Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке

Введение………………………………………………………………………………...3

1Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича……….4

2Русская литература и рождение стихосложение……………………………………6

3Россия в 18 веке, петровские реформы……………………………………………10

4Развитие науки и литературы в России в 18 веке……………………………….....15

Заключение…………………………………………………………………………….22

Библиографический список …………………………………………………23


Введение

В XVII-XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходить новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходить радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходить от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни.

В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.


Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетия начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господство монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства-главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. Во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии- грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая- реформаторов стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.

Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.

Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.

2.Русская литература и рождение стихосложение

Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. - хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. - Иван Грозный,

Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди - купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения - провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» - типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

В XVII в. возник новый литературный жанр - демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шсмякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).

Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» - своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, - истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора.

Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие» - эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.

Зодчества также коснулся общий отход от церковно-схоластического мировоззрения. Усиление светских мотивов было в значительной мере связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты внедрялись в архитектурное творчество, уводя от освященных церковной традицией образцов.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Символ абсолютизма

«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.

А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти , которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».

Абсолютизм как общее явление для стран Европы

Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Абсолютизм в России

В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: . И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение - в 1917 г.

П. Деларош «Портрет Петра I»

Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия - возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.

Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

  • реже созывались Земские соборы;
  • снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
  • возрастала роль светской культуры;
  • присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства . Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными. Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко. Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно. Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно, без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.

В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века

Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698-1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное - Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.

После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764-1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Д. Левицкий «Екатерина II - законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием - такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага - государства.

Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Кстати…

В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов - абсолютных монархий.

XVII век — это период интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе, период яростного столкновения между собой отношений феодальных и капиталистических, период феодально-католической реакции, наступившей после подавления крестьянских движений XVI века и в ответ на Реформацию, а также период усиливающейся борьбы народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления капитала.

Художественная культура XVII века, отражая всю сложность эпохи, становится сложнее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным и психологически сложным, с богатым внутренним миром, с определенным местом в обществе и национальной принадлежностью.

В XVII веке стремлению аристократии к парадности, театральности как нельзя лучше отвечала эстетика барокко. Не случайно в парках природа представлена так театрально — здесь мы встречаем театр в обстановке самой природы, в которой аллеи и кусты служат кулисами.

В это время пользуются античной аллегорией в пышных балетах для восхваления любой светской личности, даже не оставившей след в истории, и сравнивают ее со всеми богами и героями древности.

В это время покрывают документы титулами и чинами, штемпелями и печатями, за которыми нет никакого реального значения. Тогда же появляются торжественное обращение и длинная подпись с выражением покорности; чванство титулом и рангом достигает огромных размеров. Сочиняют также книги по церемониальной науке. Все чувства переводятся на язык внешности. Хорошим тоном считается рассылать свадебные и траурные оды даже самым близким родственникам.

Дело доходит до нелепости: кондитер должен сооружать торты с аллегорическими фигурами. Огромная армия ремесленников, а подчас и художники заняты украшением жизни аристократии, вся их ловкость и знания направлены на создание игрушечных курьезов в виде фейерверков, всяческих развлекательных аттракционов.

Не случайно в это время получает такое распространение парадный портрет с его нарочитой позой, театральностью жеста, пышными и декоративными атрибутами. Целая галерея портретов аристократов, созданная величайшими художниками этого времени, дает яркое представление об эстетическом идеале красоты человека той эпохи, который претерпевает значительные изменения.

Человек уже не предстает центром вселенной, как это было в эпоху Возрождения. С окончанием Тридцатилетней войны мужчина-воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность и изящество.

Мужественность XVII века — это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами. Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, лебединой шеей, покатыми и откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняют представительный и декоративный женский облик.

Костюм, подчиняясь диктату эстетических представлений, меняет форму. В отличие от естественной формы с гармоничными пропорциями эпохи Возрождения, в эпоху барокко он начинает довлеть над фигурой, терять почти все признаки свободы и фантазии и в конце XVII века как бы застывает в угоду моде, предписанной придворным этикетом, в одинаковой степени роскошной и жесткой.

Это был век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности. Этот век выдвинул тип нового художника - придворного виртуоза, призванного создавать средствами своего искусства прежде всего ослепительное зрелище.


Это и время укрепления централизованной государственной власти в форме абсолютистской монархии, что особенно ярко проявилось во Франции, где после долгого периода гражданских войн и борьбы короля с высшей знатью установилась единоличная и абсолютная власть короля во время правления Людовика XIV — «Короля-Солнце», которому принадлежит известная фраза: «Государство — это Я». Блестящие королевские дворы были в то время тем местом, где рождалась и концентрировалась новая мода. Особа короля была безусловным образцом для подражания среди его подданых, а его вкус — непререкаемым авторитетом. Соперничество в политической сфере иногда принимало форму соперничества в области моды — борьба за роль законодателя моды между французским королем Людовиком XIV и королем Англии Карлом II.

Необходимость участвовать в войнах и платить жалованье наемникам разоряла казну и вынуждала экономить средства, а интересы собственных производителей требовали принятия специальных государственных мер. Это привело к проведению политики меркантилизма еще при короле Генрихе IV во Франции — поощрению собственной торговли и национальной промышленности путем всевозможных льгот владельцам мануфактур и торговцам и запрещения или ограничения ввоза иностранных товаров. Эту политику продолжили и кардинал Ришелье при Людовике XIII, и кардинал Мазарини при Людовике XIV, причем запрет на ношение золотых отделок (в целях экономии золота в казне), парчи, привозных кружев и шелковых чулок касался даже особ королевского дома. Подобные меры экономии принимались и в Испании, когда во время правления Филиппа IV был введен запрет на ношение привозных кружев, золотых и серебряных украшений с драгоценными камнями.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.

Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.

На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.

После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.

С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.

После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.

Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.

Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.

К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:

  1. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
  2. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
  3. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
  4. Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.

Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.

В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.