Как настроить себя уволиться с работы. Как пережить увольнение? Советы психологов

by Записки Дикой Хозяйки

Кризис непредсказуем. И, казалось, еще вчера вам ничего не угрожало на вашем рабочем месте, а сегодня начальство объявляет о сокращении, и вас увольняют. Понятно, что это серьезный стресс, но не стоит считать себя невезучим человеком, впадать в уныние и клясть судьбу. Вам необходимо собраться с силами и проявить характер, чтобы выйти из ситуации, сохранив по возможности здоровье и чувство собственного достоинства, да и не наделать глупостей в состоянии шока, обиды и раздражения.

А шок, безусловно, будет, даже если вы интуитивно чувствовали возможность увольнения. Связано это с тем, что вас поставили перед необходимостью менять жизнь, ведь потеря работы обязательно этого потребует. Поэтому так важно держать под контролем эмоции и свои действия, когда вам сообщили об увольнении. Если у вас нет возможности как-то повлиять на такое решение, то нужно уйти спокойно и без лишних ненужных слов.

Если вдруг вам предлагают подписать заявление об уходе по собственному желанию или документ, который вызывает у вас сомнения, попросите время на размышления. По закону, работодатель должен уведомить вас об увольнении как минимум за 2 месяца, кроме того, вам положена компенсация. Нельзя также уволить с работы по сокращению беременную женщину, а также молодую маму, у которой есть дети младше трех лет.

Переполняющие вас эмоции можно проявить дома, среди близких вам людей, которые вас поймут и не осудят. Наверняка вам захочется и пожаловаться, и поругаться, и обвинить в несправедливости – сделайте это в стенах своего дома. Такая разрядка поможет вам уже спокойнее взглянуть на ситуацию, проанализировать ее и наметить план действий.

Приобретенное спокойствие вам очень понадобится, когда вы начнете делать шаги в поиске нового рабочего места, ведь, сохраняя в душе обиду, горечь, раздражение, вам будет трудно сосредоточиться на собеседованиях и даже быть объективной к самой себе. Кроме того, такие чувства трудно скрывать, а работодателю, в первую очередь, нужны стрессоустойчивые сотрудники.

Если ваши родные или знакомые предлагают вам свою помощь в трудоустройстве, не отказывайтесь. Это очень хорошо, что рядом с вами есть люди, которые готовы помочь и поддержать.

Что касается компании, которая вас увольняет, то и с ней нужно расставаться, по меньшей мере, спокойно, поэтому можно попробовать договориться, например, о более позднем сроке увольнения. Это будет вполне возможно, если вы ведете какую-нибудь долгосрочную работу и сумеете аргументировано объяснить начальству, что именно вы и должны ее завершить. А выигранное время вам понадобится для поиска новой работы.

Кроме того, не следует забывать о компенсации: по закону, работодатель обязан выплатить вам зарплату за 2 месяца, если в течение этого срока вы не нашли новую работу. Кроме того, не забывайте о том, что компания должна расплатиться с вами за неиспользованный отпуск за весь срок работы. Так что проследите, чтобы это было сделано.

Можно переговорить с начальством о сохранении за вами места, но на неполный рабочий день – часто у компании, вынужденной пойти на большое сокращение, возникают трудности, и они пользуются услугами прежних сотрудников, чтобы не искать и не обучать новых.

Также можно выяснить, возможно, есть рабочее место в другом подразделении этой же компании. Даже если вам при переходе предложат меньшую зарплату, не стоит сразу возмущенно отказываться – важно уже то, что вы будете иметь доход, пока не найдете новое место работы.

Кроме того, при спокойном поведении в этой ситуации вы сможете обратиться к своему бывшему начальству с просьбой дать рекомендации и характеристики – это поможет вам при новом трудоустройстве. Более того, не исключено, что именно ваш начальник сможет порекомендовать вас своим знакомым и в другие компании.

Что делать, если все же наступил день, когда вам не нужно спешить на работу? Займитесь организацией своей жизни на период вынужденной безработицы. В первую очередь составьте бюджет на год, в котором учтите все необходимые расходы: на коммунальные платежи, медицинское обслуживание, питание, на машину, одежду. Теперь посчитайте, какие накопления у вас имеются и доходы, которые могут поступить в ближайшее время.

А теперь постарайтесь максимально сократить расходы. Подумайте, от чего вы можете отказаться. Может, поменять машину на более дешевую или начать пользоваться общественным транспортом? Можно сменить тариф мобильной связи, найти более дешевого интернет-провайдера, отказаться от некоторых покупок.

Если у вас есть непогашенные кредиты, обратитесь в банк и обсудите ситуацию с консультантом, ведь любой банк заинтересован в том, чтобы получить от вас хоть какие-то деньги, и потому может согласиться на уступки, например, временно снизить кредитные выплаты или даже на какой-то срок их заморозить.

Если у вас есть возможность устроиться хотя бы на временную работу, не пренебрегайте ею – даже если она вам не очень по душе, вы сможете продержаться без потерь какое-то время, пока не найдете постоянное место.

И, конечно, не теряя времени, сразу займитесь поиском новой работы. Чтобы не упустить ни одной возможности, отметься для себя, что бы вы хотели найти, то есть, что хорошо умеете и любите делать. Но точно так же перечислите те пункты, которые для вас невозможны, например, поездки в командировки и пр. И, конечно, определите для себя тот минимум заработной платы, который вам требуется для поддержания прежнего уровня жизни.

Возможно, судьба вам дает шанс изменить вашу профессию, поэтому пробуйте себя и в том деле, которое вам интересно, но не является вашей основной профессией. Если специальность, которая вас привлекает, требует дополнительных знаний, подумайте о том, чтобы немного поучиться. Даже однодневный тренинг может стать импульсом к важнейшим изменениям.

Если вам не нужно каждый день спешить на работу, это не означает, что вы можете себе позволить полностью расслабиться и вести свободный образ жизни. Напротив, вам нужно быть еще более собранной, чем всегда, поэтому каждый начинайте, составляя план необходимых дел, и четко его соблюдайте. Постоянно читайте в СМИ, Интернет объявления о вакансиях, отправляйте резюме по всем адресам, которые вам кажутся хоть немного соответствующими вашим интересам, звоните потенциальным работодателям, ходите на все собеседования. Общаясь со знакомыми, говорите о том, что вы находитесь в поиске работы – очень важно в нужное время оказаться в нужном месте, потому что, «его величество случай», может подвернуться в любой момент.

Обязательно поддерживайте отношения с друзьями и родственниками, ведите здоровый образ жизни, то есть, бывайте не свежем воздухе, нормально питайтесь и ни в коем случае не превращайте свою жизнь в трагедию. Более того, используйте время поиска работы на то, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье и набраться сил для дальнейшей деятельности.

Уделите большое внимание подготовке к собеседованиям: отрепетируйте ответы на самые распространенные вопросы. На собеседовании старайтесь не нервничать, и не считайте каждое собеседование последним шансом – это всего лишь очередная возможность, которых у вас еще будет достаточно. Открыто отвечайте на вопросы о том, почему вас уволили с прежнего места работы, и постарайтесь сосредоточиться на том, что вы можете и хотите сделать для компании, чтобы работодатель выбрал вашу кандидатуру.

И, конечно, не переставайте верить в удачу. Именно уверенность в себе и спокойствие будут теми самыми качествами, которые при выборе кандидатуры на свободную вакансию, при прочих равных условиях дадут перевес в вашу пользу.

Увольнение с работы перестало быть редкостью, и все чаще люди пытаются понять, как пережить расставание с должностью. Не всегда расторжение договора вызвано отсутствием нужных профессиональных качеств, по абсолютно разным причинам амбициозные и талантливые люди покидают рабочие места. Психологи дают несколько советов, как пережить увольнение с работы.

Первая волна эмоций

Когда человек слышит фразу «Вы уволены», спектр эмоций может быть разнообразным начиная от обиды и заканчивая яростью. Не стоит выпускать пар прямо перед начальством, обливаясь слезами или стуча кулаками по столу. Во многих случаях будет более выгодным покинуть рабочее место с достоинством. Если увольнение кажется несправедливым , решить спорный вопрос можно в трудовой инспекции или суде.

Для справки! По решению суда можно восстановиться в должности и получить компенсацию за время вынужденного отдыха. Это право закреплено в 392 статье ТК.

В большинстве случаев руководство стремится мягко расстаться с сотрудниками, поэтому можно смело требовать компенсацию или рекомендательные письма. Благодаря решению конфликта в свою пользу, можно почувствовать себя более уверенно и при желании отправиться на поиски новой работы.

Перестроиться на новый лад

Когда трудовой договор расторгнут, нужно выделить время для того, чтобы прийти в себя. Каждый, кто подвергался увольнению, испытывал толику разочарования и был недоволен собой. Многие не рассказывают о случившимся родным и близким, что в корне неверно – нужно выговориться, высвободить эмоции и посмотреть на ситуацию под другим углом.

Совет! Психологи утверждают, что, повторяя историю из раза в раз, человек лучше осознает свои чувства, и в конце концов начинает воспринимать происходящее менее остро. Постепенно сам факт увольнения перестанет быть значимым, а значит, и переживать будет не о чем.

Изливая душу собеседникам, человек начинает разбираться в том, что стало причиной увольнения. Если это недостаток профессионализма или компетенции, есть смысл пройти курсы повышения квалификации и прочитать профессиональную литературу. Хорошим решением станет и смена рода деятельности.

А что касается случаев, когда работодатель инициировал приказ об увольнении из-за разницы во взглядах, то тут для восстановления душевного равновесия хватит и пары дней.

На пути от старой работы к новой

Узнав о грядущем увольнении , многие расценивают это как внеочередной отпуск. Но психологи настойчиво советуют не откладывать поиски в долгий ящик – отсутствие привычной нагрузки может вызвать невроз или депрессивное расстройство.

Находясь длительный период в поиске работы, человек незаметно для себя впадает в депрессию. Негативный настрой мешает с успехом проходить собеседования, вскоре, и желание трудиться пропадает. Внутренние переживания переносятся на тело, и могут появиться психосоматические расстройства.

Интересно! Часто можно заметить, как человек, потерявший работу или вышедший на пенсию, стремительно стареет, чаще обычного заболевает.

Свободное время нужно использовать с пользой!

Если быстро устроиться в новую компанию не получается, не стоит прохлаждаться и терять свободное время понапрасну. Необходимо придерживаться обычного распорядка дня, заполнив расписание новыми делами:

  • изучением иностранных языков;
  • чтением художественной литературы;
  • хобби;
  • занятиями спортом;
  • посещением врачей.

Трудоустройство

Отправляясь на собеседование, следует морально подготовиться. Какими бы ни были причины ухода с прошлой должности, не стоит негативно высказываться о бывшем работодателе. Достаточно кратко и по возможности бесстрастно описать ситуацию. Упор желательно делать на своих профессиональных качествах и достижениях.

При общении с новым начальством стоит тщательно расспросить об должностных обязанностях и привилегиях. Соглашаться на первые же предложения нерационально – нужно оценить условия труда, уровень заработной платы и объем работы. Когда ожидания соответствуют реальности, можно отправлять в отдел кадров для трудоустройства.

Выход на пенсию

Найти, что делать после увольнения, сложнее всего пенсионерам. Пожилых людей практически не приглашают на рабочие места, и трудоустроиться вновь, особенно по профессии, крайне трудно.

К тому же возраст дает о себе знать, и нередко за увольнением с любимой должности следует апатия, увеличивается риск депрессии. С другой стороны, многие видят плюс в освобождении от должности, после долгих лет службы наконец начинают заниматься собой, находят новые увлечения.

В первое время стоит уделять больше времени для общения с бывшими коллегами, не отдаляться от них. Постепенно нужно разобраться в себе и понять, чем всю жизнь хотелось заниматься помимо профессии – это может быть создание картин маслом, разведение породистых собак, путешествия по миру и многое другое.

Ни в коем случае нельзя замыкаться, делать себе бесконечные выходные, состоящие из посиделок на диване. Чем больше дел будет запланировано на день, тем больше можно получить положительных эмоций и новых впечатлений.

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007

В этой статье мы поговорим о том, как пережить увольнение с работы. С этой проблемой сталкивался практически каждый человек хотя бы раз в жизни. И справиться с этим не всегда просто, особенно если работа нравилась и вы вложили в нее много сил. Осложнить дело может приближение пенсионного возраста. Итак, что же делать и как не позволить себе сдаться?

Причины увольнения с работы

Перечислим тех специалистов, которые могут попасть в зону риска:

  • Работники, остановившиеся на достигнутом, которые не повышают свою квалификацию, не улучшают навыки.
  • Результаты деятельности сотрудника никем не замечены.
  • Люди, полагающие, что они ни от кого не зависят.
  • Работники, окружающие себя прихвостнями и игнорирующие конструктивную критику.
  • Люди, которые плохо ладят с коллегами.
  • Те, которые отказываются упоминать о своих карьерных достижениях.

Последствия увольнения

Чего можно ожидать, если вас уволили с работы? Первое, что вы испытаете - потрясение и стресс. Привычный мир вокруг человека рушится, знакомые остаются в прошлом, резко падает самооценка. Часто большое количество увольнений происходит в кризисных ситуациях, в период, когда начальство стремится оставить только самых ценных и перспективных работников. А это приводит к тому, что человеку, попавшему в такую ситуацию, в голову начинают лезть мысли о том, что он хуже всех, неспособен ничего добиться в жизни и т.д.

Зацикливаться на этом нельзя, нужно отвлечься от мрачных дум. Подумайте о том, что все относительно, ведь кто-то лучше в одном, кто-то - в другом. Не стоит забывать о том, что эта неудача может стать началом чего-то нового.

А теперь более подробно разберем два прекрасных способа справиться с депрессией и приступить к поискам новой работы.

Первый способ

Как пережить стресс при увольнении? Психологами давно доказано, что эмоциональное состояние уволенного человека сравнимо с теми чувствами, которые люди переживают после измены или развода. Поэтому последствия, особенно для тех, у кого слабая психика, могут быть самыми тяжелыми, начиная с депрессий и бессонниц, заканчивая нервными срывами. Чтобы пережить увольнение и сохранить здоровье, нужно следовать советам, которые мы представим ниже.

С чего начать? Шаг первый

Как пережить увольнение с работы? Сначала нужно пройти основные стадии стресса, которых насчитывается четыре:

  • Фаза отрицания. Шоковое состояние, когда очень сложно осознать то, что происходит вокруг.
  • Фаза гнева. Появляется первая эмоция - агрессия. Человек постоянно пребывает в состоянии раздражения, злится на близких и родных, самого себя, судьбу, жизнь.
  • Фаза торга. Попытка вернуться обратно на работу, сделав что-нибудь значимое. Например, привести нового клиента или подготовить отчет.
  • Фаза депрессии. Человек осознает, что все попытки вернуться тщетны.

Шаг второй

Продолжаем описывать алгоритм того, как пережить увольнение с работы. Итак, мы остановились на стадии депрессии. Нельзя загонять свои отрицательные эмоции внутрь себя, надо учиться их выплескивать наружу. Для этого нужно подобрать подходящий способ. Неплохо подойдет для такой цели тренажерный зал. Поупражняйтесь с боксерской грушей, представляя на ее месте начальника или недоброжелателя, устройте марафонский забег, выплеснув агрессию в движении.

Ни в коем случае не ограждайтесь от близких. Расскажите о пережитом друзьям. После того как выговоритесь, станет намного легче. Постепенно обстоятельства увольнения начнут вспоминаться все менее и менее четко, а эмоции притупятся.

Шаг третий

Помните, если уволили с работы - это еще не конец света, ведь жизнь продолжается. Однако негативные стадии стресса могут затянуться на несколько недель. Не позволяйте им остаться с вами надолго. Можно воспользоваться специальным психологическим приемом, который носит название «Будильник». Мысленно нужно «завести» внутренние часы на какой-то день. Когда «будильник прозвенит», начните активно действовать.

Если вы сумели пережить фазу негативных эмоций, то готовьтесь к стадии принятия. В этот период вы сможете проанализировать свое поведение и понять, чем было вызвано увольнение. Это позволит осмыслить происходящее и поможет начать действовать дальше.

Нужно составить список тех положительных моментов, которые привнесло в вашу жизнь увольнение. Например, вы избавились от придирок начальника или подначек сослуживцев.

Шаг четвертый

Вас уволили с работы. Что делать? Абстрагируйтесь от эмоций и проанализируйте записанные причины увольнения по пунктам. Не принимайте всерьез такие аспекты, как кризис, сокращение штата, вредный начальник и пр. Будьте честны с собой, и возможно, вы поймете, что давно неосознанно хотели бросить эту работу.

Затем подумайте о том, какая профессия вам ближе и чем бы действительно хотелось заняться. На листке бумаги запишите те знания и умения, которые требуются для выбранной работы. Отметьте те навыки, которыми вы не владеете, и начните заполнять пробелы в образовании.

Шаг пятый

Существует немало способов того, как пережить увольнение. Советы психолога убеждают в одном - как только прошел стресс и стало понятно, чего хочется дальше, нужно начинать поиски новой работы. И здесь нельзя ограничиться одним способом. Нужно задействовать все возможное - объявления, интернет-сайты, знакомых, службу занятости и пр.

Постарайтесь во время своих поисков сохранять тот распорядок дня, который был до увольнения - бодрствуйте, завтракайте и ужинайте, занимайтесь делами в одно и то же время. Это поможет держать себя в тонусе и не расслабляться. К своим поискам нового места службы относитесь как к экзамену.

Второй способ: не забывайте о формальностях

Рассмотрим еще один вариант того, как пережить увольнение с работы. Возникновение депрессии возможно в любом случае. Однако можно немного переключить свое внимание на формальную сторону дела.

После первого эмоционального потрясения начнут появляться мысли о том, что увольнение испортит вашу трудовую книжку и поставит крест на карьере. Нужно сразу отогнать эти идеи. Не примеряйте на себя роль просителя и не дрожите перед директором. Терять вам все равно больше нечего, поэтому постарайтесь разобраться. Обязательно выясните причину увольнения. Не забывайте о своих правах и трудовом законодательстве. Вас не могут выставить за порог без средств к существованию. Не позволяйте работодателю нажиться и на этом.

Обязательно контролируйте свои эмоции. Не позволяйте жалости к себе взять верх, попытайтесь сохранить спокойствие. Во время бесед с руководством не угрожайте и не переходите на личности. Обсуждение должно вестись строго деловым языком. Заранее изучите ТК (увольнение и все, что с ним связано, в особенности) и подберите параграфы закона, на которые будете ссылаться. Ведите себя достойно. Плохие отношения с бывшим работодателем могут усложнить поиски нового места, так как начальство может отказаться дать рекомендации.

Не относитесь к увольнению как к провалу всей своей жизни. Попытайтесь воспринять это как возможность начать все заново. К тому же на старом месте вы приобрели определенные навыки и опыт, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Увольнение пенсионера

Как пережить увольнение пенсионеру? Ведь люди этого возраста более уязвимы в подобной ситуации. Часто пенсионеры отдают предприятию много сил и прикипают к нему всем сердцем. Для них работа давно стала неотъемлемой и очень важной частью жизни. Поэтому справиться с депрессией им намного сложнее.

Вас после выхода на пенсию уволили с работы? Что делать? Обычно у пенсионеров остается много друзей по службе. Не стоит забывать про них и отгораживаться. Поддержка близких может помочь. Вспомните, что пенсия - отличная возможность пожить в собственное удовольствие. У вас много времени, которое можно потратить на себя и свои увлечения - чаще гулять, найти себе хобби.

Советы психолога для пенсионеров и людей предпенсионного возраста

Страшнее всего лишиться места тем, кому до пенсии осталось совсем немного. Причины увольнения с работы могут быть разными, но нужно следить за тем, чтобы они были законными.

К этому времени человек накапливает огромный опыт, доводит свои навыки до совершенства и прекрасно разбирается в своей сфере, но работодатели предпочитают нанимать молодых. Особенно тяжело в этой ситуации женщинам.

В старшем возрасте уже не думают о том, в какой сфере хочется работать, так как все давно уже решено и менять что-либо поздно. Нужно проанализировать свои навыки и знания, а затем определить ту отрасль, где они могут быть наиболее востребованы. Найти подходящую вакансию можно с помощью соседей, знакомых и даже бывших сослуживцев. Последние особенно ценны в этом плане, так как продолжают вращаться в нужных профессиональных кругах.

Обратить внимание нужно и на свою внешность. На собеседовании вы должны держаться приветливо и уверенно в себе. При этом нужно быть готовым к отказу. Услышать «нет» можно множество раз, так что не нужно отчаиваться и впадать в хандру. Попытайтесь не терять боевой настрой и не забывать про силу убеждения.

Сегодня основным требованием к потенциальному сотруднику является умение работать на компьютере. Поэтому придется освоить этот навык, если вы претендуете на хорошую должность.

ТК: увольнение. Законодательная база

Любое увольнение должно быть основано на 80 статье трудового кодекса РФ. Обязательно ознакомьтесь с этим законом и прочитайте все поправки, которые в него были внесены.

Если случай сложный, то нелишним будет обратиться к юристу. Вы должны убедиться, что все происходит по закону и начальник не пытается вас обмануть, не выплатив положенной компенсации. В стрессовой ситуации люди редко думают о юридической стороне дела, так как находятся в фазе отрицания или гнева. А когда эмоции притупляются, то требовать чего-то уже слишком поздно. Если вы сами не можете разобраться с законодательными тонкостями, обратитесь к близким за помощью.

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Конечно, увольнение – штука пренеприятнейшая, но правильное поведение может помочь вам достичь тех высот, о которых на старом месте вы, возможно, не смели бы и думать. Помните – все всегда можно обернуть в свою пользу. Видение ситуации может кардинально меняться в зависимости от того, под каким углом на нее смотреть.

Что же делать?

Самое главное при – не поддаться возникающим негативным эмоциям. Конечно, вам будет неприятно, унизительно, обидно и даже страшно – но не позволяйте всему этому поглотить вас, иначе так может и депрессия напасть. Отрицательные эмоции так плохо влияют на человека, что нередко после депрессии заболевают по-настоящему. А безвыходных ситуаций не бывает, поэтому – вперед, к новым начинаниям! Кто знает – может, старое уже отжило свое и пора развиваться дальше, добиваться большего?

А не пора ли задуматься?

А вы раньше случайно не ловили себя на мысли, что неплохо бы сменить работу? Если то, чем вы занимались, не приносило удовольствия, может, это ваш шанс найти свое предназначение?

Кстати, вы уже устали работать, работать и не видеть ничего, кроме работы? Сделайте паузу, задумайтесь о своей жизни. Вспомните, чего вы всегда хотели. Вы пошли той дорогой? Если нет – у вас есть возможность это исправить! Отдохните, скиньте напряжение, определитесь с тем, чем вам хотелось бы сейчас заниматься, и уже тогда беритесь за поиск новой работы. При этом самое главное условие – не жалеть себя, не плакать о потерянном и не затягивать с . Отдыхать приятно, но это затягивает, поэтому как только восстановили силы и боевой дух – начинайте действовать.

Кстати, а не задуматься ли об открытии собственного бизнеса? Звучит заманчиво? А может, вы уже и раньше мечтали об этом? Тогда после увольнения можно целиком и полностью посвятить себя собственному детищу. В конце концов, что может быть лучше того, чтобы работать на самого себя?

А вы усвоили урок?

Это еще одна сторона увольнения. Урок. Да-да, вы не ослышались! Конечно, вполне возможно, вас уволили совершенно незаслуженно, но все равно что-то поучительное вынести вам придется. Где-то вы да ошиблись. Проанализируйте свою работу, предъявляемые вам претензии, отношения с руководством и коллегами. Объективно оцените все, не зря же говорят, что не бывает дыма без огня. Если окажется, что проблема в том, что вы не справлялись с обязанностями так, как надо, - задумайтесь о курсах повышения квалификации или переподготовки, изучите иностранный язык. Словом, займитесь собой. И навыки новые появятся, и повысится, и вы получите возможность претендовать на более высокую должность.
Кто ищет – тот находит!

Для поиска работы вам понадобится:

;
сопроводительное письмо.

Разместите резюме в Интернете, но не ограничивайтесь пассивной позицией, не ждите, пока вас позовут. Обратитесь в службу занятости, ходите, ищите, звоните, посещайте . Не бойтесь вопросов о том, почему вас уволили. Подготовьте достойный и правдивый ответ. Последнее, кстати - обязательное условие, ведь вас могут проверить, позвонив на старое место работы.

Финансовый кризис?

Что делать, если работы еще нет, а денег уже нет? Сократите расходы, сопоставив желания и возможности, отбросьте все лишнее. Найдите подработку внештатным сотрудником – переводчиком, журналистом. Кто знает, может, вам так понравится свободный график, что вы поймете, что нашли себя. Если нет – вы подработаете, пока появится постоянная работа.
А, может быть, у вас есть интересное хобби? Его тоже можно превратить в источник дохода, и даже реализовать себя в нем.

Помните:

Заботьтесь о себе! Не подсаживайтесь на вредную пищу, не бросайте занятия спортом. должны стать ежедневными и привычными! Держите себя в форме для новых начинаний!

Если чувствуете печаль или другие негативные эмоции, вспомните все свои достижения, те моменты, когда вы были довольны собой.

Не занимайтесь самобичеванием, это только приведет к снижению самооценки и депрессии. Смотрите на вещи реально, просто простите себе то, в чем вы были неправы, и больше не допускайте подобного.

Расскажите своему окружению, почему вас уволили. Это лучше, чем если до них дойдут неверные слухи.

Не премините воспользоваться чьей-нибудь протекцией, не отказывайтесь от помощи. Не стесняйтесь говорить с людьми о поиске работы. Чем больше знакомых будет в курсе происходящего, тем быстрее вы справитесь с ситуацией!

Не ограничивайтесь поисками только в одной сфере деятельности. Не бойтесь попробовать что-то новое – может, там вы достигните больших высот.

Получая отказы, не расстраивайтесь и не опускайте руки. Причина может быть и не в вас, а в том, что на данный момент новые сотрудники в эту фирму не требуются. Никогда не забывайте оставить резюме – кто знает, возможно, завтра кто-то решит уволиться и сразу же вспомнят о вас?