Как эффективно расставлять приоритеты и планировать свою жизнь. Жизненный план пример

Планы и мечты - важная составляющая жизни каждого человека. Но всегда ли люди приходят к своим целям? Что им мешает? Конечно, у каждого отдельного человека найдется масса причин, почему та или другая мечта так и не осуществилась. Однако корень большинства из них кроется в одном простом слове - планирование. Как утверждают многие менеджеры, именно без этого процесса осуществление целей чаще всего заканчивается неудачей. В данной статье узнаем, как правильно составить план на год и придерживаться его.

Для чего это необходимо

Один итальянский афоризм гласит:

Только мертвые рыбы, плывут по течению.

Если у вас возникает вопрос не «как составить план на год», а «для чего это необходимо?», значит, всю свою сознательную жизнь вы просто плыли по течению. С одной стороны - это не так уж и плохо. Но когда возникают неконтролируемые ситуации, человек начинает осознавать, что не он «хозяин своей жизни», а другие люди или какие-либо обстоятельства. Планирование - важный и очень ответственный процесс, который не просто позволяет структурировать мечты и желания, но и помогает найти решения для осуществления целей. Пора брать бразды правления в свои руки. Тогда вы с уверенностью сможете сказать, что полностью управляете своей жизнью.

Когда необходимо составлять план

Конечно же, самое подходящее для этого время - это конец года и начало следующего. Именно в этот период полезно проанализировать прошлые ошибки и задуматься о том, чего же вы хотите на самом деле. Если вопрос «как составить план на год» стал актуален в середине лета, то это также не проблема. В таком случае лучше всего будет составить список целей до конца текущего года. А затем сделать новый, уже на все 365 дней. На самом деле планированием следует заниматься именно тогда, когда вы к этому действительно готовы. Главное - не откладывать это дело, ведь из-за суеты можно забыть о своих целях и намерениях.

Анализ прошлого

Прежде чем приступить к составлению плана, нужно вспомнить предыдущий год. Очень важно, чтобы под рукой в это время были ручка и листок. Для себя можно расписать:

  • Какие цели вы ставили на прошлый год?
  • Чего удалось добиться? Почему?
  • Что не получилось осуществить? Почему?

Тщательно проанализируйте для себя все вопросы. Действительно ли данные цели были для вас важными? Стоили ли потраченные усилия, полученного результата? Только после того, как в голове сложится четкая картинка прошлого года, можно приступать к следующему пункту.

Работа над ошибками

Вы помните, как в школе всех заставляли выполнять «работу над ошибками»? Теперь немного вспомним это время. Полученные данные из прошлого пункта необходимо с пользой применить для будущих целей. Как составить план на год, учитывая прошлые ошибки? На листочке бумаги необходимо сделать следующую схему:

С левой стороны нужно указать все цели, которые удалось осуществить, с правой стороны - планы, которых не удалось достичь. Под каждым пунктом следует кратко указать, почему так произошло. Теперь, с этой схемой будет очень просто ответить на вопрос: «как составить план на год, учитывая прошлые ошибки?» Особое внимание следует обратить на правую колонку. Проанализируйте необходимость этих целей. Если их значимость не уменьшилась, значит, их нужно переписать на следующий год. Однако к такой цели, одним из подпунктов будет задача по ее достижению. Так, например, в схеме выше у девушки не получилось купить новую машину, так как она не смогла сэкономить и собрать необходимые финансы. К такой цели задача будет следующей: каждый месяц откладывать n-сумму денег.

Как правильно формулировать

То, как написаны сами цели, имеет немалое значение. Формулировка должна быть короткой и достаточно точно отображать задачу. Кроме того, желательно, чтобы цели, которые вы будете писать, были привязаны к определенным образам. Так, вам будет проще о них не забывать. Некоторые люди даже составляют планы-коллажи. На них отображается не только цель, но и ее изображение.

Как составить план работы на год, если нет конкретных целей? Иногда ведь действительно бывает, что человек и сам не знает, чего хочет. Многие эксперты в области менеджмента утверждают, что план следует составлять в зависимости от сфер жизни. Для каждой необходимо выбрать одну важную цель и расписать к ней задачи.

Сферы жизни

Так, выделяют 6 основных целей, но их может быть и гораздо больше:

  • саморазвитие,
  • финансы,
  • здоровье,
  • семья,
  • работа.

Для каждой из сфер жизни необходимо выбрать цель, которая самая приоритетная для вас. Более того, для того чтобы выполнять цели было гораздо легче, их разбивают на задачи по месяцам или даже по неделям. Например, если в сфере «саморазвитие» будет стоять цель: выучить английский язык, тогда задачи могут быть следующие:

  1. Записаться на курсы английского языка.
  2. Завести тетрадь для обучения.
  3. Заниматься не меньше чем 3 раза в неделю по 60 мин.
  4. Выучить стих на английском.
  5. Написать рассказ о себе.

Перед составлением плана нужно спросить себя по очереди: чего я хочу добиться в сфере работы, здоровья и так далее? Ответы, которые приходят на ум, следует обдумать, действительно ли это вам необходимо. Так, шаг за шагом, план целей будет сформирован.

Как правильно структурировать цели и задачи

Для того чтобы осуществлять мечты было максимально просто, сформулированные цели следует расставить в правильном порядке. Во-первых, такой план будет гораздо легче читать. Кроме того, скорей всего, вы его хорошо запомните и будете ему следовать. Способов оформления плана достаточно много. Каждый человек должен делать так, как ему будет удобно. Особенно важно, чтобы план вам нравился.

Например, часто можно встретить планы-коллажи. В них каждая цель подкреплена яркой иллюстрацией. Для тех, кто любит строгий стиль, подойдет план в виде таблицы. Одним словом можно сказать, что в данном случае полет фантазии безграничный. Важно только, чтобы все цели были четко видны на плане, и их не нужно было долго искать глазами.

Отдельный пункт

В плане можно создать еще один важный и очень нужный пункт. Речь идет о вещах или делах, которые вы постоянно откладывали в долгий ящик. В жизни каждого человека есть такие задачи, которые он не хочет выполнять и постоянно переносит их на потом. Именно в плане на год они должны занять почетное место. Нерешенные дела влияют на все сферы жизни человека. Они, словно грязный мусор захламляют голову и отбирают энергию. Согласитесь, что время от времени вы вспоминаете о них, начинаете нервничать, что никак не выполните, говорите себе: «Ну все, точно сделаю в следующий понедельник» и снова забываете. Ситуация повторяется с закономерной цикличностью, но никак не решается. Обязательно запишите все «такие дела» в план на год. Выделите для них определенный месяц или день и сделайте так, как запланировали.

В данный пункт также следует включить и то, от чего ты так давно хотели избавиться. Это дела, которые больше не приносят дохода или люди, напрягающие своим общением. Всегда и во всем выставляйте приоритеты, тогда вам будет легче ориентироваться: что нужно выкинуть, а на что обратить внимание.

Также очень часто у людей есть планы и цели, о которых они мечтают годами, но ничего для этого не делают. Как составить план жизни на год, если нет четкого осознания важности той или иной мечты.

В таком случае тоже очень важно определить, действительно ли это вам необходимо? Если ответ отрицательный, тогда вычеркните, забудьте и никогда не вспоминайте. Не стоит тратить силы и энергию на то, что никогда не осуществиться. Если ответ положительный - обязательно запишите его в план и осуществите задуманное.

Контроль достигнутых успехов

Мы уже узнали, как составить план на год, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Но как проверить его эффективность? Конечно же, для того, чтобы осуществить все цели, все это нужно постоянно контролировать. Для этого есть два способа.

Так, можно на общем плане на год отмечать все успехи и поражения. В особенности важно ставить отметки о том, чего уже удалось достичь. Тогда, примерно в середине года, когда запал станет меньше и в голову закрадется мысль «да может ну его, этот план», вы возьмете его и увидите, сколько уже достигли. Это будет своеобразная мотивация, которая не даст сделать шаг назад.

Если план получился настолько красивым, что нет желания ничего на нем писать, то можно составлять дополнительные. Например, одной из целей было сделать закупки. Так, вы примерно расписали что и сколько вам нужно прикупить. Теперь возьмите еще один листок. Как составить план закупок на год? Все очень просто! Разделите его на 12 месяцев и в каждый впишите, сколько и чего вам нужно будет купить. Теперь, посмотрев в основной план и увидев там цель «сделать закупки», вы откроете дополнительный и увидите все детали. Так что их не нужно держать в голове.

Другие виды планов

Планирование - удивительная и увлекательная вещь. Любое событие или цель можно расписать до мельчайших подробностей - это называется алгоритм. Именно по такому принципу работают и компьютеры. Интересно, что некоторые люди составляют планы и на несколько лет. Чаще всего так делают предприниматели и бизнесмены. Для них это жизненно необходимо.

Составить план на 3 года или 5 лет совсем несложно. Всего-навсего нужно определить главные цели и расписать к ним задачи. Наиболее сложно придерживаться такого плана неукоснительно.

Очень важно, чтобы цели в плане соотносились с возможностями человека. Не следует путать недосягаемую мечту и четко поставленные цели. Если вы не уверены, что сможете сами добиться определенной задачи, то ее не следует записывать. На образце «как составить план на год», представленном выше, можно увидеть, что все цели должны зависеть только от самого человека, его желаний и способностей. В них нет места другим людям или случайным событиям. Всегда нужно надеяться только на себя.

Подводя итог, можно сказать, что составить план совсем несложно. Для этого требуется тщательно проанализировать свою жизнь, сделать необходимые выводы и записать их в виде таблицы или списка.

Наша жизнь постоянно меняется. Когда вам кажется, что вы просто плывете по течению, или сомневаетесь в правильности своих приоритетов, изменить сложившуюся ситуацию поможет составление жизненного плана. Благодаря жизненному плану, вы сможете упорядочить свою жизнь, несмотря на перемены. В этой статье вы узнаете, как создать свой собственный жизненный план.

Шаги

Часть 1

Определение приоритетов
  1. Подумайте о том, какова ваша роль в настоящее время. Каждый день мы играем разные роли. В зависимости от своих действий, в течение дня мы можем быть " дочерью ", " художником ", " студентом ", " подругой ", " любителем сыра " и т.д. Напишите свой список на листке бумаги. Попробуйте расставить эти роли в правильном порядке, обращая внимание на их приоритетность.

    • Здесь некоторые примеры других ролей (но, конечно, этим не следует ограничиваться): шеф-повар, собаковод, брат, фотограф, шеф, наставник, путешественник, внук, мыслитель и т.д.
  2. Подумайте о той роли, которую вы хотели бы играть в будущем. Некоторые, если не все, из ваших ролей, которые присутствуют в вашей жизни сейчас, скорее всего вы захотите продолжать играть в будущем, например, по-прежнему оставаться «матерью» или « художником». Тем не менее, эти роли являются просто названиями, и каждому человеку хотелось бы, чтобы кто-то использовал их, чтобы описать его в конце жизни. Подумайте о негативных ролях, которые вы играете в настоящее время - возможно, те роли, которые вы хотели бы вычеркнуть из списка, планируя свое будущее.

    • Чтобы составить свой список, подумайте о том, что бы вы хотели сделать в будущем. Вы хотите путешествовать, но не делали этого никогда ранее? Если да, роль " путешественника " добавьте в свой будущий список.
  3. Подумайте о своих мотивах. Почему вы хотите играть эти роли в будущем? Чтобы составить жизненный план, вам необходимо правильно расставить приоритеты в своей жизни. Чтобы сделать это, подумайте о ролях, которые вы хотите продолжать играть, а также о тех, которые вы хотите добавить в будущем. Подумайте, почему вы хотите играть определенную роль? Может быть, вы хотите стать "отцом", тогда среди ваших будущих целей запишите свое желание иметь детей с вашим партнером, и подарите ребенку жизнь.

    • Простой способ выяснить причины своих амбиций заключается в следующем: представьте свои собственные похороны (хотя это болезненно, это нужно сделать, это действительно помогает!) Кто будет присутствовать на них? Что бы вы хотели, чтобы люди говорили о вас? Возможно, вы хотели бы услышать самые важные слова, например, что вы были удивительной матерью или приложили усилия, чтобы помочь тысячам бездомным животным.
  4. Запишите свои приоритеты. После того как вы действительно поймете свои мотивы, запишите их. Составление списка поможет вам оставаться организованными, когда вы начнете следовать своему плану.

    • Например, список может включать: я - ‘ сестра ", потому что я всегда хочу быть поддержкой для своего брата; хочу быть «писателем», потому что я смогу записать историю моих бабушки и дедушки, и т.д.
  5. Подумайте о своих физических и эмоциональных потребностях. Что необходимо, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? Например, если вы хотите стать" альпинистом Эвереста ", вы должны быть в хорошей физической форме и правильно питаться. Если вы хотите стать "другом", ваши эмоциональные потребности будут удовлетворены, если вы окружите себя любящими людьми.

    Часть 2

    Постановка целей
    1. Подумайте, какие цели вы хотите достичь в течение жизни. Используйте свои роли, приоритеты и потребности, и вы сможете понять чего вы на самом деле хотите в своей жизни. Подумайте об этом списке в ракурсе дел, которые вы хотите успеть сделать перед своей смертью? Помните, что это должны быть цели, которых вы действительно хотите достичь, а не цели к которым побуждают вас другие. Если вам нужна дополнительная помощь, попробуйте распределить свои цели по категориям. Некоторые примеры категорий:

      • Карьера / Призвание; Социум (семья и друзья) ; Финансы, здоровье, путешествия; Знания / Интеллект и духовность.
      • Пример цели (в соответствии с категорией): стать известным архитектором; выйти замуж и иметь двух детей; заработать достаточно денег, чтобы дать хорошее образование детям; оставаться в хорошей форме; посетить все континенты; получить степень магистра в области архитектуры; посетить буддийский храм Боробудур.
    2. Запишите конкретные цели с конкретными датами. После того как вы поставили перед собой цель, которую вы хотите достичь в своей жизни, например, получить ученую степень, запишите ее, а также дату, к которой вы хотите достичь намеченной цели. Вот некоторые цели, которые являются менее расплывчатыми, чем те, которые перечислены в предыдущем шаге:

      • Потерять 5кг к июню 2014 года.
      • Быть принятым в магистерскую программу в области архитектуры к апрелю 2015 года.
      • Путешествовать в Индонезию, чтобы посетить храм Боробудур в 2016 году.
    3. Подумайте, как вы будете достигать ваших целей. Для этого вам необходимо оценить, где вы находитесь прямо сейчас. То, какие шаги вам нужно будет предпринять, зависит от того, чем вы занимаетесь в настоящий момент. Например, чтобы получить степень магистра в области архитектуры:

      • С настоящего времени до апреля 2015 года, вам будет нужно: А. Изучить архитектурные программы. Б. Заполнить необходимое заявление. В. Заполнить остальную часть заявления и подать ее в соответствующие органы. Г. Дождаться ответ. Выбрать программу, которую вы хотели бы изучать. Е. Записаться!

    Часть 3

    Составление плана
    1. Запишите, какие действия вам необходимо предпринять, чтобы достичь каждой цели. Вы можете сделать это в любом формате - от руки, напечатать документ Word, нарисовать на большом листе, и т.д. Какой бы формат вы не использовали, напишите, какие действия необходимо будет предпринять для достижения каждой из ваших цели в хронологическом порядке. Поздравляем - вы только что составили свой жизненный план.

      • Теперь самое время, изучить детали каждого шага – название конкретных программ магистратуры. Или, если одна из ваших целей заключается в том, чтобы просто быть счастливым, распишите детально, что сделает вас самым счастливым в этой жизни.
    2. Проверяйте свой жизненный план. Жизнь меняется - и мы тоже. Цели и приоритеты, которые у нас были в 15 , вероятно, будут отличаться от целей, которые мы будем иметь в 25 или 45. Важно периодически пересматривать свой жизненный план, чтобы проверять, следуете ли вы ему в своей жизни, это позволит вам вести счастливую и удовлетворенную жизнь.

        Постоянно пересматривайте и корректируйте свой план. Ваша жизнь будет постоянно меняться - ваш план тоже.
    3. Не будьте слишком строги к себе, если вы не сможете достичь цели к установленной вами даты- внесите коррективы в план и продолжайте следовать ему дальше.

Вам надоело брести по жизни без цели? Тогда вам пора заняться планированием. Жизнь очень интересна, и ее можно прожить по миллиону различных сценариев. Хорошо, когда эта мысль приходит в голову молодым людям. У них есть возможность исправить ошибки прошлого и преобразовать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Как написать жизненный план, который будет работать? Читайте об этом ниже.

Истинные желания

Человек, который решил начать жить более осмысленно, должен разобраться со своими желаниями. Планирование жизни - сложный процесс. Персона должна отвести себе час времени, сесть в уютное кресло и написать на бумажке все, что она хочет получить от этой жизни. На этом этапе следует писать все без разбора и без какой-либо системы. Вы можете писать о том, что хотите купить, куда хотите поехать или чего хотите добиться. Пусть в вашем списке будет много пунктов. Чем больше у вас желаний, тем интересней их будет исполнять.

Когда этап писанины пройден, нужно заняться фильтрацией своих целей. Многие люди не могут отличить истинные желания от навязанных. В чем разница? Например, вы хотите купить новый телефон. Зачем он вам нужен? Старый телефон сломался, и вы не можете по нему звонить? Тогда желание приобрести новую модель смартфона будет оправданным. Если же у вас на руках имеется рабочий телефон, но вы хотите новый, так как все ваши друзья уже приобрели 10-ю модель айфона, а у вас только 8-я, в этом случае желание неистинное. Телефон вам нужен только для того, чтобы повысить свой статус. Следует понять, что подобные дорогие игрушки не сделают вас счастливее. Подобным образом следует рассмотреть все желания. Возможно, вы хотите заняться музыкой. Если у вас нет ни слуха не голоса, но вы хотите стать музыкантом для того, чтобы покорять женские сердца, то у вас ничего не выйдет. Если же вы с детства любите музыку, но до сегодняшнего дня у вас не было возможности купить гитару и начать заниматься, то желание истинное и вы можете приступить к его реализации.

Эпитафия

Не удивляйтесь и тем более не воспринимайте этот совет как цинизм. Люди редко могут понять цель своей жизни. Чтобы осознать, зачем вы пришли на этот свет, нужно сделать одно простое упражнение. Напишите свою эпитафию. Не воспринимайте подобное упражнение как какое-то сакральное действие. Это лишь один из этапов планирования жизни. Когда человек думает о смерти, его мысли проясняются, и он может четко осознать, чего он хочет добиться. Вы работаете продавцом в магазине и думаете, что абсолютно счастливы. А что будут читать ваши внуки на памятнике? Женщина прожила никчемную жизнь и не оставила на этом свете ничего, кроме единственного ребенка? Нет ничего плохого, если женщина хочет стать хорошей женой и матерью. Но даже для того, чтобы добиться этой цели, нужно приложить немало усилий. Женщина должна создавать уют в доме, воспитать нескольких детей и во всем поддерживать своего мужа. Тогда на ее памятнике можно будет писать: "Она была отличной женой и замечательной матерью".

Подумайте, что бы вы хотели видеть на своем памятнике? Возможно, вы хотите стать художником, писателем, актером или режиссером. Никогда не поздно начать развивать заложенный в вас потенциал. И начать его открывать следует с пары написанных на бумажке слов, которые помогут вам понять, чего вы хотите добиться в этой жизни.

Постановка целей

Вы определились со своими истинными желаниями и написали эпитафию? Теперь пора поставить себе цели. Кем вы себя видите через 10 лет? А через 20? Одна из простых методик планирования жизни заключается в том, чтобы подробно расписать все свои цели. Это должны быть не желания, а именно цели. На этом этапе не нужно привязывать пункты плана к определенной дате. Просто опишите все, чего вы хотите достичь. Например, хотите похудеть на 10 килограмм, начать бегать по утрам, купить дом у моря или же съездить всей семьей на отдых в Турцию. Откуда взять вдохновения для постановки целей? Из своих желаний, которые вы описали выше.

У вас получился большой список, к реализации которого хочется приступить уже сегодня? Торопиться не стоит. Сначала следует к каждому пункту приписать точную дату, на которую вы планируете окончить тот или иной проект.

Жизненный план

Человек должен себе отдавать отчет в том, когда и чего именно он хочет добиться. В этом и заключается основа планирования жизни. Нельзя ставить цели в отрыве от даты. Если у персоны не будет жесткого дедлайна, она не будет стараться сделать проект вовремя. В итоге дело, которое можно было завершить за неделю, растягивается на несколько месяцев. Чтобы этого не произошло, у вас должен быть четко сформированный Как начать его составление? К каждой поставленной вами ранее цели вы должны приписать дату начала и дату окончания того или иного проекта. Например, вы хотите выучить английский язык, но вы отлично понимаете, что сейчас у вас завал на работе. Если вы предполагаете, что работы станет меньше через месяц, планируйте на следующий месяц записаться на языковые курсы. Так же следует поступить и с остальными вашими проектами. Например, вы страстно желаете научиться играть на гитаре. Но вы не можете приступить к занятиям сейчас, а в следующем месяце у вас начинаются курсы английского. Значит, отодвиньте занятия по игре на гитаре на полгода. К тому моменту вы уже сможете сносно разговаривать на английском, и у вас освободится время на реализацию нового занятия. Не стесняйтесь отодвигать во времени некоторые цели на год или на три. Если вы действительно захотите чего-то, то вы сможете этого добиться в отведенный для конкретного занятия срок.

План на год

Когда у вас готов список целей на жизнь, вам будет просто выбрать те занятия, которые будут реализованы, изучены и сделаны в этом году. Зачем отдельно выписывать цели, если они уже записаны в одном списке? В большом объеме информации очень легко упустить что-то из вида. А когда список умещается на одну страницу А4, его будет легко просматривать каждую неделю. Как выглядит пример планирования жизни?

  • Научиться кататься на коньках - 1.01-1.03.
  • Заговорить на английском языке - 1.01-1.06.
  • Бегать два раза в неделю.
  • Построить юрту.
  • Отдохнуть на горном курорте в Сочи.
  • Навещать маму два раза в неделю.
  • Посмотреть 10 фильмов из списка.
  • Прочитать 5 книг из списка.

Подобный план у вас может быть разбит по временам года или же вы можете сделать привязку к каждому конкретному месяцу. Помните о том, что рассчитывать свои силы нужно трезво. Не планируйте слишком много, чтобы вы смогли реализовать все задуманное. Всегда следует учитывать форс-мажорные ситуации и тот факт, что что-то может пойти не по плану.

Желания

У человека помимо целей всегда будут желания, которые сложно включить в планирование жизни. Времени на реализацию небольших проектов может быть много, но для того, чтобы правильно исполнить то или иное желание, нужно удачное совпадение обстоятельств. Что тут имеется в виду? Например, у многих людей есть такие желания:

  • Покататься на верблюде.
  • Искупаться под водопадом.
  • Погладить тигра.
  • Поплавать с дельфинами.

Если вы живете на севере, осуществить подобные мечты вам вряд ли удастся в родном городе. Поэтому нужно учитывать, что реализовать задуманное можно, например, на отдыхе или в командировке. Поэтому когда у вас будет намечаться очередной выезд из города, открывайте свой список и думайте, что вы сможете сделать для того, чтобы поставить галочку напротив очередного пункта.

Покупки

Если вы всерьез занялись постановкой целей и планированием жизни, то вам нужно написать список того, что бы вы хотели купить. Без подобного списка будет очень сложно планировать свои будущие траты. Конечно, планировать все покупки не нужно. В список должны попадать такие вещи, которые вы не можете себе позволить купить с одной зарплаты. Это может быть дорогая техника, брендовая одежда или же аксессуары, а также путевки и абонементы. Заранее продумывайте, что и в какой месяц вы купите. Так у вас получится жить по возможностям, не уходить в долги и не транжирить свои накопления бесцельно.

Расстановка приоритетов

Занимаясь планированием целей жизни, нужно особое внимание уделять приоритетам. Порой человек хочет заниматься всем и сразу. Если персона выберет для себя подобную политику, то у нее ничего не получится. Если же человек будет сосредотачиваться на одном или максимум на трех больших делах, то он сможет добиться большого успеха в выбранных областях. Поэтому подумайте, чего вам хочется добиться в первую очередь. Всегда есть дела, которые можно отложить по времени, и всегда будут существовать проекты, которые следует сдать уже сегодня.

Человек должен уметь отличать важные и срочные дела и находить между ними баланс. Например, вам по работе срочно требуется пройти повышение квалификации, но с вас также требуют годовой отчет. В первую очередь следует сделать отчет, а уж потом думать о том, как повысить профессионализм.

Инструменты планирования

Для организации и планирования жизни нужно использовать или бумажный блокнот, или же заметки в телефоне. Второй вариант более удобен тем, кто носит свой смартфон всегда с собой. Вы можете заносить свои дела и в бумажный носитель, но его неудобно будет постоянно с собой возить. Например, на встрече с клиентом вы пообещали человеку что-то узнать или посмотреть. Эту информацию будет просто записать в электронный ежедневник. А вашего личного блокнота с расписанием на деловой встрече точно не будет. Можно записать все на листок, но очень велика вероятность того, что вы сможете потерять подобную информацию до того, как дойдете до кабинета или до дома. Поэтому переходите на ведение заметок в телефоне, это удобно и практично.

Визуализация

Вы по своей натуре визуал? Тогда в планировании жизни вам поможет доска желаний. Подобную доску часто делают те люди, которым не хватает внутренней мотивации для достижения целей. Если вы привыкли сдаваться на половине пути, то обязательно сделайте себе доску. На нее нужно прикрепить вырезки из журналов или же распечатанные на принтере картинки, которые будут олицетворять ваши мечты. Например, если вы хотите купить машину, распечатайте ее фотографию и прикрепите к доске. Если вы хотите стать руководителем отдала, напечатайте фотографии уверенного в себе лидера и разместите ее по центру вашей доски. Разглядывая яркие картинки каждый день, вы будете стремиться к реализации своих целей с большим желанием.

Планирование жизни человека - это большая работа, которую должна проделать каждая живущая в этом мире личность. Но написать план - это не то же самое, что осуществить свои мечты. Что же следует делать для того, чтобы цели были достигнуты?

  • Перечитывайте годовой план раз в неделю, а жизненный план - раз в месяц. Это позволит вам оставаться в курсе своих желаний и получать заряд мотивации на реализацию своих целей.
  • Подводите итоги дня, недели, месяца и года. Когда вы делаете акцент на том, чего вам удалось достичь, у вас получится найти внутреннюю мотивацию на работу над собой.
  • Не рассказывайте о планах друзьям и родственникам. Пусть ваши знакомые гордятся вашими успехами, но не лезут с советами о том, как вам следует строить свою жизнь.

В мире окружающих нас людей есть более успешные и менее успешные. Есть те, кто реализовал себя во многих сферах, и понимает, чего он хочет добиться в будущем. А есть те, кто . И все это - наш собственный выбор.

Между тем, научиться управлять своей судьбой можно. Для этого надо овладеть искусством правильно расставлять приоритеты и реализовывать себя во всех областях жизни, которые нужны нам для счастья и движения вперед. Как же научиться этому?

Секрет первый: универсальных рецептов, подходящих всем, не существует! Но это не значит, что нельзя использовать опыт, накопленный и опробованный другими людьми. Наоборот, начинать нужно именно с этого. А откорректировать и приспособить для своих нужд советы коучей, бизнес-тренеров и психологов можно и потом.

Главные и второстепенные цели

Есть ли у вас самая главная, основная цель в жизни? А самая первая по значимости цель в этом году? Удивительно, но английское слово Priority, возникшее в XV веке, более пятисот лет своего существования не имело множественного числа! Людям казалось правильным и нормальным иметь единственную, самую важную цель. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХХ века. Сейчас же в любой компании и на любом совещании перед сотрудниками ставят десять и более приоритетных задач только на текущий день.

Если этот принцип впустить в свою жизнь, то ощущение себя белкой, бегущей в колесе, останется с вами до пенсии. Учитесь уменьшать количество приоритетов и четко понимать, какова ваша главная задача - для начала хотя бы на сегодня.

При этом сразу попробуйте понять, ваша ли это цель, или навязанная вам извне – друзьями, родственниками, руководством и так далее. В нашем обществе так велик объем контактов с другими людьми, что трудно отличить то, что хотим сделать мы сами, от того, что нам навязывает социум. Поэтому часто больше половины времени тратится на дела, не важные для нас самих, но срочные и важные для других.

Это не значит, что надо отказаться от помощи другим людям. Но важно сознавать, что это не ваши задачи, и вы занимаетесь ими, по доброй воле откладывая свои собственные дела на потом.

Пять шагов для управления своим временем

Необычайно популярны сейчас принципы тайм-менеджмента, которые позволяют сделать жизнь более осмысленной, организованной и гармоничной. О тайм-менеджменте написаны тома, и все равно огромное количество психологов и коучей продолжают учить людей, как правильно управлять своим временем.

Учтите, гораздо важнее не говорить об этом, а начать претворять в свою собственную жизнь хотя бы отдельные принципы тайм-менеджмента, и вы сами поймете, какие приемы подходят вам, а какие нет. Принципы эти довольно простые, но важно планомерно их внедрять.

Первое , что нужно сделать – это выделить те самые приоритеты, о которых уже шла речь. На практике это трудно, поэтому надо составить список самых важных, глобальных целей. А затем отфильтровать его по степени важности и степени срочности. Сделать это необходимо. Вот что сказала об этом корреспонденту «Мир 24» психолог-консультант Виктория Тимофеева:

«Если вы не планируете свое будущее, если у вас нет цели или плана, то вы похожи на лодку, которая бесцельно дрейфует в океане, надеясь оказаться где-нибудь в хорошем месте. Согласитесь, глупо ждать этого. Точно так же, как GPS направляет вас к месту назначения, вы нуждаетесь в собственном внутреннем GPS, который будет вести вас».

Второй шаг состоит в том, чтобы разделить большие объемные планы на список более мелких задач, которые можно реально выполнить. Не откладывайте начало большой работы! Когда замысел объемный, он пугает вас, но стоит только начать делать первый из пунктов, и путь к финалу представляется уже как список вполне посильных задач.

Третий шаг - это отказ от выполнения второстепенных вещей. Сосредоточьтесь только на главном! Это называется принципом Парето. Он гласит, что 80% положительных результатов мы получаем, прикладывая лишь 20% усилий. А все остальные наши силы уходят на выполнение оставшегося небольшого списка дел. Поэтому выполнять надо только то, в чем мы можем быть эффективными. А то, что останется, лучше отдать на аутсорсинг, перепоручить, или вообще отмести, как не самое важное.

Четвертое - непременно доводите до конца выполнение одного-двух отложенных дел в день.

И, наконец, пятое - оценивайте свою эффективность, все время повышайте ее. Не бросайте долгосрочные дела на полпути, а доводите до логического конца их выполнение и намечайте новые цели.

Вот и все. Хотя каждый из пунктов можно развернуть в несколько лекций. Но вместо того, чтобы без конца изучать теорию, лучше берите методики, придуманные другими людьми, и пытайтесь их применять самостоятельно. Вы быстро поймете, что вам подходит, а что нет. В конце концов, управление своим временем - это просто навык. Но он делает нашу жизнь намного более осмысленной и структурированной.

Планы на год, на неделю, на месяц

Параллельно с долгосрочным планированием, до которого еще нужно дозреть, стоит начать создавать более понятные и реальные планы на день и на неделю. В идеале у вас должны возникнуть связанные друг с другом планы на год, на месяц, на неделю, на день.

Планы на будущий год лучше всего писать в конце предыдущего, но и в январе об этом задуматься, конечно, еще не поздно. Сперва сформулируйте главные цели и отметьте главные события. Когда они произойдут? Теперь начните планирование отдыха! Впишите в годовой план отпуск и где вы его проведете, а также все каникулы, поездки и путешествия. Теперь решите, когда вы должны заняться их организацией, чтобы купить самые удачные и недорогие билеты и забронировать отели.

В ваш годовой план должно попасть также то новое, чем вы планируете заняться, будь то изучение языка, похудание или тренинги, смена работы или ремонт квартиры. Обозначьте важные даты, и не только связанные с работой или учебой, но и с увлечениями, и с личной жизнью.

Планы на месяц пишутся также, но с более детальной проработкой сроков. Писать их надо в конце предыдущего месяца, а потом можно корректировать, как, впрочем, и годовые планы - это нормально!

Проследите, чтобы в первом же плане на месяц отражались те глобальные цели, которые есть в годовом. Чем раньше вы начнете их реализовывать, тем лучше! Лучше сразу оценить «масштаб бедствия» и понять, что собой представляет примерно десятая часть, которую нужно успеть сделать за первый же месяц. Именно десятая, а не двенадцатая, поскольку будут еще отпуска и каникулы, во время которых вы будете заняты отдыхом, а не делами.

Не забудьте дни рождения друзей, поездки к родственникам и другие визиты. Все планы записывайте в календарь. Выясните, какими приложениями для планирования вам удобно пользоваться. Попробуйте несколько электронных и бумажных органайзеров или других инструментов для планирования.

Планы на неделю составляются в воскресенье вечером, или, если вам так удобнее, то в пятницу. Вот тут надо уже четко отфильтровать неважные дела! Чем заполнить вашу неделю – не вопрос. А вот как найти время для главного? Поэтому с главного и начинайте. Пишите в план то, что подвигает вас к тем приоритетным целям, что были вами сформулированы в годовом плане.

Решительно вписывайте в недельный план и то, что вы собирались начать, но откладывали или боялись. Хотели заниматься спортом три раза в неделю? Пора назначить дни и время тренировок!

Лучше уже в недельном плане отразить все, что потребует ваших временных и душевных ресурсов, чтобы правильно распределить их и отсеять все ненужное или необязательное. Не забывайте оставить в плане время для общения с детьми и семьей, для встреч с друзьями, удовольствий и отдыха!

Ежедневное планирование - самое ответственное. Ведь именно из дней и складывается наша жизнь. Значит, именно на этом этапе мы проектируем все свои будущие успехи и неудачи. Планировать свой день лучше всего вечером предыдущего дня. Так вы уже заранее даете себе установку, что со всем справитесь и все намеченное успеете, и просыпаетесь сразу с этим знанием.

Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир»)

Задачи в списке располагайте в порядке приоритетности и делайте сперва только самое срочное и важное. Если оставлять самое трудное на потом, то это будет погружать вас в состояние стресса. Лучше побыстрее справиться со всем сложным или неприятным и выдохнуть.

Правда, некоторые психологи утверждают, что такая стратегия подходит не всем. Ведь надо брать в расчет и собственные биоритмы тоже. Если вы «сова» и пик вашей активности приходится на вторую половину дня, то, возможно, для вас окажется эффективнее тактика постепенного наращивания сложности выполняемых задач. Так или иначе, список ваших дел на день должен всегда быть у вас под рукой. Если в конце дня вычеркнутыми оказались все дела, значит, ваша эффективность была на высоте!

SMART - методика, творящая чудеса?

Своими секретами с читателями «Мир 24» делится Life-коуч из Ростова-на-Дону Дана Доронина. Одной из самых эффективных, и вместе с тем простых, в своем практическом применении она считает методику SMART, которая применяется в менеджменте, целеполагании и, конечно же, в планировании. Вот в чем она состоит: начав контролировать свое время и расставлять приоритеты, очень важно следить за соблюдением пяти аспектов, которые прячутся за аббревиатурой SMART.

S (Specific) – конкретность . Составляя планы, вы должны четко представлять как будет выглядеть конечный результат, к которому вы хотите прийти. К примеру, цель «похудеть в этом месяце» - это размытая цель. Более правильная формулировка - «похудеть в этом месяце на 5 кг».

M (Measurable) – измеримость . Вы должны обозначить для себя критерии, по которым вы будете судить о реализации вашего плана. Дополнительно вы можете обозначить для себя нижнюю и верхнюю планки – показатели минимум (ниже которого вы не можете опуститься в выполнении плана) и максимум (ваш самый лучший результат).

А (Attainable)- достижимость . На этапе определения достижимости необходимо ответить на вопрос: «Реальна ли для меня поставленная задача?». Если вы, к примеру, страдаете от избыточного веса и поставили себе цель похудеть за месяц на 20 кг. – то это цель относится к разряду недостижимых. В таком случае необходимо провести ее корректировку и заменить на более достижимую и реалистичную. К примеру, похудеть на 8 кг.

Прорабатывая пункт достижимости цели, нужно также обозначить те инструменты и способы, с помощью которых вы можете достичь этой цели. В примере с похудением это могут быть следующие варианты: посетить диетолога, начать бегать по утрам, поменять питание, принимать определенные препараты, записаться на массаж. Ваша задача – оценить все ресурсы, которые теоретически вы можете задействовать для достижения цели. После того как вы проанализируете их, вам нужно будет выбрать те, которые вы реально сможете применить на практике.

R (Relevant) - значимость . Определяя значимость цели, спросите себя: «Действительно ли я хочу получить этот результат?». Может быть, это не ваша цель и вы только впустую потратите силы и время. Проанализируйте также, насколько эта цель согласуется с другими вашими планами, теми, которые были поставлены раньше. Не входит ли она с ними в противоречие, не нарушит ли она душевный комфорт ваших близких?

T (Time-bound) - временной показатель. Отличие проекта от мечты и простого желания состоит в том, что проект имеет четко обозначенный период времени, в который вы будете его реализовывать. А значит надо прописать дату начала работы над проектом и дату ее завершения.

По утверждению Life-коуча Даны Дорониной, ее клиенты, которые применяли эту методику, в короткие сроки получали результаты, которые выводили их на новый виток личностного роста.

Татьяна Рублева