Фамилия екатерины 2 настоящая. Правление екатерины второй

14 февраля 1744 года произошло событие, для последующей истории России чрезвычайно важное. В Санкт-Петербург в сопровождении своей матери прибыла принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика . На 14-летнюю девушку возлагалась высокая миссия — ей предстояло стать женой наследника русского престола, нарожать мужу сыновей и тем самым упрочить правящую династию.

Придворная чехарда

Середина XVIII века в России вошла в историю как «эпоха дворцовых переворотов». В 1722 году Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому император сам мог назначать себе преемника. Этот указ сыграл злую шутку с самим Петром, который перед смертью не успел выразить свою волю.

Очевидного и безоговорочного претендента не было: сыновья Петра к тому времени умерли, а все остальные кандидаты не находили всеобщей поддержки.

Светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову удалось возвести на престол супругу Петра I Екатерину , ставшую императрицей под именем Екатерина I . Её царствование продлилось всего два года, а после её кончины на престол взошёл внук Петра Великого, сын царевича Алексея Пётр II .

Борьба за влияние на малолетнего царя кончилась тем, что несчастный подросток простудился на одной из многочисленных охот и скончался накануне собственной свадьбы.

Вельможи, перед которыми вновь встала проблема выбора монарха, отдали предпочтение вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне , дочери Ивана V , брата Петра Великого.

Анна Иоанновна не имела детей, которые могли бы законно занять русский престол, и назначила наследником своего племянника Иоанна Антоновича , которому к моменту восшествия на престол не исполнилось и полугода.

В 1741 году в России произошёл очередной переворот, в результате которого на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета .

В поисках наследника

Елизавета Петровна, 1756 год. Художник Токе Луи (1696-1772)

Перед взошедшей на престол Елизаветой Петровной, которой к тому времени было уже 32 года, сразу встал вопрос о наследнике. Российская элита не хотела повторения Смуты и стремилась к стабильности.

Проблема заключалась в том, что официально незамужняя Елизавета Петровна, так же как и Анна Иоанновна, не могла подарить империи, так сказать, естественного наследника.

У Елизаветы было много фаворитов, с одним из которых, Алексеем Разумовским , она, по одной из версий, даже вступила в тайный брак. Более того, императрица, возможно, даже родила ему детей.

Вот только в любом случае они не могли стать наследниками престола.

Поэтому Елизавета Петровна и её окружение начали искать подходящего наследника. Выбор пал на 13-летнего Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского , сына сестры Елизаветы Петровны Анны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха .

Детство у племянника Елизаветы было трудным: мать умерла от простуды, которую получила во время фейерверка в честь рождения сына. Отец воспитанию сына большого внимания не уделял, а назначенные учителя из всех педагогических методов предпочитали розги. Совсем худо мальчику стало, когда в 11 лет умер и отец и его забрали к себе дальние родственники.

При этом Карл Петер Ульрих приходился внучатым племянником Карлу XII и являлся претендентом на шведский престол.

Тем не менее русским посланникам удалось добиться переезда мальчика в Санкт-Петербург.

Что не получилось у Елизаветы и Екатерины?

Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет Георга Христофора Грота (1716-1749)

Елизавета Петровна, впервые увидевшая племянника живьём, пребывала в лёгком шоке — худой, болезненного вида, с диковатым взором подросток с трудом говорил по-французски, манерами не владел, да и вообще знаниями обременён не был.

Императрица довольно самонадеянно решила, что в России парня быстро перевоспитают. Для начала наследника перевели в православие, нарекли Петром Фёдоровичем и назначили ему педагогов. Но даром преподаватели время с Петрушей тратили — до конца дней Пётр Фёдорович так и не освоил русский язык, да и вообще был одним из самых малообразованных российских монархов.

После того как нашли наследника, нужно было подыскать ему невесту. У Елизаветы Петровны вообще были далеко идущие планы: от Петра Фёдоровича и его супруги она собиралась получить потомство, а затем самостоятельно воспитать внука с рождения, дабы он стал преемником императрицы. Однако в итоге этому плану не суждено было сбыться.

Любопытно, что Екатерина Великая впоследствии попытается осуществить аналогичный манёвр, готовя в наследники своего внука, Александра Павловича , и тоже потерпит фиаско.

Принцесса в роли Золушки

Однако вернёмся к нашему повествованию. Главной «ярмаркой царских невест» в XVIII веке была Германия. Единого государства не было, зато существовало множество княжеств и герцогств, мелких и незначительных, зато обладающих переизбытком родовитых, но бедных молодых девушек.

Рассматривая кандидатуры, Елизавета Петровна вспомнила про голштинского принца, которого в юности прочили ей в мужья. У сестры принца, Иоганны Елизаветы , подрастала дочь — София Августа Фредерика. Отцом девочки был Христиан Август Ангальт-Цербстский , представитель древнего княжеского рода. Однако к громкому имени не прилагались большие доходы, потому Христиан Август состоял на службе у прусского короля. И хотя завершил свою карьеру князь чином прусского фельдмаршала, большую часть жизни он с семьёй провёл в бедности.

Софья Августа Фредерика получила домашнее образование исключительно потому, что нанимать ей дорогостоящих наставников отцу было не по карману. Девочке приходилось даже самостоятельно штопать себе чулки, так что ни о какой избалованности принцессы и говорить не приходилось.

При этом Фике, как звали Софью Августу Фредерику дома, отличалась любознательностью, тягой к учёбе, а также к уличным играм. Фике была настоящей сорвиголовой и принимала участие в мальчишеских забавах, что не слишком радовало мать.

Царская невеста и горе-заговорщица

Новость о том, что русская императрица рассматривает Фике в качестве невесты наследника российского престола, поразила родителей девочки. Для них это было настоящим подарком судьбы. Сама Фике, обладавшая с юности острым умом, понимала, что это её шанс вырваться из бедного родительского дома в другую, блистательную и яркую жизнь.

Екатерина после приезда в Россию, портрет кисти Луи Каравака.

Немецкая принцесса на русском престоле

Из немецкого городка Штеттин и сразу в Зимний дворец - какая 15-летняя девица удостоится такой чести? Стать женой наследника могущественной империи - о чем еще может мечтать в XVIII столетии принцесса небольшого княжества?

София Августа Фредерика Ангальт-Цербская (или как называли ее домашние - Фике) по дороге в Россию задала себе два важных урока - в совершенстве овладеть русским языком, обычаями и научиться нравиться. Фике это удалось. Выдающиеся способности позволили ей 34 года занимать престол Российской империи. Впрочем, прежде чем стать Екатериной Великой немецкой принцессе пришлось несладко.

Борьба за место
В феврале 1744 года Фике прибыла в Москву, где в то время находился императорский двор. С завидной настойчивостью она взялась за изучение русского языка. 28 июня 1744 года немка приняла православие. Во время своего обращения она четко произнесла свое исповедание на хорошем русском языке, чем очень удивила присутствующих. На следующий день принцесса обручилась с великим князем Петром Федоровичем. После этого она получила титул великой княгини и новое имя - Екатерина Алексеевна.
Положение Екатерины Алексеевны было не из простых. Она оказалась в чужой стране, муж пренебрегал ею, императрица Елизавета унижала. В течение 18 лет великая княгиня вела скрытую борьбу за свое место при русском дворе.
Поэтому когда пришло время, Екатерина действовала смело и решительно.
После смерти Елизаветы 25 декабря 1761 года на престоле воцарился Петр III. Новый император повел себя не вполне адекватно (почитатель Фридриха II первым делом прекратил победоносное участие России в Семилетней войне, подписал договор, согласно которому Пруссии возвращались все ее земли), настроив против себя не только окружение.

В итоге возглавившей переворот Екатерине с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод.

Как заметил историк Василий Ключевский, она была «последней случайностью на русском престоле». Екатерина все время «твердым, хотя и неслышным, шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу». В итоге дважды незаконно захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну Павлу.
Будучи по происхождению немкой, она усвоила главное - русская императрица должна на первое место ставить интересы России и старалась не отступать от этого основополагающего правила. Обладая огромной работоспособностью, силой воли и целеустремленностью, самодержица умела в различных условиях подавлять в себе эмоциональные вспышки.
Свое правление Екатерина II начала с внутренних преобразований. Была учреждена Тайная экспедиция - высший орган политического надзора и сыска, упразднено гетманство на Украине, проведены отчуждение и передача государству монастырских земель. Екатерина II ловко раздробила сплоченный дворянский Сенат, тот навсегда потерял прежнее значение после того, как в сентябре 1763 года был подписан декрет о разделении его на шесть департаментов. В дальнейшем императрица единолично возглавляла центральный правительственный аппарат, только в отдельных случаях созывая в качестве совещательного органа Совет при высочайшем дворе, составленный из крупных сановников по ее выбору.
Также в России были введены в обращение первые ассигнации (бумажные деньги), и появились новые кредитные учреждения — Государственный банк и Ссудная казна. В том же году Екатерина II создала медицинскую комиссию и приказы общественного призрения, которые впервые стали заниматься вопросами здравоохранения. Сподвижник Екатерины II Иван Бецкой продумал и воплотил в реальность систему воспитательно-образовательных учреждений, в которую вошли пансионы, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Были открыты: училище при Академии художеств, коммерческое училище, Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге и Екатерининское училище - первые женские учебные заведения. В дальнейшем императрица продолжила реформу образования: была разработана система народных училищ для разночинного населения, которые открывались в городах, уездах и крупных селах.
После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов и подавления восстания под предводительством Пугачева начался новый этап екатерининских реформ. В 1775 году был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в 1% с капитала; избавиться от рекрутской повинности они могли, отдав 360 рублей. Императрицей был также принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Все эти мероприятия способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.
В том же году появилось «Учреждение для управления губернией Всероссийской империи». Новая губернская реформа внесла изменения в местное управление. Вместо прежних трех степеней областного управления - губерния, провинция и уезд - осталось только две - губерния и уезд. Число губерний увеличивалось с 20 до 50. Екатерина II лично выбирала на высшие административные должности известных ей людей, уже проявивших себя. Губернская реформа значительно укрепила государственную власть на местах. Созданные учреждения (губернское правление, верхний земской суд, губернский магистрат, верхняя земская расправа, приказы общественного призрения, дворянская опека, сиротский суд) выполняли обширные функции.

В 1785 году Екатерина II издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам.

Таким образом, императрица стимулировала создание в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий.
Была подготовлена и третья грамота - государственным крестьянам, но она так и не вступила в действие. Несмотря на то, что Екатерина являлась убежденной противницей крепостного права (в ее бумагах сохранились рассуждения о различных вариантах ликвидации крепостничества), сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за боязни дворцового переворота.

Золотой век
Во внешней политике государства ни один серьезный вопрос также не проходил мимо Екатерины II. «Я хочу управлять сама. И пусть знает об этом Европа!» - говорила она своему фавориту Григорию Потемкину. Екатерина имела значительный опыт в международных делах. Она владела искусством притворства, которое в XVIII веке считалось основным качеством дипломата. «Весьма ошибутся, - говорила она о себе, - кто по первоначальным приемам будет судить о делах».

Императрица считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную политику.

В 1764 году Екатерина II добилась избрания своего ставленника Станислава Понятовского на польский трон и всячески поддерживала его, оказывала помощь в борьбе с Барской конфедерацией (она была созвана для противодействия русскому влиянию в Речи Посполитой и ратовала за низложение Понятовского). Конфедерация, в свою очередь, искала поддержки у Франции и Османской империи. Воспользовавшись нападением гайдамаков на пограничное татарское село Галта, Порта по наущению Франции и рассчитывая на содействие Австрии, объявила России войну под предлогом несоблюдения ею договоров касательно Речи Посполитой.
Русско-турецкая война была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала страну искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части польской территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. Под власть империи также переходило Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале и Кинбурн.
В последующие годы происходило укрепление русских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся включением Крыма в состав России и подписанием в 1783 году Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II (трактат обеспечивал присутствие русских войск в Грузии).
В 1787 году Екатерина II, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором Иосифом II и польским королем Станиславом Понятовским, совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией (1787 - 1791 годы). Россия успешно справилась противником. Был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 годы произошли второй и третий разделы Польши, покончившие с польской государственностью.

Территория страны расширилась за счет отвоеванных земель, влияние империи выросло настолько, что, по выражению канцлера Александра Безбородко, «ни одна пушка в Европе без нашего позволения выстрелить не смела».

В состав России вошли Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, западноукраинские, белорусские и литовские земли. На востоке началось освоение и заселение русскими Аляски и Калифорнии. К России отошли Алеутские острова.
Екатерина II - тонкий психолог и прекрасный знаток людей - умело подбирала себе ярких и талантливых сподвижников. Ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. О екатерининском царствовании сложилось представление как о «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем конец правления императрицы был не столь славен. На фаворитов истрачены миллионные суммы, сказывались и результаты многочисленных войн, расходы на армию и флот возросли в два раза. Неумеренный выпуск ассигнаций привел к обесцениванию рубля. Внешний долг страны составил 41,4 миллиона рублей. Однако громадные территориальные приращения, рост промышленности, увеличение числа больниц и школ как результат успешной деятельности императрицы позволили потомкам назвать Екатерину Великой. Скончалась самодержица после апоплексического удара 6 ноября 1796 года.

Специально для Столетия

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.

Без преувеличения, самая влиятельная и известная российская императрица - Екатерина Вторая. С 1762 года по 1796 она правила могущественной империей — благодаря ее стараниям, страна процветала. Интересно, какой же была личная жизнь Екатерины Великой? Давайте узнаем.

Родилась будущая российская императрица 21 апреля 1729 года в Пруссии. При рождении она получила имя София Фредерика Огюст. Ее отец был князем городка Штеттин, в котором императрица была рождена.

Родители, к сожалению, не уделяли девочке много внимания. Они больше любили своего сына Вильгельма. Зато у Софии были теплые отношения с ее гувернанткой.

Ее императрица России часто вспоминала, взойдя на престол. Мудрая няня обучала девочку религии (лютеранство), истории, французскому и немецкому языкам. Кроме того, с детства София знала русский язык и любила музыку.

Брак с престолонаследником

На родине будущей Императрице России было очень скучно. Маленький городок, в котором она жила, был совсем не интересен девушке с большими амбициями. Но как только она выросла, мать Софии решила найти ей богатого жениха и таким образом улучшить социальное положение семьи.

Когда девушке исполнилось пятнадцать, ее пригласила с столицу Российской империи сама императрица Елизавета Петровна. Она сделала это для того, чтобы София заключила брак с наследником российского престола - великим князем Петром. Приехав в чужую страну, София заболела плевритом и чуть не умерла. Но, благодаря помощи Императрицы Елизаветы Петровны, ей вскоре удалось победить тяжелый недуг.

Сразу после выздоровления, в 1745 году, София вышла замуж за князя, стала православной и получила новое имя. Так она стала Екатериной.

Политический брак оказался для юной княгини совсем не счастливым. Муж не желал уделять ей свое время и больше любил развлекаться. Екатерина в это время, читала книги, изучала юриспруденцию и историю.

Кратко о личной жизни Екатерины Великой не расскажешь. Она полна интригующих событий. Есть информация о том, что у супруга будущей хозяйки Российской Империи была девушка на стороне. В свою очередь, Княгиня была замечена в тесном общении с Сергеем Салтыковым, Григорием Орловым… У нее было много фаворитов.

В 1754 году у Екатерины родился сын, Павел. Конечно же, придворные распускали слухи о том, что неизвестно, кто настоящий отец этого ребенка. Вскоре ребенка отдали Елизавете Петровне, чтобы та заботилась о нем. Екатерине видеться с сыном практически не давали. Разумеется, это обстоятельство ей совсем не нравилось. Тогда в голове княгини появилась мысль о том, что было бы хорошо взойти на престол самой. Тем более, что она была энергичным, интересующим человеком. Екатерина по-прежнему увлеченно читала книги, особенно на французском. Кроме того, она активно интересовалась политикой.

Вскоре родилась дочка императрицы Анна, которая умерла, будучи младенцем. Муж Екатерины детьми не интересовался, он верил в то, что они могут быть вовсе не от него.

Разумеется, княгиня пыталась разубедить в этом мужа, но на глаза ему старалась не попадаться - почти все свое время она проводила у себя в будуаре.

В 1761 году ушла в мир иной Елизавета Петровна, тогда муж Екатерины стал Императором, а сама Екатерина - императрицей. Государственные дела не сблизили пару. В политических делах Петр Третий предпочитал советоваться со своими фаворитками, а не с женой. Но Екатерина Великая мечтала о том, что однажды великой державой будет управлять именно она.

Молодая императрица всячески пыталась доказать народу, она предана ему и православной вере. Благодаря хитрости и уму, девушка добилась своей цели - народ стал поддерживать ее во всем. И однажды, когда она предложила свергнуть мужа с престола, подданные так и сделали.

Правительница Империи

Чтобы реализовать свой план, Екатерина выступила с обращением к солдатам в Измайловском полку. Она их попросила защитить ее от мужа - тирана. Тогда гвардейцы вынудили императора отречься от трона.

Вскоре, после того, как Петр отрекся от престола, его задушили. Доказательств вины Екатерины в случившемся нет, но многие открыто подозревают императрицу в этом дерзком поступке.

Кадры из фильма «Великая»

В первые годы правления Екатерина Великая пыталась всячески доказать, что она мудрый, справедливый государь. Она мечтала получить всеобщую поддержку. Кроме того, Екатерина решила уделить особое внимание внутренней политике, а не завоеваниям. Нужно было решать проблемы, которые накопились в стране. Царица с самого начала твердо знала, чего она хочет и начала активно реализовывать стоявшие перед ней политические задачи.

Личная жизнь императрицы

Екатерина Великая после смерти супруга не могла снова выйти замуж. Это могло бы негативно отразиться на ее власти. Но многие исследователи пишут о том, что у привлекательной Екатерины Алексеевны было множество фаворитов. Она дарила своим приближенным богатства, щедро раздавала почетные звания. Даже после того, как отношения заканчивались, Екатерина продолжала помогать фаворитам, обеспечивала их будущее.

Бурная личная жизнь Екатерины Великой привела к тому, что у нее были дети от своих возлюбленных. Когда Петр Третий только взошел на престол, его супруга носила под сердцем ребенка Григория Орлова. Этот малыш появился на свет в тайне от всех 11 апреля 1762 года.

Брак Екатерины на тот момент был практически полностью развален, император не стыдился появляться со своими девушками прилюдно. Ребенка Екатерина отдала на воспитание своему камергеру Василию Шкурину и его супруге. Но когда императрица взошла на престол, ребенка вернули во дворец.

Екатерина и Григорий заботились о своем сыне, которого назвали Алексей. И Орлов даже решил с помощью этого ребенка стать мужем императрицы. Екатерина долго размышляла над предложением Григория, но государство было ей дороже. Замуж она так и не вышла.

Кадры из фильма «Великая»

Читать о личной жизни Екатерины Великой действительно интересно. Когда сын Екатерины и Григория Орлова вырос, он отправился за границу. Юноша пробыл за рубежом около десяти лет, а когда вернулся, поселился в имении, подаренном великой императрицей.

Фавориты императрицы сумели стать выдающими политиками. Например, в 1764 году ее возлюбленный Станислав Понятовский стал королем Польши. Но на государственную политику России повлиять никто из мужчин не мог. Этими делами императрица предпочитала заниматься сама. Исключением из этого правила стал Григорий Потемкин, которого императрица очень любила. Говорят, что в 1774 году между ними был заключен брак, в тайне от всех.

Государственным делам Екатерина посвящала практически все свободное время. Она много работала над тем, чтобы убрать из своей речи акцент, с удовольствием читала книги о русской культуре, внимала обычаям и конечно, внимательно изучала исторические труды.

Екатерина Великая была очень образованным правителем. Границы страны, во время ее царствования увеличились к югу и западу. В юго-восточной части Европы, Российская Империя стала настоящим лидером. Неслучайно про императрицу Екатерину Великую и ее личную жизнь сейчас снимают много фильмов и сериалов.

Благодаря многочисленным победам, страна раскинулась до черноморского побережья. В 1768 году правительство Империи впервые начало выпускать бумажные деньги.

Занималась императрица не только своим образованием. Она также много делала для того, чтобы мужчины и женщины в стране могли учиться. Кроме того, императрица провела много реформ образования, перенимая опыт других стран. Школы были открыты также в российских провинциях.

Долгое время императрица Екатерина Великая правила страной единолично, опровергнув теорию о том, что женщины не могут занимать важные политические посты.

Когда пришло время передавать власть в руки сына Павла, он не захотела этого делать. С Павлом у императрицы были натянутые отношения. Она решила вместо этого сделать престолонаследником внука Александра. Екатерина с детства готовила ребенка к восхождению на престол, и следила за тем, чтобы он много времени уделял учебе. Кроме того, она нашла своему любимому внуку жену, чтобы он мог стать императором, не достигнув совершеннолетнего возраста.

Но после смерти Екатерины, престол все же занял ее сын Павел. Он правил после Екатерины Великой в течении пяти лет.

21 апреля (2 мая) 1729 г. в немецком городе Штеттин (ныне Щецин, Польша) родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица Екатерина II .

В 1785 г. Екатериной II были изданы знаменитые зако нодательные акты - Жалованные грамоты городам и дворянству . Для русского дворянства екатерининский документ означал юридическое закрепление почти всех имевшихся у дворян прав и привилегий, в том числе освобождение от обязательной государственной службы. Грамота городам установила новые выборные городские учреждения, расширила круг избирателей и закрепила основы самоуправления.

В 1773 г. по указу Екатерины II в Петербурге для подготовки специалистов металлообрабатывающих производств было основано первое в России и второе в мире высшее техническое учебное заведение - Горное училище . В 1781 г. было положено начало созданию общегосударственной системы народного образования России - создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последующие годы императрица также продолжала разрабатывать планы серьёзных преобразований в области просвещения. В 1783 г. был издан указ Екатерины II «О вольных типографиях» , разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. В 1795 г. Высочайшим повелением Екатерина Великая одобрила проект постройки в Петербурге здания первой публичной библиотеки .

За время своего правления русская императрица провела две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), в результате которых Россия окончательно закрепилась на Чёрном море . Возглавив союз с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала в трёх разделах Польши . В 1795 г. императрицей был издан манифест о присоединении Курляндии «на вечные времена к Российской империи».

Эпоха императрицы Екатерины Великой отмечена появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников. Среди них особое место занимали генерал-адъютант И. И. Шувалов ; граф П. А. Румянцев-Задунайский ; адмирал В. Я. Чичагов ; генералиссимус А. В. Суворов ; генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин ; просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков ; историк, археолог, художник, писатель, коллекционер А. Н. Оленин , президент Российской Академии Е. Р. Дашкова .

Утром 6 (17) ноября 1796 г. Екатерина II скончалась и была похоронена в усыпальнице Петропавловского собора. Спустя 77 лет после смерти Екатерины в Петербурге на Александринской площади (ныне площадь Островского) был торжественно открыт памятник великой императрице.

Лит.: Брикнер А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885; Грот Я. К. Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия. 1875. Т. 1. № 2. С. 110-125; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Grot_DNR_75_2.htm ; Екатерина II. Её жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей. М., 1910; Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744-1745 годы // Сборник Российского исторического общества. 1871. Т. 7. С. 7-67; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/IoannaSRIO71.htm ; Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. М., 1993; Рассказы А. М. Тургенева об императрице Екатерине II // Русская старина. 1897. Т. 89. № 1. С. 171-176; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Turgenev897.htm ; Тарле Е. В. Екатерина Вторая и её дипломатия. Ч. 1-2. М., 1945.

См. также в Президентской библиотеке:

Екатерина II (1729–1796) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция.