VIII. Закрепление знаний о многозначных словах

Ольга Румянова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Москва - столица нашей Родины»

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

тема : «Москва – столица нашей Родины »

Образовательные области :

Приоритетная : Познание. Ознакомление с окружающим

В интеграции : коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель : формировать нравственные основы патриотических чувств.

Задачи : 1. Расширять представление детей о Москве .

2. Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем , его внешним и внутренним видом.

3. Активизация словаря : экскурсия, куранты, Спасская башня, Кутафья.

4. Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.

Психологическая гимнастика. – Давайте встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте между ладонями маленький шарик, покатайте его! А теперь поделимся теплом друг с другом : протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Ход НОД. – Послушайте, ребята! (слышится звон курантов) Что это за звон? Где мы его уже слышали? (ответы детей) . Давайте мы отправимся в путешествие вслед за ним. Как вы думаете, далеко ли нам придется ехать? Москву ) Садитесь, ребята. Мы отправляемся в путешествие по нашей стране . Россия – огромная страна (воспитатель показывает ее на карте) . - Чем богата наша страна? (Лесами, морями, реками, городами) . А как обозначены города на карте? (Маленькими черными точками) . У каждого города свое название и своя история. (Показывает и называет несколько городов) . Вот наш город Балаково. (отмечает на карте флажком) . А куда мы едем? Москву ) . (отмечает Москву на карте флажком ) . Москва – самый большой город в стране. Пешком его не обойдешь и за много дней.

Поэтому сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию только в исторический центр Москвы , в Кремль. Откройте учебники по закладке. Рассмотрите рисунок.

У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

(воспитатель помогает детям и читает стихотворение)

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала

Да на стол собрала .

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. А кого называли красной девицей?

Правильно. Красная – значит красивая! Посмотрите : как красива площадь – с одной стороны собор Василия Блаженного, с другой – исторический музей (иллюстрации) . Найдите на рисунке и покажите Красную площадь, собор Василия Блаженного, исторический музей. Молодцы.

А что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» , а позднее «кремль» . Кремли сохранились во многих российских городах : в Смоленске, в Пскове, а Астрахани, В Нижнем Новгороде (показывает их на карте) .

Устали в дороге? Чтобы отдохнуть проведем физминутку :

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

Много стихотворений написано о Москве . Послушайте одно из них :

Москва , Москва ! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И Кремль зубчатый, безмятежный.

Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи . В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены у кремля зубчатые (иллюстрация) . Послушайте, как о них написала Агния Барто :

Десять сотен ласточек спустились с высоты.

Сели, посидели, оставили хвосты.

Как вы думаете, что сравнила Агния Барто с ласточкиным хвостом? И почему? (Ответы детей)

А вот главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация) . Покажите ее на своем рисунке. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты. Это их бой мы слышали в начале нашего путешествия .

Бьют часы кремлевской башни,

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья, день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которому живет вся страна. Покажите куранты в учебнике.

А эта башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. А вот невысокая, круглая башенка. Она совсем не похожа на своих соседок. Это Кутафья башня. Название свое она получила от старого русского слова «кут» - укрытие, угол. Эта башня связана мостом с башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицким и ворота тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у других башен. Такие башни называют проездными. Как вы думаете, почему их называют проездными? Башни, у которых нет ворот называют глухими. Много башен у Кремлевской стены. У каждой свое название, своя тайна. Про них мы еще поговорим. А сейчас нам пора в Кремль.

Представьте, что мы входим в Кремль через Кутафью, по Троицкому мосту, через Троицкие ворота Троицкой башни. Покажите на рисунке. Перед нами Ивановская площадь. Покажите. Дадим волю фантазии и представим время, когда не было ни телевизора, ни радио, ни газет. Как можно узнать, что делается на белом свете? Вот и толпиться народ с утра на Ивановской площади. Выходит глашатай, достает из рукава грамоту и кричит что было сил : «Слушай, народ…» Замолкает площадь, а глашатай выкрикивает указы и сообщения. С того времени и пошло выражение : «Кричать во всю Ивановскую» . Так говорят порой человеку, который очень громко кричит.

С Ивановской площади хорошо видна колокольня «Иван Великий» . Покажите на рисунке.

Знаете ли вы, что такое колокольня? (башня с колоколами) В старину колокольня служила и сторожевой и пожарной башней. А в праздники красивый гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены. Колокола для колокольни отливали колокольных дел мастера. И решили они однажды : «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого никогда не было…» И отлили они большой красивый колокол, но случился в Москве большой пожар . Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров – позвонить в колокол, которого мир не слыхал и не видал. Стоит теперь Царь-колокол как памятник русским мастерам-умельцам. Покажете Царь-колокол.

Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Должна она была защищать Московский кремль , но так ни разу и не выстрелила. Покажите Царь-пушку. Молодцы!

Физминутка.

Как живешь? - Вот так!

Как идешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Ночью спишь? - Вот так!

Как даешь? - Вот так!

Как берешь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как грозишь? - Вот так!

Работа в тетради.

Заключительная часть. - Где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Всем ли удалось выполнить задание? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.

4

Тема: «На каникулы в Москву»

Цель: Расширять представления детей о Москве, знакомить с историческим центром Москвы, его достопримечательностями. Сформировать представление о древнем и современном Кремле, его значении в жизни города. "Кремль белокаменный", "Кремль краснокаменный".

Воспитывать у детей чувство гордости за своих предков, эмоциональный отклик.

Материал: Географическая карта, иллюстрации, фото, открытки. План-схема, запись колокольного звона.

Ход

I . Мы с вами много путешествовали по нашей стране. Россия – огромная страна (показ на карте).

Чем богата наша страна? (леса, реки, моря, города (показ на карте, можно детьми);

Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками. У каждого города свое название, своя история (показ на карте);

Как называется главный город России (Москва);

Москва – столица . В старину говорили: "стольный град".

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы – в Кремль .

II . – Что такое Кремль? Кремль – это огромное укромное место, крепость, которую строили люди в старину защищая себя от врагов и диких животных Кремли сохранились во многих городах российских: Смоленск, Нижний Новгород, Псков (показ на карте) и в Москве.

· Рассказ воспитателя о Кремле с рассматриванием иллюстраций.

III . –Главная башня Кремля – Спасская . На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это кремлевские Куранты .

Бьют часы кремлевской башни.

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которым живет вся страна.

А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня – башенка-малютка.

Башенка-малютка связана мостом с башней великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называют Троицким, а ворота – Троицкими.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни .

Как вы думаете, почему они так называются?

Все башни покрыты высокими шатрами, покрытыми темно-зеленой черепицей.

У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

1) Боровицкая башня . Название башни напоминает нам о том, что когда - то здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровитская башня – проездная. У нее есть ворота, которые называются Боровитскими. Сама башня высока, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

2) Тайницкая башня . Это невысокая, приземистая башня. Ее название говорит о тайне, тайнике. Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два: тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только это было очень давно.

Рядом с Троицкой башней стоят друг за другом две невысокие башни. Они похожи друг на друга как сестры. Называются они безымянные (1-я и 2-я).

А сейчас пора в Кремль.

IV . Ивановская площадь .

Представьте, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни. Пред нами Ивановская площадь. А теперь представьте, что мы оказались много лет назад, когда не было ни телевизоров, ни радио, даже газет.

Как узнать, что делается в белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатая и вынимает из рукава грамоту (большой лист), и кричит, что было сил: "Слушай народ…". Замолкал народ, а глашатай вещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал Указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: "Кричать во всю ивановскую". Так говорят человеку, который слишком громко кричит.

V . .

Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

Прозвали колокольню Иван Великий. "Великим" нарекли за невиданную высоту.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден весь город и его окрестности. На самом верху сидел караульщик и зорко смотрел в даль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном (прослушать запись). Наглухо закрывала стража ворота Кремля, а на площадь к Ивану Великому спешил народ. Каждый хотел знать, что произошло, хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. И служил не только сторожевой , но и пожарной башней.

Да и в праздники разносился гул колоколов, но не тревожный, а радостный.

VI . Царь-колокол .

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера. И жили в старину мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: "Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого с начала мира не было…". Отливали колокол в Кремле на Ивановской площади. Соорудили литейную яму, глубокую. отлили бронзовый колокол, какого еще никогда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: фигуры людей и животных.

Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшнейший пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная стойка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. И не сбылась мечта.

VII . Царь-пушка .

Недалеко от Царь-колокола стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее крашен орнаментом. Она должна была защищать Кремль, но так ни разу и не выстрелила.

VIII . Красная площадь .

Она расположена у стен Кремля.

Как вы думаете, почему площадь называется Красной?

Когда-то, очень давно, на Руси словом "красный" не только цвет. "Красный" означало также красивый, а еще главный, славный, а также самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красный угол.

В терем с красного крыльца

Красно девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала.

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красно изба углами,

А красно пирогами.

Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы

И посады, и деревни, и палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах,

Сколько храмов, сколько башен на семи твоих холмах.

Процветай же славой вечной, город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный, коренной России град!

Ф.Глинка.

ГЕРБ МОСКВЫ и РОССИИ (слайд - герб)

Утверждён герб в 1730 году.

Георгий – статный и отважный юноша, родился в Малой Азии, в семье знатного рода. Неподалёку от города, где он жил появился змей – людоед. Каждый год он требовал, чтобы ему на съеденье отдавали девушку или юношу. Спас город – Георгий, убив копьём кровожадного змея.

Змей на гербе – это зло, это враги, которые нападают на нашу землю. Этих врагов убивает Георгий Победоносец. А тот воин, который проявил в бою храбрость, с XIX века награждался Георгиевским крестом. А Георгий Победоносец смотрит на всех с главных ворот Кремля – Спасской башни.

СПАССКАЯ БАШНЯ (слайд - герб)

В терем с красного крыльца красна девица вошла.

Красна девица вошла, красный угол прибрала.

Красный угол прибрала да на стол собрала.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

(слайд - князья)

Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало «красивый». А ещё «главный, славный, почётный, самый дорогой». Главный вход в терем назывался красным крыльцом, самое почётное место в доме – почётным углом. А кого называют красной девицей? Конечно, не Бабу Ягу. Вот и решили люди московские свою самую главную площадь назвать Красной. От какого слова? Красивая. А было это более 300 лет назад. А до этого её звали то Пожаром, то Великим торгом. Почему?

(слайд - площадь)

Современная Москва – большой, красивый и многолюдный город, в котором проживает 9млн. человек. (3 слайда – современная Москва)

Трудно представить, что когда-то он был маленьким посёлком.

В старину считали, что город расположен на 7 холмах – Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трёхгорье на Пресне, Воробьёвы горы, Таганка и Лефортово. Теперь город разросся, и неровности почвы так сгладились, что некоторые холмы существуют лишь в памяти.

В XI веке в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку стояло селение с небольшим укреплением Оно размещалось на холме, холм со всех сторон был окружён дремучим лесом (бором), отсюда и название холма – Боровицкий.

Подступы к первому деревянному Кремлю с двух сторон преграждали воды рек Москвы и Неглинной, а с третьей – ров. Ров был сухой, без воды, его глубина 5м, ширина -15м. На валу надо рвом частокол.

(слайд – древняя деревянная крепость)

ГОРОД – городить, огораживать.

Вот из такого поселения к XII веку вырос пограничный городок Владимирского княжества.

(слайд – строительство)

В Кремле стояли дружины, охраняли княжество, за его стенами укрывались горожане. А под стеной шумела рыночная площадь – торговый посад, как говорили в старину. Съезжались сюда купцы со всех сторон, каждый со своим товаром. Вдруг ударит набат: то ли враг подступает, то ли пожар начался. Сколько раз разрушали её вражеские полчища! Сколько раз сгорала она до тла! Но снова она отстраивалась, получив название Пожар.

(слайд - площадь)

Маленькая крепость не могла вместить всех жителей, и князь Юрий Долгорукий приказал строить новый Кремль бо льших размеров. Площадь нового Кремля из 15км 2 выросла в 100км 2 . Юрий Долгорукий – сын киевского князя Владимира Мономаха - считается основателем Москвы. А почему такое прозвище?

На окраине Владимиро- Суздальской земли возникло небольшое поселение - Москва. Из летописи мы знаем, что князь Юрий Долгорукий пригласил к себе черниговского князя Святослава. Он написал: "Приди ко мне, брате, в Москов". Встреча произошла 4 апреля 1147 года. От этого первого упоминания в летописи ведётся счет лет Москвы. Сколько лет Москве? 861 год. Однако раскопки показывают, что люди селились здесь гораздо раньше.

Много споров о названии города.

Вот несколько предположений о происхождении "Москва». (слайд)

1. «Москов" - "моск" означает в переводе со славянского языка "кремень", а «ков» - укрывать, укрытие". Отсюда значение слова «Москва» - "каменное укрытие". Потом так стали называть и реку, на берегу которой строилась Москва.

2. «Моск" - с этим словом связывали славяне представления о сырости и влажности, а слово «Москва» образовалось в результате склонения этого слова.

3. Жили на территории нынешней Москвы угро-финские племена. Они были предками современных народов России: мордвы, марийцев, коми, карел, удмуртов и др. Это и дало основание для такой версии (предположения). Слово «Москва» состоит из соединения двух марийских слов «маска» - «медведь» и «ава" - "мать". В этих местах водилось много медведей, это и нашло отражение в марийском слове «Москва».

4.Наиболее распространённая версия такова: слово «Москва» в переводе с языка коми означает «корова». Природные условия на землях, где возникла Москва, способствовали распространению скотоводства, среди скота первое место занимали коровы. Паслись они на берегах реки, которую так и назвали: «Москва» - «Коровья река».

1147 год. В это время русские княжества часто вели между собой войны, при которых горели города, гибли жители. Несколько раз битвы шли в самой Москве, сгорели дотла дома, церкви, кремль. А тут ещё татаро-монгольский хан Батый такой пожар устроил, что сгорело всё до тла.

В 1339 году при Иване I по прозвищу Калита (мешок с деньгами) возводится дубовый кремль, который 30 лет защищал горожан от врага.

В 1356 году Кремль снова сгорел. В 1367 году Дмитрий Иванович Донской, который разбил татар на Куликовом поле, построил за зиму и за лето новый Кремль – белокаменный, который простоял более 100 лет. (слайд - площадь)

Но со временем его стены обветшали, и в XV веке при царе Иване III в 1485 году началось строительство кирпичного кремля . Оно велось 10 лет. Стены и башни того Кремля до сих пор возвышаются над Москвой. Сколько лет Кремлю? 523 года. Высота стен от 9 м до 19м, толщина от 3,5м до 6,5м. (слайд - стены)

Именно при Иване III Москва стала столицей Российского государства. (2 слайда - строительство)

Перед вами карта Москвы. Город представляет собой несколько линий оборонительных сооружений. В центре находится Кремль. К нему примыкает крепостная стена, которая получила название Китай - город. Дальше шли укрепления, которые назывались Белый город и Земляной вал. По одной версии, название «Китай – город» связывают со словом «кита» - связки жердей, образующих стену. По другой версии – со словом «Китай», т.е. средний (Китай – город – средняя крепость). По третьей – «Китай» переводят как жилище, крепость, город, стена. Белый город получил свое название от камня, из которого были сложены стены. Земляной вал представлял собой кольцо укреплений.

(слайд – схема)

Кремль – сердце Москвы. (слайд) Это замечательный памятник русского искусства, всё здесь привлекает: златоверхие соборы, блещущие на солнце маковками. 20 башен, одна другой выше и краше, каждая – неприступная крепость, в них есть тайные колодцы, подземные ходы. (слайд) Башни Кремля:

    Тимофеевская

    Набатная

  1. Сенатская

    Никольская

  2. Арсенальная (Собакина),

    Средняя Арсенальная

    Троицкая (Ризположения)

  3. Комендантская

    Оружейная

    Боровицкая

    Водовзводная

    Благовещенская

    Тайницкая

    Первая Безымянная

    Вторая Безымянная

    Петровская

    Москворецкая

У каждой московской улицы и площади есть паспорт. Паспорт №1 выдан Красной площади. Это площадь первого класса, её протяжённость 690м, ширина 130м. Каждый, кто ступает по этим камням, старается унести в сердце воспоминания о Красной площади, запомнить навсегда Кремль, образы Мавзолея, (слайд) Спасской башни (слайд) , памятник Минину и Пожарскому (слайд) .

Первый в России памятник из бронзы установлен здесь же на площади – это памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которые во главе народного ополчения освободили Москву от врага (поляков) в 1612 году. На постаменте слова «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия».

Видели ли вы радугу? (слайд) Есть в ней что-то напоминающее собор Василия Блаженного или Покровский собор, или каменный цветок, так называют его в народе. Стоит он напротив Спасской башни. Построен в XVI веке в честь победы Ивана IV Грозного над татаро-монголами. В соборе 9 церквей, девятая построена на могиле Василия Блаженного, нищего, юродивого, божьего человека, отсюда и название. Построен собор, чтобы смотреть его снаружи, внутри него темнота, узкие коридоры. Строили его архитекторы Барма и Постник.

Все это находится на одной площади. И именно здесь страна чествует своих героев. (5 слайдов)

А если зайдём внутрь Кремлёвской стены, (слайд) то увидим другие достопримечательности города: Соборную площадь. (слайд) Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, церковь Ризположения, Собор 12 апостолов, царь –пушку, царь – колокол, Оружейную палату, здание Государственной Думы и Правительства РФ.

Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Московским

Задачи: расширять представления детей о Москве; познакомить с

историческим центром Москвы – Кремлём; дать знания о плане Кремля,

названии его башен; формировать духовно-нравственные качества детей

посредством приобщения к истокам русской культуры.

Ход занятия.

Звучит песня «Москва – столиц наша» (муз. Е.Туманян, сл. И.Черницкой).

Воспитатель: « Ребята, о каком городе эта песня?»

Дети: « О Москве»

Воспитатель: « Ребята, а как называют коренных жителей Москвы?»

Дети: « Москвичи»

Воспитатель: «Мы с вами уже неоднократно говорили, что живём в огромной

и богатой стране. Как она называется?»

Дети: «Россия»

«Она богата лесами, реками, морями, городами. Но есть главный город нашей

страны, её столица. Как называется наш город?»

Дети: «Москва»

« Так вот сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр

Москвы, В Кремль. Кто из вас бывал в Кремле?»

(ответы детей).

Воспитатель: «Что же такое Кремль? Это огороженное укромное место,

крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких

животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник», а позднее

стали называть «кремль».

Ведущий: « Ребята, сегодня я получила очень ценную посылку, давайте её

откроем и посмотрим, что там?!

(открываем посылку, достаём свиток, зачитывают содержание, на экране

схема Кремля).

Князь Юрий крепок, хоть не молод.

И верный конь под ним горяч.

Промолвил Князь « Тут будет город!».

И вниз, к реке, пустился вскачь.

« Здесь не смолкает гомон птичий,

И рыба плещется в реке,

В лесу река богаты дичью….»

Сказал – и повод сжал в руке.

А там, куда другой рукою

Он указал на холм лесной,

Вознёсся город над рекою

За деревянною стеной.

И тогда Князь Юрий Долгорукий на этом месте поставил город и дал

название по имени реки – Москва. И было это в 1147 году. В этом году

Москва будет отмечать 970 лет. Крепость защищала наших предков,

москвичей от нападения врагов.

Ведущий: «Как называется крепость, которая окружала Москву?»

Дети: «Кремль»

Воспитатель: «Московский Кремль был центром Московского государства. И

сегодня мы совершим историческую прогулку по Кремлю. Ребята из чего был

построен первый Кремль?» (по ходу беседы слайды Кремля (деревянного,

белокаменного, из красного кирпича)).

Дети: « Из дерева»

Воспитатель: «И значит, каким он был?»

Дети: « Деревянный»

Воспитатель: «Каким Кремль стал потом?»

Дети: « Белокаменным»

Воспитатель: « Из чего возведён современный Кремль?»

Дети: « Из красного кирпича»

Воспитатель: «Возвёл его итальянский архитектор в 1474 году. Это и был уже

современный облик Московского Кремля. И в этом году ему 530 лет.

Как вы думаете, почему перестраивали Кремль? «

(ответы детей) Чтобы он был надежным укрытием для людей, чтобы меньше

было пожаров, чтобы не ворвался враг.

Воспитатель: «Ребята скажите, из чего состоит любое крепостное

сооружение?»

Дети: « Стены, башни»

Воспитатель: « Стены Московского Кремля очень высокие, перебраться через

такие стены очень трудно. Ребята, наверху стены завершаются кирпичными

зубцами, что они напоминают?»

Дети: « Ласточкин хвост, букву м»

Воспитатель: «Это бойницы, через них защитники крепости стреляли в

нападавших врагов. Вдоль кремлёвских стен находятся башни. Давайте

посчитаем, сколько всего башен? «

Дети: «20»

Воспитатель: « Как выдумаете, для чего нужны башни?»

(в башнях укрывались войны, жители города, там находились

продовольствия, вода, оружие)

Воспитатель: « Посмотрите на схему внимательнее и скажите - все ли башни

одинаковые? Какие вы видите башни?»

Дети: «Большие, маленькие, средние»

Воспитатель: « А одинаковая ли у них форма?»

Дети: «Есть башни прямоугольные, а есть круглые»

Воспитатель: « Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле?»

Дети: «Три»

Воспитатель: « Где они находятся? «

Дети: « По углам»

Воспитатель: « А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили

круглые башни?»

(круглые башни наиболее крепкие, из них можно вести обстрел вкруговую,

потому что врага видно не только впереди, но и вдоль стен).

Воспитатель: « В этих башнях были устроены колодцы, что бы снабжать

защитников водой, одна из башен так и называется. Как вы думаете, как она

называется?»

(Водовзводная)

«По названию башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот,

например, Угловая Арсенальная для чего она была предназначена?

Кто знает, что означает слово «арсенал»?»

(арсенал это склад оружия)

Оружейная (склад оружия)

Набатная (в ней находился колокол в него били когда надвигалась опасность)

Тайницкая (в ней находился тайный колодец, подземный ход к Москве- реке)

Царская (в ней царь наблюдал за Красной площадью).

Воспитатель: « Молодцы, ребята!»

«А теперь давайте встанем и повторяем за мной!»

Физкультминутка

Я люблю свою Столицу (дети показывают руками сердце)

Много в ней красивых мест! (приставляют руки к голове и смотрят в разные

Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)

И поедем все смотреть (встают и рулят)

Вот большой дворец огромный (выставляют руки вперёд и показывают)

Называется Кремль.

Здесь походим, погуляем. (шагают на месте)

Всё рассмотрим с мамой в нём! (приставляют руку к голове и смотрят в

разные стороны)

Воспитатель: « Ребята, знаете ли вы что такое колокольня?» (башня с

колоколами).

Воспитатель: « На территории Кремля находится колокольня Ивана Великого.

А назвали её так потому, что она очень высокая, как дом. В старину с высоты

колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самой выси сидел

караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги. Заметив

опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва звоном

колокольным. Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь уже

спешил народ. Каждый хотел узнать, что произошло, каждый хотел помочь

справиться с бедой.

Но не только сторожевой, но и пожарной башней служил Иван Великий.

Представьте себе, случился в Москве пожар, запылали дома. Звонит Иван

Великий звонко и тревожно.

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера.

И решили они как-то отлить такой колокол, какого ещё никогда на свете не

было. Получился у них огромный бронзовый колокол, его украшал орнамент:

растения, фигуры людей. Назвали его Царь-колокол. Но тут неожиданно в

Москве случился страшный пожар. Во время тушения пожара колокол дал

несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не зазвонил

никогда этот чудо-колокол.

Недалеко от Царь-колокола, стоит Царь-пушка. Больше её нет во всём мире.

Отлита она была давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Царь-пушка

должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и не выстрелила»

Воспитатель: «А теперь, ребята, давайте перенесёмся в те далёкие времена и

посмотрим, что же происходило внутри Кремля»

(слайд ярмарки)

Воспитатель: « Целый день шумит под Кремлевской стеной рыночная

площадь. Каких только лавок там не было! Давайте с вами посмотрим, чем

же торговали на площади?»

(воспитатель вместе с детьми рассматривают макеты лавок)

«Давайте рассмотрим, чем торгуют в этой лавке, как вы думаете, как она

называется?»

(кружевная- кружевом, медовая- мёдом, свечная- свечами, булочная-

хлебобулочными изделиями, овощная- овощами, меховая- мехом).

«На ярмарках, ребята, не только шла бойкая торговля, но и устраивались

народные гулянья, давайте мы с вами посетим одно из представлений»

Воспитатель: « Ребята, а как сейчас называется эта площадь?»

Дети: «Красная площадь!»

(слайд современной Красной площади)

«Посмотрите, ребята, перед нами Красная площадь, окружающая Кремль с

одной из сторон. Если бы эта площадь умела говорить, она рассказала бы нам

много важного и интересного.

Ребята, почему же её называют Красной?»

Дети: «Красивая, из красного кирпича, цвет знамени, крови»

Воспитатель: « Вы правы. Послушайте народную песню:

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Воспитатель: «Что в стихотворении названо красным?»

(ответы детей с объяснением) -

Красное крыльцо, т.е главный вход в терем.

красный угол- почётное место в доме.

Красна девица- красивая, видная.

«Подберите слова признаки, к слову КРАСНЫЙ. Как вы понимаете, красный,

значит какой?»

Дети: «Красивый, главный, важный, дорогой, почётный, славный!»

Воспитатель: « Когда-то на Руси, словом «КРАСНЫЙ», называли не только

цвет. Поэтому самую главную, самую красивую площадь назвали Красной

площадью. Ранее её называли Пожаром. Как вы думаете почему?»

Дети: «Часто возникали пожары, выгорала»

«Потом - Великим торгом, торговая. Почему?»

Дети: «На ней торговали, были торговые ряды через неё проходили торговые

Воспитатель: « А теперь, ребята, я хочу с вами поиграть. Ребята давайте все

встанем в круг и поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы должны его

закончить словом Москва.

Я приехала в (Москву).

Я живу в (Москве)

Я вернулась из (Москвы)

Я гуляла по (Москве)

Я работаю в (Москве)

Я знакомлюсь с (Москвой).

Кремль находится в (Москве).

Мы посетили планетарий в (Москве).

Столица России (Москва).

Мы посетили зоопарк в (Москве).

Мы с подружкой встретились в (Москве)

Письмо пришло из (Москвы)

Я люблю (Москву)

Воспитатель: « Молодцы, ребята! Скажите мне, что нового вы сегодня узнали

на занятии?

(ответы детей).

« Правильно, ребята, мы с вами узнали, сколько лет Московскому Кремлю,

каким Кремль был в начале, почему его перестраивали, мы узнали, почему

башням дали такие названия, мы побывали на Красной площади, посетили

ярмарку, посмотрели, чем торговали на ярмарках. А теперь ответьте, какая

башня Кремля самая узнаваемая?» (Спасская)

(Воспитатель демонстрирует слайд на которой изображён Президент на фоне

Спасской башни.)

«Ребята, скажите, кто изображён на этой картине?» (Президент)

Воспитатель зачитывает стихотворение.

У стен Кремля таинственно и тихо,

Куранты возвещают четверть часа

На главной башне крепости великой,

Хранящей над вратами образ Спаса.

И на камнях Васильевского спуска

Горят следы гостей родной столицы

И москвичей, и русских, и не русских…

О, как Москвой мне хочется гордиться!..

Вознёс цветные главы храм Покровский,

В восьми столпах, собой неравных, чудо,

А рядом – первый памятник московский,

Ничто для сердца русского не чуждо…

Глаза от умиления закрою,

Вдохну в себя вечернюю прохладу,

И поднимусь, как птица, над Москвою,

Впитав великий дух святого града.

Воспитатель: « Подходит к завершению наше путешествие, но только на

сегодня. История Кремля хранит много чудес и тайн, о которых мы узнаем

Под музыку О. Газманова дети выходят из зала.

Цели:

  1. Способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами, активизировать словарь учащихся.
  2. Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку, интереса к слову, потребности раскрывать тайны живого слова.
  3. Помочь учащимся в выборе продуктов для здорового питания.

Оборудование:

  • карточки со словами:
  • фольклор,
  • загадки,
  • пословицы,
  • фразеологизмы,
  • народные песни;
  • фрукты и овощи;
  • карточки с фразеологизмами;
  • плакат с текстом народной песни.

Ход урока

I. Организация детей.

II. Речевая разминка.

Интонирование предложения:

Грамота – к мудрости ступенька.

Чтение хором:

  • грамота;
  • с логическим ударением на слове мудрости;
  • с повышением тона;
  • с понижением тона.

– Объясните значение этой старинной русской пословицы. Запишите её в тетрадь.

– К какому разделу литературы относится пословица?

– К фольклору.

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке развития речи мы больше узнаем о творчестве русского народа, проникнем в тайны живого слова, познакомимся с новыми словами и их значением. В слове скрыта особая сила. Оно заставляет нас слушать, видеть, думать. Эти понятия очень важны в учёбе.

IV. Обогащение речи учащихся фразеологизмами.

– В старину, чтобы запомнить важные события, люди завязывали на верёвке узелки на память. А мы сегодня с вами новые знания “зарубим на носу”. Как вы себе это представляете?

1 ученик: “Зарубить на носу” означает “запомнить крепко-накрепко”. И не надо волноваться за свой нос, потому что здесь имеется в виду другой нос – дощечка, на которой в древности неграмотные люди зарубками делали какие-то заметки и носили их с собой.

– Пусть сегодня таким носом послужит ваша тетрадь.

Запись: Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

–Как называется такое выражение в русском языке?

– Фразеологизм. Фразеологические обороты тоже относятся к фольклору.

Работа в парах.

На карточках написаны фразеологизмы. Объяснить их значение.

Остаться с носом, задирать нос, повесить нос, крутить носом, нос не дорос, из-под самого носа, клевать носом, водить за нос.

– О каком носе здесь идёт речь?

– Об органе обоняния.

Запись:

  • нос – дощечка;
  • нос – орган обоняния.

V. Усвоение новых знаний.

– Продолжаем знакомиться с другими примерами народного творчества и узнавать тайны новых слов. В русском языке есть название овоща, который тоже бывает носом. Отгадайте загадку:

Красный нос
В землю врос. (морковь )

2 ученик: Морковь – любимый овощ народов многих стран. В оранжевый цвет её окрашивает вещество каротин. Когда вы съедите морковку, это вещество превратится в витамин А. Витамин А улучшает зрение и помогает расти.

3 ученик: Но только ли в моркови есть каротин? Это вещество есть во многих овощах и фруктах жёлтого, оранжевого и красного цвета. Но название ему дала “красная девица”, у которой “коса на улице”, т. к. в переводе с латинского языка “морковь” – “карота”.

– Разделите эти плоды на 2 группы и запишите только те, где есть каротин. А по какому признаку вы будете их определять?

– По цвету.

Шиповник, капуста, морковь, картофель, петрушка, красный перец, укроп, салат, абрикос, лук.

– Я не зря подобрала такое задание. Сейчас весна, и у всех нас авитаминоз – недостаток витаминов. Поэтому необходимо обязательно употреблять свежие овощи и фрукты, зелень, в которой тоже содержится каротин, превращающийся в витамин А.

– А кто впервые придумал слово “витамин”?

4 ученик: Слово “витамин” придумал польский учёный Казимеж Функ. Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Если соединить латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, то получится “витамин”.

VI. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

– Для организма очень плохо, если он недополучает витамины, а ещё хуже, когда дети плохо кушают. Об этом стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка.
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка.
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка.
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито
– Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
Бурый мишка лижет мёд,
В норке завтракает крот.
От зайчат и до котят –
Все на свете есть хотят.
Обезьяна ест банан,
Ищет жёлуди кабан.
С хрустом конь жуёт овёс,
Кость грызёт дворовый пёс.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон –
Обожает фрукты он.
Ловит мошку ловкий стриж,
Сыр и сало любит мышь.
Попрощался с Юлей врач –
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!
(С. Михалков )

– Какой вывод вы сделали для себя, посмотрев эту сценку?

Доктор приготовил для нас полезные советы. (Детям раздаются карточки).

VII. Физкультурная минутка.

Игра на внимание: “Три сигнала”.

Дети встают. Учитель, а потом сами дети, называют продукты и блюда, дети выполняют действия.

  1. Если продукт не полезен, то дети выполняют повороты головой влево, вправо.
  2. Если продукт мало полезен, то дети поочерёдно поднимают левое и правое плечо.
  3. Если продукт очень полезен, то дети хлопают в ладоши над головой.

Торт, сок, фрукты, кефир, чипсы, рыба, шоколад, овощи, манная каша, йогурт, булки, конфеты, гречневая каша, жевательная резинка, икра, орехи.

VIII. Закрепление знаний о многозначных словах.

– Давайте продолжим исследовать слова. Вернёмся к устному народному творчеству. Ещё одним примером фольклора являются народные песни. Прочитайте народную песню, используя напевный ритм.

Чтение с плаката:

В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.

– Запишем словосочетания со словом красный и подберём к ним слова, близкие по значению.

Запись:

  • красное крыльцо – главное;
  • красна девица – красивая;
  • красный угол – почётный.

– Ещё мы узнаем, в каком значении употребляется слово красный, из текстов.

1. С давних пор русский народ называл красным всё красивое и славное. Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица. Умное, меткое слово – красное словцо. Передний угол в доме для дорогих гостей называли красным углом.

2. В древние времена книги переписывали от руки. Первую букву расписывали красной краской. Отсюда и появилось выражение “писать с красной строки”. С красной строки начинают писать каждую часть текста, в которой содержится новая мысль.

– Что ещё русский народ называет красным? Подберите синонимы.

Запись:

  • красное солнышко – яркое;
  • красное словцо – меткое;
  • красная строка – новая.

– А какое время года называют красным?

– Весну, лето.

– А осень можно назвать красным временем года?

– Да, листья красные.

– Листья, оказывается, в красный цвет окрашивает тоже каротин.

IX. Итог урока. Рефлексия.

– С какими примерами народного творчества мы познакомились?

– С фразеологизмами, загадками, пословицами, песнями.

– Какие открытия вы сделали на уроке?

– Какие полученные знания актуальны – важны в настоящее время?

– Тайны каких слов вы открыли для себя?

– Продолжите предложения:

– Закончить урок я бы хотела словами И. С. Тургенева:

“Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”.