Страх определение в психологии. Фобия: что это такое, различные определения в психологии

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность . Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Страх в психологии общения

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества , отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.

Фобии

Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее - страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх - "тревогой".

Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.

Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра , вызывая эмоциональный ответ.

Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

См. также

  • Статмин - «ген страха»

Примечания

  1. Статья «Страх » в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
  2. Леонтьев, Алексей Николаевич . Потребности, мотивы и эмоции (рус.) . - Москва , 1971.
  3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций Питер , . - С. 54. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  4. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер , . - С. 292. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  5. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
  6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. - М .: Медицина , . - Т. 1-4. - 2440 с. - 2000 экз. - ISBN 5-225-03268-0 , ISBN 5-225-03269-9 , ISBN 5-225-03280-X
  7. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. - М.:Эксмо, 2011. - 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
  8. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear - Current Biology, Published online: December 16, 2010
  9. Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers - The Telegraph, 16.12.10
  10. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха - NEWSru.com, 17.12.10
  11. Joseph le Doux. The Emotional Brain . Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998

Литература

  • Фрейд З . «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
  • Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
  • Берзин А . Работа с чувством страха .
  • Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
  • Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053-7

Страх (тревога) также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии.

В современной психиатрии и психологии принято различать страх как «эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности»; и тревогу как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности» и имеющее внутрипсихическое происхождение.

В концепции динамической психиатрии страх (тревога), как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности. Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами. При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего (копинг-) поведения.

Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха (тревоги) и особенно - способности сосуществовать с ним. Такая способность позволяет использовать тревогу для решения задач социально-психической адаптации, действий в реальном мире без потери своей интеграции и целостности, дифференцировать реальные угрозы и «объективно» необоснованные опасения и страхи.

1. Конструктивный страх

Конструктивный страх, таким образом, играет роль механизма, мобилизующего и развивающего совладания с тревогой; тормозящего излишнюю активность, контролирующего пределы деятельного «экспериментирования», допустимой любознательности и здорового любопытства в процессе реализации своей Я-идентичности на основе гибкого согласования уровня внутренней активности субъекта с реальной опасностью и сложностью актуальной ситуации.

Формируясь (как и другие центральные функциональные составляющие «Я») в продуктивном симбиозе (ранних отношениях с матерью и первичной группой), он навсегда сохраняет свой межличностный характер, обеспечивая возможность в угрожающих ситуациях обращаться за помощью и принимать ее от других, а также при необходимости самому оказывать эту помощь реально нуждающимся.

Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности. Конструктивный страх делает человека способным, устанавливать контакт с другими, принимать помощь, справляться с потерями, разлукой, со смертью близких, открывать границы своего Я, тем самым, далее развивать собственную идентичность, т.е. «делает человека человеком».

Конструктивная личность характеризуется психологической устойчивостью (толерантностью) к тревожным переживаниям и умением принимать обоснованные, взвешенные решения в ситуациях ответственного выбора как в повседневных (стационарных), так и в экстраординарных (экстремальных) условиях. Для нее также характерна способность к контактам и активному привлечению других людей для разрешения собственных трудностей, сомнений, опасений и страхов, а также способность чувствовать тревожные переживания других и оказывать поддержку в их преодолении.

2. Деструктивный страх

Деструктивный страх представляет собой деформацию (искажение) регуляторной составляющей механизма совладания с тревогой, с утратой активности, обеспечивающей психическую интеграцию личности.

Неспособность усвоения опыта адекватного, дифференцированного отношения к опасным и угрожающим ситуациям, приводит к «захлестывающей» тревоге, превышающей степень реально существующей опасности, и вследствие этого к дезорганизации и социо-психической дезадаптации.

Причиной деформации Я-функции страха считается атмосфера «враждебного симбиоза» в ранней фазе индивидуального развития (онтогенеза), приводящая к генерализованному восприятию угрозы, «затопляющей» слабое Я ребенка и препятствующая нормальной интеграции жизненного опыта, возможности «разделить» и совместно пережить тревогу в симбиотическом контакте с матерью. Сформированное таким образом у ребенка базисное недоверие к миру приводит к чрезмерной фрустрации его чувства безопасности, бессознательно сопровождая личность во всех ее последующих отношениях с реальностью и деформации межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы.

На поведенческом уровне деструктивный страх проявляется неадекватной переоценкой реальных угроз, трудностей, проблем; неспособностью к адекватному поведению в опасных ситуациях, вплоть до панических проявлений; боязнью установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страхом перед авторитетами; боязнью любых неожиданностей; затруднениями в концентрации внимания; выраженными телесными вегетативными реакциями (потливостью, учащенным сердцебиением, головокружением), опасениями за собственное будущее; неспособностью обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях.

Для деструктивно-тревожных личностей характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, трудности в самореализации, расширении своего жизненного опыта, беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполненность всевозможными опасениями за свое будущее, неспособность по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.

Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение деструктивного страха в конструктивную силу, т.е. восприятие его как двигателя развития идентичности человека, ибо каждый новый шаг по направлению к собственной идентичности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом. В этой связи предел готовности терпеть страх (сосуществовать вместе с ним) определяет возможность позитивных изменений в ходе психотерапии.

3. Дефицитарный страх

Дефицитарный страх, в отличие от деструктивного означает неразвитость или блокировку механизма оповещения об опасности и неспособность сосуществовать со страхом, терпеть его, ведущее к субъективному невосприятию и игнорированию опасности. Он всегда обозначает страх перед страхом, приводящий к эмоциональной отстраненности и поверхностности в отношениях с другими, избеганию ситуаций раскрытия своего «Я», и в конечном итоге - столкновений с собственной идентичностью.

Причиной недоразвитости Я-функции страха является атмосфера «холодного» и безучастного первичного симбиоза (отношение матери), в которой ребенку не транслируются относящихся к нему эмоциональные состояния, переживания, опасения и тревога матери, что ведет к блокировке развития механизма опосредованного «овладения» опасностью. При этом страдает не только регуляторный, но и экзистенциальный - сигнальный компонент тревоги, что проявляется в неспособности «почувствовать» страх вообще, невозможности сосуществования с тревогой и непереносимости переживаний, связанных с психическим отражением опасности, которая не воспринимается сознанием ребенка как таковая.

Дефицит способности субъективно чувствовать страх рано или поздно приводит к столкновению с объективной опасностью лицом к лицу, психотравматические последствия которого и определяется последующую патогеннкю динамику развития данной Я-функции.

Функциональный дефицит конструктивного страха компенсаторно вовлекает в процесс адаптации другие Я-функции, деформируя таким образом, целостную Я-структуру личности.

На поведенческом уровне дефицитарный страх проявляется недооценкой или полным игнорированием объективной опасности, ощущением скуки, усталости и душевной пустоты и эмоциональной «спячки»; выраженным компенсаторным стремлением к экстремальным ситуациям, позволяющим хоть на некоторое время избавиться от «эмоционального несуществования», «проснуться», ощутить эмоциональную встряску («адреналин в крови»), почувствовать реальную жизнь; невосприятием страха и эмоциональных состояний, испытываемых другими, ведущее к эмоциональному неучастию, неадекватности в оценках действий и поступков окружающих, избеганию столкновений с внутренним «Я» другого человека, эмоциональному сглаживанию и поверхностному характеру контактов и отношений с окружающими; неспособность усвоения нового, развивающего жизненного опыта.

Для дефицитарно-тревожных личностей характерны: отсутствие проявления реакции тревоги, как в обычных, так и в стрессовых ситуациях (впечатление психологической устойчивости), склонность к риску, игнорированием объективной опасности, тенденция к эмоциональному обесцениванию важных жизненных событий, глубоких чувств и эмоциональных отношений (ситуаций расставания со значимыми другими, потерь близких и т.п.); отсутствие видимых трудностей в межличностных отношениях при неспособности достичь достаточной эмоциональной глубины, недоступности истинного соучастия и сопереживания.

Как средство неосознаваемой защиты от собственного страха, дефицитарный страх часто служит основой для заместительной склонности (тропизма) к употреблению алкоголя, наркотических веществ, пребыванию в криминальной среде, а также приверженности различным идеологиям силы.

Три разных аспекта страха (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Страх

fear) Традиционно рассматриваемый в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью, гневом и печалью, С. яв-ся эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога (anxiety) яв-ся эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части нераспознанных (unrecognized) опасностей, в то время как фобии (phobias) представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов или ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" иногда ошибочно используют в качестве взаимозаменяемых терминов. В определенных отношениях такое смешение можно понять, поскольку все три слова означают состояние возбуждения (arousal), возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причем страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиолог. состояния. Физиологические изменения. Сопутствующие С. аспекты представляют собой физиолог. изменения, вызываемые, в основном, биохимическим возбудителем, адреналином. Адреналин подготавливает скелетную мускулатуру к повышенным нагрузкам, к-рые могут возникать в ситуации спасения (бегство) или при защите себя и своей собственности (нападение). Если индивидуум вслед за возбуждением не включается в к.-л. рода физ. активность, это приводит к возникновению неприятных физиолог. изменений, таких как дрожь в руках и ногах, общая слабость и обостренное сознавание собственного дыхания и сердцебиения. Увеличение сердечного ритма, повышение систолического АД и частоты дыхания яв-ся следствием усилий организма перенаправить приток крови от областей желудка, головы, шеи и лица к разным группам мышц, к-рые испытывают в ней сильную нужду. Если отток крови от коры головного мозга оказывается слишком быстрым, возникает торможение произвольной корковой функции, и чел. теряет сознание. Это влечет за собой резкое снижение дыхательного и сердечного ритмов - нечто сходное имеет место в позе оцепенения, наблюдаемой у животных. Уильям Джемс и Карл Ланге независимо друг от друга пришли к выводу о том, что переживаемое соматическое состояние и есть эмоция: короче, мы боимся, потому что дрожим. Начиная с середины 1950-х г. когнитивные психологи бросили вызов этой теории Джемса-Ланге, продемонстрировав, что уже сами мысли могут вызывать такие же физиолог. изменения, к-рые можно наблюдать в реальной ситуации опасности. Замешательство и потеря контроля, происходящие в тех случаях, когда индивидуум не знает, как предотвратить угрозу жизни, могут приводить к переживанию чувства страха. Идея о том, что С. приобретается, не нова, но это ничуть не умаляет ее популярности. В начале XX столетия Джон Б. Уотсон экспериментально продемонстрировал условно-рефлекторные или приобретенные аспекты страха, т. е. нейтральный или даже предпочитаемый прежде объект стал вызывать реакцию страха после того, как он сочетался с вызывающим страх БР. Несмотря на то что подобное научение, по-видимому, в большей степени характеризует фобические реакции, нетрудно обнаружить присутствие сходных ассоц. и в самом С. Вопросы о том, яв-ся ли страх смерти естественной (природной) силой, обеспечивающей сохранение и воспроизводство вида, или это искусственное образование, обусловленное материнскими аттитюдами, воспринимаемой защищенностью либо неким иррациональным представлением о важности жизни каждого чел. в об-ве, еще долгое время будут служить предметом для дискуссий. Вероятно, представляется более важным обсуждение вопроса полезности (utility), нежели врожденности (innateness) С. смерти. Наиболее очевидная польза С. смерти заключается в избегании ситуаций, представляющих угрозу для жизни. Вместе с тем, в обществе почитаются те, кто противостоит опасным ситуациям и пытается спасти других. Героические поступки - это, прежде всего, рефлекс на ужас смерти. Христианство также использует С. смерти как средство побуждения к принятию обязательств вести праведную земную жизнь с обещанием за это повторного возрождения, по образу восставшего из могилы Христа, и обретения спасения и вечной жизни. См. также Страхи детей, Страхи людей на разных этапах жизни, Тревога, Эмоции Д. Ф. Фишер

СТРАХ

Негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

СТРАХ (МКБ 291.0; 308.0; 309.2)

примитивная интенсивная эмоция, развивающаяся на реальную или воображаемую угрозу и сопровождающаяся физиологическими реакциями, являющимися результатом активации вегетативной (симпатической) нервной системы, и защитным поведением, когда больной, пытаясь избежать опасности, убегает или прячется.

СТРАХ

эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, агрессию защитную.

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных заболеваниях психических (-> фобия).

Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, преимущественно невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о появлении угрозы повторения этого фактора. Страх реализует вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях - как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха - страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом коего - разнообразные фобии.

Согласно А. Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.

СТРАХ

Чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражен - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса. По K. Leonhard , одна из фаз психоза счастья - страха.

С. В ГОЛОВЕ (нем. Kopfangst). Аффект страха в связи с неприятными ощущениями в голове (головными болями, чувством распираний или сжатия мозга, ощущением пустоты в голове, головокружениями). Часто С.в г. возникает при остром сенестопатозе при соответствующей локализации испытываемых больным ощущений.

С. ДНЕВНЫЕ (лат. pavor diurnus). Страхи у маленьких детей, аналогичные ночным, но возникающие в дневное время, во время послеобеденного сна.

С. НАВЯЗЧИВЫЙ. См. Фобия.

С. НОЧНЫЕ (лат. pavor nocturnus). Состояния выраженного страха и двигательного возбуждения во время ночного сна. Протекают при суженном или рудиментарно сумеречно-помраченном сознании, после пробуждения амнезируются. Наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко сопровождаются снохождением и обманами восприятия. Различают [Ковалев В.В., 1979] С.н. сверхценного и бредового содержания, психопатологически недифференцированные (эти категории не отличаются от аналогичных страхов, наблюдающихся в дневное время) и пароксизмальные С.н., периодически повторяющиеся и приуроченные к определенному времени ночного сна, чаще спустя 2 часа после засыпания. Иногда при этом бывает упускание мочи и дефекация. Пароксизмальные С.н. рассматриваются как проявление височной эпилепсии. С.н. могут наблюдаться и при соматогенной астении.

Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

СТРАХ

fear) - эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями. Страх отличается от тревоги тем, что всегда имеет конкретный объект. Сопровождающие его физиологические изменения в организме могут включать учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, усиление потоотделения и т.д. Изменения в поведении человека связаны с тем, что он старается избегать предметов и ситуаций, которые вызывают у него страх; эти изменения могут быть очень странными и совершенно неприемлемыми для нормальной жизни (например, боязнь открытых пространств). Такие специфические неприемлемые для нормальной жизни страхи называются фобиями. Бста-блокаторы способствуют уменьшению физиологических проявлений страха и применяются для лечения кратковременных страхов (напри мер, боязни узнать результаты прошедшего экзамена). При приеме транквилизаторов (например, диазепам) возрастает риск развития у человека зависимости от них, поэтому в борьбе с неприемлемыми для нормальной жизни или упорными страхами чаще предпочтение отдается поведенческой или когнитивной терапии.

Страх

Специфика. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х.Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

СТРАХ

Эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций (см. автономная нервная система). Страх часто различается с тревогой по одному (или обоим) из двух оснований: (а) страх рассматривается как включающий определенные объекты или события, в то время как тревога считается более общим эмоциональным состоянием; (б) страх – это реакция на присутствующую в данный момент опасность, тревога – на ожидаемую или предполагаемую. См. фобия, специфический, устойчивый, иррациональный страх.

Страх нужен человеку. Биологическое предназначение страха в том, чтобы ограждать человека от риска, и помогать избавиться от опасности. Полноценное существование человека связано с переживанием огромного количества эмоций и чувств, и в частности эмоцией страха. Но, страх длительный и сильный страх -это негативные эмоции, негативные проявления в организме, ведущие к серьезным психическим и даже физиологическим заболеваниям.

Эмоции – эта одна из форм оценки, познания и отражения мира окружающего человека. Эмоции, чувства, и ощущения очень тесно связаны между собой, определение их часто не имеет четких границ. Поэтому эмоции часто называют чувствами. Суть страха состоит в том, что человек боится и не лезет на рожон, т.е. он избавляет его от риска, а значит от смерти, травм, травмирующих душу событий.

Определение страха

Страх – одна из сильнейших эмоций, возникающая в условиях угрозы жизни индивида, его идеалам и принципам, ценностям, она направлена на источник действительно существующей или воображаемой опасности (но переживаемая как настоящая). Страх аффективно заострённое восприятие угрозы индивида, он основывается на инстинкте самосохранения и на социальном опыте межличностных отношений. Он, в отличии от других эмоций чувств и реакций, появляется при предвосхищении: предвосхищении страданий, боли. Он наш страж. Но, длительное и сильное воздействие его воздействие негативно. Человек может предвидеть, или он думает, что способен предвидеть дальнейшее развитие ситуации, отрешившись от прогнозирования будущего мы можем испытывать меньше страхов, но тогда мы можем не испытать предвкушение чего-то приятного. Хотя полностью мы не можем отгородиться от этого, человек не может не думать и не анализировать ситуацию. Но если он представляет, что его страдания бесконечны, он испытывает еще больший страх, а если может увидеть положительные стороны его, или позитивное окончание ситуации, страх его уменьшается.

Часто основанием его возникновения является неизвестность, человек биться выступать публично, идти к зубному врачу и т.д. Часто человек не понимает, чего он боится, а спросив его можно услышать ответ: все бояться и я боюсь.

Страх эмоция социальная и он может передаваться другим людям. Часто заражение этой эмоцией происходит в публичном месте, например в толпе. Человек может почувствовать подсознательно, запах страха. Этот запах выделяют люди, которые испытывают страх.

Дело в том, что когда человек испытывает чувство страха, происходят определенные физиологические процессы в организме, и наш организм начинает пахнуть по другому, не зря говорят, что собаки чувствует когда человек боится. Кроме того, они видят эмоции, которые возникают у вас на лице, а это видят и люди. И такое выражение подсознательно воспринимается как правильное, и более точное, даже если ваши слова говорят о другом. Наш страх это свидетельство о том, как мы мыслим, продукт нашего воображения. Другие , описаны здесь.

Виды страхов

Страх, проявляется в чувстве внутренней напряженности, ожидании опасности для жизни, здоровья, или социального благополучия, в предчувствии угрожающих событий, действий. К патологическим страхам относятся те, у которых отсутствует психологическая обоснованность, но присутствует чрезмерная интенсивность, длительность по времени, не соответствие силе и вызвавшей их причине. В зависимости от механизмов, времени возникновения, особенностей проявления выделяют:

Суть страха

Страх в психологии считается негативно окрашенной базовой эмоцией. Базовой он называется, поскольку он не разделим на составляющие, но на нем базируются различные другие эмоции, к базовым эмоциям также относят. Страх также называют эмоциональным процессом, поскольку он не просто приходит он вызывает ответ организма. Страх передается по нейромедиаторам в головной мозг, а оттуда приходит ответ, что делать. Организм под воздействием страха начинает интенсивно выделять гормоны, гормоны в скелетных мышцах перерабатываются в энергию, для того чтобы человек мог защититься от опасности, или убежать от нее.

Существуют внешние и внутренние проявления страха, внешние это то, как человек выглядит, а внутренние, это физиологические процессы, которые происходят в организме. Именно из за этих процессов, его и называют негативной эмоцией, поскольку он влияет на весь организм, усиливается сердцебиение и пульс, соответственно увеличивается давление(иногда наоборот), усиливается потоотделение, меняется состав крови: выделяются гормоны, в частности адреналин, который в мышцах перерабатывается в энергию,(подробнее о проявлениях). Кроме того, сильный страх считается токсичной эмоцией, поскольку "помогает"развитию различных заболеваний метастазированию раковых клеток, диабета, заболеваний горла,

Функционально он необходим для дальнейшего благополучного социального и биологического существования индивида, он предупреждает его о предстоящей опасности, сосредотачивает внимание на ее источнике. Страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы не испытывать страха, а в том, чтобы его преодолеть.

Невротические страхи существуют у каждого третьего жителя земли. Но, если он достигает силы аффекта, становиться ужасом, то это выводит человека из под контроля сознания, а как следствие провоцирует оцепенение, панику, бегство, защитную агрессию. Следовательно, эмоция страха может быть обоснованной и в поэтому служить эффективному биологическому и социальному выживанию индивида, но может и принимать патологические формы, требующие вмешательства врачей.

Но, каждый страх для чего- то нужен, он возник не просто так, страх высоты оберегает от падения с балкона, или горы, страх обжечься (боли) не подходить близко к огню, и соответственно оберегает от травм, и может быть летального исхода. Страх публичных выступлений принуждает тщательно готовиться к выступлениям, проходить курсы риторики, что может и помочь карьерному росту. Но, естественно нужно свои страхи преодолевать, ведь возможно, что страх поможет избежать ответственности: вы не делаете докладов, презентаций, вам их и не поручают, ведь вы не можете преодолеть страх, можно тихо сидеть в уголке и ничего не делать. Т.е из страха можно сделать союзника, а можно оставить все как есть.

В зависимости от характера интенсивность переживания страха находиться в диапазоне от опасения до ужаса, включая боязнь, испуг и т.д.. Если источник опасности является неосознанным или неопределенным, состояние, возникающее при этом называет тревогой.

Определение тревоги

Тревога (беспричинный страх) – эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях когда опасность неопределенна, или когда источник опасности неосозноваем, тревога проявляется в ожидании неблагополучного развития событий, у человека обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Часто тревога вызывается не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать. Человек с повышенной тревожностью чаще и сильнее реагирует даже на нейтральные ситуации страхом, тревожностью, беспокойством.

Как понять страх это инстинктивная нормальная реакция организма, или уже патология? Для определения степени патологичности страхов используют параметры адекватности (обоснованности) интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Обоснованность это соответствие степени выражения страха реальной опасности, в определенной ситуации или исходящей от окружающих людей. Интенсивность определяют, основываясь на физиологических реакциях (интенсивность потоотделения, сердцебиения, иногда человек испытывает дрожь во всем теле, чувство удушья, слабость, рвоту, и т.д.) дезорганизации деятельности и самочувствия человека, которым овладела эта эмоция. Контролируемость способность не подчиниться и преодолеть его. Длительность это соответственно продолжительность периода.

Психологические характеристики, влияющие на чувство страха

Невротизм, темперамент и акцентуация. Невротики склонны испытывать эту эмоцию в гораздо большей степени, чем другие. Невротиками называют здоровых людей, но имеющих некоторые эмоциональные нарушения. У которых на первых стадиях развития (оральной и анальной), не наблюдалось каких-либо серьезных нарушений характера. А на Эдиповой стадии (3-6 лет) начались проблемы, приведшие к организации невротической структуры. Ж. Бержере, считает, что в зависимости от развития на подростковой стадии, невротические может образовать или невротически организованное Я и перерастать в невроз, или психотически организованное Я и перерасти в психоз.

Если рассматривать характер с позиции эго-психологии, то он исследуется его как совокупность механизмов защиты, т.е. способов избегания тревоги. Часто невротические проявления связанны с переживанием чувства вины или инициативы. Особенностью этого типа личности являются то, что он считает, что проблемы, которые у него существуют, это только его трудности, проблема в нем самом, а также слишком механическая и негибкая психологическая защита. - основные характеристики мышления выражены в темпераменте. Быстрота реакции, скорость, ритм, темп. От силы темпера мета, зависит и сила проявления эмоций. Акцентуация - ярко выраженные черты характера, находящиеся на грани нормы. Акцентуация то, на что в характере делается акцент.

Как узнать, есть ли страх и сильный ли он?

Существует множество тестов на наличие страхов, тест Люшера, Спилбергера-Ханина, Захарова, но среди них особенно выделяется тест Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, которые разработали специальный опросник, для определения интенсивности страхов и наличия фобий. В этой анкете («Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС)). Вы определяете свой страх определенных вещей от 1 до 10. Она применяется практикующими психологами для выявления патологий. Результаты ответов, на некоторые личные вопросы, превышающие 8, можно назвать патологией.

В психологии, изучается давно и успешно. Освободиться от страха, по большому счету, нетрудно. Нужно знать только, как он у нас возникает, как действует и где прячется. (Курпатов А. Средство от страха).

id="leftmenu">

Чтобы победить врага, необходимо его знать. Даже если он находится внутри тебя. Страх – враг или друг?

Классификацию страхов необходимо саму сначала классифицировать. Потому что есть множество аспектов, характеристик, по которым можно раскладывать виды страхов и фобий на разные полочки.

В их числе:

  • сила восприятия;
  • причины возникновения;
  • объективность;
  • последствия и т.д.

От пофигизма до фобии

Существует 3 степени реагирования человека на внешние раздражители:

  1. Бесстрашие, легкое опасение, пофигизм . Такие эмоции имеют счастье испытывать либо не ведающие, что творят (им простительно), либо с атрофированным чувством самосохранения или преувеличенной уверенностью в happy and, либо, напротив, те, кому надоело жить. Крайнее, ненормальное состояние.
  2. Страх, предупреждающий об опасности . Стоит ли говорить, что это здоровое нормальное чувство самосохранения до сих пор спасала нашу цивилизацию от вымирания. Разве ненормально бояться за своих родных, предупреждая их об опасности. Бояться войны и делать все, чтобы ее не было. Бояться укусов пчел и надевать защитную одежду.
  3. Паника, фобия . Такая же крайняя ступень страха, только с противоположной амплитудой. В этом состоянии не человек управляет своими чувствами, а они им. Страх идет в разнос. Больной человек (отклонение от нормы – болезнь) боится уже самого страха, его сознание подчиняется только внутренней панике. Получите фобию.

Виды страхов

По Карвасарскому

В научных кругах каждому из них, даже самому редкому, придумали свою международную терминологию. Всего подобных психических расстройств насчитывается около тысячи.

По Карвасарскому существует 8 групп различных фобий:

1. Пространственные страхи:

  • Клаустрофобия – боязнь замкнутых помещений.
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства.
  • Акрофобия – боязнь высоты.
  • Батофобия – страх глубины и т.д.

2. Социальные страхи:

  • Гетерофобия – неприятие противоположного пола.
  • Неофобия – боязнь любых перемен и т.д.

3. Страх перед болезнями. Их тоже очень много можно перечислить отдельным списком.
4. Страх смерти.
5. Боязнь секса.
6. Боязнь причинить вред окружающим.
7. Контрастные страхи, то есть боязнь как-то выделиться.
8. Самый непонятный, но от этого и наиболее актуальный – страх перед страхами, который вообще-то и порождает фобии.

По Фрейду и Каплану

Классификация по Карвасарскому сложна и относительна. Более строго к ним подошел Зигмунт Фрейд . По его мнению, существует всего две категории страха :

  • реальный;
  • невротический.

Сравните с научными трудами еще одного психолога Г. Каплана. В них знаменитый ученый рассматривал деление человеческих страхов на:

  • конструктивные;
  • патологические.

Как их не называй, но оба ученых сошлись в одном, что первые страхи призваны помогать человеку спасать свою и чужую жизнь, а вторые являются признаками разрушающей болезни.

Интересно , что в психологии вообще эти две подгруппы существуют в каждом пункте отдельно. Возьмем, например, социальные страхи. Внутри этой большой группы есть множество разных подгрупп. Однако же любая из них может стать невротической патологией или же в умеренных реальных количествах помочь выжить в трудной ситуации, стать конструктивной.

Теория Ю. Щербатых

В 2000 году психолог Ю. Щербатых выдвинул свою классификацию человеческих страхов. По его мнению, они могут быть трех видов.

1. Природные страхи . Все, что связано с природными явлениями вызывают оправданные опасения:

  • гроза;
  • шторм;
  • землетрясение;
  • сильный ветер и т.д.

Ничего удивительного, что они вызывают страхи даже у образованных людей. На генном уровне у нас записано, опасаться всего неизвестного. Сегодня мы прекрасно понимает, откуда ноги растут, что земля трясется от подвижек слоев земной коры, и магма в недрах не хочет спокойно существовать, но от этого веселее не становится.

Частью природы являются змеи, мыши, тараканы и другая «приятная» живность. Наша естественная брезгливость по отношению к ним, вышедшая из-под контроля, тоже относится к природным страхам.

2. Социальные страхи. По мнению Ю. Щербатых, подтвержденному данными социологических опросов, к таким относятся:

  • лишь бы не было войны. Характерен для людей, переживших войну, но не участвовавших в военных действиях;
  • страх за своих близких;
  • боязнь преступности, беспорядков и хулиганства;
  • страх бедности;
  • смерти;
  • начальства, публичности, сцены;
  • боязнь любых изменений в жизни и т.п.

3. Внутренние страхи . Пугали маленького ребенка страшным Букой, который живет под кроватью. Вырос большой дядя, а страх детства остался, и до сих пор перед тем, как лечь спать, заглядывает он под кровать. Больная, изуродованная глупыми «педагогами» фантазия порождает таких монстров, что смерчам и тараканам до них очень далеко! Их трудно не бояться.

Тонкая грань между этими тремя группами страхов на самом деле очень размыта. Например, внутренний придуманный страх засасывающего болота большой толпы трудно не отнести также и к социальному. А если это толпа медведей, засасывающая в свой водоворот?! Вот уже и природная основа страха проглядывает.

Градация по возрасту

Как и во всех других не математических и не физических категориях границы определений сильно размыты. Рано повзрослевший ребенок может и в 16 чувствовать себя вполне самостоятельным человеком. Одновременно бывают взрослые 40-летние дяди, неприспособленные к жизни, существующие на мамины пособия.

Детские страхи

В первые месяцы жизни малыш живет с генным запасом рефлексов выживаемости. Он боится, когда его подбрасывают вверх, громких звуков, чужих людей. Это нормальные конструктивные эмоции, которые делятся в свою очередь на животные, социальные и иже с ними.

В результате неправильных родительских воспитаний или воздействия каких-либо экстремальных явлений могут появиться невротические страхи. Если «добрые» педагоги запирали ребенка в шкафу или кладовой, у него наверняка разовьется клаустрофобия.

К детским негативным переживаниям относится и внутренний, уже описанный выше страх сказочных несуществующих персонажей. Просмотренные взрослые фильмы ужасов раскачают неокрепшую детскую психику, а жестокие наказания за плохие отметки прибавят паники перед классными уроками.

Страхи взрослого человека

Вы уже окончательно убедились, что бяки-буки под кроватью не живут, но вас преследует боязнь тараканов, мышей, змей. Да, эта взрослая фобия из предыдущего раздела «животные страхи».

Или вы боитесь, что вас бросит ваш любимый? Нет, вам нестерпимо стыдно выходить на трибуну и читать свой доклад. Вы считаете себя недостойной и боитесь осуждения других людей. А может быть, вы непомерно опекаете своих детей, опасаясь, что они простудятся, попадут под машину, заблудятся. Даже, если ваш взрослый сын — морж и чемпион по каратэ, сидит в вагоне метро лондонской подземки?

Страхи пожилых людей

Почему-то всем кажется, что старые люди боятся смерти. Да, но не более, чем 20-30 летние. Конечно, среднестатистические пенсионные страхи немного отличаются от детских и взрослых:

  • Наряду с боязнью темноты, высоты и боли, пожилой человек приобретает боязнь заболеть и стать обузой ближним.
  • Пропадают совсем опасения, что кто-то вас не полюбит, не поймет или отвергнет.

С годами обостряются не только черты лица, выдавая характер, но и особо выдающиеся черты характера. Жадный человек превращается в Плюшкина, трусливый перестает открывать дверь даже знакомым. Это страхи, переросшие в фобии.

В идеале таблица классификации человеческих страхов должна иметь трехмерные формы. По одной оси можно будет отложить перечисления различных фобий, собранные в ассоциации, на другой оси напишем два понятия страха, выведенные Фрейдом и Капланом, а третью ось посвятим возрастным характеристикам опасений фобий и страхов.

Видео: Откуда берутся страхи? Как побороть свой страх?