Бунин суходол главные герои. Анализ концепции любви в повести «Суходол

Бунин: Суходол

«Суходол» - семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. В центре произведения, кроме того, - судьба Натальи, дворовой, которая жила у Хрущевых как родная, будучи молочной сестрой отца.

Рассказчик многократно повторяет мысль о близости суходольских господ своей дворне. Сам он впервые попадает в усадьбу только в отрочестве, отмечает особое очарование разоренного Суходола. Историю рода, как и историю самой усадьбы рассказывает Наталья. Дед, Петр Кириллович, помешался от тоски после ранней смерти жены. Он конфликтует с дворовым Герваськой, по слухам, его незаконным сыном. Герваська грубит барину, помыкает им, чувствуя свою власть над ним, да и над остальными обитателями дома.

Петр Кириллович выписывает для сына Аркадия и дочери Тони учителей-французов, но не отпускает детей учиться в город. Образование получает только сын Петр (Петрович). Петр выходит в отставку, чтобы поправить дела по хозяйству. Он приезжает в дом вместе со своим товарищем Войткевичем. Тоня влюбляется в последнего, и молодая пара проводит много времени вместе.

Тоня поет романсы под фортепиано, Войткевич читает девушке стихи а по всей вероятности, имеет по отношению к ней серьезные намерения. Однако Тоня так вспыхивает при любой попытке Войткевича объясниться, что, видимо, тем самым отталкивает молодого человека, и тот неожиданно уезжает. Тоня от тоски лишается разума, серьезно заболевает, становится раздражительной, жестокой, неспособной контролировать свои поступки

Наталья же безнадежно влюбляется в красавца Петра Петрович. Переполненная новым чувством, счастливая уже от того, что может находиться рядом с предметом своей страсти, она, совершенно неожиданно для себя самой крадет у Петра Петровича зеркальце в серебряной оправе и несколько дней наслаждается обладанием вещью любимого, подолгу глядясь в зеркало в безумной надежде понравиться молодому барину. Однако ее недолгое счастье кончается позором и стыдом. Пропажа обнаруживается, Петр Петрович лично приказывает обрить Наталье голову и высылает ее на дальний хутор. Наталья покорно отправляется в путь, по дороге ей встречается офицер, отдаленно напоминающий Петра Петровича, девушка падает в обморок.

«Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть» . Петр Петрович, поселившись в фамильной усадьбе, решает завести «нужные» знакомства, а для этого устраивает званый обед. Дед невольно мешает ему показать, что он - первое лицо в доме. «Дедушка был блаженно-счастлив, но бестактен, болтлив и жалок в своей бархатной шапочке... Он тоже вообразил себя радушным хозяином и суетился с раннего утра, устраивая какую-то глупую церемонию из приема гостей». Дед постоянно путается у всех^од ногами, за обедом говорит «нужным» людям глупости, чем раздражает Герваську, признанного незаменимым слугой, с которым все в доме вынуждены считаться. Герваська оскорбляет Петра Кирилловича прямо за столом, и тот просит защиты у предводителя. Дед уговаривает гостей остаться ночевать. Утром он выходит в залу, принимается переставлять мебель. Неслышно появившийся Герваська прикрикивает на него. Когда дед пытается оказать сопротивление, Герваська просто бьет его в грудь, тот падает, ударяется виском о ломберный стол и умирает. Герваська исчезает из Суходола, и единственным человеком, который видел его с того момента, оказывается Наталья.

Наталью по требованию «барышни» Тони возвращают из ссылки в Сошках. За прошедшее время Петр Петрович женился, и теле в Суходоле хозяйничает его жена Клавдия Марковна. Она ждет ребенка. Наталью приставляют к Тоне, которая срывает на ней свой тяжелый характер - бросает в девушку предметы, постоянно ругает ее за что-нибудь, всячески издевается над ней. Однако Наталья быстро приспосабливается к привычкам барышни и находят с нею общий язык. Наталья смолоду записывает себя в старухи, отказывается идти замуж (ей снятся страшные сны, будто она выходит замуж за козла и будто ее предупреждают о невозможности замужества для нее и неизбежности катастрофы вслед за тем). Тоня постоянно испытывает беспричинный ужас, отовсюду ожидает беды и заражает Наталью своими страхами. Дом постепенно наполняется «божьими людьми», среди которых появляется и некто Юшка. «Палец о палец не ударил он никогда, а жил, где бог пошлет, платя за хлеб, за соль рассказами о своем полнейшем безделье и о своей «провинности». Юшка уродлив, «похож на горбатого», похотлив и необычайно нагл. Явившись в Суходол, Юшка поселяется там, назвавшись «бывшим монахом». Он ставит Наталью перед необходимостью уступить ему, т. к. она ему «понравилась». Таким образом та убеждается, что ее сон про козла был «вещим». Через месяц Юшка исчезает, а Наталья обнаруживает, что беременна. Вскоре сбывается и второе ее сновидение: загорается суходольский дом, и от страха она теряет ребенка.

Тоню пытаются вылечить: возят к святым мощам, приглашают колдуна, но все тщетно, она становится еще придирчивее. Однажды, когда Петр Петрович едет к любовнице, на обратном пути его насмерть зашибает копытом лошадь. Дом ветшает, все «легендарнее становится прошлое». Доживающие здесь свои дни женщины - Клавдия Марковна, Тоня, Наталья - коротают вечера в молчании. Только на погосте еще чувствует молодой рассказчик свою близость к предкам, но уже не может с уверенностью найти их могил.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

В повести «Суходол» Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные «унесенные ветром» - люди, которые не смогли приспособиться к изменившимся условиям жизни, которые всецело принадлежат прошлому: «Легко сказать - начинать жить по-новому! По-новому жить предстояло и господам, а они и по-старому-то не умели». Смерть дедушки Петра Кирилловича, пожары, слухи о надвигающейся реформе, об отмене крепостного права - все это положило начало разорению усадьбы и сказалось на душевном состоянии ее обитателей: «...быстро изменило лица и души господ, лишило их молодости, беззаботности, прежней вспыльчивости и отходчивости, а дало злобу, скуку, тяжелую придирчивость друг к другу...»

Томительно, серо и однообразно текут дни мелкопоместных дворян. Между тем жизнь настоятельно требует от них решительных действий - нужно спасать имение, обремененное долгами. Бунин с горечью рассказывает о жалких попытках братьев Хрущевых восстановить былое благосостояние семьи. Но ни Петр Петрович, ни Аркадий Петрович не обладают необходимой деловой хваткой, смекалкой, энергией и практическим умом. Их предприятие (афера с лошадьми) терпит сокрушительный крах и приносит только убытки.

Не в состоянии они оказываются и толково вести хозяйство: «А в хозяйстве братья

только мешали друг другу. Один был нелепо жаден, строг и подозрителен, другой - нелепо щедр, добр и доверчив». Естественно, что раздор между ними рос, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не погиб внезапно и нелепо как все умирали в Суходоле Петр Петрович. Усадьба осталась в руках беззаботного и легкомысленного Аркадия Петровича. Естественно, что ее уделом стало окончательное обнищание и разорение.

Пожалуй, все это не стоило бы внимания писателя, если бы не было характерным для страны в целом. Одичание в Суходоле - типичная картина для России того времени, где насчитывались сотни и тысячи подобных имений. С поразительными наблюдательностью и зоркостью Бунин схватывает черты разоряющихся помещиков: нежизнеспособных, пассивных, живущих воспоминаниями и остатками былой роскоши.

Очень тяжело, в большой нищете доживают свой век последние обитательницы Суходола: барыня Клавдия Марковна, тетя Тоня и Наталья. Их уделом стали заботы о каждодневном пропитании, ссоры, обсуждение снов и вздохи о прошлом. Вот как рисует Бунин картину их жизни: «Долги, тяжки были дождливые осени, снежные зимы в Суходоле. Холодно, голодно было в пустом разрушающемся доме. Заметали его вьюги, насквозь продувал морозный сарматский ветер. А топить - топили очень редко. По вечерам скудно светила из окон, из горницы старой барыни, - единственной жилой горницы, - жестяная лампочка».

Естественно, что Суходол ждал жалкий и бесславный удел - полное исчезновение с лица земли. Потомки суходольцев мало знают о своих предках. Более того, порою думают: «Да полно, жили ли они?» Время сравняло с землей их могилы. «Знаешь только одно: вот где-то здесь близко. И сидишь, думаешь, силясь представить себе всеми забытых Хрущевых. И то бесконечно далеким, то таким близким начинает казаться их время».

Отчего же так «жидки на расправу» оказались «потомки степных кочевников»? Ведь род их был древним и знатным, гордился он воеводами, стольниками, ближайшими советниками и даже родственниками царей. Писатель не дает прямого ответа на этот вопрос, так как сделать это непросто. Он отмечает, что среди потомков западных рыцарей такого быть не могло: «Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за -полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько нас выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя, спилось, опустилось и просто потерялось где-то! Не мог бы он признаться, как признаюсь я, что не имеем мы даже малейшего точного представления о жизни не только предков наших, но и прадедов, что с каждым днем все труднее становится нам воображать даже то, что было полвека назад!»

Сколько боли и горечи звучит в словах писателя! За родную страну, которая опасно больна, ибо даже один такой Суходол подобен гнойной язве на ее теле; за своих соотечественников, которым словно суждено быть «Иванами, родства не помнящими»; за годы медленного вымирания целого сословия, к которому принадлежал и сам Бунин. Но все меняется: там, где когда-то шумели дремучие леса, раскинулись необозримые поля, выросли шумные города, которым в будущем тоже суждено исчезнуть с лица земли. Так и время мечтателей и романтиков, привыкших к роскоши и праздности, сменяется веком деловых людей, веком стали и машин, веком капитала.

А разоряющиеся помещики, представители уплывающей в прошлое России, сметаются новыми хозяевами жизни.

Бунин вошёл в литературу с ещё одной актуальной для начала века темой - темой нации как единой семьи. В 1910 году он создал повесть «Деревня », которая, по словам М. Горького, «впервые заставила задуматься о России...». «Так глубоко, так исторически деревню никто не брал», - писал Горький Бунину в 1920 году. Вина или беда русского народа в том, что он живёт такой нечеловеческой жизнью? Замыслу автора отвечал особый жанр - повести-хроники, выводящей на первый план мужиков и оставляющей на втором плане повествования свидетелей «со стороны». Задаче соответствовал и сюжет произведения, лишённый интриги, неожиданных поворотов, чётко выраженной завязки, фабульного развития, кульминации и развязки. Всё в «Деревне» погружено в стихию закоснелого быта, но каждая из композиционных частей повести открывала факты деревенской жизни (предыстория и история рода Красовых, судьбы крестьян). «Говорящим» является название деревни - Дурновка. В жизни Дурновки много алогичного, бессмысленного. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад. Деревня быстро гибнет. Бунт крестьян не в силах приостановить умирание Дурновки и даже ускоряет этот процесс. Поэтому так мрачен финал повести.

Для Бунина крайне сложен вопрос: кто виноват? Над ним мучительно бьётся герой повести Кузьма Красов. «...С кого и взыски-вать-то? - вопрошает он. - Несчастный народ, прежде всего - несчастный!..» Сомнения не покидают его: «Рабство отменили всего сорок пять лет назад, - что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Именно он, а не правительство и не тяжкая история («Татаре, видишь ли, задавили!»). Тихон Красов упрекает брата в противоречиях: «Ну, уж ты ни в чём меры не знаешь. Сам же долбишь: несчастный народ, несчастный народ! А теперь - животное!» Кузьма и в самом деле растерян («Ничего теперь не понимаю: не то несчастный, не то...»), но склоняется всё-таки - а вместе с ним и автор - к выводу о «виновности» народа.

Главные герои повести - братья Тихон и Кузьма Красовы. Тихон всю свою незаурядную силу, свой ум употребил на стяжательство, обогащение, эксплуатацию мужиков, и в итоге пришёл к духовному опустошению. Он представляет собой тип «задумавшегося» купца, пришедшего к мысли о том, что «не хлебом единым жив человек». Кузьма с его жаждой духовной жизни и гуманностью как будто противоположен Тихону: он «наиболее положительный тип» в «Деревне». Но и над ним довлеет, и его порабощает «дурновская» кровь, рождает инертность и бессилие, не даёт вырваться из заколдованного круга. С зоркостью, психологическим проникновением изобразил писатель и облик нового деревенского хозяина, и драму народного интеллигента. Но столь разные характеры призваны демонстрировать тяжкое общее наследие «пестрой души» (слова Тихона) русского человека.

В повести, запечатлевшей деревню в революционное время, Бунин показал, что обновление русской жизни не состоялось, что революция не изменила национальную психологию. Финал повести может быть истолкован символически: под натиском уродства гибнет красота (Евдокия по прозвищу Молодая выходит замуж за самого развращённого мужика деревни), пурга заметает жильё, под снегом исчезает русская деревня.

В следующей большой повести «Суходол » (1911) Бунин обратился к прошлому, к тем истокам, которые объясняют настоящее. В истории дворянского рода Хрущёвых писатель видит судьбу всей дворянской России. Интонации здесь более сложны, чем в «Деревне». Над автором сохраняют власть поэзия русской старины, отдельные черты немудрёного быта отцов, «древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню», чувство близости к предкам-«пращурам». В целом же идеализации патриархального уклада в повести нет. Мрачные картины жестокого самодурства господ и рабской покорности крепостных - в центре повествования. Впрочем, неискоренимая пассивность, рабский страх перед жизнью и чувство обречённости присущи и господам.

Со всей подлинностью, не оставляя никаких надежд, рассказал Бунин о деградации близкого ему социального мира, оказавшегося неспособным «ни к труду, ни к общежитию». Как и в «Деревне», социально-исторические обобщения сводятся к национальным особенностям русского народа. В творчестве Бунина в этот период основным стала, по его собственным словам, «душа русского человека в глубоком смысле, изображения черт психики славян». Полемизируя с современниками, например с Горьким, Бунин пытался «наметить общую историческую перспективу в жизни всей огромной страны, только что пережившей потрясения 1905-1907 годов» (О.Н. Михайлов).

Социальные потрясения обострили писательское неприятие антигуманности человеческих отношений, ощущение общей катастрофичности действительности.

С середины 1910-х годов основной идеей в творчестве Бунина стала идея страдания, которое приносит любое соприкосновение с жизнью. В этом прослеживается влияние буддийской философии, с которой писатель познакомился в Индии и на Цейлоне. Об этом рассказы «Братья» (1914), «Сны Чанга» (1916), эта идея содержится и в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Суходол - это описание жизни Хрущёвых, местных помещиков. Историю хрущёвского рода рассказывает дворовая девка Наталья, молочная сестра Аркадия Петровича. Наталья воспитывала младших Хрущёвых, которые жили в Лунёво. Прожила она с ними около восьми лет, всё время рассказывая своим воспитанникам об их родовом суходольском имении.

Наталья осталась круглой сиротой ещё в детстве. Отец её погиб, когда его отдали в солдаты, а мать умерла от разрыва сердца, при виде погибших от града хозяйских индюшат. В рассказах Натальи, поместье описывалось, как страшный и мрачный дом, в котором даже обедать садились с плётками, на случай драки.

Похоронив безвременно скончавшуюся супругу, Пётр Кириллович тронулся умом. Барин постоянно скандалит с лакеем Гевраськой, который считается его внебрачным сыном. Чувствуя свою безнаказанность, лакей ведёт себя дерзко и грубо, унижая старика. Сына Аркадия и дочь Тоню, обучают выписанные из города учителя французы, полного же образования удостаивается лишь сын Пётр.

Выйдя в отставку, Пётр возвращается в имение вместе со своим другом Войткевичем. Тоня испытывает к молодому офицеру нежные чувства, но его попытки к сближению, получают яростный отпор. Так и не объяснившись с девушкой, молодой человек покидает поместье. От отчаяния у девушки происходит помутнение рассудка, она становится неуправляемой. Боясь осуждения соседей, Пётр Петрович высылает Тоню в Лунёво.

Наталья испытывает любовь к молодому барину. В порыве страсти, девушка украла у хозяина маленькое зеркальце. Любуясь собой перед этой безделицей, Наталья старалась привлечь внимание Петра Петровича. Но все её усилия привели лишь к позору. Барин, раскрыв кражу, дал указание сослать девушку в глухой хутор, предварительно обрезав ей волосы.

На Покров Пётр Петрович созывает в своё имение всех влиятельных особ округи, чем несказанно обрадовал дедушку. Представив себя хозяином, дедушка создавал суету и ненужные хлопоты, вызывая лишь жалость своим поведением. Пётр Петрович, чувствуя силу возмужавшего лакея, всячески расхваливает Гевраську перед влиятельными гостями, ещё больше обижая деда. Гости остаются в имении ночевать.

Утром, проведя бессонную ночь, дед принялся переставлять мебель в гостиной. Пришёл слуга, и стал на него кричать. Дедушка хотел поставить лакея на место, но тот с силой ударил старика. Падая, дед виском угодил на угол стола, что послужило причиной смерти. Содрав с ещё не остывшего тела золотые украшения, Гевраська исчез из имения.

Тоня заставляет вернуть в поместье Наталью. Девушка быстро приноравливается к капризам барышни, которая срывает на ней зло, кидая в нее различные предметы. Клавдия Марковна, на которой женился барин, ждет пополнения семейства. Безумная Тоня своими страхами заражает Наталью, которой снятся кошмарные вещие сны. Она не желает выходить замуж, боясь пророчества. В доме постоянно толкутся какие-то пришлые люди, считающие себя божьими избранниками. Среди них оказывается Юшка, представившись бывшим монахом. Похотливый и бесцеремонный наглец овладевает Натальей, и исчезает с усадьбы. Наталья остается беременной. В скором времени случается пожар, и Наталья от пережитого ужаса лишается ребенка.

Тоню всячески стараются излечить от ее недуга, но все усилия напрасны. Петр Петрович, возвращаясь с охоты, попадает под копыто лошади. В пришедшем в запустение доме коротают свой век постаревшие женщины – Тоня, Клавдия Марковна и Наталья. Молодой Хрущев лишь на кладбище ощущает связь с предками, но и могил своих родственников не может найти.

Человек должен знать и помнить историю своего рода.

Картинка или рисунок Суходол

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Борис Годунов Пушкина

    Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его.

  • Краткое содержание Пришвин Курица на столбах

    Главные персонажи рассказа – курица по имени Пиковая Дама и ее необычные детки. Началось все с того, что одной семье соседи подарили несколько гусиных яиц. Хозяева подложили их в гнездо черной курицы для высиживания, а та вывела четверых милых гусят

  • Краткое содержание Носороги Ионеско

    На площади небольшого городка продавщица орет вслед за женщиной с кошкой. Эта женщина была домохозяйкой и пошла в другую лавку, чтобы купить продукты. В соседнее кафе зашли Беранже и Жан и сели за один столик

  • Краткое содержание Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Жуковского

    В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять

  • Краткое содержание Пармская обитель Стендаль

    В родовом замке маркиза Вальсерра дель Донго родился второй сын, которого назвали Фабрицио. В семье уже были старший сын, будущий наследник маркиза, и две дочери.

Чтобы ясно и точно изложить на уроке какое-либо событие из книги или же пересказать сюжет полностью, нужно иметь под рукой отличное краткое содержание по главам. Команда «Литерагуру» предлагает вам им воспользоваться.

Суходол – место притягивающее, волнующее сознание рассказчика и его сестры. Причиной того служат истории няни Натальи – молочной сестры отца их. Всю свою тяжёлую жизнь прожила она в поместье Хрущевых: там она потеряла родителей, ухаживала за сумасшедшей тетей Тоней, влюбилась.

Но даже после всех бед, рассказчика с сестрой, Наталью и даже отца, уехавшего оттуда, с непонятной силой тянуло обратно, в родные места, в Суходол.

Глава II

Рассказчик с сестрой попали в Суходол только в позднем отрочестве.

Ливень с ослепительно-быстрыми молниями был тогда. Первой, кого они встретили, была сумасшедшая тетя Тоня, своим длинным острым носом и безумными глазами похожая на Бабу Ягу. Маленькая и толстая Клавдия Марковна, жена их дяди Петра Петровича, радостно окликала и приветствовала их, и добрая знакомая им женщина Наталья с улыбкой поклонилась им.

Глава III

Часто рассказчик с сестрой гуляли по очаровавшему их Суходолу и его живописным окрестностям.

Вернувшись домой, узнавали они от Натальи историю поместья, судьбу жителей его. И долго, долго она рассказывала…

Глава IV

Согласно преданиям, прадед рассказчика перебрался из Курска в Суходол, когда был там сплошной лес кругом.

Но во времена деда их, Петра Кириллыча, заросли почти полностью были вырублены, построены дом и сад.

Но ухаживать за поместьем и хозяйством было некому: дедушка Петр Кириллыч помешался то ли от любви, то ли от ливня упавших на него яблок; отец их, Аркадий Петрович, целыми днями пропадал на охоте с Герваськой; дядю, Петра Петровича, единственного отправили на обучение. Вот и остался дом без хозяев, на попечении дворовых.

Глава V

Изменилось всё с приездом Петра Петровича, товарищей его, Войткевича и повара-алкоголика. Барин пытался показаться радушным хозяином и преобразил жизнь, сделал веселей, праздничней; но получалось у него это неумело.

Наталья же влюбилась в Петра, что её и погубило: она, пораженная красотой, украла его зеркало, чтобы любоваться им, но пропажу обнаружили, её остригли и отправили в ссылку на хутор Сошки.

По дороге в ней бушевало множество эмоций: она хотела повеситься, сбежать, но, поборов муки любви, схоронила её в своей душе и продолжила жить дальше.

Глава VI

На Покров Петр Петрович устроил застолье. Но мешал этому дед: приставал ко всем ново пришедшим гостям, рассказывал всем про отъезд тёти.

Всем известна была та история: Войткевич ухаживал за Тоней, соблазнил её, а затем просто уехал, из-за чего девушка помешалась.

Пир длился до вечера. Встав рано утром, Петр Кириллыч стал двигать массивную мебель, чем разбудил Герваську. Во время произошедшей ссоры, мужчина, «злой как чёрт», ударил дедушку в грудь. Он упал виском на угол и умер.

Глава VII

В отсутствие Натальи происходит ещё два события: Петр Петрович женится, а затем братья отправляются на войну.

Через два года новая барыня, Клавдия Марковна, послала вернуть Наталию, чтобы та присматривала за помешавшейся Тоней.

Через некоторое время после возвращения вспоминала девушка свою ссылку, настолько отличалась Сошка от Суходола: хата была опрятна и красива, хозяева относились к ней, как к равной. Там же ей приснилось два сна, предсказавшие ей судьбу.

Глава VIII

Радостно и волнительно было для Натальи возвращение. Многое изменилось. И во многое ей сложно было поверить.

Но страшное предчувствие какой-то беды тяготило её.

К Тоне привезли колдуна, который должен был вылечить её тоску. Но помог он ненадолго.

Летом не вернулись хозяева, по причине раны Петра Петровича. После слухов о войне стал наполняться Суходол всякими бродягами. Был среди них Юшка, «провинившийся монах».

Глава XI

Хотя родом был Юшка из мужиков, не работал он, а жил за счёт хвастовства, как Бог пошлёт.

Он, будучи в Суходоле, «влюбляется» в Наталью. Встретив ее однажды, сказал Юшка, что придет к ней, и не остановит она его. Исполнился первый сон, и женщина, думая, что совершается нечто неминуемое, отдавалась ему каждую ночь. Когда же наскучило Юшке, исчез он так же быстро, как и появился. А через месяц героиня поняла, что беременна.

В сентябре вернулись братья, а на следующий день исполнился второй сон: загорелась Суходольская усадьба. Наталья, увидев пожар, побежала туда со всех ног и наткнулась на кого-то, одетого в красный жупан и казацкую шапку. Ужас, который она пережила в тот вечер, освободил её от ребёнка.

Поблекла после того жизнь. Тоню свезли к мощам, и она успокоилась, как и Наталья.

Последующие слухи о воле изменили Суходол, посеяли раздор между братьями. Вскоре умер Пётр Петрович: возвращаясь из Луневы, от любовницы, попал он под копыта лошади. Первой узнала об этом Наталья, и первая оплакала его.

Глава X

Всё то, что рассказчик с сестрой слышали о Суходоле, со временем исчезло, разрушилось. Стало умирать поместье: единственные жители – Клавдия Марковна, тетя Тоня, Наталья доживали свои последние дни.

От величественного рода Хрущёвых остались только неизвестные могилы, которые не могли найти потомки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!