Государственный строй древнего рима в период домината, реформы диоклетиана. Римский доминат

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III.-в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату, налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как " рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византий, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей , и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора , сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.


В правление Диоклетиана проводятсяреформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

  1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;
  2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;
  3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества . Все должности делились на три категории:

  1. придворные;
  2. гражданские;
  3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре , который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие .

20. реформы Диоклетиана и Константина

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия - период домината (от «доминус» - господин).

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств , руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить раньше всего два: государственный совет при императоре - орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики и ведомство финансовое . Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

Многое принадлежит здесь странам греческого мира: земельные описи и описи имущества , получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей ; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части - Западную , со столицей в Риме, и Восточную , с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу .

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

Административная реформа Диоклетиана - сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен «солдатских императоров», предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря . Через год цезарь был объявлен Августом , с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана . Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) «О беглых колонах» 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной . В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике . В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями , существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году , - государственной религией . Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

21. Источники права древнейшего периода . Огромную роль - в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них; коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию! формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей.

Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.

Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI-XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода.

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Другим важным источником квиритского (цивильного права были законы. С предложением о принятии нового закона в народном собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме,

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от peлигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и начал светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.

Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необхо­димым фактический отказ в повседневной правовой практи­ке от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы:

""преторское право" и "право народов". Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме воз­никла сложная (по сути дела - тройная) система источни­ков права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировав отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при изданий эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международ­ным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Фор­мально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в пер вые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоя­тельная законодательная власть императоров. Первоначаль­но императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных со­браний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, со­гласно которому римский народ передал свою законодатель­ную власть императорам. К этому времени законодатель­ство императоров превращается в важнейший источник права.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты - общие положения, основанные на влас­ти "империум", а поэтому юридически обязательные толь­ко при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты - ответы или советы императора от-/цельным лицам или магистратам, запрашивающим консуль­тации по правовым вопросам.

3) Декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоя­тельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты - инструкции, адресованные правите­лям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые при­менялись и к перегринам.

22. Истории создания законов 12 таблиц

История создания Законов XII таблиц
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.
От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским".
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков. Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.
Римский плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля (ager publicus), которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.
К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.
Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.
Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.
Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античной историографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, как это видно из ранее сказанного, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов XII таблиц.
Этот древнейший из сохранившихся сборников римских законов. Восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов. Согласно традиции, законодательство XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность языка и характер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает эту датировку. Для источниковедческой характеристики XII таблиц необходимо учесть зафиксированные в них пережитки первобытности, а также нормы, восходящие к законодательству рексов, что может быть определено только с помощью сопоставлений с сообщениями античных писателей. Так, предание смерти за нарушение верности клиентских отношений, как и разрешение убивать детей-уродцев, определяется Дионисием Галикарнасским как установления Ромула. Почетное положение жриц Весты, согласно Плутарху, учреждено Нумой. Закон об эмансипации сына после трехкратной продажи его отцом Дионисий относит к незапамятным временам, т.е. к началу царской эпохи. Необходимая квота в пять свидетелей упоминается Дионисием применительно ко времени Ромула.
Следует обратить внимание на то, что Законы XII таблиц почти не называют плебеев. В этом проявляется основа памятника, т.е. обычное право римской общины. Но оно уже приспособлено к новым социальным условиям, так как учитывает патрициев и плебеев, свободных и зависимых, богатых и бедных. Таким образом Законы XII таблиц рисуют сложный состав римской общины начала Республики, разные формы собственности, которые в ней существовали.
Свое название Законы XII таблиц получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.

Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

империя – форма государственного устройства со всей полнотой власти правителя (империумом);

принципат – первая стадия существования Римской империи, когда формально сохранялись все республиканские институты, а император стоял первым в списке сенаторов (был принцепсом);

доминат – вторая стадия существования империи, при которой власть императора приобрела божественный характер и многие другие черты восточной деспотии;

христианство – монотеистическая религия, последователи которой верят в пришествие на землю сына Господа в виде богочеловека, его убийство и воскрешение, а также ждут его возвращения в конце времён для последней битвы с Сатаной (олицетворением зла) и установления Божественного царства на земле.

2. Охарактеризуйте значение римских завоеваний для покорённых народом. Можно ли дать им однозначную оценку?

Можно однозначно сказать, что римское завоевание стало переломным моментом истории покорённых народов. Положительное оно оказало воздействие или отрицательно, сказать не возможно, потому что мы не можем знать, что было бы с этими народами без данного завоевания. Тем не менее воздействие завоевания условно можно разделить на отрицательное и положительное.

Факторы положительного воздействия:

Прекратились постоянный войны между эллинистическими государствами и варварскими племенами, за исключением периодов гражданских войн, внутри империи царил мир;

Варварские народы приобщились к цивилизации именно благодаря римлянам;

Многие народы долгие века после падения империи пользовались римскими дорогами, амфитеатрами, домами и т.д, не в силах построить что-либо более качественнее;

Эллинистические цивилизации ещё больше сплотились, что привело к продолжению обмена достижениями культуры;

Римское право долгое время оставалось эталоном для наследников империи;

Внутри империи были созданы хорошие условия для торговли, особенно в эпоху принципата.

Факторы отрицательного воздействия:

Само завоевание порой приводило к большим жертвам, как и подавление восстаний;

Традиционные культуры галлов, кельтиберов и некоторых других народов серьёзно пострадали или были уничтожены;

Германцы, которые какое-то время были под римской властью, а потом её свергли, милитаризировались именно в борьбе с римлянами;

Каждый из народов потерял способность к самостоятельной обороне, потому попал под власть новых варваров вместе со всей империей.

Факторы нейтральные, однако ключевые для дальнейшего развития:

Единство империи во многом способствовало распространению христианства по всей её территории;

Средневековая Европа состояла из королевств, а титул короля пришёл именно из Римской империи, Византия же просто была непокорённой Восточной Римской империей.

3. Какими художественными средствами были реализована идея величия и могущества Римской империи? Можете ли вы привести примеры использования подобных средств в Новейшей истории?

Величие и могущество было показано через грандиозные постройки, вроде храмов (например, Пантеон), дворцов (например, дворец Нерона) и общественных зданий (например цирк Флавиев (Колизей) на месте разрушенного дворца Нерона). Также существовали и специальные постройки, единственной задачей которых было прославление побед: триумфальные арки и колонны (например, колонна Трояна) и т. д.

В наше время также величие часто показывают через архитектуру. И сегодня строят величественные храмы, хотя больший упор делают на стадионы и другие общественные здания (прославляют страну Оперный театр в Сиднее, отель Бурдж-Халифа в Дубаи и др.).

Величие империи подчёркивали и развлечения римлян. На крупных играх выступали не только гладиаторы, но и животные, свезённые со всей империи. В наше время телевидения экзотическими животными сложно удивить, но их заменяют выставки технических достижений, которых в римское время было куда меньше.

Наконец, величие империи вошло в само мировоззрение римлян. Римский мир по умолчанию считался лучшим и самым цивилизованным местом в мире. Сегодня в западном мире происходит то же самое. Обычный американец или француз просто по умолчанию знает, что живёт лучше, чем человек в Сомали или Уругвае.

4. Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи? Какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?

Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.

Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.

Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);

Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.

Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.

Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.

В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.

Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.

5. Какие элементы феодальных отношений зарождались в поздней Римской империи?

Элементы:

Торговые связи ослабевали, господствовало натуральное хозяйство, особенно в западной части империи;

В связи с этим большая часть налогов стала собираться в натуральном, а не в денежном виде, в таком же виде часто выдавали жалование;

Большинство городов пришло в упадок, оттуда начался отток населения;

Крупные землевладельцы стали сдавать свои земли в аренду полузависимым колонам, которые взамен отдавали им часть урожая;

Профессии в большинстве своём стали наследственными (что Диоклетиан закрепил законодательно);

Большое влияние на политику приобрела христианская церковь;

Светская власть активно вмешивалась в церковные споры, в частности, преследовала еретиков.

6. По карте (с. 106) определите, где прошла граница, разделяющая Римскую империю па Западную и Восточную, Какие последствия это имело для развития античного мира?

Граница прошла строго с севера на юг, образовав на карте вертикальную черту чуть восточнее самой восточной оконечности Апеннинского полуострова. Таким образом она пролегла по западной части Балканского полуострова, далее по Средиземному морю и по пустыне, разделяющей Египет и провинцию Африка (западную часть Северной Африки).

Результатом этого раздела стала различная историческая судьба римских владений. Европейская часть Западной Римской империи была заселена варварами и вместе с землями германцев составила Средневековую Западную Европу. Восточная Римская империя, включившая отвоёванную у варваров при Юстиниане провинцию Африка продолжала существовать, хоть и трансформировалась под влиянием христианства. В нашей историографии она получила название Византии. Позже большая её часть была завоёвана арабами и стала частью мусульманского мира.

7. Используя карту, определите одну из причин упадка Западной Римской империи. Какие ещё факторы привели к падению империи? Было ли оно неизбежным?

Граница Восточной Римской империи была лучше защищена от варваров Чёрным морем, Балканскими и Кавказскими горами, что видно на карте, в то время как граница Западной империи протянулась в основном по равнинам, защищённая только рекам, на реках были броды, в особенно холодные зимы они покрывались настолько толстым людом, что конница пересекала их в любом месте;

Восточная империя была экономически стабильнее, потому что туда вошли земли древних цивилизаций и эллинистических царств и дававшими большие урожаи землями и крупными городами, продолжавшими получать большие прибыли от торговли;

В последние десятилетия перед падением Западной Римской империи там наблюдался кризис власти, на престоле часто сменяли друг друга императоры, многие из которых были малолетними, другие избавлялись от самых талантливых полководцев (боясь их претензий на престол) и больше обращали внимание на борьбу за власть, чем на борьбу с варварами;

В этот же период власть восточных императоров была относительно стабильной, каждый из них оставался на престоле долгое время и уделял много внимания внешней политике.

Как можно видеть из этого списка, к падению Западной и выживанию Восточной империи привели как объективные, так и субъективные факторы. Потому скорее всего, подобное развитие событий не было неизбежным – к нему во многом привели конкретные события политической жизни.

1. В чём отличие империи от республики? Обоснуйте неизбежность установления империи в Риме.

Установление империи стало неизбежным, как только у армии появились собственные политические интересы, состоящие в выдвижении на первые роли в государстве угодного ей полководца. Противостоять легионам не мог никто, кроме других легионов, а сражение частей армии, как и большинство войн, рано или поздно заканчивается победой одной из сторон. Потому только наделение значительной части граждан землёй и возвращение армии в состояние ополчение граждан могло сохранить республику.

Империя отличалась от республики единоличностью власти. Правитель стал единым, так же, как един командир в армии, которая возвела своего императора на престол. Соответственно, исчезла открытая политическая борьба и сопровождавшие её беспорядки, доходившие часто до настоящих боёв на улицах столицы. Провинции разделялись на сенатские и имперские, доходы с имперских сенат не контролировал. В число сенатских вошли только провинции, в которых не стояли войска. Теперь формально все легионы возглавлял один человек – император, полководцы на местах считались только его легатами. Главное, именно от имени императора награждали легионеров отличившихся и отслуживших положенный срок. Для этого появилась хорошо отлаженная система. Потому теперь солдаты связывали благополучие с императором, а не со своим непосредственным полководцем. Кроме того, легионами управляли молодые политики. Они занимали эту должность короткий срок (обычно год), после чего продолжали карьеру в столице. Легионеры не успевали привыкать к своим начальникам, а те не были заинтересованы в мятежах против императора, ведь мятеж мог оказаться и неудачным, а перспективы в случае лояльности открывались перед ними радужные.

При всё этом в империи эпохи принципата сохранились все атрибуты республики. Решения государственной важности принимались от имени сената, продолжали избираться консулы, преторы и т.д. (только избирал их уже не народ, а сенат, где первым высказывал своё мнение император). Народное собрание лишилось прав выборов должностных лиц и суда, но по-прежнему считало себя значимым. С этой значимостью соглашались и императоры и именно поэтому устраивали для плебса раздачи хлеба и зрелища.

2. Почему философия стоиков была популярна в Римской империи?

Философия стоиков учила принимать жизненные обстоятельства стойко. Это хорошо отвечало условиям римской империи, где с одной стороны жизнь была в целом устроена, с другой, воля императора неожиданно могла её сломать. Кроме того, эта философия на мировоззренческие проблемы давала ответы, которые позволяли не заботиться об этих проблемах прямо сейчас. Это было актуально после веков философских и религиозных споров о предметах, которые человек всё равно не может проверить.

Христианство – это однажды возникшая система взглядов и ответов на вечные вопросы, которая влияет на нашу жизнь до сих пор. Однако хронологически оно в понятие осевого времени не вписывается. Произошло это, видимо, потому, что христианство Карлом Ясперсом и последующими разработчиками концепции воспринималось как синтез иудаизма и античной культуры, из которых обе являются продуктом данного периода.

4. Чем отличалось античное понимание места человека в обществе и государстве от христианского?

В античности человек воспринимал себя как часть коллектива, прежде всего, гражданской общины. Христианстве делает акцент на индивидуальности. Место человека в церкви важно, но по пути спасения он идёт только сам и только сам отвечает за свои поступки и даже мысли. Между тем в высших слоях общества уже в античности многие воспринимали себя как отдельных личностей. Именно на этом основании они стремились к личному политическом успеху, господству и т.д.

5. Какие римские правовые нормы действуют в современном нраве? В какой мере римское наследие явилось основой европейской цивилизации?

Основой последующих правовых систем стало следующее:

Уважение к закону, который выше индивидуальной воли человека;

Привычка разрешать конфликты в суде с состязательностью сторон;

Состязание в суде не истца и ответчика, а их представителей – квалифицированных юристов;

Разделение права на многочисленные аспекты: имущественного, семейного и т.д.

Чёткое понятие собственности.

Основой последующей правовой системы стали в большей мере императорские кодексы законов, самый известный из которых составил Юстиниан I. Но они выпускались во многом, чтобы перебороть сложившуюся традицию проведения судов. К концу империи стороны состязались, в основном приводя в пример решения известных предшествовавших юристов, мнения которых считались авторитетными. Соответственно, каждая из сторон пыталась доказать или опровергнуть то, что конкретный их случай соответствует делу, разрешённому тем или иным юристом. Противоположная сторона искала контраргументы в решениях других юристов и т. д. На поиски всех этих примеров требовалось время. Потому процессы очень затягивались. Кодексы императоров, включая кодекс Юстиниана, призваны были разрушить эту практику. После их выхода обращаться можно было только к последнему из кодексов. Потому современной судебное система унаследовала многие принципы римского права, перечисленные выше, но само проведения судов, принцип вынесения решения со временем существенно изменился.

Повторение и обобщение

2. Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений Древнего мира и обоснуйте свой выбор.

1) Цивилизация. Переход от первобытности к государству, то есть к цивилизации, создал историю как таковую, значительно ускорил развитие человечества (а значит и улучшение его жизни, заложил первые предпосылки ускорения этого развития гораздо позже, в эпоху индустриального и постиндустриального общества.

2) Письменность. Развитие человечества – это накопление знаний. С определённого момента оно стало бы не возможным без письменности. Но кроме того, системы письма в корне изменили характер государственной власти и облик человеческого общества.

3) Деспотия как форма правления. Восточные деспотии были примечательны своей стабильностью. Сочетание обожествления правителя (или чего-то близкого к обожествлению) с пышностью двора (для того, чтобы поддержать образ небожителя) и обширным бюрократическим аппаратом появлялось в истории много раз и не только на востоке. Они заметны и в Римской империи эпохи домината, и в абсолютных монархиях Нового времени и т.д.

4) Республика как форма правления (как демократическая, так и олигархическая). Государства с выборностью власти периодически появлялись в Средневековье, в Новое время стали эталоном для борцов за свободу и сегодня именно они преобладают в мире (одна из таких стран – наша).

5) Наука как подход к изучению мира и фактор, формирующий мировоззрение. Сегодня мы знаем мир именно с научной точки зрения. И хотя научный подход претерпел большие изменения в Новое время (стал больше основываться на эксперименте), но его основы были заложены в античности. Это и формулировка утверждений на основе логических рассуждений, и построение на основе эмпирических наблюдений теорий, которые позволяют задавать новые вопросы, и, главное – исследование ради научного интереса, при котором практическое применение является только второй и не всегда обязательной стадией.

3. Проведите исследование на тему «Античные сюжеты и архитектурные формы в искусстве последующих эпох» (на примере живописи, скульптуры или архитектуры).

Христианство зародилось именно в античности и многое взяло из наследия предыдущих эпох. Потому многие исключительно христианские мотивы на самом деле были разработаны раньше. Пример – пастух, который несёт на плечах овцу. Многие века пастырь трактуется как Христос, а овца – как грешник (заблудшая овца), которую несут обратно в стадо (церковь). Силуэт фигуры также образует крест, что придаёт ему дополнительную значимость. Но на самом деле изображающие этот сюжет статуэтки встречается и в более ранние века, ещё до Рождества Христова.

Всё же, большинство античных сюжетов – мифологические. В Средние века они были не просто забыты, а специально искоренялись. Но в эпоху Возрождения вновь пришли в искусство, во многом благодаря масштабным раскопкам в Италии. И каждые новые масштабные археологические работы вызывали новый всплеск этого интереса. Так волну ажиотажа вызвали масштабные работы в Помпеях.

Художники эпохи Возрождения именно у античных мастеров учились анатомически правильному показу тела. Вместе с этим перенимали и античные сюжеты. На их картинах снова появились Геркулес, Венера, фавны, музы и другие гости из далёких времён и другой культуры. Они перекочевали и в искусство остального Нового времени. Часто греческие и римские боги выступали как аллегорические символы. Новые аллегории также исполняли в античном духе. Так в XVII веке стало популярно изображение материков (частей света), при этом на картине мы видим не карту, а женщин, очень похожих на античных богинь.

С архитектурой произошла похожая история. В Средневековье от античного наследия почти ничего не осталось. Можно упомянуть, пожалуй, только колонны, но не с внешней стороны знания, а в основном внутри него. В Высоком Средневековье вспомнили также арку. Но и колонны, и арки были выполнены в новых стилях и совсем не походили на античные.

Ситуация изменилась в Новое время, когда и в архитектуре к античному наследию стали обращаться всё больше. В итоге классицизм пытался почти полностью скопировать греческие и римские здания: почти каждый дом снабжался портиком с колоннами и тому подобными элементами.

В XIX веке античное наследие постепенно начинает уходить и из архитектуры, и из остального искусства. Реализм объявлял его слишком оторванным от жизни и стремился максимально точно изобразить современность, а не следовать древним образцам. Новые материалы и новые типы зданий с неизвестными ранее назначениями продиктовали новые архитектурные решения при их строительстве. Сегодня античное наследию окончательно стало уделом лишь истории. Но его влияние на развитие культуры сложно переоценить, причём оказывалось оно на протяжении многих веков после падения и Западной, и даже Восточной Римских империй.

4. Создайте проект электронной энциклопедии «Происхождение мира и человека в мифологии народов Древнего мира».

Предполагаемый план энциклопедии:

1. месопотамские космогонические мифы –

а) более поздний и понятный миф под условным названием Энума элиш,

б) более ранний и туманный миф о Энки и Нинхурсаг;

2. египетские космогонические мифы –

а) версия жречества Иуну (в греческом произношении – Гелиополя),

б) версия жречества Шедета (в греческом произношении – Гермополя),

в) версия жречества Мемфиса;

3. античная мифология –

а) сотворение богов и мира в «Теогонии» Гесиода,

б) римские изменения этого мифа в изложении Овидия,

в) версии возникновения мира из одного из четырёх элементов в трудах греческих натурфилософов,

г) орфический миф о Зевсе, поглотившем мир и снова родившем его из себя;

4. китайский миф о хаосе (хунь дунь), например, по версии трактата «Хуайнань-цзы»;

5. Гимны о сотворении мира в Х книге Ригведы (Индия);

6. Сотворение мира по версии зороастризма (иранская мифология);

7. Библейская версия о 7 днях творения.

5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее значительной, с вашей точки зрения, личности Древнего мира.

Завоевания Александра Македонского – не просто уничтожение Персидской империи, но и удивительный поворот в истории, синтез казалось бы не совместимых начал в новой цивилизации. Потому именно он наиболее достоин звания такой личности.

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – М.: МГУ, 1993;

Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, 1994;

Шахермайр, Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984;

Фуллер, Дж. Ф.Ч. Военное искусство Александра Великого. – Смоленск: Русич, 2006;

Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского. – Казань: Изд-во КГУ, 1976.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена па античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность» (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура).

Европейское искусство во многом основано на античном. Это не только мифологические сюжеты на картинах Нового времени и дома, похожие на греческие храмы. Это и анатомически верный показ тела, передача движения в застывших образах, передача эмоций на лицах, чем так славился эллинизм.

Большая часть государств сегодня – республики. Политическая мысль нашего времени также развилась на основе античного наследия. Правда, очень часто прежние названия сильно изменили свою суть. Так сегодня нет такой социальной категории как плебеи (слово осталось только как метафора), а плебисцит – реальность политической жизни.

Похожие вещи произошли с правом. Собственно римские суды с поиском примеров из практики известных юристов или решение дела исключительно исходя из репутации истца и ответчика мало напоминают современную ситуацию. Но мы унаследовали многие античные принципы, такие как сотязательность сторон, причём не их самих, а их представителей из числа профессиональных юристов, суд присяжных, в котором решают исход дела случайно выбранные люди, что усложняет их подкуп и т. д.

Цивилизация наших дней действительно во многом базируется на античности. Но главное, что оставила нам та эпоха – это наука. Именно наука создала те технические достижения, которые окружают нас повсюду. Конечно, учёные Древней Греции не помышляли ни о микробиологии, ни о нанотехнологии. Но они создали сам научный подход – сомнения на основе логики в каждом утверждении и стремление к знаниям ради интереса, ради самих знаний – практическое их применение становиться не единственной целью.

Индустриализация привела к разделу мира между европейскими державами. Освободиться от колониальной зависимости подвластным народом удалось, только переняв многое из Европы. Потому европейский образ мысли, европейские политические и иные институты действительно распространились по всему миру, а значит распространилось и античное наследие, как их органическая часть.

С процитированным выше утверждением, безусловно, стоит согласиться.

Историю Древнего Рима невозможно представить без великой Римской империи, для которой был характерен государственный строй принципата и домината. Последний был отмечен установлением абсолютной монархии, при которой все решения императора не подвергались критике и признавались неукоснительными законами.

Доминат в Древнем Риме

Доминат представляет собой форму правления, сменившую собой принципат. Его главная особенность - установление абсолютной монархии в период с III по V века н. э.

Доминат был утвержден с приходом к власти императора Диоклетиана, правившего Римской империей с 284 по 305 годы.

Во всемирной истории период домината часто называют «поздней империей» или «поздней античностью». Сам термин «доминат» получил широкое распространение благодаря обычному для той эпохи обращению к императору - «dominus et deus», что переводится как «господин и бог».

Взойдя на престол, император Диоклетиан приложил все усилия, чтобы в Риме воцарилась безграничная монархия. Его стараниями в государстве быстро исчезли учреждения старого образца, а управление империей велось несколькими влиятельными инстанциями.

Рис. 1. Император Диоклетиан.

В период царствования Диоклетиана важную роль играли следующие организации:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Государственный совет. На его заседаниях обсуждались основные политические вопросы, подготавливались законопроекты.
  • Финансовое ведомство.
  • Военное ведомство.

Во главе этих учреждений стояли генералы, назначенные лично императором, и находившиеся в полном его подчинении.

При Диоклетиане чиновники были выделены в особый класс. Они выгодно выделялись на фоне прочего населения: у них была своя форма, различные привилегии, пожизненная пенсия по завершению службы.

Реформы Диоклетиана

Будучи сыном вольноотпущенника, Диоклетиан смог добиться безграничной власти в Римской империи, и оказать существенное влияние на ее политическую и экономическую жизнь.

К наиболее важным реформам Диоклетиана относят:

  • Разделение контроля и власти между четырьмя правителями, а также условный раздел государства на две части - западную и восточную. Каждой частью правил наместник императора - август. Августы, в свою очередь, имели право выбирать себе помощников-соправителей, которым присваивался титул цезаря.

В переводе «тетрархия» означает «правление четырех». Все соправители считались членами единой императорской семьи, но полностью вся власть принадлежала лишь императору.

  • Увеличение армии на одну треть и разделение ее на две части: одна часть располагалась на границах римской державы, в то время как другая, подвижная часть, курировала все государство и обеспечивала его безопасность.

Рис. 2. Армия Римской империи.

  • Введение единого прямого налога, который выплачивался в натуральном виде.
  • Установление максимальных размеров оплаты для различных специальностей и максимальной стоимости на самые продаваемые товары: рожь, пшеницу, мак и др.
  • Введение полноценной золотой монеты как способ устранения в обиходе порченых денег.

. Всего получено оценок: 170.

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством.

Старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов приводит к падению республики в Риме и началу периода империи.

Период империи делят на два этапа:

Принципат – 1 в.до н.э. – 3 в.н.э. – сохраняется видимость собрания, сената и магистратуры, но реальная власть в руках императора – принцепса (первый сенатор).

Доминат. 3 – 5 в.в. – в конце 3 в. с приходом к власти Диоклетиана в Риме устанавливается неограниченная монархия. Сенат превращается в городской совет, а магистраты – в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо принцепса вводится титул доминус – владыка, внешние признаки – корона, пышный церимониал. Император – единственный источник права, сам абсолютно не связанный законом. Жители – подданные. Гос аппарат приобретает централизованный характер, чиновники назначаются или утверждаются императором на 1 год. Должности делятся на придворные, гражданские и военные. Складывается иерархия чинов.

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г оформляются в самостоятельные государства, связанные одной правящей династией; выпускаются новые золотые и серебряные монеты; натуральное налогообложение заменяется денежным; вводится рекрутский набор в армию; Рим выделяется в отдельную провинцию.

Режим власти стали называть доминатом от латинского слова dominus - господин. Императора обожествляли, как восточных владык. Был осуществлен целый ряд реформ - административная, государственная, муниципальная, военная, судопроизводства, финансовая. Была создана Табель о рангах. Все чиновники делились на множество разрядов, каждому из них соответствовал определенный социальный статус, оплата, форма обращения. Произошли существенные изменения в экономической жизни. Начался процесс прикрепления крестьян к земле, появился колонат. Колоны получали в аренду участок земли, их вносили в ценз и приписывали к определенному месту, имению или общине. Получили распространение большие богатые владения с укреплениями, подобными замкам, принадлежавшие крупным земельным собственникам -магнатам. Это пробивались первые ростки будущих феодальных отношений. С конца III в. набирает силу разделение Востока и Запада империи. Константин I Великий перенес столицу на Восток, основав второй Рим - Константинополь. Окончательный распад империи в 395 г. был воспринят всеми как событие, абсолютно естественное и неизбежное. Правление Диоклетиана и Константина стало лишь передышкой перед надвигающейся катастрофой. Гибель империи была только отодвинута, но распад поразил общество, которое уже нельзя было излечить. Вторая половина IV в. и V в. принесли Западной Римской империи тяжелейшие испытания. Она беспрерывно подвергалась нападению варваров - готов, вандалов и других германских племен, гуннов. В V в. на ее территории возникли первые варварские королевства бургундов, вандалов, свевов, франков. В 476 г. варварским вождем был низложен последний римский император юный Ромул Августул, по иронии судьбы носивший имена основателя Рима Ромула и основателя империи Августа. Можно ли заключить, что Западная Римская империя была «убита» варварами? Скорее всего, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Варвары лишь помогли империи умереть естественной смертью, предопределенной распадом системы, основанной на рабстве, разложением государственных и социальных институтов, ослаблением центральной власти и нарушением связей между провинциями. Люди утратили желание трудиться и созидать, гордиться своим отечеством и званием римского гражданина. Христианство, возникшее в недрах империи, сначала подтачивало религиозное и духовное единство империи, основывавшееся на римском язычестве. Оно заставляло римлян относиться с осуждением к римской истории, которую представляло как череду непрекращавшихся злодеяний. А затем церковь вступила в борьбу с императорской властью за политическое господство. Трагическая гибель Рима показала, что народ, утративший нравственные ориентиры, питавшиеся его древними устоями и патриотизмом, духовно слабеет и никакое войско уже не способно его защитить.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 6.Поздняя римская империя. Доминат.:

  1. 4. Поздняя римская империя и варварский мир. Падение западной римской империи.
  2. 62. Кризис Римской империи в III в. и Установление системы домината. Империя в IV в.: социально-политическое и экономическое развитие.
  3. 54. Религиозная жизнь в эпоху поздней Римской империи. Деятельность Аврелия Августина.
  4. 55. Распад единой Римской империи и гибель Западной Римской Империи.
  5. 4.Кризис в Западной Римской империи в III-V вв. и возникновение протофеодальных отношений. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.