Боязнь выступать перед аудиторией. Как побороть страх перед выступлением

Забыть реплики или движения. Еще страшнее своей ошибкой сбить с толку остальных, если выступление парное или групповое. На самом деле не сцены как таковой, а зрителя, точнее, общественного . Действительно, с пьедестала страшно показаться неподготовленным и растерянным. Если дело в зрителях, попробуйте приручить их.

Вместо того чтобы представлять себе, как в вас кидают помидорами, вообразите во всех подробностях собственный триумф. Представьте, что вам аплодируют стоя, а вы раздаете восторженные зрителям. Как бы пафосно это ни прозвучало, но иногда полезно помечтать в таком духе даже тем, кто далек от сцены, например, людям, ведущим ответственные переговоры.

Лучший способ побороть – начать. Не обращайте внимания, если первый куплет вы споете дрожащим голосом, зато к середине песни ваш талант раскроется полностью. Вспомните, как вы в или вузе, даже если вам приходилось садиться за стол к экзаменаторам с совершенно пустой головой, после пары общих фраз мозаика ответа складывалась сама собой, разве не так?

Чтобы страх занимал минимальное пространство в вашем сознании, как можно больше репетируйте. Если вы знаете о том, что сцену вы «переносите» с трудом, репетируйте у зеркала, желательно видеть себя в нем в этот момент в полный рост. Взгляните на себя. Возможно, вместо в себе человека вы видите перед собой ссутулившуюся его копию, что-то бормочущую себе под нос? Немедленно исправьте ситуацию!

Если до начала выступления остались считанные мгновения, а вы не можете справиться со , слегка ущипните себя за руку или прикусите кончик мизинца. Резкая боль должна «вернуть ». Скажите себе, что у вас все получится и что по-другому просто не может быть. Улыбнитесь. Расправьте плечи. Глубоко вдохните, резко выдохните и… ваш выход!

Источники:

  • как перестать себя бояться

Независимо от того, опытный вы оратор или вам предстоит дебютировать на сцене, неконтролируемый страх, дрожащий голос и слабость в ногах может настигнуть вас внезапно. Хотя больше шансов пережить подобное состояние у максималистов.

Инструкция

Подготовьтесь заранее. Тщательно продумайте суть своего выступления и отрепетируйте его. Составьте план, с помощью которого вы сможете продолжить мысль, если случайно запнетесь. Не выучивайте выступление наизусть - сформулируйте главные мысли и выражайте их своими словами.

Положительно настройтесь и расслабьтесь. Непосредственно перед выходом на сцену несколько раз глубоко вдохните воздух грудью и верьте в то, что все пройдет отлично.

Смиритесь. Когда человеку предстоит говорить о важных и серьезных вещах, то определенное волнение вполне уместно. Не стоит ожидать от себя ангельского спокойствия.

Отвлекитесь на фантазию. Вспомните, как выглядят выступления чиновников на пресс-конференциях, и с какой легкостью и юмором некоторые из них отвечают на провокации. Представьте себя на месте этого человека и то, как превосходно все проходит. Так вы зарядитесь положительными эмоциями, а доля юмора поможет отвлечься от нервозности.

Немного помечтайте. У многих людей есть места, где они хотели бы побывать. Поразмышлять об этом перед выступлением очень полезно. Ведь тишина и умиротворенность желанной атмосферы может в одно мгновение замедлить бешеное сердцебиение.

Инструкция

Человек, который боится сцены и выступления перед аудиторией похож на человека, попавшего на сковородку. Эмоциональная температура возрастает, его бросает в жар, ладони потеют, руки и ноги дрожат от напряжения, дыхание перехватывает. Мысли путаются, а голос становится хриплым от внезапно пересохшего горла. Плюс сильное сердцебиение, тремор губ сопровождается часто тошнотой и головокружениями.

Мыслительный уровень

Именно на этом уровне оценки ситуации и зарождается страх сцены. Вы представляете себе ситуацию, когда все смеются над вами. Или вам думается, что вы обязательно собьетесь или запнетесь в самый неподходящий момент выступления и опростоволоситесь. Поменяйте оценку ситуации выступления перед аудиторией, тогда поменяется и ваша эмоциональная реакция.

Совет психолога, как преодолеть страх выступления на мыслительном уровне. Для начала найдите противоположный образ или мысль к вашей первоначальной оценке. Затем примените метод болевого шока, чтобы встроить в сознание эту новую оценку. Для этого наденьте на запястье не ведущей руки (если вы правша - на левую руку) банковскую резинку. Как только возникнет мысль о неудачном выступлении или позоре на сцене, оттяните резинку и щелкните по запястью. В ту же секунду волевым усилием сосредоточьтесь на новой мысли и образе успешного выступления. Делайте щелчки до тех пор, пока ваше сознание не станет переключаться на новые мысли автоматически.

Телесный уровень

На уровне поведения страх сцены проявляется в виде напряжения мышц и поверхностного и учащенного дыхания. Самый лучший способ убрать излишнее напряжение в теле - это абдоминальное или брюшное дыхание. Для него характерен короткий вдох и длинный выдох, так чтобы расслабились мышцы диафрагмы. Этот способ дышать лучше освоить заранее, чтобы при стрессе перед выступлением вы легко могли перейти к дыханию животом.

Как только вы "встроили" резинкой новую мысль, тут же начинайте глубоко дышать. Причем к вдоху и выдоху нужно добавить формулу самовнушения, которая настроит сознание на нужный, уверенный лад. Этот способ расслабления называется сигнальной релаксацией. Например, на вдохе думайте "я-я-я-я", на выдохе - "справл-я-я-я-юсь". Или "мне - спокойно". Придумайте такую формулу самовнушения, которая придает вам уверенности и успокаивает одновременно.

Эмоциональный уровень

Ваш общий настрой перед выходом на сцену, ваши чувства и определяют в конечном счете, в каком состоянии вы будете выступать. Изменив мысленную оценку ситуации, вы уже сместили в сторону позитива свою эмоциональную реакцию. И все же добавим в копилку еще одну технику преодоления страха сцены.

Для контроля эмоций примените технику якорения нужного состояния. Она тоже потребует времени и работает по принципу замещения негативных эмоций, в данном случае страха, на позитивные, например уверенность или спокойствие. Сперва накопите "якорь" и закрепите его на чувственном уровне.

Боязнь публичных выступлений – это одно из наиболее распространенных проявлений социофобии, с которым сталкивается подавляющая часть людей в какой-либо период своей жизни. Чаще всего выступление на публике вызывает страх в юношеском возрасте, но и для взрослых это может стать серьезной проблемой. В данной статье мы подробно остановимся на основных причинах данного явления, а также дадим рекомендации, которые помогут преодолеть страх публичного выступления.

Как проявляется боязнь выступлений?

Начнем с самого простого и очевидного – симптомов проявляющихся во время выступлений. На самом деле их достаточно много. У некоторых людей усиливается потоотделение, другие же начинают трястись как осиновый лист. В рамках статьи мы перечислим наиболее распространенные из них:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Повышенное артериальное давление;
  • Гипергидроз (повышенное потоотделение);
  • Блашинг-синдром (покраснение лица);
  • Тремор рук, сутулость;
  • Изменение голоса, сухость во рту;
  • Медвежья болезнь.

Как видите, не самые приятные симптомы, которые могут достаточно серьезно повлиять на вашу жизнь. Особенно страдают те, для кого публичные выступления это часть работы (преподаватели, журналисты, адвокаты и т.д.). В таком случае ваша жизнь может превратиться в каждодневную пытку. Кроме того, на фоне постоянной тревоги могут развиться психосоматические заболевания (неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, аллергические заболевания кожи и т.д.)

Психосоматические заболевания – это такие болезненные состояния, где переплетены психические и физиологические факторы. Т.е. когда расстройства психики могут проявится на физиологическом уровне и наоборот.

Поэтому стоит очень серьезно отнестись к данной проблеме. Теперь разберемся с причинами страха публичных выступлений.

Причины

Опять-таки, причин достаточно много и они разнообразны по-своему происхождению. Если вы испытываете страх перед публичными выступлениями, то стоит внимательно прислушаться к своим ощущениям во время него и постараться понять какие мысли заставляют вас нервничать. Необходимо вытащить наружу все иррациональные мысли и заменить их на более рациональные.

Иррациональные мысли – это неправильная трактовка реальных событий. Например, «все заметили, как я покраснел», но на самом это совсем не так.

На этом и основывается когнитивно-поведенческая терапия, которая лежит в основе лечения социофобии. Только понимая причины нашего страха мы сможем начать эффективную борьбу с ним.

1) Негативные воспоминания из детства.

Одной из причин боязни публичных выступлений могут быть негативные воспоминания из детства. Например, ребенок отвечая возле доски мог сделать что-то нелепое, что вызвало смех одноклассников. У ребенка отложится в памяти этот момент и в будущем, он станет бояться или избегать подобных ситуаций.

2) Неправильное воспитание.

Очередная распространенная причина – неправильное воспитание. Думаю все знают, как любят покричать маленькие дети в общественных местах (например в автобусе). Как реагируют на это родители? Чаще всего пытаются всячески успокоить, а некоторые даже бьют или как-то иначе наказывают своих отпрысков. Естественно, после такого ребенок может стать более замкнутым, социальные навыки не будут развиваться, что приведет к проблемам в общении и, в частности, к боязни публичных выступлений.

3) Высокие требования к себе и зависимость от чужого мнения.

Все мы в какой-то степени любим себя. Очень часто социофобы ставят высокие требования по отношению к себе, а во всех начинаниях прослеживаются нотки нездорового перфекционизма, но в силу своих слабых социальных навыков их часто ждет разочарование. Поэтому, если вы подходите к трибуне с мыслью «все должно пройти идеально», то тем самым вы только усилите свои переживания, если что-то пойдет не так.

4) Комплексы связанные с внешностью.

Некоторые люди зациклены на каком-то изъяне во внешности. Причем зациклены на столько, что им начинает казаться, что другие тоже постоянно обращают на него внимание, хотя на самом деле это не так. Более того, окружающие могут счесть его привлекательным. Ради справедливости, стоит отметить, что действительно существуют люди с явными дефектами во внешности, но таковых немного, чаще всего ваша проблема надумана. Оркужающие склонны обращать внимание на ваш мнимый или реальный недостаток не из-за того, что он настолько очевиден, а из-за того, что вы сами акцентируете на нем внимание. Понимание этого – один из важнейших шагов, который поможет не волноваться при выступлении на публике.

5) Проблемы с произношением.

Некоторые люди имеют не самую лучшую дикцию и это вынуждает их паниковать. Но и здесь все не так плохо. Во-первых, речь можно натренировать, а во-вторых большинство людей не будет слишком критически относиться к данному недостатку. Многим будет просто все равно. Опять же, если у вас серьезные проблемы с речью, то в таком случае резонно задуматься о смене деятельности или же как-то ее видоизменить, чтобы свести публичные выступления до минимума.

6) Причины на физическом уровне.

Нет достоверного подтверждения нижеперечисленных фактов, но ознакомиться с ними стоит. Во-первых, ученые работают с генами отвечающими за страх. Вполне возможно, что повышенная тревожность может передаваться по наследству от ваших родителей. Кроме того, существует часть мозга отвечающая за страх, которую называют мозжечковой миндалиной. Некоторые ученые предполагают, что повышенная активность миндалины может приводить к чрезмерной тревоге.

Как побороть страх публичных выступлений?

Многие рассматривают боязнь публичных выступлений как отдельную проблему. Чтобы было более понятно приведу пример. Допустим у вас появился насморк. Что большинство людей делают в таком случае? Покупают капли или спрей и спустя какое-то время насморк проходит. В ситуации со страхом публичных выступлений происходит тоже самое. Большинство думают, что выполнив какие-то простые рекомендации страх уйдет. Но на самом деле, чаще всего, проблема намного глубже. Как правило, такие люди имеют искаженное мышление, которое отражается не только на выступлениях на публике, но и на других социальных контактах, а также на всей жизни в целом. Тема эта огромна и описать ее в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому придется ограничиться общими рекомендациями, которые тем не менее в некоторых случаях будут полезны.

1) Избавление от иррациональных мыслей.

Я считаю, что это один из основных пунктов, который должен помочь побороть страх перед выступлением на публике. Примеры некоторых иррациональных мыслей во время выступления были приведены выше, немного дополню этот список:

а) Все будут смотреть на меня . На самом деле это не всегда так. Вспомните себя в качестве зрителя на каких-либо выступлениях? Всегда ли вы пристально наблюдаете за оратором? Наверняка люди будут часто отвлекаться, а некоторым вообще будет все равно о чем вы говорите.

б) Все видят мой большой нос/красные щеки/трясущиеся руки и т.д. Мы убедились, что далеко не все будут сверлить вас взглядом. Теперь представим такую ситуацию. Вы переволновались и очень покраснели, что произойдет в таком случае? Как уже говорилось выше, часть людей просто не заметит этого. Другая часть заметит, но не отнесется к этому негативно. И только маленькая часть аудитории заметит и отнесется к этому критически. Все не так уж и страшно, как казалось ранее. Кроме того, это совершенно не значит, что люди которые отнеслись к произошедшему критически изменят мнение о вас исходя из этой ситуации. Большую роль играет то, как вы сами отнесетесь к произошедшему. Не пытайтесь судорожно прятать свои трясущиеся руки или прикрывать красное лицо. Такое поведение только усугубит ситуацию. Попробуйте отшутиться на эту тему, что, в свою очередь, поможет разрядить обстановку и не волноваться перед выступлением на публике.

в) Все должно пройти идеально. Очередное неверное убеждение. Ни в коем случае не настраивайте себя таким образом перед выступлением, иначе любая ошибка подкосит вас еще сильнее. Стоит помнить, что даже профессионалы могут ошибаться. Не стоит корить себя за ошибки, т.к. это абсолютно нормальное явление. Звучит банально, но это действительно так.

2) Тщательная подготовка к выступлению.

Что я подразумеваю под тщательной подготовкой? Во-первых, четкое знание темы выступления. Если вы в совершенстве владеете материалом, то зрителям будет сложно поставить вас в неудобное положение каким-то внезапным вопросом. Во-вторых, вы должны хорошо выглядеть. Ухоженность и правильно подобранная одежда придадут уверенности и это не пустые слова. Само собой нужно хорошенько выспаться, чтобы сохранять бодрость и концентрацию на протяжении всего выступления.


Он смог — и ты сможешь

3) Мышечное расслабление.

Состояние тела напрямую связано с вашим психологическим состоянием, поэтому перед выступлением необходимо расслабить мышцы и избавиться от зажимов. Как это сделать? Например, можно прибегнуть к услугам массажиста. Более простой вариант – бег или занятия в тренажерном зале. Небольшая пробежка перед выступлением на публике поможет расслабиться и чувствовать себя более раскрепощенным.

4) Правильное дыхание.

Не стоит забывать и про данное составляющее успешного выступления. Если вы слишком взволнованы, то попробуйте упражнение «квадратное дыхание». Эта одна из техник НЛП, которая помогает успокоиться в стрессовых ситуациях. Поэтому как только вы почувствуете, что ваше сердцебиение и дыхание участились — используйте данную технику, чтобы вернуться в спокойное состояние.

5) Концентрация внимания на позитивно настроенных зрителях.

Довольно простой и логичный прием. Зачем смотреть на скептически настроенных людей, когда можно сконцентрировать внимание на дружелюбной или нейтральной публике? Если вас смущает сам факт того, что на вас кто-то смотрит, то можно вообще не обращать внимание на зрителей, а выбрать в качестве объекта своего внимания какой-либо неодушевленный предмет.

6) Дружелюбность и открытость к зрителям.

Напоследок самый очевидный совет. Оставайтесь дружелюбными и открытыми к зрителям. Никому не нравятся ворчащие и озлобленные на весь мир люди.

В заключении хочется сказать, что следуя всем советам приведенным выше, у вас вряд ли сразу же получится побороть страх публичных выступлений. Это совершенно нормально. Тренируйтесь, искореняйте иррациональные мысли и рано или поздно вы сможете с непоколебимой уверенностью выступить перед любой аудиторией. В конце рекомендуем посмотреть полезное видео о том, как побороть страх публичных выступлений и перестать боятся общаться с людьми в принципе:

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется. Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.

Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.