Что можно что нельзя на уроках информатики. Чему учить на уроках информатики? О будущем нации

Всем привет!

Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо - повышается компьютерная грамотность детей. А с другой - зачем нужна информатика в начальной школе?

Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте - значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.

Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.

Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).

В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…

Что же изучали мы на уроках информатики?

Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» - вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.

Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).

Посмотрим на оглавление.

5 класс:

  • Устройство компьютера, клавиатура, мышь.
  • Рабочий стол Windows, файлы и папки.
  • Ввод и редактирование текста в Word.
  • Работа в Paint.
  • Навыки поиска информации в Интернете, электронная почта.

6 класс:

  • Операционная система, ее сущность, структура и объекты.
  • Табличные модели, алгоритмы, схемы, графики (набор бесполезной теории).
  • Создание презентаций в Power Point.

7 класс:

  • Всемирная паутина и представление информации в Интернете.
  • Двоичное кодирование (а также шестнадцатиричное).
  • Устройство компьютера.
  • Общие сведения о программах компьютера.
  • Работа с файлами.
  • Обработка графической и текстовой информации.

8 класс:

  • Системы счисления.
  • Алгебра логики (звучит устрашающе).
  • Основы алгоритмизации.
  • Основы программирования на языке Паскаль.

9 класс:

  • Моделирование, СУБД (это мы в институте изучали).
  • Массивы, алгоритмы, Паскаль (снова он).
  • Электронные таблицы.
  • Компьютерная сеть, Интернет, передача информации по сети.
  • Создание сайтов с помощью HTML (абсолютно устаревший метод).

10 класс:

  • Представление чисел в компьютере (зачем мне это нужно???).
  • Алгоритмы, Паскаль (окончательное вдалбливание).

11 класс:

  • Базы данных.
  • Интернет.
  • Создание сайта «Домашняя страница» (что это?).
  • Моделирование (опять тупая теория).

Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.

А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…

Зачем нужна информатика?

Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.

Вот список того, что бы я включил в данный курс:

  • Базовое обучение работе с компьютером (включение/выключение, основные элементы и их функции).
  • Работа с Windows (рабочий стол, папки, файлы, установка и удаление системы, освоение стандартных программ).
  • Изучение необходимых программ (Total Commander, архиваторы, антивирусы и пр.).
  • Изучение Microsoft Office (особенно Word, который нужен практически всем).
  • Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).
  • Освоение навыков работы в Интернете (поиск информации, открытие страниц, работа в браузерах).
  • Самостоятельное создание сайтов с помощью движков (например, WordPress).

Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?

Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!

С уважением, Сергей Чесноков


ЧЕМУ УЧАТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ГИМНАЗИИ

В методическом объединении учителей информатики работают педагоги:Бубер Л.Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И.П., образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 10 лет, Пяткина Г.А., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 26 лет. Все учителя имеют I квалификационную категорию.

Экспериментальная программа гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе разработана педагогами гимназии на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базового общего образования и профильного общего образования. Программа утверждена в МИОО в апреле 2008 года.

Курс информатики и информационных технологий в гимназии начинается с 5 класса и рассчитан на учащихся без предварительной подготовки. Но и ребятам хорошо знакомым с компьютером на уроках не будет скучно, так как по каждой теме предусмотрены практические задания разной сложности. Программа 5 класса дает минимальный набор, знаний умений и навыков, необходимых для использования компьютера при подготовке докладов, рефератов, проектной деятельности, для оформления практических заданий по другим учебным предметам. Учащиеся занимаются 2 часа в неделю по следующей программе:

Общее представление об информации и информационных процессах

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обработка графической информации в растровых редакторах

Обработка текстовой информации

Компьютерные презентации

В 5 классе ребята пройдут текстовый редактор Word, графический редактор Paint, систему подготовки презентаций PowerPoint. Научатся создавать и правильно оформлять текстовые документы с использованием различных вариантов форматирования, таблиц, схем, рисунков, формул. Смогут нарисовать собственную иллюстрацию к своей работе. А в конце учебного года смогут подготовить доклад в форме презентации, оформить его и сделать выступление по выбранной теме. Вот некоторые работы, выполненные младшими гимназистами в редакторе Paint:

Чтобы подчеркнуть тесную связь информатики с другими предметами и широкое практическое применение полученных знаний, в курсе 5 класса предусмотрено много комбинированных заданий: информатика – русский язык, информатика – английский язык, информатика – естествознание, информатика-математика, информатика-история и пр. Материал к этим заданиям берется из соответствующих учебных курсов, а выполненные задания оцениваются двумя учителями с выставлением оценок по двум предметам. Эти работы оценивались и учителем естествознания:

В 6 классе учащиеся знакомятся с компьютером как средством хранения, обработки и передачи информации 1 урок в неделю:

Программное обеспечение компьютера

Обработка графической информации в векторных редакторах

Мы рассмотрим устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов. Познакомимся с программным обеспечением компьютера и его структурой. Более подробно поговорим об операционной системе Windows, ее назначение, настройке и основных приемах работы. Изучим архивирование информации, его применение, познакомимся с архиватором WinRar. Поговорим о вирусах и способах защиты от них, рассмотрим программы антивирусы. Познакомимся файловой системой компьютера, различными устройствами хранения информации, принципами работы и правилами обращения с ними. Научимся работать с электронной почтой, заведем персональные почтовые ящики. Теперь многие задания учащиеся смогут сдать дистанционно, прислав материал учителю по электронной почте.

Второй большой блок программы 6 класса - это растровая и векторная графика. С растровым графическим редактором Paint мы знакомились в 5 классе, а в 6 мы пройдем векторный графический редактор CorelDraw. К концу года ребята на вполне профессиональном уровне смогут подготовить иллюстрацию, схему, чертеж, визитку или плакат.

Если в 5 и 6 классах основной акцент делается на технологию работы на компьютере, в
7 классе акцент делается на теоретические основы информатики, которые изучаются 1 час в неделю. По темам часы распределяются так:

Изучение начинается с главы «Информация и информационные процессы в обществе», ученики получают представление, что такое информация и как она развивается в природе, обществе и технике. Затем ученики осваивают понятия о знаковых системах и кодировании. Подробно рассматриваются единицы измерения информации, и дается понятие «количество информации». Ученики обучаются решать задачи на переводы единиц измерения информации и определение количества информации в разных аспектах информатики (объемы различных видов памяти, информационных сообщений и т.д.), изучают принципы кодирования информации.

Далее изучаются системы счисления. Ученики получают представление о том, как представлять информацию с помощью различных систем счисления. Изучается история развития систем счисления, с последующим акцентом на использовании двоичной системы счисления в информатике. Ученики обучаются решать задачи на переводы чисел в различных системах счисления.

В теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» гимназисты расширяют знания о том, какие устройства обеспечивают ввод информации в компьютер, обработку и вывод информации. Ребята получают представление, какие программы, обеспечивают ввод, кодирование, обработку и вывод различных данных.

После этой информационной подготовки, ученикам объясняются темы обработки и кодирования различных видов данных: текстовой, числовой, графической и числовой.

Работа с электронными таблицами завершает курс информатики в 7 классе.

В 8 классе , который является предпрофильным, на изучение информатики отведено 32 часа, т.е. 1 час в неделю. Эти часы распределяются так:

При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся знакомятся с основными свойствами алгоритма, типами алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл), понятием вспомогательного алгоритма, учатся строить блок–схемы типовых алгоритмов. Затем изучаются основные типы данных и операторы алгоритмического языка программирования Turbo Pascal, с помощью которых блок-схемы алгоритмов преобразуются в программы решения типовых задач.

К окончанию 8 класса становится понятным, кому из ребят тема алгоритмизации и программирования дается легко, а у кого с алгоритмическим мышлением дела обстоят хуже. Это важно понять и самим учащимся, т.к. от выбора ребятами соответствующей ИОТ в 9 классе зависит, будут ли они в дальнейшем изучать информатику на базовом уровне (и больше не будут программировать) или будут заниматься в профильной группе по информатике, где более половины всех часов отведено на программирование.

Базовый курс в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю и завершает изучение основного курса информатики. Вот из каких тем состоит этот курс:

Коммуникационные технологии

Моделирование и формализация

При изучении коммуникационных технологий ребята знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Правильный алгоритм поиска нужной информации поможет сэкономить время при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам. Важное место занимают также темы: Технология подготовки документов принцип OLE, Моделирование и формализация, Базы данных. Учащиеся разрабатывают структуру базы данных, создают записи, осуществляют сортировку, фильтрацию записей, готовят отчеты.

В 10 классе базовый курс информатики занимает 32 часа (1 час в неделю):

В 10 классе ученики непрофильных групп большую часть курса изучают основные конструкции языка HTML для построения гипертекстовых документов - WEB страниц. Обучаются созданию WEB - сайтов. В процессе изучения простых конструкций HTML ученики обучаются приемам использования операторов языка, правилам построения WEB страниц, дизайнерским приемам.

В процессе освоения, ученикам объясняются конструкции языка, приводятся примеры их использования и для каждой конструкции выполняется практическая работа по заданию учителя. По мере освоения операторов задания усложняются, но в каждом из них повторяется пройденный материал и есть элементы нового. Так как язык разметки гипертекстовых документов простой для понимания, даже те ученики непрофильных групп, которые не проявили способности в программировании, могут понять его принципы, и на основе этих принципов, получают представление об элементах работы с операторами языка и осваивают способы формирования кода.

Пример WEB-страницы выполненный учениками по заданию на конструкцию HTML - ФРЕЙМЫ.

В конце года ученики сами придумывают тему сайта, подбирают по теме информационный материал, графические файлы и создают учебный сайт небольшого объема. Отличную оценку по информатике за 10 класс получают только те ученики, которые представляют такую самостоятельную работу. Они могут использовать свои познания в языке HTML для написания реферата в проектной деятельности и для написания диплома в виде WEB-сайта. Это расширяет возможности учеников в их творческой деятельности.

В 11 классе по базовому курсу учащиеся также имеют 1 час в неделю, но занятие информатикой у них не мотивированно. Поэтому была продумана программа для учеников 11 класса таким образом, чтобы вызвать интерес на бытовом уровне:

С появлением цифровой фотографии, процесс фотографирования очень упростился и стал для всех доступным. На примере изучения графического пакета PhotoShop, ученики осваивают приемы работы с различными графическими объектами и видят практическую пользу для себя на уроках информатики. Это вызывает у них интерес и желание не формально относится к непрофильному предмету. На уроках ученики получают представление о цветовых моделях, о проблемах разрешения при фотографировании и печати графических рисунков, полученных в результате работы с инструментами и функциями редактора PhotoShop.

Ученики изучают инструменты и функции PhotoShop,их свойства и возможности, палитры и настройки. Практические задания построены таким образом, чтобы каждое из них раскрывало те или иные возможности пакета.

После освоения основных возможностей и свойств PhotoShop ученики изучают возможности пакета ImageReady.Этот пакет позволяет создавать объекты WEB-дизайна и согласован с пакетом PhotoShopпо основным инструментам и функциям, а также имеет возможность передавать рабочие графические файлы из одного пакета в другой. Таким образом, к концу года ученики обучаются работать с графическими объектами, как для бытовой фотографии, так и для WEB-дизайна.

В конце года ученики создают комплексный динамический файл в пакетах PhotoShop и ImageReady.

Профильные группы 9 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующей программе:

Алгоритмическое программирование в системе Turbo Pascal

Работа с библиотечными модулями и файлами в системе Turbo Pascal, использование графического режима работы

Коммуникационные технологии

Разработка Web-сайтов

Разработка зачетного Web-сайта

На уроках программирования продолжается знакомство с простыми типами данных, осваиваются структурированные данные и новые операторы, используемые в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal, изучаются разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули), а также отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана. Ребята могут выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, массивами, записями, множествами, нестандартными типами данных; проверять свойства этих объектов; строить алгоритмы (в том числе используя различные виды подпрограмм) и реализовывать их на алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal.

Раздел «Коммуникационные технологии» включает в себя знакомство с различными видами компьютерных сетей, с основными видами информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет, с основные принципы технологии WWW и основами языка разметки гипертекста HTML. Учащиеся выполняют практические работы по поиску информации в Интернете, по передаче информации по телекоммуникационным каналам с использованием электронной почты или в виде опубликованных разработанных Web–сайтов.

В 10 классе профильные группы изучают информатику 4 часа в неделю. Осваиваются следующие темы:

Введение в объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

Разработка курсового проекта в среде Delphi

Создание сценариев для Web-страниц на языке JavaScript

Разработка зачетной динамической Web-страницы

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Аппаратное и программное обеспечение компьютера (расширение темы)

Социальная информатика

Понятие объекта, а также основные свойства объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) изучаются в уже знакомой ребятам среде языка программирования Turbo Pascal. Далее работа ведется в среде Delphi: осваивается графический интерфейс разрабатываемых на объектно–ориентированном языке Delphi проектов (форма и различные управляющие элементы), а также разрабатывается программная часть проекта с использованием событийных и общих процедур. Изучение языка Delphi завершается разработкой курсового проекта. Примерные темы предлагаемых проектов: игровые проекты “Попади в цель”, “Тренировка внимания”, проект “Составление кроссвордов”, проект “Тест по информатике (или другой предметной области)” и т.п. Ниже приведен вид разработанных форм для некоторых проектов:

В этом же учебном году изучаются темы: виды баз данных, их назначение, понятие реляционной базы данных; функциональная схема компьютера и характеристики его основных устройств; назначение служебных программ компьютера; алгоритмы архивации данных, классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ; влияние информационных ресурсов на социально–экономическое и культурное развитие общества;

проблемы информационной безопасности; авторские права на программное обеспечение и права пользователя на его использование. Также ребята знакомятся со встроенными объектами языка разработки сценариев для Web-страниц и основными объектами браузера, создают интерактивные Web-страницы. В качестве отчета не некоторым темам учащиеся готовят презентации с последующей их защитой. Вон некоторые кадры из таких презентаций:



Профильные группы 11 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующим темам:

Основы логики

Логические основы компьютера

Арифметические основы компьютера. Кодирование информации (расширение темы)

Моделирование и формализация

Разработка курсового проекта по моделированию

Повторение и резерв времени

Темы «Арифметические и логические основы компьютера» включают в себя изучение: основных логических операций (инверсия, дизъюнкция, конъюнкция); основных законов и правил алгебры логики; логических элементов компьютера; принципа дискретного (цифрового) представления графической, текстовой и звуковой информации; правил представления дробных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, правил выполнения арифметических действий в этих системах счисления; представления целых и вещественных чисел в памяти компьютера.

Далее ребята знакомятся с понятиями «модель», «формализация модели», с основными этапа разработки и исследования моделей на компьютере, учатся строить и исследовать различные информационные модели. Завершается изучение этой темы защитой курсового проекта. Примерные задания для проекта: исследование физических моделей; исследование математических моделей; приближенное решение систем уравнений; вероятностные модели; оптимизационное моделирование в экономике; модели логических устройств и т.п.

ИНТЕГРАЦИЯ, ПРОЕКТЫ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И
МАСТЕРСКИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Интеграция

Никто не станет оспаривать то, что любые знания, умения навыки лучше усваиваются учащимися, если те видят их очевидную целесообразность и практическое применение. Поэтому мы стараемся строить наш курс информатики в тесной связи с другими предметами школьного цикла, а так же с внеклассной деятельностью учащихся.

Начиная с пятого класса на уроках информатики учащимся предлагаются интегрированные практические задания, материал для которых подобран из курсов русского и английского языка, естествознания и математики, физики и истории. Задания выполняются на уроках информатики и оцениваются двумя преподавателями с выставлением двух оценок. Ежегодно проводится традиционный конкурс компьютерных рисунков. Применение таких комбинированных заданий способствует более глубокому усвоению знаний, увеличению заинтересованности в изучении предмета, развитию творческих способностей и самостоятельного мышления.

Традиционно 5 класс заканчивается большой комплексной зачетной работой. Ребята делают доклад по естествознанию, оформляют его в виде презентации с использованием всех навыков, полученных в 5 классе (оформление текстовой информации, создание графических изображений, сканирование и обработка текстовой и графической информации, создание презентаций). На последней учебной неделе проводится комбинированный урок естествознание-информатика, на котором учащиеся делают выступления по выбранной теме, сопровождаемые демонстрацией презентации.

В 2008 году в конце 5 класса проводился экспериментальный комбинированный экзамен по информатике и истории, на котором учащиеся по подготовленным заранее материалам, с использованием схем, карт и иллюстраций должны были сделать и продемонстрировать презентацию по указанной теме. В ходе экзамена учащиеся показали умение выделить из текста ответа главное, коротко изложить это в форме презентации, грамотно сопроводив текст иллюстрациями. Положительный результат эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комбинированных контрольных мероприятий в дальнейшем.

Начиная с 6 класса учащиеся привлекаются к проектной деятельности, в ходе которой они могут найти практическое применение всем знаниям и умениям, полученным на уроках информатики. Это и поиск информации в глобальной сети, консультации с преподавателем по электронной почте, работа с сайтом проектов, а также конечно подготовка и оформление своих работ с применением новейших компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое отражение и в формах проекта - бывают проекты-презентации, проекты-фильмы, проекты-web сайты, проекты – базы данных, проекты – учебные мультфильмы и игры.

Кроме учебного времени информационные технологии находят широкое применение при организации внеклассной деятельности. Для этих целей в школе имеются 2 комплекта ноутбуков, которые используются как при оформлении концертов и выступлений на территории гимназии так и при выполнении творческих заданий на выездных мероприятиях.

Проектная работа

Кафедра информатики каждый год принимает участие в проектной деятельности учащихся. Это могут быть проекты, связанные с учебным курсом информатики. Так появился проект Программы всякие нужны, программы разные важны! Проект создавался для оформления кабинета информатики учебными пособиями для самостоятельной работы. В его состав были включены описания основных пользовательских программ, изучение которых входит в учебные программы разных классов. В проект были включены: операционные системы, программы офиса, антивирусы, графические редакторы, средства мультимедиа. По каждому разделу ученики описали историю создания программы и процессы развития различных версий. Создали наглядные иллюстрации, которые позволили оформить кабинет информатики.

Еще один проект, разработанный группой гимназистов в качестве учебного пособия к урокам информатики, назывался Вирусы и антивирусные программы . Проект был выполнен в виде Web-сайта, где можно было не только найти информацию о разновидностях компьютерных вирусов и методах борьбы с ними, но и скачать бесплатные версии некоторых антивирусных программ. А вот сайт Профориентационное пособие по информатике опубликован в Интернете по адресу /projects/informat . В нем содержится некоторый справочный материал по алгоритмическому языку Pascal и языку создания гипертекста HTML, а также задания для самостоятельных работ.

Но значительно больше проектов представляют собой интеграцию информатики с другими науками. В проекте Эра нанотехники ученики отразили основные теореитические аспекты, на которых основаны понятия нанотехнологии, при этом им пришлось рассмотреть эту тему с позиции таких предметов как физика и химия. Ребята рассказали, что такое нанотехника, рассмотрели историю нанотехнологий, и привели примеры применения этих технологий в различных сферах деятельности, в повседневной жизни.

Учениками был создан сайт по этой теме, который был размещен в интернете. Таким образом, проект формировался как межпредметный, так как ученикам пришлось применять свои познания по физике, химии и информатике. Сайт можно увидеть в разделе «Конкурс ученических проектов (Web-проекты учащихся XVI конкурса)» на сайте Лаборатории информатики МИОО по адресу . Там же опубликован проект Образовательный Web -портал по биологии. Web-портал со сменной информацией (лекции с материалами уроков, экзаменационные билеты, тесты и упражнения по темам с автоматической программной проверкой, презентации и Flash-фильмы) был разработан для использования в курсе биологии в разных параллелях соответствующего иллюстративного материала по темам, для проведении компьютерного тестирования, для восполнения пропущенного по болезни (или другим причинам) материала уроков, для сдачи в электронном виде текущих домашних заданий, для возможности общего доступа к различным творческим работам по биологии, для проведения дискуссий по биологии.

Также в Интернете можно найти сайты разных лет: сайт «История математики» /projects/chinamaths , сайт о рыцарстве /projects/knights , сайт по фольклору , сайт проекта «Колесо» и другие.

Элективный курс для учащихся 8 класса
«Анимация в
Macromedia Flash MX »

Macromedia Flash MX – это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, которая может использоваться при создании Web-сайтов, презентаций и в другой проектной деятельности учащихся. Спецкурс «Анимация в Macromedia Flash MX» является одним из рекомендованных кафедрой информатики МИОО спецкурсов для старшей школы, однако первоначальное знакомство с данной средой без использования специального языка программирования ActionScript может быть проведено и в среднем звене школы. Данный спецкурс является развивающим, он дает учащимся возможность попробовать себя в роли художника, сценариста и режиссера мультфильмов. Спецкурс позволит выполнять интересные проекты по другим школьным предметам (математике, химии, физике, биологии, естествознанию и т.п.), а также может помочь восьмиклассникам в дальнейшем в выборе соответствующего профиля.

Целью курса является расширение представлений учащихся о сферах применения информационных и компьютерных технологий.

Задачи курса:

    освоить теоретические знания для создания интерактивной анимации;

    овладеть умениями работать в векторном графическом редакторе, создавать рисованные персонажи и управлять ими;

    развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами информационных технологий.

Планируемый результат . В конце изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

    назначение программы Macromedia Flash MX;

    принцип создания и редактирования векторных изображений с использованием инструментов из Панели инструментов, панели Свойства и панели Смеситель цветов;

    назначение панели Шкала времени, ключевых и дублирующих кадров в фильме;

    структуру и принципы создания многослойного анимационного фильма;

уметь:

    создавать графические объекты и использовать различные виды заливок объектов во встроенном векторном редакторе программы Flash MX;

    создавать пошаговую анимацию объектов;

    разрабатывать многослойные анимационные фильмы;

    использовать дополнительные возможности программы Flash MX для создания анимации: анимация движения и анимация формы, библиотечные образцы, слои траекторий, слои-маски.

Элективный курс рассчитан на полугодовое изучение 2 часа в неделю, что в итоге дает 32 часа. Изложение материала строится таким образом, что по каждой теме существует как теоретическая, так и практическая части. По мере накопления полученных знаний даются практические упражнения. Они составлены таким образом, что служат закреплению нового материала. За время изучения курса каждый учащийся выполняет 7 практических работ, которые оцениваются в баллах (от 2-х баллов за простую работу до
4-х баллов за более сложную). Всего за эти работы максимально можно набрать 20 баллов (если выполнять все работы качественно), еще 10 баллов учащийся может получить за итоговую зачетную работу, которой завершается изучение курса. Далее все баллы суммируются и переводятся в обычную школьную оценку, выставляемую в журнал.

Задание для итоговой работы – это обычно мультфильм, иллюстрирующий условие или решение задачи по математике, процесс или опыт в химии, физике, биологии, естествознании. Вот кадры из некоторых таких работ:

К уроку биологии «Репликация ДНК»

К уроку химии «Катализаторы и ингибиторы»

Иллюстрация к условию задачи по математике

Мастерские для учеников 10-11 классов

В настоящее время на кафедре информатики работает мастерская «Создание электронных пособий» . Деятельностью мастерской является создание электронных пособий к различным видам программного обеспечения, изучение которых входит программу обучения информатики в Педагогической Гимназии.

Электронное пособие выполняется с помощью языка разметки гипертекста HTML в виде WEB - сайта. Основы WEB – дизайна профильными группами изучаются в 9 классе, непрофильными в 10 классе, таким образом, ученики владеют необходимыми навыками для создания WEB - сайтов. Для иллюстрирования WEB-страниц на занятиях мастерской изучаются основные функции Adobe Photoshop, так как изучение этого курса предусмотрено в 11 классе непрофильными группами, а в профильных группах на спецкурсе.

В общую концепцию представления учебного материала входят следующие разделы:

    Историческая справка: история создания и различные версии пакета, фирмы - производители.

    Теоретические основы информатики, на которых основан данный пакет.

    Описание основных функций программы, рабочего поля, инструментов и свойств.

    Примеры выполнения заданий на работу с различными функциями пакета, разбор способов выполнения заданий.

    Примеры для самостоятельной работы.

    Создается справочник терминов, принятых для данного пакета.

    Описываются сравнительные характеристики с другими аналогичными пакетами.

    Описывается методика изучения пакета по данному электронному пособию.

    Учениками проводятся экспериментальные занятия по использованию соответствующего пособия для изучения программного обеспечения на уроках.

Работа рассчитана на 2 года:

1 год (10 класс): изучается информация по данной теме и необходимые теоретические материалы, создается электронное пособие в объеме пунктов 1-5 по плану представления учебного материала, оформляется реферат. В конце года ученики сдают экзамен - защищают реферат по теме.

2 год (11 класс): выполняются пункты 6-9 по плану представления учебного материала, оформляется дипломная работа. В конце года ученики сдают экзамен - защищают диплом.

Предполагается в дальнейшем использовать данные электронные пособия на уроках информатики и для самостоятельного освоения навыков работы с данными программными продуктами.

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ, ПОДВОДИМ ИТОГИ

С каждым годом информационные технологии все активнее применяются и при подготовке уроков по различным предметам и как средство общения учителя, ученика, родителя.

Многие учителя прошли переподготовку, гимназией было закуплено большое количество современной компьютерной техники и оборудования. И теперь на уроках химии и истории, биологии и физики можно увидеть не только традиционные плакаты, но и красочные презентации с графиками, таблицами, картами, иллюстрациями, видеофрагментами, демонстрациями экспериментов. Большое количество материалов для этих презентаций готовили учащиеся старших классов в ходе проектной деятельности. При такой подаче материал более нагляден, лучше воспринимается и запоминается учащимися.

Многие учителя освоили и Интернет технологии, и теперь учащиеся, по болезни пропускающие большое количество занятий, могут обучаться дистанционно, получая новый материал и присылая выполненные задания по электронной почте.

Одним из вариантов экспериментального применения информационных технологий в обучении стал разработанный учителем информатики Ошур Ириной Павловной информационный портал для учащихся и их родителей www . info 1505. ru . На сайте можно ознакомиться с пройденными темами, домашним заданием, планируемыми контрольными мероприятиями, конкурсами. Родители и учащиеся могут следить за успеваемостью и пропусками занятий по размещенному на сайте интерактивному журналу. Также на сайте размещается учебный материал (выборочно), дополнительные задания и справочная информация. И конечно любому ребенку будет приятно увидеть на сайте свою работу в разделе «лучшие работы класса», «победители конкурса компьютерных рисунков», «творческие работы учащихся». Если же у родителей появляется срочный вопрос к учителю, то не обязательно отпрашиваться с работы для визита в гимназию – свой вопрос можно задать на странице «Обратная связь» - Вам обязательно ответят.

В качестве некоторого итога совместной работы учителей информатики и гимназистов приведем диаграммы, показывающие (в процентах от общего количества учащихся в параллели) количество ребят, занимающихся по информатике на «хорошо» и «отлично».

Наблюдается некоторое снижение успеваемости в 8-ых классах. Это обусловлено тем, что не все гимназисты бывают одинаково успешны в изучении темы «Алгоритмизация и основы программирования». Это в дальнейшем во многом определяет выбор ребят: изучать информатику на базовом (без программирования) или профильном уровне, где более половины часов отведены на разработку программ.

Помимо уроков, элективных курсов, мастерских и проектной работы, каждый год гимназисты принимают участие в конкурсах и олимпиадах по информатике. Вот какие успехи были у наших ребят в 2006-2007 уч. году:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: III место – Акимов Дмитрий (10б), III место – Азнабаев Игорь (10а) и похвальная грамота за успешное участие – Голубев Максим (10а);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: похвальная грамота за успешное участие – Сверчкова Наталья (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): призовое место в 1 туре за анимационный фильм – Коноркин Иван (8б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция Web-сайтов): на конкурс были представлены сайты Ноздрачевой Ольги (10а) «Горелецкая летняя школа» и Голубева Максима (10а) «Волга – 2005»;

    командный тур московской городской олимпиады по программированию: участвовали Селезнев Сергей (11а), Терентьев Антон (11а) и Голубев Максим (10а).

А это результаты 2007-2008 уч. года:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: II место – Акимов Дмитрий (11б), похвальные грамоты за успешное участие – Азнабаев Игорь (11а) и Сверчкова Наталья (10б);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и II место – Коноркин Иван (9б);

    окружная олимпиада по программированию среди 8-11 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и похвальная грамота за успешное участие – Коноркин Иван (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): II место – Flash-фильм «Репликация ДНК» Калинина Андрея (9а) и Тимофеенко Алексея (9а), а также Web-портал по биологии Евстропова Глеба (9б) и Зубковой Марии (9б), далее работы были представлены на городском этапе конкурса в МИОО;

    окружной этап конкурса компьютерных рисунков: похвальная грамота за успешное участие – Сердюк Ольга (5 класс);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 8-9 классов: II место – Евстропов Глеб (9б);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 10-11 классов: III место – Евстропов Глеб (9б);

    командный турнир Архимеда по программированию: II место – Сверчкова Наталья (10б), Нежданов Владислав (10б), Корепанов Кирилл (10б); участвовала также команда из 9 класса (Дрогунов Игорь, Стаменкович Никола), но пока не заняла призовое место;

    Урок ... решать на уроке ? Чем обосновывался такой выбор задачи? 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока ? 5. Чем ...

  • «Гимназия № 18» города Магнитогорска

    Основная образовательная программа

    С Советом гимназии Директор гимназии _________________ ____________________ ... читаемого учителем. Чем объясняется такая... взрослым». На уроках литературного чтения дети учатся читать... технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в...

  • Гимназия имени г ростова развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

    Урок

    ... Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках ... т.е. они учатся анализировать речевую... на то, к чему присоединяется придаточное; на

В кабинете информатики - первое, с чем должен быть ознакомлен каждый ученик на первом уроке ИТ. Допуск к работе с компьютером возможен только лишь после того, как учащиеся внимательно изучат инструкции по его эксплуатации и свод правил, каждое из которых необходимо помнить и соблюдать. Все потому, что при неправильном обращении компьютер может оказаться довольно опасным изобретением, способным нанести физический ущерб человеку.

Без разрешения учителя ученикам строго запрещается делать следующие вещи:

1. Входить в кабинет и садиться за компьютеры.
2. Прикасаться к какой-либо части компьютерного оборудования, потому как небрежное обращение с ним может принести не только ущерб самому оборудованию, но и вред человеческому здоровью.
3. Также запрещается бегать по кабинету (хотя учитель вряд ли даст на то разрешение), потому как вокруг находится хрупкое и опасное оборудование, которое требует бережного обращения, поэтому идея превратить кабинет информатики в спортивный зал может оказаться не очень удачной.
4. Работать за компьютерами в верхней одежде и прикасаться к ним мокрыми руками - вода может вызвать в аппаратуре.
5. Взаимодействовать с компьютером собственными виртуальными носителями, не проверив их перед этим на наличие вирусов и других вредоносных программ.
6. Класть на компьютерное оборудование какие-либо посторонние вещи (учебники, диски, портфели, телефоны и т. д.).

Помимо этого, техника безопасности в кабинете информатики обязывает ученика прекратить работу, если он вдруг почувствует исходящий от

При работе с компьютером каждый ученик должен соблюдать следующие правила безопасности в кабинете информатики:

1. Выполнять все, что будет говорить учитель, не заниматься самодеятельностью и не открывать посторонние программы (к самым популярным посторонним программам у учеников относятся «косынка» и «пейнтбол»).
2. Если при работе с компьютером его поведение ученику показалось несколько необычным (учащийся почувствовал посторонний запах, услышал странный звук или увидел что-то непонятное на мониторе), он тут же обязан сообщить об этом своему преподавателю, но ни в коем случае не должен пытаться самостоятельно решить эту проблему.
3. При работе с компьютером необходимо бережно относиться к аппаратуре, легко нажимать на клавиши клавиатуры, не бить мышью по столу и не касаться поверхности монитора. Не нужно трогать клавиатуру или мышь тогда, когда компьютер находится в выключенном состоянии.
4. Несмотря на то, что с первого класса всех учеников учили вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входит учитель, техника безопасности в кабинете информатики исключает это правило.

Перед тем как начать работать с компьютером, все ученики должны усвоить, что это очень хрупкий, опасный и дорогостоящий предмет, который требует к себе бережного отношения. А техника безопасности в кабинете информатики поможет не только продлить срок действия этого оборудования, но и уберечь учащихся от несчастных случаев при обращении с ним.

Информацию можно:

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.7. Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Контрольные вопросы:

    Что означает термин "информатика" и каково его происхождение?

    Какие области знаний официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года?

    Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

    Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.

    Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, научном и техническом смыслах?

    От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

    Что можно делать с информацией?

    Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

    Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

    От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?

    Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

    Как определяется единица измерения количества информации?

    В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?

    Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

    При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

    Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике?

    Приведите примеры сообщений, информативность которых можно определить однозначно.

Лекция 2. История развития вычислительной техники.

2.1. Компьютеры первого поколения.

2.2. Компьютеры второго поколения.

2.3. Компьютеры третьего поколения.

2.4. Компьютеры четвертого поколения.

2.5. Развитие компьютерной техники в наше время.

Развитие вычислительной техники началось в 40-х годах 20 века.

Процесс создания и развития компьютерной техники шел непрерывно, в нем участвовало много людей из разных стран, имеющих дело с решением различных проблем.

Условно историю развития вычислительной техники рассматривают как историю нескольких поколений вычислительных машин. Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования.