Твардовский дом у дороги история создания. Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т

Данные об авторе

Дондупова Лариса Доржиевна

Место работы, должность:

МОУ "Могойтинская СОШ", учитель русского языка и литературы

Республика Бурятия

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Все уровни образования

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Методическая статья из опыта работы по анализу и интерпретации художественного произведения

Концепт ДОМ в поэме А.Твардовского «Дом у дороги»

Творчество Александра Трифоновича Твардовского занимает особое место в русской литературе. В 2010 году исполнилось 100 -лет со дня рождения А.Твардовского, талантливого поэта, незаурядной личности, внесшей несомненный вклад в развитие отечественной литературы. В поэтическом наследии поэта поэма «Дом у дороги» является особенной по своему содержанию и идее. Поэма названа А. Твардовским «лирической хроникой», так как ее в основе лежат глубокие переживания, попытка философского осмысления трагических событий поэта Великой Отечественной войны.
Актуальность изучения поэмы заключается в возникновении необходимости «нового прочтения» художественного текста через выявление таких литературоведческих понятий, как концепт.

В Новой Иллюстрированной Энциклопедии понятию концепт дается такое определение: концепт: (от латинского концептус - мысль, понятие), это смысловое значение понятия, имени(знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (детонат) этого имени. Другими словами, художественный концепт- это категория, вобравшая в себя некое множество смыслов, отражающих миропонимание, мировоззрение. Понятие концепт намного шире, чем архетип, т.к. в семантику этого слова входят наряду с архетипическими (наиболее ранними), мифологическими, и религиозные, и культурно-исторические представления человека о мире. У каждого народа своя концептосфера, своя система концептов, особо значимых для человека и всего народа.

Известный литературовед Ю. М. Лотман выделял, что концепт Дом - это некая модель мира, занимающая особое положение в системе миропонимания. Если обратиться к фольклору, к устному народному творчеству, то можно сказать, что концепт Дом в концептосфере любого народа имеет здесь значение безопасного пространства, огражденного от внешнего мира. В русской литературе концепт Дом является одной из основополагающих понятий, раскрывающих национальную картину мира.

В самом названии поэмы «Дом у дороги» сосредоточены два наиболее емких, основополагающих концепта, имеющих глубокий философский смысл. В сочетании этих слов раскрывается образ Дома как символа средоточия мира, добра, жизни и образ дороги, трагической дороги войны. Война - величайшая трагедия в истории любого народа, отбирающее и разрушающее самое ценное, что есть у человека - его Дом, Семью, Родину. И если в начале А.Твардовский какое-то время сомневался в этом названии, то в дальнейшем оно замечательно отвечало не только сюжету «лирической хроники», но и главной её теме - судьбе семьи, народа в годы Великой Отечественной войны. « Тема ее,- как отмечал сам поэт,- война, но с иной стороны, чем в «Теркине», -со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну…» Если «Василий Теркин» - героическая эпопея о народном подвиге, то «Дом у дороги» - произведение трагедийное, и судьба ее по сравнению с триумфом поэмы «Василий Теркин» намного сложнее.

Да вникнет в душу снова, Ее судьбы суровой.

Сюжет поэмы изменялся по мере дальнейшего продвижения нашей армии и всё учащавшихся встреч и разговоров с людьми, испытавшими не только оккупацию, но и каторжную неволю в Германии и теперь одолевавшим долгую дорогу Домой.

В русской литературе концепт Дом является одной из важных семантических составляющих национальной картины мира. Концепт Дом вобрал в себя множество таких понятий, как семья, семейный очаг, родной кров, память о предках, связь поколений. У каждого Дома есть свои святыни. Образ Дома ассоциируется с мирной жизнью, с любовью, уютом, домашним теплом.

Еще в начале 20 века И.Бунин в романе «Белая гвардия» показал, как в хаосе революции, в огне гражданской войны рушится мир, и как противостоит ему Дом, как символ мира, спокойствия, гармонии.

Такое же осмысление трагических событий Великой Отечественной войны происходит и в поэме А.Твардовского «Дом у дороги».

Дома крестьянской семьи- Андрея и Анны Сивцовых и их детей разрушен Войной. В судьбе их Дома отразилось великое всенародное горе. Твардовский говорит о неимоверном противостоянии народа войне, как злу, нарушившему мирный покой. Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

Поэма «Дом у дороги»- это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле Истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной Войны. Поэма создавалась трудно, так как автор хотел показать правдивое лицо войны, не приукрашенной ничем. И смелость Твардовского, как художника, и как человека, именно в правдивом описании всех происходящих тогда событий. Прежде всего, надо сказать, что героями своей поэмы он выбрал людей, заведомо объявленных изменниками Родины. Таким образом, Твардовский встал на защиту всех несправедливо обвиненных. Судьба героев похожа на тысячи трагических судеб, жестоко сломанных войной: Андрей Сивцов, хозяин дома, ушел на войну, попал в окружение, а жена Анна, оставшаяся с детьми, угнана в плен, в Германию. И за этими короткими строками - судьба многих тысяч семей, изгнанных врагом из-под родного крова, оказавшихся вдали от родного Дома. Читая поэму, вместе с автором невольно задумываешься, а сколько тогда было Домов у дороги, сиротливо ожидающих своих хозяев! Поэма А. Твардовского «Дом у дороги» утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который смог выстоять в чудовищном месиве войны, сохранить силу чувства Семьи и Дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях. И хотя в ней повествуется о смертельно тяжелых испытаниях, вся поэма обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой- // И мы домой»,- возникший уже в первой главе, мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни, к Дому.

В ходе изучения поэмы были сделаны следующие выводы:

1)Концепт Дом является основой национальной картины мира . Концепт Дом раскрывается в поэме как символ противостояния войне, вбирает в себя такие смыслы как: семья, мир, гармония.Твардовский возвращает читателя к народной мудрости, выверенной вековым опытом. Есть ли для человека место лучше, чем родной Дом? И есть утрата горше, чем потерять свой Дом? Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

2) Личностное, лирическое, трагедийное начала выдвигаются в поэме на первый план, становятся определяющими.

Поэма «Дом у дороги» отличается глубочайшей правдивостью, реалистичностью воспроизведения жизни, народных характеров, образа мыслей и чувствований, психологии и языка. Вместе с поэмой «Василий Теркин» они, по верному замечанию одного из исследователей, составляют своего рода «военную дилогию»- героический эпос военных лет, отмеченных усилением и углублением лирического начала. Рассмотренный концепт Дом помогает глубокому осмыслению войны и более полному, объективному восприятию творчества поэта.

«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.

Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.

Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.

В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.

История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:

И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.

Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.

Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.

И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.

Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:

Я мал, я слаб, я свежесть дня

Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,

Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.

Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:

...Потянул с больной ногой
На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.


Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края

Урок по Великой Отечественной войне

В 11 классе

«Дом у дороги»

Разработан учителем русского языка

и литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Бойко Еленой Валерьевной

Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского

«Дом у дороги»

Цели урока:

Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;

Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;

Метапредметные:

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.

Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.

Этапы урока

    Мотивация

Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».

Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)

Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»

Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).

    Актуализация знаний

Учитель: «Что вы готовили дома?»

Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».

Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».

Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Учитель корректирует формулировку темы.

Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).

Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.

Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)

Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)

    Формирование новых знаний

Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»

Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»

Ученик: «Об обычных простых людях»

Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»

Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»

Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)

Работа с текстом

Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.

1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.

Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.

Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.

В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).

Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.

Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)

Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»

Ученик: «Они будут контекстными синонимами»

Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»

Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.

1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;

2 группа – слово келья;

3 группа – сруб, квартира, светлица.

Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.

Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)

Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»

Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»

Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»

Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?

Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)

Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»

Ученик: «Философское осмысление жизни».

Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.

Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»

Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.

Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»

Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.

    Закрепление

Первичное закрепление

Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»

Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».

Учитель: «Дайте определение лирической хроники».

Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)

Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.

Подведение к самостоятельному выводу

Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»

Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».

Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»

Ученики: «Мотив труда».

Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»

Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)

Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»

Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.

Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»

Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)

Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».

Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)

    Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)

Я узнал…

Я почувствовал…

Я научился…

Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)

    Домашнее задание

Учитель: «Задание дифференцированного характера:

1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;

2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)

В конце урока учитель открывает последний слайд…

Произведение "Дом у дороги" описывает страшные жизненные ситуации, с которыми день ото дня сталкиваются люди. Идёт рассказ о жизни и судьбе семьи, которая живёт в уютном и хорошем доме. Помимо мужа и жены в семье было трое детей. Очень важным для поэмы является и луг, на котором, в одном лице, муж и отец семейства косит траву. Потому что на этом месте мужчина узнает о начавшейся войне, и уходит служить в армию так и не докосив луг. Жене пришлось оставить работу на потом, а помимо этого взять на свою спину все тяжести деревенского труда.

Все потери и огорчения, очень открыто показаны автором. Так же автор передает ту любовь женщины к своему мужчине, которую не сможет сломать даже война. Между сражениями жена встречает мужа в родном доме, но на следующий день любимые и любящие люди должны распрощаться. Муж снова отправился на войну, а жена ушла из дома, чтобы спасти себя и детей. Из-за того, что пришедшие солдаты подготавливают защитные сооружения и ставят пушку рядом с домом. Они попросили уйти женщину из дома, так как в нем ее ожидает опасность. В скором времени она родила четвёртого ребёнка, и назвала Андреем в честь любимого мужа.

Но в будущем женщина вместе со своими детьми попала в плен, из которого ей не суждено выбраться.

А мужчина после окончания войны возвратился на родину и увидел дом, который сровняли с землёй. Он надеялся на встречу с любимой женой и будущую радостную, счастливую жизнь, как раз поэтому он собрал все свое мужество, достоинство, силу в кулак. И начал жить с твёрдой верой в сердце, косил луг и начал строить дом, на том же месте, в который обязательно должны вернуться жена и дети. Но время бежит, и оно беспощадно, закончилась работа, и мужчина понял, что все ради чего он жил, сражался - исчезло. Новый дом уже достроен, а любимых и родных людей рядом нет. Так же нет и той счастливой жизни, в которую он так верил и надеялся, нет радости детей и любимой женщины рядом. Никого нет.

Вся поэма о трагически сломанных судьбах людей. Данное произведение учит людей жить, любить жизнь, запоминать каждый ее момент, любить и быть любимым, ведь этой жизни может не стать в любой момент из-за всевозможных ее тягот и потерь.

Картинка или рисунок Дом у дороги

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой

    История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса.

  • Краткое содержание Тынянов Восковая персона

    События романа происходят в петровскую эпоху, а герой сам Петр Великий. Вот только это конец блестящей эпохи, самодержец здесь уже болен и немощен. Страдает Петр не столько от болезни, но из-за ощущения незаконченности своего царского дела

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.

  • Краткое содержание Жуковский Сельское кладбище

    День подходил к концу. Вокруг ни души, лишь изредка слышны, как жужжит жук и звуки скота, возвращающегося домой. Рядом кладбище, вокруг него сосны и старая башня, на которой сидит сова.

  • Краткое содержание Король забавляется Гюго

    Действие драмы происходит в Париже во время правления Франциска I.Король в своем окружении имел шута Триболе, показывающего всем своим поведением пренебрежительное отношение к придворным господам.