Зарубежные издательства где можно печатать свои произведения. Переписка с редактором

У вас два пути: издать книгу самостоятельно или бесплатно. Первый путь быстрый, второй - долгий. Читайте полное руководство по изданию книги в России с нуля.

Мотивы, по которым авторам необходимо опубликовать или издать свою книгу, у всех разные. Для бизнесменов - это освещение своей деятельности, демонстрация компетенций, привлечение клиентов и многое другое. Для авторов вне бизнеса главная цель - заработок или желание быть признанным в литературной деятельности.

Итак, у вас есть готовая рукопись вашего произведения. Рассмотрим все способы бесплатного издания книги.

Как издать книгу через издательство

Этот метод самый долгий для начинающего писателя. Во-первых, большинство издательств охотнее сотрудничают с уже известными авторами.

Крупные издательства ни за что не будут бесплатно публиковать произведение никому не известного автора, так как нет гарантированной прибыли от сотрудничества.

Во-вторых, крупные издательства получают несколько сотен (!) рукописей каждый месяц. Шансов, что вас заметят, - мало. В молодых издательствах более лояльны к новым писателям. Отправляйте свою рукопись во все подходящие издательства. Отказов будет много. Поэтому увеличивайте свои шансы, берите количеством.

Как выбрать издательство? Определите жанр книги. Идите в крупные книжные магазины, посмотрите на книжных полках - какие издательства публикуют фэнтези, какие - книги по деловой литературе, какие - романы. Ниже будет подборка издательств и их направлений. Выпишите их названия исходя из вашего жанра и отправляйте рукопись именно туда. Постарайтесь почувствовать настроение аудитории и актуальность жанра/темы. Вот что говорит известный писатель Борис Акунин:

«На моей писательской памяти - а это неполные двадцать лет - вкусы аудитории поменялись минимум трижды. Я начинал в эпоху, когда все зачитывались трешем с кровавыми кинжалами и роковыми блондинками на обложке. Потом все усложнились, полюбили лёгкое чтиво с интеллектуальным прищуром... Сейчас, в последние пару лет, аудитория как-то повзрослела и посерьёзнела, стала читать меньше беллетристики и больше нон-фикшна».

Топ-10 издательств «Российской Книжной Палаты», 2016 год.

1. «Эксмо», Москва.
2. «АСТ», Москва.
3. «Просвещение», Москва.
4. «Стандартинформ», Москва.
5. «Азбука-Аттикус» (издательская группа), Москва.
6. «Экзамен», Москва.
7. «Дрофа», Москва.
8. «Феникс», Ростов-на-Дону.
9. «Росмэн», Москва.
10. «Ленанд», Москва.

Сайт самого крупного российского издательства «Эксмо»

Как взаимодействовать с издательством

Составили список издательств? Теперь нужно написать синопсис произведения, аннотацию к книге и автобиографию. Эти элементы требуют все издательства.

Синопсис - это краткое изложение сюжета. О чём он, кто герои, что и когда они делают, в чём конфликт, в чём их цель. Опускаем описание эмоций и любых других подробностей. Только самое главное.

Аннотация - это рекламное предложение вашей книги. В аннотации нужно показать интригу, указать жанр, главных героев, в чём их проблема. Если это профессиональная литература - указать, какую проблему поможет решить ваше издание. Помните, чем проще аннотация, тем шире круг читателей.

Автобиография для издательства выглядит так:

1. ФИО, дата рождения, адрес регистрации, контакты - электронная почта и телефоны.

2. Образование.

Далее нужно отправить всё это с интригующим отрывком материала выбранным издательствам с их официальных сайтов. Отрывок должен содержать не более 20 страниц. Некоторые издательства требуют всю рукопись целиком.

Вот что советует Вера Малышкина, руководитель проектной группы «Популярная литература» издательства «Питер»:

«Позвоните в издательство. Подготовьтесь к беседе. Вас спросят:

- „О чём книга?“ - Нужно за 30 секунд заинтересовать представителя издательства.
- „Зачитайте аннотацию в книге“. - Читайте, но ни в коем случае не дословно. Дать представление о книге необходимо за 1–3 минуты.
- „Кто вы? Чем занимаетесь?“ - Параллельно с вашим рассказом человек будет проверять истинность сказанного в интернете.

Вытяните самую суть на обложку. Никто не сможет сделать этого лучше автора.

Запаситесь терпением - ответа придётся ждать от месяца до года. И не каждое издательство вам вообще ответит. После того как вами заинтересовался издатель или несколько, выбирайте того, кто предложит лучшие условия».

Вот несколько моментов, на которые нужно обратить внимание, когда будете подписывать договор.

1. Не соглашайтесь на уловку издателей о том, что гонорар будет выплачен вам после того, как будет продана последняя книга. Догадываетесь, какие могут быть итоги?

2. Издательства могут многое менять в книгах, редактуру, изображения, вплоть до потери авторского стиля. Чаще всего, меняется и название книги. Подумайте, согласны ли вы с этими условиями?

3. Если найдёте в договоре пункт о повторном издании книги, уточните финансовые условия и то, будут ли идти денежные проценты от этих продаж вам. Желательно, чтобы промежуток времени на переиздание был не более трёх лет.

Собираем деньги на издание книги по венецианской модели

Этот способ издания позволяет тестировать публику и собирать деньги на издание, даже когда книги ещё нет. Есть задумка, общий план, первая глава? Представьте это публике, заинтересуйте и попросите денег. Для этого опубликуйте проект на российских краудфандинговых площадках, таких как:

  • Boomstarter.ru
  • Planeta.ru
  • Kroogi
  • «Тугеза»
  • «Помоги.org»
  • thankyou.ru
  • rusini.org
  • Smipon.ru

Попробуйте зарубежные крауд-площадки, заблаговременно позаботясь о переводе описания своего проекта на английский язык и решении вопроса о выводе денег из другой страны.

  • Kickstarter
  • GoFundMe
  • Indiegogo
  • AngelList
  • LendingClub
  • JustGiving
  • Ulule
  • YouCaring
  • CrowdRise

Многие крупные проекты кинофильмов, книг, бизнес моделей были реализованы именно благодаря краудфандинговым моделям. Например, фильм «28 панфиловцев» 2016 года, собрал около 34 млн ₽ именно через краудфандинговые площадки. Группа «Алиса» и Константин Кинчев собрали 11 млн ₽ из 4 млн ₽, заявленных на новый альбом «Эксцесс» в 2016 году. И, наконец, 823 тысяч ₽ было собрано на издание книги для детей «Простая наука» в 2013 году.

Краудфандинговые проекты издания книг на Boomstarter.ru

Участвуем в литературных конкурсах

Ещё один вариант бесплатного издания книги - победа в литературном конкурсе. Обычно их организовывают крупные издательства, литературные журналы, литфонды и союзы писателей. Например, «Написано пером» - конкурс на одноименном портале, «Высокие каблуки» - конкурс женской прозы, «Еврокон» - конкурс «Европейского общества научной фантастики», «Квазар» - конкурс журнала «Самиздат», литературная премия имени П. П. Бажова, литературная премия им. О. Генри, «Новая сказка о лесе» - для юных авторов 12–17 лет и так далее. Произведения оценивает жюри, состоящее из признанных писателей, критиков и представителей крупных издательств.

Некоторые издательства и книжные интернет-магазины периодически делают отбор произведений, чтобы опубликовать и продать самые достойные из них. Так поступает, например, Strelbooks (конкурс произведений художественной прозы), издательство «Альфа-книга» (конкурс произведений фантастики), «Ваше издательство» (конкурс «Автор года»), Bookvika (конкурсы «Книга года», «Бестселлер года»), «Скифия» (конкурс поэзии), «Издательство Лань» (конкурс научных произведений), «Книжный мир» (общественно-политическая, историческая и правовая литература), издательство «Москва» (отбор коммерчески обоснованных произведений на конкурсной основе) и многие другие. Интернет вам в помощь - найдите свой конкурс!

Публикуем книгу через специальные сервисы. Электронная книга - плюсы и минусы

Самый простой и неамбициозный способ - издать книгу в электронном виде. Сегодня существуют онлайн-сервисы, которые опубликуют ваше произведение бесплатно и реализуют его в крупнейших книжных интернет-магазинах.

Суть издания книги через подобные сервисы в том, что вы:

  • загружаете полностью готовый файл книги в систему;
  • система автоматически формирует главы, отступы, шрифты и заголовки (при необходимости вы сможете внести свои правки);
  • сервис предложит вам варианты дизайна для обложки (бесплатные макеты или уникальный дизайн за оплату услуг дизайнера);
  • у каждой книги будет свой сайт (поддомен). Необходимо заполнить все необходимые поля - описать себя как автора, написать аннотацию к книге, предоставить отзывы, рецензии (ссылки при наличии таковых);
  • несколько дней идёт процесс модерации.

Всё! Книга готова. Приятным бонусом будет то, что вам бесплатно сформируют ISBN, а также автоматически присвоят УДК и ББК. К слову, если бы вы занимались изданием своей книги для бумажной розничной продажи самостоятельно, то вам пришлось бы оплатить ISBN + штрихкод в размере около 1500 ₽ (прим. - на момент написания этой статьи в октябре 2017 года).

Далее можете выбрать, что вы хотите - заказ тиража или реализацию книги в интернет-магазинах. Чем больше тираж, тем дешевле один экземпляр. Традиционные издательства запросят цену на порядок выше, чем онлайн-сервис, потому что себестоимость книги в традиционном процессе сложится из формирования прав на книгу, корректуры, редактуры, вёрстки, дизайна обложки и самой печати.

Онлайн-сервис формирует цену только исходя из стоимости самой печати. Ещё стоит указать, что традиционные издательства не печатают один экземпляр, а заказ печати 1 экземпляра через издательские сервисы возможен.

Вы можете заказать печать книги без редактуры и корректуры, но тогда все грамматические, синтаксические и стилистические ошибки будут на вашей совести. Можно заказать эти услуги у специалистов сервиса.

Если ваша цель - продажи, нужно заключить договор с онлайн-издательством, назначить цену и выбрать, в каких магазинах вы хотите продавать книгу. Рассмотрим все комиссии и налоговые вычеты.

  • 80% от продаж - ваша прибыль.
  • 20% от продаж - комиссия онлайн-издательства.
  • 50% от цены вашей книги - «накрутка» книжного интернет-магазина.
  • 18% от розничной цены книги - налог НДС.
  • 22% и 5,1% от выручки - налоги ПФР и ФОМС.
  • 13% от авторских отчислений - налог НДФЛ.

Рассмотрим вариант продаж напрямую с сайта онлайн-издательства. В этом случае все страховые взносы платит издательство. С автора вычитают только НДФЛ и комиссию онлайн-издательства.

  • Например, цена вашей книги - 100 ₽.
  • 20% (20 ₽) - комиссия онлайн-издательства.
  • У вас остаётся 80% (80 ₽), которые облагаются налогом НДФЛ 13%.
  • То есть налогом НДФЛ 13% облагается 80%.
  • 100 ₽ - 20% = 80 ₽ - авторские отчисления.
  • 80 - 13% = 10,4 ₽ - налог НДФЛ от 80% (налогооблагаемая база 80 ₽).
  • 100 ₽ - 10.4 ₽ = 89,6 ₽ - ваша чистая прибыль.

На сайте издательств обычно есть калькулятор, который рассчитает вашу прибыль с каждого книжного магазина. Если продавать книгу прямо с сайта онлайн-сервиса (не продавая через интернет-магазины), то ваше роялти с продаж будет в 2 раза выше.

Удобно, что все налоги и страховые отчисления сервисы платят сами. Права на распространение книг у онлайн-сервисов не исключительные, то есть остаются у вас.

Издательские онлайн-системы:

  • Ridero
  • Bookscriptor
  • «Литео»
  • SelfPub.ru
  • Electrobook.ru
  • Bookvika.ru
  • и другие

Популярный издательский сервис Ridero

Отдельного слова заслуживают зарубежные площадки, где вы можете опубликовать свою книгу, предварительно сделав перевод описания на английский язык. Их множество. Но стоит отметить две площадки, которые помогут вам быть заметными на зарубежных книжных просторах, - Google Books и Amazon.com.

Как издать книгу за свой счёт

Преимущества этого способа в том, что вам не придётся ни с кем согласовывать своё творение, его дизайн и тексты, если они попадут в рамки российского законодательства и не будут призывать к разжиганию межнациональной, межрелигиозной розни или носить порнографических характер (закон о СМИ). Не нужно переуступать права на издание. Если ваша книга получит успех, к вам могут обратиться издательства с предложениями, и вы без препятствий можете согласиться.

Итак, алгоритм действий.

1. Рассчитайте примерный бюджет книги, исходя из: количества страниц, дизайна, мягкого или твёрдого переплёта, крепления, плотности бумаги, вида печати и, самое главное, тиража.

2. Перед изданием с рукописью должны поработать несколько специалистов. Корректор должен проверить ваш текст на грамматические ошибки. Редактор - на стилистические. Дизайнер - сделать оформление и обложку книги. Верстальщик - подготовить книгу к печати. Если в вашей книге будут изображения - нужно сотрудничать с иллюстратором. Технический редактор оценит полученный экземпляр по печатным стандартам. И, наконец, специалист по препрессу подготовит книгу к отправке в печать.

Если пренебречь какими-то моментами, то может выйти себе дороже. Например, если в вашей готовой книге обнаружат грамматические ошибки, то её не примут в книжные магазины.

3. Для издания книги необходимо обязательно получить классификаторы и коды: ISBN, ББК, УДК и авторский знак.

ISBN - это международный стандартный книжный номер (International Standard Book Number), уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием.

ББК - это библиотечно-библиографическая классификация - система классификации изданий, предназначенная для организации фондов библиотек. ББК - это числовое сочетание, по которому любой библиотекарь может определить отдел, в котором хранится издание.

УДК - это универсальная десятичная классификация, система классификации информации для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. УДК укажет на вид, тип литературы - без прочтения.

Все эти указатели значительно облегчают труд сотрудников библиотек, а также создают порядок во всех библиотечных системах и магазинах. Получить ISBN и все необходимые классификаторы автор может самостоятельно, обратившись в Книжную палату, собрав и предоставив все необходимые документы и оплатив накладные расходы.

Кроме того, нужно предоставить от 3 до 16 обязательных бесплатных экземпляров (в зависимости от вида издания) для государственной регистрации отечественных произведений печати и отражения их в государственных библиографических указателях, таких как «Российская Книжная Палата», «Российская государственная библиотека», «Дальневосточная государственная научная библиотека», «Библиотека Российской академии наук», «Библиотека МГУ», «Государственная публичная историческая библиотека» и других (всего 23 фондодержателя). Эту обязанность должно исполнить издательство, книги в таком случае будут рассчитаны по себестоимости печати и отправлены за его счёт.

Пару слов о литературных агентствах. Такие организации за оплату возьмут на себя все задачи по подготовке и изданию книги. Литагенты ознакомятся с рукописью, полностью подготовят текст, дизайн книги, напишут рецензию, разошлют пресс-релизы, обзоры, новости о выходе вашей книги, займутся рекламной кампанией по продвижению, будут вести переговоры с книжными сетями от вашего лица и даже помогут издать книгу за ваш счёт пробным тиражом. За свои услуги литагентства берут фиксированную оплату, либо процент от сделки. Найти такие агентства можно в интернете.

Сколько стоит издать книгу

Это зависит от количества страниц, варианта дизайна, мягкого или твёрдого переплёта, плотности бумаги, вида печати и тиража. На сайтах издательств обычно есть онлайн-калькулятор, который рассчитает стоимость вашего тиража по выбранным параметрам. Просчитайте цены во всех выбранных издательствах и выбирайте самые оптимальные расценки. Иногда разница очень ощутима.

Мой расчёт в одном из московских издательств:

  • типовой формат книги А5;
  • офсетная печать;
  • 150 страниц;
  • цветная обложка с матовой ламинацией;
  • твёрдый переплёт,;
  • крепление с шитьём;
  • 100 экземпляров.

Стоимость печати тиража: 340 ₽/шт. Включая полный пакет подготовки к печати. Не включая:

  • издательский пакет (ISBN, номера УДК, ББК, авторский знак, 16 обязательных экземпляров книги в РКП);
  • дизайн обложки (название книги, имя автора, одноцветный фон, одно предоставленное изображение или доработка макета).

В другом издательстве аналогичный расчёт выдал сумму - 350 ₽/шт.

Стоимость 1 штуки в других вариантах: с мягкой обложкой, других форматов, глянцевой, мелованной бумагой и так далее, конечно, будет существенно отличаться.

Однако издательства предлагают издать книги дешевле, если вы, например, сделаете подготовку и вёрстку самостоятельно или закажете иллюстрации у художника-фрилансера. Ваша скидка в этом случае будет около 20% на весь тираж.

Более того, издательства предлагают разные варианты скидок:

  • 20% - при заказе полного пакета подготовки книги;
  • 20% - на все виды допечатных услуг при заказе от 50 тысяч ₽ + макет обложки бесплатно;
  • 20% + макет обложки + издательский пакет - бесплатно (ISBN, индексы УДК, ББК, авторский знак) при заказе от 100 тысяч ₽;
  • 20% + макет обложки + издательский пакет + вёрстка - бесплатно при заказе от 100 тысяч ₽.

Бывает, что подготовить книгу к печати и сверстать дешевле в одном издательстве, а напечатать в другом. Если бюджет ограничен, стоит поискать варианты. Итого весь процесс издания книги займёт у вас от 3 до 6 месяцев.

Как продать книгу

Ещё до выхода книги в свет можно начинать рекламную кампанию по её продвижению. Здесь начинается нелёгкий труд. Задействуйте все доступные методы продвижения.

1. Имея на руках готовую книгу и все необходимые документы (необходимо оформить ИП), убедите крупные книжные магазины сотрудничать с вами. Создайте свою сеть распространения. Затем попросите организовать для вас презентацию книги. На презентации вы представите своё творение и раздадите автографы. Такое мероприятие принято заканчивать фуршетом для всех присутствующих.

Запись в блоге Дмитрия Глуховского, российского писателя, автора романов «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», «Рассказы о Родине» и других

4. Настройте таргетированную и контекстную рекламу.

5. Просите написать рецензии известных книжных обозревателей. В соцсетях с каждым днём появляется всё больше книжных блогеров. Стучитесь к ним.

Сколько можно заработать на издании своей книги

Чтобы зарабатывать на издании своих книг, нужно отладить этот процесс не один раз или продавать сразу несколько произведений. Тогда, возможно, сумма будет ощутима, и это станет вашим основным заработком.

Чтобы понять, сколько конкретно вы заработаете денег, нужно к себестоимости книги прибавить вашу желаемую прибыль от каждого экземпляра, далее магазин прибавит около 50% своей выгоды.

Итого книга, которую вы отдадите на реализацию, будет стоить минимум в 2 раза больше вашей цены. Например: себестоимость вашей книги 100 ₽ + ваша желаемая прибыль (например, 100 ₽) + 50 ₽ («накрутка» магазина) = 250 ₽ цена книги на полке магазина.

Публикую советы, которые взяты из личного опыта, с сайтов крупных издательств, а также методом проб и ошибок в процессе публикации книги.

1. Если вы сформулировали идею, знаете, о чём писать книгу, идите в книжный магазин, убедитесь, что на эту тему или ещё нет книг, или мало, или ваша будет особенной.

2. Пишите на актуальные темы, хватайтесь за горячие, смотрите телевизор и читайте новости.

3. Если вы издаётесь в первый раз, убедитесь, что ваша книга полностью отредактирована. Закажите корректуру и редактуру у профессионалов.

4. Максимально вложитесь в три составляющие: обложку, переплёт и аннотацию. Первый беглый взгляд читателей цепляется сначала за эти три момента.

5. Успех книги во многом зависит от её названия. Создайте интригу в нём, чтобы произведение захотелось прочитать.

6. Составьте привлекательную аннотацию к книге. Понятная, качественная аннотация необходима, чтобы успешно продавать.

7. Начните рекламную кампанию ещё до выхода книги. Создайте блог с публикациями глав, отрывков из книги. У вас сформируется некий лояльный круг читателей, которые помогут расшарить ссылку на вашу книгу, а, возможно, и сами захотят купить её, когда она будет издана.

8. Продумайте план сбыта своей книги. Будет ли это издательство или крупные оптовые книготорговцы. Вы должны заранее рассчитать, каким тиражом вы сможете продать книгу через свои каналы.

9. При выборе издательства обязательно обратите внимание, на какой литературе оно специализируется. Только если ваша книга подходит по тематике, смело высылайте рукопись. При этом разошлите сразу нескольким издательствам и обязательно прозвоните каждое из них.

10. Ещё один способ сделать себе имя - написать книгу в паре с известным автором. Суть в том, чтобы практически полностью написать книгу самому и добавить пару-тройку тезисов известного автора. Раскрученному автору выгодно, а так как книгу написали вы - вам выгодно тоже.

Бестселлеры издательства «Манн, Иванов и Фербер» - октябрь 2017

Мой личный опыт издания книги

Когда рукопись была готова, я решила, что буду обращаться в издательство. Тема моей книги - правильное питание (ПП), она содержит список рецептов, в том числе десерты без сахара, муки и яиц. Моя книга - это взгляд на питание с точки зрения концепции ПП, в основе которой некоторые научные факты, а также конкретные рецепты. Чтобы собрать рецепты, я сотрудничала с популярными фуд-блогерами, вегетарианцами, фитнес-тренерами, а также запрашивала информацию и брала интервью у некоторых знаменитых диетологов. Я подобрала 18 подходящих издательств.

В течение полугода я получала отказы или тишину в ответ. В итоге из одного издательства я получила конструктивную критику. Здесь мне порекомендовали: рассчитать КБЖУ каждого рецепта; более информативно описать каждого эксперта; подтвердить некоторые факты из открытых источников; сократить текст, сделать его более ёмким. В течение двух месяцев я исправляла недочёты. Затем снова отправила рукопись в это издательство, как мы и договорились.

С момента отправки отредактированной рукописи прошло полгода. И снова тишина... Проверка почты стала моей привычкой. Потом были ещё пара писем с просьбой о доработках. Я делала все правки и, наконец, получила письмо с договором! Сейчас книга на этапе препресса, то есть окончательной подготовке книги к печати.

Сегодня я хочу поговорить о том, о чем меня уже не раз просили на страницах блога — как оформить свое произведение и подать в издательство, чтобы его не «запороли» сразу. Технические моменты, так сказать.

Итак, предполагаем, что ваш роман (сборник рассказов) уже написаны и вы готовы предоставить его издателю.

Есть два варианта отправки — по электронке и в печатном виде . Обычно на странице сайта издателя в рубрике «авторам» пишут в каком виде нужно посылать им текст. Если будете отправлять по электронной почте, отправляйте с аккаунта gmail.com, поскольку отправка с других почтовых операторов частенько попадают в спам.

Обычно всю рукопись издателю не отсылают, только в случаях, когда этого требует само издательство. Например издательство ЭКСМО и Армада требуют присылать всю рукопись целиком, а компания АСТ — всего лишь первые три главы. Поэтому внимательно читайте условия на сайте издателя.

Всегда предоставляется кусок текста с начала и никогда с конца или середины. Например, вы посчитали, что глава 14 очень удачно получилась в отличии от вступления. Не высылайте главу 14, иначе сразу получите отказ. Редактор читает ваше произведение с первых строк и оно должно его заинтересовать. Если этого не произойдет, он отправит его в топку.


… скорее всего такую стопку «авторских листов» редактор в топку не отправит))

В этой заметке я беру стандартный вариант оформления .

В первую очередь отсылайте рукопись в стандартных легко читаемых шрифтах. Обычно используют Times New Roman или Arial размером 12. Другие шрифты брать не советую, ну может быть еще Courier New. Обязательно оформите отступы сверху, снизу и поля, поскольку не все редактора любят читать с экрана. Многие распечатывают текст на бумагу и читают уже с нее.

Титульный лист оформлять не нужно, просто напишите на первой странице общие данные:

Адрес

Телефон для связи

Жанр

Название произведение или сборника рассказов

Объем текста высланного и общего

Оформите колонтитулы с вашей фамилией и названием произведения.

Пронумеруйте все страницы , кроме первой, с общими данными и синопсисом, что я указал выше. Это нужно для того, если редактор захочет распечатать ваш текст. В тоже время отсылая напечатанную рукопись издателю не стоит скреплять ее степлером или переплетать в книгу. Возможно на комиссию редактор захочет взять только некоторые фрагменты вашего произведения. Поэтому используйте только скрепки, резинки и канцелярские зажимы.

Если раньше существовал один стандарт, то сегодня каждый издатель желает быть «индивидуальностью» и выставляет свои условия. Они немногим, но обычно отличаются.

Вот самые известные издатели и их условия (чтобы посмотреть условия, нужно пройти по ссылкам):

В последнее время стали задавать много вопросов по поводу того, как начать издаваться и как правильно предложить редактору свою рукопись на рассмотрение. Решила дать ответы здесь. Может, кому-то пригодятся.
Сразу оговорюсь – информация дана для художественной литературы, аудитория – взрослые.
Для детской литературы в конце статьи есть отдельная тема (информация от издательства Астрель).

ИТАК, С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Мы рассматриваем ситуацию, когда книга уже написана, проверена автором и/или бетами и готова быть представлена на рассмотрение.

1. Озаботьтесь, пожалуйста, удобным для редактора форматом.
*Файл присылайте в формате Word, шрифт Times New Roman, размер 10-12-14, выравнивание по ширине.
*Выделяйте абзацы. Для этого в редакторе Word есть специальный набор инструментов.
*Нумерация страниц обязательна. Где именно будут стоять номера страниц (сверху/снизу/по центру или с краю), не имеет значения.
*В верхнем колонтитуле на всякий случай продублируйте свое имя/литературный псевдоним и адрес электронной почты – на случай, если ваше письмо затеряется, и редактору было проще отыскать нужный контакт.
*На первом листе документа должно быть указано название вашего произведения, аннотация. Если произведение входит в серию/цикл, то нужно указать название серии/цикла и порядковый номер книги в серии. Здесь же можно указать объем произведения – в авторских листах (1 а.л. = 40 000 знаков с пробелами по счетчику Word).
*Где найти пресловутый счетчик Word? Открываете файл, внизу страницы находите строку со статистикой. Видите надпись "Слов... из...", тыкаете туда, и зрите перед собой окно с полной статистикой по файлу. Ищите строку "Знаков с пробелами" - это и есть нужная вам цифра. Чтобы подсчитать количество авторских листов, просто делите увиденную цифру на 40 000.
*Не мудрите с заголовками. Не надо искать сложные или красивые шрифты, выделать заголовки аршинными буквами, загромождать текст всевозможными рисунками/картинками и прочими излишествами. Редактору это только мешает.
* Разбивка на главы должна быть. Главы могут нумероваться (1,2,3…), иметь собственное название (например, «Глава о том, как не нужно писать аннотацию»), а могут иметь и то, и другое. Это – на усмотрение автора. Чтобы облегчить себе и редактору поиск по главам, лично я пользуюсь в Word функцией «Закладка» (меню «Вставка»), это значительно упрощает работу с текстом и позволяет не рыскать по всему документу в поисках нужного абзаца.
2. Не поленитесь перед отправкой еще раз проверить рукопись на предмет ошибок. Или найдите того, кто поможет вам с правкой. На каждой пропущенной запятой редактор, разумеется, акцентировать внимание не станет, но если в вашем тексте будет слишком много грамматических и орфографических ошибок, впечатление о рукописи потеряет несколько важных баллов. Конечно, если текст будет очень хорош, вам простят даже это, но рисковать все равно не стоит.

КУДА ОТПРАВЛЯТЬ РУКОПИСЬ?

Для начала нужно определиться с издательством. Тут – сугубо ваш выбор, который должен быть обусловлен тематикой произведения и той целевой аудиторией, для которой вы его написали. Детская литература, твердая фантастика, классическое фэнтези, «женское» фэнтези, современный любовный роман, беллетристика… жанров и поджанров очень много, и каждое издательство работает в своей, давно устоявшейся и стабильно приносящей доход нише.
Привожу для примера самые крупные российские издательства, но список этим отнюдь не ограничивается!

1. ИЗДАТЕЛЬСТВО АЛЬФА-КНИГА (http://www.armada.ru/) - выпускает художественную и популярную литературу следующих жанров и направлений:
Фантастика — произведения всех жанров фантастики: научная, фэнтези, юмористическая, альтернативная история, остросюжетная, приключенческая, любовная и др.
Мировая классика — собрания сочинений и отдельные произведения всемирно известных писателей, историков, философов и др.
Иллюстрированная классика — популярные произведения мировой литературы с многочисленными иллюстрациями известных зарубежных и отечественных художников.
Серии издательства, которые открыты в настоящее время для российского автора:
-Фантастический боевик;
-Магия фэнтези;
-Юмористическое фэнтези;
-Фантастический любовный роман;
-Фантастическая история (проще говоря, альтернативная история и все, что с ней связано);
Краткое пояснение к сериям и требования к рукописям читайте тут: http://www.armada.ru/sotr.htm
Главный редактор – Владимир Николаевич Маршавин (эл.почта: [email protected]), рукопись отправляем непосредственно ему.

2. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКСМО (https://eksmo.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ, в настоящее время лидер на книжном рынке, работает с огромным количеством серий, ознакомиться с которыми можно здесь: https://eksmo.ru/series/
Наиболее популярные серии в жанре фантастика:
Преимущественно женское фэнтези – Колдовские миры, Академия магии, Колдовские тайны, Любовь и магия, в скором времени планируется открытие юмористической серии…
Преимущественно мужская фантастика – Наши там, Новый фантастический боевик, Русская фантастика, Абсолютное оружие (как общая, так и именные подсерии), Героическая фантастика, Война.Штрафбат.Они сражались за родину., В вихре времен, Библиотека военных приключений…
Требования к рукописям в издательстве ЭКСМО : https://eksmo.ru/izdat-knigu/
Главный редактор отдела фантастики – Игорь Валерьевич Минаков - был раньше, с 2019г редактор сменился, его контактов у меня, к сожалению, нет.
Контакты по другим жанрам : https://eksmo.ru/publishers/contacts/.
На рассмотрение рукопись также можно отправить через форму обратной связи непосредственно на сайте издательства: https://eksmo.ru/authors/form.php .
Но напрямую редактору все же надежнее.

3. ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ (http://ast.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ, в настоящее время один из лидеров на книжном рынке.
Руководство издательства: http://ast.ru/izdatelstvo/leader/
Редакции:
- Corpus
- Lingua
- NeoClassic
- Mainstream
- Аванта
- Времена
- Жанры
- Кладезь
- ОГИЗ
- Прайм
- Малыш
- Образовательные проекты
- Редакция Елены Шубиной
- ИД «Ленинград»
Краткая информация по редакциям доступна тут: http://ast.ru/izdatelstvo/
В жанре фантастика/фэнтези работают редакции: Жанры (открыта для сотрудничества, редактор – Сергеева Мария Сергеевна), ИД «Ленинград» (в настоящее время работают преимущественно со «своими» авторами, новичков приглашают сами), Mainstream (открыта для сотрудничества, активно ищет новые имена)
Серии книг редакции Жанры :
Серии книг редакции Mainstream : https://www.livelib.ru/publisher/38337/series-mainstream
Серии книг редакции ИД "Ленинград" : http://ast.ru/izdatelstvo/leningrad/, а именно: «Боевая фантастика», «Современный фантастический боевик», «Военная фантастика», «Ведунская серия».
Контакты и требования для приема рукописей в издательстве АСТ : http://ast.ru/newauthors/

4. ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТРЕЛЬ (http://www.astrel-spb.ru/) - входит в состав книжного холдинга ЭКСМО-АСТ-АСТРЕЛЬ.
Основные направления работы:
* Детская литература
* Современная проза
* Фантастика
* Криминальная проза
Главный редактор – Александр Александрович Прокопович ([email protected])
Редакции издательства : http://www.astrel-spb.ru/redaktsii.html
Рукописи для рассмотрения издательство просит присылать на адрес: [email protected].
Контакты издательства : http://www.astrel-spb.ru/kontakty.html

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ПИСЬМО В ИЗДАТЕЛЬСТВО?

Тоже немаловажный вопрос. С редактором всегда общайтесь корректно (это представитель вашего потенциального работодателя, ему принимать решение печатать вас или нет), старайтесь писать кратко, по существу и будьте, пожалуйста, вежливы. Редактор ничего вам не должен, и он – профессионал своего дела, поэтому если у него возникли к вам какие-то вопросы – постарайтесь ответить на них максимально грамотно, четко и корректно.
Итак. Пишем письмо.
В графе «Кому» указываем адрес электронной почты редактора.
Повторяем для ясности:
Главный редактор издательства АЛЬФА-КНИГА – Владимир Николаевич Маршавин ([email protected]).
Главный редактор издательства АСТРЕЛЬ – Александр Александрович Прокопович ([email protected])
Главный редактор редакции Жанры (АСТ) – Мария Сергеевна Сергеева ([email protected])
Главный редактор редакции Mainstream (АСТ) – Сергей Тишков ([email protected])
Главный редактор редакции ИД ЛЕНИНГРАД (АСТ) – Татьяна Пересыпкина (эл.почты не даю, потому что в открытом доступе она не указана, при необходимости редактор связывается с авторами сама)

В графе «Тема письма» пишем: Рукопись на рассмотрение.
В теле письма пишем (образец):

«Здравствуйте, уважаемый редактор!
Позвольте представить Вам на рассмотрение мою рукопись («Название»). Книга является первой частью серии («Название»), серия закончена, ознакомительные фрагменты находятся на сайте (название, прямая ссылка на интернет-ресурс).
Жанр: (желательно дать информацию так, чтобы редактору было понятно, для какой серии подходит ваша книга – например, романтическое фэнтези или классическое фэнтези или юмористическое фэнтези; если произведение объединяет несколько жанров, то укажите основные детали – например: юмористическое фэнтези, романтическое фэнтези, обучение в магической академии).
Объем в а.л. (желательно).
Обязательно укажите аннотацию к произведению.

Информацию о себе можете давать, можете не давать. Если вы пишете редактору в первый раз, то желательно указать предыдущие публикации, если они есть. Можно также дать ссылки на ваш официальный сайт или популярный ресурс, где вы наиболее известны. Но не загромождайте письмо лишней информацией. Ваши награды, участие или победы в литературных конкурсах редактора не интересуют. Если ему понадобится ваш телефон или адрес, он сам об этом напишет, когда спросит данные для договора.

С уважением, … (указываем свои настоящие имя и фамилию, чтобы редактор знал, как к вам обращаться; если пишете под псевдонимом, то в скобках укажите и его, чтобы не возникало путаницы)»

Во вложении к письму прикладывается файл с текстом (если объем большой, то заархивировать его в формате ZIP) и синопсис (обязательно).

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЪЕМ РУКОПИСИ? ЧТО ТАКОЕ АВТОРСКИЙ ЛИСТ?

Информация по этой теме подробно изложена тут (сайт издательства ЭКСМО):
Средний объем для художественной литературы в России (по детской литературе объемы другие – см.ниже) – 10-15 а.л.
На Западе требования выше, средний объем 20-22 а.л.

ЧТО ТАКОЕ СИНОПСИС?

Два слова о термине. Слово произошло от греч. sy nopsis (ударение на 1-й слог) - в переводе "обозрение". В нашем случае означает последовательное изложение событий, хроника. Сводное, суммарное изложение чего-либо.
Русское словесное ударение: синО псис (ударение на 2-й слог).

Итак, синопсис. Это, наверное, один из самых больных вопросов для начинающего автора. Писать синопсис поначалу действительно сложно, потому что, несмотря на все прочитанные и услышанные рекомендации, автор все равно не понимает, зачем это нужно, соответственно пишет совсем не о том, о чем стоило бы.
Запомните: синопсис нужен, чтобы редактор, работающий с вашим текстом, мог за пару минут оценить как сюжет, так и ваше умение излагать мысли. Четкого стандарта или единого шаблона нет, поэтому некоторые вещи можно не указывать, а что-то, наоборот, добавить. Но не забывайте, что именно по синопсису будут судить, имеет ли смысл работать с вашим текстом и будет ли он продаваться, поэтому уделите синопсису самое пристальное внимание.

Для начала укажите две важные вещи:

1) Место действия – описывается кратко, одним-двумя предложениями, чтобы обозначить пространство, в котором пребывают ваши герои.
Например, место действия - фантастический мир, населенный как людьми, так и нечеловеческими расами.
Или: место действия - Земля, 2121 год, мир переживает второе десятилетие после глобальной катастрофы, в которой выжили только мутанты.
2) Главные герои – перечислите нескольких (не более 4-5, а лучше 2-3) сюжетообразующих героев, которые помогут вам раскрыть идею книги. Каждому герою дайте очень краткую (в 1-2 предложения) характеристику, чтобы редактор увидел, с кем вы работаете.
Например: главная героиня – девушка 20 лет, только что получившая диплом боевого мага. Веселая, отзывчивая, боится змей и пауков. Главный герой – мужчина 40 лет, оборотень из паучьего клана, маг, наставник героини, недоверчивый, неразговорчивый…
Имена героев можно указать здесь же, в скобках, тогда дальше не понадобится повторяться. А можно ввести имена и по ходу собственно синопсиса. В ряде случаев, если у вас получится, можете вообще их не указывать – это не так важно.
В принципе, можно и не выделять вышеуказанные моменты отдельными пунктами, но так намного легче, поверьте. Вам не придется объяснять или вдаваться в описания дальше, мучительно гадая, как все это гармонично уместить на 2-х страницах. Вступление – это помощь не только редактору, но и вам, потому что позволит взяться за собственно синопсис уже с готовой основой в виде краткого описания мира и героев.

Дальше идет описание сюжета. Здесь вы должны коротко и последовательно изложить основные (ключевые) точки вашего сюжета. А именно, дать завязку, развитие, кульминацию и финал в одной-двух страницах. На практике это выглядит примерно так: кто, куда и зачем пошел, какие трудности при этом преодолел, и что из этого вышло.
Несколько советов:
*Пишите в настоящем времени, как бы рассказывая о вашей книге внимательному слушателю.
*Старайтесь не отступать от сюжета книги. О чем вы написали там, должно прозвучать и в синопсисе.
*Избегайте многословия, не увлекайтесь деталями. Все должно быть предельно строго и лаконично, только самое главное, никакой воды. Учитывайте: синопсис не столько художественный, сколько технический документ, который должен помочь вам продать издательству книгу.
*Требуемый объем синопсиса обычно указан на сайте издательства. Как правило, это 1-2 страницы 12-м шрифтом (Word, Times New Roman). На сайте ЭКСМО рекомендованный объем – порядке 2000 знаков. Но если синопсис будет размеров в 2010 знаков, ругать вас никто не станет.
*Главная сюжетная линия должна быть прописана очень четко. Если в вашей книге параллельно развиваются несколько сюжетов, то упоминайте только те, без которых ваш синопсис не может обойтись. И снова повторяю – будьте кратки и предельно четко выражайте свои мысли. Редактор должен понять суть вашей задумки, и ему малоинтересно, поженятся или нет второстепенные герои, и уже тем более ему не нужно подробное описание свадьбы.
*Интрига в синопсисе абсолютно лишняя. Нужно описать конкретные действия, конкретные события, и такую же конкретную концовку, чтобы редактору было все понятно. Концовка в стиле «ну а что из этого вышло, вы узнаете в следующей книге» не подойдет. Вы должны раскрыть замысел до конца, причем сделать это максимально коротко и ясно, иначе синопсис вместе с рукописью улетят в мусорную корзину.
*Обязательно покажите синопсис бета-ридерам: как читавшим рукопись, так и еще не знакомым с нею. Учтите их замечания: стопроцентная гарантия, что будут вопросы вроде «а мы не поняли... кто? куда? почему? что он там делал?». Постарайтесь сделать так, чтобы у редактора таких вопросов не возникло.
*Ни один второстепенный персонаж не упоминается в синопсисе по имени (если вообще упоминается). «Сосед», «следователь», «Танина учительница» - так следует метить большинство второстепенных героев.
*После правки перечитайте синопсис несколько раз и подумайте: а что из него нужно выкинуть? И что я забыл/забыла туда добавить? Затем отложите его на денек. И потом попробуйте перечитать еще раз, ответив себе на вопрос: а все ли здесь будет понятно редактору?

Пример готового синопсиса можно посмотреть в блоге Натальи Жильцовой:
Если кому-то нужно, можете написать мне на почту, вышлю свои примеры.

МОЖНО ЛИ ОТПРАВИТЬ РУКОПИСЬ СРАЗУ В НЕСКОЛЬКО ИЗДАТЕЛЬСТВ?

Можно. И нужно. Конкуренция на рынке – нормальное явление, поэтому отправка рукописи нескольким редакторам может повысить шансы на издание.
Но есть несколько моментов.
1) Не отправляйте одно письмо нескольким адресатам сразу, за один присест. Как правило, увидев в графе «Кому» имена своих прямых конкурентов, редактор закрывает письмо, не читая. Безусловно, все редакторы в курсе, что авторы рассылают рукописи в 2-3 издательства одновременно, но лишний раз подчеркивать это не стоит. Поэтому каждому редактору – отдельное письмо. Только так.
2) Если вам сообщили, что рукопись приняли к изданию в одном издательстве, будьте добры написать редакторам других издательств (если вы им ее отправляли), что рукопись будет издана в другом месте.

СКОЛЬКО ЖДАТЬ ОТВЕТА?

Средние сроки рассмотрения рукописи примерно одинаковы во всех издательствах и редакциях – это 1-3 месяца. В издательстве ЭКСМО – от 6 месяцев, поэтому заранее наберитесь терпения. Как говорит Александр Прокопович, самая главная задача автора – это ждать: ответа от издательства, ждать договора, обложки, бумажной книги, электронки, гонорара… абсолютно верное замечание, так что привыкайте. И не торопите события.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТВЕТ ОТ РЕДАКТОРА ДОЛГО НЕ ПРИХОДИТ?

Разумеется, написать редактору письмо и спросить о судьбе своей рукописи.
Письма нередко теряются, авторы забываются (особенно малоизвестные и неизвестные), к тому же в каждом издательстве существует очередность рассмотрения: в первую очередь рассматриваются рукописи ТОП-овых авторов, затем – авторов-середнячков, победителей в конкурсах или участников курсов писательского мастерства, где призом было приоритетное рассмотрение рукописей (в ЭКСМО – вроде постоянное, в Астрель – в течение года после окончания курсов). Авторы-новички, само собой, идут в самом конце, поэтому ничего удивительного, если кого-то из них пропустят.
Есть и еще нюанс – заархивированный файл с вашим текстом у редактора просто не открылся. Проблема в программе, в самом файле… не имеет значения. У редактора и так много работы, поэтому писать вам и сообщать о неполадке он не станет, а ваше письмо просто-напросто отправится в корзину.
Исходя из вышеизложенного, общая рекомендация такая: если вы не получили от редактора письмо, подтверждающее, что ваш текст увидели и приняли на рассмотрение, то через 2 недели напишите сами и спросите, дошла ли рукопись. Если она не дошла/потерялась/забылась, то пришлите файл повторно, предварительно уточнив (при большом объеме текста), надо ли его архивировать и какой программой лучше воспользоваться. А если рукопись принята к рассмотрению, то все в порядке, ждите. При этом если в течение последующего месяца после подтверждения вы не получили ответа от редактора, то напишите снова – поинтересуйтесь судьбой своей книги. Редакторы не видят в этом ничего плохого и охотно признают, что "в запарке" могут про кого-то позабыть. Так что не стесняйтесь, напоминайте, только не перегните палку.
Если вы получили неопределенный ответ («рукопись пока на рассмотрении» или "рукопись в очереди на рассмотрение"), то ждите еще 1 месяц, а потом напишите снова. И еще через месяц, и еще… пока вам не надоест, или пока вы не поймете, что ловить тут нечего.
Имейте в виду: большинство редакторов не любят писать категоричное «нет». Бывает также, что рукопись попалась «серенькая»; не совсем слабая, надежда ее продать есть, но в данный момент времени ее некуда приткнуть; или есть более качественные тексты, но их немного, и редактор предполагает, что в скором времени ему придется затыкать дыру в плане. Тогда вашу рукопись могут оставить «про запас». Если повезет, она закроет ту самую «дыру», когда та все-таки образуется, и даже при посредственном качестве текста вас все-таки издадут.
Кстати, в каждом издательстве есть так называемые «черные списки» - перечень довольно слабых, но ОЧЕНЬ настойчиво пишущих редакторам авторов, чьи рукописи не были приняты к изданию. Особенно авторов, которые терроризируют редакторов каждый божий день, интересуясь, когда же будет принято решение по изданию, или после отказа засыпают редактора гневными письмами, требуя объяснений, угрожая (да, говорят, и такое бывает)… словом, неадекваты, с которыми издательство вряд ли когда-нибудь будет сотрудничать.
Помните: редакторы – люди с большим опытом, все они когда-то издавались (а многие и сейчас продолжают издаваться) поэтому плохие и хорошие тексты видят сразу. Для этого не нужно даже читать рукопись до конца – достаточно синопсиса и пары-тройки страниц. А иногда только синопсиса, потому что, если он откровенно плох, то вполне вероятно, что до рассмотрения собственно текста дело вообще не дойдет.
Конечно, бывают спорные случаи. К примеру, когда рукопись написана хорошо, но - не для той аудитории, с которой работает данное издательство. Или другая ситуация – у редактора нет серии, в которой можно было бы издать ваш текст. Бывает так, что прекрасная женская сентиментальная проза написана мужчиной и, наоборот, фантастический боевик – женщиной. Мы все с вами такое видели, но привилегия «прыгать» по разным сериям принадлежит известным мэтрам с большими тиражами. В случае, если автор малоизвестен, издательство, скорее всего, не будет рисковать, потому что мужчины-любители боевиков вряд ли купят книгу, написанную автором-женщиной, а любительницы женских романов вряд ли поверят, что незнакомый широкой общественности автор-мужчина смог написать хорошую мелодраму.
Если же ваша книга ОЧЕНЬ хороша, но по каким-то причинам не подходит издательству, то тогда редактору придется поломать голову и задуматься о создании новой серии (маловероятно, конечно, но возможно), чтобы не упустить выгоду, а автору, быть может, придется для этого сменить или взять псевдоним.

ЕСЛИ МНЕ ОТКАЗАЛИ ОДИН РАЗ, ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ ОТПРАВЛЯТЬ В ТО ЖЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ДРУГУЮ РУКОПИСЬ?

Да, имеет. Как правило, с каждой новой книгой автор совершенствуется, набирается опыта, растет в профессиональном плане. Если вы не попали в черный список, то ваши последующие рукописи будут рассматриваться точно так же, как и первая. На общих основаниях. И нередко бывает, что новая книга без проблем уходит в печать. Однако, если и вторая, и десятая, и двадцать пятая книги оказываются очень слабыми, в них не видно никакого прогресса, а вы все шлете и шлете редактору свои нетленки, то будьте готовы, что вам вообще перестанут отвечать. И в черный список таки да, вы наверняка попадете.

СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ НА РАССМОТРЕНИЕ РАССКАЗЫ?

Как правило, большинство издателей не принимают к рассмотрению ни отдельные рассказы, ни сборники – сейчас на них нет спроса. Как вариант, возможны межавторские сборники. Или же ваш рассказ может быть включен в качестве дополнения к основной книге. Разумеется, если рассказ и книга тематически связаны.

СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ НА РАССМОТРЕНИЕ СТИХИ/СБОРНИКИ СТИХОВ?

Как правило, нет. Стихи не дают хороших продаж, поэтому издатели от них отказываются. Исключение – признанные классики жанра, которые до сих пор неплохо переиздаются.

У МЕНЯ ЕСТЬ ЗНАКОМЫЙ ХУДОЖНИК/Я САМ НЕПЛОХО РИСУЮ. СТОИТ ЛИ ПРИСЫЛАТЬ РЕДАКТОРУ ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУКОПИСИ?

Вы можете сообщить о наличии иллюстрации к книге или упомянуть о своем желании готовить их самостоятельно. Как вариант, после одобрения рукописи в печать, можно прислать уже готовые иллюстрации. Но решение все равно будет принимать редактор, поэтому будьте готовы к отказу.

ОТДЕЛЬНО ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО СЕРИЯМ ИЗДАТЕЛЬСТВА АСТРЕЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДЕТСКУЮ АУДИТОРИЮ (информация с курсов «Мастер текста», Астрель, 2016г):

1. ПРИКОЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ - популярная детская серия с фирменным узнаваемым логотипом, ведущим автором которой стала Катя МАТЮШКИНА.
ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСИ:
- детективный сюжет;
- стихотворные или юмористические эпиграфы к началу каждой главы;
- юмор (с учетом возраста аудитории);
- интерактив (4-6 заданий-загадок, шарад, головоломок, которые проиллюстрирует художник).
ОБЪЕМ:
2-3,5 авторских листа (1 авторский лист: 40.000 печатных знаков с пробелами)
АУДИТОРИЯ:
- старший дошкольный и младший школьный возраст.
ТЕХДАННЫЕ:
Формат: 60х84/16
Страниц: 192-208
Цвет: 4+4, много цветных илл. в «диснеевском» стиле
Бумага: офсет 100

2. ЛУКОМОРЬЕ - современные авторские сказки небольшого объема (сборник сказок), иногда объединенные общими героями, иногда с разными героями, но желательно динамичные, весёлые, позитивные, жизнеутверждающие.
ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСИ:
- хороший литературный язык;
- оригинальные сюжеты;
- юмор;
- современные реалии.
ОБЪЕМ:
1-2 авторских листа. Желательно придерживаться количества в 20-22 сказки, но можно и меньше, если попадаете в объем.
АУДИТОРИЯ:
- дошкольный и младший школьный возраст.
ТЕХДАННЫЕ:
цветные иллюстраций (смешанные техники, комп.обработка)
Формат: 84х108/16
Страниц: 112-128 стр.
Цвет: 4+4

3. МАНЮНЯ И ДРУГИЕ - перекликается с серией «Лукоморье», но аудитория сказок в этой серии расширена — не только дети, но и взрослые. Сказка может быть философской, «странной», «неформатной», - как и рисование.
ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСИ:
- прекрасный литературный язык;
- оригинальный сюжет;
- нестандартный подход.
ОБЪЕМ:
1-1,5 авторских листа для одной сказки.
АУДИТОРИЯ:
- мальчишки и девчонки, а также их родители, бабушки и дедушки.
ТЕХДАННЫЕ:
цветные иллюстраций (акварель, гуашь, смешанные техники, комп.обработка)
Формат: 84х108/16
Страниц: 48-96.
Цвет: 4+4

4. ШЛЯПА ВОЛШЕБНИКА - сказочная повесть.
ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСИ:
- волшебные приключения героев;
- хороший литературный язык;
- в финале добро побеждает.
ОБЪЕМ:
6-8 авторских листов
АУДИТОРИЯ:
младший, средний школьный
ТЕХДАННЫЕ:
Формат: 84х108/16
Страниц: 192-288 стр. чб иллюстрации, возможны цветные вклейки
Цвет: 1+1, 4+4

________________________________________________________________________________________

Ну и в заключении хочу еще сказать: дорогие авторы и коллеги, не забывайте, пожалуйста, что редакторы – тоже люди. И у них тоже есть праздники и выходные. Не надо отправлять тексты на рассмотрение в канун Нового года, майских праздников, рано утром в воскресенье и надеяться, что вопрос с изданием вот так сразу решится.
Под Новый год у всех и везде идет дикая "запарка", а в субботу и воскресенье люди отдыхают и занимаются своими делами. В издательстве, разумеется, все так же, как везде, поэтому 99,9% гарантии, что отправленная вечером 31-го декабря рукопись зависнет на почте редактора как минимум до середины января. А после этого для того, чтобы ее найти, редактору придется сперва перелопатить гору поздравлений от коллег/начальства/друзей и родственников, разгрести кучу макулатуры и спама, который нападал в почтовый ящик за праздники, потом выудить из-под них кипу писем от других таких же неопытных авторов, как вы…
Как думаете, он будет этим заниматься?
Поэтому будьте благоразумны и пишите редакторам в будни. Желательно, в рабочее время, которое у них точно такое же, как у большинства из нас. Не ждите, что ответ придет мгновенно. Всегда будьте предельно вежливы и корректны. С пониманием отнеситесь к задержкам. И не затягивайте с ответом редактору сами – то, как вы общаетесь с деловым партнером, всегда отражается на отношении и к вам, и к вашим текстам.

Желаю всем успехов, изданий и творческого роста!

Несколько небольших вещиц вы уже написали и на личном опыте убедились, что сегодня издать сборник даже очень хороших рассказов не просто трудно, а практически невозможно. Нет, кое-что издательства, конечно же, выпускают, но… Ведь вы не Татьяна Толстая и даже не Прилепин? Тогда и не рискуйте, и время напрасно не тратьте на все эти глупости малого объема — ни к чему вам расстройства и печали. Кстати, и с «толстыми» журналами связываться я бы вам не советовал — по-моему, толку там ныне чуть, а вот мороки…

Итак, пишем роман! О чем, в каком жанре? Если вы уверены в своих силах и твердо намерены создать нечто очень большое и серьезное, а издательские и читательские предпочтения вас абсолютно не волнуют, то это одно. «Безумству храбрых поем мы песню!» Если же вам непременно хочется опубликовать написанное и подержать в руках вкусно пахнущий свежеиспеченный томик, то в этом случае надо сесть и хорошенько прикинуть, какой из ныне востребованных жанров вам наиболее близок и интересен.

Народная мудрость безгранична и гласит, что в воду стоит соваться лишь после хорошей разведки. В писательском деле есть свои тонкости, в издательском — свои, и лучше все эти дела изучить на берегу, чем потом размазывать слезы по щекам и жаловаться на злых редакторов и ничего не понимающих в литературе издателей. Спросите, где обо всем этом можно узнать? Естественно, в Сети — там предостаточно информации и о наиболее популярных жанрах, и о требованиях издательств, и о многом другом. Всех секретов вам, конечно же, никто не раскроет, но необходимый минимум узнать все же можно.

Итак, вы определились с жанром, узнали, каким должен быть объем вашего романа, и начали писать. Про план произведения, фабулу, сюжет, пролог, эпилог, интригу, кульминацию и завязки-развязки говорить не будем — вы все эти штучки изучили и вполне успешно используете в вашей нелегкой работе. Компьютер деловито шумит, пальцы увлеченно бегают по клавишам, действие развивается, герои творят свои хорошие или темные дела — неимоверно увлекательный процесс создания литературного шедевра идет!

Не за горами и финал, после которого можно будет отправлять готовую рукопись в издательство. Кстати, в какое из многих? Что значит: «еще не знаю — в какое-нибудь»?! Нет, уважаемый, так дело не пойдет — мы же, кажется, уже определились, что все эти вопросы будем решать на берегу, а не где-то там, где бушуют бурные волны и в грозных тучах устрашающе сверкают ветвистые молнии!

Каждое из солидных, уважающих себя и читателя издательств имеет свою специализацию. Одни предпочитают выпускать сказки, другие — фантастику, третьи специализируются на книгах о здоровом образе жизни и духовном самосовершенствовании, четвертые умудряются печатать и женские любовные романы, и детективы, и учебники, и старую добрую классику. Так вот, не стоит посылать роман о похождениях современных сыщиков и бандитов в издательство, выпускающее книги на исторические темы, а сказки предлагать журналу, предпочитающему рассказывать о новинках автомобилестроения. Каждое серьезное издательство на своем официальном сайте подробно расписывает, что оно издает, какие требования предъявляет к рукописям и т. д. Не ленитесь, посмотрите, ознакомьтесь! Это позволит вам избежать глупых ошибок и сэкономить немало времени — как своего, так и чужого…

Рукопись готова? Поздравляю! Долго вычитывать и дорабатывать пришлось? Как это «зачем»?! Затем, что получит , сортирующий самотек из десятков рукописей, ваш опус, пробежит глазами первые несколько строк и… Даже если вы пишете блестяще, умно и увлекательно, но не дружите с пунктуацией и орфографией, а текст ваш пестрит опечатками-описками и прочими мелкими огрехами, то в девяти случаях из десяти редактор, скорее всего, досадливо поморщится и без особых сомнений отправит ваш шедевр к мусорную корзину. Вот чтобы этого не произошло, и надо тщательно вычитать каждую страничку и исправить все недочеты.

Не уверены в своих силах? Найдите того, кто согласится вам помочь — наверняка в вашем окружении найдется достаточно грамотный и понимающий человек. Красиво оформленный и «чистый» текст говорит не только о вашем профессионализме, но и о вашем уважении к потенциальному читателю. А первым серьезным читателем вашего романа как раз и станет Господин Редактор. Так не огорчайте его — тогда, возможно, и он вас порадует! Правда, не сразу: сначала Вершитель Писательских Судеб одобрительно кивнет и отправит рукопись рецензенту. Если отзыв будет положительным, то вскоре вы получите коротенькое письмецо, в котором увидите примерно такой текст: «Ваш роман принят». За письмом, как правило, последует и договор — вещь, честно говоря, откровенно скучная, но, тем не менее, также требующая самого тщательного и внимательного прочтения.

Пройдет несколько месяцев и, если все сложится благополучно, вы получите посылку с вожделенными авторскими экземплярами. Пройдет несколько дней, эйфория от одержанной победы испарится и пред вашими очами неминуемо высветится вопрос: «А что же дальше?» А дальше вам придется снова думать, выбирать и решать новые задачки, но «это уже совсем другая история»…

  • Как издать свою книгу?
  • Разве в издательства берут книги со стороны, туда же невозможно пробиться?
  • Как найти контакты всех редакторов всех издательств, чтобы объяснить, что мою книгу обязательно нужно напечатать?

Такие вопросы часто задают начинающие писатели, написавшие свой первый роман или повесть. Давайте вместе посмотрим, как можно предложить свою книгу к изданию. На сайтах многих издательств есть специальные разделы, посвящённые работе с новыми авторами, правда найти их бывает достаточно сложно. Но всё равно, сайт — самый быстрый и простой способ отправить рукопись. Мы сделали подборку из страниц для авторов, чтобы вам было проще сориентироваться и лучше выстраивать коммуникации с редакциями.

Всегда внимательно читайте описание жанров и форматов, принимаемых к рассмотрению. Обычно это указано на самой странице, но можно и ориентироваться на список выпускаемых книг. Например, бессмысленно отправлять сборник стихов в тому, кто специализируется на исторических изданиях или фантастической литературе. Всегда помните, что неправильно оформленная заявка или письмо в редакцию гарантирует, что ваше произведение даже не откроют, поэтому уделяйте особое внимание выполнению всех требований к тексту и сопроводительным материалам.

Мы сделали подборку ссылок на издательства, работающих с различными жанрами, чтобы дать вам понимание, что именно редакторы хотят от вас получить.

Наиболее полное описание требований к текстам и их оформлению есть на сайте издательства ЭКСМО . Описана процедура рассмотрения рукописи, требования к оформлению материалов и дан адрес электронной почты для отправки оформленной заявки. Внимательно изучите все выпускаемые серии . Только в них может быть напечатана ваша книга, новую специально под вас открывать никто не будет. А это значит, что если вы не видите подходящей серии под свою рукопись, редакторы тоже не смогут определить формат вашей рукописи и она не будет рассмотрена.

На сайте издательства МИФ есть достаточно много полезных материалов. В том числе об экономике издания книги и ответы на вопросы начинающих писателей . Присылать заявку предлагается через форму на странице для авторов, однако все контакты сотрудников не сложно найти на сайте. Изначально МИФ выпускали только деловую литературу, но сейчас издательский портфель расширен другими форматами нонфикшн литературы.

Издательство Альфа-книга специализируется на направлениях фантастики и фэнтези. Описаны четкие требования к заявке и жанру текста. К рукописи обязательно должен быть приложен синопсис, описывающий содержание книги. Так же можно ознакомиться с основными сериями, которых не так много, поэтому крайне важно, чтобы ваше произведение было в формате одной из них.

Издательский дом Питер предлагает авторам скачать и заполнить план-проспект книги и самостоятельно отослать его в одну из редакций. Так же на странице есть все контакты и адреса его региональных представительств. Обратите внимание, что основное направление — образовательная и просветительская литература.

Мы привели в пример только несколько издательств. Возможно, именно вам подойдёт какое-то другое. Но самое главное, что мы хотели показать — редакции ищут новых авторов, но при этом необходимо принимать условия, на которых ваша рукопись будет рассмотрена.

У всех редакций очень близкие требования к оформлению заявки и принципам ее рассмотрения. Ещё раз хочется обратить ваше внимание на то, что кроме самого текста произведения в момент отправки лучше иметь написанный синопсис, понимание жанра, а так же представление о, сериях издательств, где ваше произведение может быть издано.

Так же все издательства признаются, что начинающим авторам крайне трудно попасть в печать. Очень сложно. Но возможно. Может быть повезёт именно вам.