Анализ стихотворения тютчева наш век.

Стихотворение «Наш век».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века».

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Ис­следователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы».

Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

Финальные строки стихотворения перекликаются с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве:

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.

Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаж­дет». Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры».

Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…».

Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

Стихотворение «Наш век».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века».

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Ис­следователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы».

Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человече­ства, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

Финальные строки стихотворения перекликаются с евангель­ской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого не­мым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»! В сти­хотворении Тютчева же сама возможность искупительной мо­литвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не способен к очищающей молитве:

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.

Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеа­ла, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из прошлого. Об этом идеале ничего не говорится, однако эта по­лярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие анти­тез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаж­дет». Категория времени определяет всю композицию стихотво­рения.

Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — пе­рекрестная. Поэт использует немногочисленные средства худо­жественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лекси­ческом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры».

Стихотворение мы можем рассматривать в русле философс­кой и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указыва­ет на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…».

Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.

Кризис веры - всегда актуальная тема для русской литературы. Ее осмыслению посвящено множество поэтических строк.

В середине XIX века к ней обращается родоначальник русской философской лирики Ф. И. Тютчев. Свои мысли по поводу вечной проблемы веры и неверия поэт выразил в стихотворении «Наш век». Именно о нем мы и поговорим в очередном выпуске проекта «».

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Исторический контекст

Стихотворение «Наш век» написано Ф. И. Тютчевым в годы, которые в истории литературы именуются «мрачным семилетием» (1848–1855). «Царство мрака в России» - так определяет литературный критик Павел Анненков состояние страны в этот период, когда русское общество испытало влияние прокатившихся по Европе революций. От патриархального уклада в западных странах не остается и следа. В России тяжело воспринимался последний этап царствования Николая I (особенно - либеральной интеллигенцией).

В эти годы государство пристально следит за всеми сферами общества, в том числе за деятельностью различных социальных и литературных группировок. Так, в 1849 году был разгромлен кружок петрашевцев - объединение революционно настроенных молодых людей. 21 человек из 123-х опасных «вольнодумцев», среди которых был писатель , были приговорены к смертной казни. Однако суд смягчил приговор, устроив инсценировку. В самый последний момент, когда на участников объединения уже были надеты предсмертные рубахи, расстрел был заменен каторгой.

Цензура достигает своего пика. В годы «мрачного семилетия» произошло то, что один из видных критиков и писателей Российской империи А. И. Герцен охарактеризовал так: «русская поэзия онемела». Ведущие литературные журналы практически перестают печатать стихи.

Правительство было напугано событиями политического террора в Западной Европе: не хотелось аналога революции 1848 года на русской почве. Однако сценарий развивается печальным образом: зреют оппозиционные взгляды в высших слоях общества, вспыхивают крестьянские восстания. Все усугубляется тяжелейшей международной обстановкой: потерями русской армии в Крымской войне (1853-1856). Увенчивается «мрачное семилетие» смертью Николая I в 1855 году.

Духовно-нравственная и интеллектуальная жизнь в России той поры характеризуется распространением (несмотря на гонения) оппозиционных настроений, все более острого скепсиса в отношении сразу и устройства власти в России, и тем религиозных. Христианские ценности в их церковном понимании, воспринимались многими как ретроградство и тормоз в развитии страны. Взоры всё чаще обращались в сторону западного революционаризма и республиканских идей. Однако существовали деятели культуры и искусства, которые главной проблемой помрачения эпохи, напротив, считали именно такой разброд и шатание умов, отход от веры, от верности монархии. И люди эти не скрывали своих взглядов. Среди них оказался Ф. И. Тютчев.

Автор

Путь к своему читателю для Тютчева был долог и труден. Жизнь Тютчева долгое время не была связана с поэзией, которую он считал увлечением:

В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут…
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.

Воспитанный в дворянской среде, закончивший Московский университет, Тютчев более двадцати лет провел на дипломатической службе в Италии и Германии. Его творчество оказалось замеченным только в начале 1850-х годов, когда Тютчеву было почти 50 лет. Первооткрыватель Тютчева - поэт и публицист Николай Некрасов, написавший в статье «Русские второстепенные поэты», что относит Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам». Так был дан толчок к прекращению длительного молчания вокруг творчества и имени поэта, который выходит на литературную арену.

У Тютчева был особый религиозно-философский взгляд на предназначение и сущность России. Поэт-дипломат излагает его в двух статьях - «Россия и Германия» и «Россия и революция». Он считал революцию чуждым элементом для страны, а саму Россию - достойной называться единственной «христианской державой», исповедницей православной веры. Он признает, что Россия переживает кризис, вызванный тем, что человек отдаляется от Бога, не связывает свою мысль с Церковью, тонет в своей гордыне, пучине холодного рационализма и собственных эгоистических страстях. О своих взглядах он говорит не только в публицистике, но и в поэзии они звучат совершенно открыто.

О произведении

Стихотворение «Наш век» написано Тютчевым в 1851 году в Москве. Поэт горестно сетует на духовные метания современного человека: «Не плоть, а дух растлился в наши дни». Тление духа проистекает от безверия, которое губит душеспасительное религиозное восприятие мира.

Стихотворение “Наш век” читает И. Смоктуновский

Парадокс человека «нашего века» состоит в том, что он хочет верить, но не просит о вере в силу своей гордости, происходящей из бездуховного состояния общества, которое одержимо революционными идеями. Можно сказать, что Тютчев предвосхищает главную идею романа : «Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют». Однако из уст человека современности все-таки вырывается отчаянный призыв о помощи к Богу в утверждении веры.

Отсылки к Библии

Заключительные строки стихотворения «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! / Приди на помощь моему неверью!..» восходят к библейскому сказанию об . Отец мальчика просит Спасителя вылечить своего сына. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9 :23–24).

Исцеление бесноватого отрока

Использование евангельской цитаты в самом конце «Нашего века» - это не только изображение, казалось бы, безнадежности безнравственного состояния современного мира и всего века, но и молитвенный призыв к преодолению религиозного кризиса в душе автора и в душах его современников. И необходимо сказать, что в середине 50-х годов, после политического террора и религиозного кризиса, Россия начинает вступать в пору духовного подъема.

Непонятные слова

Растлиться (книжн.) - развратиться, стать безнравственным

Обретши (устар. форма) = обретя, отыскав, найдя

Роптать - высказывать недовольство или обиду

Днесь (церк. книжн., старин.) - теперь, сегодня

Скорбеть (книжн.) - горевать, печалиться

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми

чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

– в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Тема смерти в творчестве Федора Тютчева поднимается несколько раз, и для этого есть веские основания. Сперва поэт теряет первую супругу,...
  2. Стихотворение написано 26 апреля – начало мая 1867г. Написано в связи с появлением в мартовской книжке РВ за 1867 г....
  3. Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую...
  4. Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет...

Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.

Данное произведение было написано Ф. И. Тютчевым в период, когда русское общество испытывало на себе влияние прошедших в Европе революций (1848 - 1855).

У Ф. И. Тютчева был некий религиозно – философский взгляд на суть и предопределение России. Он считал, что революция является «инородным телом» для страны, саму же Россию видел единственной державой, достойной называться христианской, исповедующей православную веру. Он сознает, что Россия переживает трудное время, связанное с потерей религиозных ценностей, Бога, как основного элемента веры. А жизнь человека, в свою очередь, становится, переполнена эгоизма, гордости и равнодушия.

Свое мнение он высказывает не только в публицистике, но и в своих произведениях достаточно открыто. Кризис веры – тема, являющаяся всегда актуальной в русской поэзии. Этому размышлению было посвящено много поэтических фраз. В середине XIX века свое отношение к проблеме веры и неверия Ф. И. Тютчев выразил в стихотворении «Наш век». Поэт размышляет моральном облике человека и общества, в котором он живет.

По тематике стихотворение можно соотнести скорей к философской лирике, жанр – лирический фрагмент, написано в романтическом стиле.

Автор считает, что современный человек лишен некого духовного основания, потому находится в таком отчаянии. Оно заключается в общении с Богом, и этим движут такие чувства как вера и любовь. И как раз этих «плодов духа», по мнению Тютчева, недоставало окружающим его людям, многие из которых понимали пустоту и никчемность своей жизни.

Анализируя произведение, Тютчева мы видим, что его герой находится в безмерном одиночестве, и с глубокой тоской размышляет о нынешнем веке, лишенного веры. Он подвержен эгоизму, гордыне, лишен моральных ценностей, но в тоже время переполнен тревоги за будущее человечества, осознавая суть происходящего. Отсутствие веры разрушает внутренний мир человека, обрекает на постоянные противоречия и душевные сомнения. Ищет свет, и найдя его - ропщет и бунтует…

Внутреннее неудовлетворение иногда порождает необъяснимые действия, но мало кто может набраться смелости и обратиться, в своей духовной немощи, к Господу за помощью. Из строк стихотворения мы видим, что человек «жаждет веры... но о ней не просит...». А не просит потому, что не понимает простейшей истины, что любому из нас нужно просто верить во что-либо. Безверие, как считает Тютчев, порождает в сердце и мыслях беспорядок, заставляет человека сомневаться в себе, и толкает на неверный путь, с которого тяжело сойти. Однако, для того, чтобы миновать этот внутренний мятеж достаточно обратиться к Господу, впустить Его в свое сердце, ощутить на себе Божию опеку и любовь, что и является, по мнению автора, маяком в жизни каждого человека.

Не смотря на то, что стихотворение Ф. И. Тютчева «Наш век» написано много лет назад, своей актуальности оно не теряет, и поэтому, размышляя о сегодняшнем состоянии нашего общества, к большому сожалению, мы можем с этим замечательным поэтом сказать: «Не плоть, а дух растлился в наши дни...».

Анализ стиха Наш век Тютчева

Стихотворение «Наш век» Тютчев написал во времена, когда люди России были под влиянием революций, которые происходили в Европе в период 1848-1855 годов.

Автор на протяжении своей жизни был верен своему главному убеждению насчет России. Тютчев был уверен в том, что такие проявления как революция, являются болезнью, чем-то инородным для родины. Россию считал истинной и единственной страной, которая имеет право называть себя христианским государством, которое верно православию. Поэт понимает, что родина находится в трудном положении, ведь в данное время была потеряна и забыта вера, что очень отразилось на жизни людей, многие из которых стали эгоистами и людьми с безразличием ко всему происходящему.

Данное стихотворение относится к лирике, которая наполнена романтикой. Автор ведет размышления, насчет человека и общества, которое его окружает. По мнению поэта, люди потеряли духовные ценности, перестали обращаться к Богу. Этого и не хватает обществу, которое смирилось со своей ничтожностью и пустотой.

Проводя анализ произведения, становится явным то, что главный герой очень одинок и очень обеспокоен ситуацией в стране. Его беспокоен потеря веры у людей и в то же время является очень эгоистичным и высокомерным человеком, который потерял моральные принципы. По мнению Тютчева, если вера не находит своё место в жизни человека, то человек подвержен многим сомнениям, которые терзают изнутри.

Внутренние проблемы и недовольства могут стать причиной совершенно спонтанных и никак не обоснованных действий. Люди практически все трусливы, ведь не у каждого хватает сил признать свою слабость и прибегнуть к помощи Бога, обратится к нему и попросить помочь. В произведении подчеркнуто, что многие люди хотят верить, но попросить об этом никто не может. Потому что нет понимания, что человеку для успокоения следует иметь веру, причем неважно во что. Тютчев уверен, что отсутствие веры является основной причиной неправильных путей, которые выбирают люди под влиянием неуверенности и внутреннего беспорядка. Чтоб избежать всех этих негативных последствий, Тютчев настаивает на том, что требуется обратиться к Богу, ведь это является главным в жизни.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Наш век

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану

    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было

  • Анализ стихотворения Жуковского Приход весны

    Короткое, но запоминающееся стихотворение "Приход весны", написанное известным и любимым поэтом Жуковский Василием Андреевичем стало одним из самых прекрасных произведений поэта.

  • Анализ стихотворения Анненского Среди миров

    И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.