Архив метки: Парень женится на принцессе. Принцесса и медведь

Рагнар Лодброк является полумифическим персонажем. О его существовании учёные спорят до сих пор. Как исторический персонаж Рагнар Лодброк не фигурирует в летописях, но норвежские саги указывают на то, что он был вполне реальным человеком.

Происхождение Рагнара Лодброка

Если верить сагам, Рагнар являлся представителем славного рода Инглингов, ведущего свою родословную от бога солнечного света Фрейра. Сам же Фрейр является внуком верховного бога Одина, что косвенно причисляет всех его потомков к кровным родственникам Одина. Фрейр был достаточно миролюбивым богом, который не любил воевать, и именно он считается предком всех конунгов Швеции и Норвегии.

Несмотря на то, что Рагнар Лодброк (благодаря сериалу «Викинги») считается простым викингом , который смог «подняться» до конунга, скорее всего он был сыном известного конунга данов Сигурда Кольцо. Сам Сигурд был правнуком Скира из рода Инглингов. Для того чтобы стать королём данов, Сигурду пришлось полностью разбить войско конунга Харольда Беззубого. Так что истории о том, что «простому» викингу Рагнару Лодброку удалось стать героем, который смог завоевать Париж, мягко говоря, сомнительны.

Почему Рагнара звали Лодброком?

О биографии викинга Рагнара можно узнать из скандинавских саг. Прозвище «Лодброк» (что значит кожаные штаны) он получил или в детстве или после первой женитьбы.

  1. Первая легенда рассказывает, что Рагнар в детстве охотился в лесу и случайно попал в охотничью яму, которую викинги вырыли для крупного зверя. В этой яме скопилось множество ядовитых змей, которые тут же накинулись на будущего короля викингов. На этом историю жизни Рагнара можно было бы закончить, если бы не плотные кожаные штаны. Змеи не смогли их прокусить и будущий «морской король» остался жить;
  2. Согласно второй легенде, своё прозвище Рагнар получил благодаря заботам жены. Именно она сшила ему «волшебные» штаны из кожи в качестве амулета. Скорее всего, штаны были из толстой шкуры с шерстью, иначе викинги не придавали бы такого значения этой детали одежды своего вождя. Толстая шкура прекрасно защищала от режущих ударов холодным оружием, так что, называя её амулетом от травм, жена Рагнара была права.

Лингвисты придерживаются других теорий относительно происхождения прозвища этого легендарного или исторического персонажа:

  1. Некоторые считают, что викинги, давая прозвище «Лодброк», подразумевали тёмно-зелёный цвет штанов;
  2. Другие считают, что данное прозвище вообще не связано с одеждой и происходит от искажённого названия реки Лодбрик, которое переводится как «ручей ненависти»;
  3. Ещё одна гипотеза гласит, что прозвище королю дали исландцы и образовано оно от слова «leodbroga», которое означает «пугающий людей»;
  4. По иной версии Рагнар ходил в бой под знаменем, изображающим одного из воронов-спутников бога Одина. Его прозвище было составлено из двух слов, которые вместе переводятся как «Судьбоносный» (lod – судьба, brog – знамя).

Был ли у Рагнара брат Ролло

В популярном сериале «Викинги» у Рагнара есть брат по имени Ролло. Естественно, что у Рагнара был брат и не один (поскольку конунги не отличались целомудрием), но брата с именем Ролло у Рагнара никогда не было.

Настоящий Ролло является вполне реальным персонажем, правда, родился он примерно на сто лет позже, чем его так называемый «брат» Рагнар. Биография Ролло задокументирована в летописях, так что он вполне историческая личность. Ролло принял христианство и взял в жены дочь короля (тот был вынужден отдать ему свою дочь, чтобы избавить королевство от набегов свирепых викингов с Ролло во главе). Вскоре он стал королём Нормандии и умер в возрасте 72 лет.

Жёны и дети Рагнара Лондброка

Рагнар был достаточно любвеобильным, и только официальных жён у него было три. Согласно традиции той эпохи, женитьба расценивалась викингами как способ поднять свой статус и укрепить материальное положение.

Первой женой (дети от которой ничем не прославились) стала воительница Лагерта. Согласно легенде, для того, чтобы взять её в жёны, Рагнару пришлось сразиться с волком и медведем. Лишь после того, как медведь был убит, Лагерта согласилась стать его женой.

Если навести справки о женщинах-воительницах древней Скандинавии, то становится ясно: сражениями с дикими зверями дело не ограничилось. Взять жену-воительницу Рагнар мог только победив её в бою.

Став ярлом, Рагнар развёлся с Лагертой, использовав в качестве повода знамение, якобы посланное богами, натравившими на него сначала собак, а потом медведя. Реальной причиной развода, вероятнее всего, послужило желание Рагнара породниться с могущественным ярлом Харредом, чью дочь Тору он и взял в жёны. Вторая жена родила Рагнару двоих сыновей и одну дочь.

Но на этом Рагнар не остановился, и оставив вторую жену, женился в третий раз. На этот раз на принцессе Аслауг, чей отец легендарный король Сигурд в свое время убил дракона Фафнира.

От этого брака у Рагнара было пятеро детей:

  1. Бьёрн Железнобокий;
  2. Сигурд Змееглазый;
  3. Ивар Безкостный;
  4. Хвитсерк;
  5. Рагнхильд.

Сыны Рагнара выросли отличными воинами, и хотя исторических доказательств существования братьев Рагнарсонов нет (викинги не вели летописи, их главными историческими источниками были устные саги), множество косвенных источников указывают на то, что сыновья Рагнара так же реальны, как и сам Рагнар.

Самым известным сыном Рагнара является Сигурд Змей в глазу, внук которого впоследствии стал королём Норвегии. Своё прозвище Сигурд получил или за редкую мутацию зрачка, или (что более вероятно) из-за взгляда, который никто не мог выдержать. Вместе с братом Иваром Безкостным они считались самыми жестокими сыновьями Рагнара.

Считается, что только от официальных браков у Рагнара было не менее 11 детей. Кроме этого, он не отличался супружеской верностью, и по всей территории Скандинавии у него было множество внебрачных потомков. Множество историй о том, как он хитростью овладевал женщинами, служат тому подтверждением.

Самым ярким примером может служить легенда, как Лодброк переодевался в женское платье, чтобы тайно пробираться к дочери крестьянина. В этом не было бы ничего необычного, если бы эта история происходила во Франции или Италии. Однако для викингов уподобляться женщине значило навлечь на себя позор. Настоящий язычник-скандинав ни за что не надел бы женское платье. Скорее всего, эта легенда — своеобразная метафора, которая говорит о том, что ради женщин Рагнар был готов переступить через любые нормы морали тех времён.

Великий поход Рагнара на земли франков

Скорее всего, Рагнар не добился бы исторической известности, если бы не его победа над франками. Безграмотный варвар смог захватить Париж, разбив самое сильное войско Европы того времени.

На войну с франками Рагнара подвигла боязнь того, что после его смерти найдутся герои, которые смогут превзойти великого воина. Из-за этого Лодброк брался за самые невероятные авантюры и походы. Обладая невероятными полководческими способностями, Рагнар выходил победителем из самых сложных ситуаций. Именно поэтому его удача привлекла в поход на земли франков разбойников-викингов со всей Скандинавии, когда Рагнар в 845 году отправился к берегам Франции. С ним отчалили около 150 кораблей с 5 000 викингов на борту. Хотя такой бандой управлять было чрезвычайно трудно, авторитет и жестокость Рагнара смогли сплотить их в одну могучую силу.

Как только войско достигло Франции, оно разделилось на две части, чтобы разграбить как можно больше земель, пока жители не ушли вглубь материка, спасаясь от безжалостных язычников. Войска Рагнара пошли по реке Сене, а вторая часть, во главе с Хастингом (верным другом Лодброка) – по Луаре. Грабя окрестные сёла, города и монастыри, викинги вскоре воссоединились в одно войско с целью захвата Парижа.

Король франков Карл Лысый приготовил северным захватчикам западню, поместив своё войско на двух берегах Сены. Но эта хитрость обернулась против него самого. Орда викингов Рагнара и Хастинга молниеносным ударом смяла половину франкского войска, а вторая половина просто не смогла им помочь.

Чтобы избежать опасной битвы с уцелевшей половиной войска франков, Рагнар дал приказ убить всех франков на виду у противника. Викинги, будучи признанными заплечных дел мастерами, повесили больше сотни врагов, а остальных четвертовали и замучили. Франки в ужасе отступили в Париж, и Карл Лысый вскоре согласился откупиться, чтобы сохранить город от разграбления.

28 марта войско викингов торжественно вошло в Париж. Карлу Лысому пришлось заплатить огромный выкуп. Верный своему слову, Рагнар не тронул Париж, но вскоре опять вернулся и разграбил все поселения на берегах Сены. Король назначил огромную награду за голову Рагнара, но никто не отважился на такую авантюру.

Бытует мнение, что захват Парижа викингами был не столько заслугой Рагнара, сколько счастливой случайностью. Франки в то время считались лучшими воинами Европы, имели более качественные доспехи и оружие, к тому же были закалены в постоянных военных стычках. С другой стороны, франкское войско было ослаблено междоусобной войной, инициированной тремя сыновьями Людовика, не сумевшими мирно поделить отцовский трон. Скорее всего, Рагнар знал это: помимо того, что он имел полководческий талант, он не брезговал услугами наёмных шпионов.

Армия франков не пришла к единому мнению, какого претендента на трон поддержать. Поэтому она оказалась просто не готова отразить молниеносный удар дерзких и закаленных в схватках северных разбойников. В поддержку этой точки зрения уместно будет напомнить, что прежние походы викингов на земли Франции не были столь же удачными и больше походили на разбойничьи налёты.

Второй поход викингов закончился неудачей, так как большая часть северян выбыла из строя из-за дизентерии. Вторжение было похоже на обычный разбойничий налёт викингов, и разграблению на этот раз подверглись только монастыри и селения.

Интересен один факт, касающийся Рагнара Лодброка. В Европе его звали «Бич Божий». Такое прозвище Рагнар получил за особую хитрость, кс котрой он покорял христианские города. Дождавшись церковного праздника или хотя бы воскресенья, Рагнар следил, когда все рыцари соберутся в церкви, после чего с лёгкостью захватывал город и безоружных воинов, заблокированных в храме.

Несмотря на то, что викинги обычно разоряли города дотла и убивали всех подряд, Рагнар в этом отношении отличался большей практичностью. Он запрещал жечь город и убивать его жителей, если те соглашались выплатить выкуп. Своим воинам Рагнар говорил, что можно вернуться через несколько лет на это же самое место и опять взять богатую добычу. И обычно он так и делал.

Смерть Рагнара Лодброка

Когда дети Рагнара были уже взрослыми воинами, он решил повторить свой легендарный подвиг с захватом королевства. На этот раз он выбрал Нортумбию. Этот поход оказался неудачным для старого конунга. Воины короля Эллы захватили Рагнара в плен и предали мучительной казни в яме с ядовитыми змеями. Существует несколько версий того, почему войско Рагнара проиграло это сражение:

  1. Согласно первой версии, флот викингов попал в шторм и был практически весь уничтожен, а уцелевших викингов легко добили воины английского короля. Учитывая опыт викингов в мореплавании, в такой вариант поверить довольно сложно;
  2. Согласно второй версии, корабль с Рагнаром, проплывая возле берегов Нортумбии, сел на мель и утонул. Выплывшего Лодброка с лёгкостью взяли в плен;
  3. Третья версия поражает своей наглостью, но зная характер Рагнара, в неё легко можно поверить. Рагнар отправился за выкупом в Нортумбию на единственном корабле. Он настолько был уверен в своих силах, что даже не представлял, что его убьют. Взятый в плен Рагнар надменно требовал немедленно его освободить и выплатить выкуп за оскорбление, которое нанёс ему король Элла.

Умирая от укуса ядовитой змеи, Рагнар произнёс (в надежде, что эти слова расскажут его сыновьям) следующие слова: «Вот мои поросята хрюкнут, когда узнают про смерть старого кабана!» Неизвестно, были эти слова правдой или их добавили скальды, но сыновья Рагнара действительно жестоко казнили короля Эллу, убившего их отца.

Месть сыновей Рагнара Лодброка

Узнав о смерти отца, братья Рагнарсоны были охвачены благородной яростью. Их отец умер как раб, ему не дали даже оружия в руки, лишив тем самым возможности попасть в Вальхаллу. Собрав многотысячную армию, они отправились в великий поход на земли англичан. В 867 году объединённое войско сыновей Рагнара вторглось в Нортумбию, с ходу разгромило армию Эллы, а его самого предали мучительной казни.

Не удовлетворившись этим, братья двинулись дальше и разорили большую часть Англии. Этот факт исторически подтверждён и носит название «Великая языческая армия», хотя часть историков сомневается, что поводом к началу датской экспансии послужила именно смерть Рагнара Лодброка.

Вторжение викингов продолжалось 4 года, и было остановлено королём Альфредом, который за это ещё при жизни получил титул «Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Признаюсь честно: новость о том, что ставят мюзикл по одноименному фильму поначалу во мне особого энтузиазма не вызвала. Я люблю мюзиклы, но фильм «Обыкновенное чудо» не относится к числу тех моих любимых картин, которые я готова пересматривать снова и снова, хотя пару раз смотрела его с удовольствием. Но мюзикл? Навскидку оттуда вспоминается только песня Миронова про бабочку. Так что я себе сделала пометку, что надо как-нибудь сходить, но в ближайшее время туда не рвалась. И вообще я собиралась сначала сходить на «Зорро» - МДМ на Фрунзенской и территориально ко мне ближе, чем концертный зал на Пролетарской, а уж потом как-нибудь и до «Чуда» добраться. Но «Чудо» пришло ко мне само – в виде пригласительных на предпремьерный показ (официальная премьера сегодня, 15 октября), за что отдельное спасибо одной доброй волшебнице:)
И сейчас, находясь под впечатлением от вчерашнего праздника, хочу официально заявить, что «Обыкновенное чудо» - это лучший мюзикл, который я видела со времен «Метро». «Метро», конечно, уже ничто не затмит, потому что это был самый первый мюзикл, который поставили в России и который я видела. У него была очень сильная команда молодых актеров, которые горели энтузиазмом, и в эмоциональном плане это было что-то невероятное. После «Метро» всякий раз отправляясь на мюзикл, я мечтала пережить нечто похожее – влюбленность, одиночество, радость, тоску, отчаяние, стремительно сменяющие друг друга. Так, чтобы кругом шла голова. Так, чтобы то лихорадило от любви, то сердце раздирало в клочья от боли. Так, чтобы на глазах закипали слезы обиды и отчаяния, а поцелуй, доставшийся исполнительнице главной роли в финале, пожаром горел на губах.

Мюзиклов было много – «Нотр Дамм», «Ромео и Джульетта», «12 стульев», «Мама мия», «Кабаре», «Монте-Кристо», «Красавица и чудовище». Все мне нравились, все были хороши по-своему, от посещения каждого я получила удовольствие, на некоторые думала сходить еще раз, но так и не сходила. Но эмоционально ни один не приблизился к «Метро», и я уж стала думать, что это не мюзиклы недостаточно хороши, а я сама уже не такая восторженная девочка, какой была в 98-м, и уже не способна испытать сильные эмоции от происходящего на сцене. От двух последних мюзиклов я уже не ждала ничего особенного.
И вот наконец случилось «Обыкновенное чудо».
Этот мюзикл мне понравился еще до того, как открылся занавес – с «бякающей» бабочки, проекция которой «пролетела» по стене зала и по занавесу, изрядно развеселив всех зрителей забавными «бяк-бяк-бяк», раздававшимися из динамиков. А потом запрыгал воробушек, приговаривая «прыг-прыг-прыг» тем же мультяшным голоском Масяни, и зал уже был покорен.
А потом началась сказка, сюжет которой известен всем, кто смотрел фильм.

Самые запоминающиеся сцены:

Первая встреча Принцессы и Медведя на лестнице
Флирт Администратора с женой волшебника и знаменитая песня про бабочку, поставленная с бродвейским размахом и участием множества танцоров
Поединок Медведя и переодетой Принцессы на шпагах, который заканчивается ее разоблачением
Встреча Эмиля и Эмилии
Драка Медведя с Администратором, в конце которой поверженный Администратор взмывает под купол – эффектный трюк, который вызвал восторг всего зала
Свадьба Принцессы и Администратора, которую останавливает Медведь
Финальная встреча Принцессы и Медведя в движущихся декорациях дома, когда они переходят из одного дверного проема в другой, но никак не могут приблизиться друг к другу
И, конечно, то самое чудо, которое случилось после поцелуя Принцессы и Медведя, когда сперва грянул гром, а потом под потолок сцены взлетел десяток белых голубей

Декорации и костюмы

Декорации мюзикла довольно лаконичны, костюмы главных героев довольно просты и скромны. Блистают эффектными нарядами разве что придворные дамы – в платьях с юбками в виде трехъярусных тортов и шляпках в виде тех же тортов со свечами, парусника и воздушного шара. Но даже одна деталь в костюме героев может сыграть важную роль: например, когда Принцесса впервые появляется на сцене, она похожа на фею, за спиной которой – крылья. А это всего лишь пышный бант на спине платья. Этот бант, навевающий ассоциацию с крыльями, подчеркивает восторженность героини, ее романтичность, веру в лучшее. А в заключительных сценах, когда Принцесса, уже порядком повзрослевшая и хлебнувшая горя, переживает разлуку с любимым и собирается выйти замуж за Администратора, бант на платье уже скромнее и не выступает из-за спины, а свисает атласными лентами, словно поникшие крылья.

Актеры (могу ошибаться в фамилиях: к сожалению, в программке не был указан сегодняшний состав, так что играю в угадайку по фотографиям. Если что не так, поправь меня, добрая волшебница!)

Во время просмотра невозможно избежать сравнений с фильмом, и особенно сложная задача ложится на актеров. Очень сложно переиграть короля в исполнении Евгения Леонова, администратора- Андрея Миронова, волшебника – Олега Янковского. Да этого и не нужно: главное – создать свой собственный образ, не копируя манеру игры знаменитого предшественника, а привнести что-то свое. И здесь все зависит от таланта актеров.

В Медведя и Принцессу я поверила сразу, с их первого появления на сцене. Молодые актеры такие искренние, порывистые, восторженные и обаятельные, что я весь спектакль и не вспоминала об Александре Абдулове и Евгении Симоновой. Кстати, Симонову я в этом фильме не очень люблю, а Принцесса в исполнении Антонины Березки меня покорила. Ну, а в Медведя – Павла Левкина – я просто влюбилась. Вообще в отношении к этой паре актеров даже как-то не подходит слово «игра», потому что когда они на сцене, создается впечатление, что они не играют, а живут, а ты сидишь не в зрительном зале, а присутствуешь при настоящем свидании двух влюбленных. Каждая встреча Принцессы и Медведя приковывает внимание и держит в напряжении от начала до конца. Тут робость и восторг первой встречи, и боль разлуки, и обида отверженной Принцессы, и глухая тоска Медведя, и отчаяние Принцессы, собирающейся выйти замуж за первого встречного, и ревность и гнев Медведя, то в пику Принцессе делающего предложение придворной даме, то вкладывающего ружье в руки Охотника, чтобы тот закончил его страдания после превращения. Мурашки по коже – это еще мягко сказано. Уже в сцене знакомства Принцессы и Медведя молодым актерам удалось так захватывающе передать зарождение влюбленности и радость первой любви, что, я уверена, каждый зритель в зале почувствовал себя юным и влюбленным. Хотя бы на минутку. Это ли не чудо? Ради таких вот сцен и стоит ходить в театр.
Хотя один из эпизодов, когда Медведь признается Принцессе, что на нем лежит страшное заклятье и ее поцелуй превратит его в зверя, меня разочаровал по постановке. Такой кульминационный момент – а между героями нет зрительного контакта, они не смотрят друг на друга. Принцесса стоит лицом к залу и, обращаясь к Медведю, говорит в зал. Медведь за ее спиной застыл на лестнице, склонив голову, а его голос звучит громовыми раскатами – словно не живой, а записанный на пленку. И сцена, полная внутренней драмы, внешне выглядит очень статично, как застывший на кинопленке кадр. Надо пересмотреть, как эта сцена сделана в фильме, но в мюзикле я ждала обмена взглядами, взаимодействия между актерами. Понятно, что это решение принадлежит режиссеру, и к актерам тут претензий нет – отчаяние и крушение надежд в шаге от разлуки они сыграли блестяще.

Администратор в исполнении Виктора Добронравова – амбициозный, себялюбивый, обаятельный подлец, от которого невозможно отвести взгляда, и актер с этой ролью справляется блестяще, что бы ему ни приходилось делать на сцене – соблазнять жену волшебника, строить придворных дам, ругаться на придворного, который слишком быстро сыпет песок в часах, фамильярничать с королем или унижаться перед ним.

А вот глядя на короля-Ускова, я никак не могла отделаться от «призрака» Евгения Леонова, постоянно прокручивая в памяти, как эта фраза звучала у короля Леонова.

Очень хороши Эмиль-Рассудов и Эмилия-Чарквиани, которую я видела в «Мама мия» и «Красавице и чудовище». И драматически, и вокально актеры прекрасно справляются со своими ролями. А первая их встреча после долгой разлуки в 15 лет, когда герои выясняют, что все еще любят друг друга, не менее трогательна, чем сцены встреч Принцессы и Медведя.
Первый министр (Василий Безруков) смешон, нелеп, курьезен, но очень гармоничен в этой роли.
Волшебник (Петр Маркин) на меня сильного впечатления не произвел ни игрой, ни вокалом. Знаю, что эту роль также играет Игорь Балалев, которого я видела в главной роли в мюзикле «Монте-Кристо». И в передаче «Романтика романса» с участием актеров «Чуда» он был великолепен в роли Волшебника, так что теперь хочу сходить на мюзикл с его участием.
Жену волшебника я в передаче видела в исполнении Ирины Линдт, а вчера на сцене была вроде бы Элена Денисенко. Обе актрисы мне понравились, и голоса у них замечательные.
Вообще женский вокал мне понравился больше, чем мужской. Всех актрис приятно слушать, а из мужчин-вокалистов порадовали только Администратор-Добронравов, Эмиль-Халтурин и Медведь-Левкин.
Причем голос Левкина пробирает до мурашек даже когда он просто говорит.

Еще когда смотрела первый акт, уже хотела вернуться на этот мюзикл снова. Досмотрела до конца, и стала прикидывать, кого я сюда могу привести, чтобы и самой еще раз окунуться в волшебство. Мужа – это раз, такие сказки лучше смотреть, держа за руку любимого. Маму – это два, она была в восторге от мюзикла «Мама мия», и эта постановка ей тоже понравится. Двоюродную сестру – это три, даже взрослым девочкам нравятся сказки о любви. Свекровь с тринадцатилетней племянницей – это четыре. Свекровь будет в восторге от ожившего сюжета старой киноленты, а племяшка – от зрелищных массовых сцен. Подругу, с которой я ходила на большинство мюзиклов, начиная с «Метро» - это пять. На «Красавицу и чудовище» она не пошла, посчитав его слишком детским, а «Обыкновенное чудо» - мюзикл для любой аудитории. Вчера в зале была и молодежь, и люди пожилого возрастра, и дети – от шестилеток до школьников, и всем было интересно.
В общем, теперь раз в месяц у меня будет «Обыкновенное чудо». Посмотрю его во всех возможных составах - благо, цены на билеты довольно демократичные.
Спасибо тебе, добрая волшебница Настя! И еще я тебе сильно-сильно завидую: потому что в моей жизни чудеса бывают только на страницах книг, которые я пишу, а в твоей «Обыкновенное чудо» теперь будет случаться каждый вечер. До встречи в зале!

Страница 20 из 21

Позвать сюда дрессировщика, - приказал он. - Пусть его медведь попляшет на канате!
В тот же вечер привели дрессировщика с медведем, умевшим танцевать на канате. Весь двор собрался посмотреть на забаву. Высоко-превысоко, под самым потолком тронного зала, от одной колонны до другой натянули канат. Медведь потешно плясал с палкой в передних лапах. Это было необычайно смешное зрелище, все хохотали и хлопали в ладоши, даже принцесса смеялась - впервые за очень долгое время.
Когда представление окончилось, дрессировщик подошел к принцессе, низко поклонился и протянул ей белого голубя. Принцесса зарделась от смущения, взяла голубя и поцеловала дрессировщика в лоб. Он ей очень понравился.
Когда король это увидел, он чуть с трона не свалился от бешенства и зашептал своему верному маршалу:
- Подложи-ка ты ночью ухо этому дрянному медвежатнику!
Он сказал это очень тихо, но принцесса все равно услышала и целую ночь никак не могла сомкнуть глаз и думала: «Как же, как же спасти дрессировщика?»
Между тем дрессировщик вернулся на постоялый двор, где обычно ночевал, а маршал скользкой тенью проводил его по узким темным улочкам города. И когда дрессировщик, как обычно, примостился на ночлег в конюшне, положив голову на мягкое брюхо медведя, маршал отстегнул левое ухо и сунул его в густую траву под оконце конюшни подслушивать.
А тем временем дрессировщик изливал душу медведю.
- Ах, мой дорогой медведь, - говорил он грустно, - я влюблен в прекрасную принцессу и хочу на ней жениться. Но тому никогда не бывать, потому что папаша у нее - жуткий мерзавец. Тиран, чудовище, подлец!
А ухо за окошком - знай себе подслушивает!

Сам же маршал вернулся во дворец, где его в нетерпении поджидал король, стоя на лестнице с золотым канделябром в руке.
- Ну что? - спросил он.
- Порядок, ухо подслушивает. Прямо у нашего голубчика под окошком, - гадко хихикая, сообщил маршал. - А утречком пойду заберу его. И уж тогда нам станут известны все его поганые мыслишки!
- Отлично, - потер руки король. - И если он говорит про меня гадости, то висеть ему в саду на тринадцатой вишне слева!
И хотя король с маршалом шептались тихонечко - как два нашкодивших пакостника, принцесса все слышала, потому что в этот момент пряталась за колонной в своей кружевной ночной рубашечке. Она на цыпочках пробралась назад - к себе в спальню, погладила белого голубя, написала крошечное письмецо и прикрепила его к лапке голубя. Потом выпустила птицу из окна.
Голубь полетел прямиком на постоялый двор. От шуршания его крыльев дрессировщик проснулся, прочитал письмо и даже побледнел от страха: шуточное ли дело - в письме было написано про маршальское ухо, которое знай себе лежит и подслушивает под окошком.
Дрессировщик вскочил на ноги и с медведем на цепи вышел на улицу.
- Дружок мой лохматый! - шепнул он зверю. - Ищи скорей ухо, везде ищи это проклятое ухо!
Медведь сопя обнюхал траву, обежал весь двор вокруг дома и наконец тонкий нюх привел его под окошко конюшни. Здесь он поднялся на задние лапы, взглянул на хозяина и глухо зарычал.
- Нашел? - спросил дрессировщик. - Ах, вот оно, я вижу, огромное красное ухо… Люди, проснитесь, здесь лежит маршальское ухо!
- Все видели? - спросил дрессировщик. - А теперь действуй, мой лохматый друг!

Медведь рыкнул и в один присест проглотил маршальское ухо. Люди закричали от радости и понесли дрессировщика по всему городу на руках. Все больше и больше горожан присоединялось к ликующей процессии, и вскоре огромная толпа с медведем во главе устремилась ко дворцу, где король в утреннем халате сидел у окна и пил чай - с черной икрой, разумеется. Рядом с ним стоял маршал и внимательно слушал его правым ухом - единственным, которое у него осталось.
Внезапно он побелел.
- Вы слышите, что они кричат, ваше величество?
- Нет, - сказал король. - А что особо интересного они могут кричать?
- Они кричат: «Ура-ура, медведь слопал маршальское ухо!»
- Какой кошмар! - воскликнул король. - Сейчас они ворвутся сюда с копьями, пиками, вилами, ножами и еще черт знает с чем… Похоже, это восстание… Дело пахнет керосином… Сматываемся, пока не поздно!
И король с одноухим маршалом бросились прочь из дворца, они рванули через вишневый сад с качающимися на ветру скелетами - только пятки сверкали!
Когда народ под предводительством дрессировщика с медведем проник во дворец, там было пусто, одна лишь принцесса шла им навстречу с лучистой улыбкой.
Дрессировщик с принцессой поженились, и он, стало быть, сделался королем. Вишневый сад срубили, а все скелеты аккуратно похоронили. Медведю поставили собственную кровать в королевской спальне. Он ужасно храпел, но молодой король и его прекрасная супруга лишь улыбались во сне.

Лягушиный король

В стародавние времена жила-была принцесса. Такая красивая, что даже у собак на улице дух захватывало, когда она проходила мимо, а старый священник, который вообще внимания не обращал на подобные вещи, - и тот долго тер стекла своих очков и бормотал: «Черт побери!»

Жаль только, что принцесса сама знала, как она красива. Каждый день она часов по десять кряду просиживала перед зеркалом и смотрелась в него, смотрелась, смотрелась, пока всем вокруг не становилось от этого тошно. А в оставшееся время она наряжалась. Всякий раз она заказывала все новые и новые наряды, и у нее было уже сто тридцать шесть платьев, тысяча двести семьдесят восемь шляпок и столько обуви, что хоть строй рядом с дворцом специальное обувное хранилище. В общем, плохо было дело, и родители забеспокоились.

Ребенок слишком легкомысленный, - сказал король. - Надо что-то предпринять.
- Сходи поговори с ней, - вздохнула королева.
Король тоже вздохнул и пошел наверх, в комнату дочери. Она как раз сидела перед зеркалом, обложенная зелеными шляпами, и примеряла их одну за другой.

Опять торчишь перед зеркалом? - спросил король.
- Вот, хочу подобрать красивую зеленую шляпку, - ответила принцесса. - Но у всех этих какой-то мерзкий цвет. Никак не могу найти тот зеленый, который мне нравится.

Дитя мое, - строго сказал король. - Хватит примерять шляпы! Иди лучше поиграй на пианино или поучи геометрию. В любом случае сделай что-нибудь полезное.
- Нет времени, - пожала плечиком принцесса. - Сначала шляпки.

Тут король ужасно рассердился, схватил зеркало и швырнул его на пол.
- Вот так! - крикнул он. - Иди подыши свежим воздухом, на природу марш! Погуляй в лесу и не вздумай вернуться раньше, чем через час. Живо!
И принцесса, низко опустив голову, пошла гулять. Она сильно испугалась и не посмела ослушаться, поэтому целый час бесцельно бродила по лесу, пока наконец не набрела на маленький, притаившийся среди деревьев пруд.

Старинная история, которую мы в переработанном виде знаем как сказку про “Красавицу и Чудовище”/”Аленький цветочек”, в Норвегии называется “Белый медведь король Валемон”. И, вероятно, производная от короля Валемона или похожей европейской легенды (медведи-принцы есть в Португалии, Германии, Швейцарии…) – “Обыкновенное чудо” или “Медведь” Шварца. Впрочем, у каждого древнего народа есть миф про увоз-увод красавицы царем зверей.

Рисунок Теодора Киттельсена (1912, ).

В 1991 году Ола Солум снял фильм “Kvitebjørn Kong Valemon”. скачать













В стародавние времена жил да был король. Дал ему Бог трёх дочерей: двух – неказистых да зловредных, зато третью – такую чистую и нежную, что твой ясный денёк. Король да и все остальные души в ней не чаяли.
Случилось ей однажды увидеть во сне венок из золотых цветов, и до смерти захотелось принцессе его заполучить. Да попробуй его сыщи! Вот и загрустила принцесса, говорить и то отказывается. Узнал об этом король и разослал по всему миру весть, задал работу кузнецам да золотых дел мастерам – пусть-де отольют венец, чтоб королевской дочери по вкусу пришёлся. День и ночь трудились мастера – но, сколько венков принцессе ни показывали, не могли они красотой сравниться с тем, что её пленил; она и глядеть на них не желала.
И вот как-то раз гуляла она по лесу. Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ней белый медведь. А в лапах у него – тот самый, из сна, венок, и медведь с ним играет.
Захотела принцесса купить у лесного зверя чудное украшение. Да как бы не так: отказался медведь от денег, потребовал в обмен на веночек её самоё к себе забрать, он за ней через три дня, в четверг.
Вернулась принцесса домой с золотым венцом, все и обрадовались, что повеселела она, а король решил: уж с одним белым медведем он как-нибудь сладит. И на третий день всё королевское войско выстроилось вокруг дворца, чтобы не пускать дикого зверя к принцессе. Да не тут-то было. Когда медведь пришёл, никто не мог с ним совладать и никакое оружие против него не помогало: раскидал он воинов на все четыре стороны, так и остались они мёртвые лежать. Решил тогда король обойтись меньшим убытком – отправил к медведю старшую дочь. Тот её на спину подхватил и помчался во весь дух.



- Э-э, да ты и не та вовсе, что мне нужна! – прорычал медведь и прогнал её домой.
В следующий четверг всё сызнова: выставил король вокруг дворца свою рать, но остановить медведя не смог – ни сталь, ни железо его не брали, косил он воинов, что траву.
Взмолился король о пощаде и выслал к нему среднюю дочь. Забрал её медведь и пустился в путь.
Бежал медведь, бежал, вдруг спрашивает принцессу:
- Мягко ли сидишь, далеко ли глядишь?
- Мягче было на матушкиных коленях, дальше видно из батюшкиного дворца.
- Э-э, да ты и не та вовсе, что мне нужна!
И прогнал её домой.
На третий четверг дрался медведь ещё яростнее. Не решился король погубить всех своих солдат – благословив, отдал медведю младшенькую. Тот вскинул её на загривок, и только их и видели. Долго-долго вёз он её, завёз в лес и снова спрашивает, как прежних двух, сиделось ли ей когда-нибудь мягче, видела ли она когда-нибудь дальше.
- Нет, никогда! – отвечает принцесса.
- Вот ты-то мне и нужна!
В конце концов приехали они в замок, такой великолепный, что королевский дворец рядом с ним показался бы убогой крестьянской избой. Стала принцесса там жить без забот да тепло очага хранить. Медведь где-то бродил целыми днями, а по ночам превращался в человека. Так и шло у них всё мирно да ладно целых три года. И каждый год рождалось у неё по ребёнку, но, как только дитя появлялось на свет, отец куда-то увозил его.
И Медведева жена затосковала. Стала проситься у мужа домой, хоть с родителями повидаться. Медведь ей в том не препятствовал – лишь одно наказал ей строго-настрого: отцовых советов слушаться, а материных – ни в коем случае.
Приехала принцесса в родной дворец. Как только осталась наедине с родителями и рассказала про то, как живёт, мать давай её уговаривать, чтобы взяла она свечу да рассмотрела хорошенько ночью, каков из себя её супруг. А отец – наоборот: ни к чему, говорит, это, только во вред.
Но как бы то ни было, а, уезжая, взяла принцесса с собой огарок свечи. Только муж уснул, зажгла она огонёк и посветила ему в лицо. Был он в человеческом облике так хорош, что она насмотреться на него не могла. Вдруг капля свечного воска скатилась и упала спящему прямо на лоб – и муж проснулся.
- Что же ты наделала, – говорит. – Обоих нас на несчастье обрекла. Потерпела бы ты ещё месяц, был бы я свободен от заклятья; ведь заколдовала меня колдунья, потому я днём медведь. А теперь всё кончено для нас: я должен уйти и жениться на ней.
И как принцесса ни плакала, ни металась, пришлось ему отправляться в путь. Тогда она стала просить взять её с собой, но муж ей отказал наотрез. Но когда выбегал он со двора в медвежьем обличье, вцепилась принцесса крепко-накрепко в его шкуру и вскочила к нему на спину. Так скакали они по горам и холмам, по лесам и перелескам, пока платье на ней не превратилось в лохмотья, а сама она вконец не обессилела и не лишилась чувств.
Когда принцесса очнулась, увидела она вокруг себя глухой лес. Поднялась и пошла дальше, сама не зная куда. Шла, шла, пока не наткнулась на домишко. Жили в нём две хозяйки – старушка да маленькая девочка.
Стала принцесса их расспрашивать, не видали ли они белого медведя короля Валемона.
- Да, был он здесь за день до тебя. Только бежал так быстро, что не догонишь ты его, – отвечали они.
Смотрит принцесса, девочка сидит и забавляется, играя золотыми ножницами. Стоит малышке щёлкнуть ими в воздухе, как вокруг неё вьются шёлковые и бархатные ткани. Тот, у кого были такие ножницы, никогда не нуждался в одежде.
- Тяжело тебе придётся в дороге, – сказала девочка принцессе. – Много одежды придётся износить. Тебе ножницы нужнее, чем мне.
И стала просить у старушки разрешения отдать страннице чудо ножницы.
Поблагодарила принцесса за подарок и снова пошла сквозь бескрайний лес. Шла она день и ночь, а на утро вышла к другой избушке. В ней тоже жили старушка с девочкой.
- Доброго вам дня, – говорит она им. – Не видали ли вы здесь белого медведя короля Валемона?
- Уж не ты ли жена его? – спрашивает старуха. – Да, пробегал он тут вчера. Только так мчался, что едва ли за ним угонишься.
А девочка в это время играла на полу с кувшинчиком: какого напитка ни пожелаешь, он в нём окажется. Тот, у кого был такой кувшинчик, мог жажды не бояться.
- Далеко тебе идти, нелёгок будет твой путь, – сказала девочка принцессе. – И жажда тебя измучит, и много чего вытерпеть придётся, тебе кувшинчик нужнее моего.
И выпросила у старушки разрешения отдать ей кувшинчик.
Взяла бедная принцесса подарок – и снова в дорогу сквозь ту же чащу. День, ночь – и вот уже третий домик, а в нём опять две женщины: старая да малая.
- Доброго дня, – говорит странница.
- И тебе того же, – кивает старушка.
- Не видали ли вы здесь белого медведя – Валемона?
- А, так это ты его потеряла… Вчера вечером он промелькнул – только его и видели. Не вернуть тебе его.
А у девочки игрушкой – скатерть. Скажешь ей: «Расстели-ка, скатерть, край, вкусных кушаний подай», – и появится еда. Хозяин такого чуда может голода не страшиться.
- Долго тебе ещё идти придётся, а в дальней дороге голод плохой помощник. Тебе скатерть нужнее, чем мне.
Уговорила девочка старушку расстаться со скатертью.
Сказала принцесса «спасибо» и пошла со двора в тёмный лес. Долго, долго брела, день прошёл, и ночь миновала, а наутро вышла она к угрюмой горе – гладка, как стена, была гора, а высока и широка настолько, что и глаз не хватало, чтобы её край увидеть. У подножия стояла хижина, и как только вошла в нее странница, сразу спросила, не пробегал ли этой дорогой белый медведь король Валемон.
- Три дня как перемахнул через гору, отвечала хозяйка хижины. – Только тому, кто летать не умеет, на другую сторону вслед за ним не перебраться.
А хижина-то полным-полна маленьких ребятишек, и все лезут к матери, за фартук дергают – есть просят. Поставила хозяйка на очаг чугунок и доверху насыпала в него круглых камешков. Королевская дочка удивилась – для чего это. А женщина ей в ответ говорит, мол, так они бедны, что ни еды у них нету, ни одёжи. И до того ей тяжко слушать, как дети плачут и кушать требуют, что насыплет она в чугунок камней и успокаивает ребят – потерпите, дескать, скоро яблочки приготовятся. Авось, пока ждать будут, хоть минутку да помолчат.
Принцесса, недолго думая, вытащила чудо-скатерть да кувшинчик, накормила всех, напоила, а когда детки досыта наелись и развеселились, скроила им волшебными ножницами одежду.
Поблагодарила её хозяйка:
- Стыд мне будет и позор, если оставлю тебя без помощи, раз ты так добра ко мне и к моим детям. Пособлю я тебе через гору перебраться. Мой муж – искусный кузнец; не волнуйся, дождись его прихода. Уж я его упрошу сковать тебе когти на руки и на ноги – на них и вскарабкаешься на гору.
Пришёл кузнец и тут же взялся за работу. На следующее утро когти были готовы. Не медля ни минуты, принцесса поблагодарила всех и бросилась в гору.
День и ночь, цепляясь стальными когтями за камень, лезла она по отвесному склону. Порой она так уставала, что и руки не могла поднять; но, соскользнув вниз, вновь принималась карабкаться. Наконец взобралась она на гору. Пред ней расстилались поля и луга, такие большие да ровные, что принцесса раньше и не думала, что такие бывают. А чуть поодаль высился замок, где суетилось множество всякого рабочего люда – точно муравьи в муравейнике.
- Куда это все спешат, чем заняты? – стала расспрашивать принцесса встречных.
Ей отвечали, что в замке живёт колдунья, околдовавшая короля Валемона, и через три дня должна состояться их свадьба, к ней и готовятся.
- А нельзя ли поговорить с этой колдуньей? – допытывалась королевская дочь.
- Нет, – отвечали ей. – Что ты! Никак нельзя.
Тогда уселась странница под окошком замка и давай щёлкать ножницами. Тут же вокруг неё вихрем стали виться в воздухе шёлк да бархат. Увидала это колдунья и захотела ножницы купить: сколько, мол, ни шьют портные, всё равно одежды на всех не хватает.
- Продать-то можно, – говорит принцесса. – Толь-ко деньгами не беру.
И поставила условие: получит колдунья ножницы, если позволит страннице провести ночь со своим возлюбленным. Колдунья на это охотно согласилась, прибавив лишь, что сама убаюкает жениха и сама разбудит. А вечером напоила короля-медведя сонным зельем – так он и не проснулся, как ни звала его принцесса, как ни плакала.
На следующий день принцесса снова уселась под тем же окошком и принялась кувшинчиком забавляться. Полились из горлышка вино да пиво, словно вода из источника, а кувшинчик всё не пустеет. Опять позарилась колдунья на чудо: «Сколько ни варят пива, сколько вина ни делают, а всё не хватает – слишком многих напоить надобно». Согласилась принцесса отдать ей кувшинчик за ту же плату. И вновь всё повторилось: опоенный сонным зельем жених не услышал ни плача, ни крика. Однако в этот раз неподалёку от комнаты проходила одна из служанок. Догадалась она, что к чему, и на утро предупредила короля-медведя о том, что ночью придёт его возлюбленная и освободит его.
И со скатертью было то же, что и с ножницами, и с кувшинчиком: в полдень развернула её принцесса под колдуньиным окошком, приговаривая: «Расстели-ка, скатерть, край, вкусных кушаний подай», – и тотчас на скатерти появилась трапеза, которой хватило бы и сотне приглашённых. Но принцесса уселась за обед одна.
Захотелось колдунье и скатерть: «Сколько ни парят, сколько ни варят – все не хватает: слишком многих угощать придётся». И условились они опять, что хозяйке скатерти разрешено будет ночь пробыть у колдуньиного жениха, если сама колдунья его спать уложит, а за это станет она владелицей скатерти.
Когда король лёг, принесла ему злодейка сонное зелье; но он был начеку и только притворился, что выпил и заснул. Не очень-то она ему поверила, достала иголку и уколола его изо всех сил в руку, чтобы проверить, так ли глубок его сон. Он боль стерпел, виду не показал, и принцессе было разрешено войти в его комнату.
Наконец-то всё сладилось – оставалось только расквитаться с колдуньей. И король-медведь потихоньку подговорил слуг повредить мост, по которому должна была проезжать свадебная процессия: невеста, по обычаю, ехала первой.
Стал мост для неё ловушкой; попались и её подружки – злые волшебницы. Только их и видели.
А король-медведь, принцесса и гости вернулись в замок целые и невредимые, забрали всё золото и серебро, что смогли увезти, и поехали домой, справлять настоящую свадьбу. По дороге король Валемон забрал тех девочек, что помогали принцессе в дороге: тут принцесса и поняла, зачем он детей у неё забирал и чужим людям отдавал, – чтобы помогли дочки принцессе его освободить.
И была свадьба, такая весёлая да шумная, что и словами не опишешь. ”

Сказок, в которых медведь является королем, не так уж много, но они есть и у других народов. В португальском варианте принц рождается медвежонком.

“У красавицы королевы родился сын. Конечно, и отец-король, и придворные, и все слуги тотчас же сбежались посмотреть на новорожденного. Как же удивились они, когда увидали, что родился у королевы не мальчик, а самый настоящий медвежонок! Косолапый, покрытый шерсткой, он забавно кувыркался в своей золотой колыбели, но, глядя на его смешные проделки, никто даже не улыбнулся. А больше всех горевала сама королева. Она пригласила самых замечательных докторов и со слезами просила их превратить медвежонка в мальчика. Однако, как они ни старались, медвежонок так и остался медвежонком. Наверное, кто-то заколдовал его. Ведь у королей всегда не мало врагов, и среди них бывают не только люди, но и волшебники. А с ними бороться и королям не под силу!

И все-таки это был не простой медведь, а принц и наследник всего королевства! Надо было дать ему настоящее королевское воспитание. Поэтому, едва сын подрос, красавица королева пригласила к нему самых замечательных учителей, и они обучили принца всевозможным наукам: читать, писать, считать, даже танцевать научили медведя! И когда он появлялся на придворном балу – танцевал так ловко и рассуждал так умно, что, если бы не обросшая густой шерстью морда, никто не подумал бы, что это не человек. В нарядном камзоле и со шпагою на боку чудо-медведь выглядел настоящим принцем!

Наконец принцу исполнилось двадцать лет, и королева послала его путешествовать. Во многих странах побывал чудесный медведь, многому научился и стал еще умнее. А возвратившись домой, объявил королеве, что хочет жениться.

Королева заплакала.

– Забудь об этом, сынок,- сказала она. – Ты не человек, а медведь, и никто тебя не полюбит.

Но принц не согласился с королевой и продолжал настаивать на своем.

Конечно, как часто бывает в сказках, недалеко от дворца жил кузнец с тремя дочерьми.

Все три дочери были очень красивы, и принц частенько любовался ими из своего окошка. А потом стал приходить к кузнецу в гости. Когда же девушки привыкли к нему и перестали его бояться, спросил старшую дочь – не хочет ли она стать принцессой и выйти за него замуж.

Старшая дочь была хитрой девушкой. Она не сказала принцу ни “да”, ни “нет” и попросила его прийти за ответом на другой день. Сама же пошла к отцу и объявила ему, что не любит и никогда не полюбит принца, но выйдет за него замуж, станет принцессой, а потом убьет медведя.

Умный принц хоть и был медведем, но сердцем понял, что девушка его нисколько не любит, и утром, придя к кузнецу, объявил ему, что не любит старшую дочь и хочет жениться на средней.

Однако и средняя дочь кузнеца была не добрее старшей. Она тоже ничего не ответила принцу и просила его подождать до завтра. Сама же пошла к отцу и объявила ему то же самое: она станет принцессой, а потом убьет медведя.

И на этот раз сердце подсказало принцу, что средняя дочь его нисколько не любит. Наутро он пришел к кузнецу и сказал, что хочет жениться на младшей.

Третья дочь вовсе не походила на своих сестер. Она была доброй девушкой. И, услыхав от отца, что принц хочет на ней жениться, покраснела от радости и тут же призналась, что давно уже любит несчастного принца и хоть сейчас готова выйти за него замуж.

– Но он же не человек, а медведь! – старался отговорить ее кузнец.

– Ну и что же? – отвечала ему красавица. – Лучше жить с добрым медведем, чем со злым человеком!

Она вышла к принцу и объявила ему о своем согласии.

Так младшая дочь кузнеца стала принцессой и женой чудо-медведя.

Вскоре у них родился сын. Вы думаете, что это был опять медвежонок? Нет, у принцессы родился мальчик, такой прекрасный, что все на него любовались.

Конечно, и красавица королева пришла полюбоваться на внука. Увидав в колыбели не медведя, а веселого румяного мальчика, она не могла скрыть своего удивления.

– Вы заблуждаетесь, ваше величество,- призналась с радостью молодая принцесса.- Ваш сын не всегда бывает медведем: дома он сбрасывает свою шкуру и становится человеком!

Она была простодушна. Она не знала, что это тайна, о которой нельзя говорить никому на свете. Теперь же от королевы всем во дворце стало известно, что принц-медведь каждый вечер превращается в человека.

Принц опечалился.

– Что ты наделала! – сказал он своей молодой ясене.- Ты погубила нас обоих. Теперь я должен уйти из дома и жить в лесу, как живут все звери. Но если ты все-таки захочешь увидеть своего несчастного мужа, ищи меня на Зеленом лугу.

Так сказал принц-медведь и исчез. А принцесса даже не успела спросить у него, где находится этот Зеленый луг. Она обегала весь дворец, спрашивала у придворных, у слуг, даже у поваров на кухне, но никто не мог ей сказать, как пройти к Зеленому лугу. Тогда принцесса обратилась за советом к одной знакомой волшебнице.

– Ступай в горы, постучись к Луне и спроси у нее совета,- отвечала волшебница.

Как сказала колдунья, так и сделала молодая принцесса. Она отправилась в горы и добралась до самой высокой вершины, из-за которой – она знала это – каждый вечер поднималась Луна. Но Луны еще не было. Только три бледные девушки вышли ей навстречу.

– Мы дочери царицы-Луны,- объяснили они принцессе. – Обожди немного. Наша мать скоро поднимется над горой.

Так и случилось. Царица-Луна медленно взошла над вершиной.

– Как я устала! – простонала она.- Как надоело мне каждый месяц то таять, омываясь дождями, то опять становиться полной. Дайте мне поесть, девочки.

Дочери принесли ей ужин, и Луна стала есть и увеличиваться. Она росла и росла, и принцесса так удивилась этому, что невольно вскрикнула. Только тут заметила ее царица и недовольно спросила:

– Кто ты такая и что нужно тебе в моем доме? Откровенно обо всем рассказала Луне принцесса, а потом спросила, как найти дорогу к Зеленому лугу.

– О нет! – вздохнула в ответ Луна.- Я не знаю дороги к Зеленому лугу. Я никогда не видала Зеленого луга. Постучись-ка ты лучше к Солнцу. Отец-Солнце ходит по небу выше меня. Он все видит. Спроси у него совета.

Делать нечего – побежала принцесса к Солнцу. Оно жило за краем моря и каждое утро поднималось над волнами.

Три девушки, три дочери Солнца, встретили принцессу у края моря. Краснощекие и веселые, они объяснили принцессе, что их отец еще не всходил на небо, но очень скоро взойдет. И вот, лишь только показалось над волнами пылающее светило, принцесса тотчас же обратилась к нему с вопросом:

– Солнце! Ты поднимаешься выше всех, даже выше Луны. Помоги же мне, объясни, как найти дорогу к Зеленому лугу.

Солнце приподнялось над волнами. Оно стало большим и круглым и весело рассмеялось:

– Это верно, я поднимаюсь выше всех, даже выше Луны, но вот луга, Зеленого луга, никогда еще не видал. Уж не спрятался ли он за дремучим лесом? В дремучий лес мои лучи никогда не проникают. Там хозяин не я, а холодный Ветер.

Принцесса побежала за Ветром. Она прибежала в дремучий лес и стала звать:

– Ветер! Ветер!

Но Ветер не появился. Наконец из чащи донесся тихий стон и, тощие, бледные, дрожа от холода, вышли навстречу три дочери Ветра. Они прошептали:

– Ветер близко, очень близко. Берегись – он сейчас ворвется…

Не успели сказать – зашумели, закачались деревья, дождем посыпались листья, небо загудело, завыло, и в чащу ворвался Ветер.

– Знаю, знаю – все знаю! – громко засвистел он в ответ на слова принцессы. – Еще сегодня я пролетал над Зеленым лугом и ерошил шерсть на спине твоего медведя! Ступай сквозь чащу, сквозь бурелом, иди без дороги дремучим лесом, спеши вслед за мной – только не отставай: я выведу тебя к Зеленому лугу!

Он громко свистнул и ринулся прямо в чащу, а принцесса поспешила за ним. Деревья хватали ее за одежду, били ветками по лицу, корни цеплялись за ноги, а Ветер все мчался и мчался вперед, не останавливаясь ни на мгновение.

Весь день и всю ночь бежала принцесса вслед за Ветром. Но вот забрезжило утро, деревья стали редеть, и перед нею открылся просторный луг – Зеленый луг, покрытый изумрудной травой. На лугу паслись медведи. Веселые и беспечные, они играли и кувыркались на сочной траве. Их было так много, что принцесса невольно отступила: она не знала, который же из них ее муж, ее любимый принц! И вдруг заметила в стороне от резвящихся и веселых зверей одинокого и печального медведя. Он стоял неподвижно и глядел на принцессу грустными глазами.

– Это он! – вскрикнула красавица, подбежала к зверю и крепко обняла его за шею.

Она не ошиблась. Медведь взревел и поднялся на задние лапы. Чары рушились. Принц сбросил с себя медвежью шкуру и стал навсегда молодым и стройным красавцем.

Взявшись за руки, радостные и счастливые, они пошли во дворец и предстали перед самим королем.

– Неужели это мой сын? – спросил удивленный король.

– Это чужой человек. Мы с ним незнакомы, – зашептались придворные.

– Уведите его! – приказал король. И слуги уже бросились выполнять приказание. Но мать-королева остановила их.

– Позовите учителей, которые обучали принца! – приказала она и вместе с королем удалилась в свои покои, оставив учителей проверять знания юноши.

Знаменитые учителя три дня задавали пришельцу вопросы, и он отвечал им обстоятельно и толково обо всем, чему они его научили когда-то.

На четвертый день ученые пришли к королю и сказали:

– Ваше величество! Он знает все. Это ваш сын и наследник, которого мы обучали всем наукам!

Привели принца, и король обнял его. Он приказал трубить в трубы и устроить во дворце праздник с музыкой и веселыми танцами. На балу принц танцевал с принцессой, и в нарядном камзоле, со шпагою на боку он вовсе не был похож на медведя. И все радовались за него.

Радовался король-отец, радовалась королева-мать. Но больше всех радовалась молодая принцесса, любовь которой сделала принца навсегда человеком.

Почему бы и нам не радоваться вместе с ними!”

Europa carried by Zeus , after he was transformed into a bull. Terracotta figurine from Boeotia, ca. 470 BC–450 BC.