Инженерное дело в России. Контрольная работа Русская инженерная школа ХIХ века

В 1876 году Америка принимала у себя Всемирную Выставку. Страна, лишь недавно законодательно отменившая рабство (на восемь лет позже, чем Россия), стояла на пороге грандиозного промышленного подъёма. Американцы прекрасно понимали, что развитие национальной промышленности совершенно невозможно без большого числа высокообразованных и патриотически настроенных инженеров и техников, которых должны готовить национальные инженерные школы. Именно поэтому особое внимание на Филадельфийской Выставке привлёк один из экспонатов, представленный Императорским Московским Техническим Училищем. Экспонатом этим была система практической подготовки инженеров.

Уникальный случай: методика преподавания не только была представлена на всемирной промышленной выставке, но и получила медаль. Более того, уже после окончания выставки завязывается длительная переписка между директором Бостонского Технологического Института профессором Джоном Ронклем и директором ИМТУ Виктором Карловичем Делла-Восом.

Профессор Ронкль не просто восхищён русским методом обучения: он предпринимает все усилия для того, чтобы ввести методики ИМТУ сначала в своём институте, а затем - и во всей стране. И сообщает он об этом не только своему коллеге - директору, но и в канцелярию Его Императорского Величества и американскому посланнику в Петербурге

В чём же заключалась эта знаменитая в веке девятнадцатом, постоянно с гордостью упоминаемая в середине века двадцатого и оставшаяся к нашему времени более в воспоминаниях, русская методика обучения инженеров? Она имела три основных составляющих:

  • Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках;
  • Серьёзное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах;
  • Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.
Система складывалась не сразу. Уникальность ИМТУ состояла в том, что онf развивалfсь на базе Ремесленного Учебного Заведения, и практическая подготовка, которой не знали школы, основанные сразу как высшие, была во многом наследием обучения ремёслам. И тем более важно, что ещё в сороковые годы был совершён качественный поворот от обучения ремеслу к обучению промышленности. Небольшой, но правильно устроенный механический завод, созданный при заведении А.А. Розенкампфом, позволил воспитывать техников совсем другого уровня. Уже в то время прекрасно понимали необходимость сочетания обучения практического с основательной теоретической подготовкой и, что всегда оставалось отличительной особенностью выпускников Училища, - формирования у будущих инженеров способности решать новые, неизвестные ранее задачи. Не случайно долгие годы практически вся инженерная элита страны состояла из выпускников ИМТУ-МВТУ.

Закономерно и то, что качественный переход от обучения ремеслу к инженерному образованию состоялся именно в середине девятнадцатого столетия. Именно в это время в России начинается серьёзное развитие промышленности, потребовавшее большого числа специалистов, умеющих проектировать и эксплуатировать сложные машины, а также разрабатывать и реализовывать новые, неизвестные до этого времени технологии.

Всего за двадцать с небольшим лет Заведение прошло путь от обучения ни на что более неспособных детей портняжному и сапожному ремёслам к формированию учёных мастеров для промышленности, обладающих знаниями, вполне достаточными для инженера. Огромная заслуга в повышении уровня теоретической подготовки воспитанников принадлежит А.С. Ершову, который, будучи сам выпускником Московского Университета , заботился о привлечении в Заведение преподавателей с высоким уровнем знаний и о качестве читаемых курсов.

Наконец, при В.К. Делла-Восе русская школа обучения инженеров в том виде, в котором она восхитила посетителей и жюри всемирной выставки 1876 года, сформировалась окончательно. И это не случайно. Ещё в 1862 году, почти за шесть лет до назначения директором МРУЗ, В.К. Делла-Вос составляет докладную записку, в которой излагает свои взгляды на пути развития промышленности и технического образования в России:

Став директором ИМТУ, Виктор Карлович успешно воплощает эти идеи в жизнь. Примечательно, что, постоянно говоря о необходимости формирования национальных технических кадров, саму техническую науку он видит достоянием всего человечества:

Тем не менее инженерные школы в наиболее промышленно развитых странах: Германии, России, США, Франции, всё-таки остались разными, с присущими каждой стране национальными особенностями. Наиболее близкой к русской являлась система французская, в которой тоже большое внимание уделялось практическому обучению. Американцы сделали упор на широту образования, немцы - на его глубину. Однако слова профессора Ронкля: «...заслуга в постановке на должное основание преподавания промышленных искусств навсегда останется за Вами», навсегда вошли в историю высшего технического образования.

Сформировавшаяся в середине девятнадцатого века система обучения инженеров ИМТУ дожила до наших дней. Мы ещё прочитаем мнения о важности сочетания теоретической и практической подготовки знаменитых профессоров начала века. Мы ещё увидим, как будут обеспокоены невозможностью проводить необходимое количество практических занятий преподаватели во время эвакуации Училища в Ижевск (1941-43). Сохраняя преемственность традиций, русская школа дала стране в разные исторические периоды многих знаменитых инженеров и учёных, таких как В.Г. Шухов, А.Н. Туполев, С.П. Королёв. Даже в годы существования «железного занавеса » диплом МВТУ признавался во всём мире.

Слова о признании за Россией полного успеха в решении задачи технического образования вынесены на внутреннюю сторону обложки книги «МВТУ имени Н.Э. Баумана. 150». Отголосками практического обучения ныне остаются учебные мастерские и производственные практики, которые, по многим причинам, часто от Заведения не зависящим, не дают сейчас такого практического опыта, как это было сто лет назад.

Связи с промышленностью тоже не так взаимовыгодны, как хотелось бы, ввиду плачевного состояния последней. Тем не менее наша инженерная школа до сих пор является одной из самых авторитетных в мире, и хочется верить, что в дальнейшем обстановка станет более благоприятной, и о русской школе обучения инженеров будут продолжать говорить с таким же восхищением, как это происходит уже почти полторы сотни лет

История зарождения и развития.

В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». История Русского инженерного корпуса в допетровское время скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Русская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава Русского оружия не меркнет в веках! Понятие "инженер" пришло в Россию в виде термина "ingeniur". Первым его употребил российский философ-просветитель, один из советников "ученой дружины" Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая "российский люд" по этому вопросу он "разъяснял: "ингениуры - это такие люди,"... которые... острый смысл имеют... особливо к механике и всяким хитрым вымыслам...".

К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию "технологического" преклонения перед "западом" (Западно-Европейцами и США), безперспективный импорт технологий и приглашение инностранных специалистов на ключевые позиции в науке и индустриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, Попов, Можайский, Жуковский - имена Русских инженеров, разработки которых имеют абсолютный преоритет в мире, но не получили признания в Российской Империи, где главенствовали инностранцы!

Кровавая бойня Первой Мировой (Империалистической) войны значительно сократила Русский инженерный корпус - после гибели "кадровой" армии, царское правительство было вынуждено призвать на командные должности гражданских специалистов. К счастью, Русскую инженерную школу удалось сохранить, и после окончания Гражданской войны началось Возрождение Русского инженерного корпуса. Индустиализация народного хозяйства в СССР в 30-х - 40-х годах раскрыла широкое поле деятельности для Русских инженеров. Всего за 10 лет, опираясь на новейшие технологии закупленные за рубежом, молодые Советские инженеры смогли создать мощнейшую тяжёлую индустрию, разработать и запустить в широкомасштабное производство уникальную военную технику высочайшего уровня - оружие нашей победы над мировым фашизмом, и наконец, вывести СССР в мировые лидеры!

В 40-х - 80-х годах, в периуд "холодной войны" и полной изоляции "железным занавесом" от западных технологий, Русскими инженерами были достигнуты наибольшие успехи. И именно высочайший уровень Русской - (Советской) инженерной школы позволил создать уникальную военную технику, которая даже сейчас, через 20 - 30 лет после разработки, является вполне конкурентноспособна! Мы пошли своим путём, перестав оглядываться на запад, и только благодоря этому, мы пока ещё имеем современные высокотехнологичные производства.

Русский подход.

Особенности Русской инженерной школы.

Русская - (Советская) инженерная школа сформировалась под влиянием специфических факторов России. Их несколько.

  1. Простота конструкции. Этот параметр вызван резким разрывом уровня развития технической интеллигенции России и основной массы населения страны - пользователей мировых научно-технических достижений.
  2. Ремонтопригодность. Традиционные для российской глубинки проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом техники, требует закладки этого фактора в конструкцию изначально.
  3. Эксплутационная надёжность. - Не ресурс, а именно способность техники работать в самых экстремальных условиях: в грязи, в жару, в песке, без регламентного обслуживания, без соответствующих ГСМ и запчастей - делает продукцию Русской инженерной школы почти "неубиваемой" в самых неподготовленных руках и чрезвычайных ситуациях.
  4. Технологичность изготовления, доходящая почти до примитивизма. Вечная для России ограниченность ресурсов, в том числе и доступных материалов и производственных мощностей, заставляет российских разработчиков принимать удивительные по своей простоте, и вместе с тем, эффективности технические решения, которые для иных инженерных школ просто недостижимы.

Именно поэтому наша техника плохо приживается в так называемых цивилизованных странах, но не имеет себе равных в песках Африки или джунглях Южной Америки. И недаром в инженерных кругах России до сих пор бытует присказка на эту тему: "сложно и дурак сделает, ты сделай просто"...

На Западе русские инженеры зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. И главным образом, за счет особой ментальности. Там, где европеец стремится к точности, а китаец - к детализации, русский добивается того, чтобы система работала любым способом. Там, где европеец склоняется к компромиссу и золотой середине, человек русской культуры стремится к широте и выходу из проблемы для решения этой проблемы. Если надо решить задачу, российские ученые не избегают грубых решений, будучи уверенными, что детали будут осмыслены и доделаны потом, если потребуется. В результате российская широта позволяет соединять все и вся, то есть находить новые нетривиальные решения и принципы на любом уровне и в любом месте. Все это совершенно не похоже на подход немца, американца или японца.

Мой собственный опыт работы на Западе дает мне основания сделать следующие наблюдения. Если взглянуть на особенности процесса познания в России и на Западе, то, несмотря на формальную одинаковость инженерных процессов, можно выявить существенные различия. Инженеры на Западе довольно своеобразны. Они все очень хорошие узкие специалисты, но целостного мировозрения у них нет. Поэтому их метод разработок затратен. Они не способны на крупные предвидения. Они должны отработать все кирпичики реальности и только потом идти дальше. Более того, они стремятся не допускать столь уж резких прорывов, если только от них не будет немедленной отдачи в виде прибыли.

Падение в бездну.

"Перестройка" и "демократизация" общества, волна дискридитации СССР, накрыла и уничтожила не только СССР, но и неразрывно связанный с ним Советский Инженерный корпус, что привело к небывалому в истории исходу Русских специалистов за рубеж! Невостребованные на Родине, "Русские" ИНЖЕНЕРЫ действуют в мире весьма успешно. Более того, практически каждый десятый ИНЖЕНЕР в Конструкторских Бюро всемирно известных Фирм - „BOSCH“, „SIMENS“, „MERCEDES“, „AUDI“, „JOHN DEER“ и т.д. является выходцем из бывшего С.С.С.Р.! А это безусловно подтверждает ВЫСОЧАЙШЫЙ УРОВЕНЬ СОВЕТСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ!

И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается в отчете Всемирного Банка: "... отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий..."

Привлечение квалифицированной рабочей силы очень выгодно для Запада. США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят 235 тыс. долларов, инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс., специалиста научно-технического профиля - 800 тыс. Некоторые исследователи связывают небывалый подъем американской экономики эпохи Клинтона с массовым приездом ученых и вообще интеллектуалов из бывшего СССР. Эти цифры показывают, что переманивать «умы» выгодно, а отдавать их - нет. Многие, уезжая за границу, сначала думают, что они выехали на 2-3 года, потом они оказываются в такой среде и с такими возможностями для работы, что они понимают - вернувшись в Россию, им придется бороться за выживание каждый день, а там у них есть все, что нужно для нормальной жизни.

К сожалению, безмозглое отрицание всего, что связанно с СССР, и в первую очередь советские экономические методы и инженерные достижения, привело к значительному отстованию промышленного развития России от Запада, зти методы и разработки беззастенчиво укравшего и широко использующего. Тем более, что как правило, "сотрудничество" с иностранными компаниями связанно с передачей технологий только в одну сторону. Так например, в офисе компании Westinghouse в Питсбурге собран полный комплект копий технической документации АЭС Украины. А следующим шагом такого "сотрудничества" является экспансия на традиционные российские рынки... Наши-же изобретения продают нам в три-дорого под иностранными вывесками!

Инженерное дело в наши дни.

Экономическая ситуация в современной России катастрофическая. Страна с успехом разбазарила не только сырьевой ресурс, но и свой научный и инженерный потенциал. Работая за рубежом, я встречал десятки соотечественников, работающих в разных фирмах. На одной из них мне довелось видеть отдел, целиком укомплектованный специалистами Министерства авиационной промышленности! Вспомните, научный потенциал страны на 2/3 еще недавно был представлен специалистами КБ и отраслевых НИИ. Где они теперь? Да где угодно – в торговле, в офисах, в охране… Это тоже утечка, и наиболее массовая и катастрофическая. Ушел в небытие целый слой общества – инженерная интеллигенция, при полном безразличии общества к судьбе этих людей. Об этом ни один политик, ни один представитель научного ареопага ни разу не заикнулся. А ведь без этих людей ни одно из фундаментальных открытий не станет заводской технологией и не найдет своего адресата.

"Россия стремительно падает в пропасть полного научно - технического краха, а состояние всей инновационной сферы не может расцениваться иначе чем катастрофическое. Если не будут приняты экстренные и кардинальные меры по исправлению данного положения, страна, уже в обозримой перспективе, может прекратить свое существование как независимое государство."

Верховные правители России, при активной поддержке губернаторов, с высоких трибун зазывают в Россию ведущих специалистов - "соотечественников", достигших успехов за границей, но даже и не задумываються над тем, куда и как их правильно использовать, когда те действительно приезжают! Тема "приложения" знаний и опыта этих специалистов никого в России не интересует... . Здесь ты никому, кроме близких, не нужен. Твои знания, опыт – это только твои проблемы. Государственная власть в очередной раз отрекается от своих обязательств и людей ей поверивших. Главная проблема заключается в том, что все "тёплые" и высокооплачиваемые места давно уже заняты "нужными" людьми, и хотя они неэффективны в силу своей инертности, зато "свои" люди не пытаються сломать сложившуюся систему и лишить руководителей комфортабельного "почивания на лаврах".

И до революции, и в первое время после нее огромный вклад в отечественную науку, в определение приоритетов ее развития и т.п. вносили ученые, возвращающиеся в Россию (СССР) после работы за рубежом. Нынешние "утекшие" в большинстве не рвут личных, научных и культурных связей, и не их вина, если родина не создает условий для более тесного взаимодействия. Если молодой человек, сколько бы ему не сулили, видит, в каком состоянии живут российские инженеры, он никогда не пойдет по этому пути. Это первый момент. Придется наладить жизнь и у тех, кто есть в России сейчас. Это просто неизбежность. Семья – очень мощный фактор, который будет удерживать человека за границей. Дети, не знающие русского, и относительно плохо образованные по сравнению со своими российским сверсниками, являются очень серьезным препятствием к возвращению.

Самое парадоксальное в этой ситуации, что "русский" бизнес и госаппарат абсолютно не способны уразуметь "что есть суть инженерная" и понять зачем ИНЖЕНЕРЫ им вообще нужны!

При активной помощи "демократических" СМИ, в России формируется устойчивое мнение, что достаточно закупить за границей дорогостоящее оборудование и всё заработает само собой... . Руководители современных предприятий полностью игнорируют системный подход к организации производства и наделяют ИНЖЕНЕРОВ несвойственными им обязанностями. Например в сельско - хозяйственном производстве ИНЖЕНЕРАМ нередко приходиться самостоятельно выполнять слесарные работы и управлять сельхозмашинами, а средняя заработная плата ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА достигает 10 тыс. рублей в месяц! Но и в городах ситуация ничем не лучше - средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в регионах состовляет 16 тыс. рублей в месяц... (ситуация в Москве специально не обсуждается - так как это не Россия, а другое государство!).

Зарплата инженера в Калужской области.

по информации "МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" Калужской области.

  1. ООО "ФИЛИ Н-АГРО" БАРЯТИНО, ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, ЗАРПЛАТА: от 10000 РУБ.
  2. СПК "ЖЕРЕЛЕВО" КУЙБЫШЕВ, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕХАНИК, ЗАРПЛАТА: 5000 - 8000 РУБ.
  3. ЗАО "ВОЛЬВО ВОСТОК" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ПРИМЕЧАНИЕ: ОПЫТ В КОМП."ВОЛЬВО", АНГЛ., ШВЕД.ЯЗ., ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛ. ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
  4. ООО "ТАШИР-ПЕРИТУС" г. КАЛУГА, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР, ПРИМЕЧАНИЕ: КОНТРОЛЬ ЗА МОНТ. ОБОРУД. ПО ПР-ВУ СТРОИТ.МАТЕР., ОПЫТ, Ж. АНГЛ.ЯЗ. ЗАРПЛАТА: 15000 РУБ.
  5. ФИЛИАЛ ФГУП "НПО ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА г. КАЛУГА", ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ТУРБИНОСТР-Е, ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
  6. ОАО "СКТБ РАДИООБОРУДОВАНИЯ" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ВЕДУЩ., МЕХАНИК, ПО ВЫПУСКУ РАДИОЭЛЕКТР. ИЗДЕЛИЙ. ЗАРПЛАТА: от 16000 РУБ.

Обратите внимание, господа, что в Германии за эту-же работу платят минимум 4 тыс. евро в месяц, то-есть средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в Германии в 10 раз больше чем в России! Недавно один специалист по проблемам экономической отдачи от науки спросил, сколько надо платить, чтобы люди вернулись? Большинство сходятся в том, что если платить половину западной зарплаты, то-есть не менее 100 тыс. рублей в месяц, то половина вернется.

Что нас ждёт и что делать?

Политические катаклизмы последних двадцати лет в России, отбросили в глубокое прошлое и привели в упадок народное хозяйство и транспорт, затормозили разработки нового высокотехнологического оборудования. В таких условиях, покупка бывших в употреблении импортных "Высоких Технологий", не позволяет достичь желаемого результата и приводит к технологической зависимости, и напротив, новые, высокоэффективные "прорывные" технологии позволяют выйти в лидеры на мировом рынке, обрести независимость и диктовать условия и правила рынка.

Программа инновационного развития страны, обнародованная в Послании президента, это то, чего так долго мы ждали. Для нас это в первую очередь значит только одно – мы станем опять нужны. Инновационный путь развития – это революционный поворот в развитии всей страны. А такие процедуры без мобилизации и концентрации ресурсов невозможны. Так же, как невозможно реализовать потенциал ресурсов без четкого плана, а точнее, госплана, реализация которого закреплена законодательством. Но я никак не могу освободиться от некого чувства дискомфорта и беспокойства, знакомясь с программными положениями. Есть что-то недосказанное – не предложен механизм ее реализации!

А ведь в своё время, в СССР существовала мощная система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех изобретений мира регистрировалось в СССР. В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе, на любом производстве, сразу же после создания "первого" отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок, которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ. Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, - позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой арене.

Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания. Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная система России лежит в руинах...". 5.000 "научных" организаций, совокупным штатом в 900.000 человек, "выдает" на мировой инновационный рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. В такой ситуации "слепой" импорт "Западных" технологий и "забугорная помощь", означает полное искоренение Русского Инженерного корпуса и окончательную утерю знаний и опыта, накопленных многими поколениями Русских Инженеров, что приведёт к Технологической зависимости от "Запада" и утери Россией суверенитета.

Суть проекта «Русская Инженерная школа» заключается в построении многоуровневого непрерывного процесса подготовки инженерных кадров посредством политехнического мультидисциплинарного образования с сохранением и преумножением лучших традиций русской инженерной школы. Первый этап - создание Детской Технической школы "Самоделкин" - начальный уровень подготовки инженеров с последующим сопровождением и поддержкой талантливых детей. Детская Техническая школа работает по принципу дополнительного развивающего образования. Это политехническая подготовка школьников, которая включает в себя не только фундаментальные, технические знания, образовательный курс инженерного 3D моделирования на основе программы Creo, но и технологии развития целостной личности (коммуникативные навыки, навыки презентации и самопрезентации, командообразование и лидерские характеристики личности). Целевую группу на первом этапе реализации проекта составят дети – ученики школ в возрасте 10-15 лет в количестве 120 человек – первый год обучения (8 групп). Проект Русская Инженерная школа не ограничивается открытием Детской Технической школы. В перспективе (через 1 год) жизнедеятельность проекта развернётся на территории Приволжского федерального округа, а в дальнейшем (через 3 года) на территории всей Российской Федерации и будет включать в себя Молодёжный Инженерный центр - высшее учебное заведение и Русскую Инженерную школу - институт переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Цели

  1. Создать систему развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождая исторические и фундаментальные ценности русской инженерной школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки и переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров

Задачи

  1. Сформировать группы для обучения в Детской Технической школе
  2. Организовать учебный процесс с использованием инновационных комплексных методик обучения техническим дисциплинам и единой преемственной системы обучения детей, молодёжи и инженеров по принципу проектно-командного обучения
  3. Координировать процесс обучения

Обоснование социальной значимости

В течение ближайших 5 лет с ведущих предприятий, определяющих экономическую политику России, 70% высококвалифицированных инженеров уйдут на пенсию. В целях сохранения конкурентоспособности, многие этапы технологического процесса, которые ранее осуществлялись вручную, переносятся на компьютер. Бумажные эскизы и чертежи уходят в прошлое. Математические расчёты движения механизмов и прочности деталей компьютеризированы. Для работы по современным технологиям нужны квалифицированные специалисты нового поколения. Решить проблему дефицита кадров стремятся как на государственном уровне, разрабатывая специальные программы, улучшающие качество образования, и вовлекая школьников в увлекательный мир информационных технологий, так и со стороны бизнеса, который уже ощущает кадровый голод. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно – ориентированных специалистов, в первую очередь, для реального сектора экономики. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к работающим специалистам для обеспечения принципа непрерывности обучения в период трудовой деятельности. Очевидно, что именно университеты должны внести основной вклад в вопрос кадров. Обеспечить подготовку профессиональных кадров, отвечающих требованиям, предъявляемым современным промышленным производствам можно только путём создания специально организованных условий, которые будут являться важнейшим недостающим звеном в российской инновационной цепочке, призванной поднять отечественное промышленное производство на надлежащий технический и организационный уровень. Наш проект подразумевает развитие организации «Русская Инженерная школа», задачей которой является создание системы развития и поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, возрождение исторических и фундаментальных ценностей русской технической школы обучения, высокопрофессиональной и современной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм . Висячие покрытия, арочные конструкции,сетчатыеоболочки и башни-гиперболоиды Шухова стали сенсацией.

Эти конструкции явились завершающей и высшей точкой развития металлических конструкций XIX века. Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Обладая огромными природными богатствами и территорией, Россия являлась одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.

В 1866 году было создано Русское Техническое общество , ставившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический.

Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные выставки машин и приборов . В конце XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты. Все это стимулировало поднятие общественного престижа инженерной профессии.

Согласно статистическим данным 1901-1917 годов, за этот период было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за предшествующие 35 лет. Создавались массовые профессиональные инженерные кадры во второй половине XIX века, Россия переживает бум мостостроительства . Россия в этот период обогнала многие промышленно развитые страны. Это было связано с особенностями промышленного расцвета нашей страны и с возникшей необходимостью прокладывания новых дорог, строительства большого количества многопролетных решетчатых мостов.

Такой социальный заказ эпохи вызвал появление в России сильной инженерной школы. Инженеры-мостовики в силу того значения, которое придавалось железнодорожному строительству, рассматривались в среде строителей как некая инженерная элита. Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове.

В конце XIX века в России было построено в общей сложности около двухсот сооружений по этому принципу: водонапорные башни, опоры линий электропередач, пожарные и сигнальные башни.

Среди тех, кто непосредственно занимался техническими проблемами , выделяются в начале XX века две личности - Петр Страхов и Яков Столяров . Преподаватель Московского технического училища Страхов в 1905 году выступил с докладом в Политехническом обществе при училище на тему "Техника и красота жизни ", который также опубликовал в "Бюллетенях Политехнического общества за 1905-06 гг."

Взгляды Столярова отражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволила бы им профессионально работать в сфере инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона. Русская инженерная школа была передовой в техническом отношении, дала миру в начале XX века немало изобретений в области машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. И хотя здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии, где возник Веркбунд, поставивший многие чисто профессиональные вопросы дизайна, или в США, где шла напряженная практическая, по сути дела, дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования, но зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.