство это называется завалинкой. У нашей избы завалинка была обгорожена строгаными досками и тем самым украшала избу. У других завалинка обгораживалась жердями, а то и просто к избе приваливали землю.

Небольшую часть огорода занимал лен. Технология его уборки и обработки схожа с технологией обработки поскони. Пряли лен веретеном* или на самопряхе. Выглядело это так. На лавку клали донце*, в его балабашку вставляли гребень, на нем крепили кудель льна или поскони. Одной рукой пряха тянула из кудели нитку, а другой вращала веретено, на которое затем наматывалась готовая нить. Пряденье на самопряхе отличалось от веретенного. Вытянутую из кудели нить скручивали через рогалик и наматывали на вьюшку (катушку) при помощи вращения большого и малого колес. Напряв пряжи несколько вьюшек, ее сматывали на моталку, а затем в клубки или в цевки* челноков на уток*. Уток - это нить, которой ткут: она намотана на цевку, вставлена в челнок, идет поперек основы и перебором образует ткань. Большая часть пряжи расходуется на основу* ("была бы основа, а уток найдем"), то есть на продольные нити всякой ткани.

Некоторое количество пряжи красили в различные цвета, чаще всего в синий, красный и черный. При ткачестве в зависимости от чередования нитей в основе и утке ткань получалась в полоску, клетку и т.д. Такую ткань называли пестрядь*, пестрядина, полосушка, затрапезник (название "затрапезник" пошло от купца Затрапезникова, которому Петр I передал пестрядинную фабрику).

Из пестряди шили рубахи, тюфяки*, халаты, наволочки и прочие вещи. Пестрядевые рубахи, шаровары, халаты были легкой, нарядной одеждой.

А что такое сермяга? Это слово произошло от мордовского "сермяг", что означает суконный кафтан из грубого некрашеного крестьянского сукна. Сермяжина - белое, серое, бурое, черное сукно, цвет которого зависит от цвета шерсти овец, имеющихся в хозяйстве. Овцы - ценные домашние животные, от них получают шерсть, овчину, мясо. Их держали десятками. Овцу стригли два раза в год, весной и осенью. Весенняя шерсть с молодых овец называлась у нас рунной, с остальных - вешниной, осенняя - осенней. Из овечьей шерсти валяли валенки, пряли пряжу, ткали сермяжное сукно для зипуна и теплых зимних порток (штанов) или онучей*, а также вязали чулки, варежки, носки или чуни*. Если пряли и ткали, как правило, женщины, то валяли сукно мужчины. Эта работа требовала силы и выносливости, ее выполняли в бане. Сукно запаривали в горячем щелоке, затем валяли, катали, поливая его при этом горячей водой. Полученное сукно хорошо просушивали, прокатывали рубелем* на скалке*, скатывали в рулон, укладывали в мешки и хранили в сухом месте, на печи или на полатях*.

Вот какой длинный и трудный путь был у сермяги и пестрядины. Оставалось сшить из этих материалов нужные вещи. Шили вручную, как правило, льняными нитками. Получил сермяжные портки и пестрядевую рубаху, теперь носи и смены не проси.

Конечно, в каждой семье кроме такой одежды была и другая, как у нас говаривали, базарская, то есть купленная на базаре. Но эту одежду надевали только по великим праздникам, которых в жизни крестьян было не очень много. Да и не все могли купить ткани для праздничной одежды. Поэтому повседневная одежда крестьян нашего села, в частности моей мамы, была простой, немаркой, прочной, скромных, в основном темных расцветок. Это кофта с глухим воротником и длинными рукавами, сарафан поверх шерстяной юбки, а поверх сарафана - запон*. Нижнее белье представляло собой белую льняную рубаху без рукавов - и больше ничего. На ногах шерстяные чулки до колена, лапти с шерстяными оборами. Если позволяла погода, то ходили босиком. На голове платок, обычно ситцевый. У бабушки моей под запоном на пояске была привязана лахмонка - маленький мешочек, в котором у нее хранились деньги, а иногда кусочек сахару или леденец. Вот бабушка Авдотья поднимает запон, достает из лахмонки кусочек сахару и зовет меня: "Сереня, на, пососи сладенькое".

В весеннюю и осеннюю пору надевали зипун, а на голову теплый шерстяной платок. Зимой носили полушубки, шубы, валенки, в том числе подшитые.

В праздничные дни, особенно при посещении церкви, доставали из сундуков наряды: пестрядевые кофты и сарафаны, а порой и ситцевые, хранящиеся с молодости, пахнущие нафталином или духовым мылом. В сухую погоду на белые шерстяные чулки надевали вязовые лапти, более красивые по цвету, чем липовые, с черными шерстяными оборами.

Мужская одежда состояла из сермяжных или посконных порток поверх посконного либо льняного белья - рубахи и подштанников. Портки заправлялись в зависимости от времени года в портянки или онучи, а на них надевали лапти с пеньковыми оборами. Из верхней одежды носили зипун или шубу (полушубок), подпоясываясь кушаком, а то и просто веревкой.

Все носильные вещи периодически стирали в щелочной воде в деревянном корыте. Белье льняное или посконное варили в щелоке, затем на хлуде* несли к реке. Летом на мостках, зимой на льду у проруби полоскали, колотили вальком*, отжимали и на хлуде несли обратно. После сушки одежду катали рубелем на скалке на столе.

И несколько слов о детской одежде. Я, например, помню, что до школы, то есть до 1934 года, бегал летом в одной рубашонке, то белой, то пестрядевой, и никаких порток! Но однажды был такой случай, благодаря которому меня обрядили в порточки. Мимо нашей избы извивалась дорога на мельницу, по ней каждый день проходил мельник дед Иван. Увидев меня в одной рубашонке, он пригрозил, что оторвет сикалку, если я не буду надевать портки. Я с ревом пришел в избу и рассказал бабушке Авдотье о случившемся. После этого бабушка велела маме сшить мне порточки. Та сшила, но с одним карманом, за что я тоже получил замечание от старших ребят и, придя домой, снял зловредные штаны, попросив маму пришить второй карман. Вот таким образом я был выведен из "беспорточной команды" и очень гордился этим, играя со сверстниками, среди которых было немало мальчишек без штанов. В течение всего лета мы, дети, с утра до вечера бегали босиком, а некоторые без обуви резвились и по первому снегу. Ноги, руки в цыпках*, носы облуплены. Родителям было не до нас, они с раннего утра, или, как говорили, со стадом, уходили, уезжали на поля, приговаривая: "Летний день год кормит". Поздним вечером мама, увидев меня, заставляла умыться и смазать руки-ноги сметаной.

Во второй половине тридцатых годов, вплоть до начала Великой Отечественной войны, жизнь стала получше, а в одежде и обуви появились серьезные обновки: многоцветные ситцевые кофты и сарафаны, парусиновые баретки и тапочки, калоши, боты, ботинки. Все это продавалось в сельмаге, в том числе и лапти, без них было не обойтись в крестьянских делах. Но если сермягу и пестрядь в семье обретали только трудом на земле и со скотиной, то ситцы, сукна и калоши приходилось покупать за деньги, которых у крестьян просто не было. А чтобы их заиметь, необходимо было зарабатывать за пределами колхоза, так как в колхозе люди работали за "палочки". Вышел колхозник на работу, ему ставили "палочку" вертикально, а не вышел - горизонтально, вот и вся оплата труда. Поэтому люди, особенно мужики, уходили из села на заработки в город, чтобы потом одеть, обуть семьи через сельмаг. Поэтому и сохранились в семьях крестьян и веретена, и самопряхи, и ткацкие станы, и все другое, что давало возможность изготовить льняные, посконные, сермяжные ткани, сплести лапти, смастерить бадью, кадушку, зыбку*, кровать, стол или табуретку. На селе одеждой выделялись только служащие, которые получали твердую зарплату: учителя, врачи, фельдшеры, почтовики, руководство МТС. Они не носили сермяги и лаптей и тем самым подавали нам пример, к чему надо стремиться.
В кинохрониках тридцатых годов можно увидеть кадры, запечатлевшие работу крестьян, одетых в посконные портки, рубахи, обутых в лапти. Они трамбуют бетон, катают тачки с землей на строитель стве заводов, электростанций, каналов. Рубище, в котором работали на этих стройках, было выращено, спрядено, соткано, сшито руками крестьянок и крестьян на их родной земле.

Вот такая сермяжная правда о пестрядевых рубахах и сермяжных штанах.

Кроме того, что осталось в памяти и изложено на бумаге, в моей домашней коллекции сохранились некоторые редкости того далекого времени, напоминающие мне о величайшем трудолюбии моих родителей: льняные холсты, столешник и рушники, а также гребень, гребенка, челноки с цевками, веретена. Моя жена, Елена Ивановна, в недалеком прошлом тоже пряла шерсть веретеном, а потом вязала из этой пряжи носки, варежки, которые сохранились до сих пор.

Из романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897 1937) и Евгения Петрова (1903 1942). Диалог Остапа Бендера с Васисуалием Лоханкиным (гл. 13): «Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.… … Словарь крылатых слов и выражений

Сущ., кол во синонимов: 2 правда (53) сермяга (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

сермяжная правда - Идущая от самого существа, глубокая и неподдельная. В его словах есть своя сермяжная правда … Словарь многих выражений

Разг. Глубокая народная мудрость. /i> Сермяжный – одетый в сермягу – крестьянскую рубаху из грубого полотна. БМС 1998, 469 470 …

сермяжная правда - глубокая народная мудрость. Сермяжный – одетый в сермягу, крестьянскую одежду из грубого домотканого сукна. Выражение из романа “Золотой теленок” И. Ильфа и Е. Петрова … Справочник по фразеологии

См. быль, да, действительно, истина, хотя всеми правдами и неправдами, выбрить всю правду матку в глаза, за правду бог лица набавляет, резать правду матку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… … Словарь синонимов

правда - частица, вводное слово, союз, член предложения 1. Частица. Выражает утверждение, уверенность, а также употребляется при вопросе, требующем подтверждения. Не выделяется знаками препинания. «А мы правда думали, пропал», – сказала она. И не понять… … Словарь-справочник по пунктуации

Была правда у Петра и Павла. Народн. Устар. Ирон. О месте пыток. /i> Выражение связано с церковью Петра и Павла, при которой были дыба для пыток и виселица. БМС 1998, 469. Голая правда. Разг. Абсолютно чистая правда, без прикрас. БМС 1998, 469;… … Большой словарь русских поговорок

СЕРМЯЖНЫЙ, ая, ое. 1. см. сермяга. 2. перен. Относящийся к бедному крестьянскому быту старой России. Сермяжная Русь. Сермяжная правда (шутл.) безыскусственная, идущая от самого существа чего н. В его словах есть своя сермяжная правда. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Кафтан, правда, сермяжина, сермяг, сермяжная правда, сермяжка Словарь русских синонимов. сермяга сущ., кол во синонимов: 10 зипун (10) … Словарь синонимов

Книги

  • Лекция «Ильф и Петров. Тайна третьего романа» , Дмитрий Быков. Ильф и Петров собирались написать третий роман и даже придумали для него название «Великий комбинатор». Но он так и не появился на свет. «Видимо, наш юмор иссяк, ибоюмор – это слишком тонкое…

Сермяжность как качество личности – склонность проявлять скудность ума и воображения, бедность в мыслях, высказываниях; самовыражаться в мужиковатой, невежественно простой, наивной форме; выглядеть тёмным и необразованным.

— Обвиняемый! Почему вместо того, чтобы культурно объяснить, что вам неприятны нецензурные выражения, запах алкоголя, сигаретный дым, выпущенный вам в лицо, вы со своим сермяжным умом ударили пострадавшего по голове, повалили его на асфальт, пнули ногой и, подняв, сбросили с моста в реку? — Я попытался, но он попросил меня выражаться попроще…

Сермяжность в благости – безыскусственна, она идёт от самого сердца, поэтому, когда речь заходит о глубине справедливости, человек ассоциирует её с сермяжной правдой, которая в силу своей настоящей простоты и очевидности не нуждается в приукрашивании, ибо в ней заключена глубокая народная мудрость.

«- Один умный англичанин пишет, что только двадцать процентов английских мальчиков способны одолеть курс средней школы …- Мало ли что пишет твой англичанин! Ему, должно быть, очень хочется доказать, что только сынки лордов способны к наукам. - Не без этого …Но какая-то сермяжная правда в его подсчетах есть». (М. Ланской, Когда в сердце тревога).

В русском языке словосочетание «сермяжная правда» приписывается Илье Ильфу и Евгению Петрову. Впервые оно появилось в романе «Золотой телёнок» в эпизоде, когда Остап Бендер приходит к Васисуалию Лоханкину и становится свидетелем того, как соседи подвергают его порке. Несмотря на это, Васисуалий отзывается о соседях положительно, а к порке относится философски: - Но ведь они, кажется, ввели здесь телесные наказания?- Ах, - сказал Лоханкин проникновенно, - ведь в конце концов кто знает? Может быть, так и надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда. Несмотря на то, что Остап слышит это выражение впервые, он понимает его совершенно правильно: - Сермяжная? - задумчиво повторил Бендер. - Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?

Выражение в неироническом смысле «мужицкой правды» применялось уже в XIX веке. Например, в романе Н.Д. Ахшарумова «Во что бы то ни стало», впервые опубликованного в 1881 году: «… сермяжная, сиволапая правда, без яркого освещения театральной рампы … была ей отвратительна».

К сожалению, в большинстве случаев сермяжность проявляется под влиянием энергии невежества.

Сермяжность – тот случай, когда простота хуже воровства. Быть простым в благости труднее всего на свете. Простота – великое достоинство человека, если она не дружит с невежеством. Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, проявляет ложную простоту, которая сморкается в кулаки и после сытного обеда вытирает руки об соседа. Простота как качество личности – способность проявлять прямое, ясное, прозрачное, лишенное скрытности, свободное от умственного двуличия поведение в соответствии со своим пониманием вещей.

Сермяжность невежественно проста, как икота, в ней всё чрезмерно и упрощённо: и простодушие, и наивность, и доверчивость. Людям одни неприятности от сермяжности.

Судья задал вопрос блондинке Миле:
— Вы, почему соседей отравили?
— Моей вины в том точно нет ни грамма,
Я извести хотела тараканов,
А мне сказали знающие люди,
Что результат тогда хорошим будет,
Когда с соседями их травишь вместе.
Коль вру, пусть провалюсь на этом месте!

Сермяжник возьмёт чужое и скажет: — Ну и что в этом такого? Оскорбит человека, некорректно выразится и заявит: — Мы люди свои. Академиев не кончали. На мой хлопский розум, всё нормально. Говорим просто: по-нашенски, по-доброму. Ничего страшного, пусть послушает, что о нём люди думают.

В купе заходит девица. Только поезд тронулся, она стала метать на стол закусь, затем достала бутыль самогона и отпила с горла. Закусила. Сосед – интеллигентный мужчина лет пятидесяти, видя такую сермяжность, говорит: — Невинное дитя, как Вас зовут? Девица: — А зачем меня звать? Щас ещё хряпну, закушу и сама к тебе залезу.

Словом, сермяжник сейчас – это человек в невежестве, с неразвитым воображением, хилым умишком, представленным бедностью мыслей и суждений. О сермяжнике жители деревни пренебрежительно скажут: — Деревенщина, темнота некультурная.

Тут стоит культурный парк по-над речкою,

В нем гуляю и плюю только в урны я,

Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,

Потому ты - темнота некультурная.

Петр Ковалев 2016 год