Как начать первую главу. Работаем над героями произведения

Хотите написать книгу, но не знаете с чего начать? Подобная проблема присуща не только молодым, начинающим авторам, но иногда даже маститым, известным писателям. В таком случае, всегда стоит помнить, что не боги горшки обжигают, поэтому практически любое дело можно не только начать, но и закончить, если подойти к нему с правильной стороны.

Начиная работать над книгой, стоит помнить, что универсальных рецептов по её созданию не существует, поэтому ко многим простым истинам придётся приходить самостоятельно. Любое учебное пособие способно дать только азы и сориентировать, в какую сторону стоит двигаться, но проблем от этого не убавится. Ведь, при вдумчивой работе над каждым новым произведением вопросов у автора будет только прибавляться, как и у любого другого человека, плодотворно развивающегося в своём направлении.

Недостаточно иметь только определённый, хорошо отработанный навык художественного письма, также стоит развивать в себе творческое мышление и особое авторское видение, которое смогло бы с самых первых строк сказать читателю, кого именно он сейчас читает. Ведь ни один серьёзно настроенный редактор не будет издавать безликое и безынтересное произведение, не имеющее собственного лица.

Как написать художественную книгу о себе?

Автобиография… Казалось бы, что может быть проще последовательного рассказа о себе, но и здесь всё не так просто устроено, как может показаться на первый взгляд. Для наглядности обозначим несколько пунктов, во время работы с которыми могут возникнуть определённые трудности:

В завершение данной части статьи стоит всё-таки заметить, что писать мемуары целесообразно только в том случае, если вам действительно есть что сказать. А также если вы уверены, что сможете преподнести свою историю жизни в увлекательной обёртке для читателя. При соблюдении этих двух важных правил действительно можно выдать достойный книжный продукт, за который вам не будет стыдно.

Как написать свою первую книгу?

Ну что ж, вы всё-таки решили испытать удачу и начали всерьёз задумываться о создании такого литературного произведения, которое смогло бы перевернуть вверх тормашками весь мир и сделать вас не только значимым в глазах родных и знакомых, но и в сознании большого количества незнакомых людей. И, конечно, в первую очередь вас интересует, с чего стоит начать, как писать? Поэтому основное правило, которое всегда стоит применять первым, будет звучать очень кратко, но в то же время достаточно ёмко - просто начните.

Жанр будущей книги

Изначально вам нужно определиться, что именно вы хотите написать: любовный роман, остросюжетный боевик, фэнтези, научную фантастику, психологический роман, роман-эпопею и т. д.

Все, кроме последнего жанра, можно попытаться в дальнейшем продвинуть в конкретную жанровую линейку , так как многие издательства печатают определённые серии книг. Соответственно, они подбирают тот материал, что подойдёт конкретной группе читателей.

Намного сложнее дела обстоят в том случае, если вы пишите произведения малой прозаической формы ( , рассказы ). Здесь раскрутиться вам могут помочь толстые авторитетные литературные журналы и альманахи , такие как «Пламя», «Новый мир», «Звезда», «Лёд и пламя» и т. д. Если вы создаёте литературу «не для всех», и она действительно высокого качества, то пробиться вам будет ещё сложнее. Поэтому сразу решите, на кого вы работаете: на книжный рынок или на себя.

Тема

Ещё одна важная составляющая вашей будущей книги. Любую стандартную тему (любовь, война, дружба, реализация определённого дара, социальная трансформация и др.) можно обыграть по-новому , вложив в неё собственное видение определённого понятия или ситуации, а также выбрав наиболее удачную форму для вашего будущего произведения.

В процессе написания книги помните, что у вашего романа должен быть определённый посыл . Вы обязательно должны сказать миру что-то важное. Вполне вероятно, что ваша тема окажется достаточно спорной и трудной для понимания, но не бойтесь идти вперёд, так как сложности являются привычными спутниками практически любого творческого человека и их нужно уметь преодолевать.

Составление плана

На самом деле составление плана является довольно спорным моментом, так как творческий процесс у каждого сугубо индивидуален. Кому-то действительно нужно подробно расписать поворотные моменты и ключевые сцены, другие же, например, составляют опорную часть в картинках, третьи, вообще, совершенно ничего не рисуют и не пишут, а некоторое время вынашивают главную мысль текста у себя в голове, а затем садятся и начинают работать над произведением.

Именно поэтому каждый сам решает для себя, как он будет организовывать свою работу. Также, стоит заметить, что написание плана произведения мало чем отличается от составления тех планов, по которым многие из нас писали сочинения в школе.

В любом случае вам будет необходимо отметить для себя завязку произведения , его основную часть, продумать основной конфликт, а также концовку книги, чтобы наглядно увидеть структуру вашего будущего текста.

Система персонажей

Кроме плана произведения, также необходимо обдумать и будущих персонажей . Создание живого интересного героя - это довольно трудоёмкое занятие. Исходя из того, что в жизни не бывает идеальных людей, то и книги не могут населять совершенные персонажи. Нередко начинающие авторы как раз грешат тем, что пытаются сделать из своего главного героя безупречного супермена, а не живого, чувствующего человека, который может ошибаться, иметь физические недуги, вредные привычки, предавать других, а также панически чего-то бояться.

Именно перечисленные шероховатости позволяют читателю сродниться с персонажем, найти с ним какие-либо точки соприкосновения, ведь только в таком случае может возникнуть ответный отклик, когда написанное автором будет знакомо тому, кто возьмёт в руки его книгу.

Персонаж произведения ни в коем случае не должен быть только словесным трафаретом или некой функцией, использованной для определённого действия. Он должен жить своей жизнью, изменяться, развиваться, а главное - запоминаться читателю.

Редактура текста

Этот этап является, наверное, самым ответственным из всех перечисленных ранее. Обычно это завершающая стадия работы над текстом . Перед тем, как к ней приступить, стоит дать произведению с месяц отлежаться. За это время вы сами сможете немного отдохнуть от написанного, к тому же ваш взгляд на работу будет менее замыленным.

Проверяя работу на орфографические ошибки, стилистические и смысловые неточности , старайтесь, насколько можете, абстрагироваться от текста , чтобы оценить его сильные и слабые стороны более объективно.

Нелишним будет воспользоваться услугами профессионального редактора или корректора , особенно если ваши финансовые возможности позволяют это сделать. Также, не стоит пренебрегать помощью близких. Помните, что вам в любом случае нужен взгляд со стороны, так как ни один автор не может объективно оценить своё детище. Поэтому собирайте как можно больше разных мнений и уже на их основе решайте, что именно вы будете менять в своём романе, а что оставите нетронутым.

Стоит ли издавать написанную книгу?

Этот вопрос мучит, наверное, всех, кто уже написал свою книгу или только собирается это сделать. Ответить на столь щекотливый вопрос способен только сам автор. Конечно, любому писателю хочется быть узнанным и прочитанным, но многие стесняются выставлять свои печатные мысли на всеобщее обозрение. Если вы ещё не определились, что именно вы собираетесь делать после написания книги, то можно рассмотреть следующие варианты для свой творческой реализации:

Книги о том, как писать книги

В заключительной части статьи хотелось бы сказать несколько слов о вспомогательной литературе. В первую очередь - это, конечно же, классика. Читая произведения маститых писателей, вы сможете улучшить свой авторский стиль, а также посмотреть на наглядных примерах, как устроены другие писательские Вселенные.

Также в качестве учебников по писательскому мастерству можно использовать следующие книги:

На этом, пожалуй, стоит закончить данную статью. В любом случае однозначного ответа на вопрос: «как правильно написать книгу?» получить невозможно, но в то же время можно попробовать протоптать собственную дорожку, которая сможет привести вас не только к написанию книги, но и к её изданию.

Чувствуете, что у вас есть писательский талант и появилось желание его развить? Тогда стоит узнать все о том, как написать книгу. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, следуя которой, можно стать автором бестселлера. Ну, если не бестселлера, то хорошего произведения – точно.

Каждому человеку есть, что рассказать. Но все ли покажется читателям интересным? Выбирая тему, нужно задать себе этот вопрос. Угодить всем, конечно, не получится. Один и тот же текст редко вызывает восторг интеллигентных мыслителей преклоненного возраста и проблемных подростков. Поэтому стоит обрисовать своего читателя. Представить, кто он и что читает.

Текст должен:

  • Быть ему интересным, близким, понятным.
  • Сообщить что-то важное или полезное.
  • Рассказывать запоминающуюся историю.
  • Раскрыть образ яркого героя, возможно, похожего на читателя.
  • Создать увлекательный мир, с которым не хочется расставаться.

Существуют истории, ставшие скелетом большинства художественных произведений. Например, главный герой живет своей жизнью, но его втягивают в приключения. Он преодолевает препятствия, побеждает злодеев, возможно, влюбляется и выходит победителем.

Наметить сюжет и определить конфликт

Слово «наметить» в названии этого пункта употреблено не зря, ведь сюжет может неоднократно меняться, переделываться. Так бывает, когда, оживив собственных героев, начинаешь их лучше узнавать, понимать.

Интересной историю делает конфликт, то есть противостояние главного героя с кем-то или чем-то противоположным. Как написать хорошую книгу? Развить интересную тему, придумать захватывающий сюжет и яркий конфликт.

Вот самые распространенные конфликты главного героя:

  • Он против природы: преодоление катаклизмов, борьба за выживание.
  • Он против общества: столкновение взглядов.
  • Он против другого героя — самый распространенный конфликт.
  • Он против самого себя — внутренняя борьба.

Выбирать один из них необязательно, ведь у каждого автор свое видение сюжета. Но определить его приблизительные очертания все-таки стоит.

Создать персонажей

Ни одна истории не может существовать без персонажей. В литературе возможно все – ветер или, например, стул запросто могут стать главными героями. Пускай даже безмолвными или абстрактными.

Важно, чтобы речь персонажей соответствовала их возрасту, образованности и прочим составляющим. Эффект этой литературной закономерности проиллюстрирован в произведении «Пигмалион» Бернарда Шоу. Классик не тратил много времени на описание портрета главной героини Элизы Дулитл. Но он тщательно придумал все реплики девушки, демонстрирующие низкий уровень ее общей культуры. Чтобы написать книгу, нужно учитывать все детали образа своих персонажей.

Когда несколько образов будут по отдельности обрисованы, можно начинать сводить их между собой, знакомить.

Предлагаем несколько идей того, что могут делать герои, пока разговаривают.

  • Выгуливать домашних животных
  • Выбирать или заворачивать подарки
  • Делают тату
  • Играют в настольные игры
  • Делают утреннюю пробежку
  • Покупают продукты в супермаркете
  • Ехать в лифте

Этот список можно продолжать до бесконечности, и у каждого автора есть возможность придумать свой оригинальный вариант.

Сложить план

Как написать книгу, план которой еще не сложен? Ответ однозначен – садиться без промедления за сценарный план. Он структурирует текст, упорядочивает мысли, напоминает о логике и последовательности.

К литературным произведением принято применять термин «сценарный план», так как он представляет собой цепочку сцен и сюжетных событий.

Кто-то не привык им пользоваться, а для кого-то он – первый шаг в стремлении написать книгу.

План исполняет роль схемы, шпаргалки для автора. Одни изображают его в виде различных табличек, диаграмм, пазлов или карточек. Но не важно, каким он будет внешне. Главное – содержание: имена героев, их мотивы, внешний конфликт, внутренние переживания.

Структурно сценарный план должен состоять из трех частей: конфликт, путь к катастрофе, разрешение конфликта. Если делать подробный план, можно прописать отдельно и сюжетные картины, события, сцены, даже диалоги. Например:

Глава 15. Встреча Александра и Вероники. Фокальный герой – Вероника (то есть происходящее будет изображено от ее имени и через призму ее мировоззрения). Вероника и Александр встречаются в кафе. Между ними происходит ссора, в результате которой Вероника, не ожидая от самой себя, признается Александру в любви и убегает.

Придумать цепляющее начало

Вопросы «Как написать книгу? С чего начать?» беспокоят практически всех молодых авторов, ведь известно, что именно от первых строк зависит, прочитают роман до конца или нет.

Несколько вариантов, с чего можно начать:

  • Пролог.
  • Легенда или притча.
  • Предыстория (события из прошлого героя).
  • Отрывок из середины сюжета.
  • Диалог персонажей, не являющихся главными героями, но имеющими отношение к событиям.
  • Финал (а после начинается рассказ о том, почему так случилось).

В литературной среде есть много приверженцев написания книг с конца. Например, Джон Ирвин. Автор утверждает, что именно начиная с последних строк можно написать шедевр, ничего важного не упустив по дороге. Секрет его техники состоит в том, чтобы сначала написать одно последнее предложение. После него предпоследнее. И продолжать так до тех пор, пока не появится осмысление происходящего, понимания, в какую сторону движутся собственные мысли.

Фразы, начинающие первую главу, могут быть:

  • Портретными – описание героя.
  • Биографическими – рассказ о его жизни.
  • Действенными – активные диалоги персонажей без предварительных пояснений.
  • Пейзажными – описание природы.
  • Детальными – описание детали, которая станет важным символом в тексте.
  • Автобиографическими – история от первого лица о своей жизнь.

Начать писать, отыскав вдохновение

«В ызывать Музу» по часам – важное умения для того, кто захотел узнать, как правильно написать книгу. Хорошим выходом станет создание ритуала писания, обустройство пространства для его комфортной реализации.

Утренние часы за чашкой тонизирующего чая или вечерние бдения с ароматным кофе? – на усмотрение творца будущего шедевра, здесь следует отталкиваться от личных биоритмов и жизненных обстоятельств.

Мировая литература знает самые удивительные комбинации: пишущий стоя Эрнест Хемингуэй, придумывающий лежа Марсель Пруст, вдохновляющийся ароматом гнилых яблок Фридрих Шиллер.

Имеет смысл окружить себя любимыми предметами, музыкой, запахами, даже завести картотеку вдохновляющих вещей – вполне возможно, что с таким списком написать книгу получится быстрее. И явно приятнее.

Как написать свою книгу, или способ снежинки Ренди Ингермансона

  • Рассказываем историю, о которой хочется написать, 15 словами.
  • Избегает имен, но указываем трудности и проблемы, которые должен преодолеть герой.
  • Первое предложение превращаем в первую станицу текста из 5 предложений.

1 строка – вступление.

2 и 3 – конфликты.

4 – самая напруженная часть сюжета.

5 – концовка.

  • Создаем анкету для персонажей, указывая их имя, черты характера, особенности внешности. Высказываем предположение, что может быть с ними в конце.
  • Пишем целый раздел из каждого предложения второго шага. Четыре раздела нужно закончить конфликтом, а пятый – развязкой. Следуя этой схеме, написать книгу будет гораздо легче.
  • Расширяем анкету героев до того времени, пока она не станет полноценным рассказом про каждого из персонажей.
  • Находим точки соприкосновения их историй, сводим к конфликту.
  • Записываем по хронологии перечень сцен, которые будут развиваться. Указываем главного персонажа в каждой из них.
  • Расписываем каждую сцену или слаживаем подробный план.
  • Пишем первый черновик.

О том, как написать книгу, можно говорить много, ведь книга сегодня – это однозначный тренд. Так почему же, не поймать модную волну и не попробовать себя в писательстве? Это возможность проявить себя и набраться творческого опыта.

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.

И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:

— текст должен сообщать что-то очень важное,

— нетривиально объяснять важные процессы,

— быть остро полезным читателю,

— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,

— рассказывать историю яркого героя.

Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.

2. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)

Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.

Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.

Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.

Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.

3. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)

Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.

Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.

Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.

Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».

4. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)

Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о... ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.

«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.

Скажите себе мягко и ласково: « Радость моя, мы сейчас просто напишем про речку на закате или про первое свидание.
Вот и все» .

5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)

Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.

Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.

Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!

6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)

Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.

Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.

«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.

7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)

Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:

1. Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано...

2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.

3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.

8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)

Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.

Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».

И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:

У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки...

Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.

9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)

Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.

Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.

Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.

Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.

10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)

Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.

Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.

Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.

«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.

Множество людей хотя бы раз в жизни задумывались о написании книги или романа. Мысль о том, чтобы изложить на бумаге свои фантазии, выпустить книгу и зарабатывать на этом деньги, греет сердца тысяч. Но как написать роман, если ты никогда раньше этого не делал? Конечно, невозможно найти универсальные советы по написанию романа, ведь у каждого писателя свой подход и свои методы, хотя можно выделить наиболее популярные.

Чтение

Банальнейший совет, который, впрочем, сослужит вам добрую службу. Чем больше романов вы будете читать, тем больше вы будете расширять свой словарный запас, тем красивее будут ваши предложения и тем интереснее Вы сможете закрутить сюжет в вашей книге. Читая, отмечайте неудачные и удачные моменты чужого произведения, чтобы понять, как можно сделать лучше. Но не стоит копировать другого автора, вы же хотите создать свой, неповторимый роман, верно?

Сюжет и герои

Самое сложное в удачном романе – придумать правильный сюжет и интересных героев. С чего начать?

Работайте так, как вам будет удобнее. Одним авторам удобнее вначале придумать сюжет, а затем подобрать героев для него, у других идея начинается с образов героев, а уже затем приходит в голову сюжет. Это очень индивидуально, поэтому работайте так, как работается.

Стивен Кинг говорит о том, что писать роман он начинает с определенной ситуации. Например: «А что будет, если женщина окажется прикованной к постели в пустом доме?». После этого он начинает придумывать, как бы могли развиваться события и зачастую сам не может сразу сказать, чем же закончится книга.

Важно, чтобы Ваши герои были разными и ваш читатель мог сопереживать хотя бы одному из них. Если этого не будет, то книга просто не сможет «зацепить» своего читателя и он будет разочарован. Курт Воннегут также утверждает, что ваш персонаж должен хотеть чего-нибудь, пускай даже самого простого вроде бутерброда. Именно это сделает его более человечным и интересным.

С чего начать роман

Романы – это достаточно объемное произведение, поэтому бывает страшно приступить к такой работе. Чтобы прибавилось уверенности в своих силах, попробуйте написать что-то поменьше, например, рассказ. Это может быть как отдельное произведение, так и эпизод вашего будущего романа. А может, вам будет проще придумать продолжение любимого романа известного писателя?

Важно, чтобы вы попробовали и поняли, нравится ли Вам это и получается ли у Вас. Довести до совершенства маленький рассказ будет легче, чем большой роман. Кстати, написать хороший рассказ гораздо сложнее. Если у Вас это получится, то вопрос, как написать гениальный роман, очень скоро отпадет сам по себе.

Вера в свои силы

Предположим, у Вас есть идея романа, Вы продумали всех персонажей, но работа не клеится совершенно. А может, Вы написали несколько страниц и забросили работу, не находя времени продолжить ее? Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, приучите себя писать ежедневно. Лучше всего будет, если Вы будете делать это на протяжении одного и того же отрезка времени, например, часа. Определите, в какое время дня вам работать удобнее, садитесь и пишите. Даже если на следующий день Вам придется уничтожить написанное и писать все заново, такой опыт будет полезным. Обычно после первых нескольких абзацев работа идет легче, и Вы с удовольствием пишете страничку за страничкой.

Ритуалы

Самое сложное – сесть за работу. Перед тем как правильно написать роман своей мечты, выработайте у себя привычку делать что-то определенное перед началом работы. Например, Вы можете выпивать чашку кофе и перечитывать вчерашний материал либо готовить для себя вкусные бутерброды для перекусов во время работы. Так, Вы сможете, сделав несколько простых действий, быстро настроить себя на рабочий лад.

Проверка материала

Бывало ли у Вас такое, что через некоторое время написанные Вами произведения кажутся смешными или глупыми? Наверняка, да. Именно поэтому периодически перечитывайте то, что написали. Важно, чтобы Ваш материал «отлежался» определенное время, например, неделю. Только после этого Вы сможете взглянуть на него более свежим взглядом и увидеть все слабые места и недостатки.

сокращенный вариант

Хотите написать роман и все не можете собраться с силами? Такое случается довольно часто. Писать книги легко; трудно писать хорошие книги. Если бы это было не так, мы бы все создавали бестселлеры.

Хорошая художественная литература не является чем-то случайным - это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа. Вы можете заниматься дизайнерской работой как до, так и после написания книги. Я пробовал делать и то, и другое и, в конце концов, убедился, что до - и быстрее, и качественнее.

Как делать дизайн художественного произведения? По своей основной работе я занимаюсь архитектурой сложных программных проектов. И я пишу книги по той же схеме, что и программы - используя метод снежинки. Что это такое? Прежде, чем мы пойдем дальше, посмотрите на этот рисунок. Схема снежинки - один из важнейших математических объектов, изучением которого занимались многие ученые.

Здесь мы видим пошаговую стратегию создания снежинки. Поначалу она не очень похожа на саму себя, но постепенно все становится на свои места.

На тех же самых принципах можно писать романы - начните с малого, а потом надстраивайте все новые и новые детали, пока у вас не получится полноценная история. Часть дизайнерской работы в литературе - это креатив, а часть - это управление собственным креативом: превращение разрозненного материала в хорошо структурированный роман. Как раз этому я и хочу научить вас.

Большинство писателей затрачивает массу времени на обдумывание романа. Возможно, вы проводите какие-то исследования. Вы просчитываете, как будет развиваться история. Вы устраиваете мозговой штурм. Вы слышите голоса различных персонажей. Это наиважнейшая часть создания книги, которую я называю «накидывать информацию». Я предполагаю, что вы знаете, как это делается: у вас в голове уже сложилась идея книги и сейчас вы готовы сесть и начать писать.

Но прежде, чем приступить к делу, вам следует заняться организационными моментами. Вам нужно записать все идеи на бумаге в той форме, которую вы потом сможете использовать. Зачем? Потому что наша память ненадежна, и потому что в вашей истории (как и в любой другой, находящейся на той же стадии) имеется множество дыр, которые необходимо залатать до того, как вы начнете работать. Вам нужно создать план романа, причем так, чтобы это не отбило у вас желание писать. Ниже приведена пошаговая схема, по которой я создаю дизайнерские документы своих книг, и которая, надеюсь, поможет вам.

Шаг первый

Потратьте час и напишите аннотацию на ваш роман длинною в одно предложение. Что-то вроде этого: «Злобный физик совершает путешествие в прошлое, чтобы убить апостола Павла» (аннотация на мой первый роман Грех). Это - ваш роман крупным планом, аналог большого треугольника в схеме снежинки.Когда вы будете предлагать вашу книгу издателям, предложение-аннотация должно будет появиться в самом начале произведения. Его еще называют хуком (зацепкой), позволяющей продать роман издателю, дистрибьютерам, магазинам и читателям. Так что постарайтесь, чтобы он звучал как можно лучше.

Несколько советов, как это сделать:

* Чем короче, тем лучше. Предложение не должно превышать 15 слов.

* Никаких имен! Лучше сказать Инвалид-акробат, чем Джейн Доу.

* Свяжите общую концепцию произведения с персонажами. Кто из героев больше всех пострадал по ходу развития сюжета? А теперь укажите, что он желает получить в виде награды.

* Читайте краткие аннотации книг в списке бестселлеров New York Times, чтобы понять, как это делается. Умение описать книгу в одном предложении - это искусство, и им стоит овладеть.

Шаг второй

Потратьте еще один час и расширьте предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. В результате у вас получится аналог второй ступени в схеме снежинки. Лично мне нравятся истории, написанные по схеме три конфликта плюс конец. Развитие каждого из конфликтов занимает четверть книги, а на конец уходит еще одна четверть.Вы тоже можете использовать этот абзац в своей заявке на публикацию. В идеале он должен состоять из пяти предложений. Одно предложение на завязку, по одному - на каждый из конфликтов, и еще одно - на конец.

Шаг третий

Все вышесказанное даст вам общий вид истории. Теперь нужно прописать нечто аналогичное для каждого из героев. Герои - самая важная часть любого романа, поэтому время, которое вы вложите в их создание, вдесятеро окупится, когда вы начнете работу над книгой. На каждого из основных героев потратьте час и напишите небольшое, на одну страничку, сочинение:- Имя героя.

— Предложение, которое описывает историю его жизни.

— Мотивации героя (чего он хочет добиться в идеале?)

— Цель героя (чего он хочет добиться конкретно?)

— Конфликт (что мешает ему добиться цели?)

— Прозрение (что он узнает, как он меняется в результате случившихся событий?)

— Абзац, который описывает события, в которых герой принимает участие.

Важное замечание: возможно, после этого вам потребуется вернуться и переписать аннотации. Это хороший знак - ваши герои учат вас чему-то полезному для вашей истории. На каждой стадии написания романа вы можете возвращаться назад и перекраивать сделанное ранее. Это очень полезная штука: исправление всех недочетов лучше сделать сейчас, нежели тогда, когда вы уже написали 400-страничную рукопись.

Шаг четвертый

На этой стадии у вас в голове должна сложиться полная картина вашего романа - и на это у вас уйдет только день-два. Теперь нужно расписать историю. Потратьте несколько часов и сделайте из каждого предложения аннотации самостоятельный абзац. Все из них, кроме последнего, должны заканчиваться конфликтом (последний - финалом произведения).В результате вы получите синопсис романа, который потом тоже можно использовать для отсылки в издательство.

Шаг пятый

Потратьте день-два на одностраничное описание каждого главного героя. По полстранички уйдет на второстепенных персонажей. Эти синопсисы персонажей должны рассказать вашу историю с точки зрения каждого из них. Если потребуется, возвращайтесь к прежним наработкам и делайте нужные исправления.Этот этап доставляет мне наибольшее удовольствие, и позже я вставляю синопсисы персонажей в основной синопсис. Редакторам это нравится, так как им всегда импонирует художественная литература, основанная на людских характерах.

Шаг шестой

Теперь у вас есть цельная история и несколько основанных на ней рассказов, по одному на каждого героя. Потратьте неделю и расширьте одностраничный синопсис до четырехстраничного. По сути, вам нужно растянуть каждый абзац из Шага Четвертого на целую страницу. По ходу дела вы выявляете внутреннюю логику произведения и делаете стратегические решения.

Шаг седьмой

Превратите описание героев в развернутый рассказ о каждом из них с указанием всех существенных деталей: дата рождения, внешность, история жизни, мотивация, цели и т.п. И самое важное - каким образом герой преобразится к концу романа? В результате ваши персонажи превратятся в реальных людей и подчас будут предъявлять свои претензии к развитию сюжета.

Шаг восьмой

Прежде чем приступить к работе над рукописью, вы можете сделать пару вещей, которые помогут вам в процессе. Первое - нужно взять четырехстраничный синопсис и составить перечень всех сцен, которые нужно будет прописать. Удобнее всего сделать это в Exсel.По какой-то причине многие писатели не хотят связываться с незнакомыми программами. Разберитесь с этим. Вы ведь уже освоили, как печатать в Word. Excel еще проще. Вам нужно создать перечень сцен, а эта программа как раз предназначена для того, чтобы делать перечни. Если вам не хватает знаний, купите книжку и научитесь. Потратьте меньше дня — это того стоит.

На каждую сцену должна уйти одна строчка в таблице. В первой колонке перечислите героев, от имени которых ведется повествование, или глазами которых вы смотрите на происходящее в романе. В другой, более широкой колонке пропишите, что происходит в данной сцене. При желании в третьей колонке можно указать, на сколько страниц вы планируете растянуть данную сцену, а в четвертой нумерацию глав. Табличка в Excel- идеальный инструмент для этого, так как вам видна вся история целиком и вы можете легко передвигать сцены с места на место.

У меня обычно получается около 100 с лишним строчек и на их составление уходит около недели.

Шаг девятый

Шаг девятый применяется по желанию. Перейдите снова в Word и распишите каждую сцену, указанную в таблице, на несколько абзацев. Набросайте примерные диалогии и скетчи решаемых проблем. Если в сцене нет проблемы, то ее нужно создать или же вырезать всю сцену.У меня обычно выходило по одной-две страницы на главу и каждую из глав я начинал на новой странице. Затем я распечатывал текст и складывал его в папку со скоросшивателем так, чтобы можно было менять главы местами или же полностью переписывать их без того, чтобы спутать остальные. Этот процесс обычно занимал у меня неделю. В конечном итоге получался 50-страничный документ, который я потом исправлял красной ручкой по мере написания черновика. Все идеи, которые приходили мне с утра в голову, я записывал на полях этого документа. Это, кстати говоря, относительно безболезненный способ написания развернутого синопсиса, который так ненавидят все писатели.

Шаг десятый

На этом этапе садитесь и начинайте набивать черновик. Вы удивитесь, насколько быстро вы будете писать. Мне доводилось встречать авторов, которые таким образом втрое увеличивали скорость написания романа, и в то же время их черновики выглядели так, будто они уже прошли предварительную редактуру.Я неоднократно слышал жалобы писателей по поводу трудностей написания первого черновика. Все они, без исключения, сидят и думают: Я не знаю, о чем писать дальше! Жизнь слишком коротка, чтобы писать таким образом! Нет никакой причины тратить на первый черновик 500 часов рабочего времени, если вы можете сделать его за 150 часов.

Вот, собственно, и все. Метод снежинки помогает в работе мне и некоторым моим друзьям, которые тоже решили испробовать его. Надеюсь, он вам пригодится.

Благодарности: Я благодарю моих друзей по Chi Libris и в особенности Джанелл Шнайдер за обсуждение метода снежинки и за все остальное.