Интересное итоговое занятие по грамоте в подготовительной группе. Педразвитие

Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Скоро в школу".
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе

группе «Скоро в школу!»

Цель:

Обобщение

систематизация

русского

алфавита;

закрепить навык самостоятельного осознанного письма и чтения.

Задачи:

Закрепление умение различать буквы на рисунке, составленном из оптически

смещённых букв.

Закрепление умения складывать общее слово по первым звукам восьми слов с

использованием предметных картинок.

Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении.

Обогащение и углубление знаний детей о школе, школьных принадлежностях.

Развитие

подготовительной

выученных стихотворений.

Развитие пальчиковой, ручной и общей моторики.

Воспитание у будущих школьников интереса и ответственного отношения к

учебному процессу, формирование стремления самостоятельно добывать знания.

Закрепление позитивного отношения к учёбе и стремления учиться хорошо.

Закрепление знаний об оценочной системе обучения.

Воспитание чувства коллективизма: взаимовыручки и взаимопонимания.

Ход занятия:

1.Организационное начало занятия.

(дети заходят в кабинет)

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости.

Поздоровайтесь с ними. Здравствуйте!

Занимайте свои места. Посмотрите, что лежит у вас на столах? Буквы.

Букв имена назовём,

Карточки мне отдаём. И, К, Ч, У, Е, Н

2. Введение в тему занятия.

Быстро дни летят вперёд:

Позади учебный год.

Вы даром время не теряли,

Что на занятиях изучали? Буквы.

Мы на занятиях изучали буквы.

А для чего должны мы буквы знать?

Давайте прочитаем слово, которое можно сложить из ваших букв. УЧЕНИК

Скажите, почему в конце обучения в детском саду мы вспомнили именно это слово?

Скоро мы станем учениками.

К такому имени пока ты не привык,

Но скоро звать тебя все будут ученик.

Вам свои откроет двери новая страна,

Та страна зовётся ШКОЛА

Всех вас ждёт она!

Та страна – огромный дом:

Кто в него войдёт, тот что найдёт? ЗНАНИЯ

Вы поняли, для чего нужна школа? Чтобы учиться, получать знания.

А вот он учиться не желал –

Всё ключик золотой искал! Буратино.

Послушайте, что говорит Буратино.

Учиться очень скучно и неинтересно!

Зря вы, ребятишки, в школу собрались.

Можно и без чтения, и без математики

Очень просто обойтись!

Вы согласны с Буратино? Нет!

А учиться, Буратино, можно весело и интересно.

И сегодня, на

занятии по обучению грамоте, мы покажем, чему научились и как

готовы к школе.

3. Уточнение знаний детей о книге в школе как об учебнике. Закрепление умения

различать буквы и выделять их среди математических знаков и цифр.

А в школе, ребята, вас ждёт хозяйка.

Её имя прочитай-ка! КНИГА.

А как точнее называются книги для школы? Сейчас узнаем.

Выберите среди математических знаков и цифр буквы. Назовите их.

К, И, Е, Ч, Н, Б, И, У- Чтобы в школе учиться, детям нужны УЧЕБНИКИ.

4. Закрепление знаний о буквах алфавита.

Чтению и письму вы будете учиться по учебникам АЗБУКА или БУКВАРЬ.

А чтобы с книгой подружиться,

Если будешь что знать? Буквы.

Верно! Если будете буквы знать!

А как называется дом,

Где буква за буквой стоит?

Дом называется АЛФАВИТ или АЗБУКА.

В этой азбуке с картинками живут буквы, которые мы печатали – печатные буквы. А в

этом алфавите – буквы, которые мы прописывали – прописные буквы.

Сколько всего букв в алфавите? 33 буквы.

Мы каждую запомнить по имени стремились,

И со всеми буквами за год подружились!

Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт те буквы, которые я покажу, и у нас

получится стихотворение об алфавите.

А Б В Г Д Е – буквы помни всегда и везде!

Л М Н О П Р - всем читающий – пример!

С Т У Ф Х Ц – кто буквы знает – тот молодец!

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь – буквы знаем мы вот так!

Э Ю Я – буквы – дружная семья!

Помните всегда их, дети!

Вот они – стоят рядком!

Очень трудно жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

5. Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении. Закрепление

понятия предложение.

Скажите, школа вам откроет свои двери, когда наступит какое время года? Осень.

Да, в школу вы пойдёте в самом начале осени.

Ну а пока вы про себя можете сказать: МЫ ДОШКОЛЬНИКИ.

Мы с вами прочитали не просто отдельные слова, а целое предложение.

О чём говорится в предложении? О том, что мы – дошкольники.

Слово «дошкольники» означает, что у вас ещё есть время до школы.

А какое время года вам осталось ждать до школы? Лето.

Посчитайте, сколько слов в вашем предложении? Два слова.

Назовите 1-ое. МЫ. Второе. ДОШКОЛЬНИКИ.

Как мы отделили слова друг от друга? Оставили расстояние, пустое белое место –

пробел, чтоб каждое слово ты разглядел!

Мы о себе сказали всё, что хотели, поэтому в конце предложения поставим точку.

Да! Совсем уж скоро, дети,

В день чудесный, на рассвете,

Буквы Д, О покинут вас,

И вы пойдёте в 1-ый класс!

В этот день дошкольники получат имя ШКОЛЬНИКИ.

6. Физкультурная минутка «В лесу».

Но до осени ещё целое лето! А летом и дошкольники, и школьники – все дети – что

делают? Отдыхают.

Отдохнём и мы! Представьте, что мы отправились в лес.

Солнечным погожим днём по тропинке в лес идём.

Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

Сели-встали, сели-встали.

Руки кверху все подняли, а потом все поскакали.

Скачут девочки и мальчики, словно серенькие зайчики.

После подравняли ряд, словно вышли на парад.

К стульчикам – раз-два! Заниматься вновь пора!

7. Закрепление умения различать буквы на рисунке, составленных из оптически

смещённых букв.

По лесной тропинке вы скакали, словно зайцы.

Зверята тоже учатся в школе, только их школа в лесу – какая школа? Лесная школа.

Вот что однажды произошло с зайцем.

Зайка буквы повторял

И портрет свой рисовал:

Сам себя с трудом узнал,

Только буквы увидал!

Посмотрите на портрет зайца и назовите буквы, из которых он состоит.

О, В, С, Ф, Л, Ш, М, Э

8. Закрепление знаний о звуках и умения дифференцировать их с буквами.

Закрепление умения образовывать однокоренные слова.

Ученик-заяц хочет загадать вам загадку и подсказывает, что в слове-отгадке есть 2

буквы с его портрета. Слушаем загадку.

Его найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале ты его найдёшь.

И в книге, и в тетрадке. Лист.

Какие 2 буквы с портрета есть в слове «лист»? Буквы Л, С.

Проверим. ЛИСТ. Эти листья мы найдём на дереве.

Когда дует ветер, листья на ветках шелестят.

Шелест листьев мы слышим потому, что при ветре они ударяются друг о друга и

издают звук.

Сейчас я услышала звук Ш в вашей речи, значит он какой? Речевой звук.

А звук, который издаёт листик неречевой, потому что у листика нет речи.

А у кого речь есть? Речь есть у людей, у человека.

Что такое речевой звук?

Речевой звук мы говорим и слышим, а помогают нам губы, зубы, язык и воздух.

Губы, зубы и язык – это органы речи человека.

В речи человека много разных звуков и о каждом из них мы учились рассказывать.

Давайте вспомним самые главные характеристики звуков.

В нашей речи много звуков.

Звуки эти разные: гласные, согласные. Твёрдые и мягкие,

звонкие, глухие – разные такие.

А звук Ш какой? Согласный, твёрдый, глухой.

Чтобы звуки записать,

Что должны мы с вами знать? Буквы.

Что такое буква? Букву мы пишем, видим и читаем.

Отыщите букву, которой мы записываем звук Ш. Щ, Ж, Ё, Ш, Ч

Звук и буква Ш есть и в слове «шелестят».

Где они находятся? В начале слова, 1-ые.

Сейчас мы соберём тоже из 1-ых звуков разных слов одно общее слово.

Помогут нам картинки. Называем 1-ый звук каждой картинки и на наборном полотне

выкладываем соответствующие им буквы. Разложите буквы в ряд под наборным полотном.

Телёнок, ТЬ, Т. Ели, ЙЭ, Е.

Ели, ЙЭ, Е. Незнайка, НЬ, Н.

Роза, Р, Р. Игрушки, И, И.

Пенал, ПЬ, П. Ели, ЙЭ, Е.

Получилось слово ТЕРПЕНИЕ.

В школе терпение вам очень понадобится, потому что оно поможет хорошо учиться.

9. Закрепление знаний о гласных. Роль гласных букв 1-го и 2-го ряда.

Учёба – ваш самый главный труд! Знанье и умение нам даёт ТЕРПЕНИЕ.

Очень скоро в день чудесный

Вы пойдёте в первый класс.

Что весёлой звонкой песней

Пригласит учиться вас? ЗВОНОК

Сейчас мы вместе решим, на какой урок нас позовёт звонок.

Назовите этот предмет. Мяч.

А этот мяч нужен для того, чтобы играть в футбол.

Какой это мяч? Футбольный мяч.

На каком занятии в детском саду нужны мячи? На физкультурном занятии.

А в школе мячи используются на уроке физкультуры.

Значит, школьный звонок нас позвал на физкультуру. Играем в футбол!

Что это? Ворота. Кто их защищает? Вратарь.

Это у ворот штанга. Сколько штанг у ворот? Две штанги.

Мы идём на футбол забивать в ворота гол.

Только вместо мяча и штанг у нас будут буквы. А наши ворота – это слово.

Голы забиваем, что получаем? Слово. Читаем слова!

Если штангой сделать М, если штангой сделать Л,

И забить в ворота Е, будет МЕЛ.

Если О забить, как гол, будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул! Будет МУЛ.

Ё – МЁЛ, Ы – МЫЛ, А – МАЛ, Я – МЯЛ, И – МИЛ.

Восемь – ноль! Голы забили,

Вы сегодня победили!

Назовите одним словом звуки А, О, У, Ы, Э, И. Это гласные.

Покажите, как мы тянем и поём этот гласный. А.

Гласные звуки мы записываем вот этими буквами: А, О, У, Ы, Э, И.

Какими буквами запишем сочетания ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ? Буквами Я, Ё, Ю, Е.

Сколько гласных букв в первом ряду? 5 гласных. А во втором? Тоже 5. А всего? 10.

5 гласных-подружек серьёзных и дружных.

5 гласных-подружек весёлых и дружных.

Закрепление

школьных

принадлежностях,

основных

оттеночных

Когда мы играли в футбол, гласные буквы были у нас вместо мячика. Вместе мы

забили 8 голов. И в слове, которое мы выложим вместе, букв тоже восемь.

Помогут нам опять мячики-кружочки с буквами.

кружочки

разноцветные.

желтый, коричневый, розовый, зелёный, оранжевый, чёрный.

Разложите кружочки с буквами в таком же порядке, назовите букву.

П, О, Р, Т, Ф, Е, Л, Ь Какое слово у нас получилось? ПОРТФЕЛЬ

Всё ли в школу взял? Проверь!

Загляни-ка в свой портфель.

Подумайте, как двумя словами назовём

всё, что в школу мы возьмём? Школьные

принадлежности.

Сейчас мы скажем, какие школьные принадлежности будут в ваших портфелях.

А помогут нам их назвать, конечно, буквы.

Называем букву и школьную принадлежность, которая начинается с этой буквы.

А – альбом, К – карандаш, Т – тетрадь, П – пенал, Л – линейка, Р – ручка.

Прочитайте имя этой школьной принадлежности. ДНЕВНИК.

11. Организационное завершение занятия и подведение итогов.

Зачем нужен в школе дневник ученику? Записывать домашние задания.

А учителю? Ставить оценки.

Какие отметки в школе самые лучшие? Пять и четыре.

Я вам желаю получать только 555555555 пятёрки.

Пятёрки – отличные оценки, поэтому учеников, которые их получают, называют

ОТЛИЧНИКИ.

Вы на «отлично» справились со всеми заданиями нашего последнего занятия по

обучению грамоте.

Оно сегодня прошло под девизом «Учимся, играя». Играя, мы с вами учились.

Потому что… Читаем: СКОРО В ШКОЛУ.

Вы дошкольниками были,

Мы в детском саду вас учили.

Придёт сентябрь. И на урок

Вас уже школа позовёт.

возьмёте

школьные

принадлежности.

Желаем вам успешной учёбы! Спасибо за работу!

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Фетисова А.А. Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).

Заказ № 30871

Тип занятия: Интеллектуально-развивающее.

Вид: Речевое развитие.

Раздел: Обучение грамоте.

Форма проведения: Путешествие по карте.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Программное содержание: Закреплять знания букв, и звуков их обозначающих; закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику звукам, подбирать схему к заданному предложению; упражнять в составлении предложений из 2-х, 3-х слогов; развивать связную речь: упражнять в пересказе знакомых сказок по мнемотаблицам; закреплять знания скороговорок, умения пользоваться в речи различными средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, делать выводы), внимание, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя, усидчивость, приучать следить за своей осанкой, чередовать статическое положение детей; создавать положительный психологический микроклимат в группе.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей, на лежащую на столе азбуку. - Ребята, посмотрите, все ли буквы на месте? Сколько букв не хватает? (В азбуке не хватает четыре буквы.) Назовите буквы, которых нет в азбуке? (В азбуке не хватает букв А, И, Н, Р.) Куда же пропали буквы? Как же нам теперь быть? А может быть нам хватит тех букв, что остались? (Нет, в азбуке важны все буквы. Нельзя написать или прочитать слово, если в нём не хватает даже одной буквы. Если в слове потеряется буква, слово может стать совсем другим словом.)

Так, а это что? Записка. Интересно, что в ней написано? (Воспитатель читает.)

« Я похитила ваши буквы, и теперь вы не сможете читать и писать слова. Вам ни за что их не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.» Тут ещё подпись есть «Б - Я». Ребята, как вы думаете, кто похитил буквы из азбуки и оставил записку. (Это сделала Баба - Яга.)

Ну что, ребята, будем выручать буквы? (Да.) А помогут нам найти буквы сказочные герои, в названии которых есть звук Р. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Назовите тех героев, в названии которых есть звук Р. Итак, кто будет нам помогать? Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Три поросёнка.) А отправимся в поисках букв по карте. (Выставляет карту.) баба - Яга спрятала буквы в домиках. Вы их видите на плане. Нам необходимо отправить сказочных героев в нужные домики. Обратите внимание на запрещающие знаки. Посмотрите на карту и расскажите, какой сказочный персонаж поможет отыскать буквы в домике под №1, под №2, под №3 и под №4. Объясните, почему? (На поиски букв отправились Карлсон, Буратино, Красная Шапочка и Три поросёнка. В домик под №1 идут Три поросёнка, потому что повернуть направо им не разрешает запрещающий знак. Направо повернули Красная Шапочка, Буратино и Карлсон.) Эдик, расскажи, в какой домик пошла Красная Шапочка, почему? (Красная Шапочка пошла прямо в домик под №4, потому сто ей запрещено поворачивать налево.) Максим, расскажи, в какие домики пошли Буратино и Карлсон? (Карлсон и Буратино пошли налево. В домик №3 идёт Буратино, потому что Карлсону запрещено поворачивать к домику №3. Карлсон отправился в домик №2.

Итак, как мы распределили наших помощников. (В домике №1 - Три поросёнка, в домике - №2 Карлсон, в домике №3 -Буратино, в домике №4 - Красная Шапочка.)

Ну вот, герои в домиках, они нам помогут справиться с заданиями. Нас ждут серьёзные испытания. Чтобы с ними справиться нужно, размяться и подготовить свой речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы - выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок Щёлк.

Упражнение на дыхание «Насос».

Я думаю, мы хорошо размялись и готовы к испытаниям. Сейчас мы узнаем, какое задание нас ждёт в первом домике у Трёх поросят. Чтобы освободить букву, мы должны вспомнить скороговорки. На столе лежат схемы скороговорок. Возьмите любую карточку. Скороговорки будем проговаривать согласно моделям. Кого я назову, тот в соответствии с моделью проговаривает скороговорку. (Шёпотом, громко, по слогам, с паузами, быстро.)

Молодцы, с этим заданием вы справились. Но здесь ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. У вас на столах карточки с картинками. Вам нужно выложить схему звукового анализа слова, обозначающего название предмета на картинке. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (2 ребёнка делают полный анализ.) Расскажи о своём слове? Сколько в нём всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных. Какие они? Как стоят гласные и согласные звуки в слове? Молодцы, и с этим испытанием вы справились. Но домик не открывается, на дверях замок. К нему нужно подобрать ключ.

Переверните карточки. На них изображены ключи. У кого из вас ключ от этого замка? Милана, твой ключ подходит к этому замку? Почему ты так думаешь? Максим, а твой ключ подходит, объясни, почему? Так у кого же ключ от этого замка? Почему он сюда подходит? (Открывают замок, достают букву.) Как называется эта буква? Какой звук она обозначает. Катя положи букву в азбуку. Молодцы, ребята, вы отыскали одну из похищенных букв.

Пора искать другие буквы. Посмотрим, какие задания нас ждут во втором домике.

Физминутка.

«В лесу». Мы шли - шли - шли

Землянику нашли,

Мы шли - шли - шли

Подберёзовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

Возьмите перфокарты. Вам нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой. Проверьте друг у друга. Почему ты соединил эту картинку с этой схемой? А какую картинку ты соединила со схемой из двух звуков? Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили это задание.

Но мы освободим вторую букву, после того как выдержим ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. Ребята вам надо прочитать предложение и выбрать одну правильную схему из четырёх и отметить её кружочком. Прочитай предложение. Почему ты выбрал первую схему? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема? А какую схему ты выбрал, почему? Молодцы, вы выдержали, и это испытание и освободили вторую букву. Как называется эта буква? Какой звук она обозначает? Данил, поставь букву в азбуку.

Ну что ж, посмотрим на задания в третьем домике у Буратино. Задание называется «Бывает - не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх. - Волк бродит по лесу. - Волк на дереве сидит. - В кастрюле чашка варится. - Кошка по крыше гуляет. - Лодка по небу плывёт. - Девочка рисует домик. - Домик рисует девочку. - Мышка любит сыр.

Мама поехала на рынок. - Кот купил колбасу. - Рыбка лежит на сковородке. - У слона четыре ноги. - У курицы две ноги. - Курица меньше индюка. - Внук младше дедушки. - Дедушка учится в школе. - Девочка стирает платье. - Ночью бывает радуга. - Кролик ест траву. - Крокодил пасётся на лугу.

Присаживайтесь за столы, вас ждёт следующее задание. Оно называется «Кто больше составит слов». В клеточках написаны слоги. Из слогов вам нужно составить как можно больше слов. За каждое слово вы получите фишку, кто больше наберёт фишек, тот освободит третью букву. (Дети составляют слова, получают фишки, подсчитывают их, освобождают третью букву.) Какую букву мы освободили, какой звук она обозначает?

Ребята, нам осталось освободить последнюю похищенную букву, для этого выполним задание из четвёртого домика, где находится Красная Шапочка. Посмотрите внимательно на таблицы - схемы. В них зашифрованы сказки. Вам нужно отгадать сказку, вспомнить её название и рассказать.

Молодцы, вот вы и освободили последнюю букву. Как она называется, какой звук обозначает? Молодцы, ребята, вы не испугались испытаний, выполнили все задания и вернули буквы в азбуку. Вы научились читать, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Вы скоро пойдёте в школу, и я думаю, что вы будете учиться только на пятёрки, я горжусь вами. Вы самые лучшие. Ребята, какие задания были для вас лёгкими. А с какими заданиями было трудно справиться?

Я предлагаю выбрать на память фигурку того сказочного героя, в домике которого задание вам особенно понравилось. Почему ты выбрал фигурку Карлсона? А почему ты выбрал фигурку Трех поросят?

Ольга Перькова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

подготовительная к школе группа №9

Обучающие : закрепить знания детей по обучению грамоте , совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений .

Развивающие : развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.

Воспитательные : воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Предварительная работа.

Повторить понятие «слово» , «предложение» , деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.

Развивающая среда.

Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки –схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, карточки со схемами предложений, картинки сказочных героев.

Ход занятия.

1. Проверка готовности к занятию .

2. Приветствие гостей.

3. Организационный момент.

У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы в сентябре идти в 1 класс. А при входе в детский сад мне сегодня передали странный конверт и сказали открыть его только в вашем присутствии.

Как вы думаете, что в нем? (варианты ответа)

Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)

«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»

-Ребята, нам желают : Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова :

* ТРЕНИНГ

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях .

4. Первый лепесток. Разминка.

Ответить на вопросы.

Из чего состоит наша речь (из слов)

Из чего состоят слова (из слогов)

Из чего состоят слоги (из звуков) . На какие две группы они делятся (гласные и согласные)

Какими бывают гласные (ударные и безударные, обозначаем фишкой красного цвета) (объясняют ответы)

Согласные (твердые и мягкие, обозначают синими и зелеными фишками)

5. Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа» .

Двое работают у доски : один ребенок на открытой части, другой с закрытой стороны доски. Остальные на местах.

Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук,согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что о них знаете (всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/. Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/

/к/-согл., тв.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв.

/а/- глас. ,безуд.

Назовите пары к согласным звукам в нашем слове. (/ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/)

Проверка работы ребенка на задней части доски.

Какие слова образовались от слова «школа» (называют однокоренные слова : школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).

Кто такой «школяр» (устар. слово,то же, что школьник, ученик)

*Гимнастика стоя у своего стола.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Звуки нужно четко знать!

Научились мы писать.

Отдыхать умеем тоже –

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим!

Раз, два, три, четыре, пять!

Занимаемся опять.

6. Третий лепесток.

Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите :

1)на какой звук начинается слово

2)фишкой какого цвета обозначается данный звук

Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл. ,тв. ,синяя,3слога, Пье-ро (согл. ,тв. ,зел. ,2 слога, Ар-ле-ки-но (глас. ,крас. ,4слога, Бу-ра-ти-но (согл. ,тв., синий,4слога, Ар-те-мон (глас. ,крас. ,3 слога, пи-яв-ка (согл. ,мягк,зел. ,3слога)

2 человека работают у доски, остальные на местах.

Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая,добрая,большеглазая, заботливая,милая, прекрасная)

В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро) . Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы?/ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?

*Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел-

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

7. Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот» .

Слов вы знаете много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т. е говорить наоборот. Игра проводится в кругу с мячом.

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь-….(низко,

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь-(близко)

Слова : грустный-(веселый, верх-(низ, слабый-(сильный, высокий-(низкий, толстый-(тонкий, большой-(маленький, широкий-(узкий, слева-(справа, говорить-(молчать, работать-(отдыхать)

8. Пятый лепесток. Игра «Назови ласково»

Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» . (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением) .

(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)

Слова : ручка-….(рученька) карандаш-… (карандашик) линейка-….(линеечка) тетрадь-….(тетрадочка) кукла-….(куколка) портфель-….(портфельчик) пенал-….(пенальчик) .

Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла» .)Почему? (объяснения детей) . Придумать с ним предложение.

Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности) .

* Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок» )

9. Шестой лепесток. Задание «Составь предложение» .

Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей) .

Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы) . Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаете знаки, завершающие предложения (восклицательный, вопросительный знаки) .

Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)

Составляют схему к предложениям (у доски работает 1 человек, остальные на местах) :

Скоро в школу. Мы очень счастливы! Вы хотите многому научиться?

Проводится проверка работ, выводы.

10. Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.

На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова :

Вы прошли немало испытаний

И упорно двигались вперед,

Трудностей вам встретилось немало,

Еще больше впереди их ждет.

За старанья, за труды, смекалку

Вам вручают этот новый ключ,

Пусть откроет он все двери к знаньям,

Пусть лишь радость каждому несет.

Вручается большой Золотой ключ.

11. Подведение итога занятия .

Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось (ответы детей) .

Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» .

Цели занятия:

1.Образовательные:

Закрепление знаний о единицах речи (звуке, букве, слоге, слове, предложении);

Умение давать звукобуквенный и слоговой анализ слов;

Умение разгадывать ребусы.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие аналитико-синтезирующих способностей;

Развитие мелких дифференцированных движений кистей рук;

Развитие внеречевых процессов: внимания, мышления, восприятия;

Активизация творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные:

Создание ситуации успеха;

Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: таблички с названиями команд («Радуга», «Комета»), разрезной вариант названий команд, настольная игра «Путешествие в страну «Азбука», набор фишек и кубик, пуговицы (примерно 100 штук).

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Ребята, сегодня у нас итоговое занятие, которое будет проходить в форме игры. В течение года вы познакомились со звуками и буквами русского языка, научились читать, грамотно выражать свои мысли, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня на занятии вам понадобятся не только ваши знания, но ещё и собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Итак, мы начинаем.

Основная часть.

В игре участвуют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Но без названия команд мы не сможем начать нашу игру. Хотите узнать, как называются ваши команды? Для этого вам предстоит выполнить первое задание: из предложенных слогов нужно сложить слово. Оно и будет названием вашей команды («Радуга», «Комета»).

Какая же команда без капитана?

Вы сможете отгадать, кто станет вашим капитаном, если правильно выполните второе задание: в имени капитана первой команды первый и последний звуки одинаковые (Алиса), а в имени капитана второй команды один слог (Глеб).

Теперь у нас есть команды, и есть капитаны, и мы можем приступать к игре. Перед вами настольная игра с фишками и кубиком «Путешествие в страну «Азбука». Каждая команда поочерёдно будет кидать кубик и двигаться по дороге этой страны, выполняя предложенные задания. Если задание выполнено правильно, то фишка команды, выполнив движение вперёд, остаётся на данном месте. Если задание выполнено неправильно, то фишка команды возвращается на прежнее место. Команда-соперница, правильно выполнившая данное задание, имеет право на внеочередной ход. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт до финиша.

Задания к игре «Путешествие в страну «Азбука».

1.Назвать букву и звук, который она обозначает. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

2.Разгадать ребус (пи + рисунок «рог»)и прочитать слово. Назвать количество слогов в этом слове и объяснить. Назвать мягкий согласный звук и объяснить.

4.Подобрать слово к данной слоговой схеме. Изменить слово, чтобы в нём изменилось число слогов.

5.Назвать букву и звуки, которые она обозначает. Придумать слова с этими звуками.

7.Подобрать слово к звуковой схеме. Объяснить, сколько в этом слове звуков и слогов. Дать характеристику последнему звуку.

9.Подобрать слово к данной слоговой схеме и объяснить. Назвать в этом слове последний, второй, первый слог.

10.Дать объяснение схеме слова (назвать количество слогов, количество и характеристику звуков). Подобрать к схеме слово.

11.Угадать, какие буквы нарисованы и сколько их. Назвать, какие звуки они обозначают. Придумать слова с этими звуками.

14.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях этого звука. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

16.Подобрать слово к слоговой схеме. Объяснить. Составить предложение, чтобы данное слово стояло на втором месте.

17.Разгадать ребус (тум + рисунок «бочка»). Назвать последний слог, последний звук, всегда мягкий согласный звук в слове-отгадке.

18.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

19.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях данного звука. Подобрать слова (названия живых существ) с данным звуком.

20.Составить слово из рассыпавшихся букв. Провести звуковой и слоговой анализ данного слова.

21.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

24.Дать объяснение звуковой схеме. Подобрать слово к данной схеме.

25.Назвать букву и её звук. Рассказать об особенностях этого звука.

В ходе игры проводится несколько ФЗМ.

1.Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и заодно разомнёмся. Встаньте. Делайте то, что видите, а не то, что слышите. Даётся команда: руки в стороны, а показывается движение: руки на пояс и т. п. За одно неправильное движение участник выбывает. Победит тот, кто останется последним. Он и получит приз.

2.А теперь нам следует немного отдохнуть (включается музыка). Сядьте удобно, закройте глаза, свободно положите руки на колени. Представьте, что мы идём по лесной полянке, ласково припекает солнышко, где-то вдалеке щебечут птички. На полянке много разных цветов. С цветка на цветок порхает бабочка, у неё яркие крылышки, и нам хочется рассмотреть её поближе. Мы идём и чувствуем прикосновение лёгкого ветерка. Тропинка ведёт нас к дому. Пора возвращаться. Сейчас я досчитаю до 3-х, на счёт три вы проснётесь бодрыми и отдохнувшими. Один, два, три…

А теперь отгадайте, кого мы заметили на лесной полянке, с которой только что вернулись.

Что за зверь зимой холодной

Бродит по лесу голодный? (волк)

Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Предлагаю вам необычное задание. С помощью пуговиц каждой команде нужно сложить по одному слову: волк и лиса. Буквы должны быть в высоту не менее 6 пуговиц (включается музыка). Команда-победитель получает приз.

Итог:

Понравилось, ребята, вам занятие? А что понравилось больше всего?

На этом наше занятие заканчивается. Хочу пожелать вам успехов и новых открытий каждый день.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.