Интерактивные методы для взрослых. Активные и интерактивные методы на уроках

1

Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

учебно-познавательный процесс

коммуникативная среда

методы обучения

активизация учебно-познавательной деятельности

интерактивные формы занятий

активные

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. .

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

Интерактивные методы обучения
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.


При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

В педагогике различают несколько моделей обучения:


  1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Необходимо помнить :
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа; проектная работа, ролевые игры; работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Преподаватель ведет студентов к самостоятельному поиску. Его активность уступает место активности студентов, основной задачей становится создание условий для инициативы учащихся. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.


Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:

  • организация тематических занятий

  • организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

  • формирование портфолио студента

  • организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

  • для создания образовательных ресурсов:

    • кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);

    • тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:


      • интерактивная экскурсия

      • кейс-технологии

      • видеоконференции

      • круглый стол

      • мозговой штурм

      • дебаты

      • фокус-группа

      • деловые и ролевые игры

      • тренинги.

Принципы работы на интерактивном занятии:
1. Занятие – не лекция, а общая работа.

2. Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

3. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта.

4. Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

5. Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

6. Все, сказанное на занятии, не руководство к действию, а информация к размышлению.


Предполагаемые результаты:

  • повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора;

  • Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);

  • Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них);

  • Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Алгоритм проведения интерактивного занятия.


  1. Подготовка занятия

2. Вступление:
2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

3.1. пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)

3.2. сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами.

Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами.

Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации


3.3. интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций. Четыре этапа интерактивного позиционирования –

  • выяснение набора позиций аудитории,

  • осмысление общего для этих позиций содержания,

  • переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

  • формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4. Выводы (рефлексия)

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:


  • Быть активным.

  • Уважать мнение участников.

  • Быть доброжелательным.

  • Быть пунктуальным, ответственным.

  • Не перебивать.

  • Быть открытым для взаимодействия.

  • Быть заинтересованным.

  • Стремится найти истину.

  • Придерживаться регламента.

  • Креативность.

  • Уважать правила работы в группе.

Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».


Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели). В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

«игры-ледоколы» (ice - breaker) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

«игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

«2 правды, 1 ложь»

«Снежный ком»

«Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

«Космическая скорость»

Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.

«Сказка»

Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

Что вы чувствовали и почему?

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?


При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

Участники занятия, выбор темы:

Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

Временные рамки проведения занятия.

Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

Заинтересованность группы в данном занятии.

Перечень необходимых условий:

Цель занятия.

Раздаточные материалы.

Техническое оборудование.

Участники.

Основные вопросы, их последовательность.

Практические примеры из жизни.

Что должно быть в каждом занятии:

Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

Перспектива реализации полученных знаний.

Практический блок.

Раздаточные материалы:

Программа занятия.

Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

Структурируйте материал.

Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

Используйте простые слова, простые предложения.


Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.

Насколько группа готова включаться в игру?

Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.


Приводим информацию о некоторых интерактивных формах.

Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии.

Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся - отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Case-study

- анализ конкретных практических ситуаций (case-study - англ. яз., Fallstudie - нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода - научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

Установлении межпредметных связей;

Аналитическом и системном мышлении;

Оценке альтернатив;

Презентации результатов проведенного анализа;

Оценке последствий, связанных с принятием решений;

Освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия коммерсантов. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

Подготовительный этап;

Ознакомительный этап;

Аналитический этап;

Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних студентов;

Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей студентов, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

Студентам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит студентов с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства студентов с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

Выявление признаков проблемы;

Постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

Различные способы действия;

Альтернативы и их обоснование;

Анализ положительных и отрицательных решений;

Первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому коммерсанту, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью моего метода является то, что, перенося условия проведения урока на производство интерактивный метод не теряет своей актуальности.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник - организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.
Если цель повышения квалификации руководителей высшей школы состоит в том, чтобы освоить действенные модели управления, апробировать новые проекты деятельности организации, то наиболее эффективным методом обучения является игровой. Именно деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением представителей различных подсистем организации. Следовательно, у руководителей в процессе обучения развиваются не только организационные, но и методологические, игротехнические способности.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Пространственное расположение группы

Вопросы по кругу

Большой круг (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Парты ёлочкой, работа в группах

«живая линия»

эксперты.

Дебаты

Работа в группах


«Интерактивные методы и приемы обучения»

В нас Раздел № 1

«Актуальность выбранной темы»

Кто не хочет знать английский язык? Я думаю, не найдется человека, отрицательно отвечающего на этот вопрос. Без знания английского языка невозможно путешествовать, познавать культуру других народов, иметь престижную работу...

Но при изучении иностранного языка возникает множество проблем.

Одна из них, по моему мнению, проблема в обучении говорению. Практика показывает, что очень часто ученик испытывает так называемый «языковой барьер».

Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов в говорении, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. С помощью этих методов создаются возможности для раскрытия личного потенциала каждого ученика. Они позволяют научить школьника практически использовать знания иностранного языка.

Так же данные методы помогают разнообразить учебную деятельность, и способствуют повышению мотивации к обучению.

Но чтобы добиться всех этих результатов, учителю необходимо организовать учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.

Раздел №2

« Виды методов и приемов и их применение на практике»

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик», «ученик = ученик», «ученик = класс», «группа = группа». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя

друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

* научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

* научить работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

* научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Классификация методов обучения и их практическое применение.

Методы классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

В рамках ФГОС предполагается использование следующих интерактивных методов:

* Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

* Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

* Кейс-метод». Ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения и выбрать лучшие из возможных решений.

* Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

* Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками.

* Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

В процессе обучения педагог может выбирать как один метод (или прием), и/или использовать комбинацию нескольких. Каждый метод обучения содержит в себе набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Существует множество приемов обучения , применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. «Мозговой штурм»

Хороший прием для поиска новых идей. Повышает активность школьников на уроке, так как в работу включаются все ученики. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Этот прием хорош тем, что его можно применять на многих этапах урока. «Мозгового штурма» достаточно много разновидностей: обратный, теневой, индивидуальный, на доске, челночный, комбинированный, визуальный, в стиле «соло» и.т.д

« Обратный » мозговой штурм» используется чаще в ходе выполнения работы по систематизации материала или в работе над ошибками. Главные задачи «обратного мозгового штурма»: найти ошибки и попытаться их устранить.

« Комбинированный мозговой штурм » это сочетание прямого и обратного. Хорошо применять для анализа какой-нибудь выполненной работы, выявления ее недостатков..

«Индивидуальный мозговой штурм» можно применять в качестве домашнего задания, когда ученику предлагается самостоятельно дома (можно в течение нескольких дней) продумать варианты ответа (выхода из какой-нибудь ситуации) и предложить свои идеи на уроке.

«Мозговой штурм на доске» лучше всего подходит для начального этапа урока в качестве целеполагания. Здесь есть возможность высказаться каждому ученику, а учитель может все зафиксировать на доске и в ходе урока, для закрепления материала можно работать с этими идеями.

«Соло» применяется в ходе всей работы над какой-нибудь темой (проблемой), когда ученики собирают свои идеи, фиксируют их в тетради или специальных карточках. Начать работать с этим видом «штурма» можно с самого начала темы, а в конце темы обсудить результаты.

Эти приемы можно использовать в разных формах работе, и как показывает практика,

учащимся интересно работать, применяя эти приемы на практике.

2. «Снежный ком»

Данный прием можно использовать для формирования навыков устной речи и для формирования и активизации лексико-грамматического материалов. «Нарастание снежного кома может проходить по двум линиям» - с наращиванием лексики и/ или грамматики. Этот прием хорош тем, что с ним сочетается очень много тем (книги, характер, внешность, отношения и.т.д)

Например, при изучении темы «М ass media” ( books) можно использовать такой вариант: I like reading books ~ I like reading electronic books~ I like reading e-books because they are easy to use ~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable , which is really important to me....

3. « Кластер »-

Это графическая форма организации информации когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Также можно изобразить это прием в виде «грозди». Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Этот прием хорошо использовать для решения какой-то проблемы на этапе закрепления материала при систематизации (повторения), при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при контроле.

Рассмотрим несколько тем, где можно воспользоваться этим приемом. В 9 классе изучается тема «Страны. Великобритания, США и Россия». Для активизации ЛЕ и систематизации материала можно воспользоваться этим «кластером».

В 7 классе много времени отводится изучению темы « Teens problems”. Основные пункты этой темы для обсуждения тоже можно оформить в виде кластера, затем используя еще и другие приемы, обсудить проблемы и способы их решения.


Этот прием помогает учителю отслеживать уровень владения материалом, способствует получению опыта работы в группе, помогает найти связи между понятиями. Следует отметить, что это прием хорош еще тем, что неверные предположения можно исправлять, заполнять ячейки новой информацией (добавляя ее по мере изучения темы).

4. « Фишбоун »

Этот прием может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-нибудь ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Целесообразно в конце урока представить результат работы в виде презентации. Чем еще хорош этот прием? Он позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально «кость» может располагаться как горизонтально, так и вертикально. В «голове» лежит проблема, которую необходимо решить. Затем по бокам причины и факты и в конце в «хвосте» - вывод.


Учащимся можно предложить какой-нибудь текст проблемного содержания (Это может быть видеофильм). Например « Ecology. Environment. Problems. We can protect the environment”. Эти темы актуальны и изучаются во многих классах. Учащимся необходимо выяснить причины проблем в окружающей среде: пожары, браконьерство, неумелое использование природных ресурсов, выхлопные газы и.т.д. Затем предлагается подумать о фактах: проблемы со здоровьем, исчезновение многих видов растений, животных, птиц, загрязнение ресурсов и.т.д. В конце необходимо сделать вывод: бережное отношение к природе, строительство специальных очистительных систем, переход на менее токсические виды топлива, вторичная переработка сырья и.т.д.

Этот прием можно использовать в абсолютно любой теме и в любом режиме работы.

Как показывает практика, используя этот метод учащиеся успешнее справляются с задачами и целями урока, лучше усваивают ЛЕ, пытаются строить логические высказывания и более развернутые предложения. У многих пропадает «языковой барьер».

5. «ПОПС-формула»

Является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам. Этот прием помогает закрепить пройденный материал и выявить «пробелы».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Я с успехом применяю этот прием в старших классах для написания ОГЭ (ЕГЭ). Его можно использовать при подготовке как устной, так и письменной части.

6 «Лови ошибку»

У этого приема нет недостатков, если все организовано правильно. Этот прием можно использовать на всех этапах урока (в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала а так же на этапе рефлексии с целью подведения итогов). Учащимся предлагается материал (текст), в котором допущены ошибки. Это могут быть ошибки как в лексике так и в грамматике. Им необходимо их найти. Работу можно проводить индивидуально, в парах, в группах.

В этом тексте объединены несколько тем. Текст содержит 20 ошибок.


7. «Восстанови рассказ»

Хороший прием при обобщении и закреплении материала. А так же для контроля пройденного материала (ЛЕ, грамматики..) Проводить его можно несколькими способами:

Первый способ: Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. Работу можно проводить в парах или индивидуально. Затем учащимся можно предложить рассказать полученный вариант рассказа.

Второй способ: Можно дать текст, где пропущены слова (или слова заменены картинками). Восстановить текст, вставляя слова или заменяя картинки словами. После выполнения задания можно устроить взаимоконтроль в парах. Этот прием очень нравится детям младшего и среднего звена, т.к детям нравится работать с картинками, кроссвордами и другими похожими заданиями.

8. «Знаю, хочу, умею»

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Но сначала надо поставить «проблему» и на этапе перехода к работе с информацией, можно заполнить первую графу. Здесь может быть и ЛЕ и ответы на вопросы, ассоциации и.т.д

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Например, в начальной школе в 4 классе изучается тема « А nimals”. Учащиеся уже знают из предыдущих классов названия многих животных и птиц, их цвета, что они умеют делать. Мы заполняем графу «знаю», вспоминая ЛЕ по этой теме и отвечаем на вопросы учителя.

На следующем этапе урока задаем вопрос «что бы мы хотели еще узнать про животных?» Например, где живут? что едят? какую пользу приносят людям? На этапе «рефлексии» подводим итог: можем мы ответить на эти вопросы?

Я часто использую этот прием на этапе урока «целеполагание» и «рефлексия».

Рассмотрим, как можно практически применить несколько приемов на одном-двух уроках (на примере темы « The root of all evil” в 10 классе учебник “ New Millennium English” ).

Подтема урока: « Fighting for life” . Учащимся предлагается обсудить и проанализировать причины и следствия бедности и найти способы решения проблем бедности (бедных) в стране. На начальном этапе урока для активизации лексики учитель может использовать прием « мозговой штурм ».

Учащиеся вспоминают слова, связанные с этой темой. Это можно сделать фронтально, в парах, группах. Слова можно записать на листочках или на доске.

Данный прием можно заменить на « ассоциативный ряд » или «ряд ассоциаций», который преследует такие же цели и задачи, как и «мозговой штурм».

Слова (выражения) можно представить в виде схемы, таблицы (кластера). Конечно, в ходе выполнения этого задания будет появляться новая лексика. Учителю необходимо помогать учащимся в работе и фиксировать необходимую новую лексику на доске.


Затем, на следующем этапе учащимся необходимо подумать о причинах и следствиях бедности. Это задание можно сделать в виде «кластера» или использовать прием «фишбоун». Это задание лучше выполнять в небольших группах.


Для проверки и обсуждения этого задания учитель заранее готовит ответы (можно представить в виде презентации), обсуждает и анализирует с учащими полученные варианты.

Далее учащимся можно предложить заполнить таблицу ЗХУ. На этом этапе урока уже можно подвести предварительные итоги: что знают ученики по этой теме и что хотели бы узнать (How to solve this problem? ). Перед учениками ставится речевая задача: Как можно решить данную проблему?

Здесь можно использовать « проблемный метод » и такие приемы как ПОПС-формула , « кластер » или « фишбоун ». Ученики работают в группах. Каждая группа работает над этой проблемой и разрабатывает способы ее решения в виде «кластера».

Затем представляют свои результаты в классе, сравнивая и анализируя результаты.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, учащимся необходимо доказать , что бедность это действительно большая проблема . Для решения этой задачи учащимся предлагается прослушать первую часть текста и ответить на вопросы по заданию.


Затем учащимся предлагается выполнить задания по чтению. Учащиеся активизируют ЛЕ и выбирают необходимую информацию для дальнейшей работы по теме. Новая ЛЕ, которая появляется в ходе чтения, так же фиксируется в тетради.



Для подведения итогов можно воспользоваться приемом «ПОПС-формула». Этот прием помогает учащимся выразить свое собственное мнение, объяснить свою позицию и сделать выводы по сказанному.

В ходе выполнения данных заданий учащиеся активизируют ЛЕ. Для активизации и контроля ЛЕ по этой теме можно использовать приемы «снежный ком », « лови ошибку » или « восстанови рассказ ».

В конце занятия заполняется последняя часть таблицы ЗХУ . Что мы хотели узнать? Что мы знаем в результате? Смогли мы ответить на основные вопросы, поставленные в начале урока?

Таким образом, можно сделать вывод, что на одном-двух уроках можно применять сразу несколько методов и приемов работы с материалом.

В конце изучения темы “ The root of all evil” учащиеся готовили урок в виде деловой игры по сценарию, предложенному в учебнике.

Вывод:

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивные приемы и методы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражения и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.