Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А

5 ... везде, где встречались двое, уже шла дискуссия, если эти люди принадлежали к разным лагерям. Сталин, Бухарин и Рыков5 выступали за линию ЦК, то есть за линию Сталина. Это грубовато, но так говорили -- вот линия ЦК, а там -- линия оппозиции. Не помню, от какой организации приехала одна делегация, которая передала в президиум съезда стальную метлу6. Председательствовал Рыков. Рыков взял эту метлу и сказал: "Я передаю эту метлу товарищу Сталину, пусть он выметает ею наших врагов". Это было воспринято тогда дружными аплодисментами, смехом, да и сам Рыков при этом улыбался. Уже позднее, когда Рыков сам стал жертвой этой метлы, я вспомнил эти слова и как они были тогда сказаны. Тогда, видимо, Рыков доверял Сталину и считал, что эта метла не будет направлена во вред партии, а будет направлена только против антипартийных отщепенцев, оппозиции, которая сворачивала с генеральной линии. А тогда у нас не было сомнений, что Сталин и те, кто был вокруг него и поддерживал Сталина, правы. Я и сейчас считаю, что тогда наша идейная борьба была в основе правильной. При другом характере Сталина эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми. Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали по-дровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией. Если оглянуться на путь, пройденный нашей партией и народом, и в свете этого пройденного пути оценить тогдашнюю роль Сталина, то она на фоне тех событий и соотношения сил в партии окажется в основе положительной. Я имею в виду такие оппозиции, как троцкистская, зиновьевская, право-левацкий блок Сырцова -- Ломинадзе7. Если же оценивать персонально роль Сталина, то он резко выделялся: его роль и его деятельность по сплочению партии, по мобилизации ее сил на преодоление трудностей, восстановление промышленности, сельского хозяйства, на индустриализацию и строительство Красной Армии были решающими. Поэтому не случайно Сталин занял ведущее место в партии, и партия его поддержала. Надо принять во внимание и то, что в первые годы революции его фамилия была недостаточно популярна среди широких масс и даже в самой партии. Более популярными были Зиновьев, Каменев и особенно Бухарин. Ленин правильно сказал: "Бухарчик-- это любимец партии". По "Азбуке коммунизма", написанной Бухариным, наши кадры учились марксизму-ленинизму. Популярность его в широких массах была очень большой. Но как организатору предпочтение все-таки отдавалось Сталину, а Бухарин занимал видное положение в партии как пропагандист, как агитатор. Он был редактором "Правды", и это действительно был редактор, который требовался для "Правды". Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки. 1 ЯКОВЛЕВ Я.А. (1896-1938)--сын учителя, член РСДРП с 1913 г., участник борьбы за Советскую власть на Украине, с 1921 г. на ответственной партийной работе в Москве, с 1926 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1929-1934 гг. нарком земледелия СССР и председатель "Колхозцентра", далее работал в аппарате ЦК ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. Репрессирован, реабилитирован посмертно. 2 Эта газета выходила в свет с 1918 г. В 1922 г. она являлась органом Юзовского уездного комитета РКП(б) и уездного исполкома. 3 БАДАЕВ А.Е. (1883-1951) -- крестьянин, член РСДРП с 1904 г., работал слесарем в Петербурге, депутат IV Государственной думы, с 1913 г. официальный издатель газеты "Правда", с 1917 года занимал ответственные должности в продовольственно-снабженческих и кооперативных учреждениях, с 1930 г. председатель Центросоюза и с 1931 г. Московского союза потребительских обществ, заместитель председателя Моссовета, член ЦИК СССР, с 1935 г. зам.наркома пищевой промышленности СССР, в 1937-1938 гг, нарком пищевой промышленности РСФСР, в 1938-1943 гг. председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, затем член коллегии Наркомата (Министерства) пищевой промышленности СССР, член ЦК ВКП(б) с 1925 года. 4 НИКОЛАЕВА К.И. (1893-1944)-- рабочая, член РСДРП с 1909 г., с 1917 г одна из руководящих деятельниц советского женского движения, в 1924-1926 гг. заведующая отделом работниц в ЦК ВКП(б), затем на ответственной партийной работе на Кавказе, в Москве, Сибири и Иванове, с 1936 г. секретарь ВЦСПС; с 1924 г кандидат в члены и член ЦК ВКП(б), с 1937 г. член Президиума Верховного Совета СССР. 5 РЫКОВ А.И. (1881-1938) -- член Коммунистической партии с 1898 г., активный участник революционного движения, нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 г., председатель ВСНХ в 1918-1921 и 1923-1924 гг., зам.председателя Совнаркома и СТО с 1921 г., председатель Совнаркома СССР в 1924-1930 гг. и председатель СТО в 1926-1930 гг., нарком почт и телеграфов (нарком связи) СССР в 1931-1936 гг. Многие годы был членом ЦК партии. Политбюро и Оргбюро ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Репрессирован, реабилитирован посмертно. 6 Это была делегация от 6 тысяч металлистов Сталинграда. 7 СЫРЦОВ С.И. (1893-1937) -- служащий, член РСДРП с 1913 г., участник Гражданской войны в Советской России, видный партийный деятель в Донбассе, с 1921 г. работник аппарата ЦК РКП(б) и с 1924 г. редактор журнала "Коммунистическая революция", с 1926 г. секретарь Сибирского крайкома ВКП(б), с 1929 г. председатель Совнаркома РСФСР, после 1931 г. -- на различных руководящих административных и партийных постах, кандидат в члены Политбюро в 1929-1930 годах. Репрессирован, реабилитирован посмертно. ЛОМИНАДЗЕ В.В. (1897-1935)--сын учителя, член РСДРП с 1917 г., до 1924 г. находился на ответственных партийных постах, в 1925-1929 гг. видный работник Коммунистического Интернационала, затем занимал различные партийные должности, перед репрессированием был секретарем Магнитогорского горкома ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. ПЕРЕЕЗД В ХАРЬКОВ В 1928 г. меня перевели на работу в Харьков. Там тогда размещались правительство Украины и Центральный Комитет КП(б)У. Я был утвержден заместителем заведующего орготделом ЦК партии, а заведовал отделом Николай Несторович Демченко 1, которого я очень уважал. Он заслуживал этого. Он тоже погиб безвременно, и погиб от руки Сталина, хотя и был очень предан генеральной линии партии. Центральному Комитету и лично Сталину. Почему я был переведен в Харьков? После освобождения по нашему требованию Моисеенко от поста секретаря к нам приехал секретарем окружного комитета Строганов2. Сам он был из Нижегородской организации, членом партии числился с 1905 года. Неплохой человек, но довольно-таки ограниченный. Он не соответствовал тем требованиям, которые предъявлялись к Сталинской организации, крупной, боевой, промышленной и разносторонней. Тут и угольная промышленность, и металлургия, и химия, и строительная индустрия, и сельское хозяйство. Одним словом, Сталине -- крупнейший центр, прежде всего промышленный, но в немалой степени и сельскохозяйственный. А этот человек оказался мелким. Мы очень любезно его приняли и, так сказать, ощупывали со всех сторон и обнюхивали как старого большевика. Уже позднее о нем злословили, что хотя он и старый большевик, но и старая калоша, хотя был он не так уж стар. Любил он выпивать, и довольно-таки изрядно. Потом он стал заниматься интриганством. Одним словом, не прижился, и сложилась такая обстановка, что актив стал его игнорировать и тем самым поставил меня в довольно тяжелое положение: я лишь его заместитель, а по всем важнейшим вопросам идут ко мне и не идут к нему. Мне это было понятно, но для него это было тяжело, принижало его роль. Ко мне шли, потому что я вырос в этом районе, отец мой работал на шахте Успенской, в четырех верстах южнее Юзовки. Я и детство провел там, и юность, там учился слесарному ремеслу на заводе Боссе3. У меня был очень широкий круг друзей, с которыми я провел детство и юность, работая в шахтах. По тому времени я неплохо разбирался в вопросах производства -- угольной промышленности, химической, металлургической и строительном деле. Тогда это было главным. По тем временам руководитель, который не разбирался в добыче угля или в металлургии, химии и строительстве, считался, грубо говоря, дураком. Как раз в такое положение попал Строганов, хотя человек он был неглупый. Он тоже позднее погиб, бедняга, и я очень тогда его жалел, да и сейчас жалею: он не заслуживал ни ареста, ни расстрела, а был расстрелян. Меня вызвал в ЦК КП(б)Украины Каганович, первый секретарь ЦК, и предложил переехать на работу в Харьков, в орготдел ЦК. Он мотивировал это тем, что в аппарате ЦК очень мало рабочих. Он был прав, там было много разношерстной публики в смысле рабочего стажа, а тогда придавалось очень большое значение социальному происхождению работников, занимавших партийные и советские посты. "Надо нам аппарат орабочить", -- сказал он. Я говорю: "Считаю, что это правильно, но я хотел бы, чтобы это орабочивание было не за мой счет. Я очень не хотел бы уезжать из Сталине, там я сросся со всей обстановкой, с людьми. Поэтому мне очень трудно будет, я не знаю новой обстановки и не смогу, видимо, ужиться в орготделе Центрального Комитета". Но я знал обстановку. Я же заведовал орготделом в окружкоме и поэтому бывал в орготделе ЦК КП(б)У на совещаниях; инструктора приезжали к нам для обследования и прочих дел. Я многих из них знал и был согласен с Кагановичем, что некоторые люди там не заслуживали доверия, а многие и уважения, даже если и не было оснований не доверять им. Поэтому я считал, что меня там встретят плохо. В ЦК КП(б)У ревниво относились к Сталине, да и парторганизация Сталине тоже знала свое место в партии и поэтому, может быть, давала некоторый повод к этому: мы, дескать, пролетарии, мы шахтеры, металлурги, химики, соль Земли, соль партии. И я попросил тогда, что если мне нужно будет уехать из Сталино (чтобы дать возможность Строганову развернуться и не мешать ему сделаться центральной фигурой, чтобы люди его признавали, шли к нему как к первому руководителю окружной партийной организации), то просил бы послать меня в Луганск. Я сейчас не помню фамилию секретаря Луганского окружкома, но он мне нравился. У меня были с ним очень хорошие отношения, поэтому я с радостью хотел туда поехать, поэтому и просил послать меня в Луганск. А там я хотел бы опять пойти работать секретарем районного партийного комитета. Видимо, там такая работа нашлась бы. Каганович говорит мне: "Если Вы так ставите вопрос, то у нас в ЦК нет никакой необходимости, чтобы Вы уходили из Юзовки. Поэтому оставайтесь на месте". Я попрощался, ушел, стал думать и пришел к выводу, что если Центральный Комитет делает мне такое предложение -- работать заместителем заведующего орготделом ЦК КП(б)У, то это ведь высокий пост и, видимо, есть веские соображения, которые побудили к тому Кагановича. Каганович ко мне очень хорошо относился. Мы с ним познакомились буквально в первые дни Февральской революции. Он тоже работал в Юзовке и выступал на первом же митинге, который проводили тогда в Юзовке, а я на нем присутствовал. Я участвовал в митинге как представитель рабочих депутатов Рутченковских копей на первом совещании в Бахмуте (это был уездный наш город). Потом вторично, через неделю--две, мы собрались в Юзовке, там же был Каганович. Он прибыл от Юзовской организации и довольно активно вел себя на

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.



Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения
Правильно указаны три элемента ответа
Правильно указаны любые два элемента ответа
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2


Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры
Правильно указаны три примера
Правильно указаны два примера
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Пример 1

Комментарии

Пример 2


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 т.д.), а зате
Из записок иностранного посла в России
С5. Назовите не менее двух целей царского правительства в Первой мировой войне. С6.
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а за
Из записок Е.Р. Дашковой
С6. Приведите не менее двух примеров реформ политической системы СССР в период перестройки. ВАРИАНТ 5
Произведения культуры и достижения инауки
Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), а затем отве
...
Полное содержание Подобный материал:
  • , 1378.19kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 394.08kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 468.17kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 482.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 259.23kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 59.28kb.
  • Инструкция по выполнению работы , 170.3kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится , 293.72kb.
  • Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку , 180.98kb.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки - знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр.

Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1-С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5-С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

Часть 1

^ При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. 1700,1709,1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны

2) городских восстаний

3) Северной войны

4) Русско-турецких войн

А2. Первый свод законов Древнерусского государства Русская Правда связан с именем


1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

A3. Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были


1) монополии

2) мануфактуры

3) фабрики

4) ремесленные мастерские

А4. С какой целью был созван сьезд русских князей в 1097 г. в Любече?

1) установить новый порядок взимания дани


2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы

4) принять решение о введении на Руси христианства

А5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию зодчего, о котором идет речь.

«В 1754-1762 гг. () создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».


1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Матвей Казаков

4) Варфоломей Растрелли

А6. Какое из названных событий произошло раньше всех других?


1) Заграничный поход русской армии

2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира

4) создание Свода законов Российской империи

А7. Кто из декабристов был членом «Южного общества»?


1) П.И. Пестель

2) М.С.Лунин

3) С.П.Трубецкой

4) Н.М. Муравьев

А8. Как в XVIII - первой половине XIX в. назывались крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на казенных и частных заводах?


1) посессионные

2) приписные

3) государственные

4) удельные

А9. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние


1) идей славянофильства

2) теории официальной народности

3) идей Просвещения

4) теорий «общинного социализма»

А14. Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?

1) левоэсеровский мятеж в Москве

2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства

4) массовое недовольство крестьян продразверсткой

А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.

«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича! »


1) 11 марта 1801 г.

4) в 1944 г.

А12. Событие, ставшее началом первой российской революции, получило название


1) «Ленский расстрел»

2) «Хождение в народ»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «Великий перелом»

А13. Как назывались участники социалистического соревнования, передовики производства с середины 1930-х гг.?


1) стахановцы

2) челюскиццы

3) петрашевцы

4) нечаевцы

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Сорокина и укажите событие, которому они посвящены.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари... На Литейном увидел бушующее пламя... Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».


1) начало Первой мировой войны

3) Кронштадтский мятеж 1921 г.

4) создание СССР

А16. Полет Ю.А. Гагарина - первый полет человека в космос – состоялся


1) в 1955 г.

4) в 1964 г.

А17. К периоду руководства Л.И.Брежнева (1964-1982 гг.) относится

1) Карибский кризис

2) Потсдамская конференция

3) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) строительство Берлинской стены

А18. Что характеризует развитие советской науки в 1960-е гг.?

1) успехи в освоении космического пространства

2) быстрое внедрение научных достижений в производство товаров народного потребления

3) освобождение науки от идеологического контроля

4) мировое лидерство в освоении компьютерных технологий

А19. К экономическим преобразованиям периода перестройки относится


1) создание совнархозов

2) национализация банков

3) политика укрупнения колхозов и совхозов

4) развитие кооперативного движения

А20. Что было одной из причин отставки правительства Е.Т. Гайдара в 1992 г.?

1) недовольство политикой Е.Т.Гайдара со стороны иностранных партнеров

2) выступление ГКЧП

3) конфликт правительства и президента в борьбе за власть

4) недовольство населения последствиями проводимой правительством «шоковой терапии»

Часть 2

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи

В) Медный бунт Г) итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Крымской войной 1853-1856 гг.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М. Скобелев

2) П. Нахимов

3) П. Багратион

4) Д.Давыдов

5) В. Корнилов

Ответ: ______________________

В4. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.

«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отьемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола... Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным... Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему».

Ответ: _________________________

В5. Что из названного относилось к событиям русско-японской войны 1904-1905 гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.


1) бои у оз. Хасан

2) осада Плевны

3) оборона Порт-Артура

4) Цусимский бой

5) оборона Шипки

Ответ: __________________________

В6. Прочтите отрывок из статьи Р.А.Медведева и напишите название периода в отечественной истории, о наступлении которого в нем говорится.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали...»

Ответ: ______________________

В7. Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запищите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Часть 3

^ Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания С1, С2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

^ Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А.Медведева

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постепенно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания.

С2. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

С3. Назовите не менее двух характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

С4. Назовите не менее двух экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма», осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

^ Прочитайте текст и выполните задания С5-С6,
относящиеся к истории царствования Ивана IV Грозного.

В конце 40-х гг. в окружении царя Ивана IV сложился кружок, который позже князь A.M.Курбский назвал Избранной радой. Реформы, к которым приступила Избранная рада, затронули все сферы жизни и государства.

С5. Назовите не менее трех реформ, проведенных Избранной радой в XVI в.

С6. Укажите, в чем заключалось их историческое значение (приведите не менее двух положений).

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1) битва на Калке

2) восстание древлян

3) первое упоминание о Москве в летописях

4) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

А2. Что из названного относится к царствованию императрицы Елизаветы Петровны?


1) введено новое летосчисление

2) открыта Петербургская Академия наук

3) дана Жалованная грамота городам

4) открыт Московский университет

A3. Что такое «Соборное уложение?»


1) свод гражданских законов

2) военный устав

3) свод церковных законов

4) свод челобитных царю

А4. Что из названного относится к итогам похода войск хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.?


1) захват и разгром Киева

2) разорение Великого Новгорода

3) начало политической раздробленности Руси

4) разорение северо-восточных русских земель

А5. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».


1) Петру I

2) Алексею Михайловичу

3) Павлу I

4) Михаилу Романову

А6. В каком ряду названы годы присоединения территорий государств Средней Азии к Российской империи?


1) 1809 г., 1829 г., 1856 г.

2) 1831 г., 1848 г., 1863 г.

3) 1865 г., 1873 г., 1876 г.

4) 1892 г., 1895 г., 1898 г.

А7. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?


1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли

2) В. Кожина, Г. Курин

3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов

4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов

А8. Как назывались участники общественного движения 1870-1880-х гг., руководствовавшиеся теориями М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева?


1) социал-демократы

2) славянофилы

3) западники

4) народники

А9. Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

1) образован единый суд для – представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) ограничена состязательность судебного процесса

4) присяжным заседателям передали функции адвокатов

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний дипломата П.А.Валуева и укажите, с историей какой войны связаны описанные факты.

«Окончательная сделка состоялась, по-видимому, 27-го. Болгария сужена и разрезана надвое. Австрия займет Герцеговину и Боснию. Что-то прирезано из Добруджи или к Добрудже, чтобы вознаградить Румынию за возвращаемый нам клочок Бессарабии. Некий городок отходит к Персии. Некоторые крупные местности – к Черногории и Сербии. Каре, Ардаган и Ольты остаются за нами. Кроме того, нам отдается Ватум.

^ Между тем Англия заключила с Турцией особый трактат по совместной обороне на случай нового с нашей стороны нападения и взяла себе остров Кипр».


1) русско-турецкой 1877-1878 гг.

2) Крымской 1853-1856 гг.

3) русско-иранской 1804-1805 гг.

4) русско-турецкой 1806-1812 гг.

А11. Первая российская революция началась


1) в 1894 г.

4) в 1914 г.

А12. Первым председателем Совета народных комиссаров стал


1) Г.В. Плеханов

2) С.Ю.Витте

3) В.И.Ленин

4) П.А. Столыпин

А13. С оказываемой в годы Великой Отечественной войны помощью СССР со стороны США и Великобритании связано понятие


1) концессия

3) план Маршалла

4) ленд-лиз

А14. Что было одним из последствий заключения Брестского мира в 1918 г.?

1) поддержка большевистского правительства со стороны всех слоев населения

2) установление советской власти в Финляндии

3) разрыв левых эсеров с большевиками

4) проведение выборов в Учредительное собрание

А15. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и укажите название движения, частью которого стали описываемые события.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».


1) диссиденты

2) народники

3) челюскинцы

4) стахановцы

А16. 6-я статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС была отменена


1) в 1964 г.

4) в 1993 г.

А17. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства


1) И.В. Сталина

2) Н.С.Хрущева

3) Л.И.Брежнева

4) М.С. Горбачева

А18. Что из перечисленного было характерно для экономического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного комплекса

4) отсутствие инфляционных процессов

А19. Снятие цензурных запретов, свобода печати характерны для


1) первого послевоенного десятилетия

2) периода «оттепели»

3) периода «застоя»

4) перестройки

А20. Что было одной из причин начала «холодной войны»?

1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) противоречия между СССР и США по вопросу о послевоенном устройстве стран Восточной Европы

3) ввод советских войск в Афганистан

4) отказ СССР от помощи союзникам в войне с милитаристской Японией

Постоянно помня, что Деникин «не справился с территорией», главнокомандующий и приглашённый им на пост главы правительства А.В. Кривошеин считали, что большевиков можно свергнуть не «походом на Москву», не «завоеванием России», а «созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа».

Укажите год, когда происходили события, упомянутые в источнике? Назовите фамилию генерала, имя которого пропущено в тексте. Какую главную задачу ставят перед собой деятели белого движения в описываемый период?

Пояснение.

2) П.Н. Врангель:

3) главная задача: добиться поддержки крестьянства.

C1 № 2694. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

<...> Тебе напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко мне. я уже со всей истиной ответил: теперь же напомню немногое из многого. Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»: так и вы с попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым. и со всеми своими родичами хотели видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог даст власть тому, кому захочет.... Вы не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел... А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди... А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство: на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого у дельного князя. Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

2) адресат - Андрей Курбский:

3) период - 1560-1570-е гг.


C1 № 3208. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня <...> прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилась, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения <...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте. Укажите годы его руководства.

Пояснение.

1) период - перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря - М.С. Горбачёв;

3) годы его руководства - 1985-1991.

C1 № 3248. Из воспоминаний государственного деятеля

«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. <...> В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. <...> Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России. <...>

Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.

<...>То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне <...> стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. <...> После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Февральская революция (свержение монархии);

Год - 1917;

органы власти:

Временное правительство (Временный комитет Государственной Думы);

Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов).

Поиск исторической информацииC2 № 35. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие направления:

1) введение эффективных методов хозяйствования;

2) повышение реальных доходов трудящихся;

3) увеличение производства потребительских товаров;

4) расширение жилищного строительства;

5) реформы образования и здравоохранения.

Могут быть указаны другие направления.

C2 № 74. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины:

Защита Россией братской Сербии

Защита Россией своих интересов на Балканах

Стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами

Исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией

Желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти

Показать текст

Пояснение.

М. Т. Лорис-Меликов предлагает создать временные подготовительные комиссии для разработки законопроектов

Как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности

C2 № 173. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что выбор династии Романовых был обусловлен:

Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, политические группы, что давало возможность достичь примирения интересов

Романовы - знатный боярский род, связанный родственными узами с династией Рюриковичей

Романовы пользовались немалой популярностью, в том числе и в среде казачества

C2 № 212. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие черты, особенности:

Форсированный характер индустриализации

Большая роль энтузиазма, социалистического соревнования

Партийный контроль над индустриализацией

Изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда

Высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках

Использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа)

Индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни

C2 № 251. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)

Показать текст

Пояснение.

Речь идет о призвании варягов на Русь; - причины призвания варягов на Русь заключались в том что "род встал на род"; 0 начались распри и усобийцы; - искали князя, который правил и судил по праву.

C2 № 290. Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.

Показать текст

Пояснение.

В исторической науке есть две точки зрения:

1) норманнская теория образования Древнерусского государства (созданная немецкими учёными в XVIII в.); сторонники норманнской теории приписывали создание Древнерусского государства варягам;

2) государство на Руси возникло как результат естественного процесса развития древнерусского общества, варяги были призваны на княжение, когда у славян существовали основы государственности.(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

C2 № 329. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие недостатки:

Хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям;

Отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли;

Антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, толкали их на насильственные действия против частных собственников;

Несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине;

Находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам предприимчивых крестьян создать крупное хозяйство путём покупки земли;

В условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать своим сообщинникам, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств

C2 № 368. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие задачи Тарутинского марш-манёвра:

Защитить стратегически важные регионы страны (прикрыть Калугу, где были сосредоточены военные запасы, и Тулу с оружейными заводами);

Обеспечить пополнение и снабжение русской армии (расположиться лагерем в Тарутино)

C2 № 407. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие задачи царствования:

Сохранение самодержавия;

Пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведённых Александром II реформ;

Восстановление сословного начала, покровительство дворянству;

Русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин;

Борьба с революционным движением и либералами.

C2 № 446. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие положения:

Ликвидация Кабинета министров;

Учреждение Императорского совета;

Восстановление роли Сената;

Восстановление коллегий, Главного магистрата;

В центре внимания - армия и флот;

Восстановление количественного состава русской армии.

C2 № 485. Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

Отсутствие частной собственности на средства производства;

Плановый характер хозяйства;

Командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

Отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

Бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

Государственный контроль за ценообразованием;

Государственная монополия на внешнюю торговлю.

Могут быть названы другие характерные черты.

C2 № 524. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие реформы:

Реформа Сената;

Секуляризация церковных владений;

Ликвидация гетманства на Украине;

Губернская реформа;

Городская реформа;

Расширение дворянских привилегий;

Финансовая реформа;

Введение свободы предпринимательства.

C2 № 563. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины Февральской революции:

Нерешённость аграрного вопроса;

Нерешённость рабочего вопроса;

Нерешённость национального вопроса;

Противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;

Поражения и потери в ходе Первой мировой войны;

Усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;

Непопулярность правительства;

C2 № 602. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов; причины их призвания на Русь заключались в том, что:

- «встал род на род»;

Начались распри и усобицы;

Это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву

C2 № 641. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие причины победы:

Беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров;

Активная помощь фронту со стороны гражданского населения;

Переброска свежих дивизий с Дальнего Востока;

Сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения;

Действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления;

Суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся);

Поступление в Красную Армию первой техники по ленд-лизу

C2 № 680. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»

Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций.

Показать текст

Пояснение.

Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях.

C2 № 719. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Укажите не менее четырех положений.

Показать текст

Пояснение.

– Приглашал на службу чиновников-иностранцев;

– отправлял молодых бояр за границу;

– приглашал студентов из Англии и Франции;

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие преобразования:

– возвращение конституции Царству Польскому;

– амнистия политических ссыльных;

– освобождение крепостных крестьян;

– дать право свободной покупки земли;

– облегчение цензуры.

Могут быть приведены другие формулировки ответа.

C2 № 953. На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие меры:

Учреждение законодательной Государственной думы;

Предоставление населению основных гражданских прав и свобод;

Сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;

Смягчение цензуры;

Отмена выкупных платежей;

Право создавать политические партии.

C2 № 992. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите не менее четырех причин поражения России.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины поражения России в войне:

Экономическая отсталость России;

Отсутствие парового флота;

Недостаточность снарядов;

Неразвитая инфраструктура не позволяла своевременно доставлять снаряды к месту сражений.

C2 № 1031. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие обещания:

1) назначение вместо Плещеева и Тихоновича достойных людей;

2) отмена усиленного налога на соль;

3) уход Морозова с поста государственного советника, если это будет угодно народу.

Обещания могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

C2 № 1070. Используя текст, укажите не менее трёх политических проблем, отмеченных выступающим.

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

1) потеря доверия к власти;

2) провал попыток политических реформ;

3) частая смена министров правительства, личные и политические

качества министров;

4) неэффективность управления;

5) подозрения в государственной измене царя и царицы.

C2 № 1110. В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны обвинения:

1) вмешательство во все государственные дела;

2) причинение экономического ущерба государству;

3) хищение и вывоз за границу государственных средств.

C2 № 1149. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

Показать текст

Пояснение.

Могут быть указаны следующие принципы:

1) дарование гражданских свобод;

2) создание высшего органа народного представительства;

3) наделение Думы законодательными полномочиями.

Принципы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

C2 № 1189. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Показать текст

Пояснение.

1. Могут быть названы такие явления, как:

Отток населения из Киевской Руси;

Запустение городов Киевской Руси;

Колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.

2. Могут быть названы причины этих явлений:

Потеря Киевом своей исторической роли вследствие перемещения основных торговых путей;

Падение роли «пути из варяг в греки»;

Постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за «киевский стол»;

Набеги кочевников, ослаблявшие Киевскую землю.

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) Приведена следующая оценка:

2) Приведены объяснения:

Мероприятия императора по решению крестьянского вопроса;

Повышение благосостояния народа;

Любовь императора к явлениям русской, народной культуры;

Строительство железных дорог;

Отказ от разрешения международных споров военным путем;

C2 № 1439. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.

Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...

И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...

Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

Какие новые формы объединения горожан вводил данный указ? Укажите не менее двух форм. Чем поощрялась служба в органе городского управления?

Показать текст

Пояснение.

Могут быть названы следующие формы объединения горожан:

Горожане делились по профессиональному признаку на цеха и гильдии.

Служба в органе городского управления поощрялась возможностью получить дворянское звание.

C2 № 1478. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

12. На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

13. После ка­ко­го события и в каком году про­изо­шла встреча царя с народом, о ко­то­рой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности

государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

14. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

15. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: "Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…" И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

16. Укажите название войны, её хронологические рамки. Напишите название города, пропущенное в тексте.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова вступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Привидением казался мне Малахов курган…Давно ли здесь распоряжались

Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. …Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся гостями».

«С каждым часом делается всё труднее и труднее видеть ежеминутно перед собой страдания людей… Но досаднее всего то, что на каждый наш выстрел неприятель отвечал десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести неприятелю хоть какой-то вред; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно

видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии. Грустно было оставлять [город], так долго нами защищаемый…»

17. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».