Что такое память человека. Нарушение памяти: виды и причины

Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти :

  • по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам - , ультракратковременная память;
  • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса – Интересное запоминается легче.
Закон осмысления – Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки – Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия – Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста – При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения – При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда – Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём .
Закон края – Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения – Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости – Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Рифмизация.
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Метод Цицерона на пространственное воображение.
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности;
    • знакомые числа.

Процессы памяти

  • Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс . Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем . С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.

Классификация видов памяти по критериям

  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память

Время

  • оперативная
  • промежуточная

Организация запоминания

  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

  • Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
  • Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
  • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

34. Определение памяти. Виды памяти; их возможные классификации. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.

Память – это универсальный познавательный процесс.

Память – это совокупность трех процессов: 1) запоминание, 2) сохранение, 3) припоминание.

Запоминание представляет собой процесс приобретения знаний или процесс формирования навыка. В двух видах обозначается: 1) запечатление (не предполагает каких-либо усилий со стороны субъекта, все происходит одномоментно, крайний вариант – импринтинг); 2) заучивание (человек прилагает какие-то усилия, процесс развернут во времени).

Припоминание – процесс актуализации знаний или навыка (иногда называют процессом извлечения знаний). В каком виде может происходить: 1) процесс имплицитного припоминания – процесс припоминания, при котором задача что-либо вспомнить вовсе не ставится (процесс порождения ассоциаций); 2) эксплицитное припоминание – задача припоминания ставиться. Возможные варианты: 1. узнавание (тест); 2. воспроизведение (без вариантов ответов, извлечение из памяти).

Современная психология больше интересуется процессами сохранения. Они изучены не очень хорошо. Сохранение – удержание знаний или сохранение навыков в течении какого-то времени (постепенное доформирование, изменения).

Виды памяти.

Предметная классификация. Блонский. 4 вида памяти: 1) двигательная (моторная); 2) аффективная; 3) образная; 4) словесно-логическая.

Двигательная память – двигательные навыки. Впервые исследовалась в бихевиоризме (Уотсон, Торндайк, Скиннер).

Аффективная память – память на эмоции, они имеют тенденцию накапливаться. Впервые указал Рибо. Подробно исследовал Фрейд.

Образная память. Г. Эббингауз. Память – это связь двух представлений, одно порождает другое. Представление – образ.

Словесно-логическая память. Впервые описана в работах Жане, который отрицал все остальные виды памяти. Память – это рассказ.

Функциональная классификация.

    По процессам (запоминание, сохранение, припоминание). Забывание – это вид припоминания.

    По связям (предметные связи памяти (Эббингауз) и смысловые (память как восстановление)).

    По наличию сознательного намерения (есть или нет цель запоминать): непроизвольная и произвольная память. Актуально для классической психологии. У нас исследовали Зинченко и Смирнов. Они сделали вывод, что запоминается (непроизвольно) материал, который соответствует основному руслу деятельности.

    По наличию средства запоминания (Выготский: узелки на память, записать, вести ежедневник): непосредственная и опосредованная память. Тут и вспоминается параллелограмм развития

    По длительности хранения информации (Аткинсон и Шифрин): ультракратковременная или мгновенная память (сенсорный регистр; 1 секунда, может быть 3), кратковременная (до минуты) и долговременная (неопределенно долгое время).

Виды долговременной памяти: автобиографическая (память, связанная с личностью человека, на события собственной жизни); семантическая память (общее знание; например, знание значения слов). Это подразделение впервые ввел Анри Бергсон. Термины предложены Эндель Тулвингом (1972 г.). Бергсон использовал свои термины: память тела (семантическая) и память духа (автобиографическая). Память духа – это сразу и надолго, память тела – это тренировка, постепенно.

Генетическая классификация (по древности). Блонский выдвигает аргументы в пользу того, чтобы 4 вида памяти, которые он определил, считать стадиями ее развития. Онтогенетические и филогенетические аргументы: 1. Самый древний вид памяти – двигательная память. В онтогенетическом аргументе – эта память возникает раньше других (в первые несколько дней, ребенок в позе кормления демонстрирует сосательные движения). Филогенез – у простейших есть простейшие формы двигательной памяти. 2. Аффективная память возникает вслед за двигательной (в первые несколько месяцев). Онтогенез: Уотсон, показывал детям кролика и выдергивал коврик – возникают страхи. В филогенезе – опыты с червями в лабиринтах. 3. Образная память (развивается до позднего детства). В онтогенезе – исследователи расходятся во мнении по поводу того, когда возникают образы у ребенка: в 6 месяцев или в 2 года. В филогенезе – один зоопсихолог утверждал, что его собака видит сны. У людей, которых мы называем дикарями, образы есть. Возможно, развиты даже больше, чем у европейцев. 4. Словесно-логическая память. В филогенезе не существует. В онтогенезе возникает лет в 6-7, развивается до подросткового возраста и дальше. Разрушение памяти идет от высшей к низший (от словесно-логической и дальше).

Особые виды (случаи) памяти. Классификация, 3 вида:

    Гипомнезия – случай сниженной памяти. Крайний вариант – амнезия (отсутствие памяти).

    Гипермнезия – особо хорошая память.

    Парамнезия – ошибки памяти (псевдопамять).

Условная дата возникновения научной психологии памяти – 1885 г., немецкий психолог Герман Эббингауз издал книгу «О памяти».

Классически ассоцианизм. Первая теория памяти – Г. Эббингауз. Память как ассоциация представлений (одно представление вызывает другое). Память отличается от мышления. Процессы памяти – не смысловые процессы. Чтобы исследовать закономерности памяти, Эббингауз исследовал искусственный материал. Т.к. если человеку дать осмысленный материал, то можно спутать с мышлением. Эббингауз разработал бессмысленные слоги (согласная, гласная, согласная). Примерно 4000 сочетаний, исключил осмысленные слова, затем исключил те сочетания, которые напоминают слова. Все опыты проводил на самом себе. Разработал 3 метода запоминания. 1) Метод заучивания. Состоит в том, что вы повторяете ряд из бессмысленных слогов до тех пор, пока не сможете его повторить без ошибок хотя бы один раз. Мера запоминания – количество повторений. Метод плох тем, что заучивание происходит неравномерно, некоторые элементы получают избыточное количество повторений. 2) Метод антиципации (чтобы избежать избыточного повторения), метод предвосхищения. Читаем список бессмысленных слогов один раз, потом пытаемся воспроизвести первый элемент этого ряда. Если не можем вспомнить, открываем и читаем. После этого пытаемся вспомнить второй элемент и т.д. Повторение до тех пор, пока не сможем воспроизвести с начала до конца. 3) Метод сохранения (повторного заучивания). Используется для оценки уровня сохранения. Сравниваем количество повторений, которое понадобилось в первый и второй раз. Как правило, при повторном заучивании количество повторений меньше. Это различие определяет уровень сбережения. 4). Метод парных ассоциаций. Можем использовать не только слоги, но и слова. Произвольно ассоциировать слова (например, стол – груша). Затем по одному элементу пары вспоминать второй.

Закономерности, касающиеся бессмысленного материала.

    Кривая забывания (строится по методу сбережения). Как быстро происходит забывание?

Большая часть ассоциаций разрушается в первые часы, через сутки около 30 % остается, через несколько суток – около 20 %. При определенных обстоятельствах через двое суток в некоторых случаях отмечается подъем кривой забывания без усилий испытуемого (скорее всего сказывается эмоциональное состояние). Это явление называется реминисценцией (непроизвольное припоминание).

    Сколь равномерно осуществляется заучивание списка, существуют ли какие-либо позиционные эффекты запоминания, зависит ли успешность запоминания от положения в списке?

Серединный эффект

Эффект первичности

Эффект недавности

Имеет место U-образная зависимость. Позиционная кривая запоминания. 3 эффекта запоминания: 1. эффект первичности (первые элементы списка запоминаются лучше); 2. эффект недавности (последние элементы списка запоминаются лучше); 3. серединный эффект (в середине элементы запоминаются трудней всего). Все это – эффекты края (первые и последние элементы запоминаются лучше).

3) Обнаружен учеником Эббингауза Йостом. Как следует распределить упражнение во времени, чтобы увеличить запоминание? Разбить материал на порции или сразу? Сформулировал 2 закона. 1. Из двух ассоциаций одинаковой силы, но разного возраста распадется раньше та, которая моложе. 2. Из двух ассоциаций одинаковой силы, но разного возраста легче укрепить ту, которая старше.

Вывод: чем больше растянуты повторения во времени, тем лучше; материал стоит дробить на кусочки и повторять по частям.

Запоминание осмысленного материала – Бартлетт. Книга «Припоминание» (1932 г., Англия). Новый этап в исследованиях памяти. Акцент на смысловых процессах. Процесс воссоздания некоего содержания. Бартлетт начал изучать смысловые связи памяти. Бартлетт считает, что та память, которую изучал Эббингауз, в естественном виде встречается крайне редко. Обычно память – это попытка восстановить содержание. Когда пытаемся реконструировать содержание, мы начинаем его осмыслять. Закономерности памяти: сокращение и рационализация. Идет упрощение, приведение к схеме, выделение сюжета – сокращение. Рационализация – это переосмысление, уточнение, изменение содержания. Наиболее характерная рационализация – сглаживание какого-то неясного определения. Большое количество информации упрощается, убираются детали.

Сериальный эксперимент?

Эксперимент – все испытуемые, кроме одного, вышли из комнаты. Повесили большую картину и впустили в комнату второго человека. Первый человек мог видеть картину, второй ее не видел. Первый человек, все время смотря на картину, описывал ее содержание второму. Затем в комнату вошел третий человек. И второй, все еще не видя картины, передал ему свой вариант ее описания. Таким образом, последовательные описания передавались от одного испытуемого к другому, и каждый отчет записывался на магнитофон. Таким образом, Бартлетт смотрел, какого рода вещи забываются и каким образом они выпадают из отчета. Самые характерные черты: тенденция опускать побочные детали; большое количество неточностей, касающихся расположения предметов; сильная тенденция помещать один или два предмета в посередине и опускать остальные; путаница и забывание качеств предметов (цветов, размеров, форм); большая вероятность, что названия и имена будут забыты, а фразы – изменены и т.д. То же самое происходит при повторном припоминании материала отдельным человеком.

Запоминание в повседневной жизни очень редко представляет собой точное повторение оригинала. Иначе оно было бы бесполезно, т.к. мы вспоминаем произошедшее в одних условиях, чтобы это помогло нам решить проблемы, возникающие в других условиях. Обычно запоминание в большой степени является реконструкцией, чем точным повторением.

Когнитивная (см 20) Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью - мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти - удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания прерывание при приближении к цели Биренбаум: память зависит от предъявления задачи подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении) Деятельностный подход: Зинченко - завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами. Дети и взрослые - арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия - действия).

Развитие памяти. Натуральная память (прапамять): Это память-восприятие (эйдетическая) Связана с движением: четкая последоват-ть операций Связь с аффектом - не смысловая Переход к языку - от комплекса к понятию - знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти: Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной - 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти - опосредств изменяется функциональный состав операций памяти изменение межфункциональных отношений - память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной - создание ср-в запоминания (узелковое письмо - еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания - письменности редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции ситуативное освобождение памяти от случайных событий иррадиация процессов запоминания на процессы забывания. Разделение памяти: непосредственная (непроизвольная) мотивац значимость экстремальность новизна опосредованная (произвольная) сознательное намерение мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти - приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно - что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание): на полноту запоминания точность воспроизведения прочность (по времени) последовательность своевременность Источники направленности: цели направленность на качество условия индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

Истомина: дети - магазин (в игре лучше) Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в - лучше в игре, у шк-в - второе. По нач букве - нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы - дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы: цифры запомин хуже картинок лучше основной материал для взрослых - понимжение мотивации снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память - дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга . В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку - процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти - стирание - обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти - более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки . Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля - кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце .

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему .

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ .

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей , исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM ). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании () Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны .

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого -физиологические , так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания .

Законы памяти
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

Мифология , религия , философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета . Лета обозначает «забвение » и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай , - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина , персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз . Она обладает Всеведением : согласно Гесиоду (Теогония , 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания .

См. также

Примечания

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
  2. Norman, D. A. (1968). Toward a theory of memory and attention. Psychological Review, 75,
  3. Atkinson, R. C, & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.
  4. Craik, FIM; Lockhart RS (1972). «Levels of processing: A framework for memory research». Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior 11 (6): 671-84.
  5. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  6. К. Юнг Тавистокские лекции
  7. Coltheart, Max (1980). «Iconic memory and visible persistence». Perception & Psychophysics 27 (3): 183-228.
  8. Sperling, George (1960). «The information available in brief visual presentations». Psychological Monographs 74: 1-29.
  9. Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
  10. Джон Килстром профессор Калифорнийский Университет Беркли Лекция 10. Память. Часть 1.
  11. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко, Большой психологический словарь, СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. Статья «Памяти физиологические механизмы». С. 370.
  12. Miller, G. A. (1956) The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97.
  13. ФСБ - Федеральная Служба Безопасности, КМС - кандидат в мастера спорта, МЧС - Министерство Чрезвычайных Ситуаций, ЕГЭ - единый государственный экзамен.
  14. FBI - Federal Bureau of Investigation, PHD - Philosophy Doctor, TWA - Trans World Airlines, IBM - International Business Machines.
  15. Conrad, R. (1964). «Acoustic Confusions in Immediate Memory ». British Journal of Psychology 55 : 75–84.
  16. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я. , Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601-609.
  17. Резникова Ж. И. Язык муравьев до открытия доведет , Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.
  18. Станислав Гроф Области человеческого бессознательного . - М .: Институт трансперсональной психологии, 1994. - 280 с. - ISBN 5-88389-001-6
  19. Атанассиос Кафкалидес. Знания из лона. Аутопсиходиагностика с психоделическими лекарствами. - СПб: ИПТП, 2007. - ISBN 5-902247-11-X
  20. Кузина С.А. Как улучшить свою память. - М.: Издательство агентства "Яхтсмен". - 1994.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. - М .: «Диалектика», 2007. - С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир », .
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика », .
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., .
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., .- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007
  • Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
  • Маклаков А. Г.

— интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование.

Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Классификация явлений памяти

Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов : зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

Связь между запоминанием и воспроизведением

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации.

Ассоциация по контрасту. Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти человека

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений.

Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14.

Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Рис. 1. Классификация явлений памяти

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.