Как научиться отвечать на неудобные вопросы, выступая публично? Как отвечать на вопросы из зала Как отвечать на вопросы слушателей.

Чтобы эффективным лидером, тренером и спикером стать и сделать так, чтобы люди шли за вами и рядом с вами росли, вам нужно одно очень важное правило понимать. Но прежде, чем вам об этом правиле рассказать, я поделюсь с вами тем, что побудило меня об этом написать.

Некоторое время назад я проходил тренинг в Англии. Не буду сейчас говорить о том, что это за тренинг был и кто его проводил.

На тренинге я знакомился с совершенно новый для себя материалом, и мне важно было как можно глубже разобраться в данном вопросе. Конечно же, я задавал огромное количество вопросов тренеру, но вот обратно ответы я либо получал крайне редко, либо не получал вовсе.

Вы, наверное, уже догадываетесь, какое впечатление сложилось у меня о таком тренере?

Наиболее распространенная ошибка, которую совершают тренеры, спикеры и лидеры, которые обучают чему-то или просто выступают перед аудиторией - это попытка уходить от вопросов, ответов на которые они не знают!

Если вы по-настоящему воодушевлены тем, о чем рассказываете и заинтересованы в том, чтобы другим людям это донести, вы никогда не позволите себе поступать подобным образом.

Но как же правильно себя вести, когда в аудитории возникает вопрос, на который вы не знаете ответ?

КАК ОТВЕЧАТЬ НА СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Во-первых, если вы не знаете ответа, скажите честно об этом. Не врите и не пытайтесь «придумать» ответ.

Отец профессионального спикерства, Билл Гав, однажды сказал: «Одна из самых сильных стратегий спикера на сцене - момент, когда его спрашивают, а он честно отвечает, что ответа на вопрос не знает». Признавая, что вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, вы в несколько раз увеличите доверии аудитории к себе.

Не нужно пытаться играть роль тренера-всезнайки и дурачить людей. Люди всегда чувствуют обман, даже если этого не понимают.

Не знаете ответа, не пытайтесь врать или что-то придумывать. Говорите честно: «Не знаю, но могу узнать и позже вам сказать».

Во-вторых, вы должны понимать, что обучаясь чему-то, вы не можете каждый вопрос этой темы досконально знать. Часто случается так, что некоторые из вопросов в выбранной нами сфере, мы знаем поверхностно. Но именно благодаря любопытству ваших слушателей и их желанию «докопаться» до сути, у вас появляется уникальная возможность самому еще глубже в данной области разобраться и повысить уровень своей экспертности.

Будьте благодарны за любой вопрос, который звучит в вашей аудитории. Ведь это либо прекрасная возможность дать развернутый ответ, если вы компетентны в нем, либо по окончанию мероприятия, разобраться в этом вопросе и повысить свою экспертность.

В-третьих, бывают ситуации, когда в зале звучит вопрос и вы знаете на него ответ. Но убедитесь в том, что ответ на этот вопрос действительно нужен всем людям из зала.

Если есть возможность дать исчерпывающий ответ одним предложением - ответьте и продолжайте дальше.

Но если это интересный вопрос, требующий подробного ответа, но не касающийся темы данного мероприятия, вы можете договориться с этим человеком и ответить ему персонально.

Поэтому третье правило, если вопрос прозвучал, но он неактуален для всей аудитории, договоритесь со слушателем, что вы ответите позже, чтобы у других участников не отбирать время, энергию и внимание.

Итак, отвечая на неудобные вопросы из аудитории: 1) не врите и не придумывайте ответ, если не знаете его; 2) благодарите за каждый заданный вам вопрос, а особенно за те, ответы на которые вы еще не знаете; 3) ответы на неактуальные вопросы оставляйте на конец мероприятия.

Важной частью презентации были и остаются ответы на вопросы участников. Эта часть может уничтожить все труды презентатора, а может спасти не слишком удачную презентацию. Ваши ответы на вопросы должны добавить вам несколько баллов, а не отнять. Для этого мы изучим основные принципы ответов на вопросы, которые помогут вам отвечать более успешно, чем вы это делаете сегодня. Итак,

Принцип первый: Ответы на вопросы - не экзамен

Почему-то сложилась ошибочная установка, что презентация - подобие некоего испытания. И испытуемый обязан быть на высоте в каждом задании. Выражения лиц участников презентации смутно напоминают мне студенческие годы и лица моих экзаменаторов. Да и выступающий с презентацией зачастую своим видом напоминает студента на экзамене. Пора понять, что студенческие годы закончились. Вы выступаете перед аудиторией, которая знает о предмете презентации меньше вашего. Иначе бы вы презентации не готовили. Их вопросы имеют целью не проверку вашей компетентности, а уяснение для себя некоторых моментов, которые важны им для принятия важного решения. Кстати, когда вы сами будете в зале на чужой презентации, не забудьте того, что только что прочитали.

Что следует из первого принципа ответов на вопросы?

  1. Вы не обязаны знать всего. И даже не обязаны знать всего по теме презентации. И вы имеете полное право не только не знать чего-то, но и прямо заявить об этом. При этом не нужно жеманиться, смущаться и извиняться. Сильный человек никогда не боится признаться в своих недостатках. Этого боится слабый. Аудитория на презентации скорее склонна простить презентатору некомпетентность, чем слабость.
  2. Вы не обязаны отвечать на все вопросы, даже если знаете ответ, но по каким-либо причинам давать его не в ваших интересах. Дело другое, что ответ «Я не хочу отвечать на ваш вопрос» звучит несколько оскорбительно. Найдите более дипломатичную форму. Например, «У меня сейчас нет информации по этому вопросу…» или «Мне не хотелось бы выдавать непроверенную информацию…». Если спрашивающий настаивает или если вы уже восьмой раз отвечаете, что и по этому вопросу у вас недостаточно информации, запишите вопрос и пообещайте задавшему его, что свяжетесь с ним в течение 24 часов и сообщите ответ. Попросите его визитку или запишите его номер телефона.
  3. Вы имеете право переадресовывать вопрос другому специалисту, например, находящемуся на презентации. Или отсылать спрашивающего к источнику информации (отчету, сайту, книге), где он может найти развернутый ответ на свой вопрос.

Согласитесь, это совсем не похоже на экзамен.

Принцип второй: Не наказывать за вопрос

Если вы хотите, чтобы вопросы продолжали поступать, а их тональность не была агрессивной, никогда не наказывайте за вопрос. Что я понимаю под наказанием за вопрос? Отвечаю:

  • недовольную гримаску или закатывание глаз;
  • ответ «У вас устаревшие данные» или «У вас неверные источники информации»;
  • оскорбительно-назидательное «Вы всегда так витиевато выражаетесь?»;
  • оскорбительно-оскорбительное «Чушь!».

Не удивляйтесь, даже последние два еще встречаются во время проведения презентаций. Что происходит дальше? Часть сидящих в зале, не желая попасть под раздачу, прекращает попытки задать вопрос презентатору. Другая же часть, раззадоренная подобными реакциями, начинает бодаться с презентатором, и выступление его превращается в перепалку с аудиторией. Если он этого хотел добиться, то он молодец. Если же ему нужна была благосклонность аудитории, то он невежда.

Принцип третий: Поощрять вопросы

Третий принцип вытекает из второго и довольно предсказуем. Что значит поощрять вопросы? Отвечаю:

  • удивленное, восхищенное выражение лица при выслушивании вопроса, округление глаз, открывание рта;
  • выражение благодарности за вопрос словами или даже просто взглядом, легким поклоном;
  • комплимент задавшему вопрос в виде оценки его компетентности, оригинальности взгляда на проблему, эрудированности… и так далее.

Неудивительно, что вопросы к презентатору, ведущему себя подобным образом не иссякают, а тональность этих вопросов постепенно приобретает все большую доброжелательность.

Принцип четвертый: Оценивать вопросы

Возможно, кто-то из читателей данной статьи догадался, что речь идет об этом всем уже надоевшем обороте «О, хороший вопрос!». Я бы как раз хотел предостеречь от его использования. Это трюк дешевый, и кроме раздражения ничего не вызывает. Замечено, что выступающий так оценивает самые скверные, самые неудобные ему вопросы. И его выражение лица об этом ясно говорит. Как же оценивать вопрос? Прямо с ходу записываю десяток тех оценок, что придут мне в голову сразу:

  • «Какой необычный вопрос!»
  • «Вы задаете очень актуальный вопрос…»
  • «О, какой неожиданный вопрос!»
  • «Какой приятный вопрос!»
  • «Смелый вопрос»
  • «О, наконец, прозвучал этот долгожданный вопрос!»
  • «Оригинальный вопрос»
  • «Красивый вопрос»
  • «Это блестящий вопрос»
  • «Сильный вопрос»

Тут можно привести еще десяток, но мне нужно сказать об одной вещи, возможно, неожиданной. Замечали ли вы, что иногда женщине приятно, когда подруги говорят ей с осуждением, смешанным с восхищением: «Ну ты и стерва!». «Да, я такая!» - не без гордости отвечает она. Так вот, представьте, что задающему бывает приятно получить и негативную оценку вопроса. Получив ее, он может даже победно оглядеть аудиторию и будет стремиться задать еще один вопрос. Как можно негативно оценить вопрос и выиграть от этого? Приведу десяток негативных оценок, которые с ходу придут мне в голову:

  • «Острый вопрос»
  • «Да у вас просто провокационный вопрос!»
  • «Шокирующий вопрос»
  • «Неожиданный вопрос»
  • «Это вопрос, который я меньше всего хотел слышать»
  • «Запоздалый вопрос»
  • «Вы задаете жесткий вопрос»
  • «Ваш вопрос с подковыркой»
  • «Какой хитрый вопрос!»
  • «Ваш вопрос - скорее не вопрос, а протест»

И тут можно привести еще десяток вариантов. Но мне нужно сказать о следующем.

Важно, чтобы оценка вопроса, неважно, позитивная или негативная, была искренней. Оценивая вопросы, вы закрепляете за собой позицию хозяина презентации. Ведь именно хозяин, старший, главный пользуется привилегией давать оценки.

Принцип пятый: Отвечать всем

Типовая ошибка при ответе на вопрос - давать ответ только задавшему его. Важно понять, что вопрос задал не человек, его задала аудитория устами этого человека. Возможно, очень многие хотели бы задать подобный вопрос, да он их опередил. Поэтому, получив вопрос, отвечайте всем сидящим в зале. Поддерживайте зрительный контакт со всеми, старайтесь по выражениям лиц и реакциям почувствовать, всем ли понятно то, что вы говорите. Время от времени встречайтесь глазами с задавшим вопрос и сверяйтесь с ним. Вы увидите, не отошли ли вы в сторону, правильно ли вы поняли вопрос, то ли сейчас он слышит, что хотел услышать.

Принцип шестой: Управлять поступлением вопросов

Помните, что на презентации вы - хозяин. И как хозяин несете ответственность за все происходящее. Не позволяйте аудитории устраивать базар. Это всегда происходит, когда презентатор оказывается неспособен управлять залом или просто отказывается от управления. Например, он, сказав последние слова в презентации, замолкает и смотрит в зал. Выждав несколько секунд, кто-то поднимает руку, а кто-то выкрикивает вопрос с места. Презентатор отвечает на тот вопрос, что прозвучал. Тот же человек задает тут же другой вопрос, и презентатор отвечает на него. Тут державший руку устает и, видя, что этим ничего не добиться, тоже выкрикивает вопрос. Презентатор отвечает на него. Тут несколько человек выкрикивают вопросы. А кто-то начинает отвечать кому-то за презентатора. Несколько участников презентации пытаются вести себя как воспитанные люди (как правило, это женщины) и держат поднятые руки. Презентатор их не замечает или делает вид, что не замечает. Постепенно базар начинает всех утомлять и раздражать. Эти эмоции переносятся на презентацию и на самого презентатора. Рано или поздно кто-то из аудитории берет на себя функцию презентатора и предлагает всем прекратить балаган, сделать перерыв, послушать выступающего, разойтись по домам (нужное подчеркнуть).

Правда, знакомая ситуация? Ни в коем случае, ни на секунду не позволяйте аудитории на презентации перехватывать у вас управление. Могу сразу сказать, что если на вашей презентации окажутся ваши начальники, так и знайте, они будут постоянно забывать, что находятся не у себя в кабинете, и пытаться рулить вами. Деликатно, но настойчиво пресекайте эти попытки. У меня на тренингах иногда проходят обучение топ-менеджеры вместе со своими подчиненными. Я невольно улыбаюсь, когда слышу от них фразы, ясно указывающие на то, что они не совсем понимают контекст ситуации: «Ну что, давайте сделаем перерывчик», «Так, ну с этой темой все понятно, давайте дальше», «Давайте это упражнение подсократим» и так далее. Иногда в шутку, иногда всерьез мне приходится расставлять точки над i. Как правило, со второго раза все становится ясно.

Как же управлять поступлением вопросов?

Во-первых, чтобы облегчить себе задачу, сразу установите правила игры. Например, вопросы подаются только в письменном виде. Или желающий задать вопрос должен поднять руку. В этом случае вы сами должны в точности следовать этим правилам. Одно нарушение с вашей стороны, и уже ничто не прекратит балагана. Если попытки задать вопрос не по регламенту продолжаются, не вредно напомнить о тех правилах, соблюдать которые договорились все участники презентации. Если договорились, что о желании задать вопрос необходимо заявить поднятием руки, давайте возможность высказаться только тем, кто поднял руку.

Во-вторых, если поднято несколько рук, приоритет женщинам, старшим и тем, кто еще не задал ни одного вопроса. Даже без слов, одними руками и выражением лица вы можете управлять залом, будто говоря: «Я вас вижу, но давайте дадим возможность задать вопрос тому, кто давно держит руку. Хорошо? Спасибо, это очень благородно с вашей стороны». Или: «Вижу, что вам не терпится задать вопрос, сейчас я отвечу вот этому коллеге, а потом сразу же дам слово вам. Идет?».

В-третьих, стимулируйте поступление вопросов. Самый бездарный вариант: «Ну что ж вы так пассивны? Неужели ни у кого нет вопросов? Ну давайте, давайте…». Эдак вопросов можно вообще не дождаться. Лучше вариант, сопровождаемый доброжелательным взглядом: «Итак, вопросы. Смелее». Если ситуация позволяет, можно и пошутить: «Не все сразу!».

В-четвертых, отвечайте только на вопросы. Не ввязывайтесь в перепалки. Не давайте ответ на суждения или выражения сомнения. В таких случаях всегда уточняйте у говорящего, в чем заключается его вопрос. Если этого не делать, презентация грозит превратиться в дискуссию. Причем презентатору в этой дискуссии может не найтись места.

В-пятых, получив слишком частный вопрос, обсуждение которого будет неинтересно аудитории или потребует сообщения конфиденциальных данных, предлагайте обсудить его отдельно с задающим по окончании презентации. Это всегда вызывает понимание в аудитории. Если кто-то крикнет из зала: «Отвечайте, отвечайте, нам тоже интересно», - помните, он говорит только за себя.

В-шестых, сами решайте, когда ответы на вопросы пора прекратить. Лучше прекратить отвечать на еще поступающие вопросы, чем минуты две хлопать глазами в ожидании, не появится ли еще вопросик, и свернуть презентацию по факту истощения к ней интереса. Опирайтесь на заявленный регламент. Если вы сказали, что отвечать на вопросы будете не более 10 минут, то через 10 минут завершайте эту часть выступления. Если вы чувствуете, что это нецелесообразно, можете по согласованию с аудиторией продлить это счастье еще минут на пять. Но только по согласованию с аудиторией! Если же регламент требует прерваться, а вопросы не иссякли, предложите задать вам оставшиеся вопросы в ходе неофициальной части, по электронной почте, телефону, при личной встрече после презентации. Разумеется, тут вы должны оставить канал для дальнейшей связи с вами. Надеюсь, после ваших презентаций от желающих воспользоваться таким каналом отбоя не будет.

Принцип седьмой: Отвечая на вопрос, быть кратким

Моя практика показывает, что если презентатор превращает ответ на вопрос в лекцию, если отвечает слишком долго и развернуто, поток вопросов тут же оскудевает. Каждый понимает, что если задаст все вопросы, которые собирался, сегодня домой уже никто не попадет. Получив вопрос, давайте настолько краткий ответ, насколько это возможно. Но знайте меру! Простое «да» или «нет» вряд ли устроят аудиторию.

Кстати, будет правильно, если вы и от задающих вопросы будете требовать краткости. Не грех попросить повторить вопрос. При повторении, как правило, вопрос становится более лаконичным. Если вы это сделаете раз-другой, следующие постараются сначала сформулировать вопрос в краткой, понятной форме и лишь потом поднимут руку.

Принцип восьмой: Слушать до конца, над ответом думать

Если хотите уважительного отношения к себе со стороны аудитории, проявляйте это уважение первым. В частности, это может выражаться в том, что вы не перебиваете задающего вопрос, а слушаете его до конца. Если даже вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, - не перебивайте спрашивающего, не начинайте отвечать, не дослушав, не торопите его. В крайнем случае, если он уж слишком многословен, можно жестом и мимикой показать, что пора переходить к сути. Можете даже сказать: «Итак…» или «Таким образом…» с повышающейся интонацией. Это требование не относится к тем моментам, когда вместо вопроса звучит откровенное самовыражение якобы задающего вопрос. В этом случае вы имеете полное право от имени аудитории и от себя лично попросить сформулировать именно вопрос, а не суждение. Часто меня спрашивают, делать ли паузу перед ответом, или лучше отвечать тут же. Ответ таков. Даже если вы, как только начал звучать вопрос, не только знаете, о чем вас спрашивают, но вдобавок знаете, что отвечать, то и в этом случае воздержитесь от поспешности и сделайте небольшую паузу перед ответом. Спросивший, да и вся аудитория будут чувствовать, что вы обдумываете ответ, а значит, относитесь к нему с должным уважением. Продолжительность паузы может колебаться. В конце концов, вы можете действительно обдумывать ответ. Или обдумывать, как от вопроса уйти.

Принцип девятый: Уточняйте, если вопрос непонятен

Пожалуйста, не отвечайте на вопрос, если не поняли, о чем вас спрашивают. Это все равно не удовлетворит ни вас, ни аудиторию, ни спрашивающего. Вы имеете полное право уточнять до тех пор, пока не станет абсолютно понятно, что от вас хотят слышать. Для этого вы можете попросить повторить вопрос, сформулировать его иначе. В конце концов, вы можете спросить: «Правильно ли я вас понял, что вопрос заключается в следующем…?». Если вы даже поняли вопрос, но не уверены, что вопрос понят аудиторией, переформулируйте заданный вопрос таким образом, чтобы вещи, понятные только задавшему вопрос и вам самому, стали так же понятны и аудитории. Презентацию вы проводите не для себя, а для людей, сидящих в зале. Поэтому их интересы должны быть приоритетными. Исходя из этого, если вы не уверены, что вопрос был достаточно хорошо услышан всеми сидящими в зале (из-за акустики, особенностей звукоусилительной аппаратуры или голоса говорящего), повторите его так, чтобы слышали все. Аудитория будет вам за эти знаки внимания очень благодарна.

Принцип десятый: Не начинайте со слова «нет»

Знайте, что когда вы начинаете ответ с этого слова, задавший вопрос уже слушает вас скептически. Это будто закрывает его уши, и он не слышит важный вещей, о которых вы говорите после этого слова. Но как быть? Начать со слова «да». А дальше? Давайте перенимать женские уловки. Женщины - весьма эффективные коммуникаторы. Допустим, некий мужчина добивается некоей близости с некоей женщиной. По неким своим соображениям женщина не склонна уступить, однако хочет, чтобы мужчина продолжил ухаживания. Как грамотно ответить такому мужчине, если в условиях задачи сказано, что первое слово должно быть «нет»? Правильно, «Нет, не сейчас», «…не здесь», «…не так» и прочая, и прочая, и прочая. Заметьте, ее «нет» относится не к сути предложения, а к обстоятельствам. Так и мы, отвечая на неудобный вопрос, естественный ответ на который - «нет», должны привыкать начинать со слова «да». Но слово это будет относиться не к сути, а к обстоятельствам. А потом можно начинать разбираться. Например:

  1. - Вы что, алкоголик?- Да, у меня действительно цвет лица, по которому можно так подумать. На самом деле у меня просто кровеносные сосуды расположены близко к поверхности кожи. Вот и создается такое впечатление. Зато я не краснею.
  2. - Правда, что вы сидели?- Да, я не удивляюсь вашему вопросу. Мои политические конкуренты постарались, чтобы такой слух распространился как можно шире. Хотя если есть у нас в стране справедливость, то сидеть должны они.
  3. - Ваша компания провалила тендер. Кто-нибудь понес наказание?- Да, вы правы. Всякая уважающая себя компания должна делать выводы из каждого проигрыша, чтобы в перспективе победить. Однако в нашем случае заказчик предпочел работать со старым, хорошо известным партнером. Разве здесь может идти речь о вине и наказаниях?
  4. - Нововведения, о которых вы говорите, вряд ли нам помогут. Есть у вас другие варианты?- Да, на первый взгляд эти перемены не кажутся радикальными. Но давайте разберем последствия только по первому пункту. Смотрите…

Принцип одиннадцатый: Проводите профилактику

Если вы предполагаете, что после вашей презентации могут быть заданы трудные, острые, неудобные вопросы, вы можете сделать прививку. Каким образом? Например, когда предложите аудитории перейти к вопросам и ответам, сделайте это фразой: «А теперь вопросы. И, если можно, поострей». Или: «Не стесняйтесь задавать острые или даже провокационные вопросы. Мы здесь для того и собрались, чтобы разобраться с этой темой без лишних предосторожностей». Если позволяет ситуация, то можно и так: «А теперь вопросы. Особая благодарность тем, кто задаст вопросы каверзные». И что? А то, что задающий острый вопрос уже выступает вашим союзником, ибо выполняет вашу просьбу задавать острые вопросы. Часто слушатели спрашивают: «А можно неострые тоже задавать? Ну, в смысле, тупые…». А иногда даже оправдываются: «Возможно, мой вопрос недостаточно каверзный, но я хотела бы спросить…». Обычно это веселит аудиторию и снимает напряжение.

Принцип двенадцатый: Делайте подсады

Когда вы ходили в цирк (а может, ходите и сейчас), вы замечали, что в некоторых фокусах или акробатических номерах участвуют и зрители. Чаще всего это так называемые «подсады». Специально подготовленные люди из цирковых, с которыми этот номер поставлен и отрепетирован. Они располагаются среди зрителей и ничем себя не выдают до момента, когда наступает их звездный час.

Этот фокус часто используется и на митингах, когда расставленные по площади тут и там люди из штаба выступающего политика выкрикивают в нужных местах реплики одобрения и инициируют бурные аплодисменты. На вашей презентации вы тоже можете устроить подсаду. Попросите кого-нибудь из известных вам людей задать для затравки первый вопрос. Или тот вопрос, на который у вас заготовлен ловкий, выигрышный ответ. Если в зале только незнакомые вам люди, познакомьтесь непосредственно перед презентацией с кем-то из них и обратитесь с той же просьбой. Я не помню случая, чтобы кто-то отказал. Если же с подсадой не получилось, вы можете сами себе стать подсадой. Если есть вопрос, на который вам хотелось бы ответить, скажите: «Если бы я был на вашем месте, я бы обязательно спросил…», или «Часто мне задают такой вопрос…» или «Когда я рассказал моим коллегам о том, что буду сегодня говорить с вами на эту тему, они меня тут же спросили…». Говорят, Владимир Маяковский блестяще отвечал на вопросы из зала. На его выступлениях были аншлаги. Несколько раз переиздавался сборник наиболее удачных ответов Маяковского на различные вопросы. Подозреваю, здесь тоже не обошлось без подсад. Особенно если учесть, что большинство вопросов, на которые отвечал Владимир Маяковский, были в записках.

Принцип тринадцатый: Угадывайте вопросы

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! - воскликнет какой-нибудь читатель, - Допрыгались до мистики и парапсихологии! Шутка ли дело - угадывать вопросы!». «А вот и не мистика!» - хотел бы ответить автор. Без всякой мистики специалисты по публичной коммуникации президента Соединенных Штатов угадывают 70-80 процентов вопросов, которые поступят на пресс-конференции. Понятно, что именно на эти вопросы президента готовят отвечать. Подбирают мимику, жест, подходящую цитату из классики, остроту не бородатую. И президент выглядит отлично. А ведь это пресс-конференция, где всякий журналист стремится не только информацию получить, но и себя показать. Когда же вы готовите презентацию, вы без всяких специалистов из администрации президента легко можете предугадать более половины вопросов, которые могут быть вам заданы. Припомните, чтобы вы хоть раз пытались эти вопросы угадать и придумать к ним подходящий ответ. С шуткой, цитатой или поразительными цифрами, воспроизведенными наизусть. Вспомним выступления на пресс-конференциях президента России. До сих пор не могу забыть, как он легко и непринужденно назвал заработную плату майора Вооруженных Сил, проходящего службу в Хабаровском крае. При этом разложил сумму на оклад, надбавки за выслугу лет и регион прохождения службы. Понятно, что если бы его попросили то же самое исполнить в отношении мичмана Морского Флота, проходящего службу в Калининградской области, он вряд ли припомнил бы данные. А ведь вопрос был не в этом. Речь просто шла о реформе Вооруженных Сил. Но я помню, какой эффект произвела эта фраза насчет зарплаты майора. Было впечатление, будто президент в курсе даже таких мелочей. Хотите выглядеть компетентным специалистом - готовьтесь к ответам на вопросы, угадывайте, какие из них могут быть заданы после вашей презентации.

Вот тринадцать принципов ответов на вопросы, следуя которым вы обеспечите еще более сильное позитивное впечатление, чем то, которое вызвала сама ваша презентация.

В первой части серии статей на тему «Как правильно отвечать на вопросы: примеры ответов » я привожу примеры на 20 вопросов, включая самые типичные вопросы, которые вам, скорее всего, будут задавать на собеседовании. Знать, как отвечать на вопросы работодателя, очень важно для вашего успеха. Ваша уверенность в себе зависит от понимания того, что вы сможете правильно и эффективно отвечать на вопросы.
Работодатели знают, что волнение может заставить кандидатов болтать до бесконечности. Продемонстрируйте свою уверенность в себе и свой интерес с помощью коротких и эффективных ответов. Слишком часто кандидаты, отвечая на вопрос, делают длинные паузы, начинают нервничать и говорить о постороннем, о том, что не имеет отношения к работе. Односложные ответы также неэффективны. Стремитесь к краткости, но также и к развернутости. В идеале должны быть короткие, лаконичные ответы, которые позволяют поддерживать разговор и обмениваться информацией.

Чтобы вам было понятно, что такое 60-секундная продажа и программа из пяти пунктов, которые я использую при ответах на вопросы, прочитайте мою статью:

Примеры ответов на вопросы

1. «Почему вы ушли с последнего места работы?»

Я гарантирую, что вам зададут этот вопрос, поэтому обязательно подготовьте на него правильный и приемлемый ответ. Хорошие причины для ухода включают в себя: поиск дополнительных возможностей для роста, переезд, сокращение или реорганизация. Ответы могут быть следующими:

  • «В компании произошло сокращение, поэтому я ищу работу».
  • «Компания, в которой я сейчас работаю, небольшая по масштабу и я добился всего, что только мог. Я ищу новый функционал (вызовы), чтобы использовать свои навыки и сильные стороны, и продолжать расти и вносить свой вклад».
  • «Мы только что переехали в этот город, чтобы быть рядом с нашей семьей, вот почему я ищу работу».

2. «Какие ваши слабые стороны?»

На недавнем семинаре, на котором я выступала, один из участников выкрикнул из зала: «Это очень глупый вопрос». Несмотря на это, многие работодатели многое узнают, задавая этот вопрос. Я всегда советую руководителям и HR-менеджерам, посещающим мои семинары, задавать этот вопрос, потому что кандидаты предоставляют им доказательства того, почему они не могут выполнять работу. Недавно финансовый директор рассказал мне вот такую историю: «Я проводил собеседование на должность бухгалтера. Когда я попросил кандидата рассказать мне о его слабых сторонах, он сказал: «Ну, как-то я перепутал 3 и 8, но, в итоге эта опечатка ни на что не повлияла». 3 и 8 — мы в сфере финансов! — воскликнул он, подчеркивая свое раздражение признанием кандидата. Я привожу эту историю каждый раз, потому что из-за этого вопроса многие люди совершают серьезную ошибку, указывая на свои недостатки или начиная «исповедоваться», как это сделал бухгалтер.

Если вы задумаетесь об этом заранее, и составите ответ, то этот вопрос покажется не таким уж и сложным. Рекомендую вам выбрать ту слабую сторону, которая не мешает вам выполнять свои обязанности. Ответ, который я всегда использовала, был следующий: «Шоколад — у меня слабость к шоколаду!» Ха, ха, ха, шутка, шутка, шутка. Добавить немного юмора в собеседование не повредит. И часто мы переходим к следующему вопросу. Но если интервьюер вернулся к своему вопросу и сказал: «Нет, на самом деле, какая ваша самая большая слабость?» Я могла бы ответить: «Вы знаете, когда я работаю над проектом, то я с головой в него ухожу, что забываю напрочь о времени. Прежде чем я узнаю, что рабочий день закончился и пора уходить, я все равно продолжаю работать. Наверное, это моя слабая сторона. Думаю, я должна понять, что нужно уходить с работы ровно в 19 часов. Но когда я работаю над проектом, я занимаюсь творчеством, и просто не могу прервать работу на полпути». Здесь слабая сторона превратилась в положительную, привлекательную черту.

Постарайтесь выбрать то, что не повредит вашим шансам получить работу. Лучший ответ для нашего бухгалтера, возможно, заключался в том, чтобы сказать: «У меня отличные навыки работы с компьютером. Я знаю, как работает Excel, но очень слабо разбираюсь в реальном программировании и мне нужно больше тренироваться, если мне понадобится писать код для ваших программ». Никто не просит его создать расширенное программное обеспечение, и его ответ фактически усиливает его компьютерные навыки.

Другой подход к ответу на этот вопрос заключается в том, чтобы обсудить навык, которым вы еще не в совершенстве владеете, а потом добавить, что вы ходите на специальные курсы и вплотную занимаетесь освоением этого навыка, и теперь этот навык стал намного лучше.

Если заранее подумать, вы можете выбрать что-то подобное, что не окажет негативного влияния на решение о приеме вас на работу. Другие приемлемые ответы включают признание того, что вы рискофоб, или что вы критически относитесь к своим собственным выступлениям, а иногда и слишком строги к себе, если совершаете ошибку.

3. «Каковы ваши сильные стороны?»

4. «Расскажите мне о ваших самых главных достижениях на вашем текущем месте работы или последнем».

Запишите три больших связанных с работой достижения, которые демонстрируют вашу способность выполнять обязанности работодателя. Не упоминайте про личные достижения, такие как «Я потерял 10 кг” или “Я выиграл в лотерею 300 000 руб.». Проиллюстрировать свои достижения лучше всего, сославшись на конкретные примеры, такие как: «Моим главным достижением я считаю, что по финансовым результатам наше подразделение в 2016 году было признано самым лучшим зарубежным подразделением в группе компаний «ХХХ».

5. «У вас большой опыт работы. Зачем вам такая работа на более низком уровне?»

Работодатель опасается, что , вам будет скучно, и вы захотите быстро покинуть компанию, если он наймет вас. Или он может подозревать, что вы “выгорели” на последнем месте работы и теперь ищите более легкую работу и не будете продуктивными. Вы должны предвосхитить этот вопрос. Не перепродавайте свои навыки. Не показывайте, что вы в отчаянии и готовы взяться за любую работу. Объясните, почему эта работа подходит именно вам. Расскажите о жизненных изменениях. Вы можете сказать, что хотите проводить больше времени со своей семьей и, следовательно, ищите работу, не требующую командировок.

Будьте осторожны, не говорите, что вам нужна легкая, без стресса работа, так как работодатель засомневается в том, что вы будете ответственно выполнять все должностные обязанности. Еще одна ошибка, которую следует избегать — не говорите: «Я готов начать с любой должности». Да, сейчас вы так думаете, но работодатель будет опасаться, что вы начнете искать новую работу завтра или, по крайней мере, будете ожидать увеличения зарплаты в скором времени, как только вы «проявите себя».

Работодатели неохотно берут на работу человека, который является сверхквалифицированным, потому что они считают такой сотрудник будет не удовлетворен такой работой, он не будет заинтересован в выполнении обязанностей, кроме того, он надолго не задержится в компании. Им не нужен тот, кто “перегорел” и воспринимает работу, как получение зарплаты. Часто ваши навыки и знания могут угрожать карьере вашего будущего руководителя, особенно, если вы лучше его подходите на его позицию.

Объясните, почему вы хотите эту позицию. «Мне нужна работа» — это не тот ответ, который понравится интервьюеру. У вас должна быть логичная, правдоподобная причина, почему понижение в должности — вас устраивает. Попробуйте что-то вроде этого: «Я сейчас занимаю позицию диспетчера и работаю 10 ночей в месяц. Для моей семьи это стало очень тяжело. Я решила найти должность бухгалтера, где я сосредоточусь на налогах и проверках, что позволит мне каждый вечер возвращаться домой. Должность диспетчера требует большого количества поездок за пределы города, что я больше не хочу делать. Я полагаю, что мои обширные финансовые навыки, которые я бы использовал у вас, положительно повлияли бы на вашу организацию. Я рассматриваю это как беспроигрышную ситуацию для нас обоих». Создайте разумное объяснение. Показывая отчаяние или готовность взяться за любую работу, вы тем самым себя дисквалифицируете. Компании важна эта позиция, и вы должны показать не только то, что вы справитесь с этими обязанностями, но и то, что вы хотите этим заниматься.

6. «Почему вы хотите уйти из нынешней компании?»

Ожидайте этот вопрос, так как его задают все работодатели. Они хотят услышать, что вы ищете больше вызовов, продвижения по службе, большего финансового вознаграждения. Вы также можете сказать, что увольняетесь, чтобы сократить время на дорогу, уменьшить количество командировок или потому, что ваша компания нестабильна.

Попробуйте ответить:

  • «Я многому научился в этой компании, но там нет возможностей для карьерного роста. Мне нравятся вызовы и овладение новыми навыками, а также совершенствование моих старых. Поэтому сейчас я ищу новую должность».
  • «Я узнал, что в вашей компании появилась открытая позиция. Мне нравится моя текущая должность, но возможность работать в крупной стабильной компании, в такой ​​как ваша, и добираться до офиса за 15 минут меня привлекает. В данный момент на дорогу у меня уходит от часа до двух».
  • «Я приобрел большой опыт на своих других позициях. Но теперь я хочу получить больше ответственности, чтобы иметь большее влияние на конечные результаты. Ваша компания действительно позволит мне увидеть плоды моего труда, и это важно для меня».

7. «Что вас мотивирует в работе?»

«Возможность применения своих сильных сторон и навыков в работе, чтобы быть продуктивным сотрудником. Я горжусь своей работой и получаю удовольствие, когда использую свои навыки». Перечислите свои главные навыки.

8. «Опишите свое идеальное место работы».

Объясните, что идеальная работа — это та, на которой вы можете в полной мере использовать свои таланты и быть наиболее продуктивным сотрудником. Большинство соискателей начинают говорить о зарплате, бенефитах, а не об обязанностях. Отложите обсуждение уровня заработной платы и льгот до тех пор, пока вам не сделают предложение. Вам все еще нужно убедить его, что вы идеальный кандидат для этой работы. Это отличная возможность подчеркнуть, что вам нравится изучать новое, что вы легко адаптируетесь и готовы при необходимости выполнять новые задачи. Повторяйте, что вы обладаете чертами идеального сотрудника. Это будет только плюсом.

9. «Как вы работаете над собой?»

Работодатели ценят сотрудников, которые не перестают учиться на протяжении всей жизни. Лучше всего сказать, что вы ходите на курсы, берете частные уроки, посещаете конференции или тренинги, читаете профессиональную литературу, чтобы улучшить свои навыки. Вы можете сказать: «Я записался в программу для получения сертификата “менеджер проектов”, и я над этим усердно работаю», или «Я сейчас собираюсь поступить в университет на вечернее отделение, чтобы получить МВА». Другой вариант: «Мне нравится проводить исследования в Интернете и тратить свободное время на чтение бизнес-статей, идеи из которых могут пригодиться в моей работе».

10. «Какую последнюю книгу вы прочитали?»

Часто это вопрос задают, чтобы узнать, что вы читаете по работе. Распространенная ошибка, которую допускают многие соискатели заключается в том, что они выбирают текущую горячую бизнес-книгу, которая сейчас у всех на устах и называют ее заголовок, чтобы выглядеть умным. Чаще всего следующий вопрос, который вам зададут, будет касаться принципов и теорий, изложенных в этой книги, а также их обсуждение и обмен мнений. Поэтому не пытайтесь притворяться, чтобы произвести впечатление на интервьюера — укажите книгу, которую вы знаете достаточно хорошо, чтобы поговорить о сюжете или содержании. Это не критический вопрос, поэтому не беспокойтесь, если книга, которую вы прочли недавно была романом, а не бизнес-книгой. Одно предостережение: не говорите, что темп вашей жизни настолько высок или вы так заняты воспитанием детей, что вам некогда читать. Вместо этого скажите: «Мне нравится читать журналы. Я люблю “Esquire” и “Cosmopolitan” (или «Forbes», или «Elle»)”, перечислите пару журналов, которые вы регулярно читаете.

11. «Расскажите нам о личной цели, которую вы хотите достичь».

Поделитесь целью, которая увеличит вашу ценность как работника. Овладение новым навыком, прохождение тренинга, изучение новой программы (приложения) — это то, что повысит вашу ценность для работодателя. Сертификаты, дипломы или учебные курсы, которые вы хотите завершить, также могут служить хорошим ответом.

12. «Считаете ли вы себя успешным?»

Конечно, же считаете. Так что ответьте: «Да, считаю, и я ежедневно настраиваюсь на успех, когда иду на работу. Я сосредотачиваюсь на том, чтобы быть продуктивным и приносить пользу моей организации». Или скажите: «Я всегда отдаюсь на 110% своей работе. На последней аттестации я получил высшие оценки».

13. «Что вы делаете, чтобы развиваться в своей профессиональной сфере?»

Одна из компаний, входящих в список Fortune 500, задает каждому кандидату этот вопрос. Зачем? Они хотят принять на работу людей, которые мыслят на несколько шагов вперед и умеют хорошо решать проблемы, и они знают, что, нанимая таких людей, которые постоянно учатся, они делают хорошие инвестиции в будущее компании. Объясните, что вы читаете специализированные журналы, следите за новостями в своей отрасли, читаете книги или ходите на курсы, чтобы развивать свои навыки.

14. «Я не уверен, что вы тот человек, который подходит для этой работы» .

Не отчаивайтесь, когда услышите нечто подобное на собеседовании. Почти все работодатели сомневаются в кандидате, хотя многие из них никогда не выражает свои опасения вслух. Смотрите на это, как на хорошую возможность продать себя. Используйте 60-секундную продажу и программу из 5 пунктов для ответа.

15. «Опишите худшего руководителя, который у вас когда-либо был».

Как бы вы не хотели покритиковать своего прошлого босса и рассказать об его ошибках, я предлагаю вам пересмотреть такой подход. Вместо этого попробуйте следующее: «Один руководитель не часто давал обратную связь. Могли месяцы проходить без какой-либо обратной связи от него или нельзя было понять, что у него было на уме. Мне не нравится, когда кто-то стоит надо мной, однако мне нравится чувствовать себя частью команды, вносить свой вклад, обмениваться идеями и осознавать, что моя работа соответствует целям моего босса и компании. По-моему, не хватало открытого общения. Я думаю, что действительно важен тет-а-тет между подчиненным и руководителем». Этот ответ демонстрирует положительную реакцию на важность совместной работы в достижении целей компании.

Некоторые позиции подразумевают большую автономию. Это растущая тенденция. В таком случае вы можете сформулировать свой ответ таким образом: «Я хорошо справляюсь со своей работой, и в течение двух лет у меня был босс, который давал мне большую автономию. Я преуспевала, достигая всех целей и время от времени их превосходила. Моего руководителя повысили, а новый предпочитает всех контролировать Мне и многим моим коллегам было трудно к этому привыкнуть. Я считаю, что я наиболее продуктивна, когда мне ставят четкие цели и предоставляют свободу действий».

16. «Какие обязанности на вашей предыдущей работе вам нравились?»

Рассказывая о том, что вам нравится, соотнесите это с работой, которую вы собираетесь делать для нового потенциального работодателя. Говорите конкретно о том, чем вы будете заниматься на этой должности, например, проводить тренинги для персонала, создавать электронные таблицы в Excel, управлять бюджетом или руководить проектом от начала до конца. Не говорите о бенефитах, таких как «Мне нравилось, что моя прошлая компания по пятницам заказывала сотрудникам пиццу за свой счет».

17. «Что вам не нравилось на последнем месте работы?»

Это сложный вопрос. Не сообщайте то, что может повлиять на вашу способность выполнять работу в этой компании. Когда будете приводить пример, используйте информацию, которую вы знаете о новой работе, например, тот факт, что все публикации этой компании передаются на аутсорсинг. На вашей предыдущей работе все делалось внутри компании штатными сотрудниками. Поэтому вы можете ответить: «Одна из вещей, которые мне действительно не нравились, — это время, необходимое для завершения проектов по печати. Мы делали это сами, не прибегая к аутсорсингу. У нас ушло семь недель, чтобы завершить проект, который мы могли бы закончить за пять дней, обратившись в компанию, которая специализируется на этом. Мне показалось, что процесс был не очень эффективным».

Лучший способ ответить на этот вопрос — выбрать что-то нейтральное, либо что-то, что будет для вас выгодным. Например: «На моей прошлой работе у нас были очень медленные компьютеры, и старая версия программ MS Office. Из-за этого у меня на работу уходило много времени, а старые версии предоставляли мало возможностей по функционалу, чем новые программы. Это меня беспокоило, но у компании не было средств для обновления своего оборудования».

18. «Опишите своего идеального руководителя».

На самом деле этим вопросом интервьюер подразумевает: «Сможете ли вы работать со мной?» Отвечайте соответствующим образом. Укажите стиль управления, который позволит вам быть наиболее продуктивным на работе. Приведите пример того, что сделал босс, например, «она дала автономию и у меня были полномочия принимать решения по ряду вопросов самостоятельно», или «мы все чувствовали, что мы являемся важной частью команды, к нашим идеям и предложениям прислушиваются».

19. «Почему вы так часто меняли работу?»

20. «Почему вы ушли с последнего места работы?»

Учитывая в какое время мы живем, сокращения и корпоративные увольнения происходят повсюду. Чтобы ответить на этот вопрос, вы можете сказать: «Моя компания, как и многие другие на рынке пострадала от кризиса, и моя позиция была ликвидирована во время реорганизации» или «Моя компания решила закрыть региональный офис, и весь мой отдел был распущен». Добавьте в конце: «Вот почему я сейчас ищу работу». Будьте осторожны при ответе, убедитесь, что ваш голос и тон не выражают гнев или отчаяние. Важно, чтобы вы не просто хотели выполнять какую-либо работу, а искали подходящую возможность. Вам нужно заставить работодателя поверить, что вы действительно хотите получить эту работу, а не готовы соглашаться на любую работу.

Все, что нужно знать, чтобы успешно пройти любой тип собеседования вы можете прочитать в книге

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

Работа с вопросами аудитории является крайне важным этапом Вашего выступления. Хорошие ответы и правильные реакции могут даже спасти не слишком качественное выступление, ровным счетом как и провальный блок работы с вопросами может запросто испортить блестящее выступление. Исходя уже из всего выше-сказанного, становиться совершенно очевидным то, что после того, как вы подготовились к выступлению, необходимо перейти к подготовке блока вопросов и ответов, а так же помнить перечисленные ниже принципы для корректного реагирования на интерес аудитории.

1. Провоцировать вопросы

Первое, что необходимо осознать – вопросы из зала нужны вам!

Задать вопросы можно касательно любого выступления, но далеко не всегда аудитория будет делать это, потому спикер может умышленно опускать важную и интересную целевую информацию, чтобы впоследствии получить вопрос в свой адрес.

Простейший пример : рассказываем о месте, где качественно оказывают какую-то услугу, расписываем все в красках, эмоционально и интересно, главное понимаем, что аудитории нужна эта информация. Умышленно забываем упомянуть, где находиться это самое место. Когда в конце выступления спросят – тогда уже и расскажем, где находиться и сколько стоит. В итоге и вопрос получили и продажу сделали непрямой.

2. Поощрять и не наказывать

Неоднократно замечал, как молодые и неуверенные в себе спикеры бояться вопросов и осознанно или нет, формируют в себе негативное отношение к оным. А это влечет за собой неадекватные реакции, такие как:

Очевидно недовольная и недоброжелательная мимикрия в момент поступления вопроса;

Фразы вроде: «у вас устаревшие данные» или «неактуальная информация» ;

Оскорбления вроде: «чушь!» , «бред!» или еще хуже;

Критика формулировки вопрошающего – помним, что задающий вопрос вовсе не должен быть выдающимся спикером и переговорщиком, может у человека проблемы с коммуникацией – не надо его «тыкать» в это.

Все упомянутые выше реакции являются ничем иным, как наказанием за вопрос – если мы хотим, чтобы вопросы продолжали поступать, а мнение о вас как о спикере и человеке сложилось хорошее – так не делаем.

Для поощрения вопроса можно сделать следующее:

  1. Невербальный акт – как минимум учтиво киваем в знак благодарности, если артистизм позволяет – делаем удивленное выражение лица, или одобрительно киваем – делаем это как во время поступления вопроса, так и после;
  2. Благодарим спросившего и оцениваем его вопрос. Вопрос может быть оценен как необычный, оригинальный, актуальный, смелый, блестящий и сильный, а так же как провокационный, неожиданный и хитрый. Если подключите вашу фантазию и заглянете в глаза вопрошающего – обязательно придумаете оценку, которая будет приятна именно ему или ей;
  3. Делаем комплимент спросившему, его компетентности, эрудированности, остроумию, чувству такта и так далее;

Нет нужды применять к каждому вопросу все три пункта, но поощрять вопросы в целом – необходимо.

3. Отвечать всем!

Помните, что аудитория - это один организм. Да он состоит из разных людей, мнений и мыслей, но пока они слушают спикера их объединяет контекст выступления и чувства связанные с ним, а это значит, что вопросы исходят не от человека, а от публики. Что-то, что озвучил один, может интересовать, если не всех, то добрую половину зала. Следовательно, поблагодарив спросившего, отвечаем всей аудитории.

4. Предварительные фильтры вопросов

Как перед выступлением мы устанавливаем регламент – некоторые договоренности с публикой о взаимодействии, так и после выступления, но перед блоком вопросов мы можем установить дополнительные договоренности.

Например, в основной части вашего выступления речь шла об определенной проблематике и статистике . Предположим, в статистике вы не уверенны, или просто не подготовились к вопросам касающихся цифр, может, есть какая-то иная причина, чтобы не обсуждать её. Ничего не мешает установить следующий фильтр:

«Господа, времени на вопросы у нас осталось не много, потому, давайте мы сейчас не будем обсуждать статистику и поговорим о наиболее важных аспектах…»

Мы исключили из всех возможных вопросов связанные со статистикой. Причем если кто-то и задаст вопрос в этом векторе, мы будем вправе сделать замечание, просто потому, что предварительно установили соответствующую договоренность.

5. Управлять выступлением

Помним, что во время публичного выступления главный человек в зале это именно спикер – значит, и правила (хотя скорее договоренности) устанавливает он.

Главная договоренность озвучивается еще перед выступлением, а именно – как задавать вопросы: во время выступления или после, поднимать руку, подходить к специальному микрофону или писать записку.

Если договоренность установлена – то все, что остается, это контролировать её соблюдение, поочередно жестом руки или кивком давать слово, например поднявшим руку. Всегда даем высказаться тому, кто еще ничего не спрашивал, далее по приоритетности пожилые люди, затем женщины.

Если в аудитории есть попытки задать вопрос не в соответствии с регламентом, необходимо напомнить об установленных договоренностях и принципиально давать слово только в соответствии с установленными правилами.

Крайне важно не вступать в перепалки и дискуссии. Если предмет вопроса таков, что в дискуссии заинтересовано слишком много людей в зале – переносите обсуждение на время после окончания выступления.

Не позволяйте людям задавать вам очереди вопросов. Отвечая поочередно на 2-3 или более вопросов от одного человека, вы лишаете этой возможности других, а время идет.

Помните, что вы не обязаны отвечать на вопрос. Это значит, что если он слишком частный или не корректный вы вправе прокомментировать это либо пообещать ответить на него после выступления лично спросившему.

И главное – именно вы говорите, когда завершен блок ответов на вопросы. То есть прекратить отвечать вы можете в любой момент.

6. Не быть всезнайкой

Обычно когда я говорю об этом на тренингах, всегда находиться несколько людей впавших в недоумение. И действительно, сложилось мнение, что спикер должен знать все. А это не так.

Вы не обязаны знать всего и даже всего по теме вашего выступления. Об этом можно честно сказать аудитории – как прямо: «Вы знаете, никогда не задавался поиском ответа на этот вопрос» или «Интересный вопрос, я обязательно подумаю над ним, но сейчас ответить не готов» . Так и косвенно: «У меня есть данные на этот счет, но я в них не уверен…»

Как правило, когда мы чего-то не знаем, но пытаемся ответить, события разворачиваются так. После весьма обтекаемого и не четкого ответа, кто-то из зала пытается все же понять смысл ваших слов и задает еще более детализированный и подробный вопрос – попытка ответить на него будет еще менее успешной, чем предыдущая. Подобные вопросы будут поступать до тех пор, пока не завалят спикера окончательно, а аудитория не убедиться в его некомпетентности. Причем если спикер сам укажет на свою некомпетентность в вопросе – все будет хорошо. Аудитория ВСЕГДА относиться к подобным проявлениям с пониманием.

7. Краткость на вес золота

Часто получив хороший вопрос, неопытный спикер начинает не только отвечать на него, но и высказывать свое мнение, отношение или аргументировать свое мнение. Этого делать не надо, во всяком случае, пока не поступит целевой вопрос вроде: «А почему вы так думаете» или «Можете ли аргументировать» . Всегда отвечаем только на вопрос. Не больше, не меньше.

8. Делайте подсады

Тут, думаю, все просто. Если формат мероприятия позволяет – пригласите одного или несколько друзей с заготовленными заранее вопросами, а значит и ответами. Просите их каждый раз тянуть руку и давайте слово по мере необходимости. В продвинутом варианте можно обеспечить себе еще одну волну эмоций. Например первый подсадной вопрос будет очень болезненным и проблематичным и ваш ответ на него заставит аудиторию опечалиться, задуматься, сопереживать. После чего последует вопрос, ответ на который будет жизнеутверждающим и позитивным, что в свою очередь создаст в аудитории контрастный предыдущему эмоциональный фон. Чем больше таких эмоциональных скачков в вашем выступлении – тем лучше. Почему бы не обеспечить несколько, благодаря вопросам.

9. Угадывайте и фиксируйте вопросы

Во-первых, выступая с той или иной темой регулярно, всегда фиксируйте поступающие вопросы. Попросите кого-то записывать их или выпишите их самостоятельно, если велась аудио или видеозапись выступления. С большой вероятностью вопросы повторяться, когда вы будете выступать в следующий раз, а значит, у вас есть возможность подготовиться к ответам на них еще лучше.

Во-вторых, просто угадывайте возможные вопросы при подготовке. Когда-то я работал на телеканале «Интер» и не понаслышке знаю, что пресс-службы разных публичных деятелей предугадывают до 70% всех поступающих вопросов. Это притом, что журналисты, как правило, готовят крайне каверзные вопросы, чтобы выделиться на фоне остальных и получить эксклюзивный материал. Когда вы видите, как отвечая на вопрос, спикер, задумавшись, цитирует кого-то, проводит экскурс в историю с упоминанием дат и событий и блестяще отвечает на вопрос – можете быть уверены, вопрос был предугадан, а ответ на него был заготовлен.

10. Алгоритм подготовки к блоку вопросов и ответов

Помним о необходимости установить договоренность в регламенте о том, когда и как задавать вопросы.

Помним о необходимости после выступления объявить блок вопросов и ответов, к примеру: «Я закончил, если у вас имеются какие-то вопросы – я готов с радостью на них ответить!»

В процессе подготовки к выступлению берем нашу финальную запись на диктофон или камеру и, прослушав ее, задаем вопросы сами себе. Записываем их.

Показываем или даем прослушать нашу запись друзьям, коллегам или родственникам. Просим их задать максимальное количество вопросов. Записываем их.

Если есть возможность выступить перед друзьями, коллегами или родственниками, желательно не теми, кто видел или слушал запись – выступаем. Просим задать вопросы. Записываем их.

В получившемся списке вопросов находим повторы. Например, вы сами задали себе вопрос, и схожий задал кто-то из вашего окружения – на такие готовим ответы в первую очередь. Затем готовим ответы на все остальные. Ответ готовим не в письменном виде, а тезисами, как и все выступление в целом.

Помним, что блок ответов на вопросы, так же важен как и само выступление. Успех хорошего вступления – в хорошей подготовке , вопросов это тоже касается.

Предыстория возникновения этой статьи довольно специфическая.

Я неоднократно стал замечать на разных конференциях, как ко мне подходят другие спикеры (необязательно те, кто в тот же день выступал) и задают вопрос: «Денис, дайте несколько рекомендаций, как отвечать на неудобные вопросы?»

Последний раз мне такой вопрос задали по личной почте.

Также я предварительно спросил у своих последователей в Facebook, будет ли им интересна статья на эту тему. Ответ был с конверсией в 100% - «Да».

Особенно сложно далась завершающая часть статьи, где я привожу 12 техник работы с неудобными вопросами. Сложно было систематизировать то, что было в голове.

Надеюсь, мои мысли пригодятся вам.

Основы и понятия

Вопросы должны быть. Нравится вам это или нет. Это одна из составляющих публичного выступления, поэтому ваша задача - всегда планировать свой доклад таким образом, чтобы оставить время на вопросы.

Что такое «неудобный вопрос»? Недавно во время дискуссии в Facebook один читатель трактовал это понятие, как «вопрос, на который не знаешь ответа».

Не совсем так. Приведу пример ответа Квентина Тарантино, который я упоминал в своей книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»:

- Квентин, а вам не кажется, что вы так и не сняли ничего лучше «Криминального чтива?»

- А кто снял?

Как видите, здесь ситуация не в незнании, а в провокации.

Следующий важный момент - когда вы находитесь на сцене, НИКОГДА не отвечайте на провокацию, не переходите на грубости и не начинайте ворчать. Сложно? Да, очень. Но это один из ключевых моментов. Провокатор только и ждет, как вы ему ответите на повышенных тонах. Обломайте его, и он сам обломается.

Зачем такие вопросы задают? Да все просто, чтобы подорвать ваш авторитет и «блеснуть» интеллектом перед публикой. И только вам решать, позволять ли это делать.

Запомните, когда вам задают неудобный вопрос - думайте не о том человеке, который его задал, а об остальных слушателях. Все это «шоу» создается провокатором именно для них. И тут очень важно понимать определяющий момент действа - важно не то, что о вас подумает задающий вопрос, а как примут вашу реакцию и ответ слушатели.

Начнете размахивать саблей - сами от нее пострадаете. Подойдете к моменту с холодной головой и трезвым умом - выйдете достойно.

Порой «вопрос-ответ» запоминаются лучше, чем все ваше выступление. И чаще всего в кулуарах обсуждаются именно «вопросы-ответы», а не доклады.

Готовьтесь всегда заранее

Самое первое, что нужно сделать - сузить поле для маневров провокатора. Перед вами не просто тролль. Провокации в вопросах во время выступления - это чистой воды интеллектуальный троллинг. Ведь в зале не школьники с мороженкой, а умные и сообразительные люди. Поэтому «разруливать» такой интеллектуальный троллинг нужно тоже интеллектуально.

Как свести к минимуму шансы на неудобные вопросы?

  1. Во время доклада и вообще во время всей своей активности говорите правду. Потому что если вас подловят на лжи - это уже удар по репутации.
  2. Продвигайте только свои идеи - подтверждайте свое авторство какими-то высказываниями, примерами, а также историями из прошлого. Если вы чужое называете своим, рано или поздно получите по шапке.
  3. Знайте свои слабые стороны - они есть у всех нас. Какие-то бросаются в глаза, какие-то проявляются редко. Но вы обязаны всегда помнить, что ваши уязвимые места - это сильный козырь у тролля.

Все начинается с самого начала. На сцене должен быть «мужик», а не «тряпка». Я к своему сожалению слышал доклады, где спикер так мямлил, что просто не выдерживали нервы… Неуверенно, тихо, с запинками и т.д. Это было реально жалкое зрелище. Друзья, УЧИТЕСЬ ВЫСТУПАТЬ, развивайте в себе уверенность работы перед публикой.

В зале и на сцене во время своего выступления королем являетесь именно вы. И во время выступления действуют только ваши правила. Это нужно дать понять с первой секунды. Перед слушателями должен предстать сильный харизматичный человек. Тогда тролль дважды подумает, стоит ли рисковать.

Другой минус, который я замечал - это когда спикеры начинают доклад, еще не выйдя на сцену и даже поднимаясь по ступенькам. Это неуважение к аудитории.

Я делаю так: уверенно и медленно выхожу на середину сцены, молчу секунд 7-10, осматриваю взглядом весь зал. Как только я увидел, что все на меня смотрят, тогда начинаю. Вы же выступаете не для микрофона и камеры, а прежде всего для сидящих людей в зале, даже если их всего 10 человек, а то и меньше. Профессионал - всегда профессионал.

Никогда не начинайте с представления, кто вы и чем занимаетесь. Расскажите какую-то интересную короткую историю, анекдот, занятный факт, данные исследования или же сразу выпалите какой-то серьезный секрет. Ваша задача - включить аудиторию с первых секунд. И в течение своего доклада тоже практикуйте легкий ликбез или юмор. Ваша задача - расположить к себе аудиторию. Вы должны стать «звездой» на время своего выступления.

Зачем я сейчас это пишу, если эти советы не о вопросах? А потому что харизма и навыки работы с аудиторией - это серьезное оружие для спикера. Уверенному в себе выступающему, которого принимает и поддерживает зал, не сильно хочется задавать неудобные вопросы.

И, конечно же, основа основ - у вас должен быть сильный доклад. Я периодически слышал от спикеров, что они готовили презентацию чуть ли не на коленях или за несколько часов до момента, когда вся страна просыпается.

Такое позволительно только асам, способным эффектно выступить и без слайдов. Если вы пока еще не относитесь к такой категории - я вам рекомендую минимум 2 раза проговорить свой доклад, войти в роль, походить по офису или комнате, активно жестикулировать. В общем, проводите генеральную репетицию.

В этом нет ничего зазорного, такая сфера. Артисты же не зря это делают?

Когда вы сделали сильный доклад, который оценила публика - по большому счету, и «трогать» вас не хочется. Молодец, что тут сказать?

Разведка - хороший ход, грамотный

ТОПовые именитые спикеры любят проводить «саунд-чек». За день до выступления они приходят в зал, осматриваются, проникаются самой аудиторией, находят места, где им более комфортно общаться с аудиторией.

Также идет прогон слайдов, проверяется акустика зала.

Кстати, была у меня одна ситуация, когда по просьбе организаторов я слегка переделал слайды и структуру своего доклада. И отправил новую версию.

Когда я перед выступлением подошел к ведущему и попросил пролистать на компьютере свою презентацию, был удивлен, что там находилась старая версия… Хорошо, что у меня всегда с собой флешка, чтобы в случае таких инцидентов можно было бы все исправить.

Вы себе представляете, как бы я выглядел на сцене? Все тролли сразу бы проснулись и начали бы «жарить» не по-детски. И, признаюсь, жарили бы по делу. За ошибки нужно платить. Поэтому, проверяйте презентацию перед выступлением.

Я не люблю выступать первым. Мне лично проще посетить два доклада, которые идут перед моим выступлением, и понаблюдать за залом. Очень много полезного можно заметить.

Во-первых , вас будут сравнивать с другими спикерами, это естественно. Поэтому, наблюдайте за ними, отмечайте для себя моменты, которые не нужно повторять.

Во-вторых , замечайте в зале наиболее внимательных слушателей. И во время своего выступления поддерживайте с ними визуальный контакт. Так будет для вас проще, когда вы встречаетесь с внимательными глазами.

В-третьих , обратите внимание, есть ли в зале известные вам люди. Или люди с известным для аудитории именем. Не лишним будет во время выступления их упомянуть и обратить на них внимание. А если есть какая-то история, вас объединяющая, можно и ее подключить. Когда на вашей стороне авторитет, тролль тоже дважды подумает, наносить ли вам удар.

Это была внешняя разведка.

Теперь поговорим о внутренней. Поверьте, порядка 80 % неудобных вопросов вы можете продумать самостоятельно и заранее подготовить на них по несколько версий ответов. С опытом вы заметите, что они повторяются в разных аудиториях.

Что это может быть? Как я уже раньше сказал - ваши слабые стороны. Дальше, если есть в докладе какие-то сомнительные или спорные моменты, лучше их рубите. Разве что вы не собираетесь сами на них сыграть.

Всегда ведите учет неудобных вопросов, которые вам когда-либо или где-то задавали. Пополняйте этот список новыми вопросами и постоянно продумывайте, как бы вы на них ответили по-другому, если бы снова с ними столкнулись.

Еще важный момент - сделайте определенные речевые заготовки для ответов на резкие и смелые слова в стиле «эгоист», «игра в бога», «вы не правы», «комплекс», «это уже давно неправда», «вы лукавите» и т.д.

Не скажу, что вы с этим будете часто сталкиваться, но будете. Я пока еще не придумал лучшего способа, чем веселая аллюзия с профессорской концовкой, когда вы не реагируете на провокацию, а сводите в шутку, а потом «включаете» профессора. Помните, ваша задача - работать на остальных слушателей, а не провокатора. Если вам задают резкий вопрос с указанными фразами, для слушателей он тоже покажется резким и в этот момент они будут полностью на вашей стороне.

Как-то у меня был интересный случай. На все 100 % дословно вопрос не помню, но суть передаю точно:

- Денис, а вам не кажется, что столь частый пиар ваших книг в сетях и посты по каждому их упоминанию - это все-таки перебор? Может, это какой-то комплекс?

- Да, есть у меня комплекс. Зенитно-ракетный. И всегда с собой. Хотите, покажу? А если по сути: можете взять калькулятор и посчитать процент таких публикаций в общем количестве информации, которой я делюсь. Вы увидите, что их не больше 10%. Допустимый показатель. Полезными статьями я делюсь чаще, можете тоже посчитать, и при следующей встрече сверим результаты.

Если бы не заготовка на слово «комплекс», ответ был бы не столь интересным. Как видите, такое выручает. Плюс, с вопросом пиара своих книг, который некоторых товарищей раздражает, я сталкивался и ранее (уверен, что буду сталкиваться и дальше), поэтому и вторая часть моего ответа уже была заготовлена заранее.

И еще был показательный случай. Ответ в одно слово, и вопрос исчерпан:

- Денис, вот вы говорите о коммерческом предложении, которое привело к заключению сделки на 4,5 млн. евро. Почему нам верить? Мне кажется, вы тут обманываете, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

- Аргументы?

Аргументов не оказалось, да и откуда, если указанный показатель - правда. Поэтому я и писал выше - говорите правду, только правду и ничего кроме правды.

И вообще, читайте Жванецкого, книги по переговорным техникам, книгу Анвара Бакирова «Разговорный гипноз» и Эрла Стенли Гарднера (серия про адвоката Перри Мейсона), также полезна для общего развития книга «Энкоды» - мозг будет работать в нужном направлении, и риторику подтянете.

12 техник работы с неудобными вопросами

Ну а теперь давайте поговорим о разных техниках работы с неудобными вопросами.

Уточните вопрос

Если вас вопрос реально застал врасплох, можете выиграть немного времени - попросите его повторить. Это даст вам несколько секунд на размышление и слегка разозлит провокатора (вам на пользу).

Только скажите так: «Простите, не совсем расслышал ваш вопрос, можете повторить?».

Переспросите

Цель аналогична - выиграть немного времени на размышления. Просто скажите: «Точно ли я расслышал Ваш вопрос…?».

Запросите расшифровку

Фраза может выглядеть так: «Знаете, довольно общий вопрос, а я привык отвечать конкретно. Могли бы вы сообщить, что конкретно имеете в виду?».

Хороший ход. Грамотный. Вы легко ставите тролля на место, и теперь он уже должен «отдуваться». Чем больше говорит тролль, тем больше шансов и вам за что-то «зацепиться» в ответ.

Запросите конкретный пример

Одна из моих любимых техник. Провокатор в подавляющем большинстве случаев начинает давать задний ход.

«Спасибо, я понял Ваш вопрос. Загвоздка в том, что я предпочитаю обсуждать конкретный пример, а не вероятности. Приведите, пожалуйста, пример, и я Вам все по полочкам разложу».

Как правило, конкретного примера не оказывается или начинается какое-то ответное мычание. Тогда для общего эффекта спасайте тролля, берите инициативу в свои руки. Публика оценит.

Импровизируйте, вводите новые термины

Хороший способ красиво уйти от прямого ответа, еще и можно тролля умно высмеять. Лучше его применяйте при реально неудобном вопросе.

Придумайте какой-то термин и сразу дайте ему расшифровку и хотя бы слегка свяжите с вопросом. Авось, и реально хороший термин придумаете, как один из наших читателей выдал слово «Купирайтинг».

«Знаете… Хотя, скорее всего, не знаете, есть в нашей сфере такое понятие как «__________». Слышали? Так вот, оно означает следующее … У нас ситуация аналогичная…».

Вспоминайте ситуацию из прошлого

Применяйте, если вам задают такой вопрос уже не в первый раз.

«Когда в последний раз мне задавали такой вопрос, это было в…, я ответил так: … Теперь могу добавить следующее…».

Переведите в кулуары

Нечасто применял такую технику, но видел, как это ловко делают другие. Цель - не дать троллю разговориться и один вопрос не превратить в пять.

Ваша задача: начать отвечать на вопрос, дать несколько ценных ремарок (не больше 30% всего ответа), а потом деликатно перевести все в кулуары:

«Это только немного из того, что можно сказать. Давайте сделаем так, чтобы не отнимать много времени, подойдите ко мне после выступления, и я вам объясню свою позицию. Договорились?».

И вряд ли вам скажут «Нет, я хочу здесь и сейчас» . «Я» - это, конечно, хорошо, но на сцене находитесь вы. Ваша сцена - ваши правила.

«Боже, какой прекрасный вопрос»

Станьте «душкой». Это всегда мило. Только тут нужно учитывать момент, что «душка» хорош при общении с противоположным полом.

«Боже, какой прекрасный вопрос! Спасибо вам большое. У меня еще нет точного ответа, но есть несколько версий… Давайте вместе выберем наиболее оптимальную. Итак, версия первая…».

Проведите аналогию с какой-то другой сферой

Одна из наиболее действенных техник, которую я применяю очень часто. Она сводится к тому, что вы уводите дискуссию от конкретной ситуации, а проецируете абсолютно новую, из другой сферы деятельности или жизни.

Но вы проводите аналогию, не устраиваете конфронтацию, а завершаете свой ответ очень корректно и по-джентльменски, в этом секрет. Причем выбранная сфера деятельности должна быть понятной всем окружающим. Давайте, я просто приведу пример из своей практики:

- Денис, вот вы отстаиваете технику так называемых «горячих точек». Мы недавно ради эксперимента поменяли свой текст и описали услугу по «горячим точкам». Эффективность стала даже немного хуже. Вы пускаете пыль в глаза умными словами и теориями? Зачем?

- Хороший вопрос, спасибо, что его задали. Смотрите, возьмем рецепт плова с мидиями. И возьмем пять разных хозяек, которые будут готовить этот плов впервые. Рецепт один и тот же, продукты купили в одном и том же магазине. Даже если он будет готовиться на одной и той же кухне - в итоге мы получим 5 разных версий плова с мидиями. Один будет пресным, другой наоборот окажется пересоленным, в третьем рис превратился в кашу и так далее. Вопрос - так ли плох рецепт? Давайте поступим следующим образом: у меня с собой планшет с 3 G -интернетом. После выступления подойдите ко мне, мы откроем сайт с вашим новым текстом и посмотрим, как его сделать круче, договорились?

Я свожу конфликт до минимума. Не оставляю выбора, потому что какие-то другие вопросы от этого человека уже будут публикой трактоваться как перебор. Ведь я по-джентльменски предложил решить якобы проблемный вопрос.

«Это вопрос времени»

Чисто переговорная техника, которая отлично работает и при ответе на провокационные вопросы.

Прочитайте этот диалог:

- Вот вы говорите, что сегодня контент и ведение корпоративного блога - это тренд маркетинга. Лично для меня пока все это выглядит очень рискованно и сомнительно. Гораздо проще использовать уже проверенные техники продвижения. Вы просто оказываете услуги по разработке контента, поэтому вам и выгодно лоббировать его якобы супер-силу.

- Понимаете, вопрос не в том, нравится вам это или не нравится, верите вы этому или нет, а в том, когда вы сами к этому придете. И тут главное, чтобы в этот момент вы не были среди последних, потому что придется догонять остальных. Я лично вам не продаю свои услуги, а наоборот говорю, что создавать контент вы можете самостоятельно. Когда я в банковской сфере продвигал пластиковые карты и услугу «зарплатный проект» в момент их появления, тоже сталкивался с подобной реакцией, когда люди сомневались в прелестях этого нового для них платежного инструмента. А сейчас откройте свои кошельки и посмотрите, сколько в них платежных карт. Это вопрос времени, и только вам решать - быть среди первых или последних.

Подключайте афоризм

Не особо люблю эту технику из-за ее интеллектуальной банальности, но часто видел, как другие спикеры с ее помощью снижали высокую температуру дискуссии.

Отвечая на неудобный вопрос, вы подключаете какую-то умную и уместную мысль известного человека. Со стороны это позволяет вам получить преимущество, потому что вы негласно привлекаете на свою сторону какого-то человека с сильной репутацией. И получается, что в дискуссии у вас счет уже не 1-1, а 2-1 в вашу пользу, потому как ваш оппонент, получается, спорит не только с вами, но и еще с серьезным авторитетом.

- Вы говорите о том, что размер шрифта должен быть 12-14 кегля. Мы используем 10-ый кегль, и тогда на первом экране перед читателем больше текста и мы получаем возможность сообщить ему больше информации без прокрутки. Да и если человеку интересна информация, он будет читать ее, каким бы шрифтом она не была передана.

-Знаете, по этому поводу хорошо сказал Роберт Чалдини. Его фраза выглядела так: « Ваши аргументы будут считаться гораздо более убедительными, если они напечатаны удобным для чтения шрифтом». Заметьте, что вопрос не только в размере, но и в теме шрифта. Десятый кегль шрифта Times New Roman отличается по своей высоте от такого же десятого кегля тем Tahoma и Verdana . Я приводил пример конкретной темы шрифта и его оптимального размера, потому что считаю именно указанный диапазон максимально удобным для чтения и хорошего восприятия.

У спикера должен быть свой «цитатник», в котором он сохраняет очень меткие высказывания для своих выступлений. И перед каждым новым докладом абсолютно не лишним будет вновь сканировать этот список. Да и слушатели любят меткие цитаты.

Используйте юмор

Меткий и хороший юмор всегда разряжает ситуацию и смягчает напряженность. Вооружите свой арсенал хорошими и веселыми шутками, которые можно использовать в различных ситуациях.

Одна из моих любимых - это сыграть на относительности, ведь по большому счету любая ситуация, любая позиция и даже любое правило относительно.

Вот сама шутка: «Знаете, на самом деле все относительно. К примеру, три волоса на голове - это мало. А вот три волоса в супе - это уже перебор. Так и в нашей ситуации…».

Наконец-то, постскриптум…

Насколько пригодятся такие навыки? Не буду ничего говорить, тут уже каждый решает сам. Но даже на улице любая драка начинается с разговора, а именно с неправильного ответа на какой-то вопрос.

Аль Капоне говорил «Я отдам три десятка своих головорезов за одного человека, умеющего решать вопросы, разговаривая» .

Навыки риторики позволят вам уйти от провокаций и достойно ответить оппоненту без перехода на грубости и личное. Более того, хотите вы этого или нет, но каждый профессиональный спикер должен уметь достойно отвечать на неудобные вопросы.

Когда настало время для вопросов, переключите презентацию на ранее заготовленный слайд, подобный этому:

В любом случае, каждый сам решает, как ему реагировать на неудобные вопросы. Я всего лишь поделился с вами своим видением и точкой зрения.

Надеюсь, эта информация была для вас полезной. И спасибо, что дочитали эту длинную статью в 20 000 знаков до самого конца.