Детские сказки онлайн. Контрольные работы

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Бурундук" Иван Соколов-Микитов и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сказка "Бурундук" Иван Соколов-Микитов читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы:
кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.


«

Контрольные работы

Контрольный диктант №1(7 класс)

Никто не встретил нас на белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печка, и рядом аккуратно сложены полешки дров. Кто уходит последним, тот должен приготовить сухие дрова. Зайдёт в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреется, поест, отдохнёт и снова в путь. Но перед тем обязательно наколет дров и оставит еды.

На столе в жестяной банке шесть кусков сахару, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, тоже оставим что-нибудь на столе.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки.

На Белой горе живут медведи, и бурундуки боятся бегать далеко наверх за кедровыми орешками. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, играют, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке. Сложит лапки на груди и замирает, вслушивается. Треснет ветка – храбрей кубарем катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.(По Г.Снегирёву)

1. Найти сложное предложение, подчеркнуть в нём грамматические основы. Одно из простых предложений, входящих в состав сложного, разобрать по членам предложения.

2. Выписать существительные и произвести их морфологический разбор: 1вариант – 3 предложение, 2 вариант – 5 предложение.

3. Выписать из первых трёх абзацев местоимения, указать разряд.

4. Найти 2 слова с чередующимися гласными в корне, графически объяснить их правописание.

5. Выписать глагол, указать все его морфологические признаки: 1 вариант – глагол несовершенного вида, 2 вариант – глагол совершенного вида.

Контрольный словарный диктант №1(7класс)

Реформатор, реформа, рекомендация, сияние, информация, санаторий, галерея, аллея, симпатичный, пропорциональный, президиум, президент, преобладающий, причастный, микрокалькулятор, суверенный, государство, делегат, восстание, прогресс, определяемое слово, действительное причастие, страдательное причастие.

1. Я должен вас сперва познакомить с Ермолаем. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими, насмешливыми губами.Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. 2. Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать». 3. Была у него и легавая собака, по прозванию Валетка, преудивительное создание. Ермолай никогда ее не кормил. 4. Несмотря на свое бедственное положение, Валетка ни разу не пропадал и не изъявлял желанья покинуть своего хозяина. 5. Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. 6. Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. (129 слов.)

По И. Тургеневу.

Я невольно взглянул на вершину утеса, стоявшего на нашей стороне, у поворота Лены. До сих пор это место казалось каким-то темным жерлом, откуда все еще продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утеса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны и несколько уже обнаженных лиственниц. Прорвавшись откуда-то из-за горы противоположного берега, первый луч еще не взошедшего для нас солнца уже коснулся этого каменного выступа и группы деревьев, выросших в его расселинах. Над холодными синими тенями нашей щели они стояли, как будто в облаках, и тихо сияли, радуясь первой ласке утра. Все мы молча смотрели на эту вершину, как будто боясь спугнуть торжественно-тихую радость одинокого камня и кучки лиственниц. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом. (131 слово.)

По В. Короленко.

НА БЕРЕГУ МОРЯ

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. (…) Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. (…)

Мы с ним (Рагимом) лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы. (…) Мы варим уху из только что наловленной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. (138 слов.)

По М. Горькому.

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима. (…)

Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. (106 слов.)

По М. Горькому.

1. Вечерело. Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. На краю моря поднялась гряда лиловых облаков, окаймленных розовым золотом, и, еще более сгущая мрак, плыла на степь. А в степи, там, далеко на краю ее, раскинулся громадный пурпуровый веер лучей заката и красил землю и небо так мягко и нежно… Закат почти угас, и только маленькая розовая лента, с каждой секундой все более бледнея, чуть окрашивала край пухового облака, неподвижно застывшего в потемневшем небе. 2. Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. (144 слова.)

М. Горький.

Море смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватое волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. (…)

В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного хищного оживления., (150, слов.)

По М. Горькому.

Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, она теряла свое основание вдали, где знойная мгла скрывала землю. Оттуда, с ветром, прилетал тяжелый запах, непонятный и оскорбительный здесь, среди чистого моря, под голубым, ясным кровом неба.

В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья, на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили их к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали, подошвами в небо, валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра.

В тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов. (153 слова.)

М. Горький.

1. Мы плыли вдоль берега и иногда, опустив весла в воду, отдыхали, любуясь чудной горной панорамой. Вот скалистая сопка, похожая на голову великана, украшенную мохнатой шапкой. 2. Вдруг резкий, пронзительный и отрывистый писк, похожим на звонкое щелканье ножницами, раздался сзади. Я обернулся и увидел бурундука. Эта пестренькая земляная белка, бойкая и игривая, проворно бегала по колоднику, влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве. Окраска бурундука пестрая, желтая, по спине и по бокам туловища тянутся пять черных полос. 3. Я долго стоял на месте, не решаясь пошевельнуться, наконец не выдержал и осторожно двинулся влево. 4. С заходом солнца крупная мошка исчезла, и вместо нее появился мокрец. Эти мельчайшие, почти невидимые для глаза насекомые очень жестоко кусаются. 5. Над всем нашим биваком кружились несметные тучи мошки. Несчастные лошади, уткнув морды в самые дымокуры, обмахивались хвостами, трясли головами. 6. Отдав приказ вьючить коней, я подошел к дереву, чтобы взять свое ружье, и не узнал. Оно было покрыто густым серопепельным налетом - это были мошки, прилипшие к маслу. , (161 слово.)

В. Арсеньев.

1. На другой день первое, что мне бросилось в глаза, это серое небо, покрытое слоистыми тучами. (…)

Опасаясь пурги, мы решили идти домой. Наскоро напившись чаю с сухарями, мы сняли палатки и пошли в направлении на юго-восток. (…)

Усилившийся ветер, шум в горах, снег и короткие вихри - все говорило за то, что собирается сильная пурга. (…)

Ветер, дувший теперь с острова Сахалина, то ослабевал на мгновенье, то вдруг, словно зверь, сорвавшийся с цепи, бросался на людей. (…) 2. Все туземцы, живущие на реке Фудзине, получают от него (от ростовщика) в кредит опиум, спирт, продовольствие и материал для одежды. (…) 3. Возвращаясь от них (туземцев), я сбился с дороги и попал к Фудзину. Здесь, на реке я видел двух китайцев, занимающихся добыванием жемчуга. Часов в десять вечера я закрыл тетрадь и, завернувшись в бурку, лег к огню. 5. От жара, подымавшегося вместе с дымом, качались ветви старой ели. 6. Стволы деревьев казались длинной колоннадой, уходившей в глубь леса и незаметно сливавшейся там с ночным мраком. (151 слово.)

В. Арсеньев.

1. Движение сторонников мира, возникшее после второй мировой войны - самое массовое движение современности. 2. Это движение является беспартийным демократическим движением, имеющим своей целью поднять народные массы па борьбу за сохранение мира. 3. Советский народ неустанно укрепляет могущество своей родины, видя в этом верный залог и решающую гарантию упрочения мира. 4. Борясь за дело мира, Советский Союз защищает интересы всех народов земного шара. 5. Советская молодежь все свои силы и энергию отдает укреплению могущества Советского государства - нерушимого оплота мира и безопасности народов. 6. Юные защитники мира, объединенные в демократические организации, используют всевозможные средства и методы в борьбе за сохранение мира. 7. Прогрессивная молодежь всех стран высоко ценит заслуги советской молодежи и ее авангарда - комсомола - в укреплении международного юношеского движения. 8. Все трудящиеся и молодежь стран народной демократии питают безграничную любовь к Советскому Союзу, избавившему их от угрозы фашистского рабства, оказывающему им братскую помощь и поддержку. (136 слов.)

П. Минеев.

1. В один из жарких дней Павка, придя от Климки, послонявшись по комнате и не найдя себе работы, решил забраться на любимое местечко - на крышу сторожки, стоявшей в углу сада, за домом. Он прошел через двор, вошел в садик и дойдя до дощатого сарая, по выступам забрался на крышу. Пробравшись сквозь густые ветви вишен, склонившихся над сараем, он забрался на середину крыши и прилег на солнышке. 2. Павка высунул голову над выступом и увидел часть двора со стоявшей там коляской. Видно было, как денщик немецкого лейтенанта, поместившегося у Лещинских на квартире, чистил щеткой вещи своего начальника. 3. Сейчас лейтенант сидел за столом и что-то писал, потом взял написанное и вышел. Передав письмо денщику, он пошел по дорожке сада к калитке, выходящей на улицу. (…) Из беседки вышла Нелли Лещинская. Взяв ее под руку, лейтенант пошел с ней к калитке, и оба вышли на улицу. (140 слов.) По Н. Островскому.

МИРНОЕ СРАЖЕНИЕ

За хребтом угрюмой горы, поросшей вековым лесом, гулко раскатываются взрывы. Пока мы по крутому склону добираемся к месту грозного сражения, канонада стихает. Сверху нам видно поле недавней битвы. Взрывы разворотили землю на пологом склоне горы, раздробили таившийся в ее недрах пласт руды, и теперь там величаво поворачиваются мощные экскаваторы. Они зачерпывают руду ковшами и, далеко пронеся ковш по воздуху, высыпают свой тяжелый груз в открытые вагоны. Один ковш - и в вагоне десятки тонн груза. Двадцать ковшей - и тепловоз, дав громкий сигнал, уводит длинную цепочку вагонов, груженных рудой. Перед нами лежит обломок руды, выброшенный взрывом, размером он с обычное ведро, но не пытайтесь его поднять: обломок весит больше пятидесяти килограммов. Эта синевато-черная руда в три-четыре раза тяжелее воды. В ней около шестидесяти процентов железа, прочно соединенного с кислородом. (129 слов.)

Ю. Моралевич.

ПО ДОРОГЕ НА РЫБАЛКУ

Ветер был встречный, очень сильный, как говорят, знойкий. При гололедице шагать против него было особенно тяжело.

Федя, порядочно отставший от Паши, не услышал, как сзади, на широких розвальнях подкрался к нему древний дед Макарий. Дед возил на замшелой, не менее древней кобылке Заире дрока для колхозной бани. Закутавшись в овчинный тулуп, он сидел спиной к ветру, не предполагая по дороге большого движения и целиком доверив знакомый путь опыту Заиры. А та, чуть прихрамывая, догнала Федю и легонько ткнула его в затылок заиндевевшей отвислой губой. Но и этого оказалось достаточным. Ноги рыбака разъехались, и он шлепнулся на бок, звонко загремев жестяным ведром. Заира изумленно остановилась, дед, кряхтя, вылез из саней. Поднялся и Федя. Оказалось, что при падении он обломил кончик своей любимой удочки. (…) Макарий взгромоздился обратно на сани, огрел кнутом Заиру и укатил, оставив удрученного Федю подбирать из обледеневшего кювета небогатые рыбацкие припасы. (142 слова.)

1. За неимением свободного времен в течение последней недели, я не смог принять участие в лыжных состязаниях. 2. Ввиду затянувшейся зимы, фруктовые деревья зацвели в этом году несколько позднее.3. Бла...

1. Павка, не говоря ни слова, принялся за самовары. 2. Поднявшись наверх, Климка увидел Павку сидящим на корточках перед топкой.3. Схватив лежавшую за сундуком тряпку, Павка сунул ее в карман, незамет...

Подборка интересных текстов для диктантов найдена на сервере http://ruslita.ru/images/russki . Данный сайт представляет интересные материалы для уроков русского языка и литературы.

Диагностические диктанты
Обычно в первой половине сентября проводятся входные работы по русскому языку. Чаще всего это диктанты. Их тексты содержат те виды орфограмм и пунктограмм, которые изучались в прошлом учебном году. Основная цель диагностики - определить уровень остаточных умений и навыков обучающихся. До 8 класса тексты сопровождаются грамматическими заданиями. В 9-11 классах такие задания не предусмотрены, но по желанию учителя их можно ввести.
Пятые классы пишут по текстам итоговых диктантов, проведённых в начальной школе, поэтому данные тексты адресованы учащимся с 6 по 11 класс. Обратите внимание: количество текстов становится больше в 9-11 классах. Практически все диктанты объединены осенней темой, что удачно сочетается с временем их проведения.
2013-2014 учебный год

Предзимье
Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы.4Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло3 к земле.
Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек.4
Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает3 снежок, словно свежий кочан капусты.
(92 слова.) (По Р. Панову.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: осенний, ломаются, вырубках (1вариант), вековые, налетает, снежок (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек. (1 вариант)
Голые стоят разноцветные осины и берёзы. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: прильнуло (1 вариант), похрустывает (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса
2013-2014 учебный год
Последние грибы

Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков.4 Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался3 к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась3 дождём.
Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.
Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков.4 Это и были последние грибы.
(92 слова.) (По М. Пришвину.)
Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: разлетелся, прогнал, листиков (1вариант), вырвались, поиграл, рыжиков (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. (1 вариант)
Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: разошлась (1 вариант), подобрался (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 6 класса
2013-2014 учебный год
Учитель

ГРАМОТНОСТЬ

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Лишняя запятая
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в разборе по составу
Ошибки в морфологическом разборе глагола

Ошибки в схеме предложения


2013-2014 учебный год

Звенящая тишина

Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной.4 А воздух, молчащий3 до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком.4 Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.
«День, день...» - раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день...» - отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла.
Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса.
(123 слова.) (По Вл. Степанову.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
А воздух, молчащий3 до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком. (1вариант). Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: молчащий (1 вариант), стёртые (2 вариант).
Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Симфония уходящего лета

Очень быстро летят последние дни уходящего3 лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся3 в стаи и готовящихся к отлёту.4 Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом.4 Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.
Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень! (125 слов.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
2. Синтаксический разбор предложения: На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. (1вариант).
Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: уходящего (1 вариант), собирающихся (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Лесные озёра

Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. И у каждого свой особый пейзаж.
Михайловское - это ширь и синий простор. Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных3 зарослями камыша.4 Рассказывают, здесь хорошо берёт щука и окунь. Самое красивое озеро - Дудинцы - привлекает полной уединенностью, смолистым настоем окружающих3 его сосновых боров, кувшинками вдоль крошечных островов.
Каждое озеро может рассказать о рыбацкой удаче, об ошеломительных восходах и закатах, о ночлегах в маленькой продымленной избушке, о тихой радости несуетного бытия.
Меж сонных берегов ползут рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносит в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко.4
(124 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: проходя, дремотных, продымленной (1 вариант), напитываясь, рыбацкой, заболоченным (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. (1вариант).
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: окантованных (1 вариант), окружающих (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 7 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Выписали не все местоимения
Неверно определили разряд местоимений
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения
Ошибки в разборе по составу


2013-2014 учебный год

Спутница

Не раз в дождливые сентябрьские дни наблюдал я серенькую птичку с красноватой грудкой и таким же горлышком. Она называется зарянкой и величиной не больше синички, с такими же тонкими лапками и клювиком. Отыскиваешь в частом мелколесье последние красноголовые подосиновики, и она около вертится. Остановишься посмотреть на неё, а птаха тоже тебя наблюдает, сидит в полутора-двух метрах и головку с одного бока на другой перекладывает.
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей3 орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел.4 Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых3 моими ногами, букашек.4
Вот оно, в чём дело! Погода хмурая, несколько раз дождь настраивался. Насекомые забились под травинки и палые листья. Я же хожу и тревожу их ногами, заставляю шевелиться и показывать себя. Вот у зарянки и получается приятное с полезным: букашек наловит да и любопытство своё птичье умерит.
(141 слово.) (По Н. Пашкову.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых моими ногами, букашек. (1вариант).
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: сбитых (1 вариант), зарастающей (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Осенние краски

Зачин осени без особых примет. Вроде бы те же несколько хмурые дни и краски всюду прежние. Но вглядитесь в зелёные дали. Горизонт будто отодвинут, кругом просторней, светлей стало. «Осень яснее лета», - тонко подмечено3 в народном календаре. Воздух прозрачней и чище, не носится теперь в нём цветочная пыльца. Вот и весь секрет хрустальных дней первоосенья.
А потом эти багровые и лиловые тона! И что интересно, сперва они проявляются на самом нижнем этаже леса. Взять, к примеру, листья костяники. Летом были зелёные-зелёные, а сейчас зарделись, словно налились густым румянцем. Даже спорыш раскраснелся, стелется на опушках живописным полотном, а на ощупь жёсткий, грубый. Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших3 папоротников, громоздятся кучками.4 Только срезать успевай! Летние виды грибов сходят. Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые.4 Осенний гриб крепок и нечервив.
(140 слов.) (По А. Стрижеву.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. (1вариант).
Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: подмечено (1 вариант), пожелтевших (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Путь к озеру

Было раннее солнечное утро, в зарослях слышались свист, щёлканье, перебранка просыпающихся3 птиц. Меж сонных берегов ползли рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносило в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко.4 Но солнце забиралось всё выше, вытаивая лёгкую изморозь. Туман понемногу растворялся. Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке.4
Легко представить себе путника, обессиленного, облепленного прожорливым комарьём, который долго бредёт по тайге, сбивая ноги, проваливаясь в зыбкие качающиеся мхи. Но душа его упрямо стремится вперёд, к долгожданному озеру. Сквозь расступившиеся заросли вдруг блеснёт лезвие голубой воды. А за ним откроется сияющее пространство, изрезанное3 белыми гребешками. Только тогда он почувствует, сколь велика душа у этого озера и какова сила его притяжения. Пейзаж без воды слеп и безжизнен. Сколько раз я убеждался в этом! Заглянул в озеро и словно выпрямился, взбодрился.
(142 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выписать наречия из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд по значению.
2. Синтаксический разбор предложения:
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. (1вариант).
Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: просыпающихся (1 вариант), изрезанное (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 8 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в определении служебных слов или наречий
Ошибки в морфологическом разборе причастия
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения


2013-2014 учебный год
Горит костёр рябины красной

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев, бросает его на дороги, несёт в реки и лужи, словно стараясь смыть яркую весёлую краску. Холодно по утрам. Нет-нет да и покроется трава серебристой пылью. Правда, выдаются погожие и тёплые дни. И тогда кажется, будто снова вернулось лето. Но ненадолго. И вот снова мелкий холодный дождь, низкое свинцовое небо, прощальные крики перелётных птиц.
С каждым днём прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю роскошный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов.
Нарядна рябина с весны до осени. Весной светло-жёлтые, почти белые пушистые шапки цветов украшают это дерево с ажурной кроной. «Почему ажурной?» - вы спросите. Присмотритесь внимательнее. Ажурной делают её листья. Не правда ли, кажется, что кто-то набросил на рябину сплетённое кружево? Потом на рябине начнут поспевать ягоды, делаясь с каждым днем всё оранжевее и ярче. Пока наконец не вспыхнет рябиновый костёр.
(161 слово.) (По Т. Горовой.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год

Лавируя среди густого камыша, егерь правил «Ветерок» к узкому лесистому мысу. Он выключил мотор, и нос лодки мягко ткнулся в тину. Вдоль заболоченного берега росли молоденькие березы и осинки, заслонившие собой хмурую неприбранную тайгу. Стволы некоторых осин были изгрызены зайцами почти до основания.
Блаженная, дремотная теплынь пала на землю. Всё вокруг было величественно, просто и надёжно, а в тишине слышалось даже собственное сердце. Но вот где-то в чаще хрустнула ветка, испуганно вскрикнула сойка, и её голос передался другим обитателям леса. Долгим машинописным стуком отозвался дятел, прошуршала в хвое белка и тут же исчезла...
Тропинка, по которой мы шли, была устлана мелким валежником, окантована сочным малахитовым мхом. Душным облаком реял над нами хвойный настой, кружил голову запах опавших и уже перебродивших листьев. Под высохшими ветками елей краснела брусника, выглядывали подосиновики, волнушки, маслята. На ходу подбирая грибы, лесники очищали их от листьев и осторожно, чтобы не повредить шляпки, накалывали на острые ветки деревьев - примерно на высоте человеческого роста. Как проголодается белка зимой, будет, значит, у неё сушёное лакомство.
(167 слов.) (По О. Ларину.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год
Лесные пожары

Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!
Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.
Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?
Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря.
Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие.
(166 слов.) (По О. Ларину.)


2013-2014 учебный год
Рябина

Рябина - одно из любимых деревьев в народе. Недаром её величают рябинушкой. Не только на лесных опушках и в редколесье можно встретить это дерево. Сажают его возле домов, вдоль дорог.
Рябина обыкновенная - стройное дерево высотой до пятнадцати метров с гладкой серой корой. Растёт она по лесным опушкам, в редколесье, во втором ярусе лесов. Рябинушка неприхотлива к почвам и не боится морозов. Вот только свет очень уж любит. Обычно на вырубках среди молодой поросли можно встретить много рябинок. Но подрастут другие деревья, и не окажется среди них красавицы рябины. Мало света было ей, вот и погибла.
Плоды рябины, которые в народе зовут ягодами и яблочками, не только красивы, но и полезны. Они широко применяются в народной медицине. Плоды рябины - ценное витаминное сырье. В них особенно много яблочной и лимонной кислоты.
Рябина относится к семейству розоцветных. Род рябин объединяет различные виды деревьев или крупных кустарников, которые растут почти во всех лесах нашей страны. Обычно они не очень высоки, от десяти до двадцати пяти метров.
Различны по окраске и цветки рябины. Белые, светло-жёлтые или красноватые, они собраны в крупное соцветие. А к осени превратятся они в крупные гроздья ягод оранжево-красного, пурпурного, иногда синеватого цвета.
(190 слов.) (По Т. Горовой.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осенняя пора

В сентябре осень приходит в леса и лесостепи Русской равнины. Те места, что лежат южнее хвойной тайги, зовутся у нас средней полосой. В её природе нет пышности и яркости влажных тропиков или скудости и суровости пустынь. Она скромна и обаятельна, её краски мягки, запахи тонки.
Иногда сентябрь начинается здесь дождями. Они льют из низких туч - затяжные, монотонные. Вокруг тускло и скучно. В сентябре поутру полёгшие травы седеют от инея.
Но во второй половине месяца часто приходит пора, которую народ зовёт «бабьим летом». В «бабье лето» задремавшая было природа иногда пробуждается вновь. Снова зацветают малина, земляника, черёмуха, шиповник. Оживляются мухи и шмели, а плодовитые зайчихи, казалось бы вопреки законам природы, рожают малышей. Люди называют этих зайчат «листопадниками».
Время идёт. Кружит золотая лиственная метель. Птицы трогаются на юг. Очень высоко плывут косяки журавлей и гусей. Ласточки, зяблики, скворцы летят ниже - тучей.
Если в средней полосе осень длится три месяца, то в Сибири - полтора-два. Уже в августе приходит сюда осень, а в октябре ложится снег. Особенная осень в Якутии. Здесь три основные краски: лазурь неба, золото крон и красноватый цвет древесных стволов. Сибирь - страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме.
(190 слов.)
Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осень в Сибири

Сентябрь - осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.
Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце - августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.
Сибирь - страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.
На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.
Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.
Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство.
(190 слов.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Хрустальный холм

Серые сплошные облака обложили всё небо. Лес, тянущийся за речкой, казался совсем тёмным. Лишь кое-где сквозь сплошную черноту продёрнуты белые ниточки - стволы берёз.
Я подошла к хорошо знакомому холму и от неожиданности остановилась. Летом этот холм, пологим склоном сбегающий к речке, казался лохматым, заросшим высокими пушистыми растениями. Незатейливые цветы их собраны в метёлки. Их часто продёргивают между пальцами, загадывая, что получится: «петушок» или «курочка».
Сейчас, поздней осенью, метёлки, конечно, облетели. Но на пожелтевших стебельках вместо них сверкали хрустальные бусинки. Стебельки так и склонялись под их тяжестью. Казалось, подуй ветер, и раздастся нежный перезвон.
Может, это семена такие удивительные? Попробовала я сорвать растение, но бусинки тотчас осыпались. И остался у меня в руках по-осеннему голый стебелёк с растопыренными во все стороны тоненькими жёлтыми веточками.
Сорвала я ещё одно растение. Только теперь уже осторожно. И, как бывало летом с метёлками, продёрнула его между пальцами. Бусинки тотчас исчезли. А пальцы у меня стали мокрые. Бусинки-то из воды были. Это туман причудливо осел на стебельках.
Вот на какой хрустальный холм привелось мне набрести в это скучное, унылое утро. Оказывается, даже в такой безрадостный день вокруг нас множество удивительных, просто сказочных вещей.
(190 слов.) (По Е. Суровой.)
2013-2014 учебный год
Сентябрь

В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.
Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья - яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.
Сентябрь - умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.
Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину - изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.
В лесу самое интересное сентябрьское явление - начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.
Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов.
(202 слова.) (По А. Стрижеву.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Зверёк-барометр

Желтеет тайга, близится осень. В кедровых шишках созрел, налился маслом орех, до вишнёвого цвета зарумянилась брусника. То там, то здесь виднеются фиолетовые, оранжевые, серые сыроежки. Часто встречаются, словно вшитые в зелёный мох, багряные рыжики.
Набрав полное лукошко грибов, выхожу на вырубку. Облюбовал пенёк повыше, сел отдохнуть. Всюду тихо, дремотно, таинственно. Лес пламенеет в неугасимых огнях, как бы нарочно раскрашен в яркие, радужные краски. Вдруг сбоку шорох.
И откуда ни возьмись передо мной появляется забавный зверёк - бурундучишка.
Хвост у него длинный, ершистый, на спине пять продольных полосок. А выпуклые чёрные пуговички глаз обрамлены светлыми колечками, которые создают впечатление, будто зверёк бегает в очках.
Известно, что бурундук хлопотлив, любопытен и, как никто другой из дикого царства тайги, доверчив к человеку. Вот и теперь, проверив, чем наполнено лукошко, он как бы в недоумении поглядел на меня, вскочил на валежину. Круть-верть на одном месте. Замер столбиком, постоял, качнулся с боку на бок раз, другой и, словно сокрушаясь о чем-то, заплакал. Печально-тоскливые звуки, издаваемые зверьком, поразительно напоминали тихий жалобный плач. Казалось, что бурундучишка изливает мне своё не ведомое никому горе, с плачем жалуется на какого-то обидчика.
Если уж бурундук закричал в тайге, то обязательно жди ненастья. И, правда, к вечеру небо затянуло тучами, начался затяжной осенний дождь.
(203 слова.) (По П. Стефарову.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Лесной шум

Степной ветер беззвучно размахивает лёгкими, как паутинки, метёлками ковыля, пригибает к земле шелковистую сочную траву и стремительно несётся дальше. Но плотной стеной встречают его лесные полосы, выращенные на целине. Деревья дружно сплетают ветви, словно взявшись за руки, раскачивают укоризненно вершинами и гневно шипят каждым лепестком.
Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что леса шумят по-разному - каждый своим голосом.
Сосновый бор шумит тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом. Голос лиственного леса удивительно похож на шум горной речки с её журчанием, далёким звоном чуть слышных колокольчиков и множеством других звуков, слитых в общий хор. Молчаливей всех саксаульные леса пустынь, лишённые листьев и хвои. Они совсем не шумят даже на сильном ветру, а только слабо шелестят, совсем как зимние голые осины с промёрзшими на морозе ветвями, деревянными голосами, точно оправдывая значение этого слова.
Если кому приходилось ночевать рядом со снежными вершинами, среди красочных альпийских лугов, около зарослей полярных берёзок ростом всего до колен, тот помнит, как по ночам едва слышно шипит по-змеиному этот карликовый лес поднебесных вершин под порывами лёгкого бриза.
(200 слов.) (По М. Звереву.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Игуана

Гигантская древесная ящерица - зелёная игуана - встречается по берегам многочисленных притоков Амазонки и в мангровых зарослях Гвианы и Бразилии. Особенно много игуан обитает на мелких островах Атлантического побережья.
Игуана при первом взгляде производит отталкивающее впечатление. Четырехгранная голова, сидящая на короткой толстой шее, разрисованная тёмными полосами зелёная спина, вдоль которой тянется неровный зубчатый гребень, уродливая, похожая на мешок, складка кожи, свисающая под грудью, и длинный, сжатый с боков хвост не делают игуану красавицей. Однако для индейцев игуана - прекрасная добыча. Мясо её считается деликатесом, а сваренные яйца, мягкие, как масло, - излюбленное лакомство.
Иногда индейцы охотятся на игуан с ружьём при помощи специально натасканных собак. Но ловля игуан при помощи петли привлекает больше и считается спортом.
Питаются игуаны растительной пищей, главным образом листьями и плодами деревьев. Большую часть жизни игуаны проводят на деревьях, хотя умеют прекрасно плавать и нырять. При приближении опасности звери прыгают в воду.
В сентябре самки игуан уходят в верховья рек, где откладывают яйца в прибрежном песке или дюнах. Каждая самка откладывает по пятнадцать-двадцать яиц. Иногда несколько самок откладывают яйца в одну ямку. Инкубатором служит солнце. Вылупившиеся детёныши остаются без всякого надзора и вырастают совершенно самостоятельно.
(200 слов.) (По Е. Линник.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Голоса деревьев

Осень хозяйничала в лесу. Листва деревьев от прикосновения её холодного дыхания окрасилась во все горячие цвета: лимонно-жёлтые, золотистые, багряные, оранжевые.
Я шёл по едва приметной тропинке, припорошенной опавшими листьями. Она петляла меж дубов-великанов. Вдруг я услышал звучный шлепок - к моим ногам подкатился толстый, пузатый жёлудь-крепыш. Я поднял его и положил на ладонь. Увесистый, дышащий силой кусочек плоти дерева-богатыря, он, как зеркало, отражал искорки неяркого осеннего солнца. Словно какой-то чудесный и искусный мастер отполировал его и любовно покрыл лаком. Но мастер, как видно, не остался доволен делом рук своих и смастерил ещё ладную клетчатую шляпку, кокетливо надев её ему набекрень.
В звенящей тишине леса, нарушаемой лишь перестуком дятла да попискиванием перелетающей с ветки на ветку птицы, сухой звук упавшего жёлудя напоминал ружейный выстрел. День и ночь в дубравах слышны эти звуки - жёлуди отважно падают с веток дубов, старых, кряжистых и мудрых.
Упавшие жёлуди ласково укроет снег, а весной, когда следы зимы растопят горячие солнечные лучи, они прорастут, упрямо взметнув к теплу и свету нежно-зелёные упругие листочки.

Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что деревья шумят по-разному, каждое из них разговаривает по-своему.
Вот на широкой улице степного села растут рядом пирамидальный тополь и берёза. Ветер уже начисто подмёл улицу, но всё ещё находит где-то в закоулках немного пыли и несёт её, как снежную позёмку, по асфальту шоссе. Берёза на свежем ветру из себя выходит, размахивая мягкими ветвями, как космами растрёпанных волос.
А рядом пирамидальный тополь, весь устремлённый вверх, едва пошевеливает толстыми ветвями, и чтобы вызвать его на большой разговор, нужен ветер во много раз сильнее. И только когда хочется повернуться и ветру спиной - тогда закачают вершинами гордые тополя и повернут свои листочки светлым низом кверху. Совсем не то, что разговорчивая берёза, готовая от любого ветерка размахивать ветвями и шуметь.
Ну, а про осину каждый знает, что это самое разговорчивое дерево в лесу. Её листья трепещут и лепечут себе под нос, когда ветер настолько мал, что ни один листик не шевелится у других солидных деревьев.
Хороши по-своему голоса всех деревьев. А для меня милее всех лесных разговоров шум соснового бора. Вероятно, это потому, что рядом с ним прошло всё моё детство.
(200 слов.) (По М. Звереву.)

(контрольный диктант с грамматическим заданием)

Диктант

КОТ И ВОРОНЫ

За моим окном растет большое ветвистое дерево. Однажды залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.

Вдруг послышалось громкое карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.

Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетела на Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала кота за хвост.

Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.

Я понял, что у ворон совсем близко были птенцы. Вот вороны их и охраняли.

(По А. Телепневой)

Задания

· Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

· Проведите фонетический разбор словбольшой (вариант I)
и карканье (вариант II).

Контрольная работа № 2

(диктант с языковым анализом текста)

Диктант

Однажды мы с Вовой гуляли по людной набережной города Ялты. Вдруг видим мы большого красивого жука. Ползет он по тротуару, а кругом спешат по делам люди.

Вова взял жука и посадил его в коробочку из-под спичек, чтобы показать ребятам во дворе.

Стало мне жука жалко. Говорю я Вове: «Зачем ты взял его? Вдруг его дома детки ждут!»

Задумался мальчик. Побежал он обратно, открыл коробочку и выпустил жука, но уже в безопасном месте. Пополз жук по газону и скрылся в траве.

Вздохнули мы с облегчением, улыбнулись друг другу и пошли дальше.

90 слов. (По А. Телепневой)

Задания

1. Найдите в предложениях двух первых абзацев однокоренные слова и выделите в них корни.

2. Выпишите и первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Укажите проверочные слова или формы.

3. Покажите морфемный состав слов набережной, посадил (вариант I) и безопасном, побежал (вариант II).

4. Укажите тип речи текста. Озаглавьте текст. Определите его идею.

Дополнительное задание. Составьте и запишите план текста.

Контрольная работа № 3

(зачет по теме «Имя существительное»)

Задание 1

Запишите под диктовку текст.

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберезовик, моховик.

Подберезовик сумел поднять листик березы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона - награда победителю.

56 слов. (По Н. Сладкову)

Задание 2

Запишите существительное подосиновик, соревнование (вариант I) и подберезовик, победитель (вариант II) в составе словообразовательных пар.

Задание 3

Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант I) и соревнования (вариант II) и проведите их морфологический разбор.

Задание 4

Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели):

глаг. + сущ.; сущ. + сущ.; прил. + сущ.

Задание 5

Проведите синтаксический разбор предложений. Соревновались грибы: подосиновик, подберезовик, моховик (вариант II). Алая шапка чемпиона - награда победителю (вариант II).

Задание 6

Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте играют существительные?

Контрольная работа № 4

(диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие»)

БУРУНДУК

Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был солнечный. Черные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из стороны сторону.

Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Приглядевшись, я увидел на ее макушке бурундука. Вадик подошел к дереву, стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашелся полотняный мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки.

Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку. Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.

101 слово. (По А. Дорофееву)

Задания

1. Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (вариант I) и приглядевшись (вариант II) и укажите их морфемный состав.

2. Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (вариант I) и переливаясь (вариант II).

3. В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

Контрольная работа № 5

(диктант по теме «Глагол и его формы»)

МУРАВЬИ

Муравьи - самые распространенные обитатели нашей планеты. Они расселились почти по всему земному шару.

Большинство муравьев живет на земле, но они заселяют и кору поваленных деревьев, пни. Отдельное семейства обосновались под землей. Гнезда муравьев состоят из большого количества ходов, соединенных между собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.

Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья, иголки елок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.

Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что муравьи - друзья природы. Но часто нуждаются в нашей защите. Давайте беречь муравьев!

114 слов. (По О. Полонскому)

Задания

1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях второго (вариант I) и третьего (вариант II) абзацев текста.

2. заселяют, поваленных, пересекаясь (вариант I) и прогреваемых, используются, образуя (вариант II).

3. Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.

Контрольная работа № 6

Вариант 1. Контрольное сочинение по картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»

(на материале упражнений 910 и 670)

Вариант 2. Зачет по теме «Местоимение»

Часть 1. Разученный диктант с языковым анализом

(на материале упражнения 906)

Задание 1

В течение десяти минут самостоятельно проведите устный орфографический и пунктуационный анализ текста упражнения 906. Закройте учебник и запишите текст под диктовку учителя.

Задание 2

Подчеркните как члены предложения те слова и сочетания слов, которые использованы в этом тексте для связи предложений.

Задание 3

Выпишите из текста все местоимения , ставя их в начальную форму и указывая разряд.

Задание 4

Местоимения каких разрядов не использованы в этом тексте? Напишите названия этих разрядов и все местоимения, которые их составляют.

Задание 5

Проведите морфологический разбор местоимений из предложения Вот какая щедрая земля в той стране.

Задание 6

Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

Часть II. Проверка умения использовать местоимения

в собственной речи

Задание 7

Перечислите вопросительно-относительные местоимения. Составьте с тремя из них (на выбор) пары предложений, используя местоимение в первом предложении пары в значении вопросительного, во втором предложении пары - в значении относительного.

Задание 8

Продолжите текст двумя-тремя предложениями, используя в качестве средств связи местоимения. Однажды мы с другом оказались на самом настоящем карнавале. Вы знаете, что такое карнавал?

Задание 9

Запишите фразеологизмы и составьте с ними предложения.

Не в своей тарелке; как ни в чем не бывало; ни в коей мере; от нечего делать.

Задание 10

Сочинение-миниатюра на тему «Чем я люблю заниматься в свободное время » с дополнительным заданием: подчеркнуть каждое местоимение как член предложения (задание упр. 900).

Контрольная работа № 7

(диктант с языковым анализом по итогам повторения)

НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как прислушивается к лесной тишине.

Однажды в горах я набрел на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру. Земля у кедра б соленая, и оленя ночью приходили лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки. Олень шел, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики. Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.

108 слов. (По Г. Снегиреву)

Задания

1. Проведите орфоэпический разбор словоформ его (вариант I) и (у) него (вариант II).

2. Проведите фонетический разбор слов оленью (вариант I) и соленая (вариант II).

3. Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в предложении Открыв глаза, я yeui идущего по тропе оленя.

4. Проведите морфологический разбор слов протоптанную (вариант I) и разбивая (вариант II)

5. Проведите синтаксический разбор предложения Однажды в горах я набрел на оленью троп протоптанную к одинокому кедру.