Тестирование как метод исследования сущность специфика виды. Тестирование методом черного ящика

Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Так, многие тесты, претендующие на выявление уровня развития, реально выявляют лишь уровень подготовленности, информированности или умелости испытуемых.

При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Это означает также, что исследователь должен принять некоторую научную концепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Например, тесты-задания на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по тем или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности. выполнения ими заданий. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре (выборка стандартизации). Этот показатель принимается за средний показатель развития выявляемого тестом свойства, статистически характерного для среднего человека. Это может быть, например, возрастной нормой интеллектуального развития или какой либо личностной характеристикой. Такой показатель определяется опытным путем и принимается за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов. Например, в тесте на определение акцентуации характера (К. Леон-гардт) испытуемый по каждому из типов акцентуации может набрать максимум 24 балла; признаком сильной выраженности (акцентуации) считается показатель, превышающий 12 баллов (исследователь может сам, на основании накопленного опыта, дополнительно уточнить характеристику меры выраженности свойства при показателях до 24 баллов).

Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ). Такие нормативные оценочные действия часто используются в педагогической практике. Например, существуют критерии оценки знаний, умений и навыков и нормы отметок по тем или иным учебным предметам, применяются учебные задания тестового характера по разным предметам с установленными нормами выставления отметок. НОРТ можно осуществить с применением многих тестов (тест Равена, тест Кэттелла, методика диагностики уровня субъективного контроля и др.).

Бывает много случаев, когда важно учитывать изменения в показателях одного и того же испытуемого на определенном промежутке времени, например до начала обучения и после завершения обучения некоторому учебному материалу. Это позволяет фиксировать возможности испытуемого, а периодическая диагностика и сравнение его показателей с предыдущими позволяет выявлять темп и направление развития изучаемого свойства. В таких случаях интерпретация результатов тестирования осуществляется с позиции выбранных критериев, показывающих особенности продвижения испытуемого в усвоении содержания учебного материала и развитии определенных психических качеств. Многие интеллектуальные тесты, тесты достижений и др. позволяют использовать их в указанном выше смысле. Норма теста в подобных случаях индивидуальная.

Возможен и случай, когда определение нормы теста осуществляется по содержательному признаку, на основе анализа логико-психологической структуры материала заданий, когда успешность выполнения теста интерпретируется в терминах - качественных характеристиках исследуемого свойства. Такие качественные характеристики выступают как критерии оценки достижений испытуемого, а само тестирование становится критериально-ориентированным. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования). Напомним еще раз, что результаты выполнения заданий в КОРТ соотносятся с качественными характеристиками содержания задания (теста), а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.

Примером может служить использование «Методики АРП» и соответствующего ей блока методик, предложенного одним из авторов данного пособия. Выполнение данного блока позволяет определить уровень развития мышления испытуемого - школьника, которое может быть эмпирическим, аналитическим, планирующим и рефлектирующим. Поскольку сформированность того или иного уровня развития мышления является предпосылкой возможного становления в будущем следующего уровня развития, поэтому имеется возможность: 1) принятия этих уровней в качестве критериев оценки исследуемого свойства; 2) принятия следующего за установленным уровня в качестве направления последующего развития мышления и определение ближайшей зоны развития мышления ученика; 3) составление адекватного набора упражнений по одному или ряду учебных предметов, выполнение которых должно привести к достижению школьником соответствующего уровня развития мышления1.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл: 1)

информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2)

ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3)

обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4)

соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5)

предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6)

ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7)

накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации получаемых данных.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.

Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Век-слера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сфор-мированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры

1 См.: Атаханов Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития // Науч. ред. В.В.Давыдова. - Рига, 2000.

успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы типа сюжетно неопределенных картинок, незавершенных предложений, сюжетные рисунки с конфликтными ситуациями и др. с просьбой интерпретировать их. Механизм выполнения таких заданий проявляется в том, что испытуемый некоторым образом упорядочивает элементы стимульного материала и придает им субъективный смысл, отражающий его личный опыт и переживания. Иначе говоря, проективные тесты построены на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям те свои влечения, потребности и желания, которые в обычном состоянии подавлены. Значит, проективные тесты позволяют с достаточной мерой объективности диагностировать бессознательные переживания человека. Такими тестами являются тематический апперцептивный тест, тест «чернильных пятен» Роршаха, широко применяемый фрустрационный тест Розенцвейга и др. Используются также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений на реальность путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации. Например, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявляет индивидуально-типологические различия путем анализа рисунка человека, составленного из десяти фигур (треугольников, квадратов и кругов, причем их сочетание может быть любым): испытуемый может оказаться принадлежащим к типу «руководителей», «тревожно-мнительных личностей» и т. д.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т. е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов. Один способ - это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними (некоторые тесты предлагаются пользователям в двух формах; например, тест-опросник Айзенка EPI - по определению темперамента - имеет равнозначные формы А и Б). Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько результаты тестирования могут быть устойчивы, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случае валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области. Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Слово "тест" означает испытание , проверка, диагностическая методика.

Тестирование и тестология - диагносцирование и диагностика.

Слово тест у нас ассоциировалось с методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.

Специфические особенности теста.

Тестом называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:

    1. Количественных психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах - тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.
    2. Тест представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.
    3. Выполнение тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.
    4. Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.

Какие бывают тесты?

Критерии классификации тестов:

  1. цель тестирования
  2. содержание
  3. форма тестирования.

1. По цели различают тесты:

  • тесты для отбора
  • тесты для распределения
  • тесты для классификации
  • тесты общих способностей:
    • тесты интеллекта
    • тесты креативные
  • тесты специальных способностей
  • тесты личности
  • тесты достижений
  • критериально-ориентированные тесты

Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

Критериально-ориентированные тесты - это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют ли они внешне заданному критерию).

3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:

  • вербальные и невербальные (по форме, в которой представлены задания)
  • бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме представления испытуемому.
  • аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)
  • компьютерные

Проективные методы.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" в другом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

  • методика чернильных пятен Роршаха.
  • тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

    1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
    2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

  • В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
  • По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).

В качестве критерия оценки используется:

    1. количество людей
    2. количество категорий
    3. какие модели выбраны первыми
    4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
    5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

    1. ТАТ - тематический апперцептивный тест
    2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
    3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
      • садизм
      • эпилепсия
      • истерия
      • кататония
      • шизофрения
      • депрессия
      • мания
      • гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. Разработана Джекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.

Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективное отреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

    1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
    2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
    3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники - дают информацию о личности:
    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
    2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:
      • многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
      • однофакторные
      • двухфакторные
    3. опросники мотивации
    4. опросники интересов
    5. опросники ценностей
    6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

  • закрытые - имеют варианты ответов
  • открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

  • дихотомический (два возможных ответа)
  • альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
  • ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

      1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
      2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Вопрос № 10 . Метод тестов в психологии (Гуревич Психологическая диагностика).

1. тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов),

2.опросники, методики проективной тех­ники и психофизиологические методики.

В литературе нередко все методики определения индивидуаль­но-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты

Тесты (в переводе с английского - «испытание», «проверка», «проба») - это стандартизированные и обычно краткие и ограни­ченные во времени испытания, предназначенные для установле­ния количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ис­пытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных от­ветов не существует.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько под­классов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классифика­ции тестов по форме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуа­льные тесты - это такой вид методик, когда взаимодействие экспе­риментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуа­льное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблю­дать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакция­ми), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией вы­сказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, от­мечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагнос­тика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии-для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физи­ческими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оп­тимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требу­ют, как правило, много времени на проведение эксперимента, и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты - это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и про­цедура проведения детально разработаны, экспериментатор дол­жен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства группо­вых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группо­вого тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше воз­можностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробу­дить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые слу­чайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполне­ние заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом, лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме от­вета. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письмен­ными - групповые. Устные ответы в одних случаях могут формули­роваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других - он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письмен­ных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным на­званием является тест «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносят­ся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет ис­пользовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланко­вые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометриче­ских фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты - это такой тип методик, который требу­ет применения специальных технических средств или специаль­ного оборудования для проведения исследования или регистра­ции полученных данных. Широко известны приборы для исследо­вания показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко испо­льзуют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппара­турные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестиро­вания в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу созда­ется как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандарт­ные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить инфор­мацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анали­за такие данные, которые без ЭВМ получить практически невоз­можно: время выполнения отдельных заданий теста, время полу­чения правильных ответов, количество отказов отрешения и обра­щения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обду­мывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно ис­пользовать для углубленного психологического анализа результа­тов, полученных в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятия­ми, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логиче­ской форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уров­ню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, те­стов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты - это такой тип методик, в которых тесто­вый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требу­ется понимание вербальных инструкций, само же выполнение за­даний опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матри­цы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых раз­личий на результат испытания. Они также облегчают процедуру те­стирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В ка­честве отдельных субтестов они включены во многие тесты интел­лекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измере­ния возрастного интеллектуального развития человека. Они явля­ются наиболее распространенными психодиагностическими ме­тодиками. Под интеллектом как объектом измерения подразуме­ваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и фун­кциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компью­терными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 30-35 лет успешно разрабатываются вербальные критериально-ориентиро­ванные тесты интеллекта. Их принципиальное отличие от тради­ционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуе­мый должен найти свое решение определенной логической зада­чи, используются не любые понятия и термины, а только те, кото­рые составляют содержание учебных программ. Включение по­добных понятий и терминов позволяет установить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыка­ми, умениями в различных областях - математике, технике, лите­ратуре, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственны­ми) способностями.

В отличие от общих, специальные способности рассматрива­ются в отношении к отдельным, специальным областям деятель­ности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный ха­рактер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуе­мых здесь также оцениваются по типу правильно, неправильно.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направ­лены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты лично­сти диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситу­ационные тесты. Тесты действия представляют собой относитель­но простые, четко структурированные процедуры, в которых воз­можен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.).

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуе­мому предлагается выбрать образ поведения в сложной социаль­ной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируют­ся, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциа­льному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Неинтеллектуальные, личностные особенности измеряются так­же с помощью опросников и проективной техники. Эти диагности­ческие методики рассмотрены в соответствующих разделах пособия.

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тес­ты объективного контроля успешности (школьной, профессиона­льной, спортивной), предназначены для оценки степени продви-нутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подго­товки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь изме­ряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относите­льно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных до­стижений. Этим объясняется их большое количество и разнообра­зие. Так же, как и в тестах интеллекта, и в этих тестах предполага­ется правильный ответ, а показателем успешности является коли­чество правильно выполненных заданий.

Тесты школьных достижений являются, в основном, группо­выми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютер­ном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно име­ют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или дей­ствия), письменные и устные.

В современной практической деятельности психологов всех направлений для психологической диагностики широко применяются тестовые методики. Тест (англ. test - проба, испытание) - стандартизированное, обычно ограниченное во времени, содержательное по смыслу и стандартизированное по значению испытание (задание, опрос), предназначенное для исследования индивидуально-психической и социально-психологической специфики человека. В психодиагностических тестах выявляются индивидуально-типические и социально-типологические особенности людей и групп .

Психодиагностика представлена различными тестами. Для индивидуального тестирования (когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один) и группового тестирования, в том числе детей, применяются предметные тесты.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова, невербальные задания по тестированию личности, интеллекта, способностей, достижений, тесты действий, тесты по самооценке личности, изучения особенности моторного развития детей, словарного запаса и др.

Индивидуальное предметное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Это позволяет широко использовать предметное тестирование в психодиагностике детей.

Дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, и они могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации .

Уровень психологического развития детей различен, и потому некоторым детям практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно применять тестирование, которое интеллектуально доступно и не слишком просто для того, чтобы оценивать реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Многие дети, поступающие в школу, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но мало интересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справиться с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокимим .

Также дети в отличии о взрослых не в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, следовательно, результаты тестов могут быть занижены.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечать ряду требований. Такими требованиями являются: валидность, надежность, однозначность методики, точность .

У детей преобладает непроизвольное внимание. Использование предметов в тесте позволяет сократить процедуру тестирования до 5-15 минут, отвечая при этом всем требованиям научного метода исследования.

Система психодиагностических методик для детей предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, в том числе и интеллектуальных способностей.

С помощью предметных тестов возможно исследовать:

  • - психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
  • - динамику развития (продольные срезы),
  • - темп развития,
  • - новообразования возраста .

Применение предметных тестов в детской психологии позволяет основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. Ими могут быть недостаточная волевая регуляция внимания и действия, чрезмерная импульсивность познавательной активности, быстрая утомляемость ребенка при интеллектуальных и эмоциональных нагрузках, низкий темп деятельности и многое другое . Это возможно выявить в психологическом индивидуальном тестировании с предметами.

Наблюдая, как ребенок использует предмет при тестировании, возможно достоверно оценить широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: мир фантазии, символизация детских страхов и желаний, диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии, семейное и школьное окружение.

Предметное тестирование основано на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого ребенка на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями ребенка, доступны объективной диагностике. Они отражаются в характере словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок; в содержании фантазий, в особенностях рисунков или восприятии картин.

Также предметы в психологических тестах выступают для испытуемого стимульным материалом. В основе использования стимульного материала лежит принцип неопределенности или инструкции к заданию. Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний .

В литературе по психодиагностике можно встретить разные классификации методов тестирования. Тестирование с помощью предметов относится к проективным методикам психодиагностики. Рассмотрим классификацию, наиболее полно характеризующую проективную технику тестирования с помощью предметов, предложенную Л. Френком.

  • 1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
    • - Незаконченные предложения;
    • - Незавершенные рисунки.
  • 2. Конструктивные . Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Примером, относящимся к данной категории может служить тест Эдвина Шнейдмана «Составь картину-историю». Стимульный материл - бланк с рисунками-фонами и 67 фигурок, вырезанных их картона, живые и неживые объекты. Задача испытуемого расположить фигурки, которые подходят к изображению как на сцене и рассказать историю того, что получилось. Затем это интерпретируется и дается диагноз личностных особенности.
  • 3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений. Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) - хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются карточки с неоднозначными по содержанию черно-белыми картинками, по которым он должен составить рассказ и установить последовательность изображенных событий.
  • 4. Катартические . Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления. С помощью этого исследователь может обнаружить выносимые испытуемым во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
  • 5. Экспрессивные . Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
  • 6. Импрессивные . Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.
  • 7. Аддитивные . От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории .

Все перечисленные методики объединяет способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. В результате решается задача диагностической деятельности: оценить актуальное состояние ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.

Один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности является внимание. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, является тест с помощью колец Ландольта.

Данный тест позволяет дать практическую оценку устойчивости, распределения и переключения внимания, используя один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной .

Определение объема памяти ребенка (кратковременной зрительной памяти, оперативной зрительной памяти, опосредованной памяти) также возможно с помощью предметного тестирования. Например, для определения объема кратковременной зрительной памяти ребенку поочередно предлагают два рисунка. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все лини, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти. Для оценки оперативной зрительной памяти ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. детский психодиагностика тест

Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников. Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в минуту на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти. Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников.

Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок. Затем определяется среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребёнка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?». Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель .

Для диагностики опосредованной памяти, материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много». Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: «Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Весёлый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывёт по реке. Кошка ест рыбу».

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны .

Таким образом, в современной системе образования актуальными вопросами являются готовность ребенка к школе, его психическое развитие, способности и отношения. Дети имеют ряд существенных особенностей, что выдвигает особые требования к методам психодиагностики детей. Для обеспечения научной обоснованности применяемых методик, в психологической диагностике детей на практике широко используются предметные тесты.

Предметное тестирование основано на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого ребенка на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями ребенка, доступны объективной диагностике. С помощью предметных тестов возможно исследовать психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста, динамику развития, темп развития, новообразования возраста. Предметные тесты существенно сокращают время исследования, что важно при диагностике детей в силу непроизвольности их внимания, позволяют оценить широкий круг вопросов и обеспечить научность психодиагностических методик.

Тестирование


Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Тесты предъявляют требования:

Строгая формализация всех этапов тестирования,

Стандартизация заданий и условий их выполнения,

Квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,

Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:

1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,

2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,

3)введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.

Тест состоит из двух частей:

а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)

б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большуюю объективность результатов.

Тесты классифицируются по разным признакам.

По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

По формальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

Разработка теста состоит из четырех этапов.

На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;

На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;

На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;

На четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);

б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;

в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;

г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);

д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;

е) условия ситуации;

ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве;

з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;

и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да");

к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностики личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).

Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

Использованная литература:

1.Соц.справочник,Киев,1990.

2.Соц.словарь,Минск,1991.

3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М:Наука,1989.