Изображение национального характера в рассказах В. Шукшина (по рассказам «Мастер», «Микроскоп», «Дядя Ермолай»)

Урок литературы в 7 классе

по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»

Мы жизнь вам украшаем,
даря мечту, и сказку, и надежду!

Никулина Надежда Владимировна,

Щербакова Марина Александровна.

Урок « открытия» нового знания (1 час)

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Содержательная: установить связь между произведениями Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность : конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

    Мотивация.

Просмотр видеоролика.

От чего зависит, каким человек воспринимает окружающий мир? (от настроения, от близких людей, от характера самого человека). На одну и ту же вещь можно посмотреть по –разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист - что ветер поет.

«Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – всего лишь зрители», - сказал Франсуа Гизо. Давайте сегодня постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов.

    Актуализация знаний.

Итак, вас ждет кроссворд «Вспоминаем средства выразительности художественной речи». Если все помните – замечательно, если что-то подзабыли, смотрим на это глазами оптимиста: хорошо, что мы это повторяем, пригодится на экзамене.

    Употребление слова или выражения в переносном значении (скрытое сравнение, не оформленное союзами) – метафора

    Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого – сравнение

    Художественное, образное определение- эпитет.

    Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение- гипербола.

    Необычный порядок слов – инверсия.

    Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание – анафора.

    Устойчивое , значение которого не определяется входящих в него , взятых по отдельности.

    Непомерное преуменьшение – литота.

Получилось ключевое слово «оригинал». Посмотрите на значения этого слова.

Подлинная, исходная вещь, произведение, запись

Странный человек, чудак

Тот, кто в чем-то непохож на других, чудак

Человек с причудами

Нетипичный человек

Вот о таких людях, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками мы и поговорим сегодня.

    Портретная галерея «Великие чудики мира»

Перед вами Альберт Эйнштейн, великий ученый, чья теория относительности неопровержима до сих пор.

Американский писатель, человек незаурядных взглядов Марк Твен.

Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся оригинальными картинами в стиле сюрреализма.

Фаина Раневская, которую не раз признавали лучшей актрисой СССР

Что объединяет всех этих людей? Их многие считали чудаками.

В детстве А. Эйнштейн не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Самюэль Клеменс

Став успешным писателем, Твен то и дело вкладывал деньги в неудачные предприятия и разорился. Что интересно, когда ему подвернулась возможность вложиться в разработку телефона, он отказался. Разработчик, Александр Грем Белл, стал впоследствии известным на весь мир. Марк Твен и сам был неплохим изобретателем, к примеру, он изобрел клейкие листы для блокнотов.

Сальвадор Дали, собрав большую группу друзей и знакомых, мог целый вечер провести в ресторане, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали!

Фраза из фильма «Подкидыш» буквально преследовала актрису: «Муля, не нервируй меня!». – С этой фразой связана такая легенда. Леонид Ильич Брежнев, вручавший актрисе орден Ленина, будто бы сказал: «А вот идёт наша Муля, не нервируй меня!». Раневская парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Брежнев смутился и признался актрисе в любви.

    Открытие новых знаний.

Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, интересными событиями и высказываниями. На протяжении сотен лет появлялись люди, которые своим поведением и своими проектами вызывали восхищение и уважение к их личностям.

В. М. Шукшин в интервью газете «Труд» сказал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».

Образ именно такого героя создает он в рассказе «Микроскоп».

Вспомним способы характеристики литературного героя :

Внешний вид;

- с другими героями;

Поступки;

Речь (что и как говорят).

Сегодня будем оценивать характеры главных героев, анализируя их речь.

«Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Ерин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

Как в диалоге проявляются особенности характера героя? (Здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Речь персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. найдите в тексте просторечные слова.

Чудики – ч у дные или чудн ы е? Познакомимся с двумя взглядами поэтов на таких людей.- распечатать

Не падай, надменное горе!
Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий
Высокая роль чудака!

Он будет - заранее ясно -
Смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан,
Дымком неустройства повит… (П. Антокольский)

Смешные фантазёры и мечтатели,
Романтики, художники, поэты…
Пусть говорят, что время зря потратили
В мечтах и долгих странствиях по свету.

Что нам с того? Что нам молва людская,
Когда мы целый мир в ладонях держим?
Мы чудаки - мы жизнь вам украшаем,
Даря мечту, и сказку, и надежду! (Автор неизвестен)

Чья точка зрения вам ближе? Кто для вас чудики?

Шукшин - писатель, мастер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»? Почему?

    Рефлексия.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

Чтобы лучше понять человека – Шукшина, послушайте отрывок из письма В.Шукшина своему другу:

“Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить”.

За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.

СТИХОТВОРЕНИЕ (под музыку)

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!



Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики “браво!” его оглушали,
А литавры, а литавры –
Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. (В.Высоцкий “Канатоходец”.)

Домашнее задание: творческая работа «Чудики в нашей жизни».

Рассказ Шукшина "Микроскоп" изучается в шестом классе средней школы в рамках программы по литературе. Как правило, детям предлагается вместе с этим произведением прочитать еще несколько творений автора. Впоследствии, анализируя рассказы, школьникам нужно найти похожие черты характеров главных героев и их различия.

В данной статье будет приведено краткое содержание "Микроскопа" Шукшина и даны характеристики персонажей. Подобному разбору, но в более сжатом виде, подвергнется рассказ "Космос, нервная система и шмат сала" с целью выявить похожие моменты в сюжетных линиях, а также общие идеи и черты характеров главных героев.

Семейная ссора

Главный герой рассказа - столяр Андрей Ерин, придя домой, сообщил жене о неприятном происшествии: он потерял деньги, которые снял со сберегательной книжки. Супруга, недолго думая, решила учинить расправу над провинившимся. Она пустила в ход два оружия: психологическое (ругала мужа на чем свет стоит и называла его обидными прозвищами - "Кривоносик" и "Скважина") и физическое - орудовала ручкой от сковородки. Андрей пытался защищаться подушкой, но все равно, сильные удары достигали своей цели.

Он старался воздействовать на супругу уговорами. Но его попытки разжалобить ее не привели к желаемому результату. Она остановилась только после того, как нанесла сильный удар по голове Андрея, от которого тот схватился за ушибленное место.

Зоя Ерина поняла, что перестаралась и, закончив расправу над мужем, расплакалась. Она стала причитать о том, что средства, снятые со счета в сберегательной кассе, должны были пойти на зимнюю одежду для детей. После этого, еще надеясь на чудо, она спросила супруга, не знает ли он, где мог оставить деньги. Андрей ответил, что на работе не терял, так как снял финансы со счета уже после окончания смены, а никуда больше он не заходил, даже в пивную, как предполагала супруга. Когда последняя надежда была потеряна, жена обрисовала безрадостную перспективу его существования на ближайшее время. Он будет работать в две смены, чтобы возместить убыток.

Кроме того, Андрей должен забыть о привычной для него чекушке водки после бани. Муж спокойно ответил, что насчет сверхурочной работы уже договорился, и с выпивкой он тоже готов завязать. Здесь автор рассказа "Микроскоп" Василий Шукшин дает читателям намек на то, что в сюжете содержится некая интрига. Он делает важное замечание: Андрей проговорился, упоминая о том, что уже взял себе дополнительную нагрузку на работе. Однако главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" быстро осознал свою оплошность и исправил положение, объяснив, что после обнаружения пропажи возвратился в мастерскую.

Награда за добросовестный труд

Прошло некоторое время, и страсти в семье Ериных улеглись. Муж, как и обещал, работал в две смены.

Жена главного персонажа рассказа Шукшина "Микроскоп", хоть порою и вспоминала про ручку от сковородки, но все же постепенно смягчилась. Однажды Андрей Ерин принес с работы необычный сверток. Вид его при этом был очень радостный. Он открыл упаковку и торжественно достал оттуда микроскоп. На вопрос жены: откуда он взял этот прибор, сказал, что это премия за трудовые заслуги.

Зоя спросила: "Что ты будешь с этим делать?" На что муж ответил ей с некоторой издевкой: "Изучать Луну". При этом он переглянулся с сыном, который понял его юмор и рассмеялся.

Вездесущие микробы

Рассказ "Микроскоп" Шукшина продолжается следующими событиями. Андрей Ерин задал жене вопрос о том, что, по ее мнению, она каждый день пьет. Супруга ответила, что употребляет воду. На это главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" рассмеялся и ответил, что та пьет не воду, а микробов. Он налил на стекло немного жидкости и стал рассматривать. Андрей Ерин с большим воодушевлением следил за перемещением молекул и вредоносных бактерий в объектив оптического прибора. Он оторвался от увлекательного занятия только когда супруга попросила его дать взглянуть детям. Скоро ей самой стало интересно, и она тоже нагнулась к таинственным линзам прибора. Но, в отличие от мужа и детей, ничего особенного там не разглядела.

Андрей Ерин увлеченно изучал различные жидкости и предметы. Супруга при этом стояла возле него и тихим голосом спрашивала у сына: "Микробы - это такие пятнышки, похожие на жиринки в супе?"

Разительная перемена

Супруг язвительно сказал: "Сама ты "жиринка!" С этого момента этот герой рассказа Шукшина "Микроскоп" начинает, по словам автора, превращаться в настоящего хозяина дома. Его речь приобретает командный тон. Он становится крикливым и вспыльчивым. Все свободное от работы время Андрей проводит за микроскопом. Мысли о том, что на всех окружающих вещах, и даже на людях, присутствуют микробы, не дает ему покоя.

Борьба с вредными бактериями

Рассказ Шукшина "Микроскоп", кратко пересказываемый в данной статье, продолжается следующими событиями. В один из дней Андрей Ерин заставил своего сына сделать пробежку по улице, после чего он изучил капельку пота, взятую с его лба. В этом веществе тоже присутствовали многочисленные микробы.

Раздосадованный таким положением дел, слесарь решил подвергнуть изучению капельку своей крови. Он уколол палец и выдавил немного красной жидкости на стекло микроскопа.

Анализ показал, что и там тоже присутствуют микробы. Ерин был крайне взволнован. Андрей был уверен, что это является плохим знаком. Однако он попросил сына пока ничего не говорить матери. Изучать кровь детей он отказался - боялся получить нежелательный результат. Мысль о наличии микробов в организмах родных для него людей пугала его.

Однажды он принес с работы тонкую иголку, на которую попытался наколоть несколько вредоносных бактерий. Его труды не увенчались успехом. Но он не отчаялся и сказал, что можно попытаться воздействовать на микробов током.

Служение на благо человечеству

Главный герой рассказа Шукшина "Микроскоп" был захвачен идеей о том, что если научиться уничтожать микробов, то можно увеличить продолжительность жизни человека до 120 лет. Он работал над воплощением своей задумки, не жалея сил. В его характере, как уже было сказано, произошла значительная перемена.

Из подкаблучника этот персонаж превратился в главу семьи. Занимаясь любимым делом - экспериментами с бактериями, Андрей бросил пить. Даже вид его товарища, который зашел к нему в гости, будучи нетрезвым, вызвал у него отвращение.

Незваный гость

Этим товарищем был коллега Ерина - Сергей. Он уже слышал о "научной деятельности" своего приятеля и начал разглагольствовать о том, какую пользу тот может принести человечеству. Сергей также говорил, что Ерин непременно будет увековечен за свои труды - ему поставят памятник в городе.

От гордости к разочарованию

Незваный гость, находясь в доме Ериных, продолжал пьяные речи о важности научных достижений своего коллеги. Жена Андрея тоже присутствовала при этом. В глубине души она испытывала гордость за своего супруга.

Ей льстило, что мужа считают большим ученым. Зоя решила еще раз сконцентрировать внимание гостя на микроскопе, явившимся причиной значительных перемен в жизни семьи. Она сказала: "Могли бы выдать премию чем-нибудь более полезным, например холодильником".

Сергей сказал, что не понимает о чем идет речь. Никакой премии им не давали. И вряд ли предприятие когда-нибудь будет кого-нибудь награждать. Этого ожидать глупо. Андрей пытался сделать глазами знак, что его пьяному товарищу не следует говорить об этом. Однако Сергей находился в таком состоянии, что не мог воспринимать никакие намеки. Ерин понял, что произошло непоправимое. Этот момент краткого рассказа Шукшина "Микроскоп" является кульминацией всего произведения. Жена все поняла. Андрей не потерял деньги, а купил на них оптический прибор для своих исследований.

Финал произведения

Заканчивается история тем, что два друга, герои "Микроскопа" Шукшина, сильно напиваются, заняв деньги у знакомых. Они не появляются дома всю ночь. Андрей приходит только после обеда. Его встречает сын. Он спрашивает у отца, много ли тут пропил денег. Тот говорит, что истратил на алкоголь значительную сумму. В свою очередь Андрей спрашивает, где его жена. Ребенок отвечает, что поехала в комиссионный магазин. На вопрос о том, ругалась ли она, мальчик отвечает отрицательно - не ругалась. Он сказал, что понимает отца и его печаль по поводу того, что мать продаст микроскоп. Андрей печально говорит, что, вероятнее всего, так и будет. Но он признает и необходимость купить детям шубы на зиму.

Рассказ Шукшина "Микроскоп": анализ

Данное произведение принадлежит к жанру краткого рассказа, которыми изобилует творчество Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что этот автор написал два романа, несколько киносценариев и многое другое, некоторые литературные критики говорят о том, что именно рассказ является одним из самых значимых явлений в его творчестве.

Многие литературоведы в своих трудах обращались к например

Герои "Микроскопа", так же как и персонажи других произведений, могут быть охарактеризованы как "чудики". Именно так называют главных действующих лиц его литературных творений. Это слово обозначает человека, поступки которого выходят за рамки понимания обычных среднестатистических людей. К обладателям такого характера можно причислить и Андрея Ерина. Он, в отличие от своей жены, которая живет лишь повседневными заботами и приземленными интересами, имеет еще и возвышенные стремления. В рассказе не упоминается о его жизни до приобретения микроскопа, однако можно предположить, что жена не разрешала ему уделять внимание собственным увлечениям, объясняя это тем, что семейные нужды превыше всего. Характер Андрея Ерина является динамичным. То есть он претерпевает изменения в процессе развития сюжета. Из слабовольного мужчины, всецело подчиняющегося воле супруги, он превращается в хозяина дома. Это изменение происходит параллельно с началом его "научных исследований". Можно даже сказать, что реализация творческого потенциала способствовало совершенствованию его личности. Однако под влиянием непредвиденных обстоятельств он снова становится прежним Андреем Ериным.

Вторым по значимости героем рассказа "Микроскоп" В. М. Шукшина является жена Андрея. Она олицетворяет приземленный мир, идеалы мещанства. То, как она расправляется со своим супругом, когда тот потерял деньги, говорит о жесткости ее характера. Однако в "Микроскопе" Шукшина, как и во многих других его произведениях, личность каждого из героев не является однополярной, а содержит в себе и положительные и отрицательные черты.

Подтверждение этому можно найти в конце рассказа: жена не ругалась и не устраивала скандалов, когда выяснилось, что муж обманул ее. Можно предположить, что она поняла, что этот поступок был совершен под влиянием непреодолимой тяги к научным исследованиям, и это обстоятельство вызвало у нее уважение. Что касается композиционных особенностей рассказа Шукшина "Микроскоп", то их можно охарактеризовать следующим образом.

Экспозиция в произведении отсутствует. Читатель сразу погружается в круговорот происходящих событий. Развитие сюжета происходит достаточно стремительно. Кульминацией является момент, когда друг Андрея выдал его тайну. Автор использует метод непрямой характеристики героев. То есть он не дает читателям открытых комментариев по поводу особенностей личности того или иного героя. Об этом можно судить по тем поступкам, которые тот совершает.

Во многих рассказах Шукшина финал является открытым. Автор не говорит о том, как развивались дальнейшие события, предоставляя читателю возможность самому домыслить варианты последующих происшествий в жизни героев. Эту особенность произведений, а также наличие многочисленных длинных диалогов и монологов можно отчасти объяснить тем, что Шукшин являлся профессиональным кинорежиссером и строил свои рассказы по правилам сценариев.

Столкновение двух стихий

"Сопоставьте фрагменты рассказов Шукшина "Микроскоп" и "Космос, нервная система и шмат сала", - гласит одно из заданий по литературе.

Во втором рассказе поднимается похожая проблема - столкновение двух миров: приземленного, обыденного, мещанского и возвышенного, творческого. В "Космосе" ученик восьмого класса Юрка снимает угол в доме старика. Мальчик увлечен наукой. Он с удовольствием готовит домашние задания, поскольку хочет стать хирургом.

Старик не понимает его, так как медики зарабатывают мало. Все идеалы Наума Евстигнеича обусловлены лишь житейскими потребностями, такими как хорошая еда, алкоголь и так далее. Юрка часто вступает со стариком в продолжительные споры о роли науки в современном обществе. Он горячо защищает необходимость таких исследований. Его старший товарищ считает подобное занятие пустой тратой времени, а всю информацию из учебников - ложью.

Тем не менее его заинтересовал рассказ юного квартиранта об академике Павлове, который даже в предсмертном состоянии думал о других людях и ради развития науки записывал сведения о том, что происходит с его организмом.

Старик просит показать ему фотографию ученого, совершившего столь героический поступок, и интересуется, были ли у ученого родственники.

Этот персонаж рассказа отличался своей жадностью. Он иногда давал в долг Юрке продукты из своего погреба, однако всегда просил рассчитаться за них при возможности. Неожиданностью было, когда после разговора о Павлове он вдруг принес мальчику кусок сала совершенно безвозмездно.

Можно провести параллель с рассказом "Микроскоп", в котором жена главного героя является персонажем, подобным Науму Евстигнеичу из "Космоса". Здесь также происходит своеобразное признание значимости науки. И можно сказать, что старик также понимает главного героя, как и жена Зоя Ерина.

Однако в обоих произведениях главные персонажи добиваются сочувствия, но все равно они окончательно не приняты окружающим миром.

Проблема столкновения двух различных мировоззрений не является новой для русской литературы. Она была впервые затронута еще в девятнадцатом веке в произведениях таких писателей, как Гончаров, Грибоедов и другие. В зарубежной литературе также можно найти примеры обращения к этой проблеме. Так, в романе Сомерсета Моэма "Луна и грош" показан образ художника, который ради искусства бросил свою семью. Он вел нищенское существование, скитался по свету, однако был счастлив, поскольку посвятил себя любимому делу - созданию картин.

Заключение

В статье приведено краткое содержание одного из самых известных рассказов Василия Макаровича Шукшина. Данный материал может пригодиться школьникам при подготовке к урокам, а также учителям литературы.

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.
Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.
Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».
Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.
Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Особенности использования метафор в художественных текстах

В.М. Шукшина»

ученица 8 класса

МОУ «ТСОШ № 1»

Прибайкальского района

Республики Бурятия

Руководитель: Шульгина Оксана Анатольевна

  1. Введение ___________________________________________________3
  2. Глава I.

§ I Классификация метафор и метафорических переносов___________4

  1. § II Языковая метафора в социально-психологическом аспекте ______6
  2. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина ______8

  1. Заключение _________________________________________________11
  2. Список использованной литературы ____________________________12

I. Введение

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.

Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.

Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.

Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач :

Выявить случаи проявления метафоричности в тексте произведения;

Определить типы метафор, используемых автором;

Проанализировать контекстуальную значимость метафор.

В ходе исследования были использованы следующие методы : метод контекстуального анализа и метод стилистического анализа художественного текста.

Цель и задачи данного исследования определили его структуру . Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

II. Глава I

§ I. Классификация метафор и метафорических переносов

Истоки исследовательского интереса к метафоре связывают обычно с именем Аристотеля. В своей «Поэтике» он впервые описал метафору как способ переосмысления значения слова на основании сходства. Метафора, по Аристотелю, дает возможность и право «говоря о действительном, соединять с ним невозможное», иными словами, речь идёт о способе называть предмет «не принадлежащим ему именем» через элементы сходства, сопоставления: «Создавать хорошие метафоры, значит, подмечать сходство». Аристотелю принадлежит одна из первых классификаций метафор, на которую ссылаются едва ли не современные исследователи: «метафора – перенесения слова и изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии».

Символы метафоры обнаруживают большое разнообразие как по своему семантическому устройству (моносемные, полисемные), так и по характеру связи исходного значения с метафорическим (более или менее непосредственная связь, опосредованная и т.п.). В соответствии с этими различиями могут быть выделены следующие виды языковых метафор: 1) мотивированная ЯМ; 2) синкретическая ЯМ; 3) ассоциативная ЯМ.

Следует иметь в виду, что эта классификация условна и имеет методические цели. Четко отграничивать один вид ЯМ от другого не всегда представляется возможным – этому способствует неустойчивый и подвижный характер символа метафоры.

  1. Мотивированная языковая метафора: формальным критерием для отбора таких ЯМ послужили данные толковых словарей. Пример: Карикатура. Рисунок, изображающий что-либо в искаженном, смешном виде. Перен. Неудачное подражание, смешное искаженное подобие кого-нибудь, чего-либо. Метафора прозрачна, механизм образования её вскрыт.
  2. Синкретическая языковая метафора: в трудах по исторической поэтике А.Н. Веселовский вскрыл психологические основы образования метафор и эпитетов и показал, что большая часть метафорических преобразований современных языков восходит к древнейшей поре, когда «физиологическая неразборчивость» человеческого сознания приводила к тому, что чувственные впечатления (зрительные, слуховые, обонятельные и другие) воспринимались неразчлененно, слитно, и эта слитность закреплялась в языке в его «обиходных формулах»: чёрная тоска, мертвая тишина.
  3. Ассоциативная языковая метафора: базируется на способности сознания отыскивать аналогии между любыми объектами действительности. Например, признаки «шум, крик», связаны с восприятием такой реалии, как базар; качества человека «мягкий, вялый, безвольный» психологически ассоциируются с такой реалией, как кисель.

Системный подход к метафоре позволил обнаружить и описать направления метафорических переносов в их многообразии, охватывающие как материальные, так и идеальные сущности, вовлеченные в процесс метафоризации, при этом метафорический перенос совершается в определенных направлениях в достаточно жесткой последовательности.

Типы регулярных метафорических переносов:

  1. Предмет → предмет

Водопад (слёз), золото (волос), поток (писем), бисер (пота)

  1. Предмет → человек

а) характеристики человека

дубина, заноза, идол, статуя, сокровище, лопух и т.д.

б) обозначение частей тела человека

жерди (ноги), котелок (голова), варежка (рот), вывеска (лицо)

в) обозначение группы людей

море (людей), обойма (писателей), поток (посетителей)

  1. Предмет → физический мир

Град (ударов, пинков), волна (света, звуков, запахов), стена (огня)

  1. Предмет → психический мир

Звезда (удачи, счастья), гранит (науки), лекарство (от лени, от любви), грязь (жизни, отношений)

  1. Предмет → абстракция

Бездна (дел, вопросов, забот), цепь (событий, приключений), крупинка, крупица (пользы, радости, смысла, доброты, покоя)

Помимо описанных регулярных типов метафорических переносов были обнаружены и некоторые нерегулярные. Они исчисляются единицами:

  1. Животное → предмет

Бегемот (тяжелое орудие), перья (мороза), чешуя (водной поверхности)

  1. Животное → животное

Бегемот (о коне), змей (о быке)

Я опомкал все закоулки, все укромные места – нет быка . Ну, думаю, только бы мне найти тебя, змей , я тебе покажу. (Шукшин «Из детских лет Ивана Попова)

  1. Животное → психический мир

Хвост (задолжность по какому-либо учебному предмету), стая (мыслей, воспоминаний)

  1. Человек → животное

Кота надо высечь. Это не кот , а бандит . (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

  1. Физический мир → физический мир

Шквал (аплодисментов), вспышка (болезни, смеха)

  1. Физический мир → человек

Огонь (горячий, энергичный человек), слякоть (бесхарактерный), чума, холера (бранное)

§II . Языковая метафора в социально-психологическом аспекте

Метафора играет важную роль в построении языковой картины мира и в членении действительности. Языковая метафора мелиоративной оценки – положительная – ясный сокол, плеяда, соль общества. Языковая метафора пейоративной оценки обнаруживает большое семантическое разнообразие. Отрицательно оцениваются пороки (глупость, равнодушие, жестокость и т.п.), недостойное поведение (чванство, притворство) и т.д.

Таблица языковой метафоры мелиоративной оценки

Примеры ЯМ

  1. Внешность
  1. Красивый (привлекательный, нарядный и т.п.)
  2. Высокого роста (+стройный)
  3. Крепкого телосложения
  4. Имеет свежий бодрый вид

Игрушка, игрушечка, конфетка, конфетка, куколка, херувим, цветок

тополь

дуб, кряж

огурчик

  1. Характер
  1. Волевой
  1. Смелый, отважный
  2. Живой, активный

Гранит, кремень

Лев, орел, орленок, сокол, соколенок

Огонь, порох

  1. Поведение
  1. Подвижный, резвый

Дьяволенок, коза, козочка, разбойник, разбойница, стрекоза, чертенок, юла

  1. Социальные качества
  1. Наделенный властью, могущественный
  2. Играет важную роль в жизни общества (знаменитый, прославленный)
  3. Опытный, умелый
  4. «Лучшие люди общества»
  5. Кого любят, кому поклоняются
  6. Ласковое обращение

Бог, владыка, командир, матрона

Бог, звезда, именинник, исполин, колосс, королева, король, львица, маяк, орел, патриарх, светило, солнце, стержень

Зубр

Созвездие, сок, соль

Богиня, божество, кумир, мадонна, сокровище, солнце

Голубь, ласточка, птаха, пташка, птичка, ягодка

  1. Прочие

Волшебник, соловей, философ, поэт, дипломат, самородок, праведник

Таблица метафоры пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1.

1.2. низкорослый (+ невзрачный)

1.4. медлительный

Кикимора, мартышка, попугай, пугало, чучело

Огарок, пигалица, сморчок, шпингалет

Дубина, каланча, оглобля

Черепаха

II. Характер

  1. Безвольный
  2. Робкий
  3. Упрямый

Кисель, курица, размазня, тюфяк

Баба, овца, теленок, ягненок, телок

Баран, ишак, осел

III. Поведение

  1. вспыльчивый
  2. нелюдимый
  3. притворщик
  4. задиристый

Кипяток, порох

Монах, отшельник

Актер, актриса, артист, артистка

Ерш, заноза, петух

IV. Социальные качества

4.1. занимает высокое положение в обществе (высокомерный)

4.2. занимает низкое положение в обществе (презираемый)

4.3. «Худшие люди общества»

4.4. мучитель, угнетатель

Вельможа, воевода, индюк, осетр

Карлик, козявка, лилипут, огрызок, падаль, фитюлька, хлам, червь

Отбросы, отребье, подонки, рвань

Крепостник, палач, тиран, тюремщик, феодал, хищник

  1. Прочие

Выкормыш, гастролер, динозавр, жонглер, ихтиозавр, маньяк, слепец, поросенок, трюкач, черт, могильщик, калека

Б. Наименование частей тела человека

Будка, вывеска, грабли, жердь, клешня, лапа, морда, оглобля, рыло, терка

III. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина

Используя метафоры, встречающиеся в рассказах В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка» я заполню таблицы, о которых писала в главе 1.

Таблица № 1 Языковая метафора мелиоративной оценки

И человек как огурчик. («Космос, нервная система и шмат сала»)

Людей интересных много, - продолжал Степан. – Есть такие орлы! («Степка»)

Таблица № 2 Языковая метафора пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1. Некрасивый (непривлекательный, нелепо, некрасиво одетый)

1.3. чрезмерно высокого роста

Кикимора

Верста коломенская

II. Характер

2.2. Робкий

Телок

IV. Социальные качества

4.8. Обладает отталкивающими → качествами

гадина

  1. Прочие

акварель

Кикимора ты болотная!.. («Микроскоп»)

Приполз … гадина какая. («Осенью»)

Где же на месяц? Эх ты … акварель! («Светлые души»)

… Ну что мне с тобой делать, верста коломенская? («Стенька Разин»)

… Он какой- то телок у нас – всего стесняется. («Игнаха приехал»)

Таблица № 3 Семантические виды языковой метафоры

Мотивированная

Синкретическая

Ассоциативная

признаковая

психологическая

Скрепить 8

Налетел 9

Поднялась 9

Вспыхнула 10

Заиграет 3

Полоскать 5

Заходил 6

Дергать 7

Проглатила 11

Раскинулось 12

Добрый 12

Стегал 13

Толкался 13

Плакало кровью 14

Темнота 15

Заскулила 16

Заломить 17

Отодрал 18

Свежее 19

Отломил 20

Дремучие 21

Оглушил 22

Галоп 24

Облако 1

Выцедить 2

Мариновать 23

Сундуки 4

1. Старуха оделась и вышла, впустив в избу белое морозное облако. («Как помирал старик»)

2. Такая слабость, вроде всю кровь выцедили. («Как помирал старик»)

3. Лучше дай мне полрюмки вина… Может, хоть маленько кровь-то заиграет (там же)

4. Всю жись тряситесь над ей, а не понимаете, водка – это первое лекарство. Сундуки какие-то. (там же)

5. Будешь потом по деревне полоскать – кому охота на таком морозе долбать. (там же)

6. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. («Дядя Ермолай»)

7. Небо – синим-сине, а уж дергал ветер. («Дядя Ермолай»)

8. И он скрепя сердце, тоже стал собираться. (там же)

9. Налетел сильный ветер, поднялась пыль. (там же)

10. Вспыхнула молния. (там же)

11. Все как будто на миг повисало в воздухе, лишь тьма проглатывала все. (там же)

12. Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. (там же)

13. На реке ветер похаживал добрый. Стегал и толкался. («Осенью»)

14. Сердце плакало кровью. (там же)

15. Мы же так никогда из темноты не вылезем. (там же)

16. Душа чего-то заскулила. (там же)

17. Сердце ночью так заломит-заломит. (там же)

18. Филипп отодрал наконец ноги с места. (там же)

19. Лицо ещё свежее. (там же)

20. Обломил смолоду кусок счастья. (там же)

21. Я на такие дремучие вопросы не отвечаю. («Космос, нервная система и шмат сала»)

22. Ты же вчера оглушил свою нервную систему, затормозил. (там же)

23. Другие наоборот маринуют: дескать, мясистее будет. (о свинье) (там же)

24. География… Сейчас мы её галопом. (там же)

Типы регулярных метафорических переносов в языке

  1. Предмет → человек

Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! («Микроскоп»)

II. Животное → человек

1. Я, што ли, один так лаюсь? («Космос, нервная система и шмат сала»)

2. Скулил как пёс за воротами («Осенью»)

3. Он здоровый как бык («Как помирал старик»)

4. Смотрел орлом («Осенью»)

Типы нерегулярных метафорических переносов в языке

  1. Физический мир → животное

Носил постоянно в себе эту боль-змею. («Осенью»)

  1. Животное → животное

Вот они, собаки!- прошептал Андрей Ерин. С каким-то жутким восторгом прошептал: - Разгуливают. (о микробах) («Микроскоп»)

III. Физический мир → человек

И пришла весна – добрая и бестолковая, как недозрелая девка . («Степка»)

IV. Заключение

Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Мною было проанализировано несколько рассказов В. Шукшина: «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.

Есть несколько типов, на которые можно подразделить метафору: Индивидуально-авторская, развернутая и общеязыковая. Она может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении, и развернутой.Также метафора бывает именной и глагольной, каждая из которых подразделяется на: олицетворяющиеся и на не олицетворяющиеся.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что метафоры, используемые В. Шукшиным, разнообразны по оценке, семантическим видам и типам метафорических переносов. Больше всего в произведениях синкретических метафор. С помощью этих метафор автор необычно, по-особенному описывает природу, изменения погоды: заходил дождь, на реке ветер стегал и толкался, утро раскинулось.

V. Список использованной литературы

  1. Аристотель Поэтика.- Л., 1927
  2. Арютюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры ∕∕ИАН СЛЯ 1978 Т.37 № 4
  3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова∕∕ВЯ 1953 № 5
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь∕∕Выготский Л.С. Избранное психологические исследования.-М., 1956
  5. Гак В.Г. К проблеме общих семантических законов ∕∕Общее и романское языкознание. – М., 1972
  6. Гусев С.С. Наука и метафора. – Л., 1984
  7. Корольков В.И. Метафора∕∕Краткая литературная энциклопедия.- М., 1967
  8. Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи∕∕Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1969
  9. Левин Ю.И. Структура русской метафоры∕∕Труды по знаковым системам.- Тарту, 1965
  10. Шукшин В.М. Рассказы Повести.- М., Дрофа, 2002

Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно помочь всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи «Микроскоп». Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.
Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при «Заготзерне». Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана), лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку «ненужного» предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с «микробами», которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он способен искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. «И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях». Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. «Андрей сел и закурил. - От такой мелкой твари гибнут люди! - Вид у него был убитый…»
Именно этим желанием помочь и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и поможет. Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-«чудик» не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми способами ее осуществить.

Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно помочь всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи «Микроскоп». Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.
Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при «Заготзерне». Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана), лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку «ненужного» предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с «микробами», которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он способен искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. «И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях». Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. «Андрей сел и закурил. - От такой мелкой твари гибнут люди! - Вид у него был убитый…»
Именно этим желанием помочь и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и поможет. Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-«чудик» не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми способами ее осуществить.