Экономические реформы николая 2. Император Николай II как реформатор

Экономическая политика

Согласно данным впервые проведённой в январе 1897 года всеобщей переписи, численность населения Российской империи составила 125 миллионов человек; из них для 84 миллионов родным был русский язык; грамотных среди населения России было 21 %, среди лиц в возрасте 10-19 лет -- 34 %.

В январе того же года была осуществлена денежная реформа установившая золотой стандарт рубля. Переход на золотой рубль, среди прочего, явился девольвацией национальной валюты: на империалах прежних веса и пробы значилось теперь «15 рублей» -- вместо 10; тем не менее, стабилизация рубля по курсу «двух третей», вопреки прогнозам, прошла успешно и без потрясений.

Большое внимание уделялось рабочему вопросу. 2 июня 1897 года был издан закон об ограничении рабочего времени, которым устанавливался максимальный предел рабочего дня не более 11,5 часов в обычные дни, и 10 часов в субботу и предпраздничные дни, или если хотя бы часть рабочего дня приходилась на ночное время. На фабриках, имеющих более 100 рабочих, вводилась бесплатная медицинская помощь, охватившая 70 процентов общего числа фабричных рабочих (1898 год). В июне 1903 года высочайше утверждены Правила о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев на производстве, обязавшие предпринимателя выплачивать пособие и пенсию потерпевшему или его семье в размере 50-66 % содержания потерпевшего. В 1906 году в стране создаются рабочие профсоюзы. Законом от 23 июня 1912 года в России вводилось обязательное страхование рабочих от болезней и от несчастных случаев.

Царствование Николая II явилось периодом экономического роста: в 1885-1913 годы темпы роста сельскохозяйственного производства составляли в среднем 2 %, а темпы роста промышленного производства 4,5-5 % в год. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913. Началась добыча угля в кузнецком угольном бассейне. Развивалась добыча нефти в окрестностях Баку, Грозного и на Эмбе.

Продолжалось строительство железных дорог, суммарная протяженность которых, составлявшая 44 тыс. км в 1898 году, к 1913 году превысила 70 тыс. километров. По суммарной протяженности железных дорог Россия превосходила любую другую европейскую страну и уступала только США, однако по обеспеченности железными дорогами на душу населения уступала как США, так и крупнейшим европейским странам.

Внешняя политика и русско-японская война

3 июня 1896 года в Москве был заключён русско-китайский договор о военном союзе против Японии; Китай согласился на сооружение железной дороги через Северную Маньчжурию на Владивосток, строительство и эксплуатация которой предоставлялись Русско-Китайскому банку. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). 15 марта 1898 года Россией и Китаем в Пекине была подписана Русско-китайская конвенция 1898, согласно которой России предоставлялись в арендное пользование на 25 лет порты Порт-Артура (Люйшуня) и Дальнего (Даляня) с прилегающими территориями и водным пространством; кроме того, китайское правительство давало согласие распространить концессию, дарованную им Обществу КВЖД, на постройку ветки железной дороги (Южно-Маньчжурская железная дорога) от одного из пунктов КВЖД к Дальнему и Порт-Артуру.

В 1900 году Николай II отправил русские войска на подавление Ихэтуньского восстания совместно с войсками других европейских держав, Японии и США.

Вечером 26 января японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. Высочайший манифест, данный Николаем II 27 января 1904 года, объявлял Японии войну.

За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражение под Ляояном,на рекеШахэ,на реке Сандепу. После крупного сражения в феврале -- марте 1905 года, русская армия оставила Мукден.

После падения крепости Порт-Артура мало кто уже верил в благоприятный исход военной кампании. Патриотческий подъём сменился раздражением и унынием. Эта ситуация способствовала усилению антиправительственной агитации и критических настроений. Император долго не соглашался признать провал кампании, считая, что это лишь временные неудачи. Он, несомненно, хотел мира, только лишь почётного мира, который могла обеспечить сильная военная позиция. К концу весны 1905 г. стало очевидным, что возможность изменения военной ситуации существует лишь в отдалённой перспективе. Исход войны решило морское Сражение при Цусиме 14-15 мая 1905 года, которое завершилось почти полным уничтожением русского флота. 23 мая 1905 года император получил, через посла США в Петербурге Мейера, предложение президента Т.Рузвельта о посредничестве для заключения мира. Ответ не заставил себя долго ждать. 30 мая министр иностранных дел В. Н. Ламздорф официальной телеграммой информировал Вашингтон о принятии посредничества Т. Рузвельта. Русскую делегацию возглавил уполномоченный царя С. Ю. Витте, в США к нему присоединился русский посол в США барон Р. Р. Розен.

Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее подавление смуты 1905--1907 гг. привели к падению авторитета императора в правящих и интеллигентских кругах.

Революция 1905--1907 годов

С началом русско-японской войны Николай II пошёл на некоторые уступки либеральным кругам: после убийства эсеровским боевиком министра внутренних дел В.К.Плеве он назначил на его пост считавшегося либералом П.Д.Святополк-Мирского; 12 декабря 1904 года был дан высочайший указ Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», обещавший расширение прав земств, страхование рабочих, эмансипацию инородцев и иноверцев, устранение цензуры. При обсуждении текста Указа от 12 декабря 1904 года, он, однако, приватно сказал графу Витте (согласно воспоминаниям последнего): «Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа».

6 января 1905 года (праздник Крещения), во время водосвятия на иордани (на льду Невы), перед Зимним дворцом, в присутствии императора и членов его семьи, в самом начале пения тропаря, раздался выстрел из орудия, в котором случайно (согласно официальной версии) остался заряд картечи после учений 4 января. Бомльшая часть пуль попала в лёд рядом с царским павильоном и в фасад дворца, в 4-х окнах которого были разбиты стёкла. В связи с инцидентом редактор синодального издания писал, что «нельзя не видеть чего-то особенного» в том, что смертельно был ранен один лишь полицейский по фамилии «Романов» и было прострелено древко знамени «питомника нашего злосчастного флота» -- знамени морского корпуса.

9 января (ст. ст.) 1905 года в Петербурге по инициативе священника Георгия Гапона состоялось шествие рабочих к Зимнему дворцу. 6--8 января священником Гапоном и группой рабочих была составлена на имя императора Петиция о рабочих нуждах, в которой наряду с экономическими содержался ряд политических требований. Главным требованием петиции было устранение власти чиновников и введение народного представительства в форме Учредительного собрания. Когда правительству стало известно о политическом содержании петиции, было принято решение не допускать рабочих к Зимнему дворцу, а при необходимости задерживать их силой. Вечером 8 января министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский известил императора о принятых мерах. Вопреки расхожему мнению, Николай II не отдавал приказ о стрельбе, а только одобрил меры, предложенные главой правительства. 9 января колонны рабочих во главе со священником Гапоном двинулись с разных концов города к Зимнему дворцу. Наэлектризованные фанатической пропагандой, рабочие упорно стремились к центру города, невзирая на предупреждения и даже атаки кавалерии. Чтобы предотвратить скопление 150-тысячной толпы в центре города, войска вынуждены были произвести по колоннам ружейные залпы. По официальным правительственным данным, за день 9 января было убито 130 и ранено 299 человек. События 9 января стали поворотным моментом в русской истории и положили начало Первой русской революции. Либеральная и революционная оппозиция возложила всю вину за случившиеся события на императора Николая. Священник Гапон, скрывшийся от преследований полиции, написал вечером 9 января воззвание, в котором призвал рабочих к вооружённому восстанию и свержению династии.

4 февраля в Московском Кремле бомбой террориста был убит великий князь Сергей Александрович, исповедовавший крайне правые политические взгляды и имевший определённое влияние на своего племянника.

В стране продолжались стачки; начались волнения на окраинах империи: в Курляндии Лесные братья начали вырезать местных немецких помещиков, на Кавказе началась Армяно-татарская резня. Революционеры и сепаратисты получали поддержку деньгами и оружием от Англии и Японии. Так, летом 1905 года в Балтийском море был задержан севший на мель английский пароход «Джон Графтон», перевозивший несколько тысяч винтовок для финских сепаратистов и боевиков-революционеров. Произошло несколько восстаний на флоте и в различных городах. Самым крупным стало декабрьское восстание в Москве. Одновременно большой размах получил эсеровский и анархистский индивидуальный террор. Всего за пару лет революционерами были убиты тысячи чиновников, офицеров и полицейских -- за один 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей и агентов власти. Вторая половина 1905 года была отмечена многочисленными волнениями в университетах и в духовных семинариях: из-за беспорядков было закрыто почти 50 средних духовно-учебных заведений. Принятие 27 августа временного закона об автономиях университетов вызвало всеобщую забастовку учащихся и всколыхнуло преподавателей университетов и духовных академий. Оппозиционные партии воспользовались расширением свобод для усиления атак на самодержавие в печати.

6 августа 1905 года были подписаны манифест об учреждении Государственной дымы («как законосовещательного установления, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»), закон о Государственной думе и положение о выборах в Думу. Но набиравшая силы революция перешагнула через акты 6 августа: в октябре началась всероссийская политическая стачка, бастовало свыше 2 млн человек. Вечером 17 октября Николай, после психологически тяжёлых колебаний, решился подписать манифест, повелевавший, среди прочего: «1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. <…> 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей». 23 апреля 1906 годы были утверждены Основные государственные законы Российской империи, предусматривавшие новую роль Думы в процессе законодательства. С точки зрения либеральной общественности, манифест знаменовал конец русского самодержавия как неограниченной власти монарха.

Через три недели после манифеста были амнистированы политические заключённые, кроме осуждённых за терроризм; указ 24 ноября 1905 отменял предварительную как общую, так и духовную цензуру для повременных (периодических) изданий, выходящих в городах империи (26 апреля 1906 года отменена всякая цензура).

После опубликования манифестов забастовки пошли на убыль; вооружённые силы (кроме флота, где имели место волнения) сохранили верность присяге; возникла и негласно поддерживалась Николаем крайне правая монархическая общественная организация -- Союз русского народа.

Государственная дума

Две первые Государственные думы оказались неспособны вести регулярную законодательную работу: противоречия между депутатами, с одной стороны, и императором, с другой, были непреодолимы. Так, сразу после открытия, в ответном адресе на тронную речь Николая II левые думцы потребовали ликвидации Государственного совета (верхней палаты парламента), передачи крестьянам монастырских и казённых земель. 19 мая 1906 года 104 депутата Трудовой группы выдвинули проект земельной реформы (проект 104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

Дума первого созыва была распущена императором Именным указом Сенату от 8 июля 1906 года, который назначал время созыва вновь избранной Думы на 20 февраля 1907 года; последовавший высочайший манифест от 9 июля изъяснял причины, среди которых значилось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь нашею монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению». Указом от 10 июля того же года приостанавливались занятия Государственного совета.

Одновременно с роспуском Думы, вместо И.Л.Горемыкина на пост председателя Совета министров был назначен П.А.Столыпин. Аграрная политика Столыпина, успешное подавление смуты, яркие речи во II Думе сделали его кумиром некоторых правых.

Вторая дума оказалась ещё более левой, чем первая, так как в выборах участвовали социад-демократы и эсеры, бойкотировавшие первую думу. В правительстве созревала идея о роспуске Думы и изменении избирательного закона; Столыпин не собирался уничтожить Думу, но изменить состав Думы. Поводом для роспуска стали действия социал-демократов: 5 мая на квартире члена думы от РСДРП Озоля была полицией обнаружена сходка 35 социал-демократов и около 30 солдат петербургского гарнизона; кроме того, полицией были обнаружены различные пропагандистские материалы, призывающие к насильственному свержению государственного строя, различные наказы от солдат воинских частей и фальшивые паспорта. 1 июня Столыпин и председатель Санкт-Петербургской судебной палаты потребовали от Думы отстранения всего состава социал-демократической фракции от заседаний думы и снятия неприкосновенности с 16 членов РСДРП. Дума ответила на требования правительства отказом; следствием противостояния явился манифест Николая II о роспуске II Думы, опубликованный 3 июня 1907 года, -- вместе с Положением о выборах в Думу, то есть новым избирательным законом. В манифесте указывался также и срок открытия новой Думы -- 1 ноября того же года. Акт 3 июня 1907 года в советской историографии именовался «третьеиюньским переворотом», так как он вступал в противоречие с манифестом 17 октября 1905 года, по которому ни один новый закон не мог быть принят без одобрения Государственной думы.

Земельная реформа

С 1902 по 1905 годы разработкой нового аграрного законодательства на государственном уровне занимались и государственные деятели, и учёные России: Вл. И. Гурко, С.Ю.Витте, И. Л. Горемыкин, А. В. Кривошеин, П. А. Столыпин, П. П. Мигулин, Н.Н.Кутлер и А. А. Кауфман. Вопрос упразднения общины ставился самой жизнью. В разгар революции Н. Н. Кутлер предлагал даже проект отчуждения части помещичьих земель.

С 1907 года начала осуществляться так называемая «столыпинская» аграрная реформа. Основным направлением реформы было закрепление земель, прежде находившихся в коллективной собственности Сельской общины, за крестьянами-собственниками. Государство также оказывало широкое содействие покупке крестьянами помещичьих земель (через кредитование Крестьянским поземельным банком), субсидировало агрономическую помощь. При проведении реформы большое внимание уделялось борьбе с чересполосицей (явление, при котором крестьянин обрабатывал множество мелких полосок земли в разных полях), поощрялось выделение крестьянам участков «к одному месту» (отруба, хутора), приводившее к существенному повышению эффективности хозяйства. Реформа, требовавшая огромного объёма землеустроительных работ, разворачивалась достаточно медленно. До Февральской революции в собственность крестьян было закреплено не более 20 % общинных земель; так что результаты реформы, очевидно заметные и положительные, не успели проявиться в полной мере.

В 1913 году Россия (без учёта привисленских губерний) находилась на первом в мире месте по производству ржи,ячменя и овса, на третьем (после Канады и США) по производству пшеницы, на четвёртом (после Франции, Германии и Австро-Венгрии) по производству картофеля. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции. Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля -- ниже в 2 раза.

Преобразования в военной сфере

Военные преобразования 1905-1912 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии.

В первый период военных преобразований (1905-1908) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.

Во второй период (1909 -1912), была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднён Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру); за счёт слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развёртывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы пулемётные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В 1910 году был создан Императорский военно-воздушный флот.

Первая мировая война

19 июля 1914 года Германия объявила войну России: Россия вступила в мировую войну, которая для неё закончилась крахом империи и династии.

Николай II прилагал усилия для предотвращения войны и во все предвоенные годы, и в последние дни перед её началом, когда (15 июля 1914 г.) Австро-Венгрия объявила войну Сербии и начала бомбардировки Белграда. 16 (29) июля 1914 г. Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию» (в Международный третейский суд в Гааге) (Примечание). Вильгельм II не ответил на эту телеграмму.

Оппозиционные партии и в странах Антанты, и в России (в том числе социал-демократы) в начале ПМВ считали агрессором именно Германию. В. И. Ленин осенью 1914 г. писал, что именно Германия развязала войну, в удобное для неё время.

20 июля 1914 года императором был дан и к вечеру того же дня опубликован манифест о войне, а также именной высочайший указ, в котором он, «не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий», повелевал великому князю Николаю Николаевичу быть Верховным главнокомандующим.

Указами от 24 июля 1914 года прерывались с 26 июля занятия Государственного Совета и Думы. 26 июля вышел манифест о войне с Австрией. Манифестом от 20 октября 1914 года Россия объявила войну Османской империи. В период командования Николая Николаевича царь несколько раз ездил в Ставку для совещаний с командованием (21 -- 23 сентября, 22 -- 24 октября, 18 -- 20 ноября); в ноябре 1914 года также ездил на юг России и Кавказский фронт.

В начале июня 1915 года положение на фронтах резко ухудшилось: был сдан Перемышль, город-крепость, с огромными потерями захваченный в марте. В конце июня был оставлен Львов. Все военные приобретения были утрачены, начались потери собственной территории Российской империи. В июле была сдана Варшава, вся Польша и часть Литвы; противник продолжал наступать. В обществе заговорили о неспособности правительства справиться с положением.

Как со стороны общественных организаций, Государственной думы, так и со стороны других группировок, даже многих великих князей заговорили о создании «министерства общественного доверия».

В начале 1915 года войска на фронте стали испытывать большую нужду в оружии и боеприпасах. Стала ясной необходимость полной перестройки экономики в соответствии с требованиями войны. 17 августа Николай II утвердил документы об образовании четырёх Особых совещаний: по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам. Эти совещания, состоявшие из представителей правительства, частных промышленников, членов Госдумы и Госсовета и возглавлявшиеся соответствующими министрами, должны были объединить усилия правительства, частной промышленности и общественности в мобилизации промышленности под военные нужды. Главнейшим из них было Особоесовещание по обороне.

Наряду с созданием особых совещаний, в 1915 стали возникать Военно-промышленные комитеты-- общественные организации буржуазии, носившие полуоппозиционный характер.

Военные реформы 1905-1912 годов - преобразования в Армии и Флоте Российской империи , вызванные поражением в Русско-японской войне .

Армия

В 1905 году Генеральный штаб России был выделен из состава Главного штаба с учреждением должности начальника Генерального штаба, непосредственно подчиненного Государю. Затем последовало создание главного управления Генерального штаба. Но положение 1905 года просуществовало лишь до 1908 года, когда начальник Генерального штаба, следуя установившимся в течение столетия взглядам, снова был подчинен Военному министру, а в 1909 году был лишён и права непосредственного доклада императору. Однако учреждение должности помощника военного министpa с широкими хозяйственными правами и полномочиями привело к тому, что на военного министpa и легли по существу обязанности, намечавшиеся для начальника Генерального штаба по положению 1906 года, и для своих забот о боевой подготовке государства и войск к войне военный министр стал намного свободнее, сохраняя в то же время личный доклад императору и влияние на все прочие дела.

С централизацией в 1905 и в 1911 годах в Главном штабе высшего административного управления армией, значительная часть дел из главных управлений была передана в Главный штаб и вновь образовано главное управление по квартирному довольствию войск, а главное управление казачьих войск было вовсе упразднено.

Главное инженерное управление было переименовано в главное военно-техническое управление, которое объединило в себе техническую сторону современного оборудования войск и театров военных действий всеми необходимыми средствами. Затем последовало развитие корпусного управления в армии, а вместе с тем и расширение круга действий штаба дивизии. Корпус приобрёл вполне самостоятельное значение не только в административном и командном отношениях, но и в хозяйственном. С корпусной реорганизацией было связано и преобразование управления артиллерией и инженерными войсками, вошедшими в порядке управления в состав корпусов и дивизий, причём в целях специального технического надзора за подготовкой инженерных войск учреждена была должность инженеров-инспекторов (впоследствии - испекторов инженерной части) в военных округах, на обязанности которых была возложена также инспекторская часть в инженерном отношении и над крепостями.

Был разработан проект реорганизации артиллерии.

При преобразовании военного управления армией было обращено внимание также на соотношение запасных и полевых войск между различными родами их и на развитие специальных войсковых частей. Новым по территории государства размещением войск были достигнуты выгоды равномерности его, простоты выполнения войск, улучшения их быта и условий их сосредоточения к границам на случай войны. В уровень с этим шло развитие железнодорожной и общей сети дорог, воссоздание флота и переустройство крепостей.

Были пополнены недостатки вооружения, современных технических средств и разного рода запасов. Увеличена производительность казённых заводов сухопутного и морского ведомств, чтобы поднять отечественную промышленность и по возможности избежать заказов за границей. Все строевые части были снабжены пулеметами; вся полевая артиллерия была перевооружена новыми скорострельными орудиями; были созданы запасы телефонного, подрывного, железнодорожного и воздухоплавательного имуществ; была образована особая автомобильная рота и т. д. Особое внимание было оказано также делу развития воздухоплавания.

Уставы всех родов войск и Полевой устав были пересмотрены и изданы вновь. Был опубликован ряд указаний, определяющих круг ведения различных учреждений в важнейших военных вопросах, а также ряд военно-научных трудов.

Вошедший в 1913 году в действие новый устав о воинской повинности внёс существенное изменение в порядке разверстки призыва, приема и освидетельствования новобранцев, а также определения льгот по призыву, и в корне изменил порядок поступления и несения службы вольноопределяющимися. Для омоложения состава нижние чины запаса сокращен срок действительной военой службы (до 4-х лет, а в пехоте и легкой артиллерии до 3-х лет). Запас разделен на 2 разряда, и в 1-ю очередь при мобилизации должны поступать из запаса в войска наиболее молодые и малосемейные. Государем указано было принять обширные меры по снабжению частей сверхсрочными нижними чинами - с облегчением доступа им к офицерскому званию, особенно в военное время.

Было расширено пополнение войск требуемыми им специалистами. Для подготовки к военному делу молодежи, которой предстояло отбывать воинскую повинность, были привлечены спортивные общества.

На улучшение быта нижних чинов армии отпущено от казны свыше 30 млн руб.; довольствие нижних чинов жалованием было увеличено втрое, введено чайное, мыльное и постельное довольствие; особенное внимание было обращено на обучение нижних чинов грамоте и на устройство для них библиотек; в корне был изменен порядок вещевого довольствия войск; приняты меры (административные) к упорядочению взаимоотношений командного и подчиненного составов армии и флота.

Были приняты меры к освобождению войск от забот о хозяйстве, от нестроевых обязанностей и вольных работ, чтобы придать войскам значение чисто боевых и строевых частей, каковыми Он желает их видеть. Были устроены особые обмундировальные мастерские, гарнизонные хлебопекарни и др. хозяйственные заведения, в которых солдатский труд заменен вольнонаемным; многие хозяйственные дела, обременявшие войска, сдавались частным предпринимателям; число нестроевых должностей было доведено до наименьшего размера. Обращая внимание на наличие строевых нижних чинов, было сокращено число офицерских чинов, имевших право на казённую прислугу, для чего было введено денежное на наем прислуги довольствие. Были приняты широкие меры религиозно-нравственного просвещения нижних чинов, что выразилось в постройке множества полковых храмов и в обращении самого большого внимания на вопросы духовной жизни солдата. Улучшение солдатского быта завершилось изданием в 1910 году нового устава о внутренней службе в войсках.

В отношении командного состава армии заботы коснулись улучшения его быта, омоложения состава и, прежде всего, надлежащей подготовки офицеров, заново поставленной. Улучшились все стороны быта кадетов и юнкеров, постановка учебных занятий. Все юнкерские училища были преобразованы в военные, чем значительно повышен и, главное, приведён к однородности образовательный уровень офицерского корпуса. Михайловское и Константиновское артиллерийские училища были расширены до 2-х батарей, а Николаевское инженерное училище - до 2-ротного состава, и в них снова сделано обязательным прохождение 3-годичного курса. Новые учебные программы в кадетских корпусах и общий план учебных занятий в военно-учебных заведениях были перенесены на прикладную почву, благодаря чему выпускаемые из училища молодые офицеры прибывают в строевые части уже достаточно подготовленными для обучения нижних чинов и выполнения служебных обязанностей. Для всех военно-учебных был установлен особенно тщательный отбор воспитателей и преподавателей, обеспечив их предварительную подготовку. Было обращено большое внимание на приурочение к нуждам войск высшего образования офицеров. Николаевская академия генерального штаба, подготовлявшая офицеров преимущественно для службы этого штаба, была преобразована в военную академию с предоставлением ей права именоваться Императорской и иметь теперь целью дать возможно большему числу офицеров высшее военное образование. Была учреждена Интендантская академия для упорядочения военного хозяйства в войсках и вообще интендантского дела.

Дальнейшими мерами по подъему образовательного ценза в войсках стали: установление правила, чтобы каждый артиллерийский капитан перед назначением на должность командира батареи непременно прошёл курс офицерской артиллерийской школы; учреждение в некоторых округах особых курсов для штабс-капитанов пехоты, предназначенных к занятию должностей ротных командиров; учреждение для повышения уровня специального военного образования в войсках и их технической подготовки офицерских школ: воздухоплавательной, железнодорожной, гимнастическо-фехтовальной и офицерского класса автомобильной роты. Попутно значительно расширены программы в офицерских школах, существовавших ранее: расширена деятельность офицерской стрелковой школы и изменено "Положение об офицерской кавалерийской школе". Было пересмотрено "Наставление для офицерских занятий"; кроме военной игры, тактических задач на планах и в поле, обращено особое внимание на представление в офицерских собраниях докладов по различным отраслям военных знаний с целью более широкого ознакомления с военной техникой и особенностями всех родов войск. Была учреждена высшая аттестационная комиссия и выработаны новые правила аттестации всех вообще военнослужащих (кроме нижних чинов), причём право аттестации было предоставлено коллегиям, состав которых зависит от служебного положения аттестуемого; с той же целью поднятия нравственного уровня в войсках было значительно расширено действие суда чести, распространенное и на штаб-офицеров и служащих в военных управлениях.

Признав необходимым омоложение командного состава и ускорение его обновления, были установлены новый порядок повышения в чинах, новые нормы кандидатур на должность командиpa полка и предельный возраст для начальствующих лиц, от командиpa батальона и до командующего войсками в округе включительно. Этот возрастной ценз имел значение не только для оставления на службе, но и для зачисления в кандидаты на высшие должности и назначения на них. Признавая, что эти меры должны отразиться на имуществ. состоянии военнослужащих, было указано в дополнение к вводимым постепенно, с 1889 года, новым окладам жалованья и квартирных денег, увеличить со января 1909 года содержание всем строевым офицерам. Вместе с тем были увеличены суточные, лагерные и походные деньги и с введением новой аттестационной системы и предельного возраста установлены особые усиленные пенсии для строевых офицеров, а также льготы и для прочих чинов, оставляющих военную службу. Утвержденный новый пенсионный устав сохранил выходящим в отставку строевым чинам 80% получаемого ими по последней должности содержания, и обеспечение лучшей пенсией было указано распространить впоследствии и на прочих военнослужащих.

Был учреждён особый институт подпрапорщиков и улучшено положения сверхсрочных унтер-офицеров, приняты меры к возможно лучшей их подготовке на особых курсах и с лучшим их обеспечением и устройством их быта достигнуто более твердое обучение войск. С той же целью был одобрен приём в учебные команды в частях 2 раза в год, с допуском сюда и молодых солдат. Вообще в обучении войск важнейшее значение придано боевой подготовке, сохраняя при этом и смотровую выучку войск.

В 1910 году был упразднён Офицерский курс восточных языков , а подготовка офицеров со знанием восточных языков была возложена на окружные специальные школы.

Было начато преобразование военно-тюремной части, переданной в ведение главного военно-судного управления, для чего при нём был учреждён особый военно-тюремный отдел.

Военно-медицинская часть была преобразована в военно-санитарную, в основу чего было положено создание корпуса врачей-санитаров и организация военно-медицинской помощи на началах, наиболее соответствующих потребностям армии, в особенности в военное время; улучшено положение военных врачей и приняты меры к образованию из них офицерского военно-санитарного корпуса; преобразована Императорская военно-медицинская академия с целью приучения врачей к требованиям военной службы в мирное и военное время; были приняты меры к подготовке в войсках необходимого числа санитаров и т. д..

Флот

Был улучшен быт матросов и открыт доступ на морскую службу наиболее энергичным общественным элементам обращением морского училища во всесословный морской корпус, приняты меры к омоложению командного состава флота, повышены строевые требования, обращено внимание на снабжение кораблей всеми техническими усовершенствованиями и вообще всем, что требовалось современным состоянием морского дела. Было реорганизовано управление морским ведомством и создан Морской генеральный штаб; было упорядочено корабельное хозяйство; для каждой отрасли морской службы были созданы школы, как низшие (школа юнг в Кронштадте), так и высшие; приняты меры к подготовке чинов Морского генерального штаба и преобразована Николаевская морская академия; была расширена лоцманская часть; большое развитие получило подводное плавание; вводился воздушный флот в связи с морским; была установлена более тесная связь работы морского и военного ведомств для подготовки совместных действий морских и сухопутных сил; получен опыт подчинения приморской крепости морскому ведомству.

  • Шацилло К. Ф. Последняя военно-морская программа царского правительства // Отечественная история. 1994. № 2. С. 161–165.
  • Он всегда смотрел правде в лицо и не уходил от ответственности за принятые решения…

    Исследования ведущих западных учёных за последние 70 лет доказали, что управление как малыми предприятиями, так и крупными государствами является не просто раздачей указов, диктуемых личным эго. Высокий уровень сознания правителя и мотивы, основанные на любви и взаимоподдержке, могут вызывать в людях скрытую побудительную силу, способную творить чудеса для каждого человека и для всего общества.

    Николай Второй знал об этой силе. Темпы развития Российской Империи времени его правления поражают даже сегодня.

    Военный журналист, полковник запаса Владислав Майоров является автором календаря «Россия в эпоху правления Императора Николая II».

    Представляем тезисы доклада «Нравственные основы реформ Императора Николая II», с которым В.Н. Майоров выступил в августе 2017 года в Екатеринбурге. Статья проиллюстрирована некоторыми страницами календарей за 2017 – 2018 гг.

    Узнайте ответы:

    • Что определило успех всех реформ Николая Второго?
    • Сколько учреждений в Российской Империи содержалось на личные средства членов Императорской фамилии?
    • Почему статистика Российской Империи считалась самой точной в мире?
    • За счёт чего во время правления Николая Второго резко снизилась частота эпидемий тяжёлых инфекционных заболеваний?
    • Какими правами Николай Второй наделил Государственный совет Российской Империи?
    • Какие уникальные условия были созданы для простых рабочих новыми законами Императора?

    Выдающиеся результаты реформ, проведенных Государем в короткий исторический срок, не были следствием предельного напряжения и истощения жизненных сил народа, репрессий, усиления государства за счет ограничения политических свобод, тотального обнищания людей. Их огромную жизненную силу питали нравственные основы христианской веры, опора на творческий талант русского народа, продуманные меры государственной поддержки преобразований.

    При этом нельзя забывать о том, что реформы осуществлялись в условиях нарастания революционного террора в России. Только в 1905-1917 годах от рук террористов погибли более двадцати тысяч государственных служащих, видных военачальников и руководителей МВД, высокопоставленных чиновников различных министерств и ведомств. Активное противодействие Императору Николаю II оказывали многие представители правящих кругов, Государственной Думы и даже отдельные члены правительства. Радикальные направления русской литературы, ослабление религиозного чувства в русском народе тоже подготовили тот духовный крах, который привел к катастрофе 1917 года.

    В этих условиях определяющими стали нравственное мужество Государя, его способность к длительной, последовательной работе во благо России и народа. Будучи наследником Российского престола, Николай Александрович получил глубокие знания в области экономики, финансов, управления государством. Его познания в военном деле были на уровне лучших выпускников элитной Академии Генерального штаба. Он был блестящим знатоком русской истории и истории международных отношений. Преподаватели и наставниками будущего Императора были ученые мирового уровня, выдающиеся государственные деятели эпохи. Это во многом предопределило продуманность, последовательность всех преобразований. Император Николай II не только был инициатором реформ, но и неуклонно осуществлял их организационное, законодательное, финансовое, кадровое обеспечение.

    При этом правительство Императора Николая II никогда не допускало напыщенной риторики и самовосхваления в свой адрес. Напротив, оно критически оценивало недостатки в проведении реформ и преобразований. Русская статистика была одной из передовых в мире. Данные статистико-документальных справочников Императорской России отражали реальную картину экономической жизни страны, недостатков в социальной сфере, образовании, здравоохранении. Это было принципиальным и неуклонным требованием Государя, который всегда смотрел правде в лицо и не уходил от ответственности за принятые решения, недостатки и просчеты. В краткой форме изложим результаты реформ и преобразований Императора Николая II в 1894-1917 годах.

    Россия в эпоху правления Императора Николая II вышла на первое место в мире по темпам экономического роста.

    Результатом денежной реформы, проведенной в 1895-1897 годах, стала конвертируемая валюта, занявшая лидирующее положение на мировом валютном рынке. Была создана устойчивая банковская система. Золотой запас России увеличился в 2,5 раза. Государственный бюджет вырос почти на 300 процентов.

    Аграрная реформа, идейным инициатором которой был Император Николай II, вывела страну на первое место в мире по производству и экспорту зерна, муки, сахара, льна, яиц, продукции животноводства. Государь уравнял крестьян в гражданских правах с лицами остальных сословий. В короткий исторический срок на надельных землях было создано около 2 миллионов крепких хуторских и отрубных хозяйств. В Сибири было отграничено 37 млн 441 десятина для наделов, на которые добровольно прибыли 3,8 млн переселенцев. В Алтайском крае на личные средства Государя для переселенцев были построены дороги, народные школы, больницы. Население Сибири выросло вдвое. Сибирское масло и яйца экспортировались в Европу. Началась масштабная механизация сельского труда. Государство выделяло огромные средства на оказание агрономической помощи населению.

    В царствование Николая II созданием топливной отрасли и машиностроения с развитием горно-металлургической отрасли завершилось формирование отраслевой структуры Российской промышленности. Россия заняла одно из лидирующих позиций в мире по добыче нефти, угля, платины, асбеста. Выплавка стали, чугуна, меди увеличилась в пять раз. Производительность труда выросла в четыре раза. В Российской Империи были созданы такие новые отрасли, как автомобильная, авиационная, химическая, электрическая промышленность и электроэнергетика. Второе рождение пережили металлургия и судостроение. К 1914 году в стране было 27566 промышленных предприятий. Россия в паровозостроении, теплоходостроении и самолетостроении, производстве дизель-моторов вышла на первое место в мире в применении научно-технических новаций к серийному производству. В 1913 году в России было произведено 5,3 % промышленной продукции мира.

    По решению Николая II к 1915 году была сформулирована Стратегия электрификации России, ставшая впоследствии основой известного плана ГОЭЛРО. Но уже к 1914 году в стране были сооружены 220 электростанций и гидроэлектростанций, на Северном Кавказе создана первая в мире энергосистема. Производство электроэнергии ежегодно росло на 20-25 %. Россия стала новатором в создании нефтепроводов, танкерного флота, перевозке нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, была ведущим экспортером смазочных масел в Европе.

    В период правления Императора Николая II в стране было построено 35 тысяч километров железных дорог. Под руководством Государя было осуществлено сооружение крупнейшей в мире Транссибирской магистрали протяженностью 7416 км. По его решению построена самая северная в мире Мурманская железная дорога, имевшая стратегическое значение в ходе двух мировых войн. Пассажирские тарифы в России оставались самыми низкими в мире. В годы царствования Николая II началось масштабное развитие северных и дальневосточных водных путей сообщения. Россия создала первый в мире ледокольный флот. Государь уделял большое внимание развитию всех видов связи. Число почтовых учреждений выросло в 4,5 раза, абонентов телефонной связи более чем в 200 раз. Общая длина телеграфных линий составила около 230 тысяч км.

    К 1917 году Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран мира.

    Последовательные реформы Императора Николая II в области народного образования, здравоохранения, развития спортивного движения, поддержка благотворительности и меценатства привели к реальному улучшению жизни людей.

    Именно в России впервые в мировой практике медицинское обслуживание населения стало доступным и бесплатным. Император Николай II поддержал внедрение территориальной участковости. Врачебный участок стал уникальной формой организации медпомощи сельскому населению. В России сложилась система думских врачей, которая стала первым в Европе опытом оказания общедоступной помощи городскому населению. Император Николай II мерами государственной поддержки и совершенствования законодательства способствовал становлению в России фабрично-заводской медицины, которая была передовой в мире. К 1913 году доступным медобслуживанием были охвачены 1 млн. 762 тыс. российских рабочих. В царствование Николая II было достигнуто резкое снижение частоты эпидемий тяжелых инфекционных заболеваний. Во всем мире было признано лидерство русской научной школы в области психиатрии, хирургии, физиологии.

    Император Николай II осуществил масштабную и выдающуюся реформу народного образования. Расходы на народное образование выросли в 8 раз. С 1904 года первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. В России ежегодно открывалось около 10 народных школ. К 1914 году в России насчитывалось более 11 миллионов учащихся. К 1917 году 86 процентов российской молодежи умели читать и писать. За годы правления Николая II в 2,5 раза увеличилось количество высших учебных заведений в России, было открыто 4 новых университета, 16 технических вузов, создана система сельскохозяйственного и коммерческого образования. По количеству девочек и девушек, обучающихся в гимназиях и вузах, Россия занимала первое место в Европе. К 1914 году 49,7 % студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков. Достойным был социальный статус педагога.

    Именно в царствование Николая II в России зародилось спортивное движение, возникло 1235 спортивных обществ и клубов. В 1894-1914 годах состоялись первые чемпионаты России по велоспорту, гимнастике, боксу, тяжелой атлетике, стрельбе, автоспорту, академической гребле, шахматам, хоккею и конькобежному спорту. Указами Николая II в 1911 году был образован Олимпийский комитет России, в 1913 году - Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. Государь стал инициатором первых в России олимпиад, которые прошли в 1913-1914 годах в Киеве и Риге. Решением Николая II в 1566 гимназиях была введена гимнастика как учебная дисциплина.

    В годы правления Императора Николая II важнейшим инструментом социальной политики стали благотворительность и меценатство. Пожертвования членов Императорской фамилии составляли треть всех расходов - единственный пример в мировой истории. Представители Дома Романовых содержали 903детских приюта, 145 ночлежных домов, 213 богоугодных заведений, 234 учебных заведений, 199 больниц и медпунктов. Государь ежегодно направлял по 2 миллиона рублей на поддержку российского искусства. В годы Первой мировой войны Николай II и члены его семьи передали более 250 миллионов рублей личных средств на нужды раненых и помощь семьям погибших воинов.

    Император Николай II осуществил реформу государственно-политического строя России, заложил основы правового государства.

    Государь утвердил 17 октября 1905 года высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Право законодательствовать распределялось между монархом и законодательным органом - Государственной Думой. Манифест впервые в истории России провозглашал и предоставлял политические права и свободы. Манифест 24 февраля 1906 года установил основные принципы новой законодательной системы. В дореволюционной Государственной Думе первых четырех созывов 65 процентов депутатов были из среднего и низшего сословия.

    Император Николай II указом от 1906 года наделил Государственный совет законодательными функциями. К компетенции Госсовета было отнесено рассмотрение законопроектов, принятых Госдумой, а также вопросы внутреннего управления, внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах, рассмотрение бюджета страны.

    Император Николай II 26 апреля 1906 года утвердил «Свод основных государственных законов Российской Империи» - фундаментальный законодательный акт, который укреплял основы обновляемого государственного строя.

    Была осуществлена реформа Сената, результатом которой стало существенное влияние заинтересованных министерств на решения дел, в сенатское производство вводилось состязательное начало.

    Император Николай II преобразовал фабричную инспекцию, установил ответственность предпринимателей за несчастные случаи на производстве - лечение, выплата пособий и пенсий. Законом от 2 июня 1897 года была ограничена продолжительность рабочего времени на предприятиях, защищен детский и женский труд. Пакет законов, утвержденный Николаем II в 1912 году, завершил создание лучшей в мире системы страхования рабочих.

    Государь значительно расширил права органов местного самоуправления, утвердил законы о создании Камчатской области и Сахалинского губернаторства, о введении земского самоуправления в 9 губерниях Белоруссии и Правобережной Украины, в Оренбургской, Астраханской и Ставропольской губерниях, городского самоуправления в Новочеркасске.

    Николай II успешно осуществил реформу Министерства юстиции. Специалистами этого ведомства в 1894-1897 годах были разработаны проекты законов об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов, условном осуждении, дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные поступки, другие законопроекты.

    В России была создана прогрессивная судебная система. Император Николай II 13 мая 1896 года утвердил закон о введении «Судебных Уставов» дополнительно в 21 губернии Российской империи. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году был введен институт условно-досрочного освобождения. 15 июня 1912 года Николай II утвердил «Закон о преобразовании местного суда», который восстановил мировой выборный суд. Новым явлением стала административная юстиция - прототип нынешнего арбитража.

    В 1984-1916 годах в Российской Империи было принято более 4000 законов, определивших новое правовое поле.

    Император Николай II осуществил одну из самых эффективных военных реформ в истории России. Укрепление обороноспособности с проведением миролюбивой внешней политики позволило Российской Империи занять достойное место среди наиболее влиятельных мировых держав.

    Император Николай II в 1905-1908 годах полностью реорганизовал управление Вооруженными Силами. Были образованы Совет государственной обороны, Морской Генеральный штаб, Высшая аттестационная комиссия, приняты новые уставы и наставления, упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска, сформирована корпусная и полевая тяжелая артиллерия. Указами Императора создаются новые рода войск - подводные силы флота, Военно-Воздушные Силы, автомобильные части, значительно усилены инженерные и железнодорожные войска, войска связи. В 1913 году в состав Вооруженных сил входили 13 военных округов, 2 флота, 3 флотилии. В царствование Николая II большое внимание уделялось социальной защищенности солдат и офицеров, была изменена система подготовки офицерских кадров. Начальник Главного штаба Германской Империи генерал фон Мольтке в 1914 году так оценивал военную реформу: «Боевая готовность России со времени русско-японской сделала совершенно исключительные успехи и находится ныне на никогда еще не достигавшейся высоте».

    Император Николай II принял на себя верховное главнокомандование Вооруженными Силами России в августе 1915 года, когда русская армия отступала. Под его руководством были развернуты 13 новых армий, успешно проведены Вильно-Молодеченская, Сарыкамышская, Карпатская, Эрзурумская стратегические наступательные операции. На Юго-Западном фронте в 1916 году впервые в мире осуществлен прорыв глубокоэшелонированной позиционной обороны. Николай II обеспечил мобилизацию военной промышленности, которая в 1914-1917 годах произвела 3,3 млн винтовок, 11,7 тысяч орудий, 28 тысяч пулеметов, 4,6 тысяч минометов, 27 млн снарядов, 13,5 млрд патронов, 5565 самолетов. Уинстон Черчилль так оценивал эти достижения: «Мало эпизодов Великой войны, более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году».

    Император Николай II непосредственно руководил внешней политикой России. Государь восстановил дипломатические отношения с Болгарией, Афганистаном, способствовал возвращению Франции в лоно великих держав, последовательно выступал за мирное разрешение балканского конфликта. «Россия будет прирастать Азией», - эти слова Государя определили направление русской геополитики. Николай II приступил к разработке «Большой Азиатской программы» - развитие Сибири и Дальнего Востока, экономическое сотрудничество с соседями по Азии. Покровительство России помогло сохраниться Китаю как государству. Твердая позиция Государя заставила Японию отказаться от захвата Ляодунского полуострова, лишило ее контроля над Печилийским заливом.

    По инициативе Императора Николая II в 1899 и 1907 годах были созваны I и II Гаагские конференции мира, положившие начало новой системе международных отношений. Был создан Гаагский международный суд. Русский царь впервые в мире выступил с инициативой ограничения вооружений, мирного урегулирования международных споров. Миротворческие идеи Николая II и сегодня составляют основу нормативных положений Устава ООН.

    Правление Николая II (кратко)

    Правление Николая II (кратко)

    Николай Второй – сын Александра Третьего был последним императором Российской империи и правил с восемнадцатого мая 1868 года до семнадцатого июля 1918 года. Смог получить замечательное образование, в совершенстве владел несколькими иностранными языками, а также смог дослужиться до звания полковника армии России, фельдмаршала и адмирала флота британской армии. Николаю пришлось вступить на престол после внезапной кончины отца. На тот момент юноше было двадцать шесть лет.

    С самого детства Николая подготавливали к роли будущего правителя. В 1894 году спустя месяц после кончины отца он женится на немецкой принцессе Алисе Гессенской, известной впоследствии как Александра Фёдоровна. Через два года состоялась официальная коронация, которая проходила в трауре, ведь из-за огромной давки, желающих воочию посмотреть на нового императора погибло множество народу.

    Император имел пять детей (четыре дочки и сына). Несмотря на то, что врачи обнаружили у Алексея (сына) гемофилию, его так как и отца готовили править Российской империей.

    В период правления Николая Второго Россия пребывала в стадии экономического вознесения, однако политическая ситуация внутри страны обострялась с каждым днём. Именно несостоятельность императора в роли правителя привела к внутренним волнениям. В итоге, после разгона митинга рабочих девятого января 1905 года (это событие также известно как «Кровавое воскресенье») держава запылала революционными настроениями. Состоялась революция 1905-1907 годов. Итогом этих событий становится прозвище в народе царя, которого люди окрестили Николай «Кровавый».

    В 1914 году начинается Первая Мировая война, негативным образом повлиявшая на состояние России и усугубившая и без того нестабильную политическую ситуацию. Неудачные военные операции Николая Второго приводят к тому, что в 1917 году в Петрограде начинается восстание, результатом которого было отречение царя от престола.

    В начале весны 1917 года вся царская семья была взята под арест, а позже направлена в ссылку. Расстрел всей семьи произошёл в ночь с шестнадцатого на семнадцатое июля.

    Вот основные реформы периода правления Николая Второго:

    · Управленческая: сформирована Государственная дума, а народ получил гражданские права.

    · Военная реформа, проведённая после поражения в войне с Японией.

    · Аграрная реформа: земля была закреплена за частными крестьянами, а не за общинами.

    К концу ХIХ века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консервантов после трагической гибели Александра II в 1881г. Необходим был новый цикл реформ.

    На рубеже ХIХ-ХХ веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Очередная попытка уйти от реформ посредством «маленькой победоносной войны» с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С.Ю.Витте и П.А.Столыпин, считает Н Эйдельман («Революция сверху» в России»). О реформах последнего царствования писали также А. Я Аврех («П. Я. Столыпин и судьба реформ в России»), А. П. Корелин («Россия на рубеже веков: исторические портреты»), Б. Н. Миронов («Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства») и др.

    По мнению А. П Корелина, среди реформаторов рубежа веков выдающейся фигурой является С. Ю. Витте. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста первой половины ХIХ века Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

    Витте пришлось неоднократно отстаивать свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. В 1899 и 1900 годах им были подготовлены два всеподданнейших доклада, в которых он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы расширить ее, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобретает целенаправленный характер - в течении примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов в виде займов и инвестиций, за счет внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активизации русского экспорта.

    Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 процентов всех действовавших к началу ХХ века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружении которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевому потреблению оставалось еще весьма значительным (А. П. Корелин).

    Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.

    В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в российской деревне.

    Однако вскоре Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности

    В ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными помещичьими и бюрократическими кругами Витте проиграл и вынужден был оставить пост министра финансов. Но разработанная им программа по крестьянскому вопросу сыграла немаловажную роль в процессе выработки правительством нового курса аграрной политики, предвосхитив в основных чертах последующие столыпинское законодательство.

    Витте не был по достоинству оценен своими современниками. И только после смерти величие этого непростого человека и его огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

    Во главу угла своих преобразований П. А. Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер подчеркивал главную задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству.

    Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить - упор на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом. Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного Совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.

    Так, согласно концепции А. Я. Авреха, закон «обеспечивал процесс по худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь открывал «зеленую улицу» «американскому», фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного общества».

    Б. Н. Миронов рассматривает сущность столыпинской аграрной реформы и, следовательно, сущность ее основных нормативных актов, по-иному. Он считал прусский вариант наиболее приемлемым для стабилизации социально-политической обстановки в России.

    Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон решил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен через полосных земель отдельный компактный участок - отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

    Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Необходимо, однако, заметить, что условия продаж были довольно жесткими - за просрочку платежей земли у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. Как считает Б. Н. Миронов, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом. Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н.Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был, во-первых, принять город, а во-вторых, окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия.

    Историки в основном считают, что результаты реформ Столыпина были очень далеки от ожидаемых. По мнению Б. Н. Миронова, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере - около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось.

    Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября.

    Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

    Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. из вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.

    По мнению А. Я. Авкрха, главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 17 году

    Здесь ярко проявляется основная причина неудач буржуазных реформ - попытка их проведения в рамках феодальной системы. Можно встретить утверждение, будто Столыпиными реформам просто не хватило времени для положительных результатов. Большинство учёных считают, что эти реформы по своей сущности не могли быть реализованы эффективно в той ситуации. Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

    Витте и Столыпин, разными путями вышли на политическую арену страны. И каждый по-своему решал проблему выхода из тупика. Деятельность Витте и Столыпина не была однозначной, было много просчетов и ошибок. В целом они были, несомненно, крупными государственными деятелями, людьми с большим темпераментом и храбростью, видели гораздо дальше и глубже других представителей элиты.