Социологические исследования. Проблемы

В каком случае, по мне­нию авторов, со­цио­лог не может ис­поль­зо­вать метод наблюдения? Какие два ме­то­да опро­са рас­смот­ре­ны в тексте? Предположите, чем объ­яс­ня­ет­ся важ­ность про­це­дур вы­бор­ки в со­цио­ло­ги­че­ском исследовании.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка,

когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

(Ю. Волков и др. )

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) ответ на пер­вый во­прос (случай): если не­об­хо­ди­мо ис­сле­до­вать си­сте­мы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мо­ти­ви­ров­ки и чувства; (Ответ на пер­вый во­прос может быть дан в иной, близ­кой по смыс­лу формулировке.)

2) ответ на вто­рой во­прос (методы): ин­тер­вью­и­ро­ва­ние и анкетирование; (В ка­че­стве пра­виль­но­го от­ве­та на вто­рой во­прос за­счи­ты­ва­ет­ся толь­ко ука­за­ние двух методов.)

3) предположение, например: пра­виль­ное по­стро­е­ние вы­бор­ки обес­пе­чи­ва­ет кор­рект­ность ре­зуль­та­тов со­цио­ло­ги­че­ско­го исследования.

Может быть вы­ска­за­но иное умест­ное предположение.

Социологического исследования

Социолог, получивший задание или заказ на изучение какой-то проблемы, должен разработать программу исследования, составить план своих действий, .

Программа социологического исследования содержит обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Залогом успеха социологов может быть только глубоко продуманная во всех составных частях программа, в которой реализуется связь между общей и специальными социологическими теориями и изучаемыми общественными фактами, между социологом и объектом социологического познания. В программе “отражаются структурная организация социологических знаний и навыков, необходимых для проведения исследования, закладывается механизм получения теоретических выводов исследования и разработки практических рекомендаций” . Она является тем документом, где содержится вся концепция научного поиска и излагаются методы, с помощью которых социологи будут осуществлять этот поиск. Формы программной деятельности в рамках ОСИ зависят прежде всего от сроков, в которые необходимо провести исследование, а также от глубины проработки изучаемой проблемы. Краткосрочные исследования предполагают программирование как процесс концептуального поиска без составления программы как документа, более длительные связаны с составлением программы – научного документа. Но в каждом из этих случаев программная деятельность представляет собой выработку стратегии исследования, определение концепции, намерений и конкретных действий организаторов и исполнителей исследования.

Если ОСИ выполняются в продолжительные сроки (от нескольких недель до нескольких месяцев), на подготовительном этапе составляется программа – научный документ, состоящий из методологической и методико-процедурной части. Чем основательнее будет сделана эта часть работы, тем с большей уверенностью можно рассчитывать на общий успех. С учетом специфичности ОСИ уже на этом этапе неоценимыми будут те первичные сведения, которые можно получить от представителей заказчика. Важным источником первичной информации станут статистические, справочные, монографические и другие материалы, электронные банки данных, располагающие решениями близких или смежных проблем.

Методологическая часть программы включает в себя 1)рассмотрение проблемы и формулировку проблемной ситуации, 2)выделение и предварительный анализ объекта и 3)предмета исследования, 4) постановку цели и задач, 5) разработку систем гипотез и 6) основных понятий. При этом глубина логического анализа проблемы, объекта и предмета исследования, характер гипотез и процедура работы с основными понятиями будут зависеть от масштабности и сложности решаемых задач, т.е. от вида проводимого исследования (разведывательного, описательного, аналитического).

Качество оперативного исследования во многом зависит от того, насколько полно и четко будет изложена и понята подлежащая изучению проблема, проблемная ситуация. Она может быть рассмотрена с двух сторон – гносеологической и предметной. В гносеологическом плане проблемная ситуация – это “противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий, что в свою очередь, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать”.

Предметная сторона проблемы социологического исследования – это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития” .

Проблемную ситуацию создают реальные жизненные противоречия, для решения которых необходимо развитие социологического знания и соответствующее управленческое решение. Заказчиками ОСИ могут быть управленцы разного уровня, для которых и уровень социальных проблем будет разным. Социальные проблемы имеют различные масштабы – одни находятся в рамках каких-то небольших социальных групп (учебных, профессиональных коллективов) или локальных территорий (на уровне микрорайона или небольшого населенного пункта). Другие социальные проблемы затрагивают интересы больших социальных групп (например, профессиональных, этнических, возрастных), социальных институтов (семьи, армии, образования и т.д.), целых регионов. Следующий уровень социальных проблем затрагивает потребности и интересы всего общества (социально-экономические, социально-политические и др.). Могут быть социальные проблемы, волнующие население нескольких (или многих) стран: экологические, национальных меньшинств, развитиz демократии и т.д. Последние, как правило, в оперативном режиме не исследуются.

Первым элементом методологического раздела программы является проблема и проблемная ситуация. Разработка проблемы означает ее логический анализ. Обычно вначале появляется некоторая общая постановка вопроса. Впоследствии она уточняется и детализируется в наборе более конкретных формулировок. Логический анализ проблемы принято делить на: 1) системный (или структурный); 2) функциональный (или факторный).

Первый предполагает выявление и рассмотрение структуры изучаемого процесса, явления. Проблема рассматривается как бы изнутри. Изучаемый процесс, явление расчленяется на составляющие части, выявляются их взаимосвязи и характер. Такая процедура анализа присуща описательным исследованиям, когда изучаются только структурные элементы явления, процесса и выявляется, что происходит. Когда же необходимо выяснить, почему это происходит, т.е. определить причины и факторы, обусловливающие процесс, явление, состояние или динамику развития изучаемого объекта, тогда проводится еще и функциональный (факторный) анализ, при котором определяются факторы, воздействующие извне, со стороны, на изучаемый процесс, явление. В результате анализа проблемы целесообразно ясно, лаконично, одним предложением сформулировать противоречие, несоответствие, которое выражает суть, квинтэссенцию анализа проблемы. Другими словами, это может быть обозначено как четкое формулирование проблемной ситуации. Например, в исследовании свободного времени студенческой молодежи после анализа роли свободного времени в жизни студентов, его предполагаемой структуры, бюджета свободного времени, потребностей студентов и т.д. проблемная ситуация может быть определена следующим образом: “Существует потребность в информации о том, как студенты проводят свободное время, однако такая информация отсутствует” или “Существует несоответствие между тем как студенты в настоящее время проводят свободное время и тем, как они могут его проводить в будущем с большей пользой (более эффективно)”.



При анализе проблемы вырисовывается объект исследования. Под объектом в социологических исследованиях понимается область социальной действительности – социальные институты, группы, процессы, отношения, – которые содержат определенные социальные противоречия и на которые направлен процесс научного познания. В широком смысле слова объектом социологического исследования являются люди, объединенные в различные общности, группы, организации или вовлеченные в различные социальные процессы. В приведенном выше примере исследования свободного времени объектом является студенческая молодежь. Однако это довольно размытое определение. Неизвестно, какая студенческая молодежь имеется в виду. Кого мы будем изучать? Тех, кто учится только в вузах? Или же это будут и студенты средних технических учебных заведений? На дневном и заочном отделениях или только на дневном? Какая территория будет охвачена? Будет ли это вся страна или какой-то один город? А может это будут студенты только одного вуза? Определение и анализ объекта ОСИ предполагает получение его разнообразных характеристик. Важно иметь предварительную информацию о социально-демографических характеристиках обследуемых (распределение по полу, возрасту, социальному положению, образованию, семейному положению и т.д.). Как правило, численность групп, составляющих объект ОСИ, слишком велика в количественном отношении, чтобы она могла быть подвергнута сплошному обследованию. Поэтому социологи должны определить какую-то их представительную часть, выборочную совокупность, которая будет непосредственно изучаться. А для обоснованности выборки необходимо иметь по возможности полную информацию об объекте в целом, т.е. о генеральной совокупности. При анализе объекта определяется хотя бы приблизительная величина генеральной совокупности, т.е. количество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, которая относит их к исследуемой системе. Например, студенческая молодежь г. Минска может представлять собой генеральную совокупность при исследовании какой-либо социальной проблемы, объектом которой она является.

Предварительный анализ этого объекта покажет, что в него входят все те, кто обучается в вузах и средних специальных учебных заведениях г. Минска. Сюда будут отнесены как юноши, так и девушки; как обучающиеся в государственных, так и в частных учебных заведениях; как первокурсники, так и пятикурсники и т.д. Чтобы иметь точные данные о количестве студентов и социально-демографической структуре студенчества, необходимо изучить статистические данные. Таким образом мы получим представление о генеральной совокупности. Анализ объекта проводится не только с целью получения наиболее полного представления о нем, но и для того, чтобы рассчитать выборочную совокупность. Ведь очень часто сплошное обследование не представляется целесообразным и не является необходимым, поэтому возникает проблема определения выборочной совокупности. Эта исследовательская задача решается в процедурной части программы, которой посвящен специальный раздел книги.

С выделением объекта тесно смыкается и определение предмета исследования. Следует помнить, что объект существует реально и не зависит от субъекта познания – социолога. Предмет же исследования выявляет, определяет сам социолог. Предметом социологического исследования являются наиболее существенные стороны, свойства и отношения объекта, познание которых необходимо для разрешения социальной проблемы. В выявляемом предмете должны содержаться именно те стороны объекта, которые наиболее полно характеризуют возникшее в нем противоречие. Один и тот же объект может изучаться для решения разных социальных проблем и, следовательно, предполагает множество предметов. К примеру, может исследоваться такой объект, как молодая семья. Какая предметная область этого объекта может заинтересовать заказчика и стать темой для исследования социологов? Возможно, это будет репродуктивная функция молодой семьи или условия ее жизни, или удовлетворенность внутрисемейными отношениями и т.д. Как уже указывалось, в ОСИ объект и предмет определяют сами заказчики, так как именно они обнаружили ту или иную проблему и ее носителей и это у них возникла потребность в разрешении конкретной проблемной ситуации или в получении необходимой оперативной информации. Однако анализ объекта и предмета осуществляют сами социологи. При рассмотрении предмета учитывается глубина изучения проблемы, так как от этого зависит его анализ: будет ли он только структурным (в описательных исследованиях) или факторным также (в аналитическом исследовании).

Определив и проанализировав объект и предмет исследования, необходимо поставить цель и определить задачи. Цель исследования направляет на конечный результат. ОСИ ориентировано прежде всего на получение “свежей” информации, достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Здесь элемент новизны бывает необязателен, возможно определенное “типовое” решение проблемы. Если, например, сущность проблемы заключается в недостаточной управляемости структурных подразделений учреждения, предприятия или организации, то целью такого исследования будет изучение причин низкой эффективности управления, нахождение неиспользованных резервов и разработка практических рекомендаций по изменению сложившейся ситуации.

Содержательная, методическая и организационная конкретизация цели получает свое воплощение в формулировке задач. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых излагаются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В силу того, что социальные проблемы имеют многоуровневую структуру, среди задач ОСИ выделяют основные задачи, которые направлены на решение проблемной ситуации в целом, и неосновные (дополнительные), направленные на изучение отдельных сторон проблемы. Например, в исследовании свободного времени студентов Белорусского государственного университета целью может являться изучение бюджета и структуры их свободного времени. Основными задачами будут: изучение бюджета свободного времени студентов на разных факультетах, определение структуры свободного времени студентов младших и старших курсов. В качестве второстепенной задачи может выступать намерение изучить, как структуру свободного времени в доуниверситетский период, как она повлияла на формы досуга студентов – выходцев из сельской местности.

Важнейшим компонентом программы ОСИ является формирование системы гипотез. Гипотеза – это предположение о наличии связи между двумя переменными. Переменной называют понятие, которое может принимать различные значения. Например, социальное положение человека. У него целый ряд значений: рабочий, крестьянин, служащий, пенсионер и т.д. Переменные бывают зависимыми и независимыми. Зависимой переменной называют понятие, которым обозначается какое-то изучаемое явление. Понятия, при помощи которых социолог пытается объяснить изучаемое явление, называются независимыми переменными . Так, при изучении снижения рождаемости в молодых семьях уже на стадии анализа проблемы и предмета исследования мы можем предположить, что причинами малой рождаемости детей будут низкий жизненный уровень, приоритет внесемейных ценностей супругов над семейными, плохое состояние здоровья супругов, неблагополучная экологическая ситуация и т.д. Зависимой переменной в данном случае будет реальное количество детей в молодой семье (или ориентация супругов на какое-то число детей), независимыми – все те факторы, причины, которые влияют на рождаемость. Когда социолог предполагает некие причины того или иного явления, он формулирует свои догадки в виде гипотез. Исследователь В.А.Ядов пишет: …Исходные посылки … социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы” . Возвратимся к приведенному выше примеру – перечню причин низкой рождаемости. Мы можем сформулировать следующие гипотезы: 1) главной причиной того, что в семье мало детей, является низкий уровень жизни; 2) плохое здоровье жены является более значимой причиной низкой рождаемости, чем неблагополучная экологическая ситуация; 3) у женщин, ориентированных на внесемейную деятельность, детей меньше, чем у тех, которые ориентированы только на семью. Рассуждая о причинах снижения рождаемости, мы пытаемся более или менее подробно объяснить существующую проблему. Уже на стадии анализа объекта и предмета мы строим некую предварительную описательную или объяснительную модель интересующего нас явления, процесса. В разделе же программы, специально посвященном гипотезам, они излагаются в систематическом виде, последовательно и в такой форме, которая позволяет их проверить эмпирическим путем.

Какие требования предъявляются к гипотезе?

Она должна быть: логически согласована с проблемой и целью исследования; научно обоснована, т.е. соответствовать принципам теории научного познания; доступна проверке в процессе исследования; изложена логично, непротиворечиво.

В то же время не должна вступать в противоречие с уже известными и проверенными фактами.

По степени общности предположений, гипотезы различаются как гипотезы-основания (или исходные) и гипотезы – следствия (или выводные). Предварительный анализ проблемы и объекта позволяет сформулировать общую гипотезу по предмету исследования. Обоснованность исходной гипотезы проверяется не целиком, а по частям. Поэтому исходные гипотезы развертываются в целую серию выводных гипотез (или гипотез-следствий). В ОСИ проверяются именно гипотезы-следствия, так как они сформулированы в менее общих понятиях, чем гипотезы-основания. Проверяемость гипотез-следствий достигается за счет того, что все термины, входящие в их формулировку, могут быть прооперационализированы (или проинтерпретированы эмпирически). Например, мы изучаем политическую активность студентов вузов. В качестве гипотезы-основания может выступать предположение о том, что студенты старших курсов являются более активными в политической сфере, чем студенты – первокурсники. Можно ли проверить эту гипотезу в таком виде? Очевидно, нет, потому что неясно, что скрывается за понятием “политическая активность”. Участники исследования (как социологи, так и респонденты) могут по-разному понимать политическую активность. Для достижения однозначности понимания этого термина нужно “разложить” его на какие-то составляющие, какие-то элементы, которые будут восприниматься одинаково всеми. Мы можем обосновать положение о том, что политически активными считаются люди, которые: 1) участвуют во всех выборах представителей власти, 2) постоянно читают разные материалы, слушают передачи и смотрят программы на политические темы, 3) являются членами политических партий, 4) ходят на митинги и демонстрации и т.д. Тогда предложенная выше гипотеза-основание может иметь среди других выводных гипотез и такую: старшекурсники чаще, чем первокурсники, являются членами политических партий. В таком виде гипотезу можно проверить эмпирическим путем.

Гипотезы делятся на основные и неосновные. Такое деление связано с задачами исследования. Основные гипотезы относятся к центральному (главному) вопросу исследования, неосновные – к второстепенным.

С точки зрения разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы иногда называют рабочими, т. к. они являются первоначальным этапом построения гипотетической системы. Если первичные гипотезы опровергаются эмпирическими данными, на стадии анализа информации взамен их выдвигаются вторичные.

По содержанию предположений о предмете исследования гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В. А. Ядов пишет: “Описательные – это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях”.

Описательные гипотезы выдвигаются в исследованиях описательного типа, а объяснительные – в аналитических, хотя в аналитических исследованиях для решения определенных задач могут выдвигаться также и описательные гипотезы. Примером описательной гипотезы может служить предположение о каких-то количественных характеристиках изучаемого объекта. В исследовании свободного времени студентов описательной гипотезой является предположительное высказывание о том, что среди студентов, занимающихся спортом, юношей будет больше, чем девушек. Или: первокурсники меньше проводят свободного времени с друзьями, чем студенты третьего курса. Объяснительная гипотеза должна содержать предположение о том, почему это происходит. Например, студенты первого курса меньше, чем третьекурсники, проводят свободное время с друзьями, потому что бюджет свободного времени у них меньше.

Гипотезы предопределяют логику и этапы всего последующего процесса исследования. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

Выделение основных понятий – важная и необходимая часть разработки программы. Основные понятия – это ключевые термины, которые зачастую содержатся уже в теме исследования. Однако работа по их вычленению из общего используемого в данном случае понятийно-категориального аппарата начинается при анализе проблемы и предмета исследования. Это связано с тем, что структурирование социального явления происходит через выделение определенных абстрактных понятий, ключевых слов, которыми обозначается вначале проблема, а затем и предмет.

Весьма оригинальный прием нахождения основного аппарата категорий и понятий изучаемого явления при проведении ОСИ предложил профессор Д.Г.Ротман. Из общего набора понятий по изучаемой проблеме он предлагает группе экспертов отметить только те, которые, на их взгляд, имеют наиважнейшее, определяющее отношение к данному явлению. Основными считаются понятия, получившие более 50% выборов экспертов .

Например, заказчика интересует политическая активность студентов г. Минска . Тема исследования будет звучать примерно так же. Гносеологический аспект проблемной ситуации заключается в противоречии между необходимостью знать об уровнях политической активности в различных социальных группах и отсутствии такого знания. Социологическое исследование позволит решить эту проблему. Объектом данного исследования является студенческая молодежь г. Минска. Предметом – ее политическая активность. Очевидно, что ключевыми словами, основным понятием в этом исследовании являются “политическая активность” студенчества. Это довольно абстрактное понятие, о котором мы упоминали, при рассмотрении работы с гипотезами, будет использоваться в гипотезах-основаниях при выдвижении разных предположений, в частности, о том, что политическая активность, ее уровень зависят от социально-демографических характеристик респондентов. Однако, чтобы проверить эту гипотезу, нужно посредством ряда процедур расчленить входящее в нее основное понятие “политическая активность” до такой степени детализации, которая позволила бы проверить ее эмпирическим способом, т.е. расписать на простые элементы, в совокупности составляющих содержание понятия. В заключительной части методологического раздела программы происходит работа с понятиями. В социологии эта процедура называется интерпретацией и операционализацией (расчленением) основных понятий.

Первый этап: интерпретация – истолкование. На этапе интерпретации основных понятий происходит их теоретическая трактовка. Сложность интерпретации заключается в неоднозначности имеющихся толкований одного и того же понятия в различных научных источниках, разном уровне абстрактности понятий. Ошибочная интерпретация понятий может нарушить логику исследования, увести в сторону от поставленной цели. Поэтому определение основных понятий имеет принципиальное методологическое значение для ОСИ.

Чаще всего основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия, которые являются менее абстрактными. Разложение абстрактного понятия осуществляется поэтапно. В таких случаях необходимо из основного понятия вычленить его составляющие, т.е. более “мелкие” понятия, которые в него входят. Вернемся к понятию “политическая активность”. Оно может быть проинтерпретировано следующим образом: ”характеристика жизнедеятельности индивида в политической сфере, мера участия в политической жизни”. Это уже кое-что объясняет, но еще не до такой степени, чтобы при использовании этих, менее абстрактных, чем “политическая активность”, терминов в инструментарии (анкете, интервью и т.д.) респонденты могли однозначно понять, о чем идет речь. Следовательно, нужно идти дальше, дробить и эти понятия на более мелкие, однозначные.

Второй этап анализа предмета исследования – операционализация основных понятий, представляющая собою “совокупность операций, с помощью которых понятия... расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание”, т.е. осуществляется как бы сопоставление анализируемого понятия с той совокупностью фактов, отражением которых оно является . Эта операция позволяет установить, о чем конкретно следует собирать социологические данные. В нашем примере “характеристика жизнедеятельности индивида в политической сфере” может быть прооперационализирована так: 1) участие в политических мероприятиях (собраниях, митингах, пикетах и др.); 2) членство в политических партиях; 3) информированность в области политики (чтение газет, просмотр телепередач на политические темы и т.д.). Мера участия в политической жизни может рассматриваться как: 1) постоянно активное; 2) эпизодически активное; 3) пассивное. Механизм же логических действий выглядит следующим образом: исходное понятие переводится в показатели, которые, в свою очередь, – в переменные, а последние – в индикаторы. Что такое индикатор? Это социальный факт, поддающийся эмпирической регистрации, доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В социологическом исследовании индикаторы представляют собою вопросы, с помощью которых появляется реальная возможность изучить наиважнейшие стороны социальных явлений, обозначенных операциональными понятиями. При подборе индикаторов необходимо иметь в виду следующее:

“1. Выбор индикатора предопределен операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов.

2. Есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикатора (пол, возраст и др.). Тогда ответ на вопрос строго определяется этим понятием.

3. Имеются такие операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов...

4. В каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится”.

Функциональность индикатора в значительной степени зависит от шкалы измерения. Шкала представляет собою измерительную часть инструмента, с помощью которой и получают оценку эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности по позициям. В социологических исследованиях используются разные типы шкал: номинальные, ранговые (порядковые), интервальные, бинарные и другие (подробнее об измерительных шкалах см. глава 3, 3.1, 4.4)

Таким образом, в ходе интерпретации и операционализации основных понятий осуществляется обнаружение их простых элементов по строго заданным критериям, отражающим качественные стороны изучаемого предмета. Процесс работы с понятиями начинается при логическом анализе проблемы и предмета, продолжается при постановке задач и формулировке гипотез и фактически заканчивается в разделе “основные понятия”, где происходит окончательный перевод абстрактных понятий к таким, которые будут включены в инструментарий исследования для сбора эмпирических данных. Процедурой работы с основными понятиями заканчивается методологическая часть программы.

Методико-процедурная часть программы включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Особенность социологических исследований заключается в том, что информация получается в ходе выборочного обследования (о выборке см. 3.3). В методико-процедурной части программы определяется объем и характер выборки с помощью опытно-статистических и математико-статистических методов. В зависимости от специфики объекта и предмета исследования, а также характера имеющейся о них информации осуществляется обоснование и выбор методов сбора информации. Например, для того, чтобы изучить мнение населения республики по какому-то одному вопросу (скажем, отношение к экономической интеграции с Россией), необходимо использовать опросный метод. Но это может быть анкетный опрос или же интервью. В случае, если проводится экспресс-опрос, скорее всего будет избрано индивидуальное интервью, предпочтительнее на улицах, т.к. отпадает необходимость тиражировать инструментарий, соблюдается требование оперативности при выдаче задания на опрос и при получении результатов с мест опроса в центр исследования (задание раздается по электронной почте, телефону или при помощи факсимильной связи руководителям региональной опросной сети и таким же образом обратно получают обобщенные данные опроса с тех мест, где он осуществлялся).

В методико-процедурной части программы указываются также методы обработки и анализа полученной информации с учетом вида проводимого исследования, чаще всего описательного или объяснительного типа. Все это должно быть изложено в сжатом виде. Как указывает В.А. Ядов, “основная задача данного раздела – переход к обоснованию ресурсных затрат, необходимых для осуществления исследования”, т.е. к рабочему плану . В нем поэтапно определяются календарные сроки работ, рассчитываются денежные средства, необходимые для всех операций: размножения инструментария и других документов, машинной обработки данных, командировочные расходы и т.д. Указываются исполнители и ответственные за каждый этап исследования. В рабочем плане определяются также сроки предоставления промежуточных и итоговых результатов исследования.

Программа исследования вместе с рабочим планом обсуждается с заказчиком и должна получить его одобрение. В ОСИ трудно переоценить роль руководителя, которая заключается в направлении общей деятельности исполнителей, координации их действий, а также в контроле за соблюдением сроков исследовательских этапов. Руководитель ОСИ осуществляет также все необходимые контакты с заказчиком, корректирует действия членов исследовательского коллектива.

Если исследование носит краткосрочный характер (от нескольких часов до нескольких дней), социолог-руководитель проекта занимается его програм­мированием без текстуального оформления. Проводится ряд последовательных действий, операций, которые направлены на изучение проблемной ситуации или на получение какой-то интересующей заказчика информации (например, оценка людьми какого-то события, отношение их к проведенному мероприятию), а также на то, чтобы проанализировать полученные данные, сделать выводы, разработать конкретные рекомендации. Программирование предполагает обсуждение социологами совместно с представителями заказчика имеющейся проблемы, определение объекта и предмета исследования, выдвижение цели и постановку задач, а также рассмотрение возможных факторов и причин, обусловивших создание проблемной ситуации. Последнее является предварительной базой для дальнейшего выдвижения научных гипотез, объясняющих создавшееся положение.

Программирование краткосрочных исследований (в том числе и экспресс-опросов) может включать в себя и такие операции, как “мозговая атака” участников исследовательской группы. Такая работа проводится после переговоров с заказчиками и предполагает более углубленный и профессиональный анализ социологами проблемной ситуации. Еще раз оговариваются объект и его особенности, предмет исследования, формулируются и уясняются цели и задачи, обсуждаются гипотезы, а также направленность исследования, качество экспертных оценок, этические принципы.

В итоге выяснения позиций исследователей снимаются возможные профессиональные и идеологические расхождения при оценке ситуации или факта, вырабатывается единая система категорий и понятий, подбираются показатели и индикаторы. Такая серьезная устная проработка теоретико-методологического характера, во-первых, предполагает поиск адекватных индикаторов, которые будут использованы в инструментарии исследования, а во-вторых, является гарантией того, что инструментарий будет в целом отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к методическим документам, в частности, надежности измерения. В данном случае инструментарий будет являться окончательным методическим документом подготовительного этапа ОСИ.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

(Ю. Волков и др.)

21. Почему, по мнению авторов, составление анкеты - сложное дело? Каким требованиям, по их мнению, должны соответствовать вопросы анкеты? Какие категории респондентов, согласно авторам, выделяются при построении расслоенной выборки?

23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры использования результатов социологических опросов

1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в образовательных организациях.

24. Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определённых качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них.

Глава 2.Язык социологического исследования

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы

1. Как соотносятся мировоззренческий и научный компоненты в структуре социологической теории?

2. Почему для понимания социологической доктрины нужно знать творческую биографию мыслителя?

3. Какова роль метафоры в понятийном аппарате социологической теории?

4. Обязательно ли социологической науке должны быть присущи критическая функция и стремление изменить мир?

5. Какие задачи ставились в социальных обследованиях и почему массовые опросы развивались отдельно от академической социологии?

6. В чем причины популярности предвыборных социологических опросов в США в 1920-е и 1930-с гг.?

7. Почему методологические правила называют кодексом научной честности?

8. Как соотносятся научные и гражданские роли социолога?

9. Почему методологическая правильность может считаться критерием истинности научного вывода?


1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1993.

2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

3. Маслова О.М. Исторический очерк становления метода опроса // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 11 - 38.

4. Монсон П. Современная западная социология: Теория, традиции, перспективы / Пер. со швед. СПб.: Нотабене, 1992.

5. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX веков: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.

6. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1985.

7. Хвостов В.И. Социология: Введение: Исторический очерк учений об обществе. М.: Издание Московского научного института, 1917.


Дисциплинарное содержание проблемы. Связь проблемы с теорией. Формулирование проблемы. Научная тема. «Этнологическое» происхождение тематизации. Исследовательские вопросы.

Прежде чем начать исследование, социолог должен решить для себя вопрос о вопросах, на которые он собирается ответить. Возможно, это самый трудный этап научной работы, поскольку не может существовать никаких правил и инструкций, предписывающих изучать именно этот, а не какой-либо иной фрагмент универсума социальных связей и отношений.

Иногда говорят, что научное открытие - дело внезапной догадки или озарения, позволяющего обнаружить в кажущемся хаосе фактов логически стройную картину, объяснить то, что до сих пор считалось непонятным, и поставить перед наукой новые вопросы. Однако ссылка на самые гениальные открытия не избавляет исследователя от необходимости знать и выполнять основные требования, предъявляемые к типу вопросов, которые он собирается решать в процессе исследования.


Итак, что мы хотим узнать? Для опытного исследователя, досконально знающего свою область, ответ на такой вопрос не вызывает затруднений. Он непосредственно вытекает из предшествующих результатов и, как правило, представляет собой последовательное развитие определенной исследовательской программы. Чем глубже и подробнее разработана проблема, чем больше знаний накоплено в рамках определенной отрасли науки, тем больше нерешенных вопросов стоит перед исследователем. В буквальном смысле: чем больше знаем, тем больше не знаем. И наоборот: для человека, малоосведомленного в своей дисциплинарной области, не существует проблем, у него на все имеются готовые ответы. Во всяком случае


корректная формулировка вопроса «Что мы хотим узнать?» оказывается в данном случае задачей непосильной.

Выход из затруднения прост: перед тем как браться за проведение исследования, надо тщательно изучить все, что написано по данной теме. Конечно, осуществить эту задачу практически невозможно, но в процессе работы с литературой достигается важнейший результат, определяющий итог предстоящей работы: многие вопросы, казавшиеся эпохальными, становятся малозначимыми или бессмысленными. Обнаруживается, что очень интересные и плодотворные идеи столь трудны, что их невозможно реализовать в процедуре, и, в конце концов, выясняется, что обо всем важном уже написаны книги и статьи.

Если эти трудности удается преодолеть, социолог получает возможность сформулировать проблему исследования. Выбор проблемы - почти всегда альтернатива: либо изучать что-то крупное и эпохальное, либо ограничить себя узкими рамками процедурных задач. В естественных и технических науках о выборе проблемы можно говорить с большой степенью условности, поскольку выбор зависит не столько от личных интересов исследователя, сколько от задач, решаемых организацией, имеющегося лабораторного оборудования и иных ресурсов. Иначе говоря, в нормальной науке проблемы не выбираются, а ставятся перед исследователем. Но и в социологии, где определяющую роль играет интерес исследователя, имеются существенные ограничения. Во всяком случае профессиональное сообщество располагает вполне определенными критериями актуальности тех или иных вопросов. Социологическая методология, создавая регламент производства знания, создает вместе с ним и «запретку» - линию, которую нельзя пересекать без серьезного риска.

У истоков любого исследования находится теоретическая идея, объясняющая некоторый фрагмент действительности. Эта идея должна быть развернута в исследовательском проекте, т. е. реализована в концептуальном аппарате и процедурах сбора и анализа данных, чтобы ответить в общем-то на один вопрос: соответствует ли теоретическая идея действительности? Предполагается, что ответ на этот вопрос может быть получен путем систематического изучения фактов.

Исследовательская проблема всегда формулируется в контексте проверки некоторой теории, даже если эта теория находится в неразвитом, «донаучном» виде. В противном случае решаемая проблема является не научной, а, к примеру, житейской, досужей, выдуманной. В науке такого рода проблемы получают холодное наименование неактуальных. Проблематизация означает, что какой-либо фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами. В социальных науках иногда бывает нелегко установить, насколько обоснованна постановка той или иной проблемы. Напри

мер, обсуждение вопроса о роли личных знакомств при приеме на работу имеет преимущественно житейский характер, если речь идет о судьбе научного сотрудника. Этот же вопрос становится научной проблемой при проверке теории о более существенном влиянии «партикуляристских» критериев (в том числе личных знакомств) при приеме на работу в социальных дисциплинах, чем в химии и биологии 1 .

Интерпретация проблемы в контексте теории - необходимое, но недостаточное условие ее научности. Сама теория должна быть более или менее научной. Далеко не каждая глубокая теоретическая идея признается научной. Соответственно поставленные в ее контексте вопросы не проблематизируются в нормальной науке. Во-первых, не считаются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей, имеющих характер абсолютных истин. Например, просветительская идея о высших добродетелях угнетенных и освободительной миссии пролетариата не содержит решаемых научных проблем. Речь идет о проблемах, которые нельзя решать, а не о тех, которые пока невозможно решить. Таким образом, нерешаемые проблемы следует отличать от нерешенных проблем. Во-вторых, не проблематизируются противоречивые теоретические идеи. «Внутри земного шара находится еще один шар, размерами больше первого» - это предположение не подтверждается и не опровергается. В-третьих, не проблематизируются единичные суждения. В качестве научной проблемы могут рассматриваться только генерализации. Суждения о единичных событиях - не более, чем материал, из которого складываются обобщающие умозаключения. Например, в качестве одного из результатов исследования демократических движений в России фигурирует высказывание Марианны С.: «Демократическое движение у нас основано на нравственной позиции, но никак не на программе». Здесь содержится исключительно интересная гипотеза, однако позиция Марианны С., равно как и любые единичные факты, не может быть превращена в проблему. И сама Марианна не представляет никакого интереса, по крайней мере для специалиста по массовым движениям. Он мыслит в масштабах сотен и тысяч «Марианн», организованных в статистические таблицы.

Среди типичных ошибок при определении проблемы исследования чаще всего встречается указание на одну из сфер социальной жизни, которую автор предполагает изучить, либо апеллирует к грандиозным целям общественного прогресса. «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью» -

1 Hargens L. Patterns of mobility of new PhD"samong American academic institutions // Sociology of education. 1969. Vol. 42. No.l. P. 18-37.


примеры некорректных формулировок, за которыми, возможно, кроется неподдельный интерес к процессам, происходящим в преступном мире, в семье, в обществе в целом. Распространена иллюзия, будто социологическая наука обладает возможностью постигнуть таинственные механизмы, управляющие человеческим поведением, и эту иллюзию легко распознать за метафорическими формулировками исследовательских проблем. Обычно непонятные «проблемы» украшаются риторическим орнаментом: десятками слов, каждое из которых само нуждается в пояснении. Проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.

Комплекс проблем, решаемых исследователем, образует тему - более или менее отчетливо определенную область знания. Тематизация означает признание определенной области исследований значимой для научной дисциплины. Обычно признание выражается в публичном одобрении либо опровержении полученных результатов. Критика, в том числе отрицательное заключение, являет собой признание проблемы, заслуживающей экспертизы. Последующие этапы тематизации связаны с институциональной организацией исследований: утверждением темы в качестве предмета диссертационных работ, направлений деятельности лабораторий, журналов, институтов, научных школ.

Кроме институционального, научная тема обладает еще и «этнологическим» содержанием - она заключает в себе глубинные, часто невысказанные предубеждения ученого, порождающие «проблемное поле» науки. Дж. Холтон считает задачу идентификации и упорядочивания тематических элементов научных дискуссий, аналогичной подходим фольклориста или антрополога, выслушивающих эпические предания с целью выявления глубинных структур и повторов. Не исключено, что число «глубинных структур», порождающих темы социологических исследований, довольно ограничено. Выбор определенного способа построения и верификации теорий Холтон связывает с латентной переменной - тематическим понятием, обычно не выражаемым открыто, но объясняющим существо многих научных споров. Подход, методологическая установка, картины мира - корреляты тематического понятия. История науки воспроизводит лишь ограниченное число тем, причем некоторые из них-именно этим тема отличается от парадигмы - переживают научные революции. «Тематические решения в гораздо большей степени по сравнению с парадигмами или мировоззрениями обусловливаются прежде всего индивидуальностью ученого, а не только его социальным окружением или «сообществом», - пишет Холтон 2 .

2 Холтон Дж. Тематический анализ науки / Пер. с англ. А.Л. Великовича, B.C. Кирсанона, А.Е. Левина. М.: Прогресс, 1981. С. 41 - 42.


Тема исследования находит выражение в совокупности вопросов к изучаемому фрагменту действительности. Речь идет не о тех вопросах, которые социолог собирается задать респондентам, а о вопросах исследовательских. Поэтому, когда социологи задают многим людям вопросы, а потом подсчитывают «голоса», социологическое исследование еще не начиналось. Просто идет сбор сведений. Исследовательские вопросы - это гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. Как влияет социальный статус родителей на социальное положение детей? Чем обусловлена дифференциация уровня самоубийств в европейских и азиатских странах? Кто из преподавателей социологии имеет большие шансы на успешную карьеру: тот, кто часто меняет места работы, или «сидящий» долгие годы на одной кафедре? Ответ на эти вопросы должен дать не респондент, а исследователь.

Некоторые исследовательские вопросы могут быть адресованы непосредственно респонденту. Это бывает в тех случаях, когда речь идет об элементарных признаках. Чаще всего исследовательский вопрос требует перевода на язык респондента. Например, для сбора данных по поводу исследовательского вопроса «Почему в Южной Германии сравнительно мало людей покупают телевизоры?» Институт демоскопии в Алленсбахе применяет 70 анкетных вопросов 3 .

Стратегия исследования. Постановка проблемы

Этот раздел социологии - как вопросы, связанные с методикой исследования, так и сами социологические теории - волнуют многих. Как можно объяснить массовый голод, существующий в странах третьего мира? Как влияет на нашу жизнь увеличивающийся поток информации? Почему семьи как социальный институт распадаются в современном обществе? Действительно ли телевизионные программы порождают насилие?

Социология пытается дать ответы на эти и многие другие проблемы. Она основана на объективных данных. Для проведения социологического исследования необходимо изучить наиболее верные методы его проведения и анализа социологической информации.

Социологические исследования включают несколько аспектов. Процедура исследования или стратегия включает план и методику его реализации. План предполагает выбор методов исследования и разработку того, как эти методы будут применяться на практике. Методология исследования должна дать логическую интерпретацию результатов и анализ полученных данных.

Методы исследования можно определить как технику исследования, применяемую для изучения социального мира. Они включают: анкетирование, интервью, наблюдение, полевое исследование, интерпретацию данных официальной статистики, изучение документов и некоторые другие методы, которые не столь широко используются в социологии.

Любое социологическое исследование начинается с постановки исследовательской проблемы. Ее постановки можно было бы избежать лишь в том случае, когда мы хотим сделать срез общественного мнения и этим самым только расширить уже имеющиеся знания о тех или иных социальных институтах, социальных процессах, происходящих в обществе, и т. д. В этом случае исследователь должен задавать вопросы типа: «Какая часть населения строго придерживается религиозных взглядов?», «Как долго в нашем обществе экономическое положение женщины будет хуже, чем у мужчины?» и т. п. Ответы на эти вопросы будут иметь

преимущественно описательный характер. Однако лучшие социологические исследования начинаются именно с постановки проблемы, которая является вопросом-загадкой. При неправильной постановке проблемы-загадки большая часть результатов работы социолога оказывается недоброкачественной. Описательное исследование ограничивается ответом на вопрос: «Какое событие происходит?». Исследование же с постановкой проблемы пытается дать ответ, почему то или иное событие имеет место, а не просто описание его. Если приведенные выше вопросы поставить проблемно, то они приобретут такой вид: «Почему меняются образцы религиозной веры?», «Почему женщины имеют меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами и поэтому худшее экономическое положение?» и т. д.

Все эти исследования тесно взаимосвязаны друг с другом. Постановка проблемы является необходимой частью предварительной работы социолога-исследователя. Часто исследовательский проект может вывести и на другие проблемы, которые в данном исследовании не рассматривались. Проблема исследования может быть почерпнута из работ других социологов, а также из книг и профессиональных журналов.

Проведение исследования и интерпретация его результатов

Первым шагом в процессе исследования является обзор литературы по теме. Социолог должен изучить работы, имеющиеся по теме его исследования, так как эта тема или какие-либо ее аспекты могут быть уже исчерпаны другими специалистами социологами. Если оказывается, что проблема до него никем ранее не изучалась, то следует внимательно изучить материалы исследований, проводившихся на близкие темы, выяснив при этом, насколько такие материалы могут быть полезны для него. Использовали ли предыдущие исследователи данную проблему? Как они пытались ее решить? Какие аспекты проблемы остались нераскрытыми? Имеются ли в других работах и проектах новые идеи, которые помогут исследователю решить поставленную проблему? Какие методы могут быть применены в данном исследовании?

Следующим шагом в процессе исследования является четкая формулировка его проблемы. Если такая проблема уже разрабатывалась в исследовательской литературе, то социолог должен подобрать наиболее подходящее определение для ее формулировки. На этом этапе необходимо сформулировать и гипотезы исследования. Гипотеза - это

имеющиеся предположения об изучаемом явлении. Исследование будет эффективным лишь в том случае, если фактический материал обеспечивает возможность проверки такой гипотезы.

Для сбора информации существуют различные методы. Необходимо выбрать наиболее подходящие из них. Выбор метода исследования зависит от его объекта, а также от аспектов поведения индивида, взятых из анализа. В некоторых случаях более приемлемым является метод опроса, при других обстоятельствах - интервью или наблюдение. Но если мы изучаем историческую социологию, то, безусловно, ни один из этих методов не подходит. Здесь применяется метод анализа документов изучаемого периода.

Зачастую в начале исследования могут возникнуть непредвиденные сложности и неожиданности. Они обычно появляются при установлении контакта с людьми, отобранными для исследования, или же с деловыми фирмами-заказчиками и т. д.

Собранный материал должен быть тщательно проанализирован применительно к проблеме исследования. Процесс анализа собранных данных и соотнесение их с проблемой исследования нередко оказывается сложным. Не всегда итоги исследования подтверждают или опровергают имеющиеся гипотезы, бывает, что кажущийся верным, на первый взгляд, ответ на вопрос анкеты не всегда оказывается достаточным для формулировки выводов и обобщений.

Отчет об исследовании обычно оформляется в форме журнальных статей или книг, в которых подводятся его итоги и формулируются выводы. Это - «конечная стадия» исследования, но только в смысле индивидуального исследовательского процесса. Большинство же исследований рассматривают проблемы, на которые не могут быть даны ответы в рамках одного исследования. Такая ситуация предполагает дальнейшее изучение проблемы. Все частные исследования являются частью более общих, которые осуществляются уже в рамках социологической ассоциации.

В процессе исследования необходимо четкое согласование стадий его проведения. Однако на практике все эти стадии редко оказываются четко обозначенными. Это напоминает разницу между написанием рецепта приготовления пищи в поваренной книге и реальным процессом ее приготовления. Люди, которые учатся готовить, не должны строго следовать рецептам книги, тогда их работа будет творческой по сравнению

с теми, которые готовят строго по книге. Аналогично должен поступать и социолог. Большинство крупных социологических исследований не приобрели бы широкую известность, если бы они были проведены согласно последовательности описанных выше стадий.

Одна из главных проблем социологического исследования - его методология. Методология исследования - это логическое изучение его проблемы и анализ основных причинно-следственных связей. Причинные связи - отношения между двумя событиями или ситуациями, когда одно событие или ситуация порождает другое (другую). Подобно естественным наукам, в социологии имеется предположение, что у всех событий есть причины их возникновения. Социальная жизнь не состоит из случайностей, не имеющих на то причины. Одна из главных задач социологического исследования - используя теоретическое осмысление, выяснить причины и следствия процессов, событий и явлений социальной жизни.

Причинные связи нельзя выводить непосредственно из корреляции. Корреляция означает наличие постоянных отношений между двумя событиями или переменными. Переменными могут быть любые величины, относительно которых и происходят изменения. Возраст, пол, разница доходов и уровень преступности, социально-классовые различия - один из многих переменных в социологической науке. На первый взгляд, когда обнаруживаешь две переменных и коррелируешь их, то одна должна быть причиной другой. Но часто это не совпадает: между переменными существует несколько корреляций с причинными связями. Например, во время Второй мировой войны в Британии была обнаружена корреляция между снижением числа людей, курящих трубку, и уменьшением числа людей, регулярно посещающих кинотеатры. Ясно, что одно изменение здесь не является причиной второго, мы с трудом можем обнаружить, существует ли реальная причинная связь между ними.

Во многих случаях, однако, не наблюдается и корреляция, применяемая к причинной связи. Рассмотрим пример, в котором такая корреляция легко могла бы привести к ошибочному результату. В своей классической работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм обнаружил корреляцию между уровнем самоубийств и сезонами года. В обществе, которое он изучал, уровень самоубийств прогрессировал с января по июнь-июль и снижался к концу года. Э. Дюркгейм должен был бы предположить, что температура и климатические условия влияют на самоубийства. Возможно,

если температура повышается, то люди становятся более импульсивными. Однако на деле имеющаяся здесь причинная связь не имеет ничего общего с температурой или импульсами людей. Весной и летом большинство людей вовлечено в более интенсивную социальную жизнь, чем зимой. При этом среди изолированных, несчастных людей больше подверженных самоубийствам весной и летом, чем осенью и зимой, когда уровень социальной активности падает. Социолог всегда должен оценивать корреляцию, включающую причинную связь, и анализировать, в каком направлении она изменяется.

Стадии процесса исследования

Определение проблем. Выбор темы исследования.

Обзор литературы. Знакомство с существующими исследованиями по теме. Формулировка гипотез. Что следует проверить? Каковы соотношения между переменными?

Выбор плана исследования. Выбор метода исследования: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов и т. д.

Проведение исследования. Сбор данных.

Интерпретация результатов: выводы и обобщения.

Отчет об итогах исследования. Каково его значение? Как оно соотносится с предыдущим?

Обсуждение итогов исследования в академических кругах. Возможность последующего исследования.

При обнаружении причины или ряда причин, объясняющих корреляцию, необходимо различать зависимые переменные. Независимая переменная - которая действует на другую, а переменная, подверженная этому действию - зависимая. В этом исследовании тот же самый фактор может быть зависимой переменной, а другой - независимой соответственно особенностям анализируемых процессов. Если обратить внимание на влияние профессионального дохода на стиль жизни, то этот доход в большей степени окажется независимой переменной, чем зависимой. Контроль за корреляциями означает постоянное присутствие в поле зрения анализируемых переменных и описания их взаимовлияния. Например, исследователь, изучающий развитие ребенка, обнаруживает, что существует причинная связь между изоляцией ребенка от матери в младенческом возрасте и серьезными проблемами, возникающими у него во взрослом состоянии. Как мы можем проверить, действительно ли существует такая причинная связь? Здесь применим контроль

(«экранирование»). Рассмотрим возможное влияние, которое должно объяснить корреляцию.

Одним из источников изоляции ребенка от родителей является помещение его в больницу на длительный период. Действительно ли здесь играет роль отрыв от матери? Если ребенок будет получать внимание и любовь от других людей в детстве, то он должен стать миролюбивой личностью. Открывая эту возможность обнаружения причинной связи, мы должны сравнить случаи, когда дети лишены постоянной заботы кого-либо из взрослых, с обстоятельствами, когда дети не имеют материнской заботы, но получают ее от кого-либо другого. В первом случае дети имеют сильные отклонения в поведении, а во втором - нет. Отсюда мы можем предположить, что постоянная забота в детстве кого-либо из взрослых, независимо от влияния матери, выступает главным фактором формирования миролюбивой личности.

Полевая работа, включенное наблюдение, эксперимент

Включенное наблюдение или полевая работа - исследование, при котором социолог-исследователь живет вместе с изучаемой группой или сообществом. Примером такой полевой работы является блестящее исследование, проведенное в психбольнице Э. Гофманом в 1961 году. Он провел несколько месяцев в психбольнице, работая помощником директора. Лишь один или двое служащих знали, что он является социологом-исследователем. Живя среди этих людей, он мог контактировать с тяжело больными пациентами, и детально изучил жизнь этой организации, а также отношение к ней. Материалы исследования включали его ежедневные наблюдения, диалоги с пациентами и обслуживающим персоналом.

Он обнаружил, что многие больные высказывают точку зрения, отличную от той, которую применяют к ним психиатры. Психбольница или приют имеют особые образцы дисциплины, одежды, поведения, что не позволяет пациентам вести себя подобно людям из внешнего мира. Все их поведение контролировалось персоналом, который обращается с ними так, будто бы пациенты являются детьми, формирует образцы поведения, непонятные для окружающих, но которые должны были копировать пациенты.

Исследователь должен постоянно находиться в группе, но не должен объяснять ей цели своего присутствия. Если он хочет добиться

положительного результата, то обязан установить контакт с членами группы. Здесь нужно преодолеть ряд трудностей при составлении дневника и записи воспоминаний. Часто, работая в группе, трудно узнать реальные мысли и чувства работающих и живущих рядом. По-разному ведут себя и члены группы: одни охотно говорят о себе, другие же отказываются от беседы и даже проявляют враждебность к наблюдателю. Некоторые виды включенного наблюдения могут быть даже опасны для жизни. Например, исследователь, изучающий преступную шайку, помимо изучения полицейских документов, должен лично внедриться в нее.

Отбор группы проводится исследователем. Члены группы крайне редко информируются о включении в нее исследователя. Но это не означает, что исследователь действует спонтанно.

Один из первых исследователей-антропологов Ф. Гамильтон-Ку-шинг, изучающий в 1880 году индейцев племени зуни в Нью-Мехико, писал, что по прибытии он встретил значительное число мексиканцев - индейцев-великанов и пытался внедриться в их сообщество. Зуни были дружелюбно настроены к нему, но отказали в изучении их религиозных церемониалов. Первоначально вождь просил его покинуть территорию, но затем разрешил остаться при условии, что тот примет ряд обычаев индейцев. Ф. Кушинг обещал носить одежду зуни, есть их пищу, спать на овечьей шкуре подобно зуни. Самая большая трудность эксперимента состояла в том, что ему было предложено выбрать жену, которая должна была жить с ним. Он пытался игнорировать ее внимание, но безуспешно. В итоге он отправил ее обратно, что принесло ей бесчестье в глазах зуни. С тех пор зуни, подобно другим группам американских индейцев, стали изучаться исследователями. Но отношение к ним часто было враждебным.

Качественно проведенное наблюдение обеспечивает больше информации о социальной жизни по сравнению с другими методами, т. к. мы как бы проникаем «внутрь» данной группы. Этот метод имеет преимущества, когда исследователь изучает группу, чья культура (быт, поведение) отличается от других и требует сравнительного анализа. По сравнению с другими методами включенное наблюдение часто приводит к неожиданным результатам.

Но этот метод имеет и недостатки: с помощью него изучается небольшая по размерам группа или сообщество, он в большей степени, чем другие методы, зависит от навыков исследователя.

Эксперимент можно определить как попытку создания искусственных условий с целью проверки влияния одной или нескольких переменных на другую. Эксперимент широко применяется в естественных науках. Однако поле деятельности эксперимента в социологии ограничено: во-первых, для эксперимента здесь берутся небольшие группы индивидов; во-вторых, люди знают о нем и могут вести себя неадекватно.

Примером гениального эксперимента является эксперимент, поставленный Филиппом Зимбардо (1972), который предложил студентам добровольно играть роли заключенных и надсмотрщиков. Цель его заключалась в выяснении того, как ролевая игра ведет к изменению отношений в поведении людей. Результат потряс исследователя, хотя он его в какой-то степени ожидал. Те, кто играли роль надсмотрщиков, быстро приобрели авторитарные манеры, действительно проявили враждебность по отношению к заключенным. Они стали приказывать «заключенным», третировать и оскорблять их. «Заключенные» же наоборот, выражали апатию и сопротивление, что реально существует в тюремной жизни. Исследователи заключили, что на поведение человека в тюрьме в большей степени оказывают влияние условия тюремной жизни, нежели личностная характеристика индивида, попавшего туда.

При полевой работе (наблюдение) социолог в процессе интерпретации результатов сталкивается с проблемой обобщения. Можно ли утверждать, что данные, обнаруженные в одной ситуации, применимы к другой? Обычно эту проблему решает специальное обследование, которое может проверить полученные результаты. В отличие от наблюдения, такой опрос можно применить и к большим группам людей.

При опросе используются два вида анкет. Первый вид - стандартные анкеты, в которых дан набор вопросов с фиксированием возможных вариантов ответов. Респондент отмечает определенный вариант ответа: «да», «нет», «не знаю» или «вполне вероятно», «вероятно», «невероятно». Фиксированный выбор варианта ответа удобен для исследователя, поскольку он позволяет сравнить данные и свести их в таблицу. С другой стороны, здесь не отражаются все мнения респондента, и не содержится устная информация от респондентов.

Другой вид анкеты - открыто-закрытые. Они дают возможность респонденту полнее выразить свою точку зрения. Здесь нет ограничений в выборе респондента. По сравнению со стандартной открыто-закрытая анкета дает больше информации.

Для получения надежных результатов вопросы должны быть тщательно сформулированы (например, вопрос типа: «Что вы думаете о правительстве?» слишком туманный и абстрактный). Исследователь должен избегать наводящих вопросов. Вопрос, начинающийся с «Согласны ли вы с тем, что...», является наводящим, т. е. рассчитан на согласие с ним респондента. Вопрос должен начинаться более естественно и просто: «Каково ваше мнение.».

Неверной постановкой вопроса является вопрос, в ответе на который у респондента есть двойной выбор, например: «Ваше здоровье лучше или хуже сейчас по сравнению с тем, что было год назад?». Здесь двойной выбор между «лучше-хуже». Правильнее этот вопрос сформулировать следующим образом: «Лучше ли ваше здоровье сейчас, чем было год назад?». Респондент отвечает «да» или «нет» на оба вопроса. Но в предыдущем случае исследователь не может верно интерпретировать его. Вопрос должен быть настолько прост, насколько это возможно.

Блоки анкеты должны быть сформулированы так, чтобы интервьюер мог задать вопросы по порядку. Вся информация должна быть понятна самому интервьюеру. Задача последних - качественно провести интервью для получения обобщенного результата.

Большинству опросов предшествуют пилотажные исследования с целью уточнения проблемы и доработки анкет. Пилотажное исследование проводится на небольшом массиве.

Часто социологов интересует мнение, присущее большинству индивидов, например, политическое отношение людей к выборам в Британии. Но, безусловно, изучить отношение к ним всего населения страны практически невозможно. В такой ситуации внимание концентрируется на относительно небольшой пропорции - выборочной совокупности. Однако было бы ошибкой полагать, что результаты любого опроса можно экстраполировать на все население. Для того чтобы получать точные данные, выборка должна быть репрезентативной, т. е. должна быть уверенность, что группа, взятая для исследования, типична для населения в целом. Выборка должна быть более комплексной, чем это кажется на первый взгляд. Статистика разработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения случайной выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера

рассЧитати случайные числа, из которых и берется выборка, например, выбирается каждый десятый номер в каждой случайной серии.

Одним из наиболее известных исследований, использующих метод опроса, стало исследование Поля Лазарсфельда «Выбор людей» (1948 г.). Исследования проводились в 1940 г. во время выборов президента США. Исследователи интервьюировали каждого члена согласно выборке. Целью исследования явилось изучение ожиданий избирателей. Исследование начиналось с выдвижения гипотез. Одна из них: отношение к событиям, которые близки избирателям данного сообщества, влияет на их ожидания больше, чем отдельные события, происходящие в мире. Эта гипотеза подтвердилась. Для анализа политических отношений применялся метод опроса. Работа Лазарсфельда внесла определенный вклад в развитие теоретической мысли: были сформулированы концепции «мнение лидера» и «двухступенчатый процесс коммуникаций». П. Лазарс-фельд и его коллеги показали, что политические лидеры влияют на формирования политического сознания их окружения. Мнение людей о политической системе не формируется непосредственно, ибо его формирование представляет собой двухступенчатый процесс.

Опрос продолжает использоваться в социологии в силу нескольких причин: во-первых, анкеты легко размножить в любом количестве, а информацию легко проанализировать, во-вторых, можно изучить большое число людей, в-третьих, имеется достаточно фондов для их финансирования.

Недостатком опроса является то, что он, как правило, ориентирован на эмпирический результат.

Документальные источники

Анализ документов - это использование печатных или письменных материалов. Документальные источники - один из широко применяемых методов сбора данных в социологии. Один из видов документальных источников - архивные источники. К архивным документам относятся, например, документы правительства, церкви, юридические акты и т. д. К личным документам относятся письма, дневники и т. д.

Примером изучения исторических документов стало исследование Э. Эшфорта по истории Первой мировой войны (1980 г.). Его интересовало состояние людей, находящихся под непрерывным огнем. В исследовании социальных отношений он использовал документальные источники:

официальную историю войны, включая описания битв, архивные материалы; записки и пленки солдат и т. д. Благодаря разнообразным материалам, Эшфорт изучил жизнь «окопов». Например, он обнаружил, что некоторые группы солдат установили свои нормы и порядки, нередко игнорируя порядки офицеров. Так, на Рождество в одном из мест солдаты обеих сторон устроили праздник и играли в футбол друг с другом.

Анализ документов часто проводится с целью проверки данных. Правительство и другие организации регулярно публикуют официальную статистику социальных явлений: демографии, преступности, браков и разводов, самоубийств, уровня безработицы и т. д. Первоначально социологи брали этот материал как основу. Все эти статистические источники важны для социологии и сегодня.

Однако документальные источники не однозначны по своей точности. Исследователь должен всегда помнить об этом. Газетные и журнальные статьи популярных газет и журналов зачастую грешат неточностью опубликованной в ней информации.

Более точная информация содержится в официальной статистике. Однако даже эта статистика должна быть тщательно проанализирована исследователем. Например, во всех странах имеется официальная статистика по отклоняющемуся поведению, об уровне преступности. Но эти данные гораздо ниже реально существующих, так как здесь дается только информация о преступлениях, зарегистрированных полицией.

Интервью, изучение биографии дневников, анализ документов

Нет четкого различия между интервью и анкетным опросом. Интервью тоже может проводиться с помощью анкеты. Такой вид интервью называется формализованным или контрольным. Он отличается от менее структурированного интервью, в котором интервьюеру разрешено вести свободную беседу с респондентом по различным аспектам темы. Интервью обеспечивает более богатый материал по сравнению с обычным анкетным опросом. Но его недостатком является то, что здесь на результат может оказать влияние сам интервьюер.

История жизни человека состоит из биографического материала, обычно данного им самим. Никакой другой метод исследования не может дать детализированного материала об ожиданиях и целях человека в разные периоды его жизни. Биография, или история жизни, особо важна

в исследованиях, в которых изучается связь между психологическими и социальными характеристиками личности. Для расширения информации в таких исследованиях используется и метод анализа документальных источников: отчеты, доклады, письма и т. д.

Изучение истории жизни как метод исследования был успешно применен У. Томасом и Ф. Знанецким. В 1918-1920 гг. они опубликовали пятитомник «Польский крестьянин в Европе и Америке». У. Томас и Ф. Знанецкий с помощью этого метода изучили опыт миграции крестьян из Европы в Америку. Более поздний труд С. Теркела «Работа» с подзаголовком «Люди говорят о том, что они ежедневно делают и что они при этом чувствуют», вышел в свет в 1977 г.

Когда социолог хочет изучить повседневную деятельность индивида в социальной сфере, он использует дневники. Полевая работа и опрос не дают достаточно информации о повседневной жизни человека, особенно если она изучается в различное время дня или года. Для сбора материала используются и другие методы.

В социологическом исследовании широко используются магнитофоны и видео. Они используются при анализе беседы. В последнее время проводится много исследований с использованием анализа беседы. Они позволяют проникнуть в природу человеческого общения и взаимодействия. Примером такого исследования является исследование В. Сандерса: анализ полицейского допроса.

Анализ диалога может проводиться лишь в малых группах и часто целью его является изучение тривиальных аспектов повседневной жизни. Однако значение этого метода гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд, т. к. диалог и беседа являются универсальными чертами социальной деятельности человека как в плане обмена информацией, так и в плане взаимодействия (общения).

Социологические исследования редко бывают интересны только для самого социолога. Их итоги публикуются и обсуждаются в обществе. Этим самым социология не только изучает общество, но и «продлевает его жизнь».

Четыре основных метода, используемых в социологических исследованиях

Метод исследования

Преимущества

Недостатки

Полевая работа или наблюдение

1. Обычно дает богатую по содержанию информацию.

2. Обеспечивает гибкость в проведении исследования

1. Применяется при изучении относительно

малых групп или сообществ.

2. Полученные данные могут быть применены только в этой группе или сообществе, а не для обобщений

Анкетный опрос

1. Можно проводить исследование на достаточно большом массиве.

2. Позволяет сделать сравнительный анализ между ответами респондентов

1. Собранный материал может быть поверхностным.

2. Если анкета стандартная, то она не дает разные мнения респондентов

Документальные источники

1. Обеспечивает глубину изучаемого материала; изучается большое число документов.

2. Особо ценен, если исследования проводятся по различным историческим вопросам

1. Исследователь зависит от имеющихся источников.

2. Источники бывает трудно интерпретировать

Эксперимент

1. Исследователь может контролировать влияние специальных переменных.

2. Эксперимент лучше провести как повторное исследование

1. Многие аспекты социальной жизни не поддаются эксперименту.

2. На результат может влиять экспериментальная ситуация