Земледельцы аттики теряют землю и свободу. Организационная структура урока

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опор­ные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему неболь­шая по территории Греция, разделённая на десятки государств, су­мела дать отпор могущественной Персидской державе?

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо.

Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие са­мостоятельные государства - полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлеб­ные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.

В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции по­явилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на ос­нове финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые

1 Полис - по-гречески «город».

в истории греки стали обозначать буквами гласные зву­ки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В VIII-VII (8-7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, са­пожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земле­дельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлённы­ми стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упав­шие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осто-


Афинского

Аттика в древности.

государства

Важнейший район

земледелия

рожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок вы­давливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиня­ный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натира- Сбор оливок, ли им тело перед спортивной борьбой, от­чего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьян­ство резко осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой на­род, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Арёсу, заседал совет знати - ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство

Законы Дракбнта

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.

Некото­рые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же посту­пали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепи­цейеё вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти виногра­да или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.

1 Черепица - пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.



Сапожник снимает мерку с ноги Кузнечная мастерская. С рисунков на женщины. вазах.

присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Дракбнта).

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими зем­лями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и камени­стые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давал­ся им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет

Миф о споре Афины с Посейдоном

Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекрдп основал в Ат­тике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывисты­ми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем горо­да?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и по­бедит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же от­даст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-долж­ника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, зем­ледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.

Э

Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?

Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победитель­ницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?

Еще по теме §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу:

  1. VI Эклектические теории ответственности. - Относительная свобода воли (ограниченная свобода - идеальная свобода - практическая свобода - противодействующий мотив - индивидуальный фактор). - Свобода разума. - Волеопределяемость. - Устрашимость. - Нормальность. - Индивидуальное тождество и социальное сходство. - Состояние преступности. - Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. - Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.

КАРТОЧКА № 27

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»

Для этого вспомни:

— Где жили древнегреческие боги?

— Какие боги считались у них главными?

— Какие боги покровительствовали ремеслам?

— Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

— Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис — виноделию, Деметра — земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.

— Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:

«Одиссея», XVIII

Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:
«Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе
В дни весенней поры, когда они длинны бывают,
На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,
Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,
С ранней зари до темна траву луговую косили;
Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося
Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,
Равных годами и силой — и силой немалой, если б
Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,
Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне…

Примерный ответ учащегося

Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2.

Реши задачу:

— Почему все известные греческие ученые жили после Гомера?

— Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?

Примерный ответ учащегося

Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики — позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые — еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.

3. Работа с классом.

— Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

— Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.)

— Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

— Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33)

4. Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

— Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

Па доске: тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

1. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции — Спарта, на побережье Малой Азии — Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей…

… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

— Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

— Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

— За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

— Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

— К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

5. Работа с новыми терминами.

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.

V. Закрепление изученного материала

Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь».

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 29 Вигасина или § 25 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 16 (с. 13); для любознательных: что обозначает выражение «драконовские законы»? Воспользуйся лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продовольствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В других местах разводить их было слишком дорого. На плодородных землях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов — для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это самые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в течение самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется — веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть — под пресс для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25.

Тема урока : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов.

2.Обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты».

3.Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Учебное оборудование:

карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

На доске тема урока, план.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области ) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины , в Южной Греции —Спарта , на побережье Малой Азии - МилЕт . Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны — Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство ) и их самих, и детей…

…Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

V. Закрепление изученного на уроке.

— Повторим, что мы изучили на уроке нового?

— Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

— Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

— Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество, место работы

Щербанева Мария Николаевна , МКОУ «СОШ № 10 имени Героя России А.Р.Савченко» п.Цимлянский, Шпаковского района, Ставропольского края

История древнего мира

Дата урока

Номер урока

№ 6 в разделе «Древняя Греция», (№1 в теме 8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»)

Тип урока

ознакомление с новым материалом, комбинированный

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Начать формирование у обучающихся представления о полисах Греции

предметно-информационная составляющая:

Проанализировать географию, природу и ландшафт Аттики;

Охарактеризовать основные занятия населения Аттики;

Выявить причины потери земледельцами земли и свободы

Дать характеристику населению Аттики и государства в целом

деятельностно-коммуникативная составляющая:

Продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

Продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

ценностно-ориентационная составляющая:

Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

Способность выражать свое собственное мнение, понимать и оценивать другие мнения, соотносить их со своим мнением, налаживать коммуникацию и сотрудничество

Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики;

Характеризовать основные занятия населения Аттики;

Выделять признаки греческого полиса;

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Личностные:

Понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Метапредметные:

познавательные,

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Делать выводы из сформулированных посылок.

регулятивные,

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Выработка умений работать с учебной информацией;

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

коммуникативные УУД)

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

Учить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позиций

таким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.

План урока

1. Опрос домашнего задания по теме: «Религия древних греков».

2. Местоположение Афинского полиса.

3. Природные условия Аттики. Развитие хозяйства.

4. Разорение крестьян. Господство знати.

5. Подведение итогов. Решение познавательных задач.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

коллективная, индивидуальная, работа в парах, в группах

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, частично-поисковый

Основные понятия

полис, демос, ареопаг, архонты

Межпредметные связи

География (природоведение)

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: «Древняя Греция в V в. до н.э.»;

проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал, доска

Технологии

Проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов, КМ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Время

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Проме

жуточ

контроль

П

Р

Л

    Вызов

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Проверка домашнего задания

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Беседа, создание условий для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

Работа с картой: умение показать и прокомменти-ровать местопо-ложение показы-ваемого государства.

Проверка д/з.

1.КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?» Для этого вспомни:

Где жили древнегреческие боги?

Какие боги считались у них главными?

Какие боги покровительствовали ремеслам?

Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?
Сделай вывод.

2. КОНКУРС ЮНЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Фиксация возникших затруднений

Приложение 1)

Приветствие. Пожелание успеха.

Проводит беседу по вопросам: «Историю, какой страны изучаем? Покажите на карте, где она расположена. Назовите полуостров и моря, ее омывающие»

Приветствуют учителя.

Работают с картой.

Заполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

В разделе Знаю

Повторяют, готовят ответ по вопросам

Определяют имя бога

Заполняют лист самооценки

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации, используя карту.

Представляют информацию

Организуют и регулируют свою учебную деятельность

умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Проверка

по слайду

II. Осмысление

3. Изучение нового материала:

а)Создание проблемной ситуации

б)Определение темы и целей урока

фронтальная

Объяснение терминов

Определение темы урока

Создание условий и организация учащихся на решение проблемной

Ситуации:

Открывает на слайде поочередно тему урока

«Земледельцы …(Кто такие земледельцы?)

Аттики…(Что такое Аттика?)

теряют….(Что могли потерять земледельцы и почему?) землю и свободу»

Определите цели урока.(помогает ученикам)

Дают определения;

Высказывают предположения;

Формулируют цели урока;

Дозаполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

в разделе Знаю и Хочу узнать

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Выдвигать версии

Излагать свое мнение

Осущест-влять сотрудничест­во и кооперацию с учителем и сверстни­ками

4.Планирование деятельности

фронтальная

Составление плана

Предлагает, опираясь на имеющиеся знания по предыдущим темам, тему урока и возникшие проблемы из раздела Хочу узнать составить план

Предлагают план урока:

    Что такое Аттика и где она расположена?

    Чем занимались земледельцы?

    Кому принадлежала власть в Аттике?

    Каким было положение земледельцев?

    К чему это могло привести?

Строить логически обоснованные суждения

Устанавливать причинно-следственные связи. выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

планирование решение учебной задачи: умение выстраивать последовательность необходимых операций

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

излагать Устные

свое ответы

Умение при-

делового

сотрудни-

чества: срав-

нивать разные

человека;

проявлять

терпение и

доброжела-

тельность в

(дискуссии)

5.Работа по изучению нового материала

Групповая

Материал учебника, документы;

Основные понятия

Делит класс на группы, организует работу в группах;

даёт задание каждой группе, обеспечивает материалом для решения проблемы

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы; акцентирует внимание учеников на понятиях

Делятся на группы и получают задания и материалы для работы по проблеме урока

1 группа: Определяет географическое положение и природно-климатические условия Аттики, используя карту

Группа2: Рассматривает хозяйство Аттики, используя документы (Приложение 2)

Группа 3: рассматривает систему управления в Аттике, используя текст учебника (с. 135) и документы (Приложение 3)

Группа 4: анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136)

стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Работать по плану, сверяясь с целью.

Сознатель- Наблюде-

но органи- ние

зовывать корректи-

и регули- ровка

6. Динамическая пауза

Фронтальная

Презентация «Весёлый цыплёнок»

Использует музыкальную презентацию

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

7.Афиширование результатов

Групповая, фронтальная, парная

Основные занятия населения Аттики;

Признаки греческого полиса;

Особенности греческого демоса, общества в целом.

Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении госу­дарством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей госу­дарства.

Возможные вопросы:

– Каковы особенности береговой линии этого полуострова?

– Наличие полноводных рек.

– Природные условия.

– Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков?

Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции?

Какие из них нам уже встречались при изучении Востока?

Что такое полис?

Определите систему управления полисом?

Все ли граждане имели право участвовать в управлении?

Как назывались органы управления полисом?

Чем отличалось положение аристократов и демоса?

На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью?

К чему это могло привести?

Задает вопрос классу: «Считаете и вы такую ситуацию в обществе справедливой, почему? Ответ обсудите в парах

«Можем ли мы предположить ответ на 5 вопрос

нашего плана? Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести?»

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксирую результаты на доске в виде опорной схемы;

Участвуют в обсуждении тем, подготовленных каждой группой, делают выводы по результатам выполнения самостоятельной работы

Предполагаемые результаты:

Аттика находится в Средней Греции, главной особенностью которого является гористая

местность. На территории

нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия

изрезана различными бухтами, что

свидетельствует о хорошо развитой

морской торговле

Хозяйство Аттики:

Железные орудия.

Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Объединение родовых общин в большие поселения – города-полисы.

Город, полис

община граждан

аристократы

(знатные люди)

Ареопаг, архонты

(простолюдины)

Не участвовали в управлении

Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения

Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство

Формулируют собственное отношение к проблеме, делятся своим мнением с соседом

Выдвигают гипотезы

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации, используя до­полнительные источники информации

Представлять информацию в различных формах

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины

Аргументи- Устные

рованно ответы

оценивать Работа с

свои и картой

чужие Запись на

поступки, доске и в

конкретные тетрадях исторические схемы и

ситуации; определе-

готовность ний основ

к сотрудни- ных терми

честву с нов(слайд

соучениками

аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

8. Закрепление изученного материала

Индивидуальная

групповая

Игра « Крестики- нолики»

Решение познавательных задач

Читает вопросы к игре.

Комментирует ответы к задачам.

Заполняют таблицу (Приложение 4)

Проверяют себя по слайду

Решают задачи, дают ответ (Приложение 5)

Дозаполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

в разделе Узнал

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации

Устанавливать причинно-след-ственныесвязи. выявлять варианты причин и следствий, логи-ческую последовательность

Формирование интереса к предмету

Умение анализировать - выделять главное, строить логические рассуждения, умозаключения

Формиро- взаимо-

вание проверка

коммуни- карточек

кативной в парах

компетент- по слайду

общении и устные

сотруд- ответы

ничестве

со сверст-

III .Рефлексия

9.Диагностика результатов урока

индивидуальная

Подведение итогов

Предлагает заполнить ученикам лист самооценки

Работают с листом самооценки (Приложение 6)

Осуществлять познавательную рефлексию

Определять уровень усвоения изученного материала

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

умение письмен

оценивать но запол

собственную няют

учебную листы

деятельность: самооцен

достижения,

самостоятель

ность, ини

ответствен

10. Домашнее задание

Фронтальная

индивидуальная

Самооценка

Оценка учителя